Элективный курс "История русской православной церкви"
Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 9-х – 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению отечественной истории и культуры.
Цель и задачи курса – сформировать у подростков понимание истоков современной русской культуры как культуры православной; привить им любовь и уважение к высокой духовности и нравственности русской культуры; способствовать формированию ценностно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения.
Данный элективный курс предполагает изучение истории Русской Православной Церкви от Крещения Руси до настоящего времени. Обучающиеся узнают о появлении и развитии института церкви (митрополия, патриаршество, Синод), о монастырях, о русских святых, о главнейших событиях в истории русской церкви. Поскольку история церкви неотделима от истории русского государства, обучающиеся будут изучать историю церкви в контексте политического и культурного развития России, имея уже определённую историческую основу.
Структурно программа состоит из 29 тем, объединенных в 8 разделов, соответствующих периодизации истории Русской Православной Церкви. Объем курса – 34 учебных часа, из них на практические занятия отведено 7 часов. При необходимости можно увеличить. Курс рассчитан на 2 года обучения (9 – 10 класс) по 17 часов ежегодно или на 1 год (10 класс) 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса "История русской православной церкви" | 56.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Нечаева Т.Н. Программа элективного курса «История русской православной церкви» для 9 – 10 класса
АННОТАЦИЯ
Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 9-х – 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению отечественной истории и культуры.
Цель и задачи курса – сформировать у подростков понимание истоков современной русской культуры как культуры православной; привить им любовь и уважение к высокой духовности и нравственности русской культуры; способствовать формированию ценностно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения.
Данный элективный курс предполагает изучение истории Русской Православной Церкви от Крещения Руси до настоящего времени. Обучающиеся узнают о появлении и развитии института церкви (митрополия, патриаршество, Синод), о монастырях, о русских святых, о главнейших событиях в истории русской церкви. Поскольку история церкви неотделима от истории русского государства, обучающиеся будут изучать историю церкви в контексте политического и культурного развития России, имея уже определённую историческую основу.
Структурно программа состоит из 29 тем, объединенных в 8 разделов, соответствующих периодизации истории Русской Православной Церкви. Объем курса – 34 учебных часа, из них на практические занятия отведено 7 часов. При необходимости можно увеличить. Курс рассчитан на 2 года обучения (9 – 10 класс) по 17 часов ежегодно или на 1 год (10 класс) 34 часа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в базовый школьный курс по истории Отечества включены темы, связанные с историей Русской Православной Церкви. Но количество часов, отведённых на освоение данного материала ничтожно мало, оно не удовлетворяет запросов современного общества в специфических знаниях об истории русской православной церкви. Между тем социологи утверждают, что с каждым годом растёт неподдельный интерес различных групп населения, подростков в частности, к религии.
Актуальность курса состоит в том, что он поможет удовлетворить интерес определённой категории подростков к истокам родной, русской культуры, – духовно возвышенной и высоконравственной. Рост преступности в России, бессовестная героизация насилия, обмана, воровства, убийств, разврата практически всеми каналами телевидения и кинематографом, хлынувшей на прилавки «литературой» определенного толка и другие опасные общественные явления превратили проблему нравственного воспитания подрастающего поколения в проблему государственной и общественной безопасности страны. В решение этой актуальной и важной проблемы данный элективный курс, также может внести свой скромный посильный вклад.
Элективный курс по истории Русской православной церкви призван дать обучающимся знание корней и истоков их родной культуры, помочь понять и полюбить историю своего Отечества.
Цель данного курса – через изучение и осмысление исторического пути православия и Русской Церкви, примеров высочайшего духовного подвижничества способствовать духовному пробуждению обучающихся; совершенствовать умения обучающихся вести исследовательскую работу.
