Самообразование
План самообразования музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2019-2020.docx | 22.11 КБ |
plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023uch.g.docx | 53.3 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Музыкальный руководитель:
Рахимова Елена Геннадьевна
2019-2020г.
Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков средствами театрального искусства, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.
Задачи:
- развитие природных способностей детей в процессе музыкальной деятельности;
- создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
- знакомство с различными видами театра (кукольный, драматический, детский, театр зверей и т.д.);
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
- формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности, а также развитие артистических навыков.
Актуальность:
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваемые».
В. А. Сухомлинский
Общеизвестно, что именно совместная театральная деятельность помогает развивать интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию. Где, как не здесь, ребёнок может попробовать себя в роли режиссёра, актёра, музыканта, декоратора.
В наше время мы часто наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
*недостаток учебного времени, общая загруженность педагогов;
*приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остаётся вне этого вида деятельности;
*недопонимание значения театрализованной деятельности для гармоничного развития ребёнка.
Таким образом, преодоление такого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путём ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
План работы
Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | ||
- подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральную деятельность »; - постановка целей и задач по данной теме; | - беседа-путешествие «Что такое театр?»; | -консультация «Театрализованная деятельность в детском саду». |
Октябрь | ||
- изучение темы: «Ребенок в мире театра»; - постановка сказки «Теремок» и подготовка костюмов для персонажей; | - Комплекс бесед «Виды театров»; - представление по мотивам сказки «Теремок»; | - анкетирование: «Значение театральной деятельности в развитии старшего дошкольника» |
Ноябрь | ||
- создание картотеки настольных игр для работы с детьми; | - беседа «Элементы фольклора в театре»; - театрализованные игры «Домовой», «Дударь» | - консультация «Театрализованные игры» |
Декабрь | ||
-провести анализ связи детской литературы и театральной деятельности, на примере инсценирования стихотворений детских авторов; | - беседа «Что такое инсценирование стихов и сказок?»; - инсценирование с детьми стихов К.Чуковского ; | - беседы с родителями о необходимости посещения детьми спектаклей в детских театрах ; |
Январь | ||
- создание шаблонов из картона к сказке «Гуси-лебеди»; | - повторение сюжета сказки «Гуси-лебеди»; - беседа «Что такое теневой театр?» -показ теневого театра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»; | - консультация «Театр теней»; |
Февраль | ||
- обогащение предметно-развивающей среды куклами (игрушками) для постановки кукольного театра; | - беседа «Что такое кукольный театр?»; - совместная постановка с детьми кукольного представления «Колобок – недопечёный бок» | - консультация «Домашний кукольный театр» |
Март | ||
-пополнение предметно-развивающей среды дисками с аудиозаписями из м/ф для театральных постановок; | -беседа «Что такое музыкальная сказка?» - театральная постановка музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева; | - выставка рисунков «Петя и волк» |
Апрель | ||
- месяц театра, постановка театральных сюжетов во всех возрастных группах; | - представление во всех возрастных группах; | - открытое представление; |
Май | ||
- самоанализ плана самообразования | - развлечение с детьми «Три поросёнка на новый лад» | - консультация «Музыкальное воспитание дошкольников». |
Список используемой литературы:
1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -Творческий центр, 2009.
3. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб.научных трудов. -М.1992.
4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.
Предварительный просмотр:
План работы по самообразования на 2022-2023уч.г.по теме:
«Эффективные приёмы и игровые методы в работе с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях»
Цель коррекционно-педагогической работы в целом:
-социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.
Основная задача коррекционно-педагогической работы:
-создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников.
В современном обществе и детском саду в частности, контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, я считаю, что необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха, танцевальных движений), музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями), вокальных упражнений, артикуляционные и речевые игры, логоритмика, дыхательная и пальчиковая гимнастики (для детей с нарушениями речи).
