Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда ДОУ
Использование здоровьесберегающих технологий в моей практике учителя-логопеда является основополагающим направлением в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и укрепления здоровья детей.
Представляю вашему вниманию один из вариантов здоровьесберегающих технологий – дыхательную гимнастику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дыхательная гимнастика-презентация | 932.04 КБ |
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему дыхательная гимнастика нужна? Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Оградить ребенка от простудных заболеваний. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Требования к проведению дыхательной гимнастики: не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Техника выполнения упражнений воздух набирать через нос; плечи не поднимать; выдох должен быть длительным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
«Море волнуется» Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Выполнение: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется трубочка для напитков, конец которой опускается в емкость с водой. Подуть через трубочку, чтобы вода забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны. Упражнения для дыхательной гимнастики
«Задуй свечи» Цель: Формировать направленность выдоха, не надувая щёк, вытягивая губы вперед «трубочкой». Выполнение: ребенок сдувает «пламя» с макета свечей.
«Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха, формировать дыхательный аппарат. Выполнение: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Загнать мяч в ворота ». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Выполнение: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота». Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована: В закаливающих мероприятиях; На занятиях по логоритмике; В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей); В домашних условиях.
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
В связи с устойчивой тенденцией ухудшения физического состояния детей, проблемы оптимизации здоровья стали особенно актуальными, возникла необходимость поиска новых методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой является речь. Именно речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.
Известно, что хорошо развитая речь дошкольника является необходимым условием успешного обучения в школе. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Возросший уровень нарушений развития речи объясняется и медицинскими факторами, и изменившимися социальными условиями. Следует расматривать логопедическую работу не только как коррекцию речевых расстройств, но как коррекцию личности. Зачастую у детей с проблемами в речевом развитии наблюдаются и проблемы с развитием памяти, внимания, моторики, мышления.
Поэтому для таких детей необходима комплексная оздоровительно-коррекционная работа, включающая:
- дыхательную гимнастику;
- артикуляционную гимнастику;
- развитие общей моторики;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
- физкультминутки;
- упражнения для профилактики зрения;
- логоритмику.
Дыхательная гимнастика.
- своей симптоматике многие речевые нарушения имеют неправильное физиологическое и речевое дыхание. Комплексная работа по преодолению нарушений речи заключается в постановке правильного физиологического и речевого дыхания. Для этой цели используются дыхательные упражнения, направленные на выработку носового дыхания, на развитие ротового выдоха, навыка дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент речи. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника;
- повышает общую сопротивляемость организма.
Артикуляционная гимнастика.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует:
- улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации (нервной проводимости);
- улучшению подвижности артикуляционных органов;
- укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;
- уменьшению спастичности (напряжённости) артикуляционных органов.
Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.
Для детей с нарушениями речи физминутки имеют особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук и как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Существует множество методов для развития мелкой моторики:
- массаж и самомассаж кисти рук;
- пальчиковая гимнастика;
- занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы);
- игры и действия с крупами, семенами, бусинками; пуговицами, палочками;
- лепка из теста, пластилина и глины;
- рисование- раскрашивание картинок, обведение контура, штриховки, рисование различными материалами нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками);
- работа с ножницами.
К числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста принадлежит Су-Джок терапия.
Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.
Таким образом, рассмотрев некоторые здоровьесберегающие методы, можно понять, что их использование в коррекционной работе с дошкольниками даёт несомненный положительный результат, т.к. способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.