Самообразование

Рахимова Елена Геннадьевна

План самообразования музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»


                                                                                  Музыкальный руководитель:

                                                                               Рахимова Елена Геннадьевна

                                                              2019-2020г.

Цель:  углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков средствами театрального искусства, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи: 

  • развитие природных способностей детей в процессе музыкальной деятельности;
  • создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
  • знакомство с различными видами театра (кукольный, драматический, детский, театр зверей и т.д.);
  • овладение навыками общения и коллективного творчества;
  • формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности, а также развитие артистических навыков.

Актуальность:

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваемые».

В. А. Сухомлинский

Общеизвестно, что именно совместная театральная деятельность помогает развивать интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию. Где, как не здесь, ребёнок может попробовать себя в роли режиссёра, актёра, музыканта, декоратора.

   В наше время мы часто наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

*недостаток учебного времени, общая загруженность педагогов;

*приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей    остаётся вне этого вида деятельности;

*недопонимание значения театрализованной деятельности для гармоничного развития ребёнка.

   Таким образом, преодоление такого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путём ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

План работы

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

- подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральную деятельность »;

- постановка целей и задач по данной теме;

- беседа-путешествие «Что такое театр?»;

-консультация «Театрализованная деятельность в детском саду».

Октябрь

- изучение темы: «Ребенок в мире театра»;

- постановка сказки «Теремок» и подготовка костюмов для персонажей;

- Комплекс бесед «Виды театров»;

- представление по мотивам сказки «Теремок»;

- анкетирование: «Значение театральной деятельности в развитии старшего дошкольника»

Ноябрь

- создание картотеки настольных игр для работы с детьми;

- беседа «Элементы фольклора в театре»;

- театрализованные игры «Домовой», «Дударь»

- консультация «Театрализованные игры»

Декабрь

-провести анализ связи детской литературы и театральной деятельности, на примере инсценирования стихотворений детских авторов;  

- беседа «Что такое инсценирование стихов и сказок?»;

- инсценирование с детьми стихов К.Чуковского ;

- беседы с родителями о необходимости посещения детьми спектаклей в детских театрах ;

Январь

- создание шаблонов из картона к сказке «Гуси-лебеди»;

- повторение сюжета сказки «Гуси-лебеди»;

- беседа «Что такое теневой театр?»

-показ теневого театра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»;

- консультация «Театр теней»;

Февраль

- обогащение предметно-развивающей среды куклами (игрушками) для постановки кукольного театра;

- беседа «Что такое кукольный театр?»;

- совместная постановка с детьми кукольного представления «Колобок – недопечёный бок»

- консультация «Домашний кукольный театр»

Март

-пополнение предметно-развивающей среды дисками с аудиозаписями из м/ф для театральных постановок;

-беседа «Что такое музыкальная сказка?»

- театральная постановка музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева;

- выставка рисунков «Петя и волк»

Апрель

- месяц театра, постановка театральных сюжетов во всех возрастных группах;

- представление во всех возрастных группах;

- открытое представление;

Май

- самоанализ плана самообразования

- развлечение с детьми «Три поросёнка на новый лад»

- консультация «Музыкальное воспитание дошкольников».

Список используемой литературы:

1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -Творческий центр,  2009.

3. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб.научных трудов. -М.1992.

4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

 



Предварительный просмотр:

План работы по самообразования на 2022-2023уч.г.по теме:

«Эффективные приёмы и игровые методы в работе с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях»

Цель коррекционно-педагогической работы в целом:

-социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

Основная задача коррекционно-педагогической работы:

-создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников.

В современном обществе и детском саду в частности, контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, я считаю, что необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха, танцевальных движений), музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями), вокальных упражнений, артикуляционные и речевые игры, логоритмика, дыхательная и пальчиковая гимнастики (для детей с нарушениями речи).

Для развития творческого потенциала у дошкольников необходимо создать следующие педагогические условия:

  • создание благоприятной предметно-развивающей среды;
  • преемственность        в        работе        воспитателя,        психолога,        музыкального руководителя;
  • тесное сотрудничество с родителями;
  • разработка индивидуального маршрута развития ребёнка в музыкальной деятельности.

