Игровые приемы при обучении дошкольников с ОНР элементам грамоты

Каюшкина Оксана Владимировна

В статье опыт использования некоторых игровых приемов в группах старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii_oktyabr_24.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы при обучении детей старшего возраста с ОНР элементам грамоты

    Доказан  факт, о котором говорил еще Лев Семенович Выготский, «Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребенка».

Известно, что у детей с ОНР страдает не только речевая деятельность, но и связанные с ней психические процессы:  мышление, память, страдают внимание, восприятие, зрительно-пространственные представления, оптико-моторные координации, наблюдаются особенности общей и мелкой моторики.

Особенности освоения  содержания программы
обучающимися 5-7 лет с ОНР

В старшей группе:

трудности запоминания графемы (не узнавание, трудности называния);

трудность соотнесения со звуком;

смешение элементов букв, сходных графически (В-Б, Т-Г и др);

трудность в дифференциации гласных, согласных, твердых, мягких, глухих, звонких

В подготовительной группе:

трудность дифференцирования обычно изображенных и искаженных, в т.ч. зеркально написанных букв, трудности определения одной буквы из нескольких

Задачи по ФАОП  ДО по направлению «Обучение элементам грамоты»

Старшая группа (ТНР, третий уровень речевого развития)

Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам; обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких предложений.

Подготовительная группа (ТНР, четвертый уровень речевого развития)

Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», анализ и синтез обратных и прямых слогов в односложных и двух-трёхсложных словах; развитие оптико-пространственных, моторно-графических навыков.

Эффективными методами и приемами в этой работе являются игровые технологии. Они помогают  в период ознакомления со звуками и их характеристиками, а также в период закрепления понятий звук, слог, слово. Ниже некоторые приемы.

Ассоциация звука с именем ребенка. [Ль]- Лизин звук, [И] – это звук Игната, [С] – Сонин звук и т.д.

Рисование буквы-звука с элементами творчества. Детям свойственно изображать букву в виде человечка, «оживлять букву».

Использование необычных образов буквы.  Игра  «Забавные буквы из буквоцирка» (из серии «Развивающие игры В.Воскобовича» (образы  гласных  звуков  в виде шутов-арлекинов  помогают детям закрепить знания о гласных. Чем  интереснее  и оригинальнее  звучание и образ,  тем  легче запоминание).

В подготовительной к школе группе, когда пройдены многие буквы, хорошо использовать пособие «Теремки Воскобовича» из серии «Развивающие игры Воскобовича».

Авторы игры обещают, что с «Теремками  Воскобовича»  процесс обучения  чтению превращается в интересную игру.

Задачи использования игрового пособия:

1. закрепить знание характеристик звуков;

2. закрепить знание букв, умение читать слоги, составлять слова из слогов;

3. формировать навык чтения слогов, слов;

4. вызвать интерес к звукам, буквам, желание играть со слогами, словами;

5. развивать воображение, словотворчество.

Теремок – деревянная  коробочка с согласными буквами и окошечками на гранях.

Кубик – «сундучок» - картонный кубик-вкладыш с гласными буквами на гранях.

Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова.

 Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных кубиков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

Буквы на гранях непростые. Например, гласные буквы представляют шуты. Они, как акробаты изображают  телом  буквы: А – Арлекин, О –Орлекин,  У – Урлекин,Я - Ярлекин, Ы- Ырлекин и т.д.  

В теремках и сундучках много особенностей, которые понятны детям, знакомым с основными характеристиками звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой): цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и другие.