Работа с детьми с ОВЗ
В МКДОУ "Детский сад» Солнышко» г. Щигры Курской области открыт Кабинет раннего вмешательства (КРВ), целью которого является оказание помощи семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет, имеющих нарушения развития или риск их появления, содействие в создании условий для их оптимального развития и адаптации в обществе. Я являюсь руководителем данного КРВ.
Для работы кабинета раннего вмешательства в августе 2017 года учреждение получило необходимое оборудование: развивающие игры и игрушки, велотренажеры, мягкие модули, методическую литературу и пр. Данное оборудование приобретено в рамках программы Курской области «Комплексная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Нам доступно все!» на 2016-2017 годы за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На консультацию можно записаться по телефону: 4-01-50
Адрес электронной почты: d.s.solnichko@mail.ru
Родители детей, имеющих особенности развития, детей-инвалидов могут также получить помощь "Курского областного центра психолого-педагогического,медицинского и социального сопровождения"
Центр предоставляет психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, обучении, развитии и социальной адаптации. В команду специалистов входят 60 педагогических и 31 медицинский работник. Специфика работы центра:
- дети проходят диагностическое обследование на ПМПК;
- осуществляется комплексное консультирование междисциплинарной командой специалистов в отношении детей и родителей;
- проводятся индивидуальные приемы специалистов;
- обучение на коррекционно-развивающих занятиях детей с различными нарушениями психофизического, речевого развития, проблемами в поведении и социальной адаптации;
- в Центре раннего вмешательства получают помощь семьи с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Перейти на сайт ПМПЦ г. Курска
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
С РЕБЕНКОМ 3 ЛЕТ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует).
Учитель – логопед высшей категории
МКДОУ «Детский сад «Солнышко»
г.Щигры Курской области
Сапронова Надежда Дмитриевна.
Тема: «ФРУКТЫ»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
- Образовательные: Содействовать умению ребенка соотносить предмет с картинкой; овладению новыми
внеречевыми средствами общения.
- Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.
- Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения с логопедом); для развития
эмоциональной сферы (ситуация успеха).
Предпосылки УУД:
- Коммуникативные: формирование умения слушать и произносить лепетные слова.
- Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.
- Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.
- Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.
Оборудование: «Чудесный мешочек», фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов.
Форма организации: индивидуальная .
Этапы занятия, цель этапа | Задание ребенку | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка | Результат |
Этап приветствия: Установление положительного взаимодействия | «Круг» - традиционное приветствие; (сидя на ковре)
| Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ друг другу скажем мы : «Привет!» | Ребенок кивает головой, улыбается и выполняет жест «привет». | Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и ребенком |
Артикуляционно – двигательная минутка: Развитие мелкой моторики | Пальчиковая гимнастика (за столом) с элементами Су Джок – терапии
|
Логопед берет в свои руки руки ребенка и проводит массаж мячиком Су Джок.
Поочередно на каждый пальчик правой и левой ребенка логопед надевает массажное колечко Су-Джок, проговаривая текст-потешку: «Этот пальчик-дедушка Этот пальчик-бабушка Этот пальчик-папочка Этот пальчик-мамочка Этот пальчик-я. Вот и вся моя семья!» | Сидя за столом, повторяет движения рук, произносит слоги и слова: «де-да», «ба-ба», «ма-ма», «па-па». | Кинестетическая стимуляция |
Этап формирующий: Познакомить ребенка с фруктами, предметными картинками, внеречевыми средствами общения | Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой. Игра «Чудесный мешочек» Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на | Логопед описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, Логопед предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. | Ребенок повторяет жесты, вокализируют, произносит лепетные слова. Находит по инструкции предметные картинки. Соотносит фрукт с картинкой . | Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов. |
Этап «Мы общаемся»: Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепетных слов | Используя жесты, картинки, ребенок просит тот или иной фрукт у логопеда | Игра «Магазин» Логопед предлагает ребенку «купить» фрукты,побуждая попросить их. Дает образец фразы -скажи: «Дай банан», «Дай яблоко», т. д. | Произносит лепетные слова и показывают жест: «Да ба» («Дай банан»); «На, аба» («На, яблоко») | Познавательная активность, произнесение слов, вокализация |
Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого | Упражнение из серии физкультминуток | Логопед предлагает поиграть: «Ямку копаю, яблоню сажаю.Вырастут яблоки крупные, вырастут яблоки круглые. Вырастут яблоки сладкие, вырастут яблоки сочные !» | Выполняет действия по подражанию действиям логопеда. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка |
Этап прощания: | Дается положительная оценка тому, как занимался ребенок на занятии. | Проговаривает название фруктов, повторение жестов. Проговаривает слова прощания: Мы обнимемся слегка, и попрощаемся: «Пока, пока!» | Произносит лепетные слова – названия фруктов; «да – нет» (жестами и вокализацией) Выполняет движения за логопедом, жесты, произносит слоги: «ка» («пока») | Эмоциональное отношение к изученному Четкое обозначение окончания занятия |
Предварительный просмотр:
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ.
Инклюзивное, или «включающее» образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности. Внедрение инклюзивного образования подразумевает слаженную работу всех специалистов ДОУ И СОШ.
Работа учителя-логопеда дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация, недоразвитие моторики кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению.
Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед должен путём тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с ОВЗ.
Логопедическое сопровождение с детьми с ОВЗ направленно на формирование и развитие:
- фонематических процессов;
- звукопроизношения;
- лексического запаса и грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитания навыков и приёмов самоконтроля);
- чтения и письма;
- моторики (мелкой, общей и артикуляционной).
Также учитель-логопед осуществляет работу с педагогами:
- участие в заседаниях методического объединения;
- консультирование педагогов (по вопросам речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение речевой деятельностью);
- ознакомление воспитателей со спецификой логопедической работы (открытые занятия).
Работа с родителями имеет свою специфику:
- консультирование родителей (по вопросам речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение речевой деятельности);
- беседы по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков);
- просветительская работа с родителями (рекомендации для самостоятельных занятий с детьми).
Учитывая современную жизнь, учитель-логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Большую помощь в этом, особенно в работе с детьми с ОВЗ, оказывают интерактивные игры, позволяющие перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к практическому, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Значительная часть этих игр посвящена развитию взаимодействия полушарий, поэтому способствует :
- возникновению познавательного интереса;
- снятия напряжения, перегрузки и утомления;
- общему развитию речи;
- развитию мелкой моторики и координации, двигательной памяти;
- повышению работоспособности головного мозга;
- подготовке руку к письму.
Таким образом, в условиях инклюзивного образования в ДОУ коррекционная работа учителя-логопеда основывается на применении интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами, что значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.