Обследование речи детей

Киршинцева Алла Михайловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________________

Дата рождения, возраст ___________________________________________________________

Национальность (отметить, если есть документ) ______________________________________

Домашний адрес _________________________________________________________________

Из какого д/с поступил ____________________________________________________________

                                                        (№ д/с, район)

Дата поступления в речевую группу ________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от ________________________________________

Протокол № __________________ Принят на срок ____________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты _________________ Логопед ___________________________

Решением РМПК от ______________________________________________________________

выпускается с _____________________________________________________________ речью

в _____________________________________________________________(вид школы, д/сада)

Ответственный за выпуск _________________________________________________________

Члены РМПК ___________________________________________________________________

                                        (фамилии логопедов)

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Анамнез

Мать __________________________________________________________________________

                        (возраст при рождении ребёнка)

Отец __________________________________________________________________________

                                                          (возраст при рождении ребёнка)

Наследственные заболевания _____________________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________

_______________________________________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок _________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-ая половина, 2-ая половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________

_______________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________

_______________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________

_______________________________________________________________________________

Когда закричал ребёнок __________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _________________________

Вес и рост при рождении _________________________________________________________

Вскармливание:

        Когда принесли кормить ____________________________________________________

        Как взял грудь _____________________________________________________________

        Как сосал _________________________________________________________________

        Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ____________________________________

Грудное вскармливание до _______________________________________________________

Когда выписались из роддома ____________________________________________________

Если задержались, то почему _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову _______________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ________________________________________________(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ____________________________________________(в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ____________________________________(в норме с 6-8 мес.)

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

 судороги при высокой температуре)

До года ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

После года:

        До 3 лет __________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

        после 3 лет ________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время (в соответствие с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление _______________________________________________________________________

Лепет ________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)

Характер лепета ________________________________________________________________

Первые слова ________________________________________________(в норме – около 1 г.)

Первые фразы ____________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)

Отмечались ли:

-  грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет _______________

__________________________________________________________________________

-  грубые аграмматизмы после 3-х лет _________________________________________ __________________________________________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно______________________________________

Использование жестов ___________________________________________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________________________

Результаты логопедической работы ________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1.Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)________________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) ______________________
_______________________________________________________________________________

2.Восприятие и воспроизведение ритма (- дл.звук, . кор.звук):

        от 4 до 5 лет (из 4-х элементов): --.., -..-, ..--, …-, -… _____________________________

        от 5 до 7 лет (из 5-ти элементов): --..-, -..--, --…, …-- _____________________________

3.Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий ________________________

_______________________________________________________________________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов: розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ____________________________________________________________________

б) показ основных цветов ________________________________________________________

4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу _______________________

    5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо __________________________

    6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой правое ухо __________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади _____

    _____________________________________________________________________________

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4-5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) _______________________________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек __________________________________________________

5.Состояние общей моторики:

-    сила движений _______________________________________________________________

  • точность движений ___________________________________________________________
  • темп движений ______________________________________________________________
  • координация движений _______________________________________________________
  • переключение от одного движения к другому ____________________________________

6.Состояние ручной моторики:

  • точность движений ___________________________________________________________
  • темп движений ______________________________________________________________
  • синхронность движений правой и левой руки ____________________________________
  • переключение от одного движения к другому ____________________________________

З а д а н и я. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застёгивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1 - 5, 2 - 4, 5 - 1, 4 - 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1);

  • кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);
  • чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

Состояние звукопроизношения

Звуки

Характер произношения звуков

Изолированно

В словах

Во фразах

[б]-[п]-[м]

[в]-[ф]

[д ][г]-[н]

[г]-[к]-[н]

[й]

[с]

[с′]

[з]

[з′]

[ц]

[ш]

[ж]

[щ]

[ц]

[л′]

[л]

[р′]

[р]

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.)

Анатомическое состояние артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус);

д) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, географический, маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры:

З а д а н и я:

  • поднять брови вверх («удивиться») _____________________________________________
  • нахмурить брови («рассердиться») _____________________________________________
  • прищурить глаза ____________________________________________________________
  • надуть щёки («толстячок») ____________________________________________________
  • втянуть щёки («худышка») ____________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляционной моторики

З а д а н и я:

Губы

«Улыбка» – «Трубочка» под счёт: до трёх (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений _______________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) ______________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) _______________________________

г) переключение от одного движения к другому _____________________________________

д) объём движений (полный, неполный) ____________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) ________________

______________________________________________________________________________

з) замены движения _____________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_____________________________________

Язык

Широкий – узкий (под счёт: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) ________________________

______________________________________________________________________________

Кончик языка поднять __________________________________________________________

                         опустить _________________________________________________________

«Маятник» ____________________________________________________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) ________________________

______________________________________________________________________________

«Цоканье»_____________________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений ______________________________________________

б) тонус ______________________________________________________________________

в) темп _______________________________________________________________________

г) переключение от одного движения к другому ____________________________________

д) объём движения _____________________________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________

ж) замены движения ____________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения ____________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия) _____________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ____________________________

_______________________________________________________________________________

Мягкое нёбо

З а д а н и е:  произнести звук  [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений) _____________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функций

1.Тип, объём, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха ________________________________________________________________________

2.Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка ________________________________________

в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) __________________________

_______________________________________________________________________________

Особенности динамической стороны речи

1.Темп (нормальный быстрый, медленный) _________________________________________

2. Ритм ________________________________________________________________________

3. Правильность употребления пауз ________________________________________________

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной) ________________________________________________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

  1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет:

дом                                мостик                        кошка

снег                                каша                                капуста

крыша                                хлеб                                помидоры

с 5 лет:

                помидоры                                                милиционер

                сквозняк                                                аквариум

                сковорода                                                лекарство

                температура                                                простокваша

                свисток                                                подснежник

                скворечник

2.Предложения  (с 5 лет):

        Мальчики слепили снеговика.

