3.3.8. Руководство методическими объединениями

Кунда Ирина Петровна
  1. Думать легко, начинать действовать тяжело, а осуществить задуманное самая тяжёлая задача.                                                                                                                                                        Абай
  2. Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь!
    • Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования.
    • Выстраивая свой педагогический путь, я прошла несколько ступенек профессионального роста и убеждена, что владеть своим предметом даже на достаточно высоком уровне – это половина успеха.
    • С 2011 года руковожу методическим объединением учителей технологии (обслуживающий труд) и твёрдо убеждена в том, что современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Положение о ГМО95 КБ
PDF icon Приказ о назначении руководителей ГМО на 2019-2020 уч.г.255.82 КБ
PDF icon Приказ о назначении руководителем методобъединения на 2018-2019уч.г2.43 МБ
PDF icon Приказ о назначении руководителем методобъединения на 2017-2018уч.г1.88 МБ
PDF icon Приказ о назначении руководителем методобъединения на 2016-2017уч.г2.16 МБ
PDF icon Приказ о назначении руководителем методобъединения на 2015-2016уч.г2.52 МБ
PDF icon Приказ о назначении руководителей методобъеинений на 2014-2015 уч.г.2.9 МБ
Microsoft Office document icon План работы методического объединения учителей технологии 2018-2019 уч.г.96 КБ
Файл Диссеминация опыта. "Создание топиария "Парящая чашка"2.45 МБ
Файл Диссеминация опыта "Современная ёлка"1.16 МБ
Файл Выступление на ГМО учителей технологии Обновление педагогической деятельности учителя33.2 КБ
Файл Выступление на ГМО учителей технологии Методические затруднения в деятельности учителя и пути их преодоления26.32 КБ
Файл Диссеминация опыта Мастер-класс «Создание трехмерных картин в технике Папертоль230.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

к приказу

Комитета по образованию

Администрации

Городского округа Подольск

от ____________ № _____

Положение

о городском методическом объединении

  1. Общие положения
  1.  Городское методическое объединение (далее - ГМО) является общественным профессиональным объединением, обеспечивающим реализацию образовательных функций через повышение квалификации педагогов Городского округа Подольск до уровня профессионально-педагогической компетенции, который обеспечивает соответствие требованиям современной системы образования.
  2.  ГМО создается приказом председателя Комитета по образованию Городского округа Подольск по представлению директора МУ ДПО ИМЦ.
  3.  Работа ГМО педагогических работников строится в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации», нормативными документами, регламентирующими деятельность МУ ДПО ИМЦ, и в соответствии с настоящим Положением.
  4.  ГМО в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Московской области, приказами Комитета по образованию Городского округа Подольск и МУ ДПО ИМЦ.

2. Цель деятельности ГМО

        Цель - осуществление взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогических работников,  объединение их творческих инициатив для повышения качества образования.

3. Задачи ГМО

  • Обеспечение роста ключевых компетенций (компетентностей) педагогических работников, развитие их творческой инициативы;
  • обеспечение внедрения новых технологий в систему общего образования Городского округа Подольск;
  • выявление наиболее актуальных проблем или проблем, вызывающих особые затруднения у педагогических работников Городского округа Подольск, для дальнейшей их проработки;
  • поддержка экспериментальной и инновационной деятельности, передового педагогического опыта и обеспечение методического, психологического сопровождения образовательных инициатив;
  •  формирование современного имиджа педагогического работника через  профессиональное  конкурсное движение;
  • определение, разработка основных направлений и форм активизации познавательной, исследовательской деятельности учащихся;
  •  изучение и анализ состояние преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области.

4. Содержание и основные формы деятельности ГМО

4.1. В содержание деятельности ГМО входят:

  •  изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • организация    работы   педагогических работников по изучению  образовательных   стандартов по предмету и выработка единых требований к оценке результатов освоения программ;
  • консультирование по составлению рабочих программ с учетом вариативности и разноуровневого их преподавания;
  • анализ результатов работы по авторским программам и методикам педагогических работников;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему направлению работы;
  •  пропаганда современных достижений науки и передового педагогического опыта;
  •  консультирование и оказание необходимой помощи педагогическим работникам  в вопросах использования нормативной и методической документации, программного обеспечения, участие в экспериментальной и  инновационной деятельности;
  • организация открытых уроков, занятий, мастер-классов по распространению передового педагогического опыта;
  • создание условий для  доступа педагогического работника к различным каналам методического и научного обеспечения;
  • методическое сопровождение подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации (в т.ч. в форме ЕГЭ, ОГЭ);
  • организация взаимопосещений уроков с последующим самоанализом педагогического работника и анализом достигнутых результатов;
  • обобщение и распространение передового опыта педагогических работников, работающих в методическом объединении;
  • методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов;
  • организация работы по накоплению электронных образовательных ресурсов;
  • ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области;
  • проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию педагогических работников, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
  • организация и проведение предметных недель (декад),  городских методических дней и др.;
  • работа по активизации творческого потенциала педагогических работников.

