Программа «Социокультурные практики в современном образовательном процессе МБУДО ЦДТ»

Волонцевич Галина Александровна

Программа  «Социокультурные практики в современном  образовательном процессе МБУДО ЦДТ»

 

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина с активной жизненной позицией, создает условия для формирования и развития у обучающихся взаимодействия с педагогами и родителями в совместной работе. Инновационный потенциал программы заключается в создании социальной среды, способствующей воспитанию и развитию принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotsio-kulturnye_praktiki_tsdt.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.

Пояснительная записка……………………………………………………….

3

2.

Содержание воспитательной работы в МБУДО ЦДТ……………………….

10

3.

Методическое обеспечение программы……………………………….

15

4.

Список литературы……………………………………………………...

18

Диагностический инструментарий…………………………………….

19

Надо развить такую личность,

которая умеет жить в гармонии с другими,

личность, которая умеет содружествовать,

 которая связана с другими сочувствами

и мыслью социально.

 А.В.Луначарский

1. Пояснительная записка

Новые социальные требования, выдвинутые государством в Федеральном государственном образовательном стандарте к системе образования, призваны обеспечить воспитание нравственных, инициативных, коммуникабельных, предприимчивых, ответственных, социально активных граждан. Реализация такого государственного заказа становится возможным только через активное включение участников образовательного процесса в социальные практики. Социальные практики рассматривают как ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации могут возникнуть в результате общения и совместной деятельности ребят, в результате самостоятельного поиска решения какой-либо проблемы.

Актуальность программы. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина с активной жизненной позицией, создает условия для формирования и развития у обучающихся взаимодействия с педагогами и родителями в совместной работе. Инновационный потенциал программы заключается в создании социальной среды, способствующей воспитанию и развитию принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью. 

Социокультурную среду МБУДО ЦДТ (далее ЦДТ) составляют три основные сферы, в которых происходит процесс творческой самореализации личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самопознания, синтез которых наиболее продуктивен в системе дополнительного образования, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. Взаимодействие детей разворачивается на содержательном, деятельном и эмоциональном уровне.

Содержательный уровень взаимодействия предполагает обмен сведениями (объективными и субъективными) между участниками образовательного процесса.

Деятельный уровень взаимно дополняется совместной увлеченностью участников избранным направлением деятельности и желанием каждого проявить свои индивидуальные способности.

Эмоциональный — призван установить психологически комфортные для детей и подростков отношения взаимодействия и, в случае необходимости, возместить ребенку недостающий ему положительный опыт социального и нравственного проживания в семье, в школе и среде.

Педагог дополнительного образования во время образовательного процесса не только даёт творческие задания, но и помогает своим обучающимся обрести опыт терпимости к иному, но хорошему, и неприятия и недопущения зла, зависти, ссоры, конфликтов. Для этого в образовательном и воспитательном процессе используются социокультурные практики - это автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах.

Социокультурные практики в ЦДТ  характеризуется следующими особенностями:

- общественно-полезная деятельность, направленная на благо других людей и общества в целом без финансового вознаграждения за оказанные услуги (при этом она приносит пользу и удовлетворение самому ребенку);

- деятельность осуществляется на основе свободы выбора, инициативно, индивидуально или коллективно «по велению сердца»;

- реализуется поисковая мотивация обучающихся в индивидуальном образовании;

- осуществляется в событийной детско-взрослой общности;

- социальное проектирование, является механизмом реализации социокультурной практики.

Основополагающими успешной реализации социокультурных практик в образовательном процессе являются следующие педагогические условия:

- развитие новых профессиональных позиций педагогов для овладения технологиями социокультурных практик в учебной и внеучебной деятельности;

- создание событийной социокультурной образовательной среды для включения обучающихся в многообразие социокультурных практик как «лабораторий жизни»;

- создание для обучающихся ситуаций диалога между представителями различных социальных групп для решения значимых для них и общества проблем;

- организация социального партнерства;

- включение обучающихся в образовательные событийно-деятельностные технологии, обеспечивающие им реализацию их идей, самостоятельность, активность, позиционность;

- широкое представление социокультурных практик в создании индивидуальных проектов.

Цель социокультурных практик: формирование общей культуры личности обучающегося, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности. 

 Социокультурные практики в ЦДТ проявляются в создании условий для процесса самостоятельного познания, преобразования, самоопределения, самовыражения, служения в детско-взрослой общности, обеспечивающих  развитие детей. Это волонтерская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, практика развития гражданских инициатив, флешмобы, акции, участие в творческих конкурсах и т.д.

Задачи социокультурных практик:

  • формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей;
  • воспитание  высоких моральных качеств – патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважению к старшим;
  • освоение социокультурных норм и образцов деятельности, т. е. умение вести себя в обществе; получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений, т. е. анализ своего поведения;
  • профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств;
  • удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей обучающихся;
  • ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума;
  • физическое развитие детей и подростков;
  • приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества, т. е. не бояться показать себя, высказать свое мнение.

особое внимание уделяется:

  • индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов;
  • конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов, мотивации детей, т. е. поддержка детской инициативы;
  • проектной форме организации всех культурных практик;
  • взаимодополняемости основного и дополнительного образования.