        Водопроводчик чинит водопровод.

        Волосы подстригают в парикмахерской.

        Милиционер ездит на мотоцикле.

        Регулировщик стоит на перекрёстке.

Состояние фонематического восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи) 

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с 4 лет:

                па-ба                                                        на-га

                ба-на                                                        та-на

                ва-та                                                        га-да

                та-да                                                        ка-га

                ма-мя                                                        ба-ма

с 6 лет:

                ба-ба-па                                                са-ша-са

                та-да-та                                                жа-за-жа

                га-ка-га                                                ча-ша-ча

                ба-бя-ба                                                за-са-за

2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

                        мишка - мышка                                бочка - почка

                        уточка - удочка                                трава - дрова

                                        

3.Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

                        миска – мишка                                цветик – Светик

                        крыса – крыша                                вечер – ветер

                        речка – редька                                косы – козы

                        чёлка – щёлка

Состояние фонематического анализа и синтеза

                                                С 4 лет:

1.Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание телёнка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

                                                С 6 лет:

3.Определение первого согласного в словах («Скажи, какой первый звук в слове?»): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

4.Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

5.Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.

6.Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

Исследование понимания речи (импрессивной речи) 

1. Пассивный словарь. (Отметить объём словаря. Точность понимания значений слов.)

  • Покажи, где кукла, стол, стул.
  • Посади  куклу, мишку и т.д.

2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1.Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

  • Покажи, где:

стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, берёза – берёзы.

2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, перед, за, около).

  • Покажи, где ложка: в стакане,  на  стакане, под стаканом и т.д.

С 5 лет:

2.3.Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами в – из, на – с, под – из-под:

  • Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
  • Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3.Дифференциация форм словообразования.

                                                                      С 5 лет:

3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

  • Покажи, где: дом – домик, стул – стульчик, одеяло – одеяльце, подушка – подушечка, замок – замочек.

3.2. Дифференциация существительных с суффиксом – инк-:

  • Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка.

3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шёл, ушёл, вошёл, вышел, перешёл, зашёл, отошёл.

4. Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1. Словосочетания.

  • Покажи:

                     ключом карандаш,                                        ключ карандашом,

                    где хозяин собаки,                                                     где собака хозяина,

                    дочка мамы,                                                               мама дочки.

4.2. Простые распространённые предложения.

  • Покажи картинку:

                                    Девочка рвёт цветы.

                                    Девочка играет в мячик.

                                   Девочка убирает комнату.

4.3.Вопросительные предложения:

                                 - Кого ловит девочка?

                                 - Чем девочка ловит бабочку?

                                 - Кто ловит бабочку?

                                                   С 6 лет:

4.4. Понимание связной речи.

Исследование  лексики

и грамматического строя экспрессивной речи

  1. Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. – в соответствии с программой детского сада.

  1. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

                                                                     С 5 лет:

  • Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ___________________

______________________________________________________________________________

  • Части одежды: рукав, воротник, пуговица________________________________________
  • Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье ________________________________
  • Части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина __________________________________

                                                               С 6 лет:

  • Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь ______________________________________
  • Части предметов одежды: воротник, манжета, петля _____________________________
  • Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ___________________________________
  • Части окна: рама, подоконник, стекло __________________________________________

1.4.Названия профессий.

1.5.Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

                                                                           С 5 лет:

  • Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________
  • Кто как передвигается? _______________________________________________________
  • Кто как кричит? _____________________________________________________________

                                                                  С 6 лет:

  • Кто какие звуки издаёт? ______________________________________________________
  • Кто что делает (с использованием названий профессий)? __________________________    

______________________________________________________________________________

1.6.Прилагательные.

Названия цветов.

                                                        С 4 лет:

белый, чёрный, красный, синий, зелёный ____________________________________________

                                                        С 5 лет:

коричневый, розовый, голубой, оранжевый__________________________________________

Название формы.

                                                                                   С 5 лет:

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный________________________

1.7.Подбор антонимов (с 6 лет):

                               добро - зло                                               высокий – …

                               горе - …                                                    лёгкий – …

                               друг - …                                                    поднимать – …

                               хороший - …                                            давать –  …

                               большой - …                                            покупать –  …

                               широкий - …

2.Состояние словоизменения.

