Коллегам

Кобелева Юлия Владимировна

Коллегам.

Выступление на РМО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы развития речи дошкольников детского сада на современном этапе.

Кобелева Юлия Владимировна, воспитатель

МКДОУ детский сад «Солнышко»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Речь – средство уникальное и незаменимое. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, не редко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Речевое развитие как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Ежедневная практика и наблюдения за воспитанниками в ДОУ показывают, что у многих детей слабо связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача педагогов, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Главные приоритеты государственной образовательной политики создали предпосылки к удовлетворению многообразных потребностей ребенка и семьи. Родители и школьная программа предъявляют высокие требования к воспитанию и обучению дошкольников. Достичь таких результатов возможно при правильной всесторонней работе воспитателей и специалистов в ДОУ. Начинать работу по речевому развитию нужно как в семье,с первых дне         жизни ребёнка, а также в детском саду во всех возрастных группах.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых. Без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе, из- за неуклонно снижающегося уровня общей и бытовой культуры, широкого распространения бульварной литературы, агрессивно-примитивной речи телевизионной рекламы, зарубежных  мультфильмов, которые к сожалению в изобилии присутствуют в жизни дошкольников.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30–40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Поэтому, как со стороны семьи, так и ДОУ, необходимо максимально исключить воздействие СМИ, интернета на не сформировавшуюся личность и психику ребёнка.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая всех знаний, умений, навыков со стороны педагогов, а также индивидуального подхода к личности каждого ребёнка.

Приоритетное направление в работе нашего ДОУ- познавательно-речевое развитие, поэтому данная тема для нас актуальна.

Работа по речевому развитию в нашем детском саду начинается ещё с группы раннего возраста и непрерывно продолжается во всех возрастных группах.

Выбрав приоритетным познавательно- речевое развитие наш детский сад ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель: всестороннее развитие личности ребёнка, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование творческого воображения, любознательности, как основы познавательной активности.

Задачи:

  • формирование познавательных процессов и умственной деятельности;
  • активизация речи детей в различных видах деятельности;
  • совершенствование предметно- развивающей среды. А именно «речевые уголки» (В них размещены сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры);

«Театральные уголки» (Дети участвуя в спектаклях обмениваются информацией)

«Книжные уголки» (В них находятся книги, портреты писателей);

  • совместная работа воспитателей, детей и родителей во всех видах деятельности.

Речь педагогов в ДОУ является образцом для ребёнка дошкольного возраста, поэтому она должна быть чёткой, правильной, интонационно- окрашенной, выразительной, которая располагает ребёнка к занятию и правильному эмоциональному общению. Также немаловажное значение имеют и невербальные средства общения воспитателя и ребёнка. А именно мимика, жесты. Другими слова воспитатель всегда должен быть с улыбкой на лице.

Наш коллектив активно реализует поставленные цели и задачи по познавательно- речевому развитию демонстрирует это на практике.

В нашем детском саду проводиться своевременная коррекционно- логопедическая работа логопедом по предупреждению и устранению речевых ошибок, развитию грамматически правильной связной речи. Также логопедом проводиться консультативная помощь родителям в индивидуальном порядке, на родительских собраниях, в СМИ.

Большое внимание наше ДОУ уделяет развитию и сохранению родного языка в лице педагога дополнительного образования, которая методически правильно обучает детей калмыцкому языку.

Также благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателей всех возрастных групп наши воспитанники демонстрируют высокий уровень речевого развития, участвуя и занимая призовые места в таких конкурсах как: «В гостях у сказки», «Конкурс чтецов», музыкально- танцевальный конкурс «Тюльпанчик», конкурс православной песни «Радость души моей».

Кроме того, наши выпускники ежегодно, при поступлении в школы Городовиковского района показывают высокий уровень познавательно- речевой активности. И радуют своими успехами и достижениями не только родителей, но и весь педагогический коллектив детского сада «Солнышко».

Немаловажную роль в познавательно- речевом развитии занимают режимные моменты. Такие как прогулки(на прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.), умывание (можно говорить о том, что они моют, чем моют, какая вода, какое мыло),  дежурства по столовой (необходимо привлекать внимание детей к посуде, рассказывать о посуде, о том, как её расставлять на столы.)

Полноценное речевое развитие ребёнка невозможно без участия семьи. Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. Наш педагогический коллектив используются различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации) ;

информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей) ;

информационно-аналитическая (анкетирование и опросы.)

Таким образом работая над познавательно- речевым развитием дошкольников наше ДОУ планирует свою работу грамотно, чётко с учётом индивидуального подхода к каждому воспитаннику прививая любовь к родному языку, родному краю, своей родине.