Задачами курса являются:
включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность;
развитие познавательного интереса к истории в целом и к истории религии в частности;
выявлять и развивать личные способности обучающихся;
ориентировать обучающихся на достижение новых образовательных результатов (относительно себя);
воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Особенностью данной учебной программы является то, что не только знакомит обучающихся с историей развития института Церкви, но и помогает почувствовать то, что составляло духовную основу жизни народа. Благодаря изучению истории Русской Православной Церкви обучающиеся приобретут новые знания об истории Отечества, познакомятся с морально-этическими нормами православного русского общества. Программа раскроет для обучающихся значение и историю главных русских святынь, жизнь и духовный подвиг великих подвижников.
Включенный в программу региональный компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть историю своего края в контексте истории всего русского государства и церкви. Таким образом, главная особенность данной учебной программы в её духовно-нравственной основе, раскрывающей для обучающихся христианский взгляд на любые исторические события и факты.
Курс состоит из трех основных блоков: фундаментального, в котором рассматривается возникновение РПЦ, управление, содержание, отношение с государством и другие стороны деятельности; и двух исторических блоков, в которых излагается краткая история РПЦ с XI века до настоящего времени с наиболее ключевых моментов.
Теоретическая база курса
Разрабатывая свою программу, я проанализировала несколько учебных программ по истории церкви, житиям святых, древнерусскому искусству, творчески переработав некоторые идеи авторов (Боричева Н., Лоевская Л.В., Субачев В.В., Заболотнова Т.И., Спиридонова О.А.) и дополнив их рядом собственных идей, учитывая цели и задачи элективного курса, его многоаспектность. Главной теоретической базой элективного курса являются труды историков русской церкви: Н.М. Никольский «История православной церкви», А.Головатенко «Эпизоды истории русской церкви. XIII – XVIII столетия».
Методы и формы учебной работы
Основные формы занятий – лекция, рассказ, эвристическая беседа; возможно использование проблемно-поисковой формы (семинары), клубной формы (дискуссионный клуб), бесед, диалогов, цитирования и работы с текстами, терминологических диктантов, домашних творческих заданий. Возможны тематические экскурсии в православные храмы и музеи. Доминирующей формой обучения является частично-поисковая, индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы обучающихся, групповая исследовательская деятельность (умение представить результаты совместного труда).
Рекомендуется использование пособий: иллюстраций (исторические сюжеты, памятники архитектуры, живописи, прикладного искусства); икон; фотоальбомов; предметов церковного быта; аудио- и видеозаписей (христианской музыки, духовных песнопений, колокольных звонов, житий святых, фрагментов видеофильмов).
Межпредметные связи, преемственность
Внутренняя периодизация в рамках курса учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учётом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках двух этапов (VI-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Используемые технологии
личностно ориентированной технология С.Якиманской, развивающая технология, технология дифференцированного подхода; НИТИ и ИКТ, игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии: согласно ст.51 Федерального Закона РФ “Об образовании” образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. Исходя из этого для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей на уроках истории необходимо выполнение следующих направлений деятельности:
· соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. домашних заданий);
· рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим);
· обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ИКТ;
· использование приёмов психологической разгрузки, разгрузки органов зрения, динамических нагрузок;
· соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим);
· соответствие обучения возрастным особенностям учащихся;
· индивидуально-дифференцированный подход к обучению;
· безопасное оценивание (эффективная обратная связь);
· создание условий для оценочной самостоятельности учащихся;
· доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся;
· организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися
Формирование ключевых компетенций:
Деятельностные
уметь ставить цель;
уметь находить средства;
уметь подобрать методы и формы;
