Исследовательские и творческие работы учеников
Скажи мне- и я забуду.
Покажи мне- и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
(Китайская пословица)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шара-Азаргинская СОШ»
I районная научно-практическая конференция школьников
«Знание. Поиск. Творчество. Труд»
Секция «Культурология»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Вслед за солнечным лучом»
(Жизнь и творчество поэта-земляка А.Ж. Доноева)
Выполнил: Доржиева Бальжима, ученица 7 класса
Руководитель: Тугутова Анастасия Искровна,
учитель истории
МБОУ «Шара-Азаргинская СОШ ».
2017г
Содержание
I. Введение…………………………………………………………стр.2-3
II. Основная часть………………………………………………….стр. 4
2.1. Биография Аюши Жаповича Доноева ……………………...стр.4
2.2. Творчество Аюши Жаповича Доноева………………………стр.5-7
2.3. Аюша Жапович- краевед……………………………………...стр.7-8
III. Заключение……………………………………………………..стр.8-9
IV. Список использованной литературы ………………………. .стр.10
V. Приложение………………………………………………… …стр.11-12
1. Введение
2017 год – знаменательный год для Закаменского района: 90 лет Закаменскому району и 90-летие системы образования района. В преддверии этой знаменательной даты в школе дан старт исследовательскому поиску по теме «Сеятели разумного, доброго, вечного», в которой была бы отражена педагогическая деятельность учителей, работавших в Шара-Азаргинской школе.
Каждая школа славится своей историей, своими учителями, своими выпускниками. В нашей школе работали много славных учителей это: Ефим Тимофеевич Питерский, Чойжинима Занаевич Жалсанов, Аюша Жапович Доноев, Елизавета Содбоевна Дамбаева и многие другие.
Нашему классу дали задание исследовать творческий и педагогический путь краеведа, поэта, песенника, учителя Доноева Аюша Жаповича.
Таким образом, объектом исследования является литературное краеведение.
Предмет исследования: творческое наследие поэта-земляка А.Ж. Доноева.
Цель исследования: изучение творческого пути поэта – земляка А.Ж. Доноева через знакомство с его литературным наследием.
Задачи исследования:
- Собрать информацию о биографии и творчестве поэта;
- Познакомиться с поэтом как краеведом;
- Вызвать интерес к личности поэта – земляка.
Методы исследования: изучение, описание, работа с информационными источниками.
Практическая значимость состоит в том, что собранный материал в качестве расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся может быть использован на уроках литературы, на тематических конференциях, литературных конкурсах, викторинах, готовый материал будет предоставлен в школьную библиотеку, с ним можно будет выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам. В этом я вижу общественную значимость литературной краеведческой деятельности.
2. Основная часть
2.1. Биография Аюши Жаповича Доноева
Аюша Жапович Доноев родился 8 августа 1933 года в селе Санага в местности Сиинта в семье колхозника. После окончания Санагинской семилетней школы Аюша поступил в Кяхтинское культурно-просветительное училище. После училище работал заведующим клубом в селе Санага. В 1956 году поступил Бурятский государственный педагогический институт имени Д. Банзарова. Педагогическую деятельность начал в Санагинской средней школе в 1961 году. Затем работал учителем бурятского языка и литературы в Утатуйской, в Енгорбойской средних школах. С 1984 года до выхода на заслуженный отдых Аюша Жапович преподавал бурятский язык и литературу в нашей Шара-Азаргинской средней школе. Работая учителем бурятского языка и литературы данной школы, вел большую внеклассную работу по предмету, в литературно-краеведческом кружке «Агдаргана» (Орхидея), будучи сам поэтом, учил детей секретам стихосложения, учащиеся развивают поэтические и художественные способности, издают рукописный журнал «Булжамууртын орон» (Страна жаворонков»). Работы кружковцев Ендовой Даримы, Шагдуровой Светланы, Дансаруновой Ирины печатались на станицах газет «Ажалай туг», и «Буряад унэн». Его ученики были постоянными призерами районных и республиканских олимпиад по бурятской литературе.
За многолетний добросовестный труд в 1963 году награжден Почетной грамотой ЦК профсоюза геолого-разведывательных работ, в 1964 году Почетной грамотой Минпроса Бурятской АССР, в 1967 году награжден Почетной грамотой Минпроса РСФСР, в 1973 году Почетной грамотой Обкома ВЛКСМ. В 1998 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Бурятской АССР». Аюша Жапович является соавтором учебника по бурятской литературе для 10 класса. Умер в 1998 году.
2.2. Творчество Аюши Жаповича Доноева
Работая учителем бурятского языка и литературы в школе А.Ж.Доноев постоянно занимается литературным творчеством, руководит литературным кружком. Произведения А.Ж. Доноева выделяются удивительной простотой, художественным своеобразием. Многим из них присущи глубина мысли, пламенность чувств и человечность. Скромные творения поэта несут в себе живую силу воли, волшебство доброты и справедливости, вдохновляюще воздействуют на духовные и физические способности вдумчивых, неравнодушных к поэзии читателей и слушателей, обогащают их внутренний мир яркими образами красоты, любви, счастья.
С годами к А.Ж. Доноеву пришла известность, масштабнее стало его творчество, самобытнее талант и новаторский поиск. Его многие стихи печатались в республиканских журналах «Байкал», «Ласточка», газетах «Буряад Yнэн», «Ажалай туг». В 1990 году Бурятское книжное издательство выпустило стотысячным тиражом «Азбуку - Yзэглэл» Аюши Доноева на бурятском языке и в переводе Владимира Липатова на русском языке. В мае 1992 года был выпущен коллективный сборник членов литературного объединения «Уран Душэ» под названием «Зэмхэ сэсэгэй зэрэлгээн соо» («В голубом мареве белых кувшинок»). Любители поэзии были приятно удивлены лирическими стихами Аюши Доноева.
В этом же году Закаменская типография издала книгу поэта-песенника «Дуулахал дайдам Захаамин» («Пою тебя, Закамна»). В своих стихах, включенных в эту книгу, поэт воспевает удивительную природу родного края, в стихотворной форме разъясняет обычаи, традиции, призывает нас, особенно нынешнее поколение, беречь окружающую среду, уважать людей преклонного возраста. Много стихов посвящено друзьям, ученикам, односельчанам. Стихи-посвящения поэту Мэлсу Самбуеву, именитому охотнику и следопыту Дэмбуу Намсараеву, полному кавалеру Ордена Славы Бато Дамчееву, участникам Великой Отечественной войны, землякам, не вернувшимся с полей войны, известным выходцам из Санаги, включены в первую и, к сожалению, последнюю книгу Аюши Жаповича Доноева. Даже привычные нашему глазу растения - иван-чай, ива, шиповник начинаешь воспринимать по-иному, когда читаешь «hухай тухай дуун» («Песня об иве»), «Сиинын сэсэг» («Колокольчик») и другие. Автор перечисляет их лечебные свойства, что очень кстати, когда люди стали больше уделять внимания природным лекарственным средствам.
Во втором коллективном сборнике «Уран Душын угалзанууд» («Узоры Уран Душэ») членов закаменского литературного объединения свое место заняли последние стихи поэта.
Ведущие композиторы республики Чингис Павлов, Станислав Улаханов, Владлен Пантаев создали свои лучшие песни на стихи Аюши Доноева. Такие песни, как «Адуушан» («Табунщик»), «Танилсахы зʏбшɵɵгыш» («Давай познакомимся»), «Сагаалганай hайндэрɵɵр» («С праздником Белого месяца»), широко известны в народе. Они жизненны, мелодичны, постоянно звучат на волнах «Радио Бурятии». А песни «Санага», «Шара-Азарга», «Утата», «Далахай» стали гимнами этих сел. Стихи Аюши Доноева – это сокровища его души, в которых звучат народные мотивы. Поэтому они любимы и поются по всей Бурятии.
В ходе исследовательской работы мы нашли неопубликованные стихотворения А.Ж. Доноева
Эжын зγрхэн
Эхын зγрхэн хододоо
Элдэб хγнии энхэрхэ,
Эсэлтэгγй сохилhоор
Энэ наhаа дγγргэдэг.
Дайдын зоной зоболон
Дандаа ɵɵрын болгожо,
Дабхар олон ашаагаа
Даажа ядан мγнхэрдэг.
