Моя педагогическая копилка
Я - волонтёр!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_tekst_itog_final.doc | 694 КБ |
doklad_po_volonterstvu_solonenchuk2.pptx | 1 МБ |
iz_opyta_raboty_volontyorov.doc | 32 КБ |
aktualnost_voprosa.docx | 18.48 КБ |
volontyorstvo_v_shkole.docx | 354.97 КБ |
tsel_proekta.docx | 20.07 КБ |
Типовая программа по истории 5-9 классы (ФГОС) | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное
учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи,
Центр диагностики и консультирования
Петроградского района Санкт-Петербурга
«Психолого-педагогический центр «Здоровье»
ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
РАЙОННАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА
2014
ППЦ «Здоровье»
Составители: Кривошеина О.А., Денисова А.В.
Редактор: Кочубей Н.И.
Брошюра «Волонтёрство и добровольчество в современной школе» может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в ГБОУ, учащимся старших классов, а так же всем тем, кто интересуется вопросами волонтёрства и добровольчества.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
В истории человечества есть масса примеров добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой человеком или группой людей нуждающимся в этом людям или обществу в целом. Она может иметь различные формы: от помощи бездомным животным отдельным человеком до усилий тысячи людей в преодолении стихийных бедствий и урегулирования конфликтных ситуаций. В любом своем проявлении помощь, не направленная на извлечение выгоды, гуманна по своим идеям.
В современной западной социологии «волонтёрство» (Volenteerism) применяется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества.
Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду для возможности помочь нуждающимся.
Волонтёрство для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество. Волонтёрство - мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста.
Оглавление
2. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 10
3.3. СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 11
3.4. КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 12
3.5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 14
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ И ВОЛОНТЁРСТВЕ 15
4.ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ РЭП 17
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ 19
8. СПИСОК ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 23
9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 24
1. ИСТОРИЯ ВОЛОНТЁРСТВА
Доброволец, волонтёр – (фр. volontaire – лат. Voluntarius –«желающий») - лицо, осуществляющее какую-либо деятельность добровольно. Добровольчество возникло тогда, когда возникло человечество. Необходимость выживать в трудных внешних условиях приводила первобытных людей к сплочению и готовности помогать. Примеры альтруизма – самопожертвования в интересах других людей - известны как из литературы (например, Данко - герой рассказа М. Горького, вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям), так и из современной истории - Александр Матросов своим телом закрыл дзот, откуда немецкие пулеметчики обстреливали советских солдат. Долгие годы понятие добровольчества было военным термином, т.к. являлось основным способом комплектования армий, что продолжалось вплоть до введения всеобщей военной повинности. В XVIII - XIX веках в Австро-Венгрии, Франции, Италии волонтёрские полки действовали как часть регулярной армии.
Развитие волонтёрства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего.
Российская история богата примерами добровольческого труда знаменитых и состоятельных россиян. Декабристы, высланные в Сибирь за восстание против царя, строили школы, преподавали, учили крестьян садоводству, открывали театры. Когда в конце 19 века было отменено крепостное право, стала развиваться сеть земских врачей, которые боролись за бесплатную медицинскую помощь для крестьян, и нередко сами работали бесплатно. Дети и молодежь активно вовлекались в добровольчество в советской России через молодежные движения октябрят, пионеров, комсомольцев. Во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. тысячи жителей России ушли добровольцами на фронт. После войны в 50-х годах началось массовое движение по освоению земель Казахстана, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Тысячи добровольцев со всей страны приняли участие в реализации этой задачи. В СССР действовало мощное движение добровольных доноров крови, и быть донором было крайне почетно. В современной истории России добровольчество играет колоссальную роль. Во время терактов в Норд-Осте, Беслане, Москве сотни тысяч людей сдавали деньги, кровь, оказывали поддержку пострадавшим. Добровольцы помогали семьям пострадавших во время взрывов в шахтах на Кузбассе. Добровольцы тушили лесные пожары и оказывали помощь пострадавших в природных катаклизмах. Они собирают мусор и учат людей жить экологично, защищают животных и дикую природу. Добровольцы помогают людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, навещают пожилых и воспитанников детских домов, пациентов больниц и людей с ограниченным возможностями. Добровольчество в настоящий момент переживает бурное развитие в России. Большинство добровольцев – молодые люди, учащиеся в образовательных учреждениях.
История добровольчества в России еще пишется, и каждый из нас может сделать мир лучше, выделив часть своего времени для работы добровольцем.
2. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Принципы волонтёрской деятельности
- Добровольность – никто не может быть принужден к занятию волонтёрской деятельностью. Волонтёрская деятельность осуществляется по собственной инициативе волонтёра.
- Безвозмездность – волонтёрская деятельность не оплачивается и не является альтернативой оплачиваемой работе.
- Уважение – волонтёр уважает достоинство, личностные и культурные особенности людей.
- Ответственность – волонтёр несет ответственность за свою работу, ее качество и соблюдение установленных сроков.
- Самосовершенствование – Волонтёр всегда открыт для приобретения новых знаний и навыков.
- Здоровый образ жизни – волонтёр не курит, не употребляет алкогольные напитки и наркотические вещества, подавая пример другим членам общества.
- Нравственность – волонтёр соблюдает морально-этические принципы.
- Равенство - добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности.
2.2. Права волонтёра
- Волонтёр имеет право выбора того вида деятельности, в котором он компетентен и который считает для себя наиболее интересной.
- Волонтёр имеет право на уважительное и доброжелательное отношение к себе других участников проекта.
- Волонтёр имеет право на признание и справедливую оценку его вклада, а также на учет времени, затраченного на волонтёрскую деятельность.
- Волонтёр имеет право на обеспечение его безопасности.
- Волонтёр имеет право ознакомления с критериями отбора для того или иного мероприятия.
- Волонтёр имеет право на предварительное обучение, если это необходимо для проведения мероприятия.
- Волонтёр имеет право на получение экипировки, если это предусмотрено условиями проведения мероприятия.
- Волонтёр имеет право на предоставление бесплатного питания, если работает в течение длительного времени.
- Волонтёр имеет право на транспортировку, если выполнение его обязанностей происходит в ночное время суток (с 22.00 до 06.00).
2.3. Обязанности волонтёра
- Волонтёр обязан соблюдать законодательство Российской Федерации.
- Волонтёр не имеет права вести политическую и/или религиозную пропаганду на мероприятиях, в которых принимает участие.
- Волонтёр обязан уважительно относиться к другим участникам мероприятия, в том числе к персоналу учреждений, с которыми ведется сотрудничество, а также к другим волонтёрам.
- Волонтёр не имеет права препятствовать подготовке и проведению мероприятия.
- Волонтёр обязан согласовывать все свои действия в рамках реализации мероприятия с координатором, ответственным за это мероприятие.
- Волонтёр не имеет права публично обсуждать и осуждать деятельность координаторов и/или организаторов мероприятия. Все возникающие вопросы обсуждаются наедине с координаторами и/или организаторами мероприятия.
- Волонтёр не имеет права распространять конфиденциальную информацию, которая стала известна ему в ходе подготовки и проведения мероприятия.
- Волонтёр обязан предоставлять отчет о своей деятельности (особенно финансовой, если для выполнения задания были затрачены материальные средства). Все виды финансовой деятельности должны обсуждаться.
