3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания

Кунда Ирина Петровна

Предварительный просмотр:

1 Личностно-ориентированная технология

п/п

Название
образовательной  технологии
(с указанием автора)

Цель использования
образовательной  технологии

Описание порядка использования  
(алгоритм применения)  технологии в
практической профессиональной деятельности

1

Личностно-ориентированная технология

Автор:

Н. А. Алексеева, 

Кукушин В.С.

Цель технологии: 

-индивидуальное развитие  личности ребёнка и его успехов

-формирование умений и навыков выполненной работы, стремлений реализовывать свои возможности.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности и позволяет мне, как учителю:

  • стимулирую учащихся к высказываниям, использовать различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  • создаю педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
  • использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • использую проблемные творческие задания;
  • оценивать  деятельность ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) выполнения работы, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
  • поощряю стремления ученика находить свой способ выполнения работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика; 

-использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся: так индивидуальную форму применяю при изготовлении изделия, при подготовке сообщения и контроле, коллективную форму при выполнении творческих заданий.



Предварительный просмотр:

2 Технология проблемного обучения

2

Технология проблемного обучения.

 Авторы:

 Д. Дьюи,

С.Т. Шацкий

Цель технологии: 

-формирование навыков исследовательской и поисковой работы,

-увеличение познавательной активности и развитие творческих способностей учащихся.

Применяя  технологию проблемного обучения, я   включаю  создание проблемной ситуации в учебный процесс, уточняю формулировку проблемы, организую коллективное обсуждение проблемы, нахождение наиболее эффективного способа решения путём догадки или выдвижения предположений, обоснование гипотезы, проверку правильности решения проблемы.

Работая над  созданием  проблемных ситуаций на уроке:

-  подвожу  школьников к практической деятельности;

- излагаю  различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагаю  классу рассмотреть различные варианты работ;

- побуждаю обучающихся  делать сравнения, обобщения, выводы;

- ставлю  конкретные цели (на выбор объектов труда, обоснование проектной работы, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяю  проблемные теоретические и практические задания;

Алгоритм применения технологии проблемного обучения в моей практике:

1.Формирование творческих групп.

2.Создание проблемной ситуации. 3.Разработка вариантов творческой работы.

4.Нахождение способа решения. Проверка правильности решения проблемы.

Определение способов действий.

В результате применения технологии проблемного обучения учащихся произошло более ясное понимание постановки проблемы, сути учебного задания;

1.приобретён опыт социального взаимодействия в творческом коллективе, освоены  трудовые  действия,  решены конструкторско-технологические  и  технические  задачи,  возникающие  в  ходе  выполнения  проектов.

2.произошла самореализация  личности  учащегося  путем  развития  его  интеллектуальных  и  физических  возможностей,  волевых  качеств  и  творческих  способностей  в  процессе  работы  над проектами созданы  под  контролем  учителя изделия, обладающие  субъективной  или  объективной  новизной  и  имеющие  практическую  значимость.

Победителями и призёрами научно-практических конференций школьников стали:

- на муниципальном уровне 5 чел.,

- на уровне образовательной организации 8чел. 



Предварительный просмотр:

3 Информационно-коммуникативные технологии (новые информационные технологии обучения)

3

Информационно-коммуникативные технологии (новые информационные технологии обучения)

Авторы:

 Виштынецкий Е.И.,

Кривошеев А.О.

Цель технологии: 

-развивать навык ориентации в современном информационном пространстве;

-воспитание системно и аналитически мыслящего человека;

-формирование умения принимать оптимальные решения.

Я применяю информационно-коммуникативную технологию на каждом уроке. Это:

- использование презентаций на уроках разного вида, особенно на уроках актуализации знаний;

- использование документ-камеры с целью демонстрации репродукций, образцов, тренировочных упражнений и заданий из учебника, показа работ учащихся;

- использование учебных фильмов с целью успешного изучения материала.

Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки: 
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); 
• обеспечивает наглядность; 
• привлекает большое количество дидактического материала; 
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. 

В результате применения информационно-коммуникативных технологий обучающиеся самостоятельно создают мультимедийные презентации и участвуют в проведении неформальных форм  уроков таких как «День самоуправления», где ученики выступают в роли учителей, создают портфолио своих работ, представляют материалы для размещения на школьном сайте.

 Подготовлена личность «информационного общества».

Сформированы:

• исследовательские умения,

• умения принимать оптимальные решения



Предварительный просмотр:

4 Игровые технологии

4

Игровые технологии

Автор:

В. Ф. Шаталов, Е.Н.Ильин

Цель технологии:

-активизация и деятельности учащихся; воспитание,

-развитие и обучение посредством применения игры, игровых моментов на уроке и во внеурочной деятельности.

Я использую игровую деятельность в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии  для освоения понятия, темы программного материала

- часто  применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений (урок-зачёт в форме викторины, Поле чудес, игровое тестирование по теме);

-  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления , рефлексии, контроля) форме урока-сказки, посещения школьного музея «Русского быта», урока-путешествия, уроков «Истории занимательных вещей»

Применение игровой технологии в практике позволяет мне:

- сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала; развивать память, мышление, восприятия учащихся.

1.Сформированы:

-усвоение обобщенного алгоритма практической деятельности по преобразованию объекта труда;

необходимость выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
2. Обучающиеся научились оценивать результат деятельности по качеству выполненного, по новизне, оригинальности, эстетичности реализованы через повышение мотивации к обучению,

-психологическая реабилитация участников игры.

«Поле чудес фартук в национальном костюме», «На что потратить жизнь», «История одной юбки», «Счастливый билет фортуны», «Семейный бюджет»



Предварительный просмотр:

5 Технология КСО (коллективного) и парного  обучения

5

Технология КСО (коллективного) и парного  обучения

Автор:

А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко

Цель технологии:

-освоение новых способов учебной деятельности при изучении нового учебного материала,

-закрепление  и повторение материала, который был преподнесен учителем всему классу.

Коллективный способ обучения применяется мной на уроках при выполнении обучающимися практической части работы.  На уроках «Технологии» я применяю КСО по разделам и видам работ:

-бригадный метод – «кулинария»,

- работа в парах – «снятие мерок», «бытовая швейная машина» (заправка нитей), «раскладка выкроек на ткани»

– работа в мини-группах – «бюджет семьи», «гигиена девушки»

В результате организации учебной деятельности учащихся в группе сформированы:

- более быстрое усвоение новых способов решения учебной задачи, стоящей перед группой;

- упрощён процесс поиска лучшего решения;

-первоначальные образы действия и их уточнение в процессе выполнения упражнений;

- необходимые приемы самоконтроля и

саморегуляции;

-более эффективно проходит подведение итогов групповой работы;

-рациональные внутренние психофизиологические структуры действий

-потребность сотрудничества и взаимопомощи между учениками.