Отличительной особенностью данной программы является дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, развитие у учащихся толерантности, коммуникативности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 5-18 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2020-2023 год.

Направления реализации программы

 Реализация социокультурных практик в образовательном процессе происходит по двум направлениям:

1. Практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

2. Практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Нацелены на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности обучающихся и основываются на поддержке детских инициатив и

Виды социокультурных практик, применяемых в МБУДО ЦДТ:

  • правовые практики
  • практики культурной идентификации
  • практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка
  • практики свободы
  • практики расширения возможностей ребенка.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации обучающихся.

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать

Дают возможность:

  • знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
  • воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков; формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово
  • воспитанию уважения к достоинству и личным правам другого человека
  • вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

СОЗДАЮТ  УСЛОВИЯ для развития у детей потребностей и способностей к:

  • самопознанию — «Узнай себя»
  • самоопределению – «Выбирай себя»
  • самореализации – «Проявляй себя»
  • саморегуляции – «Контролируй себя»
  • совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Форма Правовой практики: самоуправление – участие в организации  ученического самоуправления на уровне творческого объединения и всего центра. Самоуправленческая деятельность подразумевает организацию и проведение обучающимися различных мероприятий, встреч на уровне объединения и ЦДТ. В начале учебного года на заседании Совета составляется план работы ученического самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы МБУДО ЦДТ. В целом самоуправление дает возможность проявить способности и продемонстрировать свои возможности не только в ходе занятий, но и, порой в нестандартных и незапланированных ситуациях взаимодействия. Личная организованность становится важнейшим навыком для выживания в современном мире, где добиваются успеха лишь те, кто умеет эффективно организовывать себя и свое окружение.

Волонтерская деятельность – участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными возможностями: конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, малышах. Цель волонтёрской деятельности заключается в содействии

формированию и развитию у обучающихся социальной активности путем привлечения их к общественно полезной деятельности, а также в повышении уровня осознанности жизненной позиции и личностной ответственности.

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания обучающимися мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации детьми  себя в мире культуры.

Данные практики способствуют:

  • формированию у детей представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
  • реализации собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
  • интеграции в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Форма культурной идентификации в детской деятельности: участие в различных творческих конкурсах различных рангов и направлений, создание и защита творческих проектов краеведческой и  художественной направленности.

Практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.

Данные практики способствуют формированию целостности:

  • физического развития – формирование основных физических качеств, потребность ребенка в физической активности; овладение им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдение элементарных правил здорового образа жизни;
  • эмоционально-ценностного развития – совокупность сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
  • духовного развития – проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Форма практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка:  воспитательные часы о здоровом образе жизни, конкурсы ЗОЖ, спортивно-игровые программы, спортивные конкурсы,  физминутки и физпаузы, благотворительные акции, проведение Дня защиты животных, Дня птиц  и т.д.)

Практики свободы – это практики выбора самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым обучающимся деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

  • активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе;
  • овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Форма практики свободы: интеллектуальное творчество – участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, создание и защита собственного интеллектуального продукта и коллективно-творческие дела. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления: 
– совместно определяют цель своей деятельности; 
– договариваются о средствах и способах ее реализации; 
– управляют процессом ее осуществления;

– анализируют результат (подводят итоги). 

Практики расширения возможностей ребенка- это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Данные практики способствуют:

-развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

-применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим);

-развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Форма практики расширения возможностей ребенка: профессионально – ролевая деятельность – стажировка в качестве члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ, педагога и организатора в День самоуправления; организация и проведение массовых общешкольных мероприятий.

Во время социокультурных  практик происходит:

– выработка социальной компетентности личности, которая не может быть

определена только через сумму предметных знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам;

– развитие социальной мобильности в конкретной ситуации;

– формирование ценностей, а именно: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества;

– обогащение способности адаптироваться в любом социуме, общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с представителями разных профессий, позволяя тем самым правильно выбрать свой жизненный путь;

– ознакомление с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном обществе, с конкретными социальными технологиями и их реализацией;

– анализ результатов.

Таким образом, освоение социокультурных практик способствуют развитию индивидуальности и самостоятельности каждого обучающегося.

Ожидаемые результаты социокультурных практик  для обучающихся:

  • укрепление взаимодействия с ближайшим окружением (образовательное учреждение, родители, муниципальные органы власти, общественные организации);
  • готовность  и способность обучающихся эффективно работать в любом социуме;
  • умение устанавливать конструктивные отношения, разрешать конфликты, самостоятельно принимать решения, выстраивать деловой стиль общения, сознавать меру ответственности, использовать механизмы прав человека;
  • умение применять социокультурные компетенции на практике;
  • социокультурная адаптация детей с ОВЗ.

Способы определения результативности

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

1. Педагогическое наблюдение.

2. Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, взаимозачетов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

3. Мониторинг.

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной деятельности детей

контрольные задания и тесты

самооценка обучающегося

диагностика личностного роста и продвижения

портфолио

анкетирование

оформление фотоотчетов

педагогические отзывы

Виды контроля

Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачѐт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

В конце учебного года или курса обучения

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

2. Содержание  воспитательной работы МБУДО ЦДТ

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Задачи

Аудитория/

кто задействован

1.

