информация для учителей

Миронова Анна Александровна

полезная информация для учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по повышению уровня развития Универсальных Учебных Действий для учащихся 5-х классов

Рекомендации по развитию мотивации

  • Предоставление частичной свободы выбора;
  • Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения;
  • При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей;
  • рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации;
  • отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным;
  • не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию;
  • правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно;
  • создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
  • положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
  • рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);
  • занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу;
  • сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
  • стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий;
  • в деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера, создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности;
  • применение новых информационных технологий.
  • уважение личности каждого ребенка.

Рекомендации по снижению тревожности

Рекомендации классным руководителям:

1. Взять группу высокотревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном взаимодействии.

2. Организовать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков.

3. Во избежание переутомления создать щадящие условия: использовать на уроке элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания, производить частую смену деятельности.

4. Помнить, что в приспособлении детей с высоким уровнем тревожности большую роль играют эмоции. Такие дети могут хорошо учиться в условиях спокойной и доброжелательной атмосферы и, напротив, эти дети наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания, при выполнении контрольных работ, при опросе, требующем немедленной ответной реакции.

Эмоциональную тревожность вызывает сфера оценивания, критики, поэтому важно объяснять критерии оценивания работ, проводить работы над ошибками, учить адекватно воспринимать критику взрослых, необходимо сменить «мотивацию на отметку». В адаптационный период важно комментировать отметку. Детям с внешней мотивацией дать возможность проявить самостоятельность. Так как у пятиклассников часто наблюдаются психосоматические проявления, психологические защиты, важно учить детей выражать собственные чувства, озвучивать их состояния.

Рекомендации по сплочению коллектива

Необходимо включать в совместную социально значимую деятельность детей из групп, не взаимодействующих между собой. Проводить мероприятия, в подготовку которых будут включены и мальчики, и девочки, организовывать взаимодействие между ними. Возможно проведение мероприятий, объединяющих 2-3 класса.

Включать отвергнутых детей в социально-значимую деятельность сначала через взаимодействие данных детей с теми учениками, которые относятся к ним наиболее толерантно или с теми, кому не хватает взаимодействия (пренебрегаемые). Учителям необходимо помочь детям избавиться отданного отношения окружающих через подкрепление в отверженных положительных проявлений.



Предварительный просмотр:

Мотивация учащихся к изучению математики:

причины снижения, приемы стимулирования.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, что не возможно без интереса учащегося к предмету.  Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Т.о. развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

В настоящее время изучение основ математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки. Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению была впервые освещена в работах И. А. Каирова, М. А. Данилова, Р. Г. Лембер. В настоящее время она не потеряла своей актуальности: задача формирования положительных мотивов учения является одной из самых главных в обучении математике, так как высокие уровни мотивации учебной деятельности на уроке, интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.

В начале урока математики создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.

В итоге: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.). Если возникает чувство неудовлетворенности, то ученик должен понять причину неудач, необходимость коррекции результатов, способы корректировки результатов, результативность данной корректировки.

Понятие мотивации является центральным в психологии. Все психические процессы, явления в своей совокупности обусловлены мотивацией. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения.

Учебная мотивация определяемся целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность:

во-вторых, организацией учебного процесса:

в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

в- четвёртых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;

в-пятых, спецификой учебного предмета.

На наш взгляд, учителям следует учитывать, что существует много различных причин снижения мотивации учении. Перечислим некоторые.

Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя являются:

 неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающею перегрузку учащихся;

недостаточное владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом: особенности личности учителя.

Как показывает практика, учителя далеко не всегда уделяю  должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Причинами снижения мотивации зависящими от ученика являются:  

- низкий уровень знаний:

- несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

- несложившиеся отношения с классом;

-задержки развития, аномальное развитие (в редких случаях).

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.

Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7–10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10–15 лет, учащиеся 5–9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15–17 лет, учащиеся 10–11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Начнем с анализа мотивации к моменту прихода ребенка в школу. Объективно этот этап развития характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Выделим теперь позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника (таблица 1) и ее динамику на протяжении этого возраста.

