Элективный курс "На пути к современной цивилизации"
Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению курса обществознание. Курс расширяет знания по вопросу общественно-исторического развития современного мира.
Цель и задачи курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу.
Данный элективный курс не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса.
Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности.
Структурно программа состоит из 24 тем, объединенных в 2 разделах и 6 главах. Объем курса – 34 учебных часа, из них на практические занятия отведено 12 часов. Курс рассчитан на 2 года обучения (10 - 11 класс) по 17 часов ежегодно или на 1 год (11 класс) 34 часа.
Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса | 46.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Нечаева Т.Н. Программа элективного курса «На пути к современной цивилизации» для 10 – 11 классов
АННОТАЦИЯ
Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению курса обществознание. Курс расширяет знания по вопросу общественно-исторического развития современного мира.
Цель и задачи курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу.
Данный элективный курс не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса.
Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности.
Структурно программа состоит из 24 тем, объединенных в 2 разделах и 6 главах. Объем курса – 34 учебных часа, из них на практические занятия отведено 12 часов. Курс рассчитан на 2 года обучения (10 - 11 класс) по 17 часов ежегодно или на 1 год (11 класс) 34 часа.
Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета).
Пояснительная записка
Традиционный курс «Обществознание» в последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Всё больше в него вводится материала, помогающего школьнику разобраться в хитросплетениях современного мироустройства. Школьников знакомят с различными точками зрения, различными ответами на вопросы: что такое человек? Как устроено человеческое общество? По каким законам оно развивается? Почему сами люди способны творить свою культуру и развивать общечеловеческую цивилизацию?
Но понятие «цивилизация», законы развития цивилизаций, характеристики цивилизаций почему-то ушли из учебника «Обществознание» 10 – 11 класс. Поэтому данный элективный курс предполагает ликвидировать этот пробел школьного учебника. Именно знание законов развития цивилизаций, законов общественно-исторического развития даёт ответ на вопрос, какое будущее нас ожидает: мирное объединённое человечество или планетарная ядерная катастрофа? Разнообразие ответов на эти ключевые вопросы для молодого человека, начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, - несомненное
Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип делает этот курс интересным для старших подростков и значимым для формирования целостного исторического и обществоведческого мировоззрения. Развивая умение мыслить самостоятельно, доказывать свою точку зрения, опровергать аргументы оппонента данный элективный курс будет формировать ключевые навыки успешного освоения современного мира, будет способствовать лучшему осмыслению локально-цивилизационного, стадиально-цивилизационного и формационного подходов в изучении общественно-исторического процесса.
Темы курса тесно связаны с такими науками как философия, социология, история, экономическая теория, политология.
Цель данного курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу.
Задачами курса являются:
изучение социокультурных особенностей цивилизаций и аналитическое их сравнение;
включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность;
развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям общественно-исторической действительности;
развитие познавательного интереса к социально значимым фактам и явлениям общественно-исторической жизни;
выявлять и развивать личные способности обучающихся;
ориентировать обучающихся на достижение новых образовательных результатов (относительно себя);
воспитание социально-активной личности, умеющей социализироваться в современном мире.
Особенностью данной учебной программы является то, что не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса.
Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности.
Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета).
Межпредметные связи, преемственность
Курс рассчитан на обучающихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ и является дополнением к курсу «Обществознания». Его изучение предусматривает 34 часа в любом из классов старшей ступени. Можно изучать модулями (17/17 часов в каждом классе по 0,5 часа в неделю), каждый раздел является самостоятельной и законченной частью программы. В ходе изучения курса используются знания, полученные обучающимися на уроках обществознания, истории, литературы, географии.
Методы и формы учебной работы
Основные формы занятий – интерактивные лекции с последующими дискуссиями; исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов; рассказ, эвристическая беседа; использование проблемно-поисковой формы (семинары), клубной формы (дискуссионный клуб), бесед, диалогов, цитирования и работы с текстами, терминологических диктантов, домашних творческих заданий. Доминирующей формой обучения является частично-поисковая, индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы обучающихся, групповая исследовательская деятельность (умение представить результаты совместного труда). Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно-предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Формы контроля
Промежуточный контроль предполагается осуществлять по результатам выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров; проверка тетради с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе); в конце изучения каждой главы, проводя небольшие проверочные работы для выяснения уровня восприятия материала учащимися (тесты, презентации, проблемные задания). Каждый раздел заканчивается для обучающегося защитой мини-проекта по предложенной теме в начале изучения курса. А также в конце изучения раздела проводится – итоговое занятие с элементами аналитической работы.
Ключевые компетентности:
Познавательная компетентность:
способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте;
учебно-логические умения и навыки: установление причинно-следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления;
учебно-управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.