День открытых дверей. Знакомство детей с работой центра и педагогами.

Сентябрь

2020-2022

Привлечение внимания обучающихся и их родителей к деятельности   объединений ЦДТ  

1-10 классы, родители и дошкольники/ педагоги ДО,  педагог- организатор

2.

Урок мира, посвященный 75-летию со Дня окончания  Второй мировой войны и дню солидарности в борьбе с терроризмом  

02.09

2020-2022

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к солдатам Победы

обучающиеся/

педагоги ДО

центр библиотечной работы с детьми и Совет ветеранов

3.

Беседы, посвященные  Великой Отечественной войне «Долгие годы Победы»  

16.09-25.09

2020-2022

ежегодно

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к солдатам Победы

Обучающиеся/

педагоги ДО

центр библиотечной работы с детьми и Совет ветеранов

4.

Участие в митинге памяти. Возложение цветов к Вечному огню  

25.09

2020-2022

ежегодно

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к солдатам Победы

обучающиеся/

Директор, зам.директора, педагог-организатор, педагоги ДО

Совет ветеранов

Пост № 1

5.

Добровольческая акция «Нет – одинокой старости», посвященная дню пожилого человека

28.09-02.10.

2020-2022

ежегодно

Воспитание у обучающихся чувства милосердия и сострадания, социальной активности

обучающиеся/

зам.директора, педагог-организатор, педагоги ДО

центр социальной помощи населению,

общество инвалидов

6.

Участие в интернет-акциях, посвященных Дню народного единства

Ноябрь

2020-2022

Воспитание гражданской  активности, толерантного отношения к другим национальностям

Обучающиеся/

педагог-организатор,

педагоги ДО,

районный краеведческий музей,

СМИ

7.

Участие в интернет-акции «Безопасный интернет для детей»    

Ноябрь

2020-2022

Привитие основ правильной работы с интернетом, проигрывание опасных ситуаций в сети

Обучающиеся/

педагог-организатор,

педагоги ДО,

медицинские учреждения,

СМИ

8.

Участие в дистанционных конкурсах, посвященных Дню

Ноябрь

2020-2022

Воспитание чувства любви к матери, бережного отношения к семейным ценностям

Обучающиеся/

педагог-организатор, педагоги ДО,

центр по библиотечной работе с детьми

9.

Ежегодная  акция совместно с сотрудниками ГИБДД «Во имя жизни на дороге»

3 воскресенье ноября

2020-2022

ежегодно

Воспитание ответственного отношения к

соблюдению правил дорожного движения

Обучающиеся/

Педагог-организатор, Совет обучающихся

межмуниципальный отдел МВД России «Ярцевский»

10.

Участие в интернет-акциях, посвященных Дню матери    

Ноябрь

2020-2022

Воспитание чувства любви к матери, бережного отношения к семейным ценностям

Обучающиеся/

Педагог-организатор, педагоги ДО,

школа искусств,

художественная школа

11.

Посвящение в кружковцы – познавательный  Квест  

Октябрь –ноябрь

2020-2022

Развитие познавательных способностей,

воспитание бережного отношения к традициям ЦДТ

Обучающиеся/

Педагог-организатор, педагоги ДО

школа искусств,

художественная школа

12.

Участие в интернет-акции «Расскажи о своем герое» в рамках Всероссийского Дня героя и Дня Неизвестного солдата

03.12.-09.12

2020-2022

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к солдатам Победы

Обучающиеся/

Педагог- организатор,

Совет обучающихся

районный краеведческий музей,

Совет ветеранов

13

Акция «Новый год в каждый дом» - создание, вручение новогодних открыток и подарков на дому одиноким старикам через социальных работников

23.12-30.12

2020-2022

Воспитание у обучающихся чувства милосердия и сострадания, социальной активности

Обучающиеся/

Педагог-организатор, педагоги ДО,

Центр соц. помощи, общество инвалидов, Совет ветеранов

14-17

 Новогодние акции «Добрый Новый год»

- акция «С новым годом»  -видеопоздравления обучающихся с наступающим праздником;

-новогодний  познавательный квест для детей

- интернет-выставка работ обучающихся творческих объединений ЦДТ;

-участие в общегородской благотворительной акции «Счастливый хвостик» - помощь приюту для животных

20.12-30.12

2020-2022

Воспитание гражданской  активности, бережного отношения к народным праздникам   и традициям, чувства сострадания и взаимопомощи к «братьям меньшим»

Обучающиеся/

Совет обучающихся ЦДТ, педагог-организатор, педагоги ДО,

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»,

приют для животных

18.

Участие во Всероссийской и областной акциях «Блокадный хлеб»  

26.01-27.01.

2021-2023

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к поколению, пережившему ВОв., бережного отношения к хлебу

педагог-организатор,

Совет обучающихся

центр по библиотечной работе с детьми,

совет ветеранов,

районный краеведческий музей,

школы города

19.

Видеозанятие «Юный антифашист-пример для ребят 21 века» в  рамках всероссийской патриотической акции, посвященной Дню памяти юного героя – антифашиста 2 уровень

08.02

2021-2023

ежегодно

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к юным героям ВОв и послевоенного времени

Обучающиеся/

педагог-организатор, педагоги ДО

центр по библиотечной работе с детьми,

совет ветеранов,

районный краеведческий музей,

школы города,

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»

20

Игровое занятие «Я б в пожарные пошёл!»