2.4. Заповеди волонтёра
- Будь верен общему Делу.
- Цени важность своей роли. Нет маленьких ролей – есть общее дело.
- Понимай задачу, которую ты выполняешь.
- Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей, которую выполняешь.
- Работай искренне и делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу еще более эффективной.
- Дорожи командным духом, стремись к разрешению конфликтных ситуаций без вовлечения в них руководства.
- Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в себе и ответственности.
- Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.
- Гордись карьерой волонтёра. Она значительно увеличивает богатство души.
3. ВИДЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы привыкли, что волонтёрство, как правило, затрагивает остросоциальные сферы нашей жизни — помощь людям с ограниченными возможностями, детским домам, одиноким пожилым людям, бездомным животным. Но острые социальные вопросы - не единственная сфера, где необходима помощь добровольцев, а охват волонтёрами различных областей жизни намного шире.
01 сентября 2014 года на основании Распоряжения администрации Петроградского района на базе Психолого-педагогического центра «Здоровье» начала свою работу Районная экспериментальная площадка по организации волонтёрского движения в Петроградском районе на основе взаимодействия государственных и общественных институтов по развитию общественной активности обучающихся образовательных учреждений в решении вопросов социальной значимости. ( РЭП).
Уже в сентябре 2014 года специалисты РЭП были приглашены на совещание для заместителей директоров по ВР «Организация добровольческой деятельности в образовательных учреждениях: перспективы практической работы в 2014-2015 учебном году», на котором было принято совместное решение начать работу с формирования пяти направлений волонтёрской деятельности в образовательных учреждениях Петроградского района.
- Социальное волонтёрство
- Экологическое волонтёрство
- Спортивное волонтёрство
- Культурное волонтёрство
- Гражданско-правовое волонтёрство
3.1 СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывая помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, детям блокадного Ленинграда, сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании и волонтёры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость.
На базе образовательных учреждений также необходимо оказывать помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В младших классах часто требуется помощь в адаптации детей к школьной жизни, в усвоении учебного материала, помощь классным руководителям в организации игр на перемене и в подготовке к праздникам. Такую работу могут вести старшеклассники. В ряде образовательных учреждений Петроградского района учащиеся-волонтёры уже подключились к проведению тематических уроков для начальной школы, интересных мастер-классов для детей, спортивных праздников и экологических викторин.
Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот помогает им стать полноценными членами нашего общества. В помощи нуждаются как дети с нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого направления осуществляется: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для успешной адаптации к повседневной жизни в обществе. Контакт с волонтёрами противодействует социальной изолированности детей – инвалидов, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним.
Волонтёры-учащиеся также могут внести вклад в общее дело и показать пример ровесникам:
- организовать праздник, мастер-класс
- прибраться, помыть, почистить
- провести, указать дорогу, поддержать и просто почитать книгу, погулять, поиграть, скрасить досуг детей и взрослых, находящихся в сложных социальных условиях.
И многое другое, даря тем самым заботу и принося радость,
нуждающимся.
3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Одна из основных сфер волонтёрства – это природоохранная деятельность.
Волонтёры экологических организаций - это люди, которые на добровольной основе участвуют в экологической деятельности организаций вне зависимости от возраста, пола, национальности — главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете.
Волонтёры принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях (ООПТ): уборка мусора, установление аншлагов и др.; участвуют в общественной городской инспекции (занимаются вопросами незаконной вырубки деревьев, строительством, уплотнительной застройкой, загрязнением воды, воздуха, почвы). Проводят встречи со школьниками на экологические темы, занимаются сбором информации, сбором подписей, участвуют в международных программах Гринпис и многое другое. Волонтёрство в общественной организации помогает людям найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной работе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.
Волонтёры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эко-волонтёрства, как:
- подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации мусора;
- уборку парков, лесов, берегов водохранилищ;
- субботники;
- дни чистоты;
- посадка деревьев;
- помощь бездомным животным (устройство животных в приюты, поиск для животных новых хозяев);
- изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период.
3.3. СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Спортивные волонтёры - это волонтёры, помогающие в проведении спортивных соревнований. Встреча делегаций, судейство соревнований, проведение спортивных праздников, освещение спортивных событий, мероприятия по формированию здорового образа жизни детей и взрослых - вот она «работа» спортивного волонтёра.
С середины 90-х годов отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п. – начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий. В качестве примера можно привести опыт работы Ледового дворца в Санкт-Петербурге, когда в 2000 г. (во время прохождения чемпионата мира по хоккею) более 50 добровольцев были привлечены для подготовки зала дворца к спортивным играм, организационной поддержки хоккейных команд, работы со зрителями на соревнованиях и т.д. При отборе к конкурсантам предъявлялись достаточно жесткие требования: владение иностранными языками (помимо английского, желателен был один из скандинавских), знание специфики хоккейных игр, хорошая физическая форма и др. С победителями конкурса заключались договоры, по условиям которых их труд не оплачивался. Но им предоставлялось право свободного посещения всех проводимых соревнований, бесплатное питание и спортивная форма.
Программа подготовки волонтёров – один из самых масштабных и инновационных проектов Оргкомитета «Сочи 2014», вовлекающий все российские регионы в подготовку к Играм. В подготовке Игр и их проведении приняли участие 25 тыс. волонтёров Оргкомитета «Сочи 2014». Кроме того, не менее 3 тыс. городских волонтёров, подготовленных городом Сочи, работали на городских объектах и площадках. В июле 2010 года, благодаря инициативе Оргкомитета «Сочи 2014», законодательством РФ было закреплено понятие «волонтёр Игр». Это позволило регулировать административные вопросы, связанные с работой добровольцев на крупных международных мероприятиях (страхование, организация питания и проезда, привлечение иностранных волонтёров). Появление в России инфраструктуры для подготовки волонтёров к крупным международным спортивным событиям – это исторический шанс в корне изменить сложившуюся в нашей стране ситуацию в добровольческом движении и один из важнейших элементов наследия Игр 2014 года.
3.4. КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Одним из интереснейших направлений волонтёрской деятельности является включение добровольцев в культурную жизнь. Это и:
- помощь в организации масштабных культурно-развлекательных мероприятий;
- рассадка гостей на различных мероприятиях;
- работа с музеями и галереями по взаимодействию с посетителями, по систематизации каталогов;
- перевод различных документов и так далее.
Как правило, работа волонтёров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. Волонтёры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии. Во многих музеях вводится специальное Положение о волонтёрах, которое регламентирует требования к волонтёру (быть коммуникабельным, преимущественно знание нескольких иностранных языков, знание этики и этикета) и направления его деятельности (участие в социологических исследованиях, помощь в организации мероприятий, информационное обслуживание и т.д.). Волонтёр несет ответственность за свою деятельность. Так, взаимоотношения работодателя и добровольца могут быть сведены к трудовому договору. В случае нарушения волонтёром принятых на себя обязательств, музей имеет право отказаться от сотрудничества.
Наиболее ярким примером приглашения волонтёров в России может выступать Государственный Эрмитаж. Музей запустил волонтёрские проекты еще в 1996 году — в рамках Клуба друзей Эрмитажа.