4.2. Основными формами работы методического объединения являются заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания учащихся; круглые столы; семинары по учебно-методическим проблемам; творческие и профессиональные конкурсы; творческие отчеты учителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии; предметные недели (декады); методические недели; научно-практические конференции; педагогические чтения; методические выставки; панорамы педагогических идей; эстафеты педагогического мастерства; мастер-классы; открытые уроки, методические диалоги; методические ринги, собеседования; самоанализ; консультации; самообразование; курсовая подготовка;  творческие портреты; презентации авторской технологии; наставничество и др.

  1. Руководство ГМО
  1. Руководителем ГМО может быть педагогический работник, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, работающий по специальности не менее трёх лет.
  2. Руководитель ГМО  назначается  приказом Комитета образования из числа наиболее опытных педагогических работников по согласованию с членами методического объединения.
  3.  Руководитель ГМО:
  • планирует работу городского методического объединения;
  • анализирует деятельность методического объединения;
  • организует работу по выявлению типичных трудностей педагогических работников;
  • организует работу по изучению нормативной документации и методической литературы;
  • создает условия для разрешения трудностей педагогических работников в профессиональной деятельности;
  • принимает участие в организации и проведении городских мероприятий;
  • оформляет документацию городского методического объединения педагогических работников;
  • несет ответственность за работу методического объединения в соответствии с данным Положением.
  • организует проведение совещаний учителей-предметников всех ОУ в дни школьных каникул в соответствии с планом работы;
  • оказывает консультативную помощь школьным методическим объединениям;
  • проводит диагностику информационных и методических потребностей учителей-предметников в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса;
  • создаёт базу данных педагогических работников, разрабатывающих инновационные программы, внедряющих новые технологии;
  • оказывает методическую помощь молодым специалистам;
  • планирует и участвует в проведении экспертизы рабочих программ педагогических работников (по заявкам ОУ, МУ ДПО ИМЦ);
  • информирует учителей-предметников об изданиях учебников, учебно-методических пособий, новых электронно-образовательных ресурсах;
  • инициирует создание творческих групп педагогических работников по актуальным проблемам образования;
  • участвует в семинарах, совещаниях, проводимых МУ ДПО ИМЦ, Министерством образования Московской области, ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления";
  • оказывает консультативную помощь педагогическим работникам в разработке планов их индивидуального развития;
  • участвует в организации и проведении городских и областных олимпиад;
  • готовит информацию на сайт МУ ДПО ИМЦ по содержанию деятельности ГМО;
  • участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и навыков учащихся.

6. Организация деятельности ГМО

6.1. Работа ГМО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем ГМО, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с директором МУ ДПО ИМЦ.

6.2. Заседания ГМО проводятся не реже 4 раз в год. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются решения (рекомендации), которые фиксируются в  протоколе. Протокол подписывается руководителем ГМО.

6.3. Анализ работы ГМО по итогам учебного года (не позднее 1 мая) представляется в МУ ДПО ИМЦ.

6.4. План работы принимается и утверждается руководителем ГМО не позднее 1 июня учебного года.

7. Права членов ГМО:

  • вносить предложения по организации методической работы в городе;
  • выходить с предложениями в образовательные организации к руководителям о поощрениях педагогических работников;
  • рекомендовать педагогическим работникам различные формы повышения квалификации;
  • вносить предложения по изучению, обобщению и распространению передового

педагогического опыта в образовательных организациях Городского округа Подольск;

  • быть рекомендованным для участия в образовательных проектах регионального и муниципального уровней;
  • ставить вопрос о публикации материалов об инновационном педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
  • выдвигать от методического объединения педагогических работников для участия в конкурсах педагогического мастерства;
  • размещать информацию о деятельности ГМО на сайте МУ ДПО ИМЦ;
  • в качестве поощрения за творческую и результативную работу быть отмеченным соответствующим приказом.

8. Обязанности членов ГМО:

  •  знать нормативные документы, приоритетные направления в образовании, тенденции развития методики преподавания предмета (цикла предметов), программного обеспечения;
  • обеспечивать эффективную деятельность ГМО;
  • стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
  • знать тенденции развития методики преподавания предмета;
  • владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
  • активно участвовать в организации и проведении мероприятий по своему направлению  на городском и областном  уровнях.