Для развития творческого потенциала у дошкольников необходимо создать следующие педагогические условия:
- создание благоприятной предметно-развивающей среды;
- преемственность в работе воспитателя, психолога, музыкального руководителя;
- тесное сотрудничество с родителями;
- разработка индивидуального маршрута развития ребёнка в музыкальной деятельности.
Дети с ОВЗ условно ( определение по внешним видимым признакам)
распределены на следующие группы:
- группа I– дети с нарушением речи и с минимальными нарушениями слуха;
- группа II – дети с проявлениями двигательной патологии;
- группа III– дети с психопатоподобными формами поведения (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
группа IV – дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряжённость, тревожность, нарушение сна, аппетита), без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, аллергики и другие).
Фамилии детей условно заменены на буквы алфавита.
Система оценки 3х бальная:
3балла – ребёнок выполнил задание;
2балла – ребёнок выполнил задание, прибегая к помощи педагога;
1балл – ребёнок не выполнил задание.
В основе диагностики – методика диагностики и программа «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, которая основана на подходе детских психологов Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожец и др., с учётом здоровьесберегающих технологий, методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Подобран дидактический материал, разработан план для развития музыкальных, познавательных, регуляторных, коммуникативных способностей помогающий в подготовке детей к школе.
Для проведения диагностики по развитию музыкальных способностей проводится обследование:
- Интерес к музыке +__ _-
- Восприятие (Эмоц.отзываться, характер, жанр, инструмент)
- Пение (пет естественно, чисто интонированть с муз.сопровожд.)
- Музыкально-ритмические движения (выразительно и естественно двигаться, реагировать на смену музыки, владеет достаточным объемом танц.движений)
- Игра на ДМИ (знает названия инструментов, владеет достаточным объемом приемов игры)
- Творчество в муз.деятельности (придумывает окончания мелодий, использует знакомые движения или придумывет их в танце)
индивидуальный план работы с ребенком.
На базе обследования составляется индивидуальный маршрут развития ребёнка в музыкальной деятельности.
Психолого-педагогический портрет ребенка, где указываются анкетные данные (имя, возраст), затем проблема в развитии, определяется период работы с ребенком.
Для преодоления проблем к каждому ребенку требуется индивидуальный подход.
Ведущим направлением в работе является:
- развитие чувства ритма
- развитие певческих навыков
- развитие музыкально-творческой активности,
- звучание музыки для восполнения потребности к восприятию музыки в образовательной деятельности и в свободное время,
Целью данной работы является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.
• Развивать и совершенствовать музыкальные способности.
• Формировать культуру слушания музыки.
• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.
Материально-техническое обеспечение:
• Наглядно-дидактические пособия;
• Аудиотека;
• Альбом, иллюстрации;
• Музыкальные дидактические игры;
• Музыкальные подвижные игры;
• Детские музыкальные инструменты.
Ожидаемые результаты:
Ребенок соответствует целевым ориентирам:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
• обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;
• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
• способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. Родители активно участвуют в образовательном процессе.
Налаживается преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя. Даются рекомендации.
Далее составляется план работы по развитию музыкальных способностей, в котором прослеживается работа с родителями, с коллективом, а также интеграция образовательных областей.
План работы рассчитан на полгода (6 месяцев). Занятия проходят один раз в неделю по 25-30 минут.
Предполагаемый результат
В процессе работы у дошкольников должно сформироваться положительное отношение к миру, другим людям, самому себе, появилась способность к волевым усилиям, он может следовать социальным нормам поведения и правилам, проявится любознательность, он должен начать интересоваться причинно-следственными связями, научится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. Улучшение речь, памяти. Ребенок должен овладеть игрой на детских музыкальных инструментах, научиться проявлять себя в творческой, танцевальной и музыкально- игровой импровизации. На музыкальных занятиях с другими детьми чувствовать себя уверенно, принимать участие в играх, запоминать танцевальные движения.
