ИЗО студия "Волшебные ладошки"
На этой странице вы можете познакомится с опытом работы по теме «Использование макарон и круп в работе по художественному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта
и Нерехтский район Костромской области
Выступление
на родительском собрании
на тему: «Макаронные чудеса»
Подготовила и провела:
воспитатель первой квалификационной категории
Незамаева А.Н.
2017 г.
Аппликация из макарон.
Аппликация - увлекательнейший мир, который вы можете открыть для себя и своих детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок! Однако, чаще всего детям надоедают традиционные способы, (т.е. работа с бумагой), им становится скучно. Поэтому, чтобы завлечь ребенка, предложите ему поработать с макаронами. Это однозначно удивит его.
На прилавках магазинов сейчас можно встретить большой ассортимент всевозможных макаронных изделий разных форм. Аппликация из макарон очень интересна детям. Ребенок познает жизнь во всех ее проявлениях, а поделки из макаронных изделий дают возможность детям проявить свою находчивость, фантазию, любознательность в полной мере.
Невероятно красивыми и необычными получаются детские работы, которые не похожи на обычные аппликации из бумаги, потому что главным материалом для их создания является не цветная бумага, а различные крупы и макаронные изделия. Пользуясь такой техникой можно создать самые разнообразные картины - пейзажи, натюрморты, портреты, а также изобразить любимых сказочных или мультипликационных героев.
Необычные поделки из макарон для детей все больше и больше пользуются популярностью благодаря своей простоте и красоте. Они очень интересны, увлекательны не только для детей, воспитателей, но так же и для родителей. А под час мамы и сами очень увлекаются таким творчеством и создают настоящие шедевры.
При выборе что же начать делать используя макароны, нужно конечно сначала ориентироваться на возраст ребенка. Самые маленькие могут делать поделки попроще, старшие дошкольники уже чуть более сложнее, а дети лет 12-ти могут создавать самостоятельно целые композиции, цветы, букеты, вазы, елочки, украшения, игрушки и многое другое.
Из самых обычных спагетти, ’’ракушек", лапши и прочих разновидностей макаронных изделий, можно сделать оригинальные аппликации.
Можно использовать дополнительные материалы: пластилин, различные крупы, цветную бумагу, картон и т.д. Макароны можно приклеивать на картон или фанеру или вдавливать в пластилин, все зависит от вашей фантазии. Их можно красить гуашью, акриловыми красками, пищевыми красителями, а можно оставить и исходный цвет.
Такие занятия будут развивать у ребенка фантазию, эстетический вкус, мышление, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками. Следует заметить, что изготовление аппликации данного вида - работа довольно кропотливая, требующая усидчивости и старания. Поэтому, для начала предложите крохе сделать небольшую поделку. А затем можно создавать целые композиции. Именно этим мы и занимаемся с детьми старше-подготовительной группы на занятиях в изо студии «Волшебные ладошки».
Предложить родителям обратить внимание на выставку работ изо студии.
Вы убедились, что макароны - это не только продукт питания, но еще и доступный материал, с помощью которого можно сделать необычную и радующую глаз поделку.
Раздать родителям памятку: «Рекомендации родителям при изготовлении аппликации из макаронных изделий»
Объявить о том, что в нашей группе будет проходить конкурс «Макаронные задумки», познакомить родителей с условиями конкурса и предложить им проявить свое творчество в совместной работе с детьми.
Рекомендации для родителей при изготовлении аппликации из макаронных изделий
1.Будьте готовы к тому, что во время творчества ваше чадо будет испачкан и в клее, и в краске. Поэтому предварительно наденьте на него фартук или старую одежду, которую не жалко пачкать.
2.Макароны очень быстро раскисают, следите, чтобы ребенок не держал долго в руках макарошку, намазанную клеем.
3.Краска для разукрашивания должна быть, как можно гуще. Объясните крохе, что с кисточки сначала нужно отжать воду о стенку стаканчика или салфетку, а уже потом набирать краску.
4.Самым маленьким художникам, все-таки, давать гуашь, ее консистенция сама по себе густая. При разукрашивании деталей, выполненных из спагетти, помогите ребенку. Одному ему не под силу оформить такие тонкие элементы аккуратно.
5.Такие аппликации замечательно смотрятся в рамках. Они могут стать украшением детской комнаты.
