Страница дефектолога

Каширская Ольга Трофимовна

     В современном мире информационных технологий, прогрессивных научных открытий, новейшей системы образования меняется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Принятие таких детей обществом становится важнейшим условием для их развития и полноценного включения в жизнь социума.
     Как же сделать так, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья чувствовал себя комфортно в обществе, смог безболезненно войти в этот сложный, порой агрессивный современный мир?

     Вот здесь на помощь маленькому человечку приходит учитель-дефектолог – человек большой души, доброго сердца, любящий детей. Говоря словами выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили, «детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее. Их надо любить всей своей жизнью, надо любить их постоянно. А это значит – заботиться о них, о каждом из них, не услаждать их байками о «светлом будущем», а вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самим строить, облагораживать жизнь для себя и для других и защитить ее».

     Учитель-дефектолог должен быть высоким профессионалом. Необходимо обладать знаниями в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии. Важно следить за развитием образования в нашей стране и мире, брать все лучшее, что создано передовой педагогической мыслью, и соединять с новейшими достижениями современной науки. Для этого учителю-дефектологу необходимо находиться в постоянном педагогическом поиске, экспериментировать, проявлять новаторскую смелость. Мне близки слова Д.А. Медведева из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы». Принимать новые принципы образования, быть готовым меняться, не останавливаться на достигнутом, постоянно учиться – таким, на мой взгляд, должен быть учитель-дефектолог.

     Одно из необходимых умений учителя-дефектолога – это умение работать «в команде». Профессиональное общение педагогов влияет на взаимообогащение, расширение возможностей обучения и воспитания.

     Учитель-дефектолог должен уметь проектировать свою деятельность, строить  образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ. Нужно уметь анализировать результаты своей работы, делать выводы и вовремя вносить коррективы. На учителя-дефектолога ложится высокая моральная ответственность за жизнь человека.

     Как создать комфортные условия для обучения? Какой метод обучения применить в конкретной ситуации? Какую игру использовать сегодня, чтобы поднять настроение, смягчить боль, сконцентрировать внимание? Вопросов бесконечно много. Найти правильные ответы на эти и многие другие вопросы – вот задача учителя-дефектолога. Ему необходимо сконструировать занятие с максимальной пользой для ребенка, принять нестандартное решение в сложившейся ситуации, проявить оригинальность мышления.
     Владение современными технологиями – непременное условие работы учителя-дефектолога. Прежде всего – это здоровьесберегающие технологии. От того насколько мы сумеет сохранить и укрепить имеющийся потенциал здоровья у ребенка с ОВЗ, зависит его дальнейшее развитие.

     Информационные технологии – это, на мой взгляд, уже элемент культуры человека. Они открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Позволяют снизить риск социальной дезадаптации детей с ОВЗ.

     Использование в обучении проектной деятельности даёт возможность обучающимся больше работать самостоятельно, развивать свои способности, включаться в реальную деятельность. Именно проектная деятельность позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ.

     Важно научиться сотрудничать с родителями, привлекать их к участию в образовательном процессе, сделать их партнерами. Для ребенка надо создать единое образовательное пространство как в школе, так и дома. И в этом должно проявиться мастерство учителя-дефектолога.

     «Как бы ребенок не учился, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив, и у него все получится. Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый материалистический взгляд, кажется невозможным» (Ш.А. Амонашвили). Ребенка надо принимать таким, какой он есть. Именно принятие дает возможность создать такие условия для обучения и воспитания, которые будут наиболее эффективны для раскрытия потенциала каждого ребенка. Тогда со всей уверенностью можно говорить об успешности построения учебно-воспитательного процесса и нести гордое звание «современный учитель-дефектолог».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей с ОВЗ.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это

проявляется в необходимости более длительного времени для приема и

переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об

окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с

ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить

симметричность, тождественность частей конструируемых фигур,

расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с

одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания

обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,

несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным

развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над

долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп

переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени,

чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы

общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты

языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной

истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной

расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу

психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной

мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются

повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно

реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в

настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.



Предварительный просмотр:

Игры для коррекции познавательных процессов

Игры для коррекции слухового восприятия:

1.Игра «Кто позвал тебя скажи».
Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре угадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибается, воспитатель предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Дети разбегаются по площадке. По сигналу дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра повторяется несколько раз.

