Памятки для учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
![]() | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
для выполнения работы над ошибками.
№1. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно.
Делай так: Выпал пушистый снег.
№2. Слог.
Раздели слово на слоги.
Делай так: у-чи-тель (писать 1раз)
Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
№3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на, си-ние (писать 1 раз)
Запомни! При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку.
№4. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Выпиши слово правильно. Выдели ь и подчеркни согласную перед ним. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: ель, тень, день, пень; пальто, мальчик, коньки, пальма.
№5. Гласные после шипящих, сочетания чк, чн, нч, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Выдели сочетания. Пропиши слово до конца строки.
Делай так: малыши (ши), чашка (ча); дочка (чк), ночной (чн).
Запомни! ЖИ и ШИ пиши с И.
ЧА и Ща пиши с А.
ЧУ и ЩУ пиши с У.
В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН мягкий знак (ь) не пишется.
№6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Определи в слове безударную гласную, которую надо проверить. Подбери проверочное слово. Выдели корень. Поставь ударение.
Делай так: волна΄ (во΄лны); моря΄ (мо΄ре). Писать до конца строки, проверочное слово пишется 1 раз.
Запомни! Безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.
№7. Безударная гласная в слове, непроверяемая ударением. Словарное слово.
Напиши три раза словарное слово, в котором допустил ошибку.
Запомни, как оно пишется!
Делай так: ребя΄та (словарное слово) ребя΄та ребя΄та
№8. Парные звонки и глухие согласные в корне.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Выдели корень.
Делай так: мороз (морозы); ягодка (ягода)
Писать до конца строки, проверочное слово пишется 1 раз.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
№9. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: Илья (имя собств.); собака Дружок, Москва, река Волга.
№10. Замена, пропуск, перестановка букв, слогов.
Напиши слово три раза правильно, выдели пропущенную или замененную букву.
Делай так: тетрадь тетрадь тетрадь
№11. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Выдели Ь, подчеркни гласную после него. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: вьюга, листья, соловьи, деревья.
Запомни! Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю,Я, И.
№12. Разделительный твердый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Выдели Ъ и приставку, подчеркни гласную после него. Делай так: съезд, объявление, подъём, въезд.
Запомни! Ъ пишется только после приставок на согласную перед гласными Е, Ё, Ю,Я.
№13. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: группа, утренний, коллектив, аллея.
№14. Правописание непроизносимых согласных в корне.
Запиши слово правильно, выдели непроизносимую согласную. Запиши проверочное слово. Выдели корень. Пропиши до конца строки.
Делай так: звездный (звездочка)
№15. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще три слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули, положили.
№16. Правописание приставок со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, приехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
№17. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно со словом.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу; к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Не путай предлог с приставкой. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
№18. Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: луч (м.р.), товарищ, шалаш, мяч.
ночь (ж.р.), дочь, молодежь, тишь.
Запомни! Ь на конце существительных после шипящих пишется только у сущ. ж.р.
№19. «Не» с глаголами.
Выпиши слово с «не». Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: не пришел (гл.), не выучил, не знал, не умел.
Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.
№20. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания и о союзах между однородными членами.
Делай так: Ласточки, жаворонки, грачи улетели в теплые края.
№21. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму (И.п.), определи тип склонения (1,2,3) и падеж. Выдели окончание.
Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.
из избушки – избушка, сущ., 1 скл., Р.п.
№22. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р, ед.ч., Д.п.
№23. Предлог перед местоимением.
Выпиши местоимение с предлогом. Запиши еще три примера на это правило.
Делай так: у нас, с тобой, ко мне, о ней.
Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
№24. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2 лица ед. числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще три глагола на это правило.
Делай так: пишешь, решаешь, читаешь, рисуешь ( наст. вр., 2 л., ед. ч.).
№25. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму (что делать? что сделать?) Посмотри на гласную перед – ТЬ. Определи спряжение глагола и вспомни, какую гласную нужно писать в окончании глагола. I спр. – пишу Е, II спр. – пишу И. Не забудь про глаголы-исключения.
Делай так: пишет – писать ( I спр. );
ставит – ставить ( II спр. ).
№ 26. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком в конце. Запиши его. Выдели знак.
Делай так: Слава нашей Родине! Слава труду!
№27. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, какими частями речи они выражены. Подчеркни второстепенные члены предложения. Обозначь, какими частями речи они выражены. Дай характеристику предложения.
№28. Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Вначале выдели окончание, затем основу, корень, суффикс и приставку.
№29. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Придумай еще 3 слова на эту орфограмму.
Делай так: водовоз, самолет, снегопад, ледокол.
№30. Сложное предложение.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выдели запятую.
Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
№31. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Выдели знаки препинания.
Делай так: Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает».
А: «П». или
«А ты кем будешь на карнавале?»- спросил Мишка.
«П?»- а.
№32. Правописание суффиксов.
Запиши слово правильно, выдели в нем суффикс, запиши еще 2 слова с этим же суффиксом. Запомни, как пишется данный суффикс.
Делай так: берёзонька (-оньк-), лисонька, лапонька.
№33. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Запиши глагол правильно, задай к нему вопрос, пропиши глагол до конца строки.
Запомни! Если в вопросе есть Ь, то пишется ТЬСЯ,
Если в вопросе нет Ь, то пишется ТСЯ.
Делай так: бояться (что делать?), бояться, бояться;
волнуется (что делает?), волнуется, волнуется.
№34. Правописание кратких прилагательных.
Запиши слово правильно, подчеркни шипящий звук, пропиши слово до конца строчки.
Запомни! В кратких прилагательных после шипящих на конце Ь не пишется.
Делай так: могуч (кр.прил.), могуч, могуч.
№35. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.
Делай так: Слышал (слышать).
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Эти дополнительные задания помогут вашим детям отработать одну из четырех основных корневых орфограмм – безударную гласную. Если они будут регулярно выполнять упражнения, то смогут освоить эту трудную тему.
Упражнение №1.
Выучите правило.
Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.
Упражнение №2.
Запишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.
Буфет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, тахта, трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.
_________________ __________________ __________________
________________ __________________ __________________
________________ __________________ __________________
________________ __________________ __________________
________________ __________________ __________________
________________ __________________ ___________________
Упражнение №3.
Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.
Радуга - ________________ . Кормушка - ___________________ .
Бабочки - ________________ . Портфель - ____________________ .
Лесник - _________________ . Антенна - _____________________ .
Уточка - _________________ . Ветрянка - ____________________ .
Упражнение №4
Прочитайте. Поставьте ударение. Подчеркните проверяемые безударные гласные.
Комок – ком, скалистый – скалы, запах – пахнет, волнушки – волны, похвала – хвалит, замолчала – молча, журавлиный – журавль, заварил – варит, бродить – бродит, пожалей – жалко, доброта – добрый, граница – грань, наводнение – воды, испаряют – пар, катушка – катит, тайник – тайна.
Упражнение №5
Поставь ударение. Вставь О или А. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.
Бобры- ___бобр______, вр…чи - _________________, см…ла - _________________,
к…за - _______________, ш…рфы - _______________, гр…чи - __________________,
стр…на - _______________, д…ска - _________________, ст…лбы- _______________,
кр…ты - _______________, дв…ры - _______________, р…са - __________________,
м…ря - ________________, тр…ва - ________________, х…лмы - __________________,
н…га - ________________, …куньки - ________________, г…рбы - __________________,
хв…сты - _______________, в…да - __________________, г…ра - ___________________,
р…га - _______________, сл…ны - _________________, тр…па - ___________________,
др…зды - _______________, ч…сы - ______________, гр…за - _____________________,
н…сы - _________________, с…ды - ______________, …вца - ____________________,
ск…ла - _________________, стр…ка - __________________, в…лна - ______________.
Упражнение №6.
Вставьте пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.
Осень.
Часто идут дожди ( дождь ). Плохо без з…нта (_________________ ) и пл…ща (__________________). На дв…ре (_______________) лужи. Тихо кругом. Ул…тели (_________________) из с…дов (______________) гр…чи (________________) и др…зды (__________________). Вчера …ни (__________) долго кружились над п…лями (_________________), с…дами (_____________) и х…лмами (______________). Весной птицы вернуться д…мой (_____________).
Упражнение №7.
Напиши текст «Осень» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.
Упражнение №8.
Вставь пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.
Утро.
На тр…ве (_______________) р…са (_____________). Оля и Дима по тр…пе (________________) идут к речке. На лугу п…сутся (____________) к…за (____________) и …вца (______________). В л…су (_________) п…ют (____________) др…зды (_______________). По п…лям (_____________) ш…гают (__________) гр…чи (____________). Вот и речка. В…да (_____________) в реке чиста. Кувшинки лежат на в…де (______________). В речке много …куньков (______________) и другой рыбы. Вот пл…тина (_______________). Её построили б…бры (____________). Хор…шо (_________________) на реке!
Упражнение №9
Напиши текст «Утро» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.
Упражнение №10
Прочитайте. Поставь ударение. Подчеркни проверяемые безударные гласные.