6.Блеска и прочности таким картинам можно придать с помощью прозрачного акрилового лака (лак для декоративных работ). Тонкой кистью обработайте все макароны и дайте им высохнуть.
7.Вставьте картинку в рамочку и повесьте на стену.
Выступление на родительском собрании
на тему: «Макаронные чудеса»
10 сентября 2015 г.
Я познакомила родителей с
нетрадиционной формой
аппликации
– аппликацией из макарон.
Рассказала о пользе такой работы
для всестороннего развития детей.
Подготовила памятку:
«Рекомендации родителям
при изготовлении аппликации
из макаронных изделий»
и объявила о начале конкурса
семейных поделок
«Макаронные задумки»,
после этого родителям была
представлена
выставка детских работ
изо студии
«Волшебные ладошки».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта
и Нерехтский район Костромской области
Консультация для воспитателей
«Игры и занятия
с крупой и зернобобовыми»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории Незамаева Анна Николаевна
Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.
Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки.
Чтобы потом крупа не валялась по всему дому, выделите для игры специальное место:
- Играть можно в стульчике для кормления либо за обычным столом.
- Можно поставить миски с крупой в неглубокий тазик или на поднос с бортиками, чтобы крупа не разбежалась по полу.
- А можно посадить ребенка играть в ванну, постелив на дно коврик, чтобы было теплее.
Кроме простого перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и даже читать.
1. Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.
2. Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.
3. Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.
4. Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.
5. Перекладывать крупу с помощью пинцета.
6. Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке.
Чтобы было интереснее, можно на коробку наклеить изображение птички, которую будем кормить зернышками:
7. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.
8. Искать в манке, соли или муке игрушки, макароны, орехи, фасоль, крупу с помощью ситечка.
9. Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.
10. Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем предложить малышу разложить их по разным мискам.
11. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.
12. Заготовить один ряд различных круп в лотке для яиц и такие же крупы в отдельные миски. Задание — найти пару, сложить такой же ряд круп.
13. Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой образы или дорожки между игрушками.
14. Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т.д.
15. Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой.
16. Сыпать мелкую крупу или соль щепоткой.
17. Когда ребенок научится сыпать щепоткой, предложите ему рисовать таким образом дорожки от одного предмета к другому.
18. Провести клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, насыпать сверху манку, а потом сдуть лишнее.
19. Нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная аппликация.
20. Использовать крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.
21. Нанести клей на раскраску и заполнить каждую ее часть крупой определенного цвета.
22. Покрасить соль или рис краской или пищевыми красителями. Насыпать слоями в прозрачную банку или бутылку.
23. Делать аппликации с покрашенной солью или рисом.
24. Насыпать крупу тазик и топтаться в ней ногами.
25. Вдавливать крупу в пластилин или тесто.
26. Насыпать крупу в мешочки или носочки. Мы играем с шитыми подушечками и мячиками, которые наполнены крупой. Малышам первых трех месяцев вкладывать в кулачки.
27. Искать мешочки с одинаковым наполнителем из крупы.
28. Кидать мешочки с крупой в цель — ведерко, миску, обруч, лежащий на полу.
29. Размешивать соль, сахар в воде.
30. Макать макароны, фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.
31. Сделать погремушки из крупы и контейнеров от киндер-сюрприза или небольших пластиковых бутылок. Искать одинаково звучащие.
32. Заполнить крупой формочки для печенья или пластилина.
33. Сделать тактильное домино, наклеив на картон не картинки, а разную крупу.
34. Наклеить на бутылочки, стаканчики или спичечные коробки цифры и складывать в эти емкости нужное количество зернышек или макарон.
35. Наклеить на спичечные коробки картинки и названия злаков и складывать в них соответствующую крупу.
36. Промывать крупу.
37. Замочить и прорастить крупу.
Как придумать комплексное занятие?
Намного интереснее и познавательнее будет, если в течение какого-то времени предлагать ребенку игры и занятия, связанные одной темой. Такие занятия можно назвать комплексными. Например, мы с сыном играли в игры на тему «Лето», «Космос», «Медузы» и многие другие.
Как придумать комплексное занятие?
Для этого есть два пути – импровизировать по ходу игры и расписать все задания заранее.
Если хватает фантазии, одна игра может превратиться в другую без всякой предварительной подготовки.
Что для этого надо?
Расскажу на примере занятия на тему «Злаки».
