Краеведение
Казаки в нашей истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazaki_v_nashey_istorii.docx | 120.34 КБ |
svyatye_mesta.docx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Казаки в нашей истории
Историческое значение имело для Шара-Азарги прибытие казаков в 1754 году. История Шара-Азаргинского казачества связана с возникновением и развитием казачьего войска Забайкалья.
В 1771 году Савва Рагузинский (посол русского царя) и монгольский князь Тушету хан заключили Буринский договор по которому была установлена южная граница между Россией и Монголией, в том числе по долине реки Джида от Харацая до Санаги.
В связи с этим на территории Закамны были сформированы казачьи караулы. Для охраны русско-монгольской границы в Закамну были переселены жители из различных губерний России.
По всей территории Закамны вдоль реки Джида один за другими расположились казачьи караулы: Харацайская крепость, Цежейский, Хамнейский, Цакирский, Модонкульский и Шара-Азаргинский.
После указа царского правительства 1728 года об охране восточных границ, наш Шара-Азаргинский караул носил название казачьего поселка. Здесь жили семьями приезжие русские казаки из Харацая и Михайловки. В 1768 году был основан Шара-Азаргинский караул. В Шара-Азаргинский караул для несения караульной службы прибыли Максимовы, Викулины, Ловцовы, Бурдуковские, Давыдовы, Щукины с членами своих семей.
В 1842 году из Ярославской губернии был прислан Фомин Тимофей Исаакович. По национальности еврей. По тем временам он был грамотным человеком. Имел две специальности: архитектора и ветеринарного врача. Приехав в Шара-Азаргу он стал разводить скот. Вскоре он женился на бурятке, которая приняла православную веру. При крещении ей было дано имя Арина Саввишна. У них родились два сына – Андрей и Феофан. Феофан четыре года служил в Красной Армии в городе Чита и стал урядником. Он был прекрасным певцом. Принимал участие в слете казаков, где исполнял песни: «Скакал казак через долину…», После службы женился на Анастасии Саввишне Максимовой.
С осложнением политического положения на китайско-монгольской границе, русское правительство прибегло к помощи бурятского населения. К 1897 году в Закаменской инородческой управе служили 1225 бурятских казаков. Бурятские казаки шли на службу добровольно. Добровольное зачисление бурят в казаки было связано с сохранением за ними земельных угодий для ведения скотоводства. Так на одно бурятское хозяйство приходилось 6 десятин пашни и покоса. За несение охранной службы они освобождались от платы-ясака. Из нашего села у потомков Шатилова Ламы (Паадан), т.е. у его потомка Булата Ламаева сохранилась справка о владении землей.
Наши казаки добросовестно несли пограничную службу. Они были отличными стрелками, наездниками, прекрасными следопытами, умеющими различать следы лошадей и другого скота, животных, переходящих границу.
Казаки кроме военной службы занимались хозяйственной деятельностью: хлебопашеством, разведением домашнего скота, ремеслом и имели очень тесные хозяйственные связи с местным населением: в обиходе был натуральный обмен продуктами, культурные связи.
В апреле 1917 года в городе Чита прошел Первый съезд казаков, на котором было принято решение ликвидировать казачье сословие. И казаки были расформированы, вместо них появились пограничные заставы.
В ходе поисково-исследовательской работы учащихся Шара-азаргинской школы было выяснено, что начальником Шара-Азаргинской пограничной заставы был Покровский, по национальности поляк. Кроме того, мы узнали о его трагической судьбе. Когда было организовано независимое Польское государство, многие поляки начали возвращаться на свою историческую родину. Все родные Покровского выехали в Польшу, а ему как военному человеку было отказано в выезде. И все это привело к трагическим последствиям, Покровский застрелился. После него начальниками пограничной заставы были Кожевников и Горейшин Михаил Михайлович, а местные жители называли его Мах Маховичем.
Говорят, что в местности Ильинка, что в трех километрах от села жили русские. Там возвышалась часовня, которая не сохранилась до сегодняшнего дня, но кладбище до сих пор осталось.
В местности Саабайн-Хушуун, где сливаются две речки Шибертуйка и Шара-Азаргинка, ловцов Иван Сергеевич держал водяную мельницу, на которой все жители села мололи зерно, так как в то время очень хорошо было развито хлебопашество.
Ловцов Михайло держал магазин. Изба состояла из двух половин, в одной жил хозяин со своей семьей, а в другой вел продажу. Недалеко от магазина располагалась церковь. Церковь являлась не только местом богослужения, но и выполняла ряд функций гражданского значения: производилась запись новорожденных, выдавались метрики, вступали в брак.
Работал медпункт, заведующим был Березкин Филипп Трофимович. По рассказам старожилов он не имел специального образования, но обладал природным дарованием лекаря, кроме того, он препарировал разных животных, которые рождались с различными патологиями. И все его работы были вывезены в Кяхтинский музей, где продолжают экспонироваться по сегодняшний день.
В середине 20-х годов была построена пограничная застава, которая просуществовала до 1963 года. До сих пор сохранились хозяйственные постройки заставы: столовая, дом начальствующего состава.
В центре нашего села стоит памятник пограничнику Пирогову Александру Яковлевичу 1906 года рождения, служившему на Шара-Азаргинской пограничной заставе. Он погиб при исполнении в 1929 году. Вот такую сложную, героическую с одной стороны, и трагическую с другой, имеет наше родное село Шара-Азарга, бывший казачий караул.