Кружок «Лучик» (духовно-нравственное воспитание).

Кривой Марина Борисовна

       

           Современное состояние российского общества характеризуется не столько кризисом экономическим или политическим, сколько кризисом личности. Утрата нравственных ориентиров человеком после крушения марксистско-ленинской идеологии открыла пространство для спора о том, какие ценности, цели жизни считать приоритетными. Растет понимание необходимости обращения к национальным культурным традициям, к нашим духовным истокам.

          Преподавание дисциплин духовно-нравственного характера в светской школе – дело необычайно деликатное. Оно требует единения желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации учебного заведения в организации учебного процесса, чуткости, душевной тонкости учителя.

Данный курс – результат экспериментальной творческой деятельности педагога в течение семи лет по воспитанию детей дошкольного возраста на основах вечных христианских ценностей. Курс носит методологический характер. В нем представлены занятия с целями и задачами образования, методическим обеспечением; даны приложения к занятиям: загадки, сказки, песенки, игры, рисунки. Основными формами организации деятельности детей является общение и игра, позволяющие сделать занятия радостными и полезными.

           Методические рекомендации Афанасьевой С.Ю. – первый опыт преподавания духовно-нравственных дисциплин в светских образовательных учреждениях.                                                                   

                      

  

                                                                                               

                                                                                                                            

Кружок «Лучик»

                                                                                                       

 

Занятия кружка «Лучик»

                                                                                                        

 

Знакомство с литературой и поделками по духовно – нравственному воспитанию.

                                                                                                           

 

Православные игры.

Подвижные игры.

"Есть или нет?"

Возможны различные варианты. Преподаватель заранее составляет вопросы (желательно в стихах), чтобы на них можно было ответить "Да" или "Нет". Дети, например, встают в круг и отвечают поднятием рук вверх или же вниз (можно с приседанием). Отвечают одновременно словом и жестом. При этом могут держаться за руки. Возможен вариант сидя за партами.                            

- Тихо нужно в храм входить? Или резво забежать?

- Трижды лоб перекрестить? Или важно маршем прошагать?

- Можно там зажечь свечу? А кого-то стукнуть по плечу?

- А у иконы постоять? А громко топать и кричать? и т.п.

"Каравай"

Распространенная детская игра. Дети встают в круг, водят хоровод, приговаривая: "Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!" Ребенок в центре круга (у кого день рождения или именины): "Я люблю, конечно, всех. Но вот Машу (имя) больше всех". Преподаватель задает какой-нибудь вопрос по пройденному только что материалу, если "Каравай" не знает, то "Караваем" становится тот, кто ему подскажет. Хорошо проводить в конце как разрядку и закрепление материала.

Передача яйца (мяча, звездочки, сердечка и т.п.).

По кругу передается предмет под музыку. На ком остановится музыка - тот что-либо исполняет в кругу. Хорошо играть в нее на утреннике.

"Фанты".

Преподаватель предлагает выбрать любой предмет из лежащих на столе (строго по числу участников). Каждый участник запоминает свой предмет. Преподаватель снова собирает их, смешивая в кучу. Затем вынимает 2 фанта. Чьи это? Этот фант этому задаст вопрос по теме "Сотворение мира" (любой другой недавно пройденной). Желательно в этой игре поощрять не только похвалой. Фант (например, карандаш цветной) может быть оставлен тому, кто хорошо составил вопрос или ответил.

"Пантомима".

Игра очень любимая детьми подготовительной группы. Скажем только что прошли "Чудеса Иисуса Христа". Предлагается на языке жестов "показать" что-либо. "Лов рыбы" (как сеть тянут) или "Чудо в Кане" (переливают из одного сосуда в другой). Зрители должны догадаться. О чем речь идет. "Отгадать" чудо. Дети сами загадывают и отгадывают. Преподаватель только может подсказать исполнителю пантомимы, как лучше изобразить.

«Эстафета с яйцами

(Две команды; выдают две деревянные ложки и по одному деревянному яйцу каждому игроку. По команде на вытянутой руке нужно донести яичко в ложке, не уронив, и бросить в лукошко своей команды, быстро вернуться, отдать ложку другому игроку. Чья команда выполнит задание быстрее и не нарушит правил – та и выиграла.)

 

Дидактические игры.

"Составь слово".

Слова на библейскую тему из 4-5 букв "разрезаны". Из букв нужно составить слова.    Х   Р   А   М 

"Лишнее слово".

Преподаватель прочитывает словесный ряд. Предлагает найти лишние слова. Например: Ева, Адам, Дерево, Змея, Сад, Мальчик, Грех, Мешок (слова Мальчик, Мешок -лишние). Можно предложить развить логический ряд "нелишними словами".

"Расколотое яйцо."

Достаточно большое бумажное яйцо делится на секторы, разрезается. Предлагается собрать яйцо. Лучше, когда яиц хватает на всех.

"Сочиним историю."

Например рождественскую. Садимся в кружок. Итак: "Однажды в рождественскую ночь в доме, где все давно спали не спала одна девочка. Ее звали ..." Как ее звали, Миша? А почему она не спала, Оля? И т.д.

"Древо жизни" и "Древо греха."

Наглядным пособием служат 2 (или 1) дерева из картона с прорезями. На "Древе жизни" "висят" красные плоды. Это добродетели. А какие добрые дела вы знаете? Назовите. То же самое с "Древом греха". Можно сделать эту игру подвижной, положив на стол "плоды" с изображением дурных и добрых дел. Предложить детям самим развесить их на нужное дерево.

"Реставрация текста"

(по методу Л. R Суровой).