Иимэ нимгэн зγрхэнэй
Илдам зɵɵлɵɵр сохилхы
Эрэ хγнγγд ойлгожо,
Энхэрхэеэ яадаг юм.
hархяаг
Улаахан пулаадаар тархяа
Уяад басагад яаруу
Уhанаа hуулга баряад,
Урилдаhан гараба ой руу.
Хуhан доогуур тонголзоод,
Хурса хутагаар hархяаг
Урилдан шахуу отолоод,
Уhанаа hуулга руу хаяа.
Бороогой hγγлээр мɵɵгэнγγд
Болбосоод бултые уряална:
Сэнгγй бэлэн ɵɵхэншγγ -
Сэбэр тоhолиг маряархуу.
Сагдуул хуhа дахаад,
Саашаа γхид дамжаа.
Саг хэмжээ мартаад,
Садаха хархяаг тγγгээ.
Багшанар
Эрдэмээ зондоо тарааhан
Эгээлэй тγбшэн багшанар,
Энэрхы hонор ухаагаа
Эдирхэн мандаа хубаалдаа.
Дабталга:
Мγнхэ сэбэр булагшуу
Энхэ заахан хγγгэдтээ
Эрдэм номоо зорюулhан
Эжы мэтэ багшанар.
Хамараа ходо hугшардаг
Хаhаараа hула хγγгэдтээ
Хабаяа бултынь γгэhэн
Хайрата манай багшанар.
Дабталга:
Сэбэрхэн залуу наhаяа
Сэлеэнэй бага хγγгэдтэ
Сэдьхэлэй дээжэ болгожо,
Сэсэгтэл бултынь бэлэглээ.
Дабталга:
Yгтэhэн ганса наhанай
Yнэтэй, сэнтэй хубиие
Yхибγγд, тандаа γршɵɵhэн
Yргэлжэ урин багшанар.
Дабталга:
Эжын зγрхэн
Эхын зγрхэн хододоо
Элдэб хγнии энхэрхэ,
Эсэлтэгγй сохилhоор
Энэ наhаа дγγргэдэг.
Дайдын зоной зоболон
Дандаа ɵɵрын болгожо,
Дабхар олон ашаагаа
Даажа ядан мγнхэрдэг.
Иимэ нимгэн зγрхэнэй
Илдам зɵɵлɵɵр сохилхы
Эрэ хγнγγд ойлгожо,
Энхэрхэеэ яадаг юм.
*****
«Хγнэй мууе хэхэдэ
Хγсэ зориг гаргажа,
Хγндэлhэндэл тэрээндэ
Хγсэл hайниие хэбэл дээрэ»,-
Арюун сагаан hанаатай
Арад зомни иигэжэ
Анхан сагhаа hургаалай
Аман зугаа гаргаа hэн.
Шабар хара дотортон
Шадалгγйгɵɵ тухайлжа,
hабар шэнги хушуугаа
hанаагаараа татаха…
Гэсэр баатар
Анахай, шолмос шγдхэртэй,
Аюулта хорон дайсадтай,
Арадай тγлɵɵ тэмсэhэн
Абайхан Гэсэр хγбγγмнай.
Гэгээн шара наранай
Гэрэл дамжан ерэhэн,
Эгээн бγхэ Бэлигтэ
Гэсэр Баатар гэгдэнхэйш.
Ухаатай Манзан тɵɵдэйнгɵɵ
Утахан hабаа бариhаар,
Уршагта бузар дайсадаа
Унаса сохин гаралайш.
Юhэн шанга тэмсэл соо
Юрын Гэсэр хγбγγмнай
Юртэмсынгɵɵ тулгаhаа
Юрɵɵл, хγсэ нэмэлсээш.
Амгалан байдал hандаргаад,
Аашалжа байhан шолмосууд
Арадай баатар шиниимнай
Аянгын хγсɵɵр дарагдаа.
Гэгээн шара наранай
Гэрэл дамжан ерэhэн,
Эгээн бγхэ Бэлигтэ
Гэсэр баатар гэгдэнхэйш.
Хобуушан мэхэшэн
хоёр
Манай хγршэ Марфуша
Маша бэрхэ хобууша.
Хэзээ хэнтэй хөөрэлдэhыш
Хэлээд лэ байха эжыдэш.
Тэрэнэйнь тγлөө мγнөөдэр
Тэнсγγ харюу γгөөб.
Марфу намhаа асууба:
«Магазин мγнөө нээлгэтэй гγ?»
Мирэдшье гэнгγй харюусааб:
«Мэнэ hая нээлгэтэй» - гээд,
Мэхэлээд орхёоб хγршэеэ.
Мэдэнэ бэзэ хожомоо.
Дуулаhан, хараhан юумэеэ
Дууhан хэлэхээ болёод,
Yнэн сэхэ замаар
Yдэр бγри ябаг лэ!
Минии дγγнэр анжарагты:
Мэхэлхэ, хоблохо гээшэтнэй –
Муу хγнэй харгы –
Бγ тиигэжэ ябагты!
hархяаг
Улаахан пулаадаар тархяа
Уяад басагад яаруу
Уhанаа hуулга баряад,
Урилдаhан гараба ой руу.
Хуhан доогуур тонголзоод,
Хурса хутагаар hархяаг
Урилдан шахуу отолоод,
Уhанаа hуулга руу хаяа.
Бороогой hγγлээр мɵɵгэнγγд
Болбосоод бултые уряална:
Сэнгγй бэлэн ɵɵхэншγγ -
Сэбэр тоhолиг маряархуу.
Сагдуул хуhа дахаад,
Саашаа γхид дамжаа.
Саг хэмжээ мартаад,
Садаха хархяаг тγγгээ.
2.3. Краевед
Помимо преподавательской деятельности Аюша Жапович Доноев в нашей школе начал развивать туризм. В течение многих лет он водил своих учеников в туристско - краеведческие походы по верховьям Джиды, по гольцам, знакомил детей с уникальной природой горной Закамны, местной топонимикой. Во время своих походов Доноевым А.Ж. вместе с детьми были найдены нефрит, амазонит, перлит и другие полезные ископаемые. Так, в 1986 году за открытие месторождения перлита и талька он награжден Почетной грамотой Министерства геодезии СССР. Уделял много внимания археологии. Им и его учениками найдены уникальные наконечники стрел, копий, остатки кольчуг, доспехов, железных цепей, которыми заковывали особо опасных преступников и военнопленных. Создавал в школах музеи, где достойное место занимали ценные исторические находки. Во время турпохода на перевалах, живописных опушках, альпийских лугах у костра Аюша Жапович раскрывал тайны природы, учил видеть красоту, наблюдать, всегда заострял внимание детей, заставлял анализировать, сочинять об увиденном. Такие уроки на природе глубоко и надолго запоминались.
Аюша Жапович стоял у истоков создания нашего школьного краеведческого музея. Учащимися под руководством Аюши Жаповича собраны экспонаты материальной и духовной культуры, изготовлены чучела животных и птиц. Стараниями Доноева А.Ж., учеников, родителей и односельчан краеведческий отдел музея был пополнен экспонатами домашней утвари и быта. Также интересны его работы по местной топонимике. Аюжа Жапович составил карту священных мест села Шара-Азарга и написал стихотворения каждой священной горе почитаемых сельчанами.
III. Заключение
Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край – литературу и тех, кто ее создает. Биография писателя, его судьба и судьба его лирических героев, тесно связанная с конкретной средой, составляют основу литературного краеведения.
В ходе проведения исследовательской работы мы выяснили, что в какой бы школе он ни работал - Санагинской, Утатайской, Енгорбойской, Шара-Азаргинской - Аюша Жапович Доноев создавал кружки по краеведению и литературе.
Стихи А.Ж.Доноева- это сокровище его души, в которых звучат народные мотивы, настолько искренни, душевны, жизненны, что и после его смерти они продолжают жить.
Выполнив поставленные в работе задачи, мы сделали следующие выводы:
- Творчество А.Ж.Доноева неразрывно связано с его жизнью, с его любовью к Родине большой и малой. Им написаны песни, сценарии, стихи для художественной самодеятельности района и Бурятского драматического театра имени Хоца Намсараева. В творческом содружестве с бурятскими композиторами созданы песни, которые вошли в сборник бурятских народных песен.
- А.Ж. Доноев был краеведом, стоял у истоков создания школьного краеведческого музея.