                                                                                  С 4 лет:

2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

                                 стол – столы                                           дерево - …

                                 кукла - …                                                 окно - …

                                 ухо - …                                                     стул - …

                                 слон - …                                                   воробей - …

                                 рукав - …                                                 пень - …

                                 глаз - …                                                    лев - …

                                 рот - …                                                     сон - …

                                 лист - …

 2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

  • У меня есть карандаш (кукла) ___________________________________________
  • У меня нет … _________________________________________________________
  • Я рисую … ___________________________________________________________
  • Папа пишет … ________________________________________________________

                                                                         С 5 лет:

2.3.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

                        шар – шаров                                   дерево - …

                                 стол - …                                          лист - …

                                 дом - …                                           стул - …

                                 берёза - …                                       мяч - …

                                 чашка - …                                       ключ - …

                                 книга - …                                        карандаш - …

2.4.Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5.Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов:

Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - ….

2.6.Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:

дом – два дома, пять домов                       шар - …

кукла - …                                                      жук - …

                                                                               С 6 лет:

карандаш – два карандаша, пять карандашей

ключ - …                                                озеро - …

лев - …                                                                    дверь - …

3.Состояние словообразования.

                                                                               С 5 лет:

3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Как назвать маленький предмет?

стол - столик                                                     кукла - …

мяч - …                                                              ложка - …

дом - …                                                              шкаф - …

кровать - …                                                       миска - …

берёза - …

                                                                                С 6 лет:

          гриб – грибок                                                    воробей - …

          лиса - …                                                            одеяло - …

          лист - …

3.2.Образование названий детёнышей животных.

                                                                                     С 4 лет:

    у кошки – котёнок                                  у гуся - …

    у утки - …                                                у лисы - …

                                                                                     С 5 лет:

    у зайца - …                                               у медведя - …

    у белки - …                                               у волка - …

                                                                                      С 6 лет:

                                            у коровы - …

                                            у лошади - …

                                            у собаки - …

3.3.Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):

  • относительных (из чего сделано):

 дерево – деревянный                                   резина - …

бумага - …                                                     металл - …

солома - …                                                     снег - …

мех - …                                                           брусника - …

пух - …                                                            черника - …

кирпич - …                                                      шерсть - …

  • притяжательных (чей? чья? чьё?)

сумка мамы – мамина                                     хвост зайца - …

кофта бабушки - …                                         лапа медведя - …

газета папы - …                                               шерсть волка - …

нора лисы - …

3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет)

Назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит – уходит –входит – выходит – переходит

бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает

летит - …  

3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):

рисовал – нарисовал

писал - …

делал - …

Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

Логопедическое заключение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Дата _________________________________ Логопед ________________________________

Консультации врачей-специалистов:

ЛОР

Невропатолог

Психоневролог


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Директору МКОУ Садовской СОШ

Кронцевой Е.Ю

от __________________________

ФИО родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося

Я,______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) _________________________ (нужное подчеркнуть)

____________________________________________________________________________________________________________________________________ (ФИО, группа, которую посещает воспитанник, дата( дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребёнка.

«_____» _________20___г./ ________________/_____________________ (подпись)        (расшифровка подписи)



Предварительный просмотр:

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

(Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова)

Фамилия, имя ребенка.

Дата рождения.

Дата обследования.

Возраст.

Домашний адрес, телефон.

Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район).

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико – психолого - педагогической комиссии, от какого числа).

Диагноз районной медико– психолого - педагогической комиссии.

Сведения о семье

Мaть.

Отец.

Жалобы родителей.

Речь родителей.

Наследственные заболевания. Особо отметить наличие семейного заикания.

Общий анамнез

1. От какой беременности ребенок.

2. Возраст матери при рождении ребенка.

3. Как протекала беременность в I половину, во 2 половину:

- заболевания: краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, ангина, анемия, токсикоз;

- травмы;

- явления угрожающего выкидыша.

4. Течение родов: в срок, в 8 мес., 7 мес.

Роды: нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.; стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция.

Длительность родов: первые - более 20 часов, повторные - более 12 часов.

Травмы во время родов: переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка.

5. Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой.

Резус фактор: отрицательный, совместимость.

Врожденные пороки: сердца, косолапость и др.

Вес и рост ребенка.

Когда принесли кормить, как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания, поперхивания.

До какого времени грудное вскармливание.

6. Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.

Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни: сепсис, грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспепсия.  

7. Заболевания на 1-м году жизни: пневмония, грипп, скарлатина, коклюш, дизентерия, диспепсия и др.

8. Заболевания ребенка от I года до 3 лет, после З лет.

9. Травмы головы: с потерей сознания, без потери сознания.

10. Закрытие родничка: раннее, норма.

11. Нервно-психическое здоровье отца, матери.

12. Заболевания у родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, сифилис, алкоголизм, заикание.

Особенности формирования речевой функции

Время появления и особенности гуления, лепета.

Понимание речи с...

Первые слова с ...

Первая фраза с ...

Темп речи.

Дефект слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с...

Какие звуки долго произносил неправильно.

С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, со сверстниками.

Особенности формирования моторики

Удержание головы с ...

Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с…

Движения со спины на бок с..., со спины на живот с...

Стал сидеть без поддержки с...

Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватиться за пальцы взрослого с...

Стал тянуться за высоко расположенными предметами с...        

Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с...

Ходил ровно, с пробежками, падал с...