Больше для школьников подходит. Эту игру очень любят ученики воскресной школы. На большом листе ватмана крупно  фломастером пишется стихотворение, например, М.Ю. Лермонтова "Молитва", но некоторые слова пропущены, нужно их "досочинить". Вместе с учителем, многократно повторяя строчки, дети находят, наконец, нужное слово. Одновременно выучивают стих наизусть.

"Восстанови картинку."

На 1 минуту детям показывается картинка из Детской Библии или икона: Потом картина убирается. Нужно по памяти словесно ее восстановить. Кто был нарисован, сколько лиц, как стояли и прочее.

"Берестяная грамота."

В детском саду лучше играть следующим образом. Складывается рулоном лист, на котором дети либо рисуют что-то доброе или пишут добрые слова. Получается картина со словами, птичками, мамой и папой, солнышком ... Это должен быть большой лист, чтобы дети могли рисовать, писать одновременно несколько человек. В воскресной школе старшим детям можно предложить настоящую "берестяную грамоту". Оформить ее под подлинник и написать на ней заповеди "кириллицей"

"Подбери слово."

Нужно составить словесную характеристику. Какой была Божия Матерь? Каждый должен сказать по одному доброму слову. Нежная, прекрасная, щедрая, всем помогала, терпеливая и т. д.

 

Стихотворения к Пасхе.

***

Солнышко встало в полях за рекою.

Утро настало уже голубое.

Птицы щебечут в одном упоеньи.

Славят Христа за Его Воскресенье.

***

Праздник праздников грядет.

В храм святить народ несет.

Яйца, пасхи сырные,

Куличи имбирные.

***

Открыты царские врата пред нами,

Святой огонь сияет от свечи…

Кругом опять расставили во храме

Цветные яйца, пасхи, куличи.

Еще темно, но солнышко играет.

Играет всеми красками небес.

И радостно друг другу повторяем:

Христос воскрес!

***

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто Ангельское пенье

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон!

***

Ушла, ушла зима седая!

Все оживает: поле, лес;

Луг зеленеет, глаз лаская,

Христос воскрес! Христос воскрес!

Прощанью радуясь с зимою

Бегут детишки в ближний лес

И говорят между собою:

"Христос воскрес! Христос воскрес!"

***

Пусть я сегодня слаб и мал,

Но это – ничего.

Христос людей благословил,

Люблю Его за то.

Он даже взрослым говорил:

"Детьми вам надо быть".

Он даст мне роста, даст мне сил,

Научит всех любить

***

Вижу я солнышко – радостно мне.

Радуюсь зелени, свету, весне.

Радуюсь ласточке и воробьям.

Радуюсь саду и разным цветам.

Радость от Бога, я это узнала.

Мама сегодня мне это сказала.

 

Загадки.

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. 

                                                                                          (Храм)

В жизни вечен, в любви бесконечен.

Ярче солнца светит, крепче мамы любит.

                                                                                        (Бог)

Богу и Мать и Дочь. 

                                                            (Богородица)

Всю жизнь мается, никогда не раскается.

                                                                                       (Каин)

Чего у Бога нет, а у нас есть?

Одежду грязь пачкает, а душу?

                                                                       (грех)

Сотворен из земли, а жил как мы.

                                                                           (Адам)

На волнах качается, в нем вся жизнь спасается.

                                                                                                      (Ковчег)

Строили, строили…, так и не построили.

Без Бога взялись, в разных концах света оказались.

                                                                                                                                    (Вавилонская башня)

Огонек горит – молитва к Богу лежит.

Душа с Богом говорит.      

                                                          (Свечка)

На земле жили – душу часто мыли.

С земли ушли – к Богу пришли.

                                                                          (Святые)

До нее одна жизнь, после другая.

                                                                             (Смерть)

Впереди меня дорожка, что ни шаг, то подножка.

Когда кончится, не знаю – иду лишь к Господу взываю.

                                                                                                               (Жизнь)

Красное катается – всему миру чудо оповещается.

                                                                                                          (Яйцо)

Грязь смывает, душу к Богу возвращает.

                                                                                                 (Покаяние)

Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык.

                                                                                                       (Колокол)

Говорун говорит, народ в храм спешит.

                                                                                         (Колокол)

В чудо не поверили – Ангел прилетел.

Ангел прилетел – долго жить велел.

Жил, терпел – Бога узрел.

                                                                                          (Симеон Богоприимец)

У Бога мудрости просил, то и получил.

                                                                                         (Соломон)

И голубем летел, и огнем горел.

                                                                                   (Святой Дух)

Через лес идет тропа, вся закручена она.

Вокруг кто-то аукает – мою дорожку путает.

                                                                                                                                 (Жизнь, испытания, враг)

Ангелу не внял – голос потерял.

                                                                            (Захария)

Взвесить нельзя, смерить нельзя, и жить без того нельзя.

                                                                                                                       (Душа)

Спиной к стене, а лицом к избе.

                                                                            (Икона)

Что выше колокольни?

                                                            (крест)

Озеро кругленько, берега узеньки,

 кто в нем искупается,

тот к царским слугам причисляется.

                                                                                  (Купель)

Синее море, хрустальные берега, а посередине утка.

                                                                                                                (Лампада)

Не Бог, не человек, не был на небе и не будет,

а на себе Христа-света носил.

                                                                     (Осел)

Четыре орла одно яйцо снесли, и весь мир питается.

                                                                                                                  (Евангелие)

Мал был улов, да пришел Рыболов.

Рыбы множество дал и за собой всех позвал.

                                                                                                                   (чудо о ловле рыб)

Двенадцать светильников всю землю просветили.

                                                                                                                     (12 апостолов)

Море бушует, волнуются люди,

спит их учитель, что ж дальше то будет?

                                                                                                                                        (рассказ о чуде укрощения бури)