1. Начните играть с ребенком в любую игру, которая ему нравится. Например, начали играть с посудкой.
2. Выберите во время игры какое-нибудь одно понятие. Например, понятие «каша», так как ее мы и варили в игрушечной кастрюле. А потом задайтесь вопросом, из какой крупы бывает каша, добавляем понятие «злаки».
3. А теперь постепенно задание за заданием начинаем придумывать игры на выбранную тему.
Не старайтесь сразу объять необъятное. Придумайте какое-нибудь одно задание. Выполните его и спросите себя: что еще можно сделать на эту тему?
И еще один волшебный вопрос: как можно ПРОДОЛЖИТЬ последнее задание?
Тема «Злаки».
1. Достали из шкафа крупу. Посмотрели, какая крупа у нас есть, как она называется, чем отличается.
2. Затем отсыпали несколько видов крупы в коробки. Дети сами насыпают крупу ложечкой. Вот вам и еще одно занятие, простое, но полезное, так как развивает координацию рук.
3. На коробки наклеили этикетки с подписями – рис, гречка, манка. Пусть ребенок видит и запоминает новые слова.
4. А теперь продолжим игру на чтение и составим эти слова из зерен.
5. Потрясли коробочки – слушали, как гремит разная крупа. Задание можно и усложнить: попробуйте угадать с закрытыми глазами, коробка с какой крупой гремит.
6. С коробочками поиграли, пора и кашу уже варить. Снова пересыпаем крупу, теперь уже в кастрюлю и по тарелкам.
7. Что такое? Разные крупы перемешались! Надо срочно их рассортировать – прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики.
8. Забыли налить в кастрюлю воду. И вот новая игра – перемешиваем крупу в воде. Заодно изучаем, какая крупа как себя ведет в воде: манка набухает, рис и гречка тонут, а некоторые зернышки всплывают.
9.Презентация «Зерновые». А после ее просмотра почитали детскую энциклопедию.
Что еще можно было придумать на эту тему?
1. Какое-нибудь творческое задание:
— хаотичную аппликацию, т.е. беспорядочно разбросать зерна на листе бумаги, смазанном клеем;
— аппликацию-мозаику, например, заполнить контур какого-нибудь рисунка крупой;
— лепка – вдавливать крупу в пластилин или нарисовать на бумаге колос и приклеить пластилиновые шарики-зерна;
2. Подмести крупу с пола или кисточкой со стола.
3. Сделать плакат «Злаки», приклеив вместе с малышом изображения различных растений.
4. Сделать плакат-объяснялку «Строение колоса».
5. Сделать лото по этой же теме.
6. Прочитать и инсценировать сказку «Колосок».
7. Угадывать с закрытыми глазами на вкус, какую кашу предлагает мама.
8. Сшить мешочки и наполнить их разной крупой, а затем угадывать наощупь, в каком мешочке какая крупа.
9. Прочитать и поиграть, как получается крупа: что такое поле, комбайн, когда и как сеют зерно, как его собирают и обрабатывают.
10. Игра на развитие речи: из какого растения какая каша получается – из гречихи гречневая, из овса овсяная и т.д.
Если у Вас не получается придумывать задания с ходу, запишите их заранее. Задавайте себе те же вопросы – что можно сделать еще и как продолжить последнее задание.
Пусть во все записанные игры вы и не поиграете, зато Вы потренируете свою фантазию и у Вас под рукой будет уже готовый конспект игр на другой день.
Вдохновения и интересных игр Вам и Вашему малышу!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта
и Нерехтский район Костромской области
Консультация
для родителей
«Аппликация из крупы –
это интересно»
Подготовила и провела:
воспитатель первой
квалификационной категории
Незамаева А.Н.
2017 г.
Аппликация из крупы
Ребенку необходимо развиваться всесторонне, и главная обязанность родителей - всячески ему в этом помогать. Лепка, рисование, аппликации – все это дает возможность открывать способности малыша и развивать мелкую моторику пальцев и рук.
Сейчас в магазинах продается множество наборов для детского творчества, но красивые поделки можно создать и из подручных средств, например, попробуйте сделать с ребенком аппликации из круп и макарон.