Моторные навыки: одеться с..., раздеться с…, застегнуть пуговицу с..., зашнуровать ботинок с...

Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив или заторможен, неповоротлив с...

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества.

Развитие подражательности

Действия с игрушками по показу взрослого: "Покачай лялю", "Покорми кису" с...

То же по словесной инструкции с...

Подражание разнообразным показываемым действиям с...

Воспроизведение данного образца по показу с...

Воспроизведение данного образца по слову с...

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с...

  Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересоваться их действиями с...

Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи: "Не плачь", “Он к маме хочет” – с…

Выражение положительного отношения к детям в действиях: гладит, берет за руку с...            

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с.., к коллективу детей - с...

Время возникновения первых симптомов заикания

Приблизительное время проявления заикания.

Как начиналось заикание (точно записать со слов родителей).

Причины заикания.

В чем проявлялось заикание (по описанию родителей).

Течение заикания: постоянное, волнообразное, рецидивирующее.

Где, когда, сколько занимался исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь.

Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает.

Характеристика общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками.

Держится в стороне, не стремятся к контакту.

Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.      

Исследование моторики

Для детей 2лет и 3-го года жизни:

-пройти по дорожке, начерченной мелом по полу;  

-перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;        

- медленно покружиться на месте;

- отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;

- бросить мяч логопеду (взрослому) двумя руками;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на месте на двух ногах;

- наклоны вперед и в стороны;

- присесть, держась за спинку стула;

- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.

Для детей 3 лет и 4-го года жизни.

- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см;

- менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, хлопки в ладоши),

- перейти с бега на ходьбу;

- остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол;

- прыгнуть в длину с места;

- переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки.

Для детей 4 лет и 5-го года жизни.

То же, что и для детей 3-4 лет, добавить:

- мяч бросить вверх - поймать, ударить об пол – поймать двумя руками;

- присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;

- пролезть через обруч;                        

- прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;

- катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;                                

- поднять руку с флажком вверх, другую - вверх, переложить флажок из руки в руку;

- кругообразные движения рукой (левой, затем правой) с лентой над головой.

Для детей 5 лет и 6-го года жизни:

- пробежать; проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стола к окну и др.);

- остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово "стой") после ходьбы, пробежки, прыжков;              

- установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен - ходьба на носочках, громче - на полной ступне, громко  - пробежка, нет ударов— остановиться;

- бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;

- правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;

- прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;

- руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда);

- держа руки: нал головой, переложить из одной руки в другую три ленточки, поочередно;

- то же самое с пятью ленточками.

Для детей 6 лет — 7-го года жизни.

То же, что и тля детей 5-6 лет, добавить:

- присест», покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;

- ударить мяч ладонью об пол и считать до 5;

- взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;

- пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;

- прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;

- завязать ленту узлом, бантом.

Обобщение. В результате обследования моторики детей 3-7 лет фиксировать:

1) координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации);

2) чувство равновесия (есть, нет);

З) осанка (правильная, неправильная);

4) объем выполнения движений (полный, неполный);

5) переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует);

6) самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого);

7) сопутствующие движения (есть, нет);

8) наличие леворукости, амбидекстрии;

9) мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т.е. дополнительные движения, сопровождающие основное, — слабо или ярко выраженные).

Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка следует обобщить по следующим параметрам.

Нормальная моторика:

- сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать определенное время нужную позу;

- сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т.д.);  

- вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;

- выразительна и эмоциональна мимика лица.

Нарушения моторики:

- повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой, незавершенной амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;

- моторная напряженность, скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии.

Исследование подражательности

Для детей 3 лет - 4-го года жизни:

- повторить за логопедом предложение из 3-4 слов;

- по образцу: подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо);

- нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6-7 колец);

- построить из кубиков воротца;

- отобрать две одинаковые куклы из четырех;

- подобрать два контурных одинаковых рисунка, например, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных.

Для детей 4 лет — 5-го года жизни:

- повторить за логопедом фразу из 5 слов;

- по образцу: собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: "Я надеваю (снимаю) синий кружок";

- построить домик, забор, воротца из строительного материала;  

- раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце).    

Для детей 5 лет - 6-го года жизни:

По образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например, "У Саши пала летчик. Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк." Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка).

Для детей 6 лет - 7-го года жизни:

После показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.

Обобщение: 1) подражание полное,

2) подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца),

3) подражание неполное (дети не до конца выполнили увиденное и услышанное задание, опустив часть его),

4) отказ от подражания.

Исследование речи ребенка

1. Исследование импрессивной речи.

Соответственно возрасту предлагается выполнить следующие задания.

Для детей 2 лет — 3-го года жизни:

- показать по словесной инструкции логопеда, называнию различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;              

- выполнить поручение по речевой инструкции, например, "Возьми куклу",   " Принеси мяч" и т.д.

 Для детей 3 лет — 4-го года жизни:         

- показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яблоко, квадратный стол), величины (большой шкаф, маленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец);

- выполнить поручения по речевой инструкции, например, "Возьми шарик и положи на стол", ''Встань и подойди к окну";

- ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа (для выяснения понимания содержания). Например, можно прочитать следующий текст "У Миши был серый котик. Хвост у котика пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик не любил кашу, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!"