Добровольцы помогали сориентироваться иностранным туристам, отвечали на вопросы и привлекали посетителей в Клуб друзей. Тогда работа волонтёров носила временный и нерегулярный характер. В 2003 году была создана Служба волонтёров для помощи в дни празднования юбилея Санкт-Петербурга. Начиная с этого момента добровольцы осуществляют ряд весомых для работы музея задач:
- организуют пресс-конференции, семинары и юбилейные мероприятия;
- систематизируют объекты хранения;
- помогают во внедрении информационных технологий;
- общаются с посетителями и спонсорами, ведут активную научную деятельность, участвуют в реставрации.
В настоящее время в Эрмитаже работают несколько десятков волонтёров из России, Швейцарии, США, Германии, Франции, Испании, Италии и других стран. В их числе представители различных профессий: искусствоведы, журналисты, менеджеры. Сотрудничество с профессионалами позволяет Службе волонтёров осуществлять очень интересные проекты. В то же время Служба волонтёров — это, в основном, молодежная организация. Большинство ее членов — школьники и студенты. Чтобы стать волонтёром в Эрмитаже, достаточно заполнить анкету и отправить ее по электронной почте, после чего нужно пройти собеседование, при обоюдном согласии подписать контракт и получить волонтёрскую книжку.
Активную политику в отношении привлечения волонтёров, как правило, ведут организаторы культурно-образовательной акции «Ночь музеев», которая за 6 лет получила распространение во многих городах России. В связи с увеличением числа музеев-участников, с каждым годом «Ночь музеев» приобретает все больший масштаб. Для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтёрских проектов. По итогам проведенных мероприятий волонтёры получают благодарственные грамоты от Департамента культуры, а также необходимые рекомендации для последующего трудоустройства.
3.5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Все мы являемся гражданами своей страны и обязаны исполнять долг по защите своих индивидуальных интересов, и интересов страны в целом.
Гражданско-правовое волонтёрство включает в себя:
- помощь в организации масштабных гражданско-правовых мероприятий (саммиты, форумы, дни голосования, встречи с политическими деятелями и т.д.). Волонтёры отвечают за рассадку, движение гостей на различных мероприятиях, взаимодействуют с администрацией, муниципальными округами и другими государственными и общественными организациями, которые занимаются гражданско-правовой проблематикой;
Как правило, работа волонтёров в тех общественных институтах, где занимаются правами человека, состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных форумов, конференций, сборе внешней информации и т. д. В связи с этим волонтёры получают ряд преимуществ:
- приглашения на различные мероприятия;
- выступления с докладами;
- большая юридическая и правовая грамотность;
- работа со СМИ;
Примерами работы волонтёров в гражданско-правовом секторе могут быть:
- работа с общественной правозащитной организацией «Гражданский контроль»;
- работа волонтёров в дни голосования и т.д.
На данных мероприятиях добровольцы осуществляют ряд задач:
- встреча гостей форумов в аэропортах, железнодорожных вокзалах и т.д.
- сопровождение делегаций;
- работа с представителями СМИ;
- организация и контроль над тем, как будут доставлять членов делегации и журналистов на мероприятия и обратно;
- наблюдение за соблюдением прав избирателей и работой избирательных комиссий;
- организация пресс-конференций и семинаров;
- систематизация документации;
- помощь во внедрении информационных технологий;
- общение с избирателями, представителями власти;
- участие в конференциях и активную научную деятельность.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ И ВОЛОНТЁРСТВЕ
Практически все из нас слышали такие понятия, как «волонтёр» и «волонтёрство». Однако часто мы не знаем истинную смысловую нагрузку этих терминов. В октябре 2014 года Районной экспериментальной площадкой ППЦ «Здоровье» было проведено исследование в школах Петроградского района с целью выяснить уровень осведомленности учащихся по вопросам волонтёрства и добровольчества. Специалистами РЭП была создана анкета по основным понятиям волонтёрства, в которой школьников спросили об их готовности стать волонтёрами. Кроме этого, исследователей интересовал вопрос о наличии у обучающихся реального опыта волонтёрской и добровольческой деятельности. Опрос проводился до и после первой встречи с учащимися по основам волонтёрства в школе. Было опрошено около 200 школьников 7-11 классов ГБОУ Петроградского района. Результаты представлены на рисунке 1.
Цифрами 1,3,4,5 обозначены номера вопросов анкеты, буквами – варианты ответов на каждый вопрос. Результаты представлены в процентном соотношении, давших тот или иной вариант ответа от общего числа опрошенных.
Рисунок 1 По итогам опроса было выявлено, что в целом школьники имеют весьма посредственные и общие представления о том, кто такие волонтёры и добровольцы. Многие из обучающихся говорят о том, что волонтёры и добровольцы занимаются одним и тем же делом, однако часть подростков знакомы с историей данного вопроса и относят понятие доброволец в основном к военной службе. Большая часть школьников уверены, что добровольческая деятельность необходима в современном обществе. Однако около 20% считают, что волонтёрство носит принудительный характер. Менее 10% опрошенных принимали участие в реальных волонтёрских и добровольческих акциях.
Необходимо отметить, что отсутствие мотивации к волонтёрской и добровольческой деятельности чаще всего вызвано низким уровнем осведомлённости и фрагментарностью знаний об этом направлении общественной активности.
Результаты опроса показали, что уровень заинтересованности после информационных встреч с обучающимися ГБОУ «Волонтёрство в современной школе» повысился, многие школьники изменили представление о добровольчестве и волонтёрстве в положительную сторону, а главное смогли ответить на вопрос хотят ли они заниматься данным видом деятельности (Рисунок 2).
Рисунок 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ДО» И «ПОСЛЕ» ЗАНЯТИЯ
Анкета.
1.Волонтёры - это?
а) люди, которых рассматривают как бесплатную рабочую силу;
б) люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку;
в) люди только с лидерскими качествами очень активные и успешные.
г) свой вариант
2. Волонтёр и доброволец это одно и то же?
а) да а) нет в) не знаю
3. Выберите мнение, которое вы поддерживаете:
а) современному обществу не обойтись без волонтёрского движения;
б) волонтёрское движение существует, но часто носит обязательно-принудительный характер;
в) о каком добровольчестве речь? Сейчас каждый сам за себя, старается заработать деньги и добиться чего-то в жизни.
г) благотворительностью занимаются жены богатых мужей от нечего делать, остальные не могут себе этого позволить.
д) волонтёрство – это когда школьников и студентов сгоняют на какие-то разовые акции, взрослым людям это неинтересно.
е) добровольцами работают только абсолютно героические люди, которые готовы вкалывать каждый день бесплатно.
4. Что вы знаете о волонтёрском движении?
а) многое, могу рассказать другим;
б) кое-что слышал (-а);
в) это часто просто дань моде;
г) это пустая трата времени.
д) практически ничего не знаю.
5. Принимали ли вы участите в какой-либо волонтёрской акции, мероприятии ?
а) если да,
перечислите акции, мероприятия и в качестве кого
б) да, я слышал(-а) о некоторых, но никогда не участвовал (-а);
в) я ничего о них не знаю, не слышал(-а).
6. Хочешь ли ты стать волонтёром?
Спасибо!