  1. Документация ГМО

9.1. К документации  ГМО относятся:

  • приказ о назначении на должность руководителя ГМО;
  • Положение о ГМО;
  • анализ работы ГМО за прошедший учебный год,  в   котором должны быть  отражены следующие направления деятельности:
  • инструктивно – организационная работа;
  • повышение квалификации, профессиональное развитие педагогов, изучение передового педагогического опыта;
  • мероприятия, направленные на распространение передового педагогического опыта;
  • деятельность по подготовке учащихся и педагогов к итоговой аттестации;
  • работа с одаренными детьми: организация олимпиад, конференций, конкурсов и т.д., участие в мероприятиях, результативность;
  • внедрение в практику ФГОС нового поколения (в т.ч. для учащихся с ОВЗ);
  • проблемный  анализ  работы ГМО (выявление и оценка проблем, объяснение причин и пути решения).  
  • план работы  ГМО на текущий  учебной год;
  • банк данных о педагогических работниках, входящих в ГМО: количественный и качественный состав (образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звания, контактный телефон);
  • график повышения квалификации педагогических работников ГМО на текущий год;
  • план работы с молодыми педагогическими работниками;
  • банк данных инновационного опыта учителей-предметников;
  • план распространения передового педагогического опыта;
  • протоколы заседаний ГМО.

  1. Документация, представляемая в МУ ДПО ИМЦ:

Название документа

Сроки сдачи

1. Протоколы заседаний ГМО

В течение 3-х дней

2. План работы на учебный год

До 1 июня

3. Анализ работы ГМО за учебный год

До 1 мая

  1.  Критерии оценки работы ГМО:
  •  рост удовлетворенности педагогических работников собственной деятельностью;
  • высокая заинтересованность педагогических работников в творчестве и инновациях;
  • положительная динамика качества обучения,
  • владение современными методами и технологиями обучения и воспитания;
  • своевременное обобщение и  распространение передового педагогического опыта.

  1.  Контроль за деятельностью

Контроль за деятельностью ГМО осуществляет директор МУ ДПО ИМЦ, методисты МУ ДПО ИМЦ, курирующие ГМО по образовательным областям.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План работы

Городского методического объединения  учителей технологии (обслуживающий труд)

 МОУ Южной территориальной зоны Городского округа Подольск

на 2018-2019 учебный  год.

Методическая тема: «Повышение качества современного образования через совершенствование профессиональной подготовки учителя»

Цель: совершенствование мастерства учителей в организации учебного процесса  для  повышения  качества технологического образования  учащихся  в период введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Задачи:

  • Совершенствование и внедрение новых образовательных технологий на уроках технологии (обслуживающий труд) в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
  • Повышение профессиональной компетентности  педагогов через обучение на курсах,   участие в семинарах, обмен педагогическим опытом, проведение мастер-классов.
  • Повышение творческой активности и внутренней мотивации обучающихся к предмету технология, через участие в конкурсно-выставочной деятельности декоративно-прикладной направленности.

Планируемый результат:

Активизация работы учителей технологии (обслуживающий труд) на повышение педагогического мастерства, объединив их творческие инициативы для повышения качества образования, обобщать и распространять передовой опыт педагогов.

Сроки

Мероприятие, тема

Форма работы

План заседания

Исполнители

(ответственные)

Август

2018г.

Заседание ГМО

(МОУ Толбинская школа)

Методические материалы для работы учителя технологии (обслуживающий труд).

Методическая работа:

Круглый стол

  1. Утверждение годового плана работы городского методического объединения учителей технологии (обслуживающий труд) МОУ Южной территориальной зоны Городского округа Подольск.
  2. Информация по участию педагогов в конкурсах.
  3. Методическая литература по предмету «Технология. Технологии ведения дома»
  4. Планирование консультаций молодым педагогам и педагогами, планирующим прохождение квалификационной аттестации.
  5. Информация по участию во Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Технология»

Методист ИМЦ

Руководитель ГМО

Кунда И.П.

 

Диссеминация опыта

Доклад  

«Личностные особенности одаренного ребенка».