Таблица 1.

Благоприятные характеристики мотивации

Негативные характеристики мотивации

  • Общее положительное отношение ребенка к школе
  • Широта интересов
  • Любознательность как  форма проявления высокой умственной активности младших школьников
  • Непосредственность, открытость, вера в непререкаемый авторитет учителя готовность выполнять любые его задания
  • Интересы ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться.
  • Мотивы малоосознанны, слабо обобщены
  • Мотивы содержат в себе ориентировку чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности
  • Медленно формирующаяся воля к преодолению трудностей в учебной работе

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к обучению, называемый иногда «формальным и беспечным отношением к школе». Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1-го к 3-му классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении.

Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и тривиальном их проявлении. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к обучению несколько снижается к окончанию начальной школы.

К сожалению, сейчас на первый план выходит такая проблема, как школьная дезадаптация – достаточно распространённое явление среди учащихся начальных классов.

Школьная дезадаптация состоит из трёх компонентов:

Когнитивный компонент школьной адаптации предполагает, что ребёнок, поступающий в первый класс, понимает, что он уже школьник, что требования к нему изменились.  

Проявлениями школьной дезадаптации выступают неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности («Я не могу освоить предмет, потому что он мне не нравится, я не понимаю, зачем он мне нужен» и т. д.), и несовпадение по темпу учебной деятельности ученика и учителя или программы обучения.

Эмоциональный компонент школьной адаптации включает в себя самооценку и уровень притязаний.

Формами дезадаптации будут:

  • неспособность управлять своим поведением («Я делаю, что хочу, мне ничего не надо, я пришёл в школу поиграть»);
  • школьные фобии («Я боюсь выйти к доске, я не могу отвечать в ситуации, когда на меня смотрят»).

Поведенческий компонент школьной адаптации включает в себя поведение ученика в школе, его взаимодействие с другими людьми, знание правил, по которым следует себя вести в той или иной ситуации.

 Формами школьной дезадаптации будут стремление нарушать правила школьной жизни, совершать деструктивные действия, устраивать своеобразный «бунт против системы»: «Я не хочу вести себя так, как от меня ждут».

Чтобы избежать возможных трудностей у учащихся данного возраста, учителю важно соотносить свои требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям. Нельзя пренебрегать и игровыми ситуациями в обучении, в которых развивается способность ребенка к постановке цели и ее реализации. Эмоции, связанные с обучением в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение.

К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучить ученику; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

Выделим некоторые особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ей (таблица 2). 

Таблица 2

Благоприятные характеристики мотивации

Негативные характеристики мотивации

  • «потребность во взрослости»
  • стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе;
  • особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека;
  • общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками;
  • стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
  • стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференцированности;
  • определенность и устойчивость интересов;
  • развитие у подростков на основе вышеперечисленных качеств специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.).

  • Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними
  • Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря  на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого.
  • Отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.
  • Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению.
  • Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу.
  • Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности.

Психологи отмечают, что в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте интересов. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей. Но при этом неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Проследим развитие познавательных и социальных мотивов учения в подростковом возрасте.

Прежде всего у подростка укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Эти интересы вызывают у подростков стремление к решению поисковых задач и нередко выводят ученика за пределы школьной программы. В структуре личности подростка широкий познавательный интерес — ценное образование, однако при отсутствии необходимого педагогического влияния он может стать основой поверхностного отношения подростка к обучению.

Отметим, что подростковый возраст очень благоприятен для развития познавательных интересов. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.). Существенно укрепляется и интерес к способам приобретения знаний. Надежной основой этих мотивов является стремление школьников к взрослости. Им импонируют анализ и обсуждение методов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний. Вместе с тем подростки пока с трудом осознают этот вид учебных мотивов. Большинство школьников 5—8 классов считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний осознается как значимый очень редко. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.