4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ РЭП
Основное направление деятельности Районной экспериментальной площадки по организации волонтёрского движения в Петроградском районе строится на основе взаимодействия государственных и общественных институтов по развитию общественной активности обучающихся образовательных учреждений в решении вопросов социальной значимости. РЭП предполагает создание условий для развития добровольчества и волонтёрства среди обучающихся общеобразовательных учреждений Петроградского района.
Так специалистами РЭП для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтёрских проектов. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.
РЭП по организации волонтёрского движения также организует взаимодействие ГБОУ Петроградского района с общественными организациями (партнерами).
Деятельность РЭП предполагает проведение ежемесячных информационно-просветительских встреч для кураторов образовательных учреждений. Групповые встречи для обучающихся проходят два раза в месяц. Подобные встречи направленны на формирование команды волонтёров и развитие личностных качеств учащихся, необходимых для успешной реализации волонтёрских идей, формирование активной жизненной позиции детей и подростков.
ГБОУ Петроградского района участвуют в акциях, конкурсах и проектах РЭП в соответствии с избранным направлением волонтёрской деятельности.
В плане РЭП присутствуют экскурсии и мастер-классы на базе организаций-партнеров: БФ «Верность», радио «Зенит» целью которых является знакомство с деятельностью волонтёрской (добровольческой) организации. Представители организаций участвуют в сборах волонтёров-школьников, в соответствии с тематикой волонтёрской деятельности ГБОУ.
ГБОУ Петроградского района участвуют в городских, районных акциях, мероприятиях, конкурсах, фестивалях волонтёрской направленности с целью обмена опытом.
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
Труд волонтёров в России и волонтёрское движение, по сравнению с США и другими странами распространен крайне слабо. Для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций он практически не применяется.
По данным исследования всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Российские Некоммерческие организации (НКО) являются каналом добровольческой мобилизации лишь для 1% граждан. При этом известность отдельных НКО и гражданских инициатив достаточно высокая, и достигает 52%. Однако, почти треть населения (32% респондентов) за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудилась на благо других людей, 9% россиян делали это постоянно и 7% - лишь однажды. Разница в цифрах объясняется тем, что чаще всего россияне реализуют свою добровольческую активность в одиночку. Об этом свидетельствуют ответы 37% опрошенных.
По месту своей работы этим занимаются 7% россиян. Примерно 4% опрошенных вовлекаются в добровольчество через государственные и муниципальные учреждения, а также через организации по месту жительства. Характерно, что лишь 4% россиян вовлечены в добровольчество через организации по месту жительства, а свои затраты времени за месяц на добровольную работу по месту жительства смогли назвать 21% россиян, что еще раз подтверждает неорганизованный характер добровольческого труда в нашей стране. Среди опрошенных у 40% временные затраты за месяц составили лишь 1-3 часа, у 25% - 4-10 часов.
При этом всегда остро стоит вопрос обучения волонтёров. И здесь, в первую очередь, есть потенциальное поле для тесного взаимодействия государственных и общественных структур.
Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в настоящее время разработан новый для российской практики механизм регистрации и учета волонтёров – «Личная книжка волонтёра» (ЛКВ). ЛКВ преимущественно содержит сведения о трудовом стаже своего обладателя, его поощрениях и дополнительной подготовке. В ЛКВ предусмотрено, что сведения вносит в книжку соответствующая организация, в которой работает или проходит обучение волонтёр и заверяет подписью ответственного лица и печатью данной организации.
Однако в своем большинстве активисты и руководители волонтёрских организаций пока занимают осторожную позицию. В первую очередь, это связано с непонятным для них статусом данного документа. Волонтёрам пока не ясно – что дает, чему служит, для чего вообще нужен этот «паспорт».
В ряде европейских стран, зафиксированная в «паспорте волонтёра» работа засчитывается работодателем как официальная практика в таких профессиях, как педагог, воспитатель, врач, медицинский работник и т.д. «Паспорт волонтёра» облегчает поступление в высшие учебные заведения и дает некоторые льготы при оплате обучения.
Также, в мировой практике, волонтёрство - это путь к оплачиваемой работе, возможность попробовать себя в разных сферах и таким образом выбрать будущую профессию. Запись в резюме и отзывы организаторов об участии в волонтёрском проекте воспринимается работодателем как серьезный аргумент в пользу кандидата на вакантную должность.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.
Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:
- внутренняя психологическая потребность быть нужным;
- потребность в общении и уважении;
- развитие лидерских способностей;
- способ поделиться своим опытом;
- защита своих прав и интересов;
- возможность жить интересной и яркой жизнью;
- потребность в самореализации;
- потребность в профессиональном опыте и т.д.
Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества. А в Петроградском районе особое внимание уделяется формированию волонтёрского движения среди обучающихся ГБОУ.
В рамках проектов РЭП ППЦ «Здоровье» сформированные волонтёрские отряды ГБОУ Петроградского района уже приняли активное участие в мероприятия районного и городского масштаба, оказав неоценимую помощь в становлении института волонтёрства и добровольчества в Санкт- Петербурге.
7. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г.(ред. От 05.05.2014) № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618
2. Список волонтёрских движений Санкт-Петербурга
http://www.mir4you.ru/node/12930
3. Список благотворительных организаций Санкт-Петербурга.
4. Тематические материалы по волонтёрству («дети группы риска», работа с пожилыми людьми и пр.)
http://children.spb.ru/russian/volonter/volonter.htm
5. Сайт благотворительного фонда «Детские судьбы
http://admkrai.kuban.ru/news/region/200226/7057.html
6. Сайт РОФ «Доброе дело». Пилотный проект по дистанционному обучению сотрудников и волонтёров геронтологических некоммерческих организаций, которые непосредственно работают с пожилыми людьми
http://www.dobroedelo.ru/vrc/kurs/default.asp
8. СПИСОК ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. «Волонтёрская служба» - одно из крупнейших волонтёрских объединений Санкт-Петербурга.
2. «Гринпис России» - это независимая международная организация, цель которой сохранить природу и мир на планете.
http://www.greenpeace.org/russia/ru/
3. Санкт-Петербургское отделение «Российский красный крест-независимая, некоммерческая и неправительственная организация, направленная на оказание помощи нуждающимся в ней людям.
4. AIЕSEК – это международная организация молодых людей по всему миру, поддерживающая их в стремлении развить свой лидерский потенциал и сделать позитивный вклад в общество.
5. Общественное Движение «Петербургские родители». Волонтёры оказывают помощь детям-сиротам и отказникам в медицинских и сиротских учреждениях города.
6. Служба волонтёров Государственного Эрмитажа.
9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. - 2006, № 5, с.15-22.
- Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
- Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтёрского движения».
- Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. – М.,2001.
- Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник. Университет Джона Хопкинса, 1997.
- Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтёров для работы в учреждениях соцзащиты.
- Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД 2004.
- Полатайко С. Волонтёры в нашей организации // От поддержки к партнерству, благотворительное общество «Невский ангел». – СПб. – Новгород, 1998.
- Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002.
- Федоренко Г. Центру помогают волонтёры [Текст] / Г. Федоренко // Социальное обеспечение. - 2002. - № 8. - С. 21-24.
- Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.