уметь осуществлять оценку собственной деятельности;
уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности;
Коммуникативные
уметь слушать;
уметь слышать;
уметь быть толерантным;
уметь вести диалог, полилог, монолог;
уметь представить информацию в различных видах;
уметь сопереживать другому;
владеть речеведческой культурой;
уметь дискутировать и защищать свою точку зрения;
понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках (не обязательно на иностранном языке, это может быть язык знаков, язык компьютерной информации и др.);
уметь выступать на публике;
уметь читать графики, диаграммы и таблицы данных;
Информационные
уметь увидеть проблему;
уметь выбрать объект, предмет информации;
уметь определить цель и поставить задачу;
уметь подобрать источники информации;
уметь определить метод и способ сбора информации;
уметь пользоваться различными источниками информации, в том числе интернетом;
понимать и выбирать информацию;
уметь обработать информацию;
уметь освоить информацию;
уметь структурировать информацию;
уметь систематизировать информацию;
уметь представить информацию;
Исследовательские
уметь формулировать гипотезу;
уметь ставить цель исследования, результаты которого подтвердят или, опровергнут гипотезу;
уметь понимать возможность реализации цели (благоприятного для себя);
уметь выбирать методы и средства;
уметь осуществлять анализ, рефлексия;
уметь оценивать собственную деятельность;
уметь сделать вывод (подвести итог);
уметь принимать решение о дальнейшей деятельности;
Учебные
уметь применять знания в нестандартной ситуации;
уметь контролировать и корректировать собственную деятельность;
уметь принимать решение;
уметь переносить опыт из одной области в другую;
уметь связывать воедино и использовать отдельные части знания;
отвечать за качество своей деятельности;
заниматься самообразование
Формы контроля
Промежуточный контроль предполагается осуществлять в конце изучения каждого раздела, проводя небольшие проверочные работы для выяснения уровня восприятия материала учащимися, а в конце курса – итоговое занятие с элементами аналитической работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Общее кол-во часов | В том числе | |||
теорет. занятия | практ. занятия | |||||
Раздел 1. Насаждение христианства и организация церкви | 2 | 2 | – | |||
1.1 | Крещение Руси и двоеверие | 1 | 1 | – | ||
1.2 | Церковная организация | 1 | 1 | – | ||
Раздел 2. Русская Церковь в Киевский период | 4 | 3 | 1 | |||
2.1 | Русь и «Великая схизма» 1054 г.
| 1 | 1 | – | ||
2.2 | Образование первых монастырей на Руси. | 2 | 1 | 1 | ||
2.3 | Распространение монашества и других видов подвижничества | 1 | 1 | - | ||
Раздел 3. Русская Церковь под властью Орды | 3 | 3 | - | |||
3.1 | Русская церковь и Золотая Орда | 1 | 1 | – | ||
3.2 | Расцвет монашества. XIV в. Св. Сергий Радонежский | 1 | 1 | – | ||
3.3 | Новгородская земля и первая ересь на Руси | 1 | 1 | – | ||
Раздел 4. Независимая Московская Митрополия | 5 | 5 | - | |||
4.1 | Флорентийская уния. Разделение русской церкви на две митрополии – Киевскую и Московскую. | 1 | 1 | - | ||
4.2 | Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – две традиции монашества | 1 | 1 |
| ||
4.3 | Преподобный Максим Грек – русский богослов | 1 | 1 | – | ||
4.4 | Митрополит Макарий – великий просветитель | 1 | 1 | – | ||
4.5 | Новые монастыри. Распространение христианства в XVI в. | 1 | 1 | – | ||
Раздел 5. Московский патриархат | 3 | 3 | - | |||
5.1 | Начало патриаршества | 1 | 1 | – | ||
5.2 | Патриарх Никон | 1 | 1 | – | ||
5.3 | Раскол русской церкви
| 1 | 1 | – | ||
Раздел 6. Синодальный период | 6 | 5 | 1 | |||
6.1 | Петр I и церковная реформа | 1 | 1 | – | ||
6.2 | Гонения на русскую церковь при преемниках Петра I | 1 | 1 | – | ||
6.3 | Возрождение аскетизма в России. | 1 | 1 | – | ||
6.4 | Секты и тайные общества | 1 | 1 | – | ||
6.5 | Русские святые места | 2 | 1 | 1 | ||
Раздел 7. Русская православная Церковь в XX веке. | 6 | 4 | 2 | |||
7.1 | Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг. | 2 | 1 | 1 | ||
7.2 | Жестокие гонения на Церковь в 30-х годах ХХ века. | 1 | 1 | - | ||
7.3 | Русская Церковь во время войны | 1 | 1 | – | ||
7.4 | Русская Православная Церковь после войны | 1 | - | 1 | ||
7.5 | Возрождение церкви | 1 | 1 | – | ||
Раздел 8. Из истории православия на Амуре | 4 | 2 | 2 | |||
8.1 | Распространение православия на Амуре. | 1 | 1 | |||
8.2 | Церкви и храмы на амурской земле. | 2 | 1 | 1 | ||
8.3 | Сектантство в Амурской области. | 1 | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | – | 1 | |||
34 | 27 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Насаждение христианства и устройство церкви – 2 часа.