01.02-14.02.

2021-2023

Воспитание основ противопожарной безопасности

Обучающиеся/

совет обучающихся ЦДТ, педагог-организатор

детские сады города,

ВДПО

21

Благотворительная акция «Нет, одинокой старости!»

15.02- 06.03

2021-2023

ежегодно

Воспитание у обучающихся чувства милосердия и сострадания, социальной активности

Обучающиеся/

Педагоги ДО, педагог-организатор

Центр соц. помощи, общество инвалидов, Совет ветеранов,

художественная школа

22

Дистанционный детский фестиваль исполнительского искусства, посвященный 115-летию А. Барто

 

Февраль

2021

Популяризация творчества А. Барто, воспитание культуры выразительного чтения

Обучающиеся

5—14 лет/

педагог-организатор, педагоги ДО

центр культуры и искусства

23

Областная патриотическая акция к 32 годовщине вывода советских войск из Афганистана  «Афганистан. Послесловие»  

15.02.2021

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к героям локальных войн

Обучающиеся/

педагог-организатор

школа искусств,

центр по библиотечной работе с детьми,

совет ветеранов

24

«Книжкины именины»: детский праздник  

Апрель

2021-2023

Воспитание уважительного отношения к литературе, привитие интереса к работе с книгой

Обучающиеся/

педагог-организатор

центр по библиотечной работе с детьми,

центр культуры и искусства,

«Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко»

25

Участие обучающихся в творческом районном конкурсе «Мамина улыбка»

 

Март

2021-2023

Воспитание чувства любви к матери, бережного отношения к семейным ценностям

Обучающиеся/

педагоги ДО,

обучающиеся

художественная школа,

школы района,

детские сады города

26

Видео мастер – классы к празднованию Масленицы

 

Март

2021-2023

Воспитание гражданской  активности, бережного отношения к народным праздникам   и традициям

Обучающиеся/

, педагоги ДО

школы района,

детские сады города

27-29

Участие обучающихся в районных конкурсах и акциях творческих работ:

- «Космос»

- «За ЗОЖ»

- военно-патриотическая акция ко Дню Победы «Эстафета Победы»

Март-апрель

2021-2023

Воспитание гражданской  активности, привитие правил ЗОЖ сохранения истории, уважительного отношения к героям Победы

Обучающиеся/

педагог-организатор,

педагоги, обучающиеся,

школы района,

детские сады города,

художественная школа

30

Дистанционная районная акция «Письмо ветерану»

Апрель-май

2021-2023

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к поколению, пережившему ВОв

Обучающиеся/

Педагог-организатор,

Волонтеры Победы ЦДТ

школы района,

детские сады города,

художественная школа

31

Проведение добровольческой районной акции «Весенняя неделя добра»

Апрель

2021-2023

Воспитание гражданской  активности, чувства милосердия и сострадания

Обучающиеся/

Администрация ЦДТ,

педагог-организатор, педагоги ДО,

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»,

«Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко»

32-34

Участие во Всероссийских акциях: «Мы все равно скажем спасибо», «Читаем стихи о войне», «Флаги России 9 мая», посвященных 76-летию Победы

#МыВсеРавноСкажемСпасибо

#ЭтоНашаПобеда#ЯпомнюЯГоржусь#ВместеМыСила#ЧитаемСтихиОвойне

Участие в конкурсе «Урок памяти» на сайте historyinletters.ru/contest   

Апрель- май

2021

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к поколению, пережившему ВОв

Обучающиеся/

Администрация ЦДТ,

педагог-организатор, педагоги ДО,

родители(законные представители) и обучающиеся,

Совет ветеранов,

СМИ

35

Участие в районной  акции «Счастливое детство» ко Дню защиты детей

Май-июнь

2021-2023

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, гражданской активности

Обучающиеся/

педагог-организатор, педагоги ДО, обучающиеся

школы района,

детские сады города

36-38

Участие во Всероссийских мероприятиях, посвященных Дню России:

#12июня #ДеньРоссии #МЫРОССИЯ #МЫВМЕСТЕ #ВМЕСТЕМЫСИЛА #ЯЛЮБЛЮТЕБЯЖИЗНЬ #СМОЛЕНЩИНА #МОЛОДЁЖЬСМОЛЕНЩИНЫ

#МЫРОССИЯ#МыВМЕСТЕ#ЯЛЮБЛЮ_ТЕБЯ_ЖИЗНЬ#РусскиеРифмы 

 Акция «Рисую Россию»

Июнь

2021-2023

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, гражданской активности

Обучающиеся/

педагог-организатор, педагоги ДО,

родители,

обучающиеся

обучающиеся

школы района,

детские сады города

39

Участие в патриотических акциях,посвященных 22 июня- Дню памяти и скорби:

#свечапамяти #деньпамяти #годпамятииславы 

#Смоленщина #МолодежьСмоленщины #ВместеМыСила#Ярцево   

Июнь

2020-2023

Воспитане у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к поколению, пережившему ВОв

Обучающиеся/

Педагог-организатор,

педагоги ДО

родители,

обучающиеся

Храм святого Георгия Победоносца

40

Участие в общегородских, областных и всероссийских  мероприятиях, посвященных патриотическому и духовно-нравственному воспитанию

2021-2023

В течение учебного года

ежегодно

Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, гражданской активности и социальной значимости

Обучающиеся/

Педагог-организатор, педагоги ДО

Соц.партнеры

3. Методическое обеспечение программы

Принципы организации социальнокультурных  практик

Принцип открытости предполагает возможность открытого включения  детей и подростков в социальную практику и дает возможность выбора вида направления деятельности.