Аппликация из крупы для малышей может быть самой первой поделкой, ведь сделать ее очень просто. Конечно, если ребеночек еще совсем маленький, то без вашей помощи он не обойдется. Но малыш тоже будет принимать активное участие в ее изготовлении. Просто разрешите высыпать крупинки на намазанный клей или раскатанный на листе пластилин и вдавливать их пальчиками. Все лишнее вы потом высыпите в сторону, и картинка будет готова.
Как сделать аппликацию из крупы?
Для того чтобы сделать аппликации с крупой вам понадобится плотный картон или дощечка ДСП, фломастеры, маркеры, карандаши, клей ПВА и любая каша, которая найдется дома.
Подготовьте лист цветного картона или дощечку, нанесите рисунок и клей по контуру изображения, а затем насыпьте крупу на клей. Струсите лишнюю крупу и, при желании, раскрасьте гуашью. Чтобы поделка дольше хранилась, покройте ее лаком для волос.
Можно сделать цветной рисунок с помощью разных круп – гречневой, манной, рисовой или из пшена. Соединяя их, вы получите различные по текстуре и цвету, очень натуральные аппликации.
Как покрасить крупу?
Первый способ окраски очень простой, вы можете вовлечь в это занятие своего малыша:
- добавьте в гуашь немного воды;
- выложите крупу на плотный картон в один слой;
- раскрасьте кисточкой;
- оставьте сушиться.
Или можно воспользоваться вторым методом окраски крупы:
- вылейте гуашь в тарелочку;
- высыпьте крупу в краску;
- помешивайте сухой кисточкой до полного высыхания, не обращая внимания на то, что крупа слипается, она высохнет и будет снова рассыпчатой.
Если необходимо много крупы можно воспользоваться третьим экономным вариантом окраски:
- в глубокую тарелку высыпьте необходимое количество крупы;
- залейте водой;
- добавьте гуашь;
- оставьте на ночь;
- достаньте крупу и выложите на целлофановый пакет или картон и оставьте сушиться.
Расфасуйте все в баночки или стаканчики и храните, не закрывая крышкой. Потом, когда вы решите сделать детские аппликации из круп, то у вас уже будет все готово.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта
и Нерехтский район Костромской области
Мастер-класс для воспитателей
«Золотая рыбка»
(аппликация из крупы)
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Незамаева А.Н.
Поделка из круп — один из самых красивых и оригинальных подарков, сделанных своими руками в зимнее время, благотворно влияющий на моторику детских пальчиков, развивающий фантазию и воображение. Идеи таких поделок просто незаменимы в моменты, когда уже вечером вспоминаешь, что завтра необходима поделка на какую-нибудь очередную выставку.
Для создания панно нам понадобятся все крупяные запасы и безграничная фантазия.
Помимо основного материала нам понадобится:
· шаблон рисунка (подойдут даже детские раскраски);
· основа — плотный картон;
· копировальная бумага (можно вырезать рисунок по контуру или обвести на основу);
· клей ПВА, клей-карандаш;
· различные крупы;
Аппликация из крупы «Золотая рыбка»
1. Для начала определимся с рисунком, переносим его на лист А4. Множество всевозможных шаблонов и рисунков можно найти в сети интернет.
2. Теперь определим, какие виды крупы мы будем использовать как компоненты нашей картины. Я взяла как основные манку, гречку, пшено, рис,… Внимательно посмотрим, какую крупу или семена, уместно использовать на наших контурных изображениях фона, предметах.
3. Теперь приступим непосредственно к заполнению нашей картины. Берём клей ПВА, обильно смазываем отдельную деталь рисунка и посыпаем нужной крупой, лишнее стряхиваем, таким методом и далее заполняем весь рисунок. Немного придавливаем крупу, чтобы был равномерный красивый слой. Тоже проделываем с другими изображениями. Пустоты заполняем крупинками, где требуется.
4. Готовый рисунок нужно положить под пресс примерно на двое суток до полного высыхания, иначе он может сильно покоробиться. По краям оставляем место около 1 см под рамку.
5. Взяли цветную гуашь, развели водой и покрасили крупу кисточкой (приёмом тычкования). Желающих разукрасить такое изображение, как всегда, очень много! Помощь воспитателя заключается в том, чтобы успевать за работой детей и вовремя развести гуашь.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта
и Нерехтский район Костромской области
Мастер – класс
для родителей
«Аппликация из семечек, круп и макарон»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Незамаева А.Н.