- Данная исследовательская работа стала для нас интересной и полезной, потому что мы познакомились с творчеством поэта – земляка, обогатили себя интересными сведениями о нем.
Результат работы
- Научились работать с архивом, информационными источниками;
- Научились исследовать, делать выводы из полученных материалов;
- Научились работать в среде Microsoft Word, верстать.
- Собрали много ценного материала, а именно рукописи А.Ж. Доноева;
- Обобщение исследуемого объекта, собранного материала в сборник «Вслед за солнечным лучом»
В заключение я хочу отметить, что в 2018 году исполнится 85 лет со дня рождения поэта. В юбилейные годы заслуженного учителя Республики Бурятия, народного поэта А.Ж. Доноева проводится районный литературный конкурс среди учащихся «Минии тоонто Захаамин». Также проводятся литературные вечера, встречи.
Несмотря на то, что жизнь поэта, песенника в потоке жизни угасла как солнечный луч, поглощенный сумерками, мы будем зачитываться его лирическими стихами.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шара-Азаргинская СОШ»
I районная научно-практическая конференция школьников
«Знание. Поиск. Творчество. Труд»
Секция «История»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
История материала и инструмента для письма
Выполнил: Балданова Вика, ученик 5 класса
Руководитель: Тугутова Анастасия Искровна,
учитель истории
МБОУ «Шара-Азаргинская СОШ ».
2017г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………. 2
1. Основная часть. История приспособлений для письма
1.1. Для чего нужна письменность?….………………………… …………2
1.2. Папирус …………………………………….…………………………...3
1.3. Глиняные таблички …………………………………………………….3
1.4. Восковые дощечки……………………………………………………3-4
1.5. Пергамен (пергамент)…………………………………………………..4
1.6. Береста…………………………………………………………………4-5
1.7. Бумага…………………………………………………………................5
1.8. Время виртуального письма……………………………………………6
2. Практическая часть……………………………………………….
2.1 Глина и палочка для клинописи………………………………………..7
2.2. Восковая дощечка и писало………………………………………....7-8
2.3. Береста и писало……………………………………………………….8
2.4. Бумага и перо………………………………………………………..8-9
2.5. Бумага и металлическое перо на деревянной ручке……………..….9
2.9. Результаты экспериментов………………………………………….9-10
Заключение……………………………………………................................10
Список использованных источников…………………………… ………11
Введение
В пятом классе мы начали изучать историю Древнего мира. Для меня это наука стало очень занимательной. Мне интересно было узнать жизнь первобытных людей. А история Древнего Египта открыла для меня удивительный мир древних египтян. Особенно интересно знакомство с культурой Древнего Египта. Также мы познакомились с письменностью древних египтян. Интересно было узнать, что иероглифов было около 700 и каждый иероглиф имел много обозначений. А писчим материалом служил папирус. Это тростники, которые росли возле Нила. После этого знакомства мне стало интересно: а на чем еще писали люди раньше? И чем писали?
Таким образом тема моей работы: «История приспособлений для письма».
Цель: Определение практических характеристик приспособлений, которые
люди использовали для письма в разные времена.
Задачи:
1. Узнать, чем люди писали в разные времена..
2. Найти возможность провести эксперименты по испытанию разных писчих приспособлений.
3. Определить, насколько они удобны.
4. Сделать выводы.
Методы исследования: изучение источников, эксперименты, анализ, сравнение.
1. Основная часть. История приспособлений для письма
1.1. Для чего нужна письменность?
Человеческий язык (речь) существует в устной и в письменной форме. Раньше люди научились говорить, потом – записывать информацию. Человек применяет письменность с конца 4 тысячелетия до нашей эры. Устно люди общались, когда были рядом друг с другом, а на далёкие расстояния можно передавать информацию с помощью письма. Ещё письменность используется для обучения, для сохранения информации для себя и для потомков. В письменном виде все слова остаются именно такими, как записаны, а в устной форме слова могут быть изменены. Ведь пересказывающий их может что-то забыть. И вообще уметь писать от руки – очень полезный навык. «Навык письма помогает развивать определенные участки мозга. Особенно это важно в детском возрасте».
Рассмотрим историю изменения инструментов для письма.
1.2. Папирус
В Египте в III тыс. до н.э. из тростникового растения научились делать папирус. Он выглядел как очень длинные полосы шириной 30-40 см. Иногда до 40 метров длиной. Папирус свёртывали в рулон – свиток. И так хранили. Есть упоминания, что на папирусе писали чернилами с помощью кисточки, но чаще писали заострённой палочкой, окуная её в чернила. В арабских странах такая палочка из тонкого тростника называлась калам.
Папирус был тоже недорогим материалом для письма, поэтому он долго
использовался людьми – до 12 века н.э. До широкого распространения бумаги.
1.3.Глиняные таблички
Раньше всего человек выбивал какие-то изображения на камнях. Но это очень сложный способ. Развивался язык, увеличивалась необходимость обмениваться информацией. Человек начал применять для письма мягкую глину. Учёные нашли глиняные таблички, на которых разглядели знаки, записанные клинышками. Эту древнюю письменность назвали клинописью. Нашли шумерскую табличку, созданную в 3500 г. до н.э. Таблички были круглыми или квадратными, часто размером 5х5 см. Писали по мягкой поверхности, вдавливая в неё клинообразный нижний срез специально сделанной палочки. Она могла быть деревянной, бронзовой, тростниковой или костяной. Её называли грифелем или стилиусом. После записи табличку высушивали. Такие таблички люди использовали тысячелетия, даже когда были ужеизобретены другие приспособления, потому что этот материал доступен всем.
1.4. Восковые дощечки
Первые восковые дощечки появились примерно в 7 в. до н.э. Это деревянная дощечка около 15х17 см, толщиной меньше сантиметра, с углублением, в
которое заливался разогретый тёмный воск. По воску писали стилусом – деревянным, металлическим или костяным стержнем с заострённым концом. На Руси этот стержень называли писало. Второй конец был плоский и закруглённый,
удобный для стирания написанного. «В античном мире и средневековье восковые дощечки использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму». Когда было надо, воск счищали и заливали новый. Это очень выгодно, поэтому восковые таблички использовались даже до 19 века для часто меняющихся записей, подсчётов и др.
1.5. Пергамен (пергамент)
Во 2 веке до н.э., в Пергаме научились делать листы для письма из кожи животных – пергамен. Выделывать пергамен было сложно, он стоил очень дорого. Зато писать на пергамене можно с двух сторон, его можно сгибать, можно осторожно счищать написанное ножом и писать снова. Сначала по пергамену писали теми же приспособлениями, что и по папирусу. Потом изобрели бумагу. Это вызвало необходимость поиска другого писчего приспособления – для более тонкого и быстрого письма. Калам заменили гусиным пером. Его тоже особым образом затачивали, расщепляли надвое острый кончик, чтобы чернила лучше ложилось на поверхность пергамена. «При использовании пера постепенно изменился и стиль письма, оно сделалось прописным и наклонным, появились строчные буквы (до этого при письме использовались только прописные), а впоследствии разнообразные курсивы и рукописные шрифты, появившиеся именно благодаря гусиному перу. Гусиные перья использовались с 7 по 19 вв. до изобретения металлического пера – 1200 лет. При письме пёрышко быстро затуплялось (истиралось), его надо было поправлять – очинять. Для этого был приспособлен специальный острый ножик – перочинный.
1.6. Береста
На Руси в 9-15 вв. береста использовалась для письма как более дешёвый материал. (Это верхний слой берёзовой коры). Она заменяла и папирус, и пергамент. «Её специально готовили: с внутренней поверхности удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Дополнительную эластичность бересте придавали с помощью кипячения
в воде со щелочью. Текст наносился с помощью костяного или железного писала (стилоса) путем выдавливания штрихов. Известны редкие случаи письма на бересте чернилами».
1.6. Бумага
Есть два мнения: бумагу изобрели в Китае около 100 года н. э.; впервые
бумагу из тряпья сделали арабы в 8 в. В 12 веке бумага стала производиться в
Европе. «На первых порах бумага была рыхлой, не очень прочной, сероватого
или желтоватого цвета». Но со временем качество росло. Сначала для письма по бумаге использовались гусиные перья. «Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель для карандаша».