Принцип целостности включает в себя соединение образовательного процесса школы и дополнительного образования. Социальная деятельность обучающихся, направленная на решение реальных проблем, становится одновременно деятельностью образовательной, в процессе которой формируется новая культура, новый опыт.

Первый этап социально-культурной  практики предполагает «погружение» обучающихся в социально-значимую деятельность для её осознания.

Второй этап предполагает прохождение обучающимися социальной практики в ходе, которой обучающиеся знакомятся с различными социальными ролями, осуществляют работу над теоретической частью социального проекта (идея, актуальность и пр.).

На третьем (завершающем) этапе социально-образовательной практики обучающиеся самостоятельно разрабатывают и реализуют социальные проекты, обеспечивают их презентацию в различных формах.  Результативность социально-культурных практик обнаруживается либо в качестве освоенных действий, либо в качестве продукта.

Формы работы по программе

Для организации совместной деятельности, при которой обучающийся сможет активно проявить самостоятельность, инициативность при выборе способа работы и умение использовать личный накопленный опыт мною применяются следующие формы социокультурных практик:

  • Игровые (сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры)
  • Продуктивная деятельность
  • Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование
  • Проектная деятельность
  • Физическая культура
  • Чтение художественной литературы
  • Поиск Художественно-эстетическая деятельность
  • Совместные праздники и тематические развлечения
  • Практические культурно-гигиенические навыки по самообслуживанию
  • Игровые занятия – путешествия
  • Занятия со сказочным сюжетом
  • Дидактический материал, используемый при реализации программы
  • наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации; сюжетные картинки; настенные плакаты);
  • настольно-печатные игры (разрезные картинки; пазлы; игры; кубики; мозаика);
  • дидактические игры;
  • интерактивные игры;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • комплекты плакатов различной тематики;
  • накопительные папки: подборка материалов из СМИ, интернет-ресурсы и т.п.;
  • детская художественная литература по различной тематике;
  • конструкторы;
  • действующие выставки рисунков и поделок;
  • альбомы с фотографиями;
  • стенды со сменным материалом;
  • художественная и документальная  литература;
  • методическая литература;
  • сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей.

Материально-техническое обеспечение программы

  • технические средства социально-культурной деятельности: проекторы, экран, видеокамера, DVD-плеер;
  • учебная, научная и методическая литература.

4. Список литературы:

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2018.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.  СПб.: ПИТЕР, 2018.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С. Выготский.- М.: ПедагогикаПресс, 2018.

4. Дейч Б. А. Социальная педагогика и дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса -http://impisr.edunsk.ru/index.php

5. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Зоютаревой, С.А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2016.

6.  Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод. пособие/ М.И. Рожков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.

7. Шалабаева О. В. Детская организация как фактор социального становления личности ребенка / О. В. Шалабаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2018 г.).  — Уфа: Лето, 2018.

Диагностический инструментарий

Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).

Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1. Хорошая жизнь - это ….

2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….

3. Мне хорошо, когда вокруг….

4. Мне нравится смотреть на ….

5. Я люблю ходить в ….

6. Мне нравиться на уроках ИЗО….

7. Мне нравится, когда мои работы….

8. Я вижу прекрасное (красивое) в….

Методика ранжирования предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для обучающихся.

        Наше исследование поставило детей перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила нам выявить ценностные предпочтения каждой личности.

        Обобщив итоги данной методики, мы выявили, что 240 детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 119 - театр, кино, зоосад; 21 - столовую, дискотеку, улицу. Изобразим полученные данные на диаграмме.

        По итогам этих и ряда других методик, мы выяснили, что у обучающихся сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях.

Уровень сформированности эстетической воспитанности

Условные группы

Уровни

Количество учащихся

380

Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

240

63%

2 группа

Средний

119

31%

3 группа

Низкий

21

6%

Методика «Коммуникативные и организаторские склонности»

В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Текст опросника.

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

Обработка результатов и интерпретация.

Коммуникативные способности - ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле: К = 0,05С,- где К - величина оценочного коэффициента, С – кол-во совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0, - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Результаты данной диагностики учитываются при определении групп для проектной деятельности.

Анкета выявления творческих качеств участников студии

(по методике В.И.Андреева)

Качества творческой личности

Ответы учащихся (%)

Целеустремленность

81

Познавательная активность

78

Эмоциональность

83

Любознательность

66

Лидерство

25

Решительность

52

Самоконтроль

61

Инициативность, активность

68

Яркое воображение

73

Оригинальность

61

Увлеченность

71

Сообразительность

50

Вступление в школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности [4]. Эти личностные образования мы рассматриваем как показатели социальных компетенций обучающихся.