Ребенку предлагается ответить: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик?

Для детей 4 лет -  5-го года жизни:

- показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол-персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета;

- ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания).

Для  детей 5 лет - 6-го года жизни:

- показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол-персонажей из сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета;        

- ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания);

- показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.

Для детей 6 лет - 7-го года жизни:

- показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок);

- показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);

- ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи.

2. Исследование экспрессивной речи.

Для детей 2 лет - 3-го года жизни:

- назвать окружающие предметы, игрушки;

- показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выполнить одиночные движения и серию движений для всех последующих возрастных групп);

- рассказывание ребенком сказки, например, "Курочка ряба";

- описание несложной сюжетной картинки;

- высказывание об игрушке;

- чтение стихотворения.

Для детей 3 лет - 4-го года жизни:

- называние предметов обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус);

- беседа;                          

- рассказывание по картинке;

- чтение стихотворения.

Для детей 4 лет — 5-го года жизни:

- беседа с ребенком;

- пересказ известной сказки;

- называние за логопедом (отраженная речь) картинок;

- рассказывание с логопедом (сопряженная речь) стихотворения;

- игра в лото, домино на сопряженной речи.

Для детей 5 лет — 6-го года жизни:

- беседа с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т.д. (по логическим группам слов);

- сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их различии и сходстве (например, две куклы);

-  назвать за логопедом сюжетные картинки;

- вместе с логопедом дать описание какой-нибудь игрушки в игре: "Игрушка-сюрприз": развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку - медвежонка).

Для детей 6 лет — 7-го года жизни:

- составить предложения по сюжетным картинкам;            

- показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра;

- беседа с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях и т.д.:

- повторить за логопедом предложения небольшого текста;  

- вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: "Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок" и т.д.- "Получился цветок".

Обобщение:

1) особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный);

2) форма судорог (клоническая, тоническая, смешанная);

3) вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный);

4) степень выраженности заикания:

ЛЕГКАЯ - ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятельной речи;

СРЕДНЯЯ - активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно-ответной, отраженной речи;

ТЯЖЕЛАЯ - ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи;

5) проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе; в рассказе по картинке; в беседе; в пересказе прочитанного логопедом текста; в вопросно-ответной речи; при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи;

6) состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, аритмия), темп (нормальный, ускоренный, замедленный), характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное верхнеключичное);

7) состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата. Аномалии в строении губ, челюсти, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие).

Отметить параметры движений: наличие или отсутствие движения; активность (расторможенность, заторможенность); объем (полный, неполный). точность выполнения; длительность (способность удерживать органы в заданном положении): темп движений (норма, замедленный, ускоренный); замена движения (синкинезии);

8) состояние звукопроизношения. Определить нарушение звукопроизношения по механизмам: дислалия или дизартрия. По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение. По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты заднеязычных звуков, дефекты озвончения, дефекты смягчения. По объему: мономорфное, полиморфное нарушение;

9) состояние просодических компонентов речи: темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, деление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса: громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий; высота голоса - высокий, низкий, нормальный; тембр голоса - сиплый, хриплый, резкий, с металлическим оттенком, с носовым оттенком, особое внимание обратить на наличие мягкой или тверди атаки голоса); внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная).

Поскольку при заикании наблюдается не только нарушение звукопроизношения, но могут быть отклонения, задержки в формировании словаря, грамматического строя речи, фонематических процессов, рекомендуется обследовать эти стороны речи.

Исследование фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений

1. Исследование фонематического анализа.

Надо определить у заикающихся детей, начиная с 4-5 лет, способность выделять ударный гласный в начале слова (например, какие звуки слышны в начале слов «Аня», «Оля», «утка»).

Начиная с 5-летнего возраста следует определять у заикающегося ребенка способность выделять звук на фоне слова (например, слышен ли в слове "сани" звук С).

Необходимо также, начиная с 6-летнего возраста, исследовать, у заикающихся детей способности:

- выделять звук из слова, например, какой звук слышен в начале слова "сани";

- дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, заднеязычные - переднеязычные, сонорные Р-Л и др.;

- определять место звука в слове по отношению к другим звукам, например, какой звук слышен после звука М в слове "мак" или какой звук находится на третьем по счету месте в слове "каша";

- определять последовательность звука в слове, например, какой звук находится между звуками И, А в слове "лиса" или: "Назови соседей звука К в слове "рука" .

Следует исследовать у заикающихся детей в возрасте от 5 до 7 лет способность определять количество звуков в словах, например, сколько звуков в словах "рак", "лапа", "кошка".

2. Исследование фонематического синтеза. 

Надо определить у заикающихся детей, начиная с 5-летнего возраста, способность составлять слова из последовательно данных звуков: «Послушай

звуки Д, О, М, поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось?»

3. Исследование фонематических представлений.