В 1803 году было изобретено металлическое перо для ручки. Для письма
необходимы были ещё чернильницы и сосуды с мелкотолчёным песком для посыпания свеженаписанного текста, чтобы быстрее сохли чернила (в 20 веке стали использовать рыхлые листки – промокашки). Была так же изобретена чернильница-непроливайка, которую можно было носить с собой в портфеле.
Позже появились чернильные ручки со специальным резервуаром для чернил внутри самой ручки (поршневые, с резиновой гармошкой, резиновым кончиком как у пипетки, со сменным чернильным картриджем). Ручку заранее заправляли чернилами, и можно было писать ею, пока чернила внутри не закончатся. В 1938 году венгерский журналист Ладисло Биро попробовал писать густыми чернилами, которыми печатают газеты. Он приспособил «трубочку с крошечным шариком в наконечнике стержня. Водя по бумаге, мы вращаем шарик, и он захватывает чернила, оставляя след на бумаге. Так появилась шариковая авторучка. Такая ручка может оставить след длиной в 6 километров». В 1960-е в Японии был изобретён фломастер. Гелевые ручки японцы изобрели в 1984 году.
1.7. Время виртуального письма
Сейчас можно и вообще не брать ручку в руки. Есть клавиатура компьютеров, кнопки у мобильных телефонов. Можно набирать любой текст, печатать на листах через принтер или посылать СМС. Но специалисты говорят, что навык писать от руки – серьёзная вещь для развития нашего мозга с самых ранних лет. И утратив это умение, мы что-то утратим в своём развитии.
Глава 2. Практическая часть
Узнав как много разных приспособлений для письма использовали люди в
разные времена, я решил попробовать в деле те приспособления, которые смогу раздобыть.
2.1. Глина и палочка для клинописи
Для первого эксперимента мы нашли в учебнике обозначения букв и слогов для клинописи. Далее раздобыли глину. Она была твердая. Поместили глину в посуду. Смешали глину с водой. Стала мягкой. Я вылепил из неё глиняную табличку. Учитель технологии сделали мне деревянную палочку с клином на одном конце, а на другом конце заострил в виде отвёртки, чтобы оттиском получалась чёрточка.
Я написала клинописью надпись которая была на рисунке в учебнике. Потом сделали надпись русскими буквами, делая оттиски не клинышком, а чёрточкой. Проделав этот эксперимент, я понял, что палочку держать удобно. Но она залипает в глине и тяжело вытаскивается. Зато легко исправлять ошибки, затирая это место на глиняной дощечке, пока она сырая. Это приспособление удобной формы, лёгкое. Но руки при таком способе письма всё время в глине.
Глиняная дощечка с надписью высохла уже на другой день. Но хранилась
она недолго: сломалась на три части.
2.2. Восковая дощечка и писало
Для следующего эксперимента мы нашли пример написания старинных
русских (старославянских) букв. По моей просьбе подготовили дощечку. В этом эксперименте нам помогла ученица 11 класса Раднаевой Аягмы. Мы взяли простую свечку, растопили его на спиртовке в металлической посуде. Вылили расплавленный воск на дощечку и оставили застывать. Для письма сделали писало. Раньше их делали из кости или металла, а мы сделали наподобие: из дерева. При письме я сверялся со старинной азбукой. По воску писать оказалось неудобно, потому что мешал сам воск, особенно в тех местах, где он залился не совсем ровно. Писало делает борозду в воске, образовывается восковая стружка, которая тоже мешает при письме. Когда убираешь мешающие стружки, руки делаются немного жирными. Зато если сделал ошибку, то обратным тупым концом писала можно стереть верхний слой воска и писать на очищенном месте заново.
2.3. Береста и писало
В этом эксперименте нам помог учитель технологии Дансарунов Виктор Хандажапович. Он предоставил нам этот писчий материал и подсказал, что надо писать на внешней стороне коры, отделив тончайшие слои. Действительно на внешней стороне бересты надпись лучше видна, чем на внутренней. На бересте мы писали также, что и на восковой табличке. Если у писала очень острый кончик, то писать трудно, и не видны буквы. Если у писало затупленный кончик писать мягче и легче. Писало по поверхности бересты идёт трудно, со скрипом. Пальцы сильно устают от напряжения. На бересте попадаются более шероховатые и рыхлые участки, которые мешают, буква получается нечёткой, поверхность бересты как бы рассыпается, вышелушивается кусочками. Кроме того, мешают темные берёзовые черточки на бересте, на них не прописываются буквы. И вообще буквы не сильно видны на бересте.
2.4. Бумага и перо
Этот эксперимент был труден по подготовке. Надо было найти гусиное перо. Но, в нашем селе никто не держит гусей. Поэтому мы решили заменить гусиное перо на воронье. Далее – подготовить воронье перо для письма. Сначала мы перья мыли, потому что от птицы нам достались не очень чистые перья. А для этого тоже узнавали – как правильно это делать. Потом очиняли его – тоже по правилам. Чернильницу нам заменил пузырёк, в котором эти чернила продаются. Конечно, раньше чернила делали сами, но мы решили воспользоваться готовыми. Перо очинять очень трудно, потому что перо жёсткое, а работа тонкая, если неосторожно резать ножом, то можно отрезать лишнее, и острый кончик для письма не получится. Когда режешь – ощущение такое, как будто стрижёшь очень толстый ноготь.
Когда пишешь острым кончиком пера, ощущения неприятные, потому что
перо скрипит. Приходится быть аккуратным, потому что чернила могут разбрызгаться, получаются кляксы. Чернила в пере быстро заканчиваются, примерно через 6-7 букв.
2.5. Бумага и металлическое перо на деревянной ручке
Когда вы впервые берёте в руки перьевую ручку, вы не знаете, как правильно поставить её на бумагу, чтобы она не царапала лист, не оставляла кляксы, чтобы чернила легко ложились и не растекались. Но мне было достаточно один раз понять, как правильно держать ручку, и у меня больше никогда не возникали трудности с письмом. На шариковую ручку во время письма приходится сильно надавливать, перьевая же легко скользит по бумаге, не перетруждая руку. Мне понравилось писать перьевой ручкой. И я узнала что, перьевая ручка способствует формированию красивого почерка.
Заключение
Письменность – важное изобретение людей. Благодаря ей, мы можем сохранять, передавать и получать информацию.
Люди перепробовали много разных инструментов для письма. Сейчас
можно писать, просто нажимая на кнопки клавиатуры. Но я прочитал, что когда
мы держим в руках ручку или карандаш и пишем, то развивается мелкая моторика рук (точная работа мелких мышц пальцев рук), которая влияет на развитие нашего мозга. А ещё нам легче обдумывать то, что мы пишем, когда мы выводим буквы на бумаге сами, а не через компьютер и принтер. И если сравнивать все перепробованные мною инструменты для письма, самой удобной является наша простая шариковая ручка, которой мы сейчас пишем.
В ходе работы я пришёл к выводам:
1. С очень давних лет людям необходимо было что-то записывать.
2. Люди много веков старались изобрести более удобные приспособления
для письма.
3. Проводить эксперименты мне очень понравилось.
4. Писать от руки полезно для развития ума.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шара-Азаргинская СОШ»
I районная научно-практическая конференция школьников
«Чтобы помнили…» посвященная учителям-западникам
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Ефим Тимофеевич Питерский – сеятель разумного, доброго, вечного».
Выполнил: Раднаева Аягма, ученица 10 класса
Руководитель: Тугутова Анастасия Искровна,
учитель истории
МБОУ «Шара-Азаргинская СОШ ».
2017г
Оглавление
1. Введение …………………………………………………..…………...…. 2
2. Основная часть
2.1. Из истории становления народного образования Закаменского района ……………………………………………………………………………...… 2-4
2.2. Из истории Шара-Азаргинской школы ………………………….... 5-6
3. Исследовательская часть
3.1. Поисковая работа ………………………………………………….... 6-7
3.2. Из педагогической деятельности Е.Т. Питерского …………...….. 7-9
4. Заключение ……………………………………………………...……….. 9-10
5. Литература ………………………………………………………...……... 11
1. Введение
2017 год – юбилейный год для Закаменского района. В преддверии этой знаменательной даты в школе дан старт исследовательскому поиску по теме: «Образование Закаменского района», в которой была бы отражена педагогическая деятельность учителей, работавших в Шара-Азаргинской школе.
Нас заинтересовало то, как происходило становление народного образования Закаменского района, какие учителя стояли у истоков школы. На эти и некоторые другие вопросы мы попытались ответить в своей работе.