Охарактеризуем социальные мотивы учения в подростковом возрасте. Они все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Эти мотивы особенно укрепляются в тех случаях, когда учитель показывает школьникам возможность использования результатов учения в будущей профессиональной деятельности, в общении, самообразовании.

Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека.

Для реализации этих интересов эффективны различные формы взаимо- и самопрезентирования, виды взаимо- и самоконтроля школьников, когда учитель может помочь подростку осознать и оценить отдельные стороны своей учебной деятельности и собственной личности в целом. Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно осуществляют поиск нового знания и новых путей его получения. Вместе с тем по сравнению с младшими школьниками у подростков возникают иногда весьма критические взгляды на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости учителя, сплачиваются в группы в ходе конфликта с учителем.

Педагогическая работа по формированию познавательных интересов в подростковом возрасте может состоять в том, что учитель добивается углубления знаний у учащихся и их конкретизации, а со школьниками, имеющими выраженные стержневые интересы, учитель работает прежде всего над всесторонним расширением кругозора, над обеспечением широкого и гармонического развития этих детей. Если раскрыть для школьников обобщенность того или иного способа работы (например, математической или лингвистической задачи), то у учащихся появляется желание использовать этот способ и в новых ситуациях. Если систематически вводить школьников в ситуации коллективной учебной работы, то у них повышается действенность вновь возникшего учебно-познавательного мотива, так как возникает самостоятельное устойчивое побуждение поделиться обобщенными способами работы с товарищами по классу. Особое значение для формирования зрелых форм учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки школьников, а также различные виды взаимоконтроля и взаимооценки.

Главное содержание мотивации в этом возрасте — научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. Качественная картина развития мотивов в подростковом возрасте, количественная их динамика таковы, что в начале средней школы интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6—8 классам вновь снижается. К концу 9-го класса мотивация вновь возрастает в связи с определением путей дальнейшего обучения, а также с выбором форм завершения среднего образования (школа, средние специальные учебные заведения). Снижение интереса к обучению в средней школе связано с описанными выше психологическими особенностями подростков. В то же время одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда для них не раскрывается связь обучения с социально значимыми видами деятельности (трудом, самообразованием и др.), когда в ходе обучения не реализуются специфические для подростка стремления к взрослости, к самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками. К сожалению, недостаточная развитость учебно-познавательных мотивов порой продолжает сохраняться как причина отсутствия интереса к обучению у подростков.

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления — получение паспорта, в 18 лет — гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав; позиция самих одиннадцатиклассников в школе как старших; знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности; развертывание зрелой деятельности по самообразованию.

Развитию мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника: потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом; тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ценностных ориентации; осознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции; сформированность целеполагания — переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других; повышенный интерес ко всем формам самообразования; устойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающих.

Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют: устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других; неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности, негативное, отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Проследим развитие познавательных мотивов в старшем Школьном возрасте. Все исследователи отмечают значительную избирательность познавательных мотивов в этом возрасте, причем эта избирательность продиктована не только бескорыстным интересом к учебному предмету, как у подростков, но и выбором профессии. Избирательные познавательные интересы являются основой дальнейшего развития всех специальных способностей. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного предмета, но и основы наук. Интерес к способам добывания знания совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Старшеклассники с удовольствием участвуют в школьных научных обществах, в исследовательской работе на уроках. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности (результативности) познавательной деятельности, о чем свидетельствует их интерес к пособиям по культуре и рациональной организации умственного труда. Вероятно, в этом возрасте можно говорить о проявлении единства процессуальной и результативной сторон учения. Интенсивно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности.

В процессе целеполагания у старшеклассников доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. Эти мотивы и цели приводят к развитию принципиально новых способов самообразовательной деятельности. Появляется стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, к определению сильных и слабых сторон своей учебной работы, желание понять и выразить свою индивидуальность в ходе обучения.

Примечательно, что в старшем школьном возрасте все виды познавательных мотивов становятся смыслообразуюшими, приобретение знаний становится делом жизненной важности для ученика, поэтому старшеклассники проявляют значительный интерес к уяснению смысла приобретаемых знаний и к способам их добывания для реализации своих жизненных планов.