2. Игра «Магазин».
Ребенок «идет» в «магазин». Ему необходимо запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Игры для коррекции зрительного восприятия:

1. Игра «Шапка-невидимка».
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2. Игра «Восстанови порядок».
Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка – запомнить порядок расположения детей. Первый вариант – он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант – изменяется порядок, переставляются местами не более 3 детей, а ребенок его восстанавливает.

Игры для коррекции тактильного восприятия:

1. Игра «Почтовый ящик»

Оборудование. Почтовый ящик – коробка с разным количеством прорезей (3–5) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник; круг, овал, квадрат; полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат, шестигранник), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстия, ширма или экран.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением (допускаются пробы). При первом проведении игры используются коробки с 2–3 прорезями и нужное количество фигур.

2. Игра «Найди свою игрушку в мешочке»

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребенок.

Игры для коррекции произвольного внимания:

1. Игра «Встаньте все те, кто...»

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...

- любит бегать,
- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,
- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

-  Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа.

2. Игра «Опиши друга».
Упражнение  выполняется  в   парах   (одновременно   всеми  участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

Игры для коррекции мнестической деятельности:

1. Игра «Межмодальный перенос»

1) «Перевод из тактильной в зрительную модальность».
Возьмите объемные фигуры различной формы или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги звездочку, крут, квадрат, треугольник, буквы и цифры. Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но ребенку надо нарисовать эталон.
2) «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность».
Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.

2. Закрепление в памяти.
Использование  мнемотаблиц (схем),  которые особенно эффективны при разучивании стихотворений.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) – таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

Игры для коррекции наглядно-действенного мышления:

1. Игра «Что кому дать»
Две подгруппы детей сидят на стульях друг против друга: в одной подгруппе – девочки, в другой– мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут маршировать с флажками. Только девочкам надо раздать такие флажки (показывает квадратный флажок и дает одной из девочек), а мальчикам такие (показывает треугольный флажок и дает одному из мальчиков). Затем предлагает кому-либо из детей внимательно посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие – мальчикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ребенок. Он может раздать флажки сначала девочкам, затем – мальчикам или поочередно. В заключение педагог подводит итог: «У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные». Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна или барабана.

2. Игра «Цвет и форма».
Оборудование.
 Плоскостные карточки с наклеенными геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) – всего 42 элемента.
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога, он выкладывает перед ребенком на довольно большом расстоянии от него образцы, например красный, синий, желтый круги, т. е. объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги). В стороне на столе лежат все карточки этих цветов (квадраты, треугольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоугольники – всего 18 карточек). Педагог берет одну из -карточек и просит ребенка положить ее «куда надо», протягивает ее ребенку. Если ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педагог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» – либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил красную карточку».
После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма). Педагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выбирать карточки по-другому. Раскладывает перед ним три образца карточки с изображением квадрата, круга и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образцов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно – сюда все круглые, сюда все квадратные, сюда все треугольные формы».

Игры для коррекции наглядно-образного мышления:

1. «Создай целое».
Оборудование.
 Разрезные картинки из 2–6 частей с разной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого ребенку предмета, например, мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат), педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой – посторонний, например, кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педагог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется.

2. Игра «Сделаем книжку».
Оборудование. Листы белой бумаги по числу детей, плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа, подносы, клей, кисточки, тряпочки по числу детей.
Ход работы. Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книжке), элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого педагог спрашивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Педагог спрашивает: «Что было сначала? – и читает первую фразу: – Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить его на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т. д.

Игры для коррекции словесно-логического мышления:

1. «Составление рассказа по сюжетной картине».
Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

2. «Прослушай, прочти и перескажи».
Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.



Предварительный просмотр:

План-схема коррекционно-развивающей программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели.
  3. Задачи:
    коррекционные
    профилактические
    развивающие
  4. Принципы построения коррекционно-развивающей программы:
    1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в

коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

  1. Объем программы. Общее время, необходимое для реализации коррекционной программы. Частота необходимых встреч, длительность занятия.
  2. Форма работы (индивидуальная, групповая или смешанная).
  3. Содержание коррекционной работы:
    1. Основные направления коррекционной работы.
    2. Основные этапы психологической коррекции:
       - диагностический блок,
       - установочный блок,
       - коррекционный блок,
       - блок оценки эффективности оценки коррекционных воздействий.
    3. Методики и техники коррекционной работы.
  4. Тематическое планирование.
  5. Взаимодействие специалистов.
  6. Механизмы реализации программы:
    1. Кадровое обеспечение.
    2. Материально-техническое обеспечение.
  7. Результаты коррекционно-развивающей работы.
  8. Методическая литература.