Учитель технологии МБОУ СОШ  № 1   г. о. Подольска микр-н  Климовск Карпычева Марина Валерьевна

Мастер-класс

«Плетение из лент. Изготовление сувенира своими руками»  

Учитель технологии МОУ Дубровицкой СОШ им. Героя России А.Г. Монетова Кривицкая Светлана Ивановна

Мастер-класс

«Сказочный бабушкин квадрат. Вязание крючком»

Учитель технологии Жуйко Лидии Николаевне, учителю технологии МОУ Львовская  СОШ № 4 г.о.Подольск

Мастер-класс

«Подарим сердце маме». Изготовление фигурной прихватки для кухни с элементами плетения

Учитель технологии  МБОУ СОШ № 5 с УИОП г.о.Подольск мкр-н Климовск  Стрельникова Анна Михайловна

Октябрь 2018г.

Городская выставка декоративно-прикладное направление

Выставки, конкурсы:

Участие в городской выставке  ко Дню учителя «Осенний букет»

Учителя технологии (обслуживающий труд)

Ноябрь 

2018г.

Заседание ГМО

(Львовская СОШ № 4)

«Организация работы по  ФГОС по предмету «Технологии ведения дома», выполнение образовательных стандартов».

Методическая работа

  1. Мониторинг по повышению квалификации и переподготовке учителей технологии.
  2. Обмен опытом работы по ФГОС по предмету «Технологии ведения дома» с обучающимися 5-7 классов.
  3. Анализ школьного тура олимпиады по технологии (5-9 классы). Подготовка к муниципальному этапу олимпиады.
  4. Диссеминация опыта учителей технологии.

Руководитель ГМО

Кунда И.П.

 Учителя технологии (обслуживающий труд)

Диссеминация опыта

 

Доклад

«Проведение уроков кулинарии в 5 классе»

Учитель технологии МБОУ СОШ № 6

г. Климовска

Потрашкова И.А.

Мастер-класс

«Изготовление игольницы-цветка в технике «комоно»

Учитель технологии МБУ СОШ № 5 с УИОП г. Климовска Стрельникова  

Анна Ивановна

Мастер-класс с демонстрацией мультимедийной презентации

«Русская народная тряпичная кукла»

Учитель технологии МОУ Толбинской школы Кунда И.П.

Мастер-класс

«Тряпичная кукла Девка-Баба»

Учитель технологии МОУ Дубровицкой СОШ им. Героя России А.Г. Монетова Кривицкая Светлана Ивановна

«Создание элементов в технике лепки для оформления интерьера помещений кабинета технологии».

Учитель технологии МБОУ СОШ № 1

г. Климовска

Яковлева Людмила Константиновна

Консультации

- Методическая помощь молодым специалистам.

- Консультации  по прохождению квалификационной аттестации.

Руководитель ГМО

Кунда И.П.

Городская выставка декоративно-прикладное направление

Выставки, конкурсы:

Участие в городской выставке  ко Дню матери «Подарок маме»

Учителя технологии (обслуживающий труд)

Олимпиада по технологии

5-11 классы.

Тестирование обучающихся, защита проектов

Работа экспертной комиссии по проверке олимпиадных работ

Руководитель ГМО

Кунда И.П.

Члены экспертных комиссий

Декабрь 2018г

Городская выставка декоративно-прикладное направление

Выставки, конкурсы:

Участие в городской выставке  «Мастерская Деда Мороза»

Учителя технологии (обслуживающий труд)

Выставка в рамках «Рождественских чтений»

Выставки, конкурсы:

- Участие в городском конкурсе по декоративно-прикладному творчеству в рамках «Рождественских чтений»

Учителя технологии (обслуживающий труд)

Январь 2019г

Заседание ГМО  

(Львовская СОШ № 4)

 «Особенности работы учителя при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии».

Методическая работа:

1. Итоги муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии. Анализ результатов муниципальной олимпиады.

2. Деятельность учителя технологии по формированию УУД в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов 2-го поколения.  

«Анализ самообразовательной работы учителя»

Руководитель ГМО

Кунда И.П.

Диссеминация опыта

Мастер-класс

«Создание интерьерных новогодних украшений.  Современная елка в технике «оригами»

Учитель технологии МОУ Толбинской школы Кунда И.П.

Мастер-класс

«Новогодняя ёлка в технике лоскутной пластики»

Учитель технологии Львовской школы

№ 4

Жуйко Лидия Николаевна

Мастер - класс

«Новогоднее блюдо». Создание декора в технике лепнины из гипса»  

Учитель технологии МБОУ СОШ № 1

г. Климовска

Яковлева Людмила Константиновна

Мастер-класс

Изготовление ёлочного украшения «Снежинка» из вторичных материалов.