- Матвиенко И. Волонтёрство - перспективное направление [Текст]: Прил. "Социономия" / И. Матвиенко // Социальная защита. - 2002. - № 1 - С. 34-36.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект «Сердце отдаем людям»
Акция «Парикмахерские услуги»
Акция «Делаем ремонт»
Соглашение о сотрудничестве с НФПК
Направления работы социальное патронирование дома престарелых, пожилых людей экологическая защита, творческое развитие и досуговая деятельность, гражданско-патриотическая деятельность, экскурсионная деятельность, уход за памятниками, могилами ветеранов войны, воинов- интернационалистов; профилактика социально-негативных явлений; трудовая помощь.
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ г. УСТЬ-ИЛИМСКА Студенческий Педагогический Отряд «АТОМ» ( руководитель - Фёдорова Алина Сергеевна ). Волонтерское движение «Леопольд» Молодежного центра «Акцент», действующего при Центральной городской библиотеке ( руководитель – Щепетов Игорь Сергеевич ). Добровольческое движение филиала Байкальского государственного университета экономики и права ( куратор Лось Ксения Владимировна, руководитель – студент филиала Иващенко Владимир ). Волонтёрский отряд «Горящие сердца» при школе №8 ( куратор Мирошниченко Андрей Евгеньевич). Волонтерское движение «Открытые сердца» при Экспериментальном лицее НОК ( руководитель Стебенькова Лариса Александровна ). Волонтерское объединение «Позитив» при школе № 5 ( руководитель Расторгуева Алена Юрьевна). Волонтерская группа «Свежий взгляд» при Центре детского творчества ( кураторы – Клименко Наталья Викторовна и Кудаева Елена Васильевна).
Регистрация и учет волонтеров города Усть-Илимска В 2013 году на сайте зарегистрировались 45 усть-илимских волонтеров. В 2014 году регистрацию прошли еще 60 человек.
Акция «Мир в ладошке» Мероприятия
Акция «Спасение родников»
Участие о всероссийском конкурсе проектов «Добрая воля, здоровое сердце, чистая страна»
Промежуточные результаты работы объединение волонтеров всех учебных заведений, предприятий, центров дополнительного образования; создание банка волонтеров, банка вакансий для волонтеров; оказание адресной помощь всем, кто в ней нуждается; создание карты социальных потребностей жителей города; учет добрых дел
Реализация проектной инициативы «Серебряный возраст» Парикмахерские услуги
Предварительный просмотр:
Из опыта работы волонтёрского объединения «Добрые сердца»
Слайд №0
Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе огромную помощь в школе оказывает волонтёрское движение.
Слайд№1
Волонтёрство - это не то, что иное, как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку, независимо от его положения в обществе, культурных и этических особенностей, возраста, пола. Добровольчество – это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества.
В основе волонтёрского движения лежит старый, как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Волонтёрское движение позволяет реализовать внутреннюю потребность человека - быть нужным.
Слайд№2
Спектр волонтёрской деятельности очень широк, поэтому каждый молодой человек может выбрать для себя вид добровольческой деятельности, которой отвечает его потребностям и позволяет реализовать собственные устремления. Добровольческая деятельность должна носить характер, отвечающий целям и потребностям местного общества, национальным интересам и принципам, объединять людей выполняющие миссию добра, представление равных возможностей для духовного и нравственного развития.
Слайд №3
В нашей школе уже второй год существует волонтёрское движение учащихся из числа юношей и девушек 9, 10, 11 классов. Руководителем объединения является социальный педагог Дымова Ирина Александровна. Основное направление нашей деятельности: организация творческих мероприятий с социально незащищёнными слоями общества. Приток новых членов движения осуществляется за счёт неформального общения и поиска единомышленников среди собственного окружения.
Слайд№4.
Наш отряд называется «Добрые сердца». В настоящие время в нашем объединении насчитывается 19 учащихся. Волонтёрский отряд - это место, где мы можем приобрести в совместных делах позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Работа в волонтёрском отряде, помогает нам меняться внутренне. Мы обретаем самоуважение и уверенность в себе. Волонтёрская деятельность для нас не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное для нас – активная жизненная позиция и ответственность друг за друга. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, включаться в любую деятельность, уметь оказывать положительное влияние на других людей и проявлять к ним уважение, учимся быть неравнодушными друг к другу и к окружающим людям. Миссия нашего волонтёрского отряда – внести вклад в нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. В ходе реализации социальных проектов мы осознаём свою значимость в обществе, чувствуем себя востребованными и получаем чувство собственной значимости и пользы, также получаем возможность развить свои творческие способности и коммуникативные навыки, учимся работать в одной команде. Именно в волонтёрском движении проявляются организаторские и творческие способности, так как можно проявить себя в различных видах деятельности. У нас подобрался хороший коллектив, где интересно и комфортно и ребятам хочется быть рядом друг с другом. Можно сказать, что мы стали творческой и активной командой.
Слайд№5
Слайд№6
Слайд №7
Слайд №8
Наши волонтёры с большим удовольствием оказывают помощь в провидении различных городских мероприятиях и праздниках.
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
В 2014 году мы запустили и успешно реализовали проект «Дарить людям сердце». В его рамках наши волонтёры готовили и проводили концерты в сёлах, которые оказались без культурной поддержки.
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
В стенах нашей школы наше объединение реализует проект «Подари детям сказку», который направлен на содействие социальной адаптации первоклассников, путём организации для них творческих мероприятий, тем самым, помогая, им научиться общаться друг с другом и адаптироваться к школьной жизни.
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
В течение 2015 года с участием волонтёров нашей школы прошли следующее акции:
«Георгиевская ленточка»
«Обелиск»
«Сиреневая аллея Победы»
«Памяти жертвам ДТП»
«Красная ленточка»
«Ветеран»
«День неизвестного солдата»
В ближащем будущем в наших планах запустить проект «Пасхальный стол». В рамках, которого волонтёры проведут ряд благотворительных акций по сбору подарков для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в Социально реабилитационном центре посёлка Разино, и проведение для них развлекательных мероприятий.