Тема 1.1. Крещение Руси и двоеверие.
Языческая реформа князя Владимира – создание пантеона богов во главе с Перуном. Первые мученики за веру на Руси – варяг Феодор и его сын Иоанн. Легенда о выборе веры князем Владимиром. Взятие г. Корсунь, крещение Владимира и его женитьба на Анне, сестре византийских императоров. Преображение князя. Обусловленность выбора христианства традиционными связями с Византией.
Точки зрения о принятии христианства от Византии, от Болгарии, от католиков, от готов – ариан. 988 г. Крещение киевлян в Днепре. Поругание идолов. Значение принятия христианства Русью: «Русь – христианская страна, ставшая впоследствии преградой для завоевания Европы мусульманским миром». «Россия – наследница культуры Византии». Идеологическое закрепление единства Руси. Повышение статуса Руси, ее признание со стороны европейских государств.
Тема 1.2. Церковная организация
Появление на Руси первых монахов и священников. Все духовенство – греки. Новая церковь – составная часть константинопольского патриархата с усечёнными правами. Создание церковного суда. Устав кн. Владимира. Установление десятины. Разграничение функций светской и духовной власти. (Светская власть обеспечивает духовной власти материальную, а духовная светской – идеологическую поддержку). Деятельность первого киевского митрополита Михаила (988–992 г.г.): учреждение епископских кафедр и открытие школ в городах.
Раздел 2. Русская Православная Церковь в Киевский период – 4 часа.
Тема 2.1. Русь и «Великая схизма» 1054 года.
Разделение церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную). Причины разрыва – расхождения в догматах и обрядах. Упрочение связей Руси с Византией, разрыв связей с европейскими государствами. Значение Царьграда для русской культуры. Паломничество на Святую землю. «Калики перехожие».
Тема 2.2. Образование первых монастырей на Руси
Заимствование восточных аскетических традиций. Св. Антоний Печерский. Основание в XI в. первого русского монастыря афонским монахом Антонием - Киево-Печерского. Феодосий Печерский – первый русский игумен монастыря и родоначальник русского монашества. Устав монастыря. Жизнь монахов. Печерские святые: Алипий - иконописец и Григорий - песнописец. Создание патериков. Монастыри – центры просвещения.
Тема 2.3. Распространение монашества и других видов подвижничества
Основные виды подвижничества. Новгородский Антониев монастырь и его основатель Антоний Римлянин. Преподобный Варлаам Хутынский – покровитель Новгорода (подвизался в пустыни), преподобный Никита Столпник (подвиг столпничества), преподобный Авраамий Смоленский - первый русский старец. Исаакий Печерский, ученик Антония – первый юродивый. Пещерничество.
Раздел 3. Русская Церковь под властью Орды – 3 часа
Тема 3.1. Монголо-татарское нашествие
Верования монголов. Монгольская веротерпимость. Привилегии русской церкви. Мученики за веру: князь Михаил, боярин Федор. Распространение веры среди монголов. Православные епархии в Орде. Царевич Пётр. Мудрая политика Александра Невского по отношению к Орде. Отказ от поклонения идолам в Орде – роль князя в новгородско-ордынских отношениях. Перенесение кафедры митрополита в Москву, возвышение Москвы.