Таким образом, объектом исследования является история народного образования Закаменского района.
Предмет исследования: мы рассмотрим развитие народного образования в селе Шара-Азарга.
Цель исследования: изучение истории школы.
В соответствии с общим замыслом исследования выдвинуты следующие задачи:
- изучение истории народного образования Закаменского района;
- изучение истории Шара-Азаргинской школы;
- изучение педагогической деятельности Е.Т. Питерского.
Методы исследования: изучение, описание, работа с информационными источниками. В исследовании использованы архивные документы Ефима Тимофеевича Питерского.
2. Основная часть
2.1. Из истории становления народного образования Закаменского района
В ходе работы с информационными источниками мы выяснили, что в Бурятии появление школ относится к первой половине XIX века. В XVII-XVIII веках отсутствовали школьные учреждения, поэтому не было условий для получения образования представителями малых народов, в том числе бурятами. Однако возникшие потребности укомплектования органов административного управления грамотными людьми способствовали появлению в улусах первых приходских школ. Дальнейшее расширение сети таких школ было вызвано развитием деловой деятельности и тягой народа к просвещению.
Очень большая отдаленность Закамны от промышленных и культурных центров была главной причиной относительно позднего развития здесь народного образования. По этой причине дети закаменских бурят не могли учиться в тех первых приходских училищах, которые открылись в Бурятии в первой половине XIX века.
Лишь в конце XIX века в Закамне стали открываться церковно-приходские школы с 3-4-летним обучением. Они находились в русских казачьих пограничных станицах и поселках, подчинялись особому духовному ведомству.
Первой церковно-приходской школой в Закаменском крае была 4-летняя Харацайская школа Атаманово-Николаевской казачьей станицы, которая была открыта в 1886 году. Это была первая школа для детей казаков – станичная полковая школа. В этой школе, в основном, обучались дети зажиточных казаков, которых готовили для несения пограничной караульной службы. В 1909 году она была преобразована в церковно-приходскую школу. В 1894 году начала действовать соседняя Цежейская церковно-приходская школа. В следующем году начала работать Хамнейская 3-летняя школа. В начале 90-х годов прошлого века была открыта 3-летняя церковно-приходская школа Цакирской казачьей станицы. С 1905 года начала работать 3-летняя школа в Шара-Азарге, в 1917 году такая же школа открылась в Модонкульском казачьем поселке. В 1897 году была основана Хамнейская церковно-приходская школа, которая до 1920 года находилась в составе духовного ведомства.
В этих шести церковно-приходских школах дети местных казаков изучали такие предметы: закон божий, русский и церковно-славянский языки, арифметику, проходили элементы геометрии, землемерия, черчения, русской истории, географии, естествознания, проводились уроки чистописания и пения.
С начала 20-х годов XX века все закаменские церковно-приходские школы были преобразованы в единые трудовые школы. Численность учащихся каждой из них достигала от 70 до 100 человек. В школах работали учителя с образованием гимназии, семинарий и школы второй ступени. Учителем, он же заведующим Шара-Азаргинской школы был выпускник Иркутской учительской гимназии Е.Т. Питерский, Харацайской школы – К.П. Зимина, окончившая Троицкосавскую женскую гимназию. Выпускник Троицкосавской школы второй ступени Г.А. Перевалов заведовал Михайловской школой, Л.И. Регунов – выпускник этой же школы, был заведующим Хамнейской церковно-приходской школы, М.И. Степанова с образованием школы второй ступени была заведующей Модонкульской школы. Такое же образование имел заведующий Цакирской школы И.А. Чернышев.
В 20-30-х годах повсеместное открытие начальных, неполных средних школ потребовало большого количества учительских кадров. Для подготовки учителей началась организация краткосрочных курсов в аймачном центре. В целом в аймаке общий уровень квалификации учительских кадров был низкий. Так, в 1928-1929 учебном году многие учителя бурятских школ имели лишь только низшее образование, так как они пришли в школы после окончания краткосрочных курсов. В бурятских начальных школах с двумя-тремя классами обучали крестьянских детей читать и писать по-старомонгольски. Вскоре в школы Закамны начали прибывать учителя начальных классов, окончившие педагогические техникумы.
Кроме того, в 1933-1937 годы в Закамну прибыло много учителей из разных городов Российской Федерации.
2.2. Из истории Шара-Азаргинской школы
Шара-Азаргинская средняя общеобразовательная школа берет свое начало от церковно-приходской школы, открытой в 1905 году. В архивных документах «Кяхтинское районное управление народного образования» имеются следующие сведения о ней: «Из учетной карточки Шара-Азаргинской школы за 1925-1926 учебный год – Шара-Азаргинская школа первой ступени – трехлетка, Троицкосавского аймака, Закаменского Хошуна, Шара-Азаргинского Сомона, селение Шара-Азарга. Год основания – 1905 г.». В школе обучались дети казаков. Они изучали Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, арифметику, проходили элементы геометрии, черчения, истории, географии, естествознания, проводились уроки чистописания и пения.
Школа со временем была преобразована в начальную. Обучение велось на русском и бурятском языках в две смены. С 1924 по 1928 год учителем, он же и заведующим Шара-Азаргинской школы, был выпускник Иркутской учительской семинарии Е.Т. Питерский – один из тех, кто стоял у истоков народного образования Закаменского района, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, заслуженный учитель БМАССР. С 1927 по 1931 год учителем и директором школы был назначен Кулаков П.А. В те же годы в местности «Улан-Туяа» была образована первая школа ликбеза, где учительствовал местный бурят Жигжитов Жамса, репрессированный в 1936 году. На базе русской начальной школы была организована бурятская начальная школа, основу которой положил Убашын Жамсо из Нурты. В 1932-1935 годах в школе работали приезжие учителя Беловы В.А. и И.И. С 1935 по 1938 год работал в школе Жигжитов М.И., позднее ставший известным бурятским писателем. В 1937 г. приехали из города Горький работать в школу выпускницы Арзамаского педагогического училища Бусыгина Е.И., Хорева Е.Г. В 1940-1941 году учительствовал Шойдоков Б.Ш., заслуженный учитель Бурятской АССР, ветеран ВОВ, писатель. В это время заведующим школой работал Жалсанов Ч-Н. З, заслуженный учитель Бурятской АССР, почетный гражданин г. Ленинграда, кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды. В годы войны и послевоенный период в школе работали Корнакова И.Т., Кочетова Е.Л., Корнаков Ф.З., Жаркова В., Виноградова В.В.
Первого сентября 1979 года было сдано в эксплуатацию типовое здание и открыта средняя школа. У истоков средней школы была заслуженный учитель Бурятской АССР, отличник народного просвещения РФ, ветеран труда Айдаева Аграфена Ильинична. Хочется отметить Лубсанову Н.Б., отличника народного просвещения РФ, заслуженного работника культуры Бурятской АССР, лауреата Всероссийского смотра художественной самодеятельности, телевизионного конкурса комсомольской песни, Всероссийского фестиваля самодеятельности художественного творчества трудящихся РСФСР. В 1984 году школу возглавила Дамбаева Е.С., заслуженный учитель РБ, отличник народного просвещения РФ. С 2003 года директором работал Дансарунов В.Х., почетный работник общего образования РФ, учитель высшей категории. Ныне школу возглавляет Бадлуева Г.О., почетный работник общего образования РФ.
Сегодня школа живет плодотворной жизнью, размещается в новом здании. В школе в данное время работают 15 учителей, из них 11 – выпускники школы. Школа работает над реализацией проекта «Разновозрастное образовательное сообщество как условие становления индивидуальности сельского ребенка».
3. Исследовательская часть
3.1. Поисковая работа
Я решила начать поиск материалов об учительской деятельности Ефима Тимофеевича Питерского – одного из тех, кто стоял у истоков становления народного образования Закаменского района. В начале я определила круг своей поисково-исследовательской деятельности: встреча со старожилами села, работа в районном архиве, в краеведческом музея села. Первые шаги поиска были неудачными: во-первых, старожилы села, а это - Лыгденов Жамсо Чойжилжапович, Хандуева Радна Шираповна не учились у него, так как они родились в середине–конце 20-х годов XX века, а когда пришло время учиться, то Ефим Тимофеевич уже не работал, он был переведен в другую школу. Во-вторых, в районном архиве, куда я обратилась, не оказалось документов, касающихся школ и учителей, которые работали в 20-30-е годы прошлого века, но зато при помощи заведующей я нашла в подшивках старых газет несколько публикаций о Питерском Е.Т. («Закаменская правда» от 15 ноября 1954 года, «Буряад-Монголой Yнэн» от 29 декабря 1956 года).