Дети с ОВЗ условно ( определение по внешним видимым признакам)

распределены на следующие группы:

  • группа I– дети с нарушением речи и с минимальными нарушениями слуха;
  • группа II – дети с проявлениями двигательной патологии;
  • группа III– дети с психопатоподобными формами поведения (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

группа IV – дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряжённость, тревожность, нарушение сна, аппетита), без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, аллергики и другие).

Фамилии детей условно заменены на буквы алфавита.

Система оценки 3х бальная:

3балла – ребёнок выполнил задание;

2балла – ребёнок выполнил задание, прибегая к помощи педагога;

1балл – ребёнок не выполнил задание.

В основе диагностики – методика диагностики и программа «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, которая основана на подходе детских психологов Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожец и др., с учётом здоровьесберегающих технологий, методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Подобран дидактический материал, разработан план для развития музыкальных, познавательных, регуляторных, коммуникативных способностей помогающий в подготовке детей к школе.

Для проведения диагностики по развитию музыкальных способностей проводится обследование:

-        Интерес к музыке +__        _-         

-        Восприятие (Эмоц.отзываться, характер, жанр, инструмент)

-        Пение (пет естественно, чисто интонированть с муз.сопровожд.)

-        Музыкально-ритмические движения (выразительно и естественно двигаться, реагировать на смену музыки, владеет достаточным объемом танц.движений)

-        Игра на ДМИ (знает названия инструментов, владеет        достаточным объемом приемов игры)

-        Творчество в муз.деятельности (придумывает окончания мелодий, использует знакомые движения или придумывет их в танце)

индивидуальный план работы с ребенком.

На базе обследования составляется индивидуальный маршрут развития ребёнка в музыкальной деятельности.

Психолого-педагогический портрет ребенка, где указываются анкетные данные (имя, возраст), затем проблема в развитии, определяется период работы с ребенком.

Для преодоления проблем к каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

 Ведущим направлением в работе является:

-        развитие чувства ритма

-        развитие певческих навыков

-        развитие музыкально-творческой активности,

-        звучание музыки для восполнения потребности к восприятию музыки в образовательной деятельности и в свободное время,

Целью        данной работы является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

•        Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.

•        Развивать и совершенствовать музыкальные способности.

•        Формировать культуру слушания музыки.

•        Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

•        Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.

Материально-техническое обеспечение:

•        Наглядно-дидактические пособия;

•        Аудиотека;

•        Альбом, иллюстрации;

•        Музыкальные дидактические игры;

•        Музыкальные подвижные игры;

•        Детские музыкальные инструменты.

Ожидаемые результаты:

Ребенок соответствует целевым ориентирам:

•        ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

•        обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;

•        обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

 

•        способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

•        проявляет        любознательность,        задаёт        вопросы        взрослым        и        сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;

•        способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. Родители активно участвуют в образовательном процессе.

Налаживается преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя. Даются рекомендации.

Далее составляется план работы по развитию музыкальных способностей, в котором прослеживается работа с родителями, с коллективом, а также интеграция образовательных областей.

План работы рассчитан на полгода (6 месяцев). Занятия проходят один раз в неделю по 25-30 минут.

Предполагаемый результат

В процессе работы у дошкольников должно сформироваться  положительное отношение к миру, другим людям, самому себе, появилась способность к волевым усилиям, он может следовать социальным нормам поведения и правилам, проявится любознательность, он должен начать интересоваться причинно-следственными связями, научится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. Улучшение речь, памяти. Ребенок должен овладеть игрой на детских музыкальных инструментах, научиться проявлять себя в творческой, танцевальной и музыкально- игровой импровизации. На музыкальных занятиях с другими детьми чувствовать себя уверенно, принимать участие в играх, запоминать танцевальные движения.

                         Примерный план по развитию музыкальных способностей

Основные направления в работе.

Игры,

упражнения        с ребёнком

Оборудовани е

Взаимодейст вие с семьёй

Участни ки

Сентябрь

1,2

Развитие тембрового и динамичес- кого

восприятия.

М/игры:

«Угадай, на чем играю?        »,

«Тихо-громко»,

«Музыкальный магазин», Музыкальный

домик».

детские музыкальны е инструмен- ты:        ложки, бубен, колокольчик, металлофон.

Консульта- ция        «

музыкаль- ные игры в семье»

Муз. руководи тель, воспита- тель, родители

3, 4

Формирова- ние        навыков культуры слушания музыки

Дид. игра « угадай музыку и        покажи картинку».