Тема 3.2. Расцвет монашества в XIV в. Святой Сергий Радонежский
Преподобный Сергий Радонежский – духовный лидер Руси, один из самых почитаемых святых. Житие св. Сергия. Основание Троице-Сергиева монастыря. Значение Троице-Сергиева монастыря в истории и культуре России. Ученики Сергия Радонежского – основатели новых монастырей (Валаамский монастырь, Ферапонтов монастырь, Белозерский монастырь).
Тема 3.3. Новгородская земля и первая ересь на Руси
Особое положение западнорусских городов Новгорода и Пскова, их тесные связи с европейскими странами. Проникновение ересей из Европы (хлысты). Ересь стригольников в Новгороде. Народная расправа над еретиками.
Раздел 4. Независимая Московская Митрополия – 5 часов.
Тема 4.1. Флорентийская уния 1439–1445 гг. Разделение русской церкви на две митрополии – Киевскую и Московскую.
Флорентийская уния 1439 – 1445 г.г. Отступничество русского митрополита Исидора. Непринятие Унии в России («отпадение» греков). Концепция «Москва – третий Рим». Обретение самостоятельности Русской Церковью на фоне централизации русского государства. 1448 г. – избрание митрополита Ионы на Соборе русских епископов; значение этого события. Реакция Константинопольского Патриарха – постановление в 1458 г. киевским митрополитом Григория. Разделение Русской церкви на две митрополии – Киевскую и Московскую.
Тема 4.2. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – две традиции монашества.
Монастырское землевладение и борьба против него черносошных крестьян. Два взгляда на монастыри и монастырское землевладение: «скит» или «пустынь» Нила Сорского и богатое монастырское хозяйство Иосифа Волоцкого. Нил Сорский – первый русский исихаст, продолжатель учения Григория Паламы. Основание Нило-Сорской пустыни – одного из центров книжности. Василий III и победа Иосифлян. Развитие двух традиций русского монашества. Первый полный перевод Библии на русский язык – «Геннадиевская» Библия. «Просветитель» Иосифа Волоцкого – первое фундаментальное противоеретическое сочинение в России.
Тема 4.3. Преподобный Максим Грек – русский богослов.
Максим Грек – ученый с Афона, исправитель русских богослужебных книг. Ученики Максима Грека – кружок образованнейших людей эпохи. Трагическая судьба Максима Грека в России.
Тема 4.4. Митрополит Макарий – великий просветитель.
Деятельность Митрополита Макария (создание Четьих-Миней, Титулярника, Степенной книги – первой истории России). Стоглав 1551 г. и развитие церковного права. Соборы по канонизации русских святых (канонизированы все местночтимые святые в ранге общероссийских святых). Составление служб русским святым. Венчание Ивана IV на царство – повышение статуса Московского государства.
Тема 4.5. Новые монастыри. Распространение христианства в XVI веке.
Освоение новых земель. Присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского царств. Просветители Казанского ханства – святые Герман, Гурий и Варсонофий. Обретение Казанской иконы Божией Матери. Святой Трифон Печенгский – просветитель дальнего Севера. Соловецкий монастырь. Древнейший на востоке Чердынский Иоанно-Богословский монастырь.
Раздел 5. Московский патриархат – 3 часа.
Тема 5.1. Начало патриаршества.
Тяжелое положение греческой церкви под владычеством турок. Помощь московского царя. Собор 1589 г. Установление патриаршества на Руси при царе Федоре. Патриарх Иов. Права Патриарха. Должность митрополита Крутицкого. Значение установления Патриаршества.
Тема 5.2. Патриарх Никон.
Царствование «тишайшего» Алексея Михайловича. Патриарх Никон – «собинный друг» царя. Новые святыни Русской Церкви: Ново-Иерусалимский монастырь и список Иверской иконы Богородицы. Деятельность Никона по исправлению богослужебных книг и обрядов. Недовольство духовенства и знати. Конфликт с царем. Самовольное отречение Никона, его осуждение и заточение.