Конкретизируем выделенные показатели применительно к каждому компоненту социальных компетенций, рассмотренных нами выше. Так, к когнитивному компоненту социальных компетенций у детей школьного возраста могут быть отнесены:

  • знание основных этических норм общения и поведения в обществе;
  • знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта.

Второй компонент - мотивационно-ценностный - включает в себя следующие показатели:

  • умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха или неуспеха;
  • способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;
  • умение сопереживать, чувствовать, понимать себя и другого человека;
  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных классов – деятельностный – предполагает:

  • умение слушать и вступать в диалог с другими людьми;
  • умение детей сотрудничать между собой, согласовывать свои действия и считаться с мнением партнера;
  • умение работать в команде и следовать правилам, принятым в коллективе;
  • умение договариваться, находить общее решение;
  • умение находить правильный способ разрешения конфликта;
  • умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, принятыми в обществе.

Важно отметить, что приведенный перечень показателей социальных компетенций является открытым и может быть продолжен.

С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:

  • низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;
  • средний, когда отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;
  • высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.

Средние и стандартные отклонения общего показателя:

Нормы

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Средние

Стандартное отклонение

Модель социально - компетентностного подростка:

Знающий

Умеющий

Способный

Свои права и обязанности,

свои способности и качества личности, нормы морали и поведения в обществе, где проживает, социальное устройство государства, традиции, ритуалы, этикет средства, способы решения социальных и профессиональных задач.

Принимать решения в условиях неопределенности, работать с информацией, сознательно выбирать и осознавать свой выбор, позитивно общаться с окружающими, избегать стрессовых ситуаций, разрешать конфликты ненасильственно.

Адаптироваться к социально-экономическим условиям;

Для учащихся 14-17 лет

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова)

Цель: выявить нравственную воспитанность подростков.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком*.

Опросник:

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете на занятия. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) тороплюсь на урок;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;

б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) на свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а) выберу учебное заведение рядом с домом;

б) поищу специальности, которые обеспечат высокооплачиваемую работу;

в) выберу специальность по желанию, чтобы создавать нечто ценное на земле.

10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

а) по России;

б) по экзотическим странам;

в) по странам Западной Европы или в США.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) не еду, остаюсь, конечно;

в) жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) взрослый пес с известным Вам нравом;

в) дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения;

в) разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) играю, конечно;

б) разумеется, не играю;

в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы хотите пригласить гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

а) самому (самой) приготовить что-нибудь хорошее;

б) куплю готовые салаты и блюда в магазине «Кулинария»;

в) приглашу гостей на чай.

22. Вдруг узнаете, что Ваше учебное заведение закрыли по каким-тo особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен тем, что отстанем от учебной программы и придется наверстывать;

в) буду ожидать новых сообщений.

23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На перемене к Вам подходят два рослых одноклассника и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) отдаю – здоровье дороже;

б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

а) о новогодних подарках;

б) о каникулах и свободе;

в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в Вашей жизни?

а) она мне нужна для танцев;

б) она доставляет мне радость и украшает жизнь;

в) она мне просто не нужна.

27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) снятся родные места;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал (не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) нет, если мои дела идут хорошо;

б) да, в настоящее время довольно часто;

в) не замечал (не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных мне книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б) нет, на свете много интересного;

в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Обработка полученных данных.

Количество выборов, сделанных учащимися в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать* на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать* на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23. 28.

Графа в. Сосчитать* на вопросы 2, 3, б, 8, 9, 11, 12, 19, 24. 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать* на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать* на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать* на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

        В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где

К - величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Коммуникативные умения:

Показатель

Оценка

Уровень

0,10-0,45

1

I - низкий

0,46-0,55

2

II - ниже среднего

0,56-0,65

3

III - средний

0,66-0,75

4

IV - высокий

0,76-1

5

V - очень высокий

Организаторские умения:

Показатель

Оценка

Уровень

0,20-0,55

1

I - низкий

0,56-0,65

2

II - ниже среднего

0,66-0,70

3

III - средний

0,71-0,80

4

IV - высокий

0,81-1

5

V - очень высокий

Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Ситуация оценивания: Учащимся предлагается следующая инструкция:

Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность

3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений

Уровни:

Дифференцированность

1 – 1-2 определения, относящихся к 1-2 категориям

2 - 3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения)

3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

Обобщенность

1 - указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы;

2 – совмещение 1+3;

3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый)

Самоотношение

1 – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)

2 - незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)

3 – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Методика «Какой у нас коллектив»

Обучающимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. 
1.    Наш коллектив очень дружный и сплочённый.
2.    Наш коллектив дружный.
3.    В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4.    В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.
5.    Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.
6.    Наш коллектив очень недружный. Трудно обучаться в таком творческом объединении.
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством обучающихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ребенке, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Диагностическая методика “Анкетирование”
Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в творческом объединении или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Ты всегда с радостью идёшь в ЦДТ или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы педагогь сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем детям, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в Центр или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошёл бы в Центр
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь занятия?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не давали поручений на занятии?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в Центре вместо занятий были одни развлекательные мероприятия?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о занятиях в Центре своим родителям?
- часто
- редко 
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой педагог?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в ЦДТ?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твоё творческое объединение?
- нравится
- не очень
- не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Анализ анкетирования:

25-30
баллов
 – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие дети чётко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают замечания.
20-24
балла
 – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство обучающихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11
баллов
 – положительное отношение к школе, которая интересна обучающимся внеучебной деятельностью. Это обучающиеся, которым интересно общаться на занятиях со сверстниками, спеедагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14
баллов
 – низкая школьная мотивация. Обучающиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие обучающиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Ниже 10
баллов
 – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. 