Собрав материал, внимательно их изучив, я приступила к написанию своей работы о Е.Т. Питерском, жившем в сложное, насыщенное драматичными и противоречивыми событиями и явлениями время. Все многообразие изменений XX века отразилось в событиях и биографиях не только исторических деятелей, но и затронуло судьбы миллионов простых людей, одним из которых был Питерский Е.Т., отдавший большую часть своей жизни самой благородной человеческой деятельности – «сеять разумное, доброе, вечное».
3.2. Из педагогической деятельности Е.Т. Питерского
Е.Т. Питерский родился в 1895 году в селении Кужертаевское Забайкальской области Восточно-Сибирской губернии. В начале он учился в приходской школе своего селения, после окончил трехклассное училище в городе Чита. Летом 1917 года он отправляет свои документы в Иркутск, для поступления в церковно-учительскую семинарию, откуда 25-го августа приходит вызов на учебу. Учеба в семинарии длилась один год. Тогда Ефим Тимофеевич был назначен учителем начальных классов в Иройскую начальную школу Селенгинского аймака, где проработал до 1924 года. В 1924 году по приказу наркома просвещения БМАССР Ефим Тимофеевич Питерский едет учителем в Шара-Азаргинскую начальную школу отдаленного Закаменского аймака. Село было русское, так как там жили бывшие казаки со своими семьями. Почему бывшие, да потому, что после Февральской буржуазной революции казачество как сословие было упразднено решением 1-го казачьего съезда, проходившего с 16 по 24 апреля 1917 года в городе Чита, а в Бурятии это решение было подтверждено 5 июля 1917 года. Ефим Тимофеевич обучал детей Викулиных, Максимовых, Ловцовых, Давыдовых, Щукиных, Бурдуковских, Русановых. Из воспоминаний Викулина И.Ф., ветерана войны и труда, 1915 года рождения: «Ефим Тимофеевич обучал нас письму, чтению, счету, ходили мы с ним в походы, собирали различные растения, из которых составляли гербарии». Проработал Питерский Е.Т. в Шара-Азаргинской школе до 1928 года, затем его направили в Цакир, где он встретил свою будущую супругу Анастасию Михайловну, впоследствии у них родилась дочь Зоя. В 1930 году в Улекчине была открыта семилетняя школа и его, как опытного педагога, направляют туда учителем начальных классов. В новой школе ощущалась нехватка учителей-предметников, и в феврале 1933 года он едет в Улан-Удэ на курсы по подготовке преподавателей ШКМ (школа крестьянской молодежи) при Бурят-Монгольском учительском институте, который был открыт в 1932 году, на естественно-географическое отделение. 22 июня 1933 года Питерскому Е.Т. по окончании курсов была присвоена квалификация преподавателя ШКМ по специальности «естествознание и химия». Знаний, которые он получил на курсах, явно не хватало, поэтому в 1934 году он поступает на заочное отделение вышеназванного института на факультет естествознания. В марте 1939 года, пройдя полный курс обучения, заканчивает его, получив квалификацию преподавателя 5-7 классов по естествознанию. Работая учителем естествознания, вместе с учащимися проводил большую опытническую работу на пришкольном участке, а также ездил на отдаленные животноводческие фермы с лекциями о передовом опыте в сельском хозяйстве, о достижениях науки, а в годы Великой Отечественной войны с фронтовыми новостями.
Около 40 лет своей жизни Ефим Тимофеевич отдал развитию народного образования нашего района. За свою многолетнюю и безупречную работу в области народного образования Е.Т. Питерский отмечен рядом правительственных наград: в 1939 году Указом Президиума Верховного Совета БМАССР награжден Почетной грамотой за отличную работу в области воспитания детей, в том же году Указом Президиума Верховного Совета БМССР ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель БМАССР». Ефим Тимофеевич одним из первых учителей Закаменского аймака удостоен такого высокого звания. В 1944 году его труд был отмечен Орденом Трудового Красного Знамени, в 1946 году – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», в 1949 году – Орденом Ленина, а также многочисленными юбилейными наградами и грамотами нашего государства. Но самой дорогой наградой, наверное, являются письма его учеников, в которых они выражали глубокую признательность, за те знания, которые дал им Учитель, деливших вместе с ним радость государственного признания его заслуг.
3. Заключение
В ходе проведенной исследовательской работы мы выяснили, что в Бурятии появление школ относится к первой половине XIX века. В XVII-XVIII веках отсутствовали школьные учреждения, лишь в конце XIX века в Закамне стали открываться церковно-приходские школы с 3-4-летним обучением. В нашем селе Шара-Азарга в 1905 году открылась церковно-приходская школа. С начала 20-х годов XX века все закаменские церковно-приходские школы были преобразованы в единые трудовые школы. В 20-30-х годах повсеместное открытие начальных, неполных средних школ потребовало большого количества учительских кадров. Поэтому в школы Закамны начали прибывать учителя начальных классов, окончившие педагогические техникумы из разных городов Российской Федерации. Например, в 1937 г. приехали из города Горький работать в Шара-Азаргинскую школу выпускницы Арзамаского педагогического училища Бусыгина Е.И., Хорева Е.Г. Одним из учителей, стоявших у истоков становления народного образования в Закаменском районе, является Ефим Тимофеевич Питерский, уроженец селения Кужертаевское Забайкальской области Восточно-Сибирской губернии. В 1924 году по приказу наркома просвещения БМАССР Ефим Тимофеевич Питерский приехал учительствовать в Шара-Азаргинскую начальную школу. Далее работал в школах сел Цакир, Улекчин. В памяти многих учеников сохранились самые нежные и добрые чувства к учителю. Только необычайное трудолюбие, творчество, терпение, педагогический такт позволили Е.Т. Питерскому стать Учителем с большой буквы.
Я считаю, что учитель не только профессия, суть которой не только дать знания, но это еще высокая, почетная миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Литература
1. Буклет «Шара-Азаргинская общеобразовательная средняя школа. 100 лет».
2. Будаева В.Ц., Будаева Д.Ц., Доржиева Ц.В., Норбоева Д.Ц. «Честь и хвала Учителю». История Шара-Азаргинской школы в фактах и лицах. Закаменск, 2007 г.
3. Доржиев Б.Ш. «История Закамны». Популярный исторический очерк. Улан-Удэ, 1997 г.
4. Историко-культурный атлас Бурятии. Москва, 2001 г.
5. Чимитова Д.Г. Статья «Первый заслуженный учитель Закамны». Газета «Знамя труда», №90 от 9 ноября 2010 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шара-Азаргинская СОШ»
Районная научно-практическая конференция школьников
Секция «История»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
История церковно-приходских школ
Выполнил: Балданова Мария, ученица 9 класса
Руководитель: Тугутова Анастасия Искровна,
учитель истории
МБОУ «Шара-Азаргинская СОШ ».
2017г
Оглавление
- Введение ……………………………………………..………………………………. 2
- Основная часть
1. История создания церковно-приходских школ в России ………….………. 3-4
2. Открытие церковно-приходских школ в Забайкалье ……………………… 4-8
3. Исследовательская часть
3.1. Церковно-приходские школы Закаменского района ……………………... 8-10
4. Заключение …………………….………………………………………………….. …11
5. Литература ………………………………………….…………………………………12
- Введение
Во все времена школа отражала жизнь общества, была показателем культуры и благополучия народа, поэтому изучение истории школьного дела в стране является важным условием совершенствования народного образования.
В 2017 году образование Закаменского района отмечает 90-летие. В преддверии этой знаменательной даты в школе дан старт исследовательскому поиску по теме «Образование Закаменского района», в которой была бы отражена история образования и просвещения, педагогическая деятельность учителей, работавших в Шара-Азаргинской школе.
В ходе исследовательской работы нас заинтересовало то, что Шара-Азаргинская школа берет начало с церковно-приходской. При выборе темы мы руководствовались необходимостью изучения истории создания в районе церковно-приходских школ.
Таким образом, объектом исследования является образования церковно-приходских школ.
Предметом исследования: история развития церковно-приходских школ.