Тема 5.3. Раскол русской церкви
«Никониане» и старообрядцы – непримиримые противники. Основные расхождения. Расколоучители: протопоп Аввакум, Лазарь, Иван Неронов, их судьба. Выговская пустынь и другие центры старообрядчества. Гонения на старообрядцев. «Гари». Соловецкий бунт. Святой Димитрий Ростовский – просветитель и борец с расколом. Значение раскола в истории русской церкви.
Раздел 6. Синодальный период – 6 часов.
Тема 6.1. Петр I и церковная реформа.
Дело царевича Алексея 1718 г. и его влияние на положение церкви. Превращение церкви в государственное ведомство. Доносительство на исповеди. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. Президент Синода – Стефан Яворский. Степени епархий по старшинству. Феофан Прокопович и составление «Духовного регламента». Создание сети церковных учебных заведений и «цифирных школ». Святитель Митрофан Воронежский.
Тема 6.2. Гонения на русскую церковь при преемниках Петра I.
Склонность Феофана Прокоповича к протестантизму. Церковный террор Феофана Прокоповича в правление Анны Иоанновны (1730–1740 гг.). Дело Феофилакта Лопатинского. Снижение роли и положения Синода. Экономический подрыв церкви (закрытие монастырей, передача коллегии экономии Сенату) и тяжелое положение духовенства. Работа Прокоповича над переводом Библии на современный язык. Благотворные перемены в церковной жизни при Елизавете. Восстановление Синода и временный возврат церкви монастырских земель. Обер-прокурор А. Шаховской.
Тема 6.3. Возрождение аскетизма в России.
Святой Паисий Величковский – воспитатель духовных наставников в традициях Святой Горы. Восстановление монашества. Расцвет аскетизма в северных монастырях: Валаамском и Соловецком. Преподобный Серафим Саровский – чудотворец и великий старец. Святитель Тихон Задонский, чудотворец – русский Златоуст. Святая Ксения Блаженная.
Тема 6.4. Секты и тайные общества.
Секты молокан, странников, духоборцев. История масонства. Антихристианская символика и цели масонства. «Вольные каменщики» в России. Увлечение знати масонством. Борьба Русской Церкви с масонством и мистицизмом. Либерализм и восстание декабристов, его связь с масонством.
Тема 6.5. Русские святые места.
Оптина пустынь – сердце России. Великие оптинские старцы. Троице-Сергиева Лавра. Русские монастыри на Афоне и старец Силуан. Серафимо-Дивеевская обитель и обретение мощей святого Серафима в 1903 г. Обитель Великой Княгини Елизаветы Феодоровны – Марфо-Мариинская.
Раздел 7. Русская Православная Церковь в ХХ веке – 6 часов.
Тема 7.1. Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг.
Причины созыва Собора. Подготовка. Открытие 15 августа. Главнейшие решения: восстановление патриаршества, создание Высшего Церковного Совета (разграничение функций ВЦС и Синода), определение об управлении епархиями, о монашеских братствах. Всеобщее воодушевление по избрании Патриарха Тихона. Значение восстановления патриаршества.
Политическая ситуация (недееспособность Временного правительства и октябрьский переворот). Продолжение работы Собора до 7 апреля 1917 г. Отношения Церкви и большевистской власти. Политика «военного коммунизма». Послание Патриарха Тихона к пастве от 19 января 1918 г. Ответ большевиков: «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Тема 7.2. Жестокие гонения на церковь в 30-х годах ХХ века.
«Союз воинствующих безбожников». Директива Кагановича о религиозных организациях как силах контрреволюции. Массовое закрытие и поругание церквей (взрыв храма Христа Спасителя), аресты, ссылки, расстрелы. Соловки – место ссылки тысяч верующих и архиереев, среди прочих – Митрополит Иларион (Троицкий), о. Петр (Полянский).