Свистит – свист, лежачий – лёжа, передвигаются – двигатель, выпрямить – прямо, разглядеть – взгляд, десяток – десять, трескучий – треск, шиповник – шип, закрепили – крепко, подтянули – тянет, вишнёвый – вишня, объяснил – ясно, замерзает – мёрзнет, зеркальный – зеркало, потрясение – тряска, тенистая – тень, оттепель – тёплый, отварить – варит, пятак – пять, ветвистый – ветви.
Упражнение №11
Поставь ударение. Вставь Е, И, Я. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.
Змея – __змеи____, гр…да - __________________, в…сна - __________________,
кл…сты - _______________, р…ды - _______________, св…нья - ___________________,
стр…жи - ________________, сн…га - _______________, з…ма - __________________,
р…ка - __________________, п…ла - _________________, сл…ды - __________________,
шм…ли - _________________, гр…бы - _______________, г…рбы - _________________,
оз…ро - _________________, с…стра - _________________, п…тно - _______________,
гн…здо - ________________, зв…рьки - ________________, ч…сло - ________________,
стр…ла - _______________, ст…кло - _________________, з…мля - ________________,
св…ча - ________________, з…рно - _________________, пч…ла - ___________________,
м…чи - _____________, л…щи - _______________, л…цо - ____________________,
к…ты - ____________, пл…чо - _________________, сп…на - _____________________,
п…ро - _______________, зв…зда - ___________________, с…ло - __________________,
ц…на - _______________, щ…ка - ____________________, в…дро - _________________,
п…тля - __________________, р…бро - ________________, п…сьмо - ________________,
бл…ны - ________________, с…рьга - ___________________, пл…та - _______________,
сл…за - ________________, бр…вно - _________________, св…рло - __________________.
Упражнение №12
Вставь пропущенные буквы Е,И,Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.
Скоро зима.
В лесу ( лес ) зв…рьки (________________) готовятся к з…ме (_____________). Белка сушит на в…твях (________________) д…ревьев (_______________) гр…бы (_____________). Мышка запасает з…рно (______________). Ёжик ут…пляет (________________) гн…здо (______________). Зм…я (_____________) нашла укромное м…стечко (________________) под бр…вном (_______________). Ул…тают (_______________) в теплые края ласточки и стр…жи(_____________).
Упражнение № 13
Напиши текст «Скоро зима» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.
Упражнение №15
Вставь пропущенные буквы Е, И, Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.
Ёлка.
Пушистая ёлка стоит в комнате. Сколько …грушек (__________)! Вот сн…говик (_____________). А вот стр…жи (________________) и кл…сты (________________). Среди веток мы зам…чаем (_________________) гр…бы (_____________). А вот из ст…кла (_______________) шм…ли (___________) и пч…ла (_______________). Сколько на ёлке разных зв…рьков (________________)! А какие шары! На в…рху (___________) ёлки горит зв…зда (_________________). А под ёлкой подарки. Стёпе – плюшевый б…льчонок (____________________). С…стре (________________) Оле – св…терок (____________________).
Упражнение №16.
Напиши текст «Ёлка» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.
Упражнение №17.
Исправь ошибки. Докажи выбор букв.
Дома (_____________), скворцы (______________), дила (___________), гастить (______________), петёрка (___________), солёный (__________),
мадель (_____________), марской (___________), кочать (___________),
тешина (____________), пещевой (___________), селач (___________),
гора (___________), родители (______________), шерокий (___________),
личение (_____________), казел (____________), нажной (____________),
земой (____________), птинец (_____________), рогатый (____________),
рика (____________), маложе (____________), перьевая (_____________),
паляна (___________), тижёлые (______________), семёрка (_________),
жилела (_____________), гледит (______________), озиро (___________),
дерево (_____________), сава (____________), чисовой (_____________),
лисные (___________), манила (_____________), техоня (____________).
Упражнение №18.
Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.
Уборка.
Свитлана и Стипан убирают сваю комнату. На палу стаит видро с вадой. Пара мыть палы. Радители почистили кавры во дваре. Папа клодет их на сваи миста. Мама протерла стикло у серванта. Сервант сияет честотой.
Упражнение №19
Напиши текст «Уборка» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.
Упражнение №20
Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.
Сосны.
У рики стаят сосны. Сасна любит расти в сухих мистах. Земой и летом сосны зилёные. Ствалы у сосен красноватые и блистят на солнышке. Воздух в сасновом бару радует нас честотой. Среди карней ведна нара крата. Он жевет в зимле. В сасновом бару жевут белки, дятлы и совы. Белка любит устраивать сваё гниздо в пышной кроне сасны. Даже в сильные дажди капли стикают по хваинкам и ствалу и не попадают в дама белок.
Упражнение №21
Напиши текст «Сосны» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.