Аппликация из круп и семян
Поделка из круп — один из самых красивых и оригинальных подарков, сделанных своими руками в зимнее время, благотворно влияющий на моторику детских пальчиков, развивающий фантазию и воображение. Идеи таких поделок просто незаменимы в моменты, когда уже вечером вспоминаешь, что завтра необходима поделка на какую-нибудь очередную выставку.
Для создания панно нам понадобятся все крупяные запасы и безграничная фантазия.
Помимо основного материала нам понадобится:
· шаблон рисунка (подойдут даже детские раскраски);
· основа — плотный картон;
· копировальная бумага (можно вырезать рисунок по контуру или обвести на основу);
· клей ПВА, клей-карандаш;
· различные крупы;
Кроме крупы, отлично смотрятся на картинке и семена. Подойдут как обычные семечки подсолнуха, так и семена для выращивания различных растений.
Давайте рассмотрим самую простую аппликацию «Подсолнух»:
- На картоне или на ткани нарисуйте подсолнух.
- Намажьте серединку подсолнуха клеем и приклейте семечки.
- Намажьте листики подсолнуха и выложите кукурузу.
- Нанесите клей точечно по оставшемуся участку картинки и рассыпьте любую голубую крупу.
Аппликации из круп и макарон
Чтобы сделать аппликацию еще более оригинальной и объемной можно использовать не только крупы и семена, но и макароны. Возьмите разные виды макаронных изделий – бантики, ракушки, спиральки и обычные трубчатые.
Техника изготовления таких поделок такая же, как и у крупяных аппликаций – необходимо просто приклеивать макарошки на клей ПВА. Аппликацию можно раскрасить уже в готовом виде гуашью, или предварительно.
Чтобы заранее сделать цветные макароны возьмите обычные краски гуашь, насыпьте макароны в целлофановый пакет и вылейте туда выбранную краску. Затем хорошенько раструсите содержимое и высыпьте на ровную поверхность. Подождите, пока окрашенные макароны просохнут, и можете начинать творить. Готовую поделку вскройте лаком.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек»
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Принята на педагогическом совете Протокол № ___ от « »__________ 20 г. | Утверждаю: Заведующая МДОУ детский сад «Василек» _______________ М.А. Белова Приказ № ____ от « »_______ 20 г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Волшебные ладошки»
направленность художественная
ИЗО студии «Волшебные ладошки»
Возраст обучающихся:5-7 лет
Срок реализации: 2 года/72 часа
Автор: Незамаева Анна Николаевна
Педагог дополнительного образования
Лаврово, 2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Учебный план…………………………………………………………………..7
3. Содержание программы……………………………………………………….9
4. Формы аттестации……………………………………………………………10
5. Обеспечение программы……………………………………………………..12
6. Литература…………………………………………………………………….15
7. Приложения…………………………………………………………………...17
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебные ладошки» является программой художественной направленности. Программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативными документами:
− Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
− Приказом Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №41 от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
− Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году;
− Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);
− Уставом МДОУ детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Актуальность
Творческо-прикладная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе, в паре и проявлять лидерские качества. Занятия совершенствуют органы чувств, разрабатывают моторику рук, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.
Отличительные особенности программы. Дети не только разрабатывают моторику рук, неординарное мышление, усидчивость, терпимость, аккуратность и старания, а еще и развивают познавательную активность. Каждое занятие и каждая творческая поделка связана с определенным временем года, важным событием страны, праздником и соответствует теме недели в детском саду. Программа разработана для детей дошкольного возраста и направлена на развитие моторики рук, приобщение к искусству, развитие индивидуальности, неординарного мышления, видение и творение необычного из простых подручных средств (макаронных изделий, крупы, зернобобовых, семечек). В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей восполняют данные недостатки. Программа ориентирована на развитие у каждого ребёнка творческого потенциала и художественных способностей. Применяемые формы и методы обучения, использование игровых заданий повышают мотивацию детей к занятиям, развивают их познавательную активность.
Одной из главных задач программы является обогащение мировосприятия воспитанников, т.е. развитие творческой культуры ребенка, творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости создания и открытия для себя чего-то нового. Однако, традиционные виды рисования, лепки, аппликации уже настолько привычны, что неинтересны ни воспитателям, ни детям. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, традиционных способов недостаточно для развития творческих способностей. Ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем.