Социальные мотивы в старшем школьном возрасте также развиваются в нескольких направлениях. Так, возрастает роль широких социальных мотивов долга, ответственности перед обществом. Но не у всех школьников эти мотивы развиты, что проявляется в элементах незрелости, иждивенчестве, потребительском отношении к обществу, нежелании и неумении вносить свой вклад в социальную практику. Социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношениях с окружающими, также изменяются. Отношения со сверстниками продолжают играть для учащихся значительную роль, неприятие старшеклассника в классном коллективе вызывает у него неудовлетворенность, беспокойство, отрицательные эмоции. Отношения учащихся с учителем в старших классах школы стабилизируются. Предстоящее окончание школы, экзамены усиливают деловую ориентацию школьников в отношениях с педагогами. Вместе с тем возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя. В ряде случаев возрастает требовательность и критичность старшеклассников по отношению к учителю. В этом возрасте, как никогда, велика воспитательная роль личности учителя. Претензии на самостоятельность старших школьников отличаются от таких же претензий подростков. Подростки обычно стремятся к самостоятельности в учебе, в выборе друзей и занятий по интересам, в распределении свободного времени. Старшеклассники же претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, которые связаны с определением планов на будущее, с жизненными перспективами, с оценками тех или иных общественных явлений. Вновь возрастает мотив получения хорошей отметки учителя, что связано с итогами обучения в средней школе, отражаемыми в аттестате зрелости. Если сопоставить развитие познавательных и социальных мотивов, то наблюдается некоторое различие между интенсивностью их формирования. Определенное соответствие имеется между познавательными мотивами и мотивами долга.

Социальные мотивы осознаются и оцениваются школьниками не так высоко, как познавательные, что говорит о недостаточной их развитости даже у выпускников школы. Это объясняется тем, что умственное и физическое развитие современного старшеклассника опережает его нравственную зрелость. Некоторое отставание в социально-нравственном развитии, в том числе и неразвитость социальных мотивов, требует пристального внимания педагога и воспитателя к этому аспекту.

Недостаточно осознаются старшеклассниками убеждения и идеалы, лежащие в основе положительного отношения к обучению, так как учащиеся не всегда видят связь между ними и мотивацией. Основными причинами отрицательного отношения к обучению у старшеклассников являются отсутствие интереса к обучению и непонимание его смысла; обстоятельствами, усиливающими это отношение, являются, по мнению старшеклассников, лень, собственное безволие школьников и отрицательные черты личности учителя. Причины положительного отношения к обучению старшеклассниками, как и подростками, осознаются лучше, чем причины отрицательного отношения. Если проследить в целом качественное изменение социальных и познавательных мотивов в старшем школьном возрасте, то можно выделить следующие принципиальные сдвиги в их развитии. К окончанию старшего школьного возраста происходит взаимовлияние и взаимопроникновение социальных и познавательных мотивов, наблюдается уменьшение или отсутствие противоречий между ними, что объясняется усиливающейся связью личных познавательных установок школьников с требованиями общества. Происходит обогащение личностным смыслом как социальных, так и познавательных мотивов, то есть превращение их в смыслообразующие. В связи с этим возрастают действенность, осознанность, самостоятельность проявления всех мотивов, их реализация в поведении. Происходит образование новых мотивов — профессиональных — за счет проявления у школьников фактора личной значимости отдельных, ранее выполнявшихся ими действий (сдвиг мотива на цель). Появление профессиональных мотивов означает принципиальное преобразование мотивационной сферы обучения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации старшеклассников.

Причинами снижения учебной мотивации в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности старшеклассников, неспособность педагога к применению современных методических приемов, ограниченность педагогических возможностей учителя, особенности его личности.

Безусловно, все выше перечисленные особенности учебной мотивации различных возрастных периодов школьников характерны и для изучения математики.