Учитель технологии МБУ СОШ № 5 с УИОП г. Климовска Стрельникова  

Анна Ивановна

Мастер-класс

Изготовление ёлочного украшения «Серебристый шар»

Учитель технологии МБОУ СОШ  № 1   г. о. Подольска микр-н  Климовск Карпычева Марина Валерьевна

Городская выставка декоративно-прикладное направление

Выставки, конкурсы:

Участие в городском конкурсе экологической игрушки «Планета Выдумка»

Учителя технологии (обслуживающий труд)

Февраль

2019г

Городская научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку»

Методическая работа:

 Участие в городской научно-практической конференции школьников «Шаг в науку»

Учителя технологии (обслуживающий труд)

Март

2019г

МОУ ДПО ИМЦ

Подведение итогов городской научно-практической конференции школьников «Шаг в науку»

Конкурс:

Участие в работе экспертных комиссий по проверке работ участников городской научно-практической конференции «Шаг в науку»

Руководитель ГМО Кунда И.П., члены экспертной комиссии

Заседание ГМО

(Львовская СОШ № 4)

Методическая работа:

1. Ведение персонального сайта учителя технологии, обмен методическими разработками

2. Методическое обеспечение уроков технологии в соответствии с требованиями ФГОС.

Применение методического обеспечения, DVD пособий,  тестовых программ  для повышения качества знаний обучающихся.

3. Анализ  творческих и исследовательских работ учащихся, представляемых на конкурсы и олимпиады.

Руководитель ГМО

Кунда И.П.

Диссеминация опыта учителей-предметников

Мастер - класс

«Изготовление цветов из лент»

Учитель технологии Львовской школы

№ 4

Жуйко Лидия Николаевна

Мастер - класс

«Цветочек Аленький» Использование вторичных материалов (пластиковых бутылок) для создания интерьерных украшений

Учитель технологии МОУ Толбинской школы Кунда И.П.

Мастер-класс

«Роза из тесьмы-молния»

Учитель технологии МБУ СОШ № 5 с УИОП г. Климовска Стрельникова  

Анна Ивановна

       

                Руководитель ГМО                                                                                         Кунда И.П.

технологии (обслуживающий труд)                                


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление

на ГМО учителей технологии (обслуживающий труд)

МОУ Южной территориальной зоны Городского округа Подольск

учителя технологии высшей квалификационной категории

МОУ Толбинской школы Кунда И.П.

«Обновление педагогической деятельности учителя

в условиях введения ФГОС второго поколения»   

    

 Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний.

Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
  • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
  • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений 

Традиционная деятельность учителя 

Деятельность учителя, работающего по ФГОС 

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Напомним, что, по определению ЮНЕСКО, под образовательной технологией подразумевается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.  Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя   и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Почему? Потому что, если соотнести этапы современного урока и перечень названных педагогических технологий, то можно увидеть, что на каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению поставленных целей невозможно.

Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС, следует также помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях. Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.

Рассмотрим алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.

1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.

Во – первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.

Во – вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи. А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.

2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии).

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий).

2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.

3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.

1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

 

 4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.

На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание.    Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.

 

5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику.

4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

5-е правило. «Когда ставить отметки?».

За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:

  • Необходимый уровень (типовая задача – «хорошо»);
  • Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»);
  • Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача – «превосходно»).

7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка - характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.

Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована в любой образовательной области, так как, научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки в любой жизненной ситуации.

Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.  Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.                                                  

  

 

Информационные источники:

1.Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

Технологическая карта урока

Структура технологической карты включает: 

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая
карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к. учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примерная структура типа урока по ФГОС

  1. 1.Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

-     в знакомой ситуации (типовые)

-     в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

-     с целью подготовки к контрольному уроку

-     с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)



Предварительный просмотр:

Выступление

на ГМО учителей технологии (обслуживающий труд)

МОУ Южной территориальной зоны Городского округа Подольск

Руководителя ГМО, учителя технологии высшей квалификационной категории

МОУ Толбинской школы Кунда И.П.

«Методические затруднения

в деятельности учителя и пути их преодоления»

«Думать легко, начинать действовать тяжело, а осуществить задуманное самая тяжёлая задача.»

Абай.

Отличительная черта современного мира – динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.

Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.

Анализируя деятельность МО мы часто указываем, что не все учителя в достаточной мере готовы к самоизменению, так как в ходе своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с противоречиями и внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий.

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.

И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть?
В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего разрешения.
Психологи выделяют три основные группы затруднений:
а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить;
б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи;
в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным.

Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить.

Методов определения затруднений достаточно много:
- изучение документов педагога;
- наблюдение в практической деятельности;
- контрольно-методические срезы;
- контроль ведения документации;
- анализ результатов деятельности;
- собеседование;
- анкетирование;
- самоанализ.

Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация — педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг. Учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой — ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если учитель способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними.
Давайте поподробнее остановимся на последней диагностике. Она наиболее полно раскрывает возможные методические затруднения в деятельности, даёт возможность педагогу проанализировать, оценить себя, высказать пожелания и предложения.

Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей.

Таким образом можно определить затруднения педагогов и оказать им целенаправленную помощь через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки. Ведь одной из задач построения работы учителя является  устранение методических ошибок и затруднений:
1. Моделирование
А) «целеполагания»:
- целей и задач урока
- целей и задач изучения темы (раздела)
- путей мотивации учащихся
Б) «содержания»:
- объём подачи материала
- структуры содержания
- формы подачи содержания
В) «организации»:
- адекватно целям, задачам, содержанию
- позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса
Г) «методики»:
- методов (наблюдения, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый , исследовательский, проектов и др.)
- средств (наглядных, технических и др.)
- приемов:
активизации познавательной деятельности
активизации мыслительной деятельности
активизации учебной деятельности
2. Реализация
А) «целеполагания»
- определение места предъявления целей и задач (начало-конец) урока
- определение способа предъявления целей и задач (учитель-ученик) урока
- «увязывание» целей и задач урока с потребностями учащихся
Б) в преподавании:
- с использованием технологий(элементов):
Коллективного способа обучения
Развивающего обучения
Методики Н.А.Зайцева
РКМЧП и т.п.
В) в проведении уроков:
- изучения нового материала
- отработки умений и навыков
- обобщения и повторения
- коррекционных
- итоговых
- комбинированных
Г) в организации работы:
- парной
- групповой
- индивидуальной
- фронтальной
- по само- и взаимоконтролю
- по оценке и самооценке
Д) в применении на уроке:
- ИКТ
- создание и применение дидактических, наглядных средств обучения (НСО)
3. Рефлексия
А) в выборе:
- оснований для самоанализа
- критериев для анализа деятельности учащихся
- показателей для анализа результатов деятельности учащихся
Б) в проведении:
- анализа
- самоанализа
В) в определении эффективности урока
4. Есть затруднения
- знание концепции, новых программ
- знание эффективных методик и технологий преподавания учебного предмета
- подготовка к олимпиадам, творческим конкурсам
- знание психолого-возрастных особенностей
Хотелось бы
Послушать:
Изучить:
Обсудить:
Увидеть:
Попробовать:
Могу предложить:
Мероприятия по устранению методических затруднений:
- диагностика;
- анализ;
- планирование;
- организация;
- коррекция;
- анализ.

При организации и проведение коррекции конечно же надо учитывать , учителя имеют разный профессиональный уровень:
- молодые специалисты,
- группа становления педагогического мастерства,
- группа с высокими педагогическими способностями.
В соответствие с этим у всех возникают разные методические затруднения.
Но есть и общие затруднения с которыми сталкиваются все учителя при подготовке к современному уроку.

Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.

Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.

Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

Причины этих трудностей:
1-я Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся.
Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.
2-я Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
3-я Учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.
4-я Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
5-я Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей

Пути решения затруднений
- Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и потребностей педагогов.
- Организовать методическую работу.
- Рекомендовать учителям темы по самообразованию.
- Организовать и провести тренинги для учителей по необходимым темам.
- Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов.

Формы решения:
Говоря об организации методической работы наряду с другими можно считать диссеминацию опытом учителей технологии в рамках ГМО, открытых уроков, обмен дидактическими материалами учителей, по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности.
В ходе мастер-классов, круглых столов и других интерактивных форм методической деятельности помочь педагогам понизить степень педагогических затруднений.
- Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток. Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания ГМО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки).
- Особое внимание стоит уделять практическим занятиям — тренингам, деловым и ролевым играм, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений.
- Выставки лабораторий учителя и т.д.

Для оказания действенной помощи учителям активно привлекайте своих опытных коллег.
Особое внимание заслуживает стимулирование активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах учреждения: «Фестиваль  педагогических достижений», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям», «Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др.
Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах различных уровней.
Там, где есть возможность, эти стимулы могут быть материальными — за лучший открытый урок, за улучшение показателей успеваемости в четверти и т.д. А ещё шире стоит воспользоваться стимулами горизонтального карьерного роста и моральными: повышать категорию учителя, учитывать результаты при аттестации, издавать приказы с благодарностью за содержательный доклад на конференции, на педсовете, на ГМО, за успешно разработанный и выполненный план самообразования и т.д.
- Самообразовательная работа.
«Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству».