А также традиционные техники являются достаточно сложными для большинства дошкольников. Несформированность графических навыков и умений мешают ребёнку выразить в работе задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Далеко не все дети справляются с поставленной задачей.
Уровень развития мелкой моторики – это один из показателей готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, его пальцы имеют силу, гибкость и подвижность, что облегчает овладение навыками письма. А не готовность к письму, не достаточное развитие мелкой моторики, психических процессов может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.
Опыт работы показал, что решить все эти проблемы помогают нетрадиционные техники художественного творчества, которые всегда очень интересны детям, работа с необычными материалами, исследование их свойств, приносит детям радость, даёт толчок к творчеству. Дети занимаются продуктивной деятельностью потому, что им это нравится. Главным для ребёнка становится не только конечный результат, но и сам процесс экспериментирования в ходе работы.
Для получения поделок не понадобится выполнять сложные трудоёмкие действия, практически всю работу ребёнок сможет выполнить сам при минимальной помощи и поддержке воспитателя. Однако полученный при этом результат всегда будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребёнка.
Новизна
В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обычных материалов, найти нестандартное применение тому, к чему все уже привыкли. В ходе активного поиска выяснилось, что вермишель, рожки, макароны, лапша, различные крупы, семечки, зернобобовые - это не только продукты питания, но и отличный поделочный материал.
Работа с применением макаронных изделий и круп способствуют развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, любознательности и наблюдательности.
Новизна образовательной программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать интерес к творческому процессу ребёнка.
Цель программы. Создание условий для развития творческой индивидуальности обучающихся в процессе изготовления поделок с использованием макарон и круп.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с различного вида макаронными изделиями, крупами, семечками и зернобобовыми; основными способами выполнения поделок: приклеивание, вдавливание и посыпание.
- Побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью макаронных изделий и круп.
- Познакомить с понятием «технология»: чтобы получить результат необходимо выполнить последовательность различных действий: обвести шаблон (или нарисовать самостоятельно), смазать клеем (или пластилином), посыпать или вдавить макароны или крупу.
- Формировать пространственные представления (ориентировка во времени, в
пространстве и на листе бумаги).
- Продолжать учить понимать поставленную задачу и способы ее достижения.
Развивающие
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.
- Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
- Развивать творческие способности.
- Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и творческой
активности детей.
- Развивать умение общаться, способность управлять своими эмоциями.
- Развивать умение организовывать свой труд, концентрироваться на задании.
Воспитательные
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Формировать самостоятельность при выполнении поделок.
- Воспитывать личные качества ребёнка (организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность, терпение, усидчивость, упорство, умение доводить начатое дело до конца).
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки самообслуживания, бережное отношение к природе, к окружающим вещам.
Социальная значимость: полученные умения и навыки помогут детям в
самостоятельной деятельности, помогут лучше подготовить руку детей к письму, подготовят к урокам труда в школе.
Принципы, лежащие в основе программы.
Принцип систематичности и последовательности. Материал для образовательной деятельности подобран в определённом порядке, системе. Обучение нетрадиционным художественным техникам идёт от простого к сложному.
Принцип научности. Обоснованность, наличие методологической базы.
Принцип доступности. Образовательная деятельность строится с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Характер и объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
Принцип наглядности. В ходе образовательной деятельности используются иллюстрации, репродукции картин, презентации, видеоролики, схемы, алгоритмы, натуральные предметы, наглядный показ действий по выполнению поделки; многие задания предполагают опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение музеев, библиотек, наблюдения на прогулке и т.д.). Однако вся эта наглядность во всех случаях соединяется с ясным, правильным и понятным детям пояснением.
Принцип интереса. Построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Принцип интеграции различных видов образовательных областей и видов художественно-творческой деятельности детей (лепка, аппликация, рисование, художественный труд).
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Социальные партнеры: сельская библиотека д. Лаврово, Нерехтский краеведческий музей, Лавровская фабрика художественной росписи.
Предполагаемый результат программы.
Дети:
- у обучающиеся сформировано умение передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов; обогащен сенсорный опыт;
- сформировано умение активно использовать разнообразные макароны и крупы при передаче художественных образов;
- сформированы трудовые навыки, умение слушать педагога и самостоятельно выполнить поставленную учебную задачу по словесному или наглядному алгоритму; любознательность, сообразительность, аккуратность, терпимость, старание, творческое воображение;
- у обучающихся мелкая моторика рук и координация пальцев рук развита до уровня, соответствующего данному возрасту.