Тема 7.3. Русская Церковь во время войны.
Политика Германии в отношении церкви на оккупированных территориях. Старец Серафим Вырицкий и немецкий офицер. Вклад русской церкви в победу. Святой врач-архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Митрополит Алексий в блокадном Ленинграде. Смягчение политики государства в отношении церкви. Открытие церквей. Молебны. Крестные ходы. Запрет перевода богослужения на современный русский язык.
Тема 7.4. Русская Православная Церковь после войны.
Избрание патриархом Ленинградского митрополита Алексия. Формальная свобода вероисповедания и притеснения церкви. Тайное духовное окормление (старицы Макария, Матрона Московская). Уничтожение дома Ипатьева как места паломничества верующих.
Тема 7.5. Возрождение церкви.
Празднование 1000-летия Крещения Руси. Поворот в обществе к православной духовности. Патриарх Алексий 2 – предстоятель. Восстановление церквей и монастырей. Возвращение святынь. Второе обретение мощей Святого Серафима Саровского.
Раздел 8. Из истории православия на Амуре – 4 часа.
Тема 8.1. Распространение православия на Амуре.
Появление православия на Амуре с первыми казаками землепроходцами. Распространение православия среди местного населения. Амурская святыня – Албазинская икона Божьей матери. Вениамин Благонравов. Житие святителя Иннокентия (Вениаминов). Строительство церквей и соборов. Семён Григорьев – ссыльный, иконописец амурских церквей и соборов. Судьба русской православной церкви в Амурской области в советский период.
Тема 8.2. Церкви и храмы на амурской земле.
Каноны православного храмостроительства. Храмы, соборы, церкви, монастыри города Благовещенска: Свято-Никольская церковь (храм), Пророко-Ильинская церковь, Гавриило-Архангельский монастырь, Вознесенский Собор, Шадринский Собор, Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы и другие: история создания и современное состояние. Приход Серафима Соровского в п. Бурея. Приход Ксении Петербургской в п. Новобурейском. Храмы, соборы и церкви в районах, городах и сёлах Амурской области.
Тема 8.3. Сектантство в Амурской области.
Распространение сектантства на территории Амурской области: баптисты, молокане, семидесятники, старообрядцы. Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока епархия «Русская православная старообрядческая церковь».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧащихся
Обучающиеся по окончании курса должны иметь представление:
о русской духовности и культуре;
о внутренней духовной жизни человека;
о роли Русской Православной Церкви в истории России, во всемирной истории;
о периодизации истории Русской Православной Церкви, важнейших событиях и датах, а также фактах, именах, памятниках церковной культуры;
о главных храмах и монастырях Амурской области.
Обучающиеся должны научиться:
давать характеристику основным этапам развития института Русской церкви (митрополия, автокефалия, патриаршество, Синод) и состоянию Церкви на каждом этапе;
излагать суть православного вероучения и отличия его от католицизма и протестантизма.
Главным результатом курса должно стать изменение ценностной ориентации обучающихся:
осознание ими необходимости личной нравственной жизни через осознание роли высокодуховной личности в истории;
пробуждение у учащихся интереса к православной культуре и духовности;
самостоятельное чтение соответствующей литературы.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Безносов А. Крещение Руси и его последствия // История. 1995. № 44.
Головатенко А. Крещение Руси: текст для самостоятельного изучения // История. 1994. № 35.
Головатенко А. История церкви на уроках в общеобразовательной школе // История. 1996. № 35
Головатенко А. Эпизоды истории русской церкви. XIII – XVIII столетия // История. 1996. №№ 36, 38, 40, 44.
Голубинский Е.Е. История русской церкви в 2-х т.т. – М., 1998.
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2-х т.т. – М.: Наука, 1991.
Никольский М.Н. История русской церкви. – М.: Политическая литература, 1983.
Рогожкин Н.М. Святые земли русской.
Толстой М.В. История русской церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. М., 1991.
Комментарии
Элективный курс "История