Начиная с 5-летнего возраста предлагаются для выполнения следующие задания:

- придумать слово на заданный звук;

- разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например, С-Ш, Ч-Ц, Р-Л и др.;

- из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

Исследование состояния грамматического строя речи

Предложить заикающимся детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить следующие задания:

-   составить рассказ по сюжетной картинке;

- преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок (например, шар - шары, топор - топоры, дом - дома, коза - козы, белка - белки, лист - листья и т.п.).

У заикающихся детей 5-7 лет проверить способность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др., а также способность словообразования (предложить ребенку образовать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного, например, нож - ножик, ложка - ложечка, кукла - куколка, дом - домик). Необходимо обратить внимание на способность образования формы родительного падежа для имен существительных множественного числа; дать ребенку слова в именительном падеже и предложить изменить их, отвечая на вопрос "Много чего?": сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ухо, лоб, ноги, ведро ... "В саду растет много чего? - Яблонь, вишен".

У заикающихся детей 6-7 лет исследовать способность к образованию прилагательного от имени существительного: дерево - деревянный, кожа - кожаный и т.п. При затруднениях в выполнении задания можно дать инструкцию: " Стакан из стекла. Какой стакан? - Стеклянный". "Лопата из дерева. Какая лопата? - Деревянная" и т.д.

Исследовать способность образования глаголов движения с помощью приставок, например: улетел, прилетел, перелетел, вылетел, взлетел, налетел.

Исследовать способность согласовывать числительные "два" и "пять" с существительными: дом, жук, ведро, тар, рыбка.

Исследование состояния лексики

Для исследования лексики применяются специальные приемы: называние предметов; называние предметов по их описанию, нахождение общих названий, подбор определения к слову и т.д.

Предложить детям, начиная с  4-летнего возраста, назвать предметы или картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы.

Предложить назвать действия по предъявленному предмету, картинке: "Доктор что делает?" - ребенок должен ответить на вопрос, назвав действие. Может быть и другой вариант этого приема: сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится. Ребенку показывают, например, картинку, и он называет изображенные на ней предметы с характерными дли них действиями: щука плавает, ласточка летает, кузнечик прыгает, змея ползает и т.п. сочетания предметов и их действий.

Детям 6-7 лет предложить более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, показать чашку, стакан, блюдце, тарелку и задать вопрос: "Как назвать все эти предметы одним словом?" или "Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник?"

Исследование характера игровой деятельности

заикающихся детей

При исследовании характера игровой деятельности следует обратить внимание на следующие моменты.

1. Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале или в конце игры, в ходе игры).

2. Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре-драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).

3. Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.        

4. Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре.

5. Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.

6. Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.

7. Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив, перешли к другой, затем к третьей и т.д.

8. Что мешает заикающимся детям осуществить свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.

9. Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно смыслу или же случайно.

10. Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.

11. Какие конфликты и из-за чего возникают в играх, как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние речи ребенка) или с помощью взрослых.

12. Каковы приемы руководства игрой:

а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи;

б) договоренность взросло с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях.

Исследование взаимоотношений детей в играх

В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх необходимо выяснить:

- умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли;        

- степень участия в приготовлении игрового места;        

- умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом товарища;

- взаимоотношения детей в играх: главенство - подчиненность, частичное главенство - подчиненность, отношения равенства.

Исследование общественного поведения детей в играх

В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх логопед выясняет:

- предпочитает заикающийся ребенок играть в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе;

- предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к товарищу по игре;

- играющие коллективы создаются как стойкие объединения, внутри которых дети переходят от одной игры к другой и играют в данном составе длительное время, или они кратковременны, создаются для осуществления лишь данного игрового замысла.        

Выяснение влияния правил игр на воспитание

у детей общественного поведения

Провести с группой заикающихся детей из 4-5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных). Учитывать следующее: ребенок сам выполняет правила игры; требует выполнения правил от других детей; устанавливает новые правила.

Логопед должен отметить также:

- общее отношение к правилам: непонимание самих правил или непонимание важности или необходимости их выполнения, негативное отношение, безразличие и т.д.

- характер взаимоотношений детей в игре: главенство — подчиненность, частичное главенство - подчиненность, отношения равенства;

- отношение ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры; стремление к выигрышу является самоцелью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнением правил и соблюдение правил стимулирует быстрый выигрыш.

Определение степени игровой активности

заикающихся детей

Логопед проводит целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих играх, в организуемых взрослыми сюжетно-ролевых играх, после этого уточняет, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.

ГРУППА А - дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.

ГРУППА Б - дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

ГРУППА В - дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

ГРУППА Г - дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.        

ГРУППА Д - дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

Исследование эмоционального состояния

заикающихся детей в играх

В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, организованных с помощью взрослого или по замыслу самих детей, отмечаются следующие проявления:

- повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватность выражения радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей, движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, нескоординированные, синкинезии;

- сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети сбиваются с общего темпа игры, малоактивны  в коллективных играх, отказываются от роли ведущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия в игре, переживают свое неумение, склонны к слезливости, психомоторика заторможена.

- эмоциональные проявления соответствуют теме и сюжету игры, адекватны.

Логическое заключение

Динамическое обследование заикающихся детей проводится в начале коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплексной работы с детьми.

Данные динамического обследования заикающегося ребенка обобщаются логопедом в виде логопедического заключения (уточненного диагноза).