« Изобрази музыку».

Аудиотека произведени й из детского альбома        П. И.Чайковско

-го:        «Марш деревянных солдатиков»,

«Болезнь куклы»,

«Новая кукла»

Беседа

«Музыкален ли        ваш

ребенок».

Муз. руководи тель, воспита- тель, родители

Октябрь

1, 2

Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных

жанров музыки

Дид.        игра

«Песня-танец- марш».

Картинки        к игре.

Подборка муыки: марш, полка, барыня, песня.

Советы        как научить ребенка слушать

классическу ю музыку и высказывать своё мнение

о ней

Муз. руководи тель, воспитат ель, родители

3, 4

Работа        над звуковысот- ным

восприятием.

Д/игры: «Мама и        детки»,

«Птица        и птенчики»,

«Кто в домике живет», кукольный театр «Тероемок»

Иллюстраци и        к        игре. Картинки        с членами семьи (мама, папа,

ребёнок)

Задание для родителей

«Придумать песенку мамы        и

ребёнка        на

определённ

Муз. руководи тель, воспитат ель, родители

ый звук»

Ноябрь

1, 2

Совершенст- вование музыкально- ритмических движений:

Муз-подвижная игра «Делай как я», « Шапочку передавайте»

Подборка танцевально ймузыки.

«волшебная» шапочка».

Советы

«Музыкаль- ные

подвижные игра        и        их использован ие                        в

домашних условиях»

Муз. руководи тель, воспитат ель, родители

3, 4

Развитие        и совершенст- вование ритмическо- го слуха

«Раз, два, три, за        мною

повтори»

- Игра на одной пластине металлофона.

Музыкаль- ные инструменты Игры:

«Сыграй        и повтори»

«Запомни, повтори»

Консульта- ция

«Особеннос- ти

ритмичес- кого восприятия у детей»

Муз. руководи тель, воспитат ель, родители

Декабрь

1, 2

Развитие певческих умений        и навыков:

Вместе                с ребенком        петь знакомые песни,

Видеоклип песни        или иллюстраци и к ним.

Беседа

«Развитие певческих умений        и навыков»

Муз. руководи тель, воспитат ель,

родители

3, 4

Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания).

«Запомни        и нарисуй»,

«Соедини фигуры», «Угадай, кто это?»

Проводит педагог        – писхолог.

Рекоменда- ции

«Особеннос- ти психических

процессов»

воспита- тель, родители, муз.руководитель

Январь

1, 2

Побуждение к элементар- ному музыкально- му творчеству.

«Петушок, курочка,

цыплята»        (        на закрепление

музыкальных регистров

Игрушки: петушок, курочка, цыплёнок.

металлофон.

Памятка

«Приемы развития музыкаль-

ного творчества»

Муз. руководи тель, воспитат ель, родители

3, 4

Создание условий        для развития песенного творчества.

Предложить придумать песенку                на слоги        (хрю- хрю, га-га и т.д)

Песня

«Машино стадо».

Картинки домашних

животных        и

Предложить придумать песенку кошечки, собачки        на

Муз. руководи тель, воспитат ель,

родители

птиц.

слог        (мяу-

мяу,        гав- гав).

Февраль

1, 2

Побуждение к        имповиза- ции игровых и танцеваль- ных

движений.

Предложить самостоятельно придумать танцевальные движения        к

песенке.

«        Весёлые строители» Песня-игра г. Вихаревой.

Памятка

«Как вырастить творческую личность»

Муз. руководи тель, воспитат ель, родители

3,4

Логоритмика

-

активизация речи        с

одновременн ыми

движениями.

«Водят пчёлы хоровод», «Над цветком пчела жужжит».

Маска пчелы, цветок.

Консульта- ция

«Воспитани е        ребёнка средствами музыки».

Муз. руководи тель, воспитат ель, родители

Приложение 2

Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье».

Игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

Учитесь танцевать.

Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих) .

Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.

Громко – тихо.

Игровой материал: Два кубика: большой и маленький. Ход игры:

  1. й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.
  2. й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют

«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.

Нарисуй песню.

Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры. Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

Громко – тихо запоём.

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё.

               Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

Угадай мелодию.

Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Танцы сказочных персонажей.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)

Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.