Цель исследования: выявление условий и времени, при которых возникли церковно- приходские школы в Закаменском районе.
В соответствии с общим замыслом исследования выдвинуты следующие задачи:
1. изучить историю образования церковно-приходских школ в России;
2. изучить историю и роль церковно-приходских школ в Забайкалье;
3. изучить условие и время образования церковно-приходских школ в Закамне.
Методы исследования: изучение, описание, работа с информационными источниками.
2. Основная часть
2.1. История церковно-приходских школ в России
Церковно-приходские школы - начальные школы, руководимые духовенством. Они начали создаваться в России в начале XVIII века. Духовный регламент (1721 г.) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 года архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным.
Созданные по Уставу 1804 года приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчиненных министерству народного просвещения, однако преподавали в них главным образом священники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 года по распоряжению императора Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 г. насчитывалось свыше 4,7 тыс. таких школ).
К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ». Видную роль в церковно-школьном движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.
В 1880-е гг. он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать со школой земской. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришёл к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге».
Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств.
В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению.
В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история.
Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили: заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов. В связи с началом русско-японской войны 1904-1905 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться.
2.2. Церковно-приходские школы Забайкалья
В 1884 году после утверждения "Правил о церковно-приходских школах", Александром III. В каждой епархии были образованы училищные советы и их отделения по уездам, организован школьный надзор.
В Иркутской епархии, которая включала в себя Иркутскую губернию и Забайкальскую область (Забайкальская область раскинулась на 486,615 кв.верст и делилась на 8 округов: Читинский, Акшинский, Нерчинский, Нерчинско-Заводской, Верхнеудинский, Селенгинский, Троицкосавский, Баргузинский. Население его составляло в кон. XIX в. 447,843 чел., из них православное достигало до 300,648 чел.), был образован училищный совет, создана сеть церковно-приходских школ.
В конце XIX века церковно-приходских школ по Иркутской епархии насчитывалось 138, школ грамоты 199, школ начальных и других ведомств около 150. По Забайкальской же области церковно-приходских школ насчитывалось 75, обучалось в них 1093 мальчиков и 263 девочек. Например, в Троицкосавске в начале XX века из 9 учебных заведений, 3 составляли церковно-приходские школы: Успенское училище, Покровская школа и третья - Троицкосавская, построенная на средства Коковиной.
Преподавательский состав этих школ составляли священнослужители соборных и приходских церквей. По Иркутской епархии исполняли обязанности учителя: 18 священников, 10 диаконов, 42 псаломщика, 50 учительниц и 17 особых учителей. Из числа 87 учителей, 11 человек закончили курсы в Иркутской духовной семинарии, 6 окончили Учительскую семинарию, 5 имели право учителя начальных школ, 9 окончили курсы духовных училищ. Таким образом, треть преподавателей школ состояла из духовных лиц, а остальная часть учителей - получившие светское образование.
Финансирование церковно-приходских школ шло из нескольких источников, значительная часть поступала из средств Государственного казначейства в соответствии со сметой Святейшего Синода. Православное миссионерство. Приходское попечительство, волостные и сельские общества в статью расходов своего бюджета включали соответствующие суммы денег на содержание школы, а также не оставляли своим вниманием нужды школы и частные лица.
Например, по Епархиальному училищному совету от Иркутского Казначейства в 1890 году поступило для церковно-приходских школ 10.000 рублей. Или же, по городскому бюджету Троицкосавска 1900 года, составляющего 66.112 руб.24 коп., израсходовано на народное образование 15.936 руб.78 коп., что составило 24,1 процента из всех городских средств.
Обучение в школе длилось от 5 до 9 месяцев, режим работы школы зависел от многих обстоятельств, от готовности к занятиям учебных классов, наличия учителей, а также занятости школьников в осенне-полевых работах в семье.
Обеспечение школьными принадлежностями и книгами церковно-приходских школ осуществлялось с книжных складов Епархиального Училищного совета, в 1890 году на складе имелось 15.012 экземпляров Святого Писания, приобретено 9.113 экземпляров пособий для чтения. Учебники и книги высылались в школы бесплатно. В библиотеке школ имелись книги по закону Божию, по русскому языку, арифметике, истории, сельскому хозяйству, пению и музыке, а также журналы.
Преподавание школьного курса велось согласно школьных программ, утвержденных епархиальным училищным советом. Во всех школах в учебное время проводились утренние молитвы по часослову или краткому молитвослову, большое внимание уделялось преподаванию священной истории, истории церкви, истории и географии России. Велось преподавание Закона Божия, где учащиеся усваивали молитвы, догматы православной религии и обряды церкви, церковного служения. В целом, преподавание церковно-славянской грамоты прививало детям необходимое понимание церковной речи, давало возможность принимать участие в богослужении. В программе предусматривалось преподавание естественных наук и математики, чтобы дать детям полный курс начального образования.
Музыка преподавалась во всех школах, на уроках пения ученики пели и напевами, и восьмиголосным пением, которое ценилось в музыкальной культуре, как выражение высокого профессионального мастерства.
Весьма положительным следует рассматривать и то, что в некоторых забайкальских церковно-приходских школах учителя старались познакомить юношей со столярным, слесарным, переплетным ремеслами, способными позже пригодиться в жизни, в какой-то степени, вероятно, определиться в выборе будущей профессии.
Роль учителя подчеркивала его главенствующее положение в учебно-воспитательном процессе, ставила во главу угла. Действительно, учитель школы достигал цели обучения-воспитания души, чтобы у ребенка сложилось цельное миросозерцание, укорененное в православии, все родители хотят, чтобы у них дети были благочестивыми, хотят видеть с их стороны почтение и послушание, хотят, чтобы они выросли добродетельными и полезными для общества.
Среди требований, предъявляемых учащимся, находим рекомендации, где подчеркивается бережное отношение к книгам, учащимся напоминалось о том, что кто с книгой обращается небрежно, тот невежда.
Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковноприходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.
Положение с помещением для школ по всей епархии в конце XIX века было довольно сложным. Из 138 церковно-приходских школ епархии, собственное помещение имели 82 школы, для 20 школ здание нанималось за деньги родителей или приходского общества, 25 школ помещалось в домах священнослужителей, а также в домах, принадлежащих частным лицам, в 11 школах учащиеся обучались в церковных сторожках. Школ, удобных для ведения занятий, таким образом, насчитывалось 76, неудобных 62.
Например, в отчете отмечалось , что у Ташеланской школы нет приличного помещения, учащиеся занимаются в церковной сторожке, вытесняя караульного, и в Ара-Киретской станице положение такое же с помещением, хотя школа уже существует 10 лет,
Несмотря на плохие условия с помещениями для церковноприходских школ со стороны епархиальных зодчих уделялось значительное внимание оформлению их зданий. Существовали типовые проекты школ, издавался, как руководство по проектированию и строительству: "Примерный план церковно-приходских школ", разработанный Н.Никоновым, архитектором Санкт-Петербурга, под редакцией "Церковных ведомостей". Положение со зданиями улучшилось, в какой-то мере, за счет строительства на частные пожертвования купцов и крестьян.
В 1892 г. супруга потомственного гражданина Кяхтинской первой гильдии купца и кавалера М.Шишмакова, Варвара Шишмакова построила для Чемуртаевской школы здание стоимостью в 1000 рублей, заведена классная мебель, пожертвована икона в серебряном окладе и киоте, с лампадой, а на содержание школы она отпускала ежегодно от 100 до 120 рублей.
В Кабанске было отстроено каменное здание в церковной ограде для школы, на пожертвования купца Красикова в 1888 г. Верхнеудинский купец Борис Золотарев построил в селении Хонхолой очень хорошее помещение для церковно-приходской школы с отдельным, весьма удобным помещением для учителя. Школа была открыта с 1 января 1896 года, стоимость помещения составила 2.309 руб. с квартирой для учителя. Состоятельный купец Верхнеудинска Н.И.Голдобин построил в двух селах, в Нижнем Убукуне и в Куйтуне, здания для школ.
Строили на свои средства и крестьяне, так, в селе Верхние Тальцы Степан Филиппов, построил здание стоимостью в 900 рублей, были личные пожертвования и со стороны духовенства, для Троицкой школы при Селенгинском монастыре перестроено монастырское здание на средства настоятеля Иринарха.