Предварительный просмотр:

Конспект психокоррекционного занятия для детей с умственной отсталостью

Форма занятия: групповое

Возрастная группа (класс): 1 класс

Продолжительность занятия: 35 минут

Тема занятия: «Знакомство со звуком [д], буквами «Д», «д»

Место и роль занятия в изучаемой теме: Буквенный этап обучения грамоте. Создание условий для ознакомления учащихся с согласным звуком [д] и буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти.

Тип занятия: Решение учебной задачи.

Цель: познакомить учащихся с новым звуком и буквами.

Задачи занятия:  

- развивающие: 

1. Закрепить умение, а также навык послогового чтения.

2. Формировать умение соотносить звук и букву.

- коррекционные: 

1. Коррекция фонетических процессов на основе упражнений в выделении звука и буквы.

2. Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании буквы.

3. Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

4. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.

- воспитательные:  

1. Формирование мотивационной сферы: интереса к учебной деятельности.

2. Воспитание культуры поведения.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: 

Организационные: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.

Целевые: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельное его части.

Мотивационные: умение педагога заинтересовать аудиторию детей к достижению запланированных им целей.

Коммуникативные: уровень общения педагога с группой.

Содержательные: грамотный, продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.

Технологические: выбор форм, приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т.д.)

Аналитические: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.

Планируемые результаты:

1.Предметные: владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

2. Личностные результаты: проявляют интерес к окружающему миру.

3. Метапредметные:

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические – характеризуют звуки [д], [д’] и буквы Д, д.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Оборудование:

1. Рисунки на доске (дом, дуб, дупло, радуга, дождь)

2. Индивидуальные слоговые схемы.

3. Гласные буквы (магниты)

4. Фишки на наборном полотне, индивидуальные.

5. Звуковые схемы на доске для составления схемы слова.

6. Полоски-слова демонстрационные и индивидуальные.

7. Указки индивидуальные.

8. Экран для составления слогов «бегущая строка».

9. Буквари.

План занятия:

I. Вводный этап.

- Ребята, нам пришло письмо: (учитель читает) Ученикам 1 класса.
         Приглашение.
Дорогие ребята, приглашаю вас на День рождения!
Приходите в мой домик, вас ждет сюрприз!
                                                                       Буква … .
А вот какая буква, что-то не видно…
- Что ж, я думаю, вам не сложно будет догадаться, кто пригласил вас в гости.
Эта буква – мастерица делать сюрпризы. Вот и тропинка к домику нашей буквы необычная – полна интересных заданий.
- Ребята, отправляемся на праздник?

II. Основной этап.

1. Подготовка к восприятию нового материала.
- Ребята, на День рождения не приходят с пустыми руками. Что нам нужно взять с собой? (подарок)
- Как вы думаете, а что можно подарить? (дети предлагают свои варианты)
- Ребята, а что растет вдоль тропинки? (на доске открываются  цветы)
- Давайте соберем букет цветов – это и будет наш подарок (нужно подвести детей к этой мысли).
- Но цветы здесь растут не простые, чтобы сорвать цветок, нужно выполнить задание.
1) Поработайте язычком:
    - лопатка
    - жало
    - трубочка
    - часики
    - почистить зубки языком (верхние, нижние)
2) Проговорите скороговорку три раза:
        (вдох) «На горе, на горке
(на выдохе) Стоят тридцать три Егорки».
- Что мы слышим? (Это звуки)

- Что такое звук? (Звуки говорим и слышим)
3) Прочитайте звуки (на красном фоне): а, о, у, ы, и.

- Какие это звуки? (Это звуки гласные)

- Почему гласные? (Их поем, тянем)
4) Прочитайте звуки (на синем и зеленом фоне): н, н’, м, м’, к, к’.
- Какие это звуки? (Это звуки согласные)

- Почему согласные? ( При произнесении воздух встречает преграду, слышим голос и шум)
5) Составьте схему слова ДОМ. (Работа в парах с индивидуальными схемами звуков). Проговорите звуки друг другу.