Анкета для обучающихся МБУДО  ЦДТ и родителей обучающихся

«Массовые мероприятия МБУДО  ЦДТ»

1.Как Вы относитесь к участию Вашего (их) ребенка (детей) в массовых мероприятиях МБУДО  ЦДТ

1. Положительно

2. Нейтрально

3. Негативно

2. В каких мероприятиях Вам хочется, что бы участвовал ваш(и) ребенок (дети)?

Выберите один или несколько вариантов ответов

1. Культурно - досуговых;

2. Информационно – просветительских;

3. Воспитательных.

3.Сколько массовых мероприятий Вы хотели бы, что бы посещал ваш(и) ребенок(дети) за первое полугодие учебного года ?

1. Не одного;

2. Одно;

3. От одного до трех.

4. Более трех

4. Ваш(и) ребенок(дети) участвовал в массовых мероприятиях МБУ ДО – ЦДТ ?

1. Да

2. Затрудняюсь ответить

3. Нет

Если Ваш, ответ -«Да», на вопрос № 4, ответьте на вопросы с 5 по 7 включительно, если Ваш ответ «Затрудняюсь ответить» или «Нет»,

пропустит вопросы с 5 по 7 включительно и начните отвечать на вопрос № 8.

5.Сколько раз ваш ребенок посещал массовые мероприятия ЦДТ

1. Не одного

2. Два

3. Три

6.Оцените мероприятия, в котором участвовал ваш(и) ребенок(дети)?

Выберите оценку от 0 до 2 ( 0 – не удовлетворительно; 1 - удовлетворительно; 2 - отлично)

1. 0;

2. 1;

3. 2.

7. Какая роль была у вашего(их) ребенка(детей) в мероприятии?

Выберите один или несколько вариантов ответов

1. Зритель;

2. Участник концертного номера;

3. Участник;

4. Другое

8. Где бы вы хотели, что бы проходили мероприятия МБУ ДО  ЦДТ?

1. Главное здание ЦДТ

2. Филиал ЦДТ

3. Не имеет значения

9. Почему Вы хотите, что бы мероприятия проходили именно там где вы указали ранние?

Напишите развернутый ответ

10.Оцените уровень удовлетворенности массовыми мероприятиями ЦДТ

Выберите оценку от 0 до 2 ( 0 – не удовлетворительно; 1 - удовлетворительно; 2 - отлично)

1. 0;

2. 1;

3. 2.

11.Насколько Вы удовлетворены массовыми мероприятиями ЦДТ?

Выберите оценку от 0 до 2 ( 0 – не удовлетворительно; 1 - удовлетворительно; 2 - отлично)

4. 0;

5. 1;

6. 2.

12. Сколько лет Вашему (ем) ребенку(детям)?

Можно выбрать несколько вариантов ответов

1. от 0 до 3

2. от 3 до 6

3. от 7 до 11

4. от 11 до 14

5. от 15 до 18

13.Сколько детских творческих объединений посещает Ваш (и) ребенок(дети)?

1. Одно

2. От одного до трех

3. От трех и более

Сценарий внеурочного мероприятия «Огонек знакомств»

Цель: Сформировать у обучающихся представление о детских творческих объединения.

Задача: Углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к друг другу.

Ход мероприятия

Играет музыка «Изгиб гитары желтой». Все дети собираются в актовом зале. Стулья стоят, образуя круг.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы с вами собрались здесь не просто так, вы пришли на огонек знакомств. А как вы думаете, для чего нужен этот огонек?

Дети отвечают на вопрос, предлагая различные варианты ответов.

Ведущий: Правильно, молодцы! Но перед тем как начать наш с вами огонек, я хочу рассказать вам легенду.

ЛЕГЕНДА ОБ ОГОНЬКЕ

Очень давно на свете жил один мудрый человек – педагог, который посвятил себя и свою жизнь работе с детьми, он старался отдавать им самое доброе, самое ценное и сокровенное, приобретенное им за долгие годы его работы. Он отдавал частицу себя, огонек своей души, а взамен получал намного больше. И это большее ему отдавали дети, которых он учил. Ребята ему доверяли, обращаясь за советом в трудную минуту. Они его глубоко уважали и делились самым сокровенным. Но что-то произошло в их объединении, отношения стали напряженными и не доверительными. За прожитый день происходило очень много ссор и конфликтов. Все отстаивали лишь свою точку зрения, не слушая и не уважая других, даже не пытаясь найти компромисса. Его это очень пугало.         Однажды он заметил, что его ДТО каждый день куда-то уходит, 73

возвращаясь добрыми, с уважением относящееся к друг другу, готовые понимать и помогать. Педагог рад был этим изменения, и решил узнать, куда его обучающиеся из ДТО уходит каждый вечер?

