Главные вкладки
Игровые приемы при обучении дошкольников с ОНР элементам грамоты
В статье опыт использования некоторых игровых приемов в группах старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsii_oktyabr_24.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы при обучении детей старшего возраста с ОНР элементам грамоты
Доказан факт, о котором говорил еще Лев Семенович Выготский, «Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребенка».
Известно, что у детей с ОНР страдает не только речевая деятельность, но и связанные с ней психические процессы: мышление, память, страдают внимание, восприятие, зрительно-пространственные представления, оптико-моторные координации, наблюдаются особенности общей и мелкой моторики.
Особенности освоения содержания программы
обучающимися 5-7 лет с ОНР
В старшей группе:
трудности запоминания графемы (не узнавание, трудности называния);
трудность соотнесения со звуком;
смешение элементов букв, сходных графически (В-Б, Т-Г и др);
трудность в дифференциации гласных, согласных, твердых, мягких, глухих, звонких
В подготовительной группе:
трудность дифференцирования обычно изображенных и искаженных, в т.ч. зеркально написанных букв, трудности определения одной буквы из нескольких
Задачи по ФАОП ДО по направлению «Обучение элементам грамоты»
Старшая группа (ТНР, третий уровень речевого развития)
Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам; обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких предложений.
Подготовительная группа (ТНР, четвертый уровень речевого развития)
Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», анализ и синтез обратных и прямых слогов в односложных и двух-трёхсложных словах; развитие оптико-пространственных, моторно-графических навыков.
Эффективными методами и приемами в этой работе являются игровые технологии. Они помогают в период ознакомления со звуками и их характеристиками, а также в период закрепления понятий звук, слог, слово. Ниже некоторые приемы.
Ассоциация звука с именем ребенка. [Ль]- Лизин звук, [И] – это звук Игната, [С] – Сонин звук и т.д.
Рисование буквы-звука с элементами творчества. Детям свойственно изображать букву в виде человечка, «оживлять букву».
Использование необычных образов буквы. Игра «Забавные буквы из буквоцирка» (из серии «Развивающие игры В.Воскобовича» (образы гласных звуков в виде шутов-арлекинов помогают детям закрепить знания о гласных. Чем интереснее и оригинальнее звучание и образ, тем легче запоминание).
В подготовительной к школе группе, когда пройдены многие буквы, хорошо использовать пособие «Теремки Воскобовича» из серии «Развивающие игры Воскобовича».
Авторы игры обещают, что с «Теремками Воскобовича» процесс обучения чтению превращается в интересную игру.
Задачи использования игрового пособия:
1. закрепить знание характеристик звуков;
2. закрепить знание букв, умение читать слоги, составлять слова из слогов;
3. формировать навык чтения слогов, слов;
4. вызвать интерес к звукам, буквам, желание играть со слогами, словами;
5. развивать воображение, словотворчество.
Теремок – деревянная коробочка с согласными буквами и окошечками на гранях.
Кубик – «сундучок» - картонный кубик-вкладыш с гласными буквами на гранях.
Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова.
Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных кубиков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).
Буквы на гранях непростые. Например, гласные буквы представляют шуты. Они, как акробаты изображают телом буквы: А – Арлекин, О –Орлекин, У – Урлекин,Я - Ярлекин, Ы- Ырлекин и т.д.
В теремках и сундучках много особенностей, которые понятны детям, знакомым с основными характеристиками звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой): цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и другие.