- 1-й звук – Д.

- 2-й звук – О.

- 3-й звук – М.
2. Знакомство с новым звуком.
- Какой звук новый? (Д)

- Какой он?  (Д – согласный, нельзя тянуть, есть преграда. Д – звонкий, твердый.)

- Составьте звуковую схему (на доске и индивидуально).
- Ребята, у нас получился красивый подарок – букет цветов. Вот и до ДОМИКА дошли нашей именинницы.
- Найдите у ДОМА, справа, слева, вверху, внизу предметы, в названии которых есть новый звук [д]. (Работа в группах). Ребята находят: дверь, забор, дерево, трава, дрова.
- Каждая группа (1 представитель) пусть поставит фишку у того предмета, в названии которого есть звук [д].
- В каждой группе есть полоски-слова. Укажите место звука [д] фишкой (в начале слова, в середине): дуб, дерево, дупло, дым, радуга, дорога.
- Объясните слова: радуга, дым. (Показать картинки)
- Составьте предложение со словом «радуга». (Выслушиваются предложения от каждой группы.)
- Произнесите слово «дерево».
- Какой звук мы слышим в начале слова?
- Ребята, сравните первые звуки в словах: дом, дерево. Чем похожи? (Согласные, звонкие). Чем отличаются? (Твердый и мягкий).
- Теперь можно зайти в дом. Кого вы пропустите вперед? (Учительницу, а потом девочек).

- Теперь я захожу в дом и вижу много предметов, в названиях которых есть новый звук, а букву пока не вижу. Давайте поиграем, повеселим букву.
Игра «Кто внимательный?» - Я буду называть слово, а вы, если услышите звук [д] - хлопните в ладоши и укажите, в какой части слова этот звук:

- Тарелка, сковорода, вилки, дуршлаг, ложки.

- Что это? (Это посуда).

Пальто, платье, шуба, дубленка.

- Что это? (Это одежда).
3. Знакомство с буквой Д.

- Теперь мы встретимся с новой буквой. Игра «День-ночь» (Ночь – дети кладут головки на парты, делают круглую спинку и закрывают глаза, день – поднимают головки, потягиваются, руки вверх и открывают глаза. Повторить несколько раз).
(В это время вставляю в окошко Д)

- День, откройте глазки. Знакомьтесь - это буква Д.

- Чем отличается буква от звука? (Звук мы произносим и слышим. Букву видим и пишем).

- На что похожа буква Д? (Ответы детей).

- Буква Д умеет дружить со всеми гласными. Поставим их рядышком. Что получим? (Слоги).

Читаем на доске: ДА, ДО, ДУ, ДЫ.

Читаем на магнитной доске.

Читаем на ленте (экран).

- Печатаем на доске и в тетради:

Д д Д д Д д (3 раза)

да до ду ды (1 раз)
Букве Д очень понравилось, как вы старательно выводили ее имя. Самое время сделать нашей букве имениннице подарок. Давайте прикрепим цветочки, которые вы собрали, на домик Буквы Д.
Теперь ее домик стал еще красивее! Настоящий праздник!
4. Работа с букварем.

- А сейчас каждый из вас пусть порадует букву Д правильным чтением слов и предложений (стр. 92).
- Прочитаем слоги справа вверху, следим указкой.

- Найдите картинки, прочитайте подписи под картинками.
(Слово ДУШ – объяснить).

Дождик теплый и усталый,

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

- Слова в столбиках. (Объяснить смысл слов).

ДОМ                           ДУБ                        САД

ДО-МА                       ДУ-БЫ                   СА-ДЫ

ДО-МИК                    ДУ-БОК                 СА-ДИК

- Беседа по картинке.

- Кого видите?

- Что делает девочка?

- Где растут цветы?

- Что еще растет в саду? (Яблоки, груши, …- фрукты).

Чтение текста учителем, а потом учащимися.

(Объяснить слова: мал, хорош).

III. Заключительный этап. Подведение итогов.
- Ребята, расскажите нашей букве-имениннице, что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Молодцы, ребята! Вы очень понравились букве Д! Всем вам она приготовила сюрприз (можно каждому ребенку подарить по наклейке, которые смогут наклеить в свои тетради, рядом с записями буквы Д и слогов с буквой). Спасибо за работу!