Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-логопеда ДОУ

    Использование здоровьесберегающих технологий в моей практике учителя-логопеда является основополагающим направлением в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

   Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение  оздоровления, поддержания и укрепления здоровья детей.      

     Представляю вашему вниманию один из вариантов здоровьесберегающих технологий – дыхательную гимнастику.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная гимнастика в работе учителя-логопеда ДОУ

Слайд 2

Почему дыхательная гимнастика нужна? Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Оградить ребенка от простудных заболеваний. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Слайд 3

Требования к проведению дыхательной гимнастики: не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Слайд 4

Техника выполнения упражнений воздух набирать через нос; плечи не поднимать; выдох должен быть длительным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Слайд 5

«Море волнуется» Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Выполнение: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется трубочка для напитков, конец которой опускается в емкость с водой. Подуть через трубочку, чтобы вода забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны. Упражнения для дыхательной гимнастики

Слайд 6

«Задуй свечи» Цель: Формировать направленность выдоха, не надувая щёк, вытягивая губы вперед «трубочкой». Выполнение: ребенок сдувает «пламя» с макета свечей.

Слайд 7

«Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха, формировать дыхательный аппарат. Выполнение: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Слайд 8

«Загнать мяч в ворота ». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Выполнение: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота». Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

Слайд 9

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована: В закаливающих мероприятиях; На занятиях по логоритмике; В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей); В домашних условиях.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

В связи с устойчивой тенденцией ухудшения физического состояния детей, проблемы оптимизации здоровья стали особенно актуальными, возникла необходимость поиска новых методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой является речь. Именно речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.

Известно, что хорошо развитая речь дошкольника является необходимым условием успешного обучения в школе. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Возросший уровень нарушений развития речи объясняется и медицинскими факторами, и изменившимися социальными условиями. Следует расматривать логопедическую работу не только как коррекцию речевых расстройств, но как коррекцию личности. Зачастую у детей с проблемами в речевом развитии наблюдаются и проблемы с развитием памяти, внимания, моторики, мышления.

Поэтому для таких детей необходима комплексная оздоровительно-коррекционная работа, включающая:

  • дыхательную гимнастику;
  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие общей моторики;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
  • физкультминутки;
  • упражнения для профилактики зрения;
  • логоритмику.

Дыхательная гимнастика.

  • своей симптоматике многие речевые нарушения имеют неправильное физиологическое и речевое дыхание. Комплексная работа по преодолению нарушений речи заключается в постановке правильного физиологического и речевого дыхания. Для этой цели используются дыхательные упражнения, направленные на выработку носового дыхания, на развитие ротового выдоха, навыка дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент речи. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:
  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;

  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника;
  • повышает общую сопротивляемость организма.

Артикуляционная гимнастика.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует:

  • улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации (нервной проводимости);
  • улучшению подвижности артикуляционных органов;
  • укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;
  • уменьшению спастичности (напряжённости) артикуляционных органов.

Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

Для детей с нарушениями речи физминутки имеют особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.  Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук и как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Существует множество методов для развития мелкой моторики:

  • массаж и самомассаж кисти рук;
  • пальчиковая гимнастика;
  • занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы);
  • игры и действия с крупами, семенами, бусинками; пуговицами, палочками;

  • лепка из теста, пластилина и глины;
  • рисование- раскрашивание картинок, обведение контура, штриховки, рисование различными материалами нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками);
  • работа с ножницами.

К числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста принадлежит Су-Джок терапия.

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Таким образом, рассмотрев некоторые здоровьесберегающие методы, можно понять, что их использование в коррекционной работе с дошкольниками даёт несомненный положительный результат, т.к. способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.