В логопедическом заключении учитывается следующее:

- форма судорог, их локализация, степень выраженности;

- характер общительности;

- степень подражательности;

- характер моторики;

- наличие соответствующих движений, уловок, синкинезий и других подобных проявлений;

- наличие эмболофразий;

- отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания);

- характер игровой деятельности (отнесение к определенной группе);

- особенности эмоциональной сферы заикания;

- наличие нарушений звукопроизношения, элементов общего недоразвития речи, недоразвития отдельных сторон речевой функциональной системы.

Примерное содержание логопедического заключения:

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности. Общительность неустойчивая, подражательность полная. Моторно напряжен, сопутствующие движения (притопывает ногой во время речи). Эмболофразии А, НУ, ВОТ. Фобии ситуаций неярко выражены. Степень игровой активности - группа Г. В эмоциональном отношении сниженные проявления, отличатся нерешительностью, вялостью. Стертая форма дизартрии: призубный сигматизм свистящих звуков, боковое произношение шипящих звуков и Р, недоразвитие фонематического анализа при относительно высокой сохранности лексико-грамматического строя речи.

Дата.

Логопед.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

К А Р Т А   Л О Г О П Е Д И Ч Е С К О Г О   О Б С Л Е Д О В А Н И Я    Р Е Б Е Н К А   С   К И,    С А

Ф.И. ребенка, д.р._____________________________________________________________________________________________________
Коммуникация
Способы общения: естественные жесты, жестовая речь, дактильная, устная, письменная, альтернативные средства коммуникации
Понимание устной речи: не понимает, понимает на слух, слухозрительно, чтение с лица, чтение, с опорой на дактильную речь________________________________________________________________________________________________________________
Собственная речь: нет вокализаций, отдельные вокализации, отдельные слова, предложения из 2-3 слов, развернутая фраза с нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, просодических характеристик речи, аграмматизмами______________________________________________________________________________________________________
Дактильная речь: не знает, знает, использует____________________________________________________________________________
Эффективность коммуникации: высокая, достаточная, недостаточная, низкая_______________________________________________
Жестовая речь: не знает, знает, использует______________________________________________________________________________
Мотивация к общению: высокая, средняя, низкая________________________________________________________________________
Контакт: лёгкий, поверхностный, устанавливается с трудом, уходит от контакта_____________________________________________
Голос и дыхание
Голос при обследовании: нет вокализаций/ тихий/ громкий/ затухающий/ нормальной громкости;
глухой/звонкий, монотонный/слабомодулированный /модулированный, высокий /нормальной высоты /низкий/фальцет/сдавленный, хриплый
Носовой оттенок голоса: отсутствует, слабо/средне/сильно выраженный
Длительность выдоха: укорочен, сильно укорочен
Дыхание: ключичное, диафрагмальное
Направленность выдыхаемой струи: ненаправленная/ ротовая/носовая/смешанная
Органы артикуляции
Нижняя челюсть: N/микрогения/макрогения
Зубы и прикус: N/прогения/прогнатия/открытый________________________________________________________________________________________
Мягкое нёбо: N/укороченное, симметричное/несимметричное; подвижное/неподвижное________________________________________
Язык:
Положение: N/оттянут кзади/выходит изо рта, посередине/девиация вправо/влево
Корень языка: N/гипертрофирован, N/приподнят
Уздечка: N/укороченная эластична/неэластичная
Оральный праксис (по подражанию с повторением)
губы трубочка-улыбка________________________________________________________________________________________________
высунуть язык, удерживая 5 с не удерживает позу/посинение, тремор, девиация вправо/влево
высунуть-убрать язык________________________________________________________________________________________________
надуть щёки_________________________________________________________________________________________________________
«часики»____________________________________________________________________________________________________________
«варенье»___________________________________________________________________________________________________________
Серия из 3 движений__________________________________________________________________________________________________
Характеристика движений: точные/неточные, в полном/неполном объёме, переключаемость хорошая/плохая/невозможна, персеверация
Кончик языка и губы при пробах: активный/вялый_________________________________________________________________________
Темп: N/замедленный_________________________________________________________________________________________________
Синкенезии: нет/есть, прикрывание рта, дополнительные движения__________________________________________________________
Саливация: N/гиперсаливация
Характеристика звукопроизношения

а

о

у

и

э

ы

п/пь

б/бь

м/мь

ф/фь

в/вь

т/ть

д/дь

изол

слово

н/нь

к/кь

г/гь

х/хь

с/сь

з/зь

ц

ш

ж

ч

щ

л/ль

р/рь

изол

слово

ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА
Пассивный словарь___________________________________________________________________________________________________
Активный словарь____________________________________________________________________________________________________
Слоговая структура слова______________________________________________________________________________________________
Грамматический строй________________________________________________________________________________________________
Связная речь_________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________
ПЛАН РАБОТЫ_____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

(по Г.А. Волковой)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)_____________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год) _________________________________________

Возраст (количество лет, месяцев)_____________________________________________

Домашний адрес, телефон____________________________________________________

Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район) __________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола МППК, от какого числа)_____________________________________________________________________

Диагноз районной (городской) МППК__________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., профессия, образование, место работы (или не работает)____________

__________________________________________________________________________

Отец: Ф. И. О., профессия, образование, место работы (или не работает)____________

__________________________________________________________________________

Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми)__________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников) ____________________________

__________________________________________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок_______________________________________________

Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания________

__________________________________________________________________________

Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные_________________________________

Особенности раннего развития: держит голову с _________ мес., сидит с ________мес., к 1 году ___________________зубов.