Примерный план по развитию музыкальных способностей
№ | Основные направления в работе. | Игры, упражнения с ребёнком | Оборудовани е | Взаимодейст вие с семьёй | Участни ки |
Сентябрь | |||||
1,2 | Развитие тембрового и динамичес- кого восприятия. | М/игры: «Угадай, на чем играю? », «Тихо-громко», «Музыкальный магазин», Музыкальный домик». | детские музыкальны е инструмен- ты: ложки, бубен, колокольчик, металлофон. | Консульта- ция « музыкаль- ные игры в семье» | Муз. руководи тель, воспита- тель, родители |
3, 4 | Формирова- ние навыков культуры слушания музыки | Дид. игра « угадай музыку и покажи картинку». « Изобрази музыку». | Аудиотека произведени й из детского альбома П. И.Чайковско -го: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла» | Беседа «Музыкален ли ваш ребенок». | Муз. руководи тель, воспита- тель, родители |
Октябрь | |||||
1, 2 | Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки | Дид. игра «Песня-танец- марш». | Картинки к игре. Подборка муыки: марш, полка, барыня, песня. | Советы как научить ребенка слушать классическу ю музыку и высказывать своё мнение о ней | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
3, 4 | Работа над звуковысот- ным восприятием. | Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет», кукольный театр «Тероемок» | Иллюстраци и к игре. Картинки с членами семьи (мама, папа, ребёнок) | Задание для родителей «Придумать песенку мамы и ребёнка на определённ | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
ый звук» | |||||
Ноябрь | |||||
1, 2 | Совершенст- вование музыкально- ритмических движений: | Муз-подвижная игра «Делай как я», « Шапочку передавайте» | Подборка танцевально ймузыки. «волшебная» шапочка». | Советы «Музыкаль- ные подвижные игра и их использован ие в домашних условиях» | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
3, 4 | Развитие и совершенст- вование ритмическо- го слуха | «Раз, два, три, за мною повтори» - Игра на одной пластине металлофона. | Музыкаль- ные инструменты Игры: «Сыграй и повтори» «Запомни, повтори» | Консульта- ция «Особеннос- ти ритмичес- кого восприятия у детей» | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
Декабрь | |||||
1, 2 | Развитие певческих умений и навыков: | Вместе с ребенком петь знакомые песни, | Видеоклип песни или иллюстраци и к ним. | Беседа «Развитие певческих умений и навыков» | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
3, 4 | Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания). | «Запомни и нарисуй», «Соедини фигуры», «Угадай, кто это?» | Проводит педагог – писхолог. | Рекоменда- ции «Особеннос- ти психических процессов» | воспита- тель, родители, муз.руководитель |
Январь | |||||
1, 2 | Побуждение к элементар- ному музыкально- му творчеству. | «Петушок, курочка, цыплята» ( на закрепление музыкальных регистров | Игрушки: петушок, курочка, цыплёнок. металлофон. | Памятка «Приемы развития музыкаль- ного творчества» | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
3, 4 | Создание условий для развития песенного творчества. | Предложить придумать песенку на слоги (хрю- хрю, га-га и т.д) | Песня «Машино стадо». Картинки домашних животных и | Предложить придумать песенку кошечки, собачки на | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
птиц. | слог (мяу- мяу, гав- гав). | ||||
Февраль | |||||
1, 2 | Побуждение к имповиза- ции игровых и танцеваль- ных движений. | Предложить самостоятельно придумать танцевальные движения к песенке. | « Весёлые строители» Песня-игра г. Вихаревой. | Памятка «Как вырастить творческую личность» | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
3,4 | Логоритмика - активизация речи с одновременн ыми движениями. | «Водят пчёлы хоровод», «Над цветком пчела жужжит». | Маска пчелы, цветок. | Консульта- ция «Воспитани е ребёнка средствами музыки». | Муз. руководи тель, воспитат ель, родители |
Приложение 2
Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье».
Игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.
Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих) .
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.
Громко – тихо.
Игровой материал: Два кубика: большой и маленький. Ход игры:
- й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.
- й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют
«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.
Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры. Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё.
Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Угадай мелодию.
Игровой материал: записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Танцы сказочных персонажей.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)
Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.