Стремится дарить добро людям - вот главная прерогатива наших волонтёров.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Актуальность вопроса В современном мире в понятие "волонтер" вкладывается новый смысл. Изменились задачи движения, цели, мотивация. Если раньше, в 80-е годы прошлого века, люди ехали на БАМ или поднимать целину, то им выплачивалась зарплата – своего рода компенсация за тяжелый труд. Что касается бесплатной работы на субботниках, в полях и пр., то чаще она была связана с общественным принуждением. Сегодня волонтеры – незаменимые люди. В современном мире существует множество социальных проблем, в решении которых они помогают. Волонтерское движение активно развивается; появляются добровольцы, готовые потратить свое время и силы на пользу обществу. Нормативная база Юридическое определение понятия "волонтер" закреплено в 5 статье 135-ФЗ. Согласно норме, им называют гражданина, осуществляющего благотворительную деятельность в виде безвозмездного труда в пользу и в интересах получателя. В качестве последнего может выступать и конкретный человек, и какая-либо организация. У слова "волонтер" есть синоним – "доброволец". Иногда этих людей называют внештатными сотрудниками, общественными помощниками, ассистентами, посредниками и пр. Всех волонтеров объединяет одно – добровольность. Для этих людей деньги не являются мотивацией. Сферы деятельности Добровольческие инициативы могут распространяться практически на любую сферу жизни. Основные направления волонтерского движения в школе, к примеру, - это: Работа с социально незащищенными категориями граждан (престарелые, инвалиды, сироты). Развитие проектов, способствующих укреплению социальной терпимости. Помощь в уборке территории. Волонтерское объединение может участвовать в урегулировании конфликтов, активизации населения в деревне и пр. Добровольцы постоянно принимают участие в политических процессах, следят за социальной обстановкой. Принципы Волонтерское движение в школе, как, собственно, и в любом другом учреждении, должно основываться на: Желании оказывать помощь нуждающимся. Законности. Деятельность добровольцев не может противоречить с нормами права – нельзя помогать, нарушая закон. Желании делиться опытом. Добросовестности. Добровольцем может стать абсолютно любой человек – вне зависимости от возраста, пола и других обстоятельств. Поэтому в волонтерском движении в школе могут участвовать не только дети, но и взрослые. Более того, педагоги своими действиями будут подавать детям пример. Сложности К сожалению, существует немало стереотипов, мешающих широкому распространению волонтерского движения. В школах, детских садах, других учебных заведениях необходимо проводить разъяснительную работу. Волонтерство должно одобряться большинством населения. Одна из главных задач современных благотворительных организаций – популяризация добровольной помощи. Сегодня крайне важно пропагандировать идеи бескорыстной помощи. Только так можно создать позитивный имидж волонтера. Участие государства Текущий 2018 год был объявлен годом волонтера. Об этом сказал сам президент страны Владимир Путин в декабре 2017 г. На высшем уровне была разработана программа года волонтера, реализация которой направлена на: Популяризацию добровольческого движения. Повышения престижа работы волонтеров. Стимулирование общегражданских инициатив соотечественников. Разработчики программы рассчитывали, что комплексный подход обеспечит своего рода толчок добровольческому движению и оно сможет получить более высокий статус. Программа волонтерского движения в школе Сегодня к работе добровольческих объединений активно подключаются учебные заведения. В общеобразовательных учреждениях, вузах создаются волонтерские отряды. Перед ними ставятся конкретные задачи, назначаются координаторы, руководители. Надо, однако, сказать, что в работе добровольцев, как и в любой другой деятельности, важна грамотная организация. Волонтерское движение в школе начинается с разработки программы. В ней отражаются ключевые аспекты работы, участники, задачи, результаты. Цель волонтерского движения в школе – создать условия для вовлечения учащихся, достигших 14 лет, в добровольческую деятельность. Задачи могут быть связаны с решением самых разных проблем, к примеру: Пропаганда здорового образа жизни среди подростков. Профилактика безнадзорности, беспризорности, детской преступности. Развитие творческого потенциала детей. В числе ожидаемых результатов могут быть: Уменьшение количества факторов, приводящих к употреблению спиртных напитков, курению. Формирование понимания преимуществ здорового образа жизни. Грамотная организация досуга детей. Создание творческих кружков, секций, объединений, вовлечение в них максимального количества подростков. Привлечение детей к общественно полезной деятельности. Волонтерское движение в школе: план работы Безусловно, перед добровольцами должны стоять выполнимые задачи. Для этого необходимо структурировать их и закрепить в Положении о волонтерском движении. В школе может работать несколько добровольческих отрядов по разным направлениям. Например, это могут быть отряды: "Милосердие". Ребята, входящие в состав такого отряда, оказывают помощь инвалидам, престарелым, ветеранам, проводят акции "Георгиевская ленточка", "Добрые дела учителям" и пр. "Здоровье". Члены этого отряда участвуют в организации соревнований, создании спортплощадок в городе, пропагандируют преимущества занятий в спортивных секциях. Старшеклассники могут проявлять инициативу и формировать школьную команду по волейболу, баскетболу и пр. "Творчество". Участники этого отряда организуют праздники и вечера, концерты к памятным датам. Можно создать ансамбль самодеятельности, театральную студию. "Экология". Добровольцы этого отряда участвуют в благоустройстве территории. При этом ухаживать можно не только за участком, прилегающим к школе, но и за парком, сквером, набережной и т. д. Особенно много работы у экологического отряда осенью и в конце зимы. Результаты и анализ работы Как правило, итоги деятельности волонтеров подводятся в конце года. Если работа отрядов была организована правильно, был грамотный координатор, то успех проекта обеспечен. Главными результатами должны стать: увеличение количества участников волонтерского движения; создание секций и кружков для большого числа детей; участие в городских, районных мероприятиях (соревнованиях, фестивалях и пр.); популяризация и развитие волонтерского движения. В школе учителям необходимо заниматься не только обучением, но и воспитанием подростков. В выполнении второй задачи и будет способствовать волонтерское движение. Участие в нем помогает детям меняться не только внутренне, но и внешне. Учащиеся приобретают уверенность в себе, становятся чуткими, внимательными к проблемам других. В конце каждого года составляется отчет по волонтерскому движению. В школе целесообразно сделать специальный стенд, на котором будут отражаться результаты добровольческой работы. Волонтерство в России: современные тенденции В РФ с 1998 г. действует ассоциация World4U. Это объединение участвует в реализации студенческих обменных программ, оказывает содействие в обеспечении молодежи авиабилетами. World4U является членом "Движения за Мир", партнером многих других добровольческих организаций. В столице работает волонтерская группа "Доноры детям". У этого объединения нет обязательного членства, его состав постоянно меняется. Участники группы организуют акции, детские конкурсы, походы детей и их родителей в театры, а также сборы средств на поиск доноров и лекарств. Зачастую волонтеры приходят в больницы просто поиграть с детьми, пообщаться с родителями. В 2002 г. при содействии НИИ детской гематологии и онкологии РОНЦ РАМЕ им. Н. Н. Блохина по инициативе граждан, в том числе и иностранцев, был создан фонд "Настенька". Цель этого объединения – оказать содействие в повышении качества диагностики и лечения онкобольных детей, помочь их семьям. В России также работает объединение "Отказники.Ру". Оно оказывает помощь детям, вынужденным все детство находиться в больнице. У каждого медучреждения есть свой куратор. У проекта есть собственный сайт – платформа для сбора средств. Волонтерское объединение собирает для детей вещи, питание, деньги, в общем, все необходимое. На сайте постоянно обновляется перечень больниц. Объединение всегда открыто для всех желающих помочь. В России также работает волонтерская группа "Мир в ладошках". Это некоммерческое добровольное объединение, оказывающее поддержку социальным учреждениям, работающим с детьми. Экологические объединения Одной из самых известных волонтерских групп является "Гринпис". Любой человек может стать ее членом. Работа этого объединения связана с реализацией природоохранных проектов. Участники выступают против промышленного строительства, вырубки деревьев. Гринписовцы проводят разъяснительную работу в разных городах. Присоединиться к движению можно, придя в офисы организации в крупных городах или зарегистрировавших на сайте. Многие участники объединения создают собственные экологические проекты. Практически в каждом регионе России можно присоединиться к группе "Возродим наш лес". Во многих городах работают волонтерские отряды, занимающиеся уборкой мусора, пропагандирующие энергосберегающие технологии. Заключение Несмотря на то что волонтерское движение существует давно, только в последние несколько лет оно начало набирать обороты. Активному развитию добровольной деятельности способствует масштабная разъяснительная работа с населением. Кроме этого, большое значение имеет и участие первых лиц государства. Как известно, президент страны активно поддерживает все проекты, направленные на защиту природы, поддержку людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В Госдуме был принят ряд документов, закрепляющих порядок и основания оказания помощи нуждающимся гражданам. Разумеется, нельзя заставить человека заниматься добровольной и бескорыстной деятельностью. Он должен сам захотеть быть волонтером. Некоторые люди участвуют в добровольной деятельности, чтобы окружающие отметили их заслуги. Но таких единицы. Большинство волонтеров не ждут ни от кого благодарности. Они совершают поступки по воле своего сердца, ничего не требуя взамен. Чем больше будет таких людей, тем лучше для общества и для страны. Волонтеры – это люди, понимающие свою ответственность. Ими движет желание изменить жизнь к лучшему. Безусловно, это заслуживает уважения. Таких людей в стране должно быть больше. Они собственным примером показывают, как можно изменить ситуацию к лучшему, как можно помочь другим людям. Государству необходимо оказывать всяческую поддержку волонтерскому движению. Ведь без добровольцев сегодня не обходится ни одно крупное мероприятие. Примером тому Олимпиада в Сочи. В ее организации участвовало огромное число добровольцев. Безусловно, волонтерское движение – необходимое звено любого современного общества. Сегодня необходимо продолжать его популяризацию. Начинать нужно с привлечения школьников. Волонтерские отряды в общеобразовательных учреждениях давно перестали быть редкостью. Работа таких групп благотворно сказывается на воспитании подрастающего поколения. У детей, участвующих в волонтерском движении, формируется активная гражданская позиция. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/429672/volonterskoe-dvijenie-v-shkolah-osnovnyie-napravleniya-razvitie-tseli-i-zadachi
Предварительный просмотр:
"Помогая другим, мы помогаем себе". Волонтерство в школе
Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию статью о деятельности волонтерского отряда, которая будет интересна всем, кто работает с подростками.
Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтерское движение. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтерство». Чего спорить? Слово “волонтер” в переводе с французского означает “доброволец”. Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. У подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.
Всегда стоит вопрос: «А что делать?» Здесь уместно провести деловую игру, которая поможет выделить главные направления работы: благоустройство города; благотворительность (оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации); облагораживание обелисков, памятников; "шефство" над ветеранами; организация досуга, проведение праздничных мероприятий, концертов для младших ребят. Выбирая приоритетное направление ребята могут участвовать в проектной деятельности. В рамках проекта можно организовать и провести акции по отработанному алгоритму:
-определение целей и задач;
-формирование творческой группы;
-отбор литературы, подбор методов и форм проведения акции;
-составление плана акции;
-проведение акции;
-обсуждение итогов проведения акции.
Примерная тематика акций, которые можно организовать и провести в школе :
«Учителями славится Россия», «Я за безопасность на дорогах!», «Место есть каждому», «Теплый Новый год», «Каждому скворцу по отдельному дворцу»,
«Любимый город», «Веселые перменки», «Гордимся и помним», «Здоровым быть здорово!», «Вахта Памяти».
Что испытывает подросток, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы? Возможно. Но главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку.
Совершая добрые поступки, подросток понимает, что мир вокруг него меняется к лучшему. Волонтерство для подростков - это стиль современной жизни. Это пример для других. Помогая другим, они помогают себе!
Предварительный просмотр:
Цель проекта
Создание здорового, положительного микроклимата в микрорайоне, позволяющего привлечь молодёжь к участию в различных социальных акциях и программах, направить на полезное использование свободного времени и воспитать бережное отношение к инфраструктуре района. Вовлечение подростков в волонтерское движение, способствующее пропаганде духовных и патриотических ценностей, профилактике асоциального поведения подростков.
Особое направление в работе - организация долгосрочной и регулярной помощи детям и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (дети-инвалиды, сироты, беженцы). Также основной целью в 2017 году стала максимально возможная помощь приюту для собак. В 2018 году нашей целью стало создание плотного сотрудничества с Конным клубом для создания благотворительной ипотерапии для нуждающихся семей с детьми инвалидами и ОВЗ.
Описание проекта
В микрорайоне Южный городского округа Домодедово создано волонтёрское движение"Школа Добрых Дел", где ученики 8-11 классов делятся идеями и реализуют их в виде собственных социально-культурных проектов. Основной состав после двух лет работы вырос до 30 человек, работает во всех направлениях волонтёрской деятельности:
- реализация благотворительных развлекательных мероприятий,
- охрана окружающей среды,
- опека над реабилитационным центром для детей с ОВЗ,
- работа с приютом для животных,
- патриотическое воспитание,
- социальные акции,
- инновационные проекты.
Перечисленные направления работы, позволяют развивать у детей уважение к старшему поколению и заботу о младших, способствуют развитию творчества, повышению интереса к саморазвитию и снижению эгоцентризма. Ребята активно развиваются в выбранных областях деятельности с профессиональной стороны. Проблема отсутствия взаимопонимания, взаимопомощи, подростковая жестокость между школьниками из разных социальных групп и возрастов в школе, во многом решается вовлечением ребят в волонтерскую деятельность, позволяющую реализовать лучшие качества и стремления.
Учитывая полученный положительный опыт, в наших планах дальнейшее развитие и совершенствование созданного волонтёрского сообщества в микрорайоне, вовлечение всё большего количества учащихся под лозунгом: "Помогайте помогать!".
За два года работы волонтёрское движение приобрело статус активного помощника во всех мероприятиях на территории микрорайона Южный и городского округа Домодедово. Ребята более уверенно чувствуют себя в статусе волонтёров и ценят свою помощь окружающим.
Руководитель движения получила благодарственное письмо от главы городского округа А.В. Двойных и начальника территориального отдела Южный В.А. Алдониной. В конкурсе "Доброволец Москвы - 2017" получила награду за 2 место в номинации "Инклюзивное волонтерство". Премия "Наше Подмосковье - 2017" в которой мы стали лауреатами 2 степени помогла реализовать нам много проектов в этом году.
В 2018 году запланировано получение волонтёрских книжек.
Воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма, вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием разносторонней поддержки заинтересованным в ней группам населения, поддержка инициатив учащихся в реализации собственных проектов экологической, спортивной и патриотической направленности.
• Помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ, методом непосредственного общения со здоровыми детьми на проводимых совместных мероприятиях;
• разработка и реализация программ, направленных на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами;
• развитие активной гражданской позиции у молодежи, воспитание социальной ответственности;
• продвижение идей нравственности и милосердия;
• формирование положительного отношения к детям-инвалидам;
• создание условий для развития волонтёрского движения;
• воспитанию у школьников чувства патриотизма и интереса к истории своей Родины;
• повышение уровня экологической ответственности школьников;
• развитие духовности и милосердия, посредством вовлечения школьников в социальную практику;
• активизация работы детской общественной организации в образовательном учреждении;
• развитие активной жизненной позиции, умение грамотно её обосновать и реализовывать;
• повышение интереса к физической культуре и спорту, формирование здоровый образ жизни;
• развитие творческих способностей детей.