Литература
1. Власенко В. Специфика инаправления методической работыв инновационной школе http://www.petropavl.kz/skoipkppk/pp_34_06/7.shtml
2. Гужавина Н.А. управление современной школой. Завуч.-2008 №3. С.24-32.
3. Пашкович Т.Ф. Системная деятельность учителя, методической службы и администрации гимназии по развитию профессиональной компетентности. Народная асвета.-2008 №6. С.28-34.
4. Пичугина Е. М., Фестиваль открытых уроков. Общепедагогические технологии. Самоанализ профессиональной деятельности.

Анкета «Изучение затруднений учителя в обучении учащихся»

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень сильно

Очень сильно

Средне

Почти не

затрудняюсь

1

2

3

4

5

1. Тематическое планирование

2. Поурочное планирование

3. Планирование самообразования и

повышения педагогического мастерства

4. Овладение содержанием новых программ и учебников

5. Умение поставить цель на урок

6. Умение отработать

содержание материала к уроку в соответствии с поставленной целью

7. Использование разнообразных форм

работы на уроке

8. Проведение практических работ,

предусмотренных программой

9. Осуществление дифференцированного

подхода к обучению

10. Развитие интереса к учению

11. Использование межпредметных связей

12. Обеспечение разумной дисциплины на уроке

13. Умение оценить результат урока

согласно поставленной цели

14. Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся

15. Выявление типичных причин

неуспеваемости

16. Внедрение передового опыта,

описанного в литературе

17. Организация внеклассной работы по

предмету

18. Эффективное использование

оснащения кабинета

19. Оснащение кабинета новыми

наглядными пособиями

20. Другие аспекты

                                                                                                                   

Оценка реализации потребностей учителя в развитии и саморазвитии

Анкета

для выявления факторов, влияющих на саморазвитие учителя

Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями?

(Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 –да; 4 –скорее да, чем нет; 3 –и да, и нет, 2 –скорее нет; 1 –нет).

Способствующие личностные факторы:

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлектирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Я положительно бы отнесся (-лась) к продвижению по службе.

Препятствующие факторы:

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к лучшему.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Внимание к этой проблеме руководителей.

6. Доверие.

7. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

8. Интерес к работе.

9. Возрастающая ответственность.

10. Возможность получения признания в коллективе.



Предварительный просмотр:

Диссеминация опыта

Мастер-класс учителя технологии  

МОУ Толбинской школы Кунда И.П.

«Создание трехмерных картин в технике «Папертоль»

Техника создания объемного декупажа папертоль (papertole), как отдельный вид творчества, появилась давно, но известность приобрела относительно недавно. Новый вид хобби в некоторых источниках называют арте-франчез, папье толе или 3D декупаж - это одно и то же.

Занятия в технике папертоль способны перенести вас в волшебный мир творчества, напомнив, как в детстве в руках с ножницами оживали цветные картинки. Что представляет собой Папертоль является искусством ручной резки и создания объемных трехмерных картин из плоских бумажных распечаток. В результате можно созерцать реалистичные картины, захватывающие глубиной изображения. Истоки техники папертоль можно найти у японской нации. Япония всегда славилась выдающимися мастерами и необычными решениями в вопросах искусства. Мастеров, работающих с бумагой, было много и все старались приложить максимум творческих способностей, чтобы преобразить лист бумаги, сделать его необычным. Так получались двухмерные изображения, трехмерные и т.д. В зависимости от картины и фантазии автора. Для аккуратности и длительного сохранения первоначального вида, такие работы покрывались лаком. В 17 веке несколько трехмерных картин привезли из Японии в Европу. После этого началась волна массового увлечения техникой, называемой декупаж. В нашем случае, объемный декупаж (папертоль) и обычный декупаж — это разные виды искусства. Они похожи лишь тем, что при работе с каждым из них используются бумажные мотивы.

Особенности работы

Чтобы выполнить хорошую работу в объемной технике, необходимо учитывать важные моменты, помогающие визуально придать глубину и неповторимость вашей картине. Первое правило классической работы в технике Папертоль — наличие трёх зон: фон картины; передний план; промежуточная зона. Объемные элементы должны быть продуманы и создана четкая скульптура будущих выдающихся вперёд элементов. Здесь нужно не переусердствовать и определить максимально реалистичный объём картины. Для создания естественного изображения, в отдельные части картины можно внедрить фрагменты засушенных растений, природных элементов и ощутимых компонентов, подходящих к стилю и идее картины. Чтобы подчеркнуть трёхмерность и глубину работы, мастер при желании может покрыть некоторые участки объемного изображения лаком на водной основе. Эта уловка помогает визуально обмануть глаз человека. Дело в том, что участки, покрытые лаком, хорошо отражают свет, в результате чего постоянно меняется освещенность объекта. Если необходимо добиться эффекта старого изображения, то лак использовать не рекомендуется. Для того чтобы больше подчеркнуть глубину работы, используйте углублённые рамки. Они создадут максимально реалистичный объём.
Ознакомившись с нюансами работы в технике папертоль, осваивать его станет проще, а вы будете понимать, что именно вас ждёт на следующем этапе работы.