Информационная компетентность:
умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.
Гражданская компетентность:
умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;
умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах;
умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;
способность к самоидентификации.
Социальная (социально-коммуникативная) компетентность:
способность работать в команде;
способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;
способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;
умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Общее кол-во часов | В том числе | |||
теорет. занятия | практ. занятия | |||||
Раздел 1. На пути к современной цивилизации | 17 | 12 | 5 | |||
Глава 1. Общие понятия о цивилизации | 6 | 5 | 1 | |||
1.1 | Цивилизация: понятие, свойства и структура, законы развития. | 1 | 1 | – | ||
1.2 | Различные классификации типов цивилизаций. | 1 | 1 | – | ||
1.3 | Цивилизационный подход изучения общественно-исторического процесса | 1 | 1 | – | ||
1.4 | Формационный подход изучения общественно-исторического процесса. | 1 | 1 | – | ||
1.5 | Соотношение формационного и цивилизационного подходов. | 1 | – | 1 | ||
1.6 | Кризис современной цивилизации. | 1 | 1 | – | ||
Глава 2. Различные учения о цивилизациях | 6 | 4 | 2 | |||
2.1 | Теория локальных цивилизаций. | 1 | 1 | – | ||
2.2 | Линейно-стадиальная модель развития цивилизаций. | 1 | 1 | – | ||
2.3 | Теория постиндустриального общества Д.Белла. | 1 | 1 | 1 | ||
2.4 | Цивилизационная дихотомия: запад и восток, как опыт общественно-исторического сравнения. | 1 | 1 | 1 | ||
Глава 3. Динамизм и целостность современного мира | 4 | 3 | 1 | |||
3.1 | Современные теории глобального мироустройства. | 1 | 1 | – | ||
3.2 | Интеграционные процессы в мировой истории. | 1 | 1 | 1 | ||
3.3 | Учитесь мыслить глобально. | 1 | 1 | – | ||
Итоговое обобщение | 1 | – | 1 | |||
Раздел 2. Цивилизация России | 17 | 10 | 7 | |||
Глава 1. Российский путь в цивилизационном контексте | 6 | 3 | 3 | |||
1.1 | Россия в цивилизационном процессе. | 1 | 1 | – | ||
1.2 | Россия – европейская страна, общество западного типа, хотя имеет свои особенности. | 1 | – | 1 | ||
1.3 | Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая особое место в мире. | 1 | – | 1 | ||
1.4 | Россия – внутренне расколотая цивилизация. | 1 | 1 | – | ||
1.5 | Россия – конгломерат цивилизаций. Россия – пограничная цивилизация. | 1 | 1 | 1 | ||
Глава 2. Угрозы и задачи России в XXI веке. | 6 | 4 | 2 | |||
2.1 | Понятие угрозы. Спектр основных угроз. | 1 | 1 | – | ||
2.2 | Понятие вызова. Основные вызовы. | 1 | 1 | – | ||
2.3 | Понятие национальных задач. Спектр национальных задач для России. | 3 | 1 | 2 | ||
Глава 3. Россия – парадигмы общественно-исторического развития. | 4 | 3 | 1 | |||
3.1 | Россия на качелях реформ. Н.Кондратьева о циклическом развитии общества. | 1 | 1 |
| ||
3.2 | Теория пассионарности Л.Гумилёва. Теория имперских рывков И.Кваши. Сравнительная характеристика теорий. | 2 | 1 | 1 | ||
3.3 | Россия – центр формирования постиндустриальной парадигмы обществознания. | 1 | 1 | – | ||
Итоговое обобщение | 1 |
| 1 | |||
34 | 22 | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. На пути к современной цивилизации – 16 часов.
Глава 1. Общие понятия о цивилизации – 6 часов.
Понятие «цивилизация»: различные точки зрения учёных на понятие (А.Морган, Ф.Энгельс, М.Барг, Н.Данилевский, О.Шпенглер, М.Вебер, Р. Тейлор). Процесс складывания цивилизаций. Свойства цивилизаций. Структура цивилизаций. Законы развития цивилизаций
Различные классификации типов цивилизаций: по географическому фактору, по интенсивности распространения, по виду мировоззрения, по религиозным ценностям, по преобладающей социально-экономической сфере, по фазам развития. Краткая характеристика каждого типа цивилизаций.
Цивилизационный подход изучения исторического и общественного процесса. 2 направления цивилизационного подхода: линейно-стадиальная цивилизационная парадигма и теория локальных цивилизаций. Возможность синтеза двух направлений цивилизационного подхода.
Формационный подход изучения общественно-исторического процесса. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях. Современные дискуссии о роли формационного подхода в изучении общественно-исторических процессов: за и против.
Соотношение формационного и цивилизационного подходов в общественно-историческом развитию. Достоинства и недостатки каждого подхода.