Результаты проекта
По принципу безвозмездности и солидарности, наше движение помогает всем нуждающимся микрорайона, реализовать свои социальные и духовные потребности. А таких в нашем микрорайоне очень много, это молодые семьи с детьми школьного возраста, многие недавно сменившие место жительства и еще не имеющие друзей, лишённые общения и поддержки. Семьи имеющие детей с проблемами в здоровье и отставанием в развитии.
В этот момент важно, чтобы адаптация в новой среде не прошла бесконтрольно, на улице, чтобы дети не почувствовали себя не нужными и отрезанными от общения. Реализация проекта на территории микрорайона – это попытка выстраивания системы работы с детьми и молодежью под влиянием идей волонтёрского движения, создание свободной для общения и познания воспитательной среды, позволяющей молодому поколению содержательно и интересно реализовывать свои возможности. Такие мероприятия социально ориентированны – они учат жить и работать в коллективе, учат товариществу, взаимовыручке, способствуя реальному общению, вместо популярного сейчас, но пагубного - виртуального.
Мероприятия:
1. Акция «Георгиевская ленточка». Раздача георгиевских ленточек обучающимся и жителям микрорайона Южный. Май 2017 г. 400 человек
2. Участие в патриотическом мероприятии "Штурм Кёнигсберга". Май 2017 года. 350 человек
3. Акция «Стена Памяти». Оформление и торжественное открытие стенда о ветеранах проживающих в микрорайоне Южный. Май 2016 200 человек
4. Ежегодная акция «Старший брат». Собираются посылки с канцелярскими товарами, книгами и игрушками, которые направляются в детские дома. Декабрь каждого года Участвуют все обучающиеся.
5. Акция «Помощь детям Донбасса». Проведён сбор вещей первой необходимости, канцтоваров и печатной продукции. Участвовали все обучающиеся.
6. Экологическая акция «Сохраним леса России». В рамках акции проходит сбор макулатуры. Апрель каждого года. Участвуют все обучающиеся.
7. Экологическая акция «Наш лес. Посади своё дерево». В рамках акции проходит посадка деревьев. Сентябрь каждого года 108 человек.
8. Экологическая акция «Лес Победы». В рамках акции проходит посадка деревьев. Приглашаются ветераны, в честь которых высаживается аллея. Апрель 2017 года Масштаб - 100 человек.
9. Мастер-класс "Волшебный лес" в реабилитационном центре Сделай Шаг. 13.01.2017 Масштаб - 30 человек
10. Благотворительный музыкальный каток. Все средства были переданы в реабилитационный центр. 3.02.2017 Масштаб участия - 300 человек.
11. Благотворительный праздник в честь Дня Рождения Кати Андреевой. 3.04.2017 Масштаб участия- 150 человек.
12. Организация и участие на территории ДСОШ 9 акции "Добрые Крышечки" 29.03.2017 Масштаб - 600 человек
13. Социальный флэшмоб "манекен челлендж". 17.01.2017 Масштаб - 20 человек
14. В честь Дня Российской анимации, бесплатный показ тематического мультфильма. 8.04.2017 Масштаб - 100 человек.
15. Мастер-класс "Курочка Ряба" в реабилитационном центре Сделай Шаг. Участвовали - 30 человек.
16. Масштабная социальной акция "Утренняя Зарядка" 18.04.2017 масштаб участия - 400 человек.
17. В честь Международного Дня танцев, организован и исполнен танцевальный флешмоб. 29.04.2017 Масштаб - 150 человек.
18. Социальная акция "Чтобы помнили люди" 7.05.2017 Участники - 20 человек.
19. Благотворительный музыкальный роллердром, сбор средств приюту с животными. 10.05.2017 Масштаб - 450 человек.
20. Участие в VII Московском Международном Фестивале социальной рекламы LIME. Видео ролик :" Каждый может быть волонтёром!" 21.05.2017 Участники - 20 человек
21. Посвящение в волонтёры. 25.05.2017 Участники - 20 человек
22. Участие в концерте ко Дню защиты детей. 1.06.2017 Масштаб - 500 человек
23. ТУРНИР ПО МИНИ-ФУТБОЛУ среди любительских команд в микрорайоне Южный 23.09.2017 - 100 человек
24. Голубь мира - памятная акция волонтёров Школы Добрых Дел г. Домодедово 21.09.2017
25. Посещение Приюта для собак "Домашний": "Выбери меня"! 21.10.2017 - 30 человек
26. Благотворительная ярмарка на территории ДСОШ 9 30.11.2017 - 400 человек
27. Ежегодная акция «Старший брат». Собираются посылки с канцелярскими товарами, книгами и игрушками, которые направляются в детские дома. Декабрь каждого года Участвуют все обучающиеся.
28. Ежегодный благотворительный поход по созданию новогоднего настроения украшения ёлки и территории в реабилитационный центр Сделай Шаг.
29. Участие и помощь в проведении новогоднего праздника в микрорайоне Южный 20.12.2017 - 1500 человек.
30. Участие в историческом квесте "По следам Деда Мороза" 11.02.2018 - 10 человек.
31. Помощь в составе протокольной группы в деловой игре МТИК города Домодедово 10.03.2018 - 300 человек.
32. Благотворительная ярмарка на территории ДСОШ 9 18.03.2018 - 5000 человек
33. Участие в патриотическом мероприятии в городском округе Домодедово "Смотр строя и песни" 3.05.2018
34. Акция «Георгиевская ленточка». Раздача георгиевских ленточек обучающимся и жителям микрорайона Южный. 1.05.2018 - 300 человек
35. Акция "Свеча Памяти" в городском округе Домодедово - 100 человек
36. Создание и проведение Школьного квеста "Мозговой штурм" 18.05.2018 - 650 человек
37. Посещение Приюта для собак "Домашний": "Выбери меня"! 18.05.2018 - 30 человек
38. Благотворительный праздник в честь Дня Дня Соседа и сбор средств для Кати Андреевой. 26.05.2018 Масштаб участия- 500 человек.
39. Акция "Мы против!" в борьбе с ВИЧ, раздача красных лент 25.05.2018 - 1000 человек
40. Благотворительная ярмарка, сбор средств для приюта собак - 2.06.2018 - 500 человек
41. Встреча с Губернатором МО предвыборная гонка 30.05.2018
42. Первый инклюзивный детский фестиваль "БезГраниц" - 3.06.2018 - 1000 человек
43. Шествие "Свеча Памяти" в городском округе Домодедово 22.06.2018 - 500 человек
Достигнутые результаты:
- Рост популярности и влияния волонтёрского движения;
- Постоянное развитие и привлечение новых участников;
- Увеличение заинтересованности организаций и частных лиц в привлечении волонтёров;
- Увеличение пожеланий от жителей по различным вопросам и поддержка идей;
- Увеличение пожеланий от администрации микрорайона и СОШ по проведению мероприятий;
- Участие в специализированных волонтерских мероприятиях на уровне города Домодедово, обмен опытом;
- Положительная оценка работы волонтёров педагогическим коллективом школы и поддержка родителей во всех начинаниях;
- Победы в нескольких значимых конкурсах;
- Активная реализация профессиональной деятельности волонтёров в рамках проекта.