Перенесенные заболевания:

до 1 года___________________________________________________________________

от 1 до 3 лет________________________________________________________________

Инфекции_________________________________________________________________

Соматические заболевания___________________________________________________

Данные о развитии речи

Характер звукового лепета. В норме у ребенка в возрасте 4-5 мес. в лепете представлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.

Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т'], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [W]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полумягкие [В], [В']. Переднеязычные альвеолярные [С'], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубокий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые - губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднеязычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].

В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные [Т], [Т’], [Д], [Д’], [С], [С’], [3], [3’], [Ц], [Н], [Н’], [Л], [Л’], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес., 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па...дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».

Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, несколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с соответствующими жестами: «Дай ам» - просит есть, употребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дядя», глядя на женщину — «тетя».

Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес.: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «туту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д..

Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежь» (котлету порежь); фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).

С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водиц-ки попия я, ффуй».

К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).

Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего, артикуляторно сложные: [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р].

Особенности понимания речи окружающих (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).

Логопедическое обследование

1. Состояние звукопроизношения.

Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

изолированно – по подражанию логопеду ____________________________________________;

в открытых, закрытых слогах со стечением___________________________________________;

в словах: односложных, двусложных и трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов_______________________________________________________________;

-//-//- в сложных словах с закрытыми слогами и со стечением согласных_______________________________________________________________________;

во фразах, насыщенных проверяемым звуком_________________________________________;

в связной речи – потешках, стихотворениях, в текстах__________________________________

________________________________________________________________________________

2. Особенности динамической стороны речи.

темп: нормальный, ускоренный, замедленный_________________________________________

ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи______________;

интонация: повествовательная, вопросительная, побудительная (прочтение стихотворения или повторение за логопедом фраз)__________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отмечается наличие и характер отклонений в строении:

губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ__________________

________________________________________________________________________________;

челюстей: прогения, прогнатия, ____________________________________________________;

прикуса: открытый передний, открытый боковой______________________________________;

зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др. _____________________________________________________________;

языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка __________________________________________________________________________;

неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка__________________________________________________________________________.

Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально. Наличие каких-либо аномалий свидетельствует об органической (механичсекой) дислалии.

4. Состояние общей моторики.

Отмечается:

нарушения переключаемости движений – несвоевременная, задержанная_________________;

появление сопутствующих движений________________________________________________;

нарушения координации – движения выполнены не одновременно, неточно_______________;

наличие общей заторможенности или двигательного ьеспокойства_______________________.

5. Состояние пальчиковой моторики.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Состояние мимической моторики.

Отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ)_______________________________________________


7. Состояние орального праксиса.   Отмечается (нужное подчеркнуть):

объем движений: полный – выполнены все движения; неполный – выполнена часть движений; объем движений нарушен – искажена серия движений или опущены движения;

точность выполнения: сохранна – все движения выполнены в данной последовательности; нарушена – поиски артикуляции или дополнительные движения;

тонус: сохранен – движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен – движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц;

темп движений: нормальный – одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный – между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 сек.; ускоренный – движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще выполнено не до конца, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение;

синкинезии: нет; есть – при выполнении упражнений появляются дополнительные движения в артикуляторных, мимических мышцах.

8. Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функции.

слух: (выписать из мед. карты)_____________________________________________________.

дыхание: тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_________________; объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет на 2-3 слова, для детей 6-7 лет на 3-5 слов на выдохе _______________________________________________________________;

голос: сила (нормальный, громкий, чрезмерно тихий); высота (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)_________________________________________________________;

тембр (монотонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка)____________________.

9. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

1) простой (элементарный) фонематический анализ____________________________________;

- выделение звука на фоне слова:_____________________________________________;

- выделение начального ударного гласного звука:_______________________________;

- дифференциация звука по противопоставлениям:_______________________________

2) сложный фонематический анализ_________________________________________________;

- определение места звука в слове:____________________________________________;

- определение последовательности звуков в слове:_______________________________;

- определение количества звуков в слове:_______________________________________.

3) фонематический синтез:_________________________________________________________.

4) фонематические представления:__________________________________________________.

10. Особенности словарного запаса.

1) Исследование номинативного словаря_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Исследование предикативного словаря:____________________________________________

________________________________________________________________________________

11. Исследование грамматического строя речи.

1) исследование словоизменения:____________________________________________________

- изменение по падежам_____________________________________________________;

- преобразование им. сущ. ___________________________________________________;

- образование им. сущ. ______________________________________________________;

- согласование прилаг. с сущ._________________________________________________.

2) исследование словообразования:__________________________________________________

- образование сущ. уменьш.-ласк. значения_____________________________________;

- образование прилагательных _______________________________________________;

- образование глаголов______________________________________________________.