Кризис современной цивилизации. Появление антропогенной цивилизации и два сценария её развития. Общие завоевания цивилизаций.
Глава 2. Различные учения о цивилизации – 6 часов.
Теория локальных цивилизаций. Учение Дж. Вико. Учение Н.Данилевского. Учение Освальда Шпенглера. Учение А.Тойнби.
Линейно-стадиальная модель развития цивилизаций. Учение О.Тоффлера. Модель всемирной истории Ш. Ито. Учение С.Хатингтона.
Теория постиндустриального общества Д.Белла: характеристика каждого из этапов общественного развития общества. Последователи Д. Белла (Л.К. Туроу, Ф. Фукуяма, Л.Ф. Дракер, В.А.Иноземцев).
Цивилизационная дихотомия: запад и восток, как опыт общественно-исторического сравнения. Социально-экономические характеристики. Тип и структура социальности. Политические характеристики. Культурные характеристики. Исторические характеристики.
Глава 3. Динамизм и целостность современного мира – 4 часа.
Современные теории глобального мироустройства. Теория мира как единой системы (И.Валлерстайн). «Конец истории» как триумф либерализма (Ф.Фукуяма). К единству человечества через «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон).
Интеграционные процессы в мировой истории. Глобальные проблемы современности. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Концепция И.С.Шкловского о будущем человечества. Возможные последствия глобальных проблем. Мыслители ХХ века о судьбах человечества. Предопределено ли будущее человечества. Концепции А. Швейцера, Э. Фромма.
Учитесь мыслить глобально. Миссия свехдержав. США: мессианство и «экспорт демократии». Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете. Китий: непростой путь от региональной к глобальной державе.
Итоговое обобщение – 1 час
Раздел 2. Цивилизация России – 12 часов.
Глава 1. Российский путь в цивилизационном контексте - 6 часов.
Россия – европейская страна, общество западного типа, хотя имеет свои особенности (В.Кантор). Традиции западничества.
Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая особое место в мире (Н.С.Трубецкой, Л.Н.Савицкий, Л.П. Карсавин – идеологи евразийства). Традиции славянофильства.
Россия – внутренне расколотая цивилизация. (Н.Н.Бердяев, А.С.Ахиезер, Б.С.Ерасов).
Россия – конгломерат цивилизаций (Л.И.Семенникова, Ю.М.Кобищанов).
Россия – пограничная цивилизация (Я.Г.Шемякин).
Глава 2. Угрозы и задачи России в XXI веке – 6 часов.
Понятие угрозы. Спектр основных угроз. Демографическая угроза. Военная и террористическая угрозы. Экологические риски.
Понятие вызова. Основные вызовы. Экономические диспропорции и технологические вызовы. Социальные и моральные вызовы общественному порядку.
Понятие национальных задач. Спектр национальных задач для России. Победа над бедностью. Установление общественного и морального порядка. Построение эффективной демократии. Обеспечение единства страны. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция системы образования и здравоохранения. «Сбережения народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политики. Переход к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда. Модернизация вооружённых сил. Надёжное обеспечение национальной безопасности страны. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке.
Глава 3. Россия – парадигмы общественно-исторического развития – 4 часа.
Россия на качелях реформ. Учение русского экономиста Н.Кондратьева о циклическом развитии общества. Характеристика циклов российской истории.
Развитие России относительно теории пассионарности Л.Гумилева и теории имперских рывков Г.Кваши. Сравнительная характеристика данных теорий. Ни Запад, ни Восток?
Россия – центр формирования постиндустриальной парадигмы обществознания (Ю.В. Яковец)
Итоговое обобщение – 1 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧащихся
Обучающиеся по окончании курса должны знать:
понятие и структуру цивилизаций;
законы развития цивилизаций;
различные теории развития цивилизаций;
достоинства и недостатки цивилизационного и формационного подходов при изучении общественно-исторических процессов;
О месте России в цивилизационном контексте.
Обучающиеся должны научиться:
давать характеристику каждой теории о цивилизации;
сравнивать различные учения о цивилизациях;
анализировать, обобщать изученные социально-исторические факты, явления;
делать выводы на основе изученных социально-исторических фактах, явлениях, событиях;
использовать собственный социальный опыт при характеристике отдельных явлений общественной жизни.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Купцов В.И. Человек и общество. Современный мир: учебное пособие для учащихся 11 классов. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики – М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
Полонский А. Ускользающая тень Евразии // История. 1994. № 46
Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя– М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
Соколов Э.В. Культурология. Фрагменты пособия для старшеклассников // История. 1995. № 5.
Степанов Б.Р. Мир на пороге XXI столетия. // История. 1995. № 6
Комментарии
Элективный курс "На пути к