Учителю математики важно показать ребенку, насколько это интересный предмет, важный, какую пользу может ему принести. В итоге у ребенка появится желание изучать математику, мотивация будет повышаться, он научится учиться и образовательный процесс будет результативен. Вот возможные варианты работы с детьми, направленные на повышение мотивации к изучению математики.

Нужно отметить, что большинство из приведенных способов стимулирования мотивации будут актуальны в любом школьном периоде с поправкой на возраст и пройденный материал.

В начале урока можно организовывать разминку: этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Разминка занимает 5–7 минут. Данный прием так же остается эффективным и в среднем звене.

Пример: Часы показывают без 15 минут 12. Меняем часовую и минутную стрелки местами. Который час? (9 часов); Какое число было 8 дней назад? (сегодняшнее число - 8)

Числовой диктант актуален для изучения математики в начальных классах, а так же в начале среднего звена (5-6 класс). При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Он интересен тем, что устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, педагог не просто дает возможность считать, а просит подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету. Таким образом учитель старается расширить кругозор детей.

Пример: Запиши числа, которые меньше 19, но больше 11. Запиши число, в котором 7 десятков и 8 единиц.

Дидактические игры также являются важным методом для изучения математики в начальных классах. Дидактические игры можно рассматривать не только как возможность эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся с присущими им элементами соревнования, но и как метод формирования исследовательских навыков. Кроме того, особенностями игр являются необычность, новизна, неожиданность, несоответствие ранним представлениям, элементы занимательности. Это средства эмоционального воздействия, что тоже повышает учебную мотивацию.  

Примерами дидактических игр могут быть «Угадай число», «Веселый счет», «Что можно сделать за минутку» и пр.

Никто не отменял и такую форму работы, как решение нестандартных задач, способствующую развитию творческого и логического мышления. Примерами данного направления работы могут быть задачи на рукопожатия (В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли?),  задачи, решаемые с конца (Задумано число, прибавили к нему 5, потом разделили сумму на 3, умножили на 4, отняли 6, разделила на 7 и получила число 2. Какое число задумано?), задачи со спичками: Из спичек сложили неверные равенства. Переложите в каждом равенстве по одной спичке так, чтобы равенства стали верными. XII + IX = II    IV – V=I    X=VII – III X+X=I    VI –VI=XI    IV– I+V=II

Не последнее место в повышении мотивации к изучению математики у школьников занимают задачи занимательного характера и исторические экскурсы. Средствами эмоционального воздействия  данных заданий являются необычность, новизна, неожиданность, несоответствие ранним представлениям и элементы занимательности.  Такую форму работы можно проводить на интегрированных уроках (математика + география «Путешествие на воздушном шаре»,  Математика + литература, посвященный юбилею А.С.Пушкинаи т.д.). Занятия, проводимые в таком ключе, более запоминающиеся, эмоциональные, благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей и логического мышления учащихся. К уже ранее перечисленным приемам, можно добавить и другие. Например, знакомство с историческими аспектами предлагаемой темы по математике. Ярким примером является задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре»: «Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Необходимо проверить правильность утверждения.  

Это может включать и творческие задания (подготовка презентаций, поиск необычных заданий для одноклассников, изучение дополнительных способов доказательств теорем и пр.). При этом дети с удовольствием используют возможности Интернета, отбирают нужную информацию, находясь в своей среде. Творческие задания включают в себя элементы поисковой работы, заставляют обращаться к дополнительной литературе, расширяют кругозор. Учащимися 8 класса могут быть выполнены исследовательские работы по темам “История теоремы Пифагора и способы её доказательства”, “Неизвестная формула Герона”. Также детям можно предложить  найти автора и название картины, на которой изображены дети, решающие сложный пример, найти информацию о картине, объяснить её название, найти рациональный способ решения данного примера.

   ustniy schet.jpg                устный счет.jpg

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н.П. Богданова-Бельского, написанная в 1895 году.

