Дети с ОВЗ
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин
Концепция работы учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Основное количество обучающихся являются стандартно воспринимающими систему знаний – так считали те, кто писал новый проект ФГОС, но практика внесла свои коррективы, и сегодня в среднестатистическом количестве цифры таковы:
- Одарённых детей – 5%
- Стандартно воспринимающих
(это отличники, хорошисты и удовлетворительно обучающиеся дети) – 57%
- Педагогически запущенные, но при своевременной коррекции могущие освоить программы – 17%
- Де-юре дети с ОВЗ – 3%, де-факто дети с ОВЗ – 18%.
Да, к сожалению, реальные цифры таковы.
Исходя из таких результатов исследований, заявляю осознанно: выход один – среднестатистический педагог работает на среднестатистического обучающегося, но истинный педагог должен работать на каждого ученика индивидуально в условиях инклюзивного образования.
Например, могу сказать, что у меня обучающихся с задержкой психического развития в 5 классах – 2 человека, в 6 классах – 5 человек, в 7 классах – 3 человека.
Ориентируясь на этих детей и детей педагогически запущенных, нам в нашем школьном методическом объединении пришлось разработать систему повторительно-обобщающих уроков. Ведь как работает система восприятия такого ребёнка?
Если среднеуспевающий обучающийся запоминает информацию в системе, то ребёнок с ограниченными , да и педагогически запущенный, имеют так называемое «клиповое сознание» и запоминает только выделяемые им образы бессистемно, поэтому дать такому ребёнку системные знания в общепринятом стандарте очень сложно, практически, невозможно.
А наша система работы предполагает соединение яркой образности с системными знаниями. Обратите внимание на то, что нами разработана система повторительно-обобщающих занятий, при системности использования которых мы получаем хорошие результаты, выражающиеся в стандарте знаний каждого обучающегося, в том числе ребёнка с ОВЗ и педагогической запущенностью.
Теоретическая база обучения детей с ОВЗ
Преподавание курса учебного предмета для детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики.
ограниченными возможностями здоровья путём повышения их правовой и этической грамотности; формирование интереса и положительной мотивации учащихся с ОВЗ к изучению предметов гуманитарного цикла.
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты учебного материала, усвоить доступные для учащихся с ОВЗ понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
Воспитательные задачи: гражданское воспитание учащихся; патриотическое воспитание; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание; правовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, - недостаточная сформированность мыслительных операций. Всё это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся с ОВЗ, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура предмета при этом остаются неизменными.
При изучении предмета реализуется опора на уже имеющиеся знания детей.
Основным принципом концепции является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся с ОВЗ специфических нарушений, используя принцип развивающей направленности обучения, его доступности, последовательности, наглядности; принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа;
- Наглядные - наблюдение, демонстрация;
- Практические – упражнения;
- Методы изложения новых знаний;
- Методы повторения, закрепления знаний;
- Методы применения знаний;
- Методы контроля.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- Комбинированный урок;
- Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.
- Для контроля применяются тестовые работы.