И вот один из вечеров настал. Педагог пошел за ребятами и увидел, что они собираются в кабинете.Это был тот огонек, который объединял их и помогал своим теплом. Ребята сидели в едином круге, соприкасаясь плечом к друг другу, каждый ощущал поддержку, ощущал тепло человека, сидящего рядом. Здесь они разговаривали, общались, решали все проблемы, возникшие в течение этого дня, находили плюсы и минусы, прошедших дел, пели песни. И такая атмосфера помогала им в общении.

Педагог долго думал о том, что увидел и решил, а почему бы не создать такой огонек ему самому, чтобы и он находился рядом с ними.

Ведущий: Как вы думаете, чему учит нас эта легенда?

Дети отвечают на вопрос, предлагая различные варианты ответов.

Ведущий: Ребята, у меня в руках. Этот шарик поможет нам с вами познакомиться и узнать друг о друге много интересного. Но у него есть свое правило: рассказывать о себе может только тот, у кого в руках он будет находиться. Начинаем знакомиться.

1. «Расскажи мне о себе»

Все дети сидят в круге. Первый называет свое имя, на первую букву своего имени называет фрукт (во время игры медвежонка пускают по кругу по часовой стрелке)

Ведущий: Молодцы ребята! Вот мы и познакомились. А теперь я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Сосиска, кетчуп, кока-кола»

2. Сосиска, Кетчуп, Кока-Кола 74

Все дети становится друг за другом паровозиком. Начало и конец "поезда" соединяются. Таким образом, получается круг. Каждый держится руками за пояс впереди стоящего участника. Ведущий говорит слова, а все делают определенные движения: "Сосиска" - все делают шаг правой ногой; "Кетчуп" - все делают шаг левой ногой; "Кока-кола" - все делаю вращательное движение тазом в правую сторону, Хот-дог – все прыгают. Потом эта комбинация слов повторяется несколько раз. Далее ведущий просит всех сделать один шаг в круг, таким образом, круг становится меньше. Далее все повторяется сначала. После того, как круг станет очень плотный и каждый игрок будет держать за талию не того, кто перед ним, а через одного, ведущий просит присесть всех на колени того, кто стоит сзади. Далее опять повторяются все те же волшебные слова: "Сосиска-Кетчуп-Кока-Кола".

3. Кукарямба

Все в кругу сидят с распальцовкой: ладони в кулаках на полу, мизинцы и большие пальцы выставлены, причем мизинцы всех людей соединены (получился круг из пальцев). Первый человек обращается к соседу, называя его по имени: «Оля, ты умеешь играть в кукарямбу?». Оля должна ответить: «Нет, ….. (называет его по имени), я не умею играть в кукарямбу». Потом Оля обращается к своему соседу и т.д. Когда очередь дойдет до первого человека, он говорит: «Я не умею, ты не умеешь, и никто не умеет, и я не знаю, зачем мы здесь вообще собрались»

4. Импульс

Стоя в кругу и держась за руки, игроки пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседу справа. Сначала игру можно провести с открытыми глазами, а затем — с закрытыми. А также можно послать «импульс» в двух направлениях. Посмотрите, могут ли «импульсы» пересечься и продолжить свой ход дальше. Аналогично 75

импульсу можно передавать все что угодно, например, звук или какое-нибудь слово.

5. Игра “Молекулы”.

В начале игры ведущий доступно объясняет ребятам значение слова “молекула”. Например, что это особое химическое соединение из различных элементов, способное распадаться и вновь восстанавливаться, притягивать или отталкивать другие молекулы.

Каждый участник игры - это одна молекула. Сигнальная фраза “Молекулы движутся” означает, что все участники движутся хаотично и по одному. Как только ведущий громко называет количество молекул в соединении, все участники стараются моментально перестроиться. Количество молекул не подлежит ограничениям - молекула “один”, “два”, “три”, молекула “девочки”, “Он и Она”, молекула - “кубрик”, “отряд”, “друзья” и т.д.

6. Паутинка.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек, и не тот человек, который стоит рядом). Теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

7. Экстрасенс (игра – шутка).

Ведущий договаривается с одним игроком и сообщает группе , что среди них есть настоящий экстрасенс, и представляет игрока , с которым у 76

него есть договоренность. Игрок уходит за дверь, а ведущий предлагает любому игроку загадать свое любимое блюдо. Приглашается экстрасенс. Ведущий по очереди представляет разнообразные яства, спрашивая экстрасенса всякий раз, это ли блюдо было загадано. Экстрасенс всегда угадывает загаданное блюдо. Секрет заключается в том, что загаданное слово произносится после каких – то условленных слов. Например: «салат из редьки».

8. «Монетка».

Ребята образуют круг. У первого игрока на тыльной стороне ладони лежит небольшая монетка (50 копеек). Игрок, стоящий рядом, должен забрать монетку у первого игрока, но при этом монетку нельзя забрать обычным способом, то есть снять с руки при помощи пальцев. Нужно придумать другой способ. Монетка не должна упасть на землю. Если такое произошло, то игра начинается заново от игрока, уронившего монетку