Безусловно, педагоги должны отслеживать возникновение у подростков мотивов самообразования. Замечая появление у детей таких мотивов педагогам можно посоветовать ориентировать детей на изучение математики, объяснять подросткам значимость точных наук. Это повысит и мотивы школьного изучения математики. Также в подростковом возрасте повышению мотивации способствует общение детей с грамотными специалистами той или иной профессиональной деятельности. Иными словами, для повышения мотивации к изучению математики очень эффективным будет организация беседы, встречи или интервью с профессиональным математиком – научным сотрудником или профессионалом в практической деятельности (программистом, специалистом в сфере ИКТ и др.). Это человек может повысить у детей изучение математики в школе и сориентировать их на получение дальнейшей профессии в сфере точных наук.

Не последнее место в мотивации учащихся занимает и оценка действий обучаемых, подкрепляемая соответствующими отметками.

Для реализации этих интересов эффективны различные формы взаимо- и самопрезентирования, виды взаимо- и самоконтроля школьников, когда учитель может помочь подростку осознать и оценить отдельные стороны своей учебной деятельности и собственной личности в целом. Как  Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно осуществляют поиск нового знания и новых путей его получения.

Педагогическая работа по формированию познавательных интересов в подростковом возрасте может состоять в том, что учитель добивается углубления знаний у учащихся и их конкретизации, а со школьниками, имеющими выраженные стержневые интересы, учитель работает прежде всего над всесторонним расширением кругозора, над обеспечением широкого и гармонического развития этих детей. Если раскрыть для школьников обобщенность того или иного способа работы (например, математической или лингвистической задачи), то у учащихся появляется желание использовать этот способ и в новых ситуациях. Если систематически вводить школьников в ситуации коллективной учебной работы, то у них повышается действенность вновь возникшего учебно-познавательного мотива, так как возникает самостоятельное устойчивое побуждение поделиться обобщенными способами работы с товарищами по классу. Особое значение для формирования зрелых форм учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки школьников, а также различные виды взаимоконтроля и взаимооценки. 

В старших классах для повышения мотивации обучения на уроках математики широко используют информационные технологии. Это и изложение новых тем в сопровождении презентации, и использование обучающих и контролирующих тестов в электронном виде способствует лучшему усвоению определений, формул, свойств и т. д. После прохождения теста ученики сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты. Регулярное использование тестирования повышает активность учащихся на занятиях. Использование систем интерактивного опроса, позволяет за очень малый промежуток времени проверить уровень усвоения материала всех учеников.

Как вариант для закрепления темы сможет стать «составление шпаргалки» - как пример проявления ТРИЗ-педагогики. Сюда же можно отнести и интеллектуальную разминку – пара несложных вопросов на размышление для включения в работу.

«Остров ошибок»

1. Найдите и выделите ошибку в записи

а) (2а-1) * (3а +2) = 6а2 – 3а +4а + 2 = 6а2 + а +12

правильное решение:

(6а2 – 3а +4а - 2 = 6а2 + а  - 2)

б) (3х-2) * (3х – 1) = 9х2 – 6х – 3х – 2 = 9х2 – 9х – 2

правильное решение:

2 – 6х – 3х + 2 = 9х2 – 9х + 2

в) (-5х +1) * (2х-3) = -10х2 + 2х +15х + 3

правильное решение:

-10х2 + 2х +15х – 3

3. Как определить толщину одного листа в книге с помощью одной линейки?

(задания1,2)

2. Уравнение:

13 – 4x = 3(x + 2),  

13 – 4x = 3x + 6,          

4x – 3х = 13 – 6,              

x = 7

правильное решение:

-4х - 3х = 6 - 13

х = 1 

4. Составить «шпаргалку» по изученной теме.

Можно сделать вывод, что практическая направленность содержания учебных проблем является мощным средством создания внутренней мотивации учения математики для дальнейшего развития личности и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

В заключение нужно отметить, что движение от мотивации к качеству обучения есть движение взаимообратное. Если есть мотивация, следовательно, есть положительный результат, и наоборот, если есть результат, следовательно, появится новая мотивация, возможно более высокого уровня.