Не были в стороне от пожертвований и административные структуры того времени. Верхнеудинская Городская дума в память и в ознаменование воцарения и бракосочетания их императорского Величества Государя Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны отвели бесплатно участок земли для второклассной церковно-приходской школы, на постройку которой пожертвовали 5000 рублей.
Помимо церковно-приходских школ в городах и селениях с русским православным населением открывались школы в местах расселения бурят, где были миссионерские станы.
После краха династии Романовых, церковно-приходские школы продолжали деятельность при временном правительстве, несколько месяцев при советской власти, при режиме атамана Семенова. Исчезли они окончательно при установлении Советской власти в Забайкалье, окончив свою деятельность в 1923 г.
В целом деятельность школ Забайкальской епархии была положительной. В определенной степени они заполнили нишу в системе народного образования, позволив части юных забайкальцев сесть за парты. Школы Забайкальской епархии давали детям возможность получать образование, вне зависимости от пола, вероисповедания, сословной принадлежности.
3. Исследовательская часть
История церковно-приходских школ в Закамне
В ходе исследовательской работы мы узнали, что в архивных фондах «Кяхтинское районное управление народного образования» имеется следующие сведения о Шара- Азаргинской школе. «Из учетной карточки Шара-Азаргинской школы за 1925-26 гг.». Шара-Азаргинская школа 1 ступени – 3-х-летка, Троицкосавского аймака, Закаменского хошуна, Шара-Азаргинского сомона, селение Шара-Азарга. Год основания церковно-приходской школы-1905 г.»
Чтобы узнать, почему именно церковно-приходская школа была открыта в нашем селе, мы обратились к истории села и района.
Наше село берёт своё начало от Шара-Азаргинского казачьего караула. Шара-Азаргинский караул был основан в 1728 году, и для несения караульной – постовой службы сюда прибыли казачьи семьи Викулиных, Ловцовых, Максимовых, Бурдуковских, Давыдовых, Щукиных, Русановых.
История закаменского и шара-азаргинского казачества связана с возникновением и развитием Забайкальского казачьего войска. Казаки Закамны берут свое начало от первых русских казачьих отрядов, прибывших для охраны восточных границ Российского государства еще в 16 веке. Начиная с 16 века, охрана границ России с Китаем и Монголией стала осуществляться русскими казаками и солдатами, а также бурятскими и эвенкийскими дружинами. По всей территории Закамны вдоль реки Джида один за другим расположились 7 караулов: Цежейский, Ключевской, Модонкульский и Шара-Азаргинский, основанные в 1728 году, Хамнейский и Цакирский – в 1768 году и Харацайская крепость –в 1773 году. Из них Цакир являлся казачьей станицей, образованной согласно положению Российского сената в 1872 году. Чуть позже Харацайская застава стала именоваться Баглаха-Атаманово-Николаевской станицей. Цежейский (село Михайловка), Хамнейский, Модонкульский (село, находившееся между городом Закаменск и Дутулуром), Шара-Азаргинский, Ключевской (Санага) пограничные караулы носили названия казачьих поселков. В этих станицах и поселках жили с семьями приезжие русские казаки для несения пограничной повинности. Закаменские русские казаки, кроме военной службы, занимались хозяйственной деятельностью – хлебопашеством, разведением домашнего скота, ремеслом.
В духовной жизни русских казаков большое влияние имели церковные учреждения. Например, в Цакирской станице церковь располагалась в двухэтажном деревянном здании, которое сгорело в 30- годах. В 1890 году при церкви была открыта трехгодичная приходская школа, при которой имелась библиотека.
Указом его императорского величества в Харацае была воздвигнута деревянное здание Вознесенской церкви. Эта церковь являлась не только местом богослужения, но и выполняла ряд функций гражданского значения. В церкви производилась запись новорожденных, вступающих в брак, выдавались метрики умерших и т.д. К примеру, притчу Вознесенской церкви поступали многочисленные письма из Троицкосавска, Цакира и других мест о пересылке метрических выписок и прочих документов. В 1947 году здание Вознесенской церкви сгорело. При харацайской церкви имелось приходское училище. В 1912 году на должность старосты Цежейской церковной школы был утвержден Михаил Максимович Мамонтов. Эта школа находилась в подчинении Харацайской церковной школы. В начале 90-х годов духовно-приходскую школу Харацая возглавлял священник Григорий Затопляев. В казачьих поселках и станицах, кроме духовных учебных заведений, действовали начальные военные учебные заведения. В 1864 году в Харацае открылась казачья полковая школа, в которой сыновья состоятельных казаков обучались военному делу. В числе окончивших ее были: Е.И. Горбачев, А.Г. Сокольников, И.С. Злыгостев. Во всех других закаменских казачьих поселениях имелись свои выборные органы управления, небольшие церкви.
В 1897 году в Хамнейском карауле открылась церковно-приходская школа. В основном она содержалась за счет родителей и пожертвований. Учебная программа данной одноклассной школы была рассчитана на 2 года. Штат школы состоял из двух учителей. В 1987 году школой заведовал Андрей Яснов, учительницей была Самухина, в 1901 году заведующим был Василий Лахин, учительницей- матрена Чебаева.
В 1917 году такая же школа открылась в Модонкульском казачьем поселке. В этих шести церковно-приходских школах дети местных казаков изучали такие предметы: закон божий, русский и церковно- славянский языки, арифметику, проходили элементы геометрии, землемерия, черчения, русской истории, географии, естествознания, проводились уроки чистописания и пения.
С начала 20-х годов нынешнего века все закаменские церковно-приходские школы, в том числе и наша, были преобразованы в единые трудовые школы. Численность учащихся каждой из них достигала от 70 до 100 человек. В школах работали учителя с образованием гимназии, семинарии и школы второй ступени.
Заведующим Харацайской школы – была К.П. Зимина, окончившая Троицкосавскую женскую гимназию. Выпускник Троицкавской школы второй ступени Г.А. Перевалов заведовал Михайловской школой, Л.И. Регунов – выпускник этой же школы, был заведующим Хамнейской церковно-приходской школы, М.И. Степанова с образованием школы второй ступени была заведующей Модонкульской школы. Такое же образование имел заведующий Цакирской школы И.А. Чернышев.
«Из учетной карточки Шара-Азаргинской школы» мы узнали, учителем, он же заведующим Шара-Азаргинской школы, был выпускник Иркутской учительской гимназии Е.Т. Питерский, 29 лет, русский, окончил 2-ю Иркутскую семинарию.
В то время на 2-х отделениях обучалось 33 ученика: бурят-2; русских-31;
Девочек-9; мальчиков- 24. Обучались дети селений: с. Шара-Азарга, д. Ильинка, б. Болгасатуй, б. Большая Тала. Занятие велись в 1 смену. При школе имелась библиотека для учащихся, всего книг в ней -134, названий – 126.
- Заключение
В ходе проведенной исследовательской работы мы выяснили, что в Бурятии появление церковно-приходских школ относится второй половине XIX века. В целом деятельность церковно-приходских школ была положительной. В определенной степени они заполнили нишу в системе народного образования. Школы Забайкальской епархии давали детям возможность получать образование, вне зависимости от пола, вероисповедания, сословной принадлежности.
В Закаменском районе стали открываться церковно-приходские в лишь конце XIX века с 3-4-летним обучением, условием и временем образования церковно-приходских школ связаны с возникновением и развитием Забайкальского казачьего войска прибывших для охраны границ.
В нашем селе Шара-Азарга церковно-приходская школа открылась в 1905 году. Школа, как во всех других селах была открыта для повышения образовательного и культурного уровня казаков, которые приехали охранять восточные границы Российского государства
5. Литература
1. Википедия - Церковно-приходская школа. «Правила о церковно-приходских школах» -1884 г.
2. Чехов Н.В., Народное образование в России с 60-х гг. XIX в., М.,
3. Константинов Н.А., Струминский В.Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953 г.
4. «Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г.» - OCR Detskiysad.Ru
5. Елена Романова - "У истоков национальной педагогики", СПб - http://www.pravpiter.ru
6. Материал из Википедии "Рачинский Сергей Александрович".
Рачинский С.А. 1881 — «Заметки о сельских школах".
8. А.Е. Басалаев. «Церковно-приходские школы и школы грамоты в Забайкальской области в 1884-1917 гг.»
9.Б.Ш. Доржиев «История Закамны»-1997 г.
10. «История Закаменских школ»- 2002 г.