Необходимые инструменты 

Большинство материалов для папертоля заимствованы из техники декупажа. Для того чтобы приступить к работе, необходим следующий перечень: Толстый двусторонний скотч для крепления слоёв. Острые загнутые и прямые ножницы, чтобы без приложения усилий вырезать элементы. Если вам удобно, то для этих целей можно использовать маникюрные ножницы. Прозрачный клей. Но для этих целей подойдет и тонкий двусторонний скотч (для крепления мелких деталей и украшений). Ножницы с прямыми лезвиями для резки объемного скотча. Тонкий фломастер чёрного цвета. В идеальном варианте лучше иметь фломастеры разных цветов. Бумага с необходимыми изображениями. Лучше если она будет разных текстур. Для комфортной работы можно приобрести мат для резки. Пинцет (если того требует выбранное изображение, т.е. присутствуют мелкие детали). Важно обращать внимание на выбор клея и бумаги. Качество этих материалов играет огромную роль и не может не отразиться на конечном результате. Итак, клей для papertol следует выбирать на основе силикона, но без уксусной кислоты в составе. Присутствие уксусной кислоты можно определить по специфическому кислому запаху клея. Используя такой материал, вы рискуете испортить работу просочившимися наружу каплями клея. Бумага для папертоль непременно должна иметь высокую плотность и быть тяжёлой. Это обязательное требование для получения красивого и правильного результата работы. Тонкая бумага может стать причиной возникновения проблем при покрытии лаком или склеивании.

Схема выполнения работы в технике папертоль 

Часто продаются уже готовые наборы для творчества, где слои пронумерованы. Но можно и самим распечатать 3-4 экземпляра одинакового изображения и приступать к работе. Первый слой представляет собой самое полное изображение. Это основа. На него будут приклеены следующие слои. Нужно оставлять 2-3 сантиметра вокруг первого слоя нетронутыми для дальнейшего размещения в рамке. Вырезаем следующий слой с отдельной смысловой нагрузкой. К примеру, здание со ступеньками или просто дом, объект. Наклеиваем вырезанный рисунок на фон при помощи плотного двустороннего скотча. Перед приклеиванием обрабатываем срезы фломастером подходящего цвета или просто чёрным. Без этого нюанса работа будет выглядеть неаккуратно. При прорисовке старайтесь не испачкать лицевую сторону картинки. Так поступаем и со следующим слоем. Вырезаем смысловую часть, обрабатываем срез и приклеиваем на двусторонний скотч. Он должен располагаться не ближе, чем за 5 мм до среза, чтобы его не было видно с лицевой стороны. Ничего сложного в такой работе нет. Нужно лишь соблюдать несколько правил: приклеиваемая часть должна точно совмещаться с предыдущим элементом такого же изображения. Контур в контур. Иначе готовая работа получится смазанной. Наклеиваем вырезанный рисунок сразу на предыдущий и лишь потом принимаемся за новый слой. Такой порядок действий позволяет избежать ошибок и не перепутать слои. Мелкие детали наклеиваются в первую очередь и лишь потом настаёт черед более крупных элементов. На первый взгляд техника выполнения может показаться сложной и непонятной. Но начав увлекательный процесс создания объёмной картины, вы поймете, что в этом нет ничего сложного. Для новичков лучше выбирать простые сюжетные изображения без большого количества мелких деталей. Техника папертоль открывает безграничные возможности для творчества. Так можно создавать реалистичные трехмерные картины с эффектом присутствия в них. Можно создавать картины с разнообразными сюжетами или миксовать их в одной работе. Для законченного вида лучше оформлять картину в рамку. Будет она со стеклом или без — ваше индивидуальное решение. Важно помнить, что если рамка без стекла, то работу предварительно нужно покрыть лаком. Так она сохранит первоначальный вид намного дольше.

С помощью этой техники можно создавать эксклюзивные картины, открытки, папки, блокноты, магниты. Папертоль открывает широкие возможности, а уникальные сюжеты поможет создать ваше воображение.

C:\Users\Irina\Desktop\папертоль\20180716_174808-1-1.jpg     C:\Users\Irina\Desktop\папертоль\20180716_174919-1.jpg