Родители:
- станут полноправными участниками образовательного процесса;
- приобретут и расширят знания по художественно-эстетическому развитию детей.
Организация образовательного процесса.
Категория обучающихся. Программа разработана для детей 5-7 лет (детей дошкольного возраста), реализуется в старше-подготовительной группе МДОУ детского сада «Василек» и рассчитана на 2 года обучения, 36 часов в год. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность академического часа определяется в зависимости от возраста детей: 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной к школе группе.
Особенности комплектования групп. В изостудию принимаются все желающие дети 5-7 лет по заявлению родителей (законных представителей). Количество обучающихся в группе – не более 12 человек. По возрастам обучающиеся распределяются в группы следующим образом: первый год обучения – обучающиеся 5-6 лет, второй год обучения – обучающиеся 6-7 лет.
Формы обучения и виды занятий.
Форма организации образовательного процесса очная. Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.
Формы работы на занятиях.
- Работа в паре. Обучающиеся работают на одном листе бумаги (картона), предварительно договорившись о том, что они будут изображать и как. Эта работа учит детей совместно планировать работу по реализации замысла, распределять обязанности и помогать друг другу.
- Работа в мини-группе из трёх-четырёх детей: выбирается ведущий, который распределяет обязанности (кто, что будет делать) и руководит процессом.
- Коллективная работа на одном большом листе ватмана. При выполнении поделки дети учатся договариваться о содержании работы, обсуждают приёмы и композиционные решения. Коллективные виды работ позволяют формировать у ребенка умение планировать свою деятельность, с учетом общей цели, распределять операции, способствуют сплочению детей, воспитанию дружеских взаимоотношений.
- Фронтальная работа.
Виды учебных занятий:
- вводное занятие: знакомство, изучение техники безопасности, правил поведения в изостудии;
- ознакомительное занятие: знакомство с новыми материалами для творчества: с различными видами макарон, крупами, зернобобовыми, семечками; знакомство с техниками изготовления поделок: посыпание и вдавливание;
- занятия по изготовлению поделок (это основная часть занятий);
- диагностические занятия (в начале года и в конце);
- экскурсии (один раз в год);
- открытые занятия с привлечением родителей;
- итоговые занятие: подведение итогов работы детского объединения (выставка).
2. Учебный план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие. Организация рабочего места, техника безопасности на рабочем месте. | 1 | 0 | 1 | Опрос |
2 | Диагностическое занятие | 0 | 2 | 2 | Просмотр работ |
3 | Знакомство с крупами и макаронами Раскрашивание круп и макарон | 0 | 1 | 1 | |
4 | Знакомство с техниками: посыпание и вдавливание | 0 | 1 | 1 | |
5 | Изготовление поделок с использованием макарон | 0 | 13 | 13 | |
6 | Изготовление поделок с использованием различных круп и зернобобовых | 0 | 7 | 7 | |
7 | Изготовление поделок в смешанной технике (с использованием макарон и круп) | 0 | 8 | 8 | |
8 | Экскурсия на Лавровскую фабрику художественной росписи | 1 | 0 | 1 | |
9 | Открытое занятие с привлечением родителей | 0 | 1 | 1 | |
11 | Итоговое занятие | 0 | 1 | 1 | Выставка |
Всего | 2 | 34 | 36 |
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие. Организация рабочего места, техника безопасности на рабочем месте. | 1 | 0 | 1 | Опрос |
2 | Диагностическое занятие | 0 | 2 | 2 | Просмотр работ |
5 | Изготовление поделок с использованием макарон | 0 | 9 | 9 | |
6 | Изготовление поделок с использованием различных круп и зернобобовых | 0 | 9 | 9 | |
7 | Изготовление поделок в смешанной технике (с использованием макарон и круп) | 0 | 12 | 12 | |
8 | Экскурсия в Нерехтский краеведческий музей | 1 | 0 | 1 | |
9 | Открытое занятие с привлечением родителей | 1 | 1 | ||
10 | Итоговое занятие | 0 | 1 | 1 | Вернисаж |
Всего | 2 | 34 | 36 |
- Содержание образовательной программы
Данная программа содержит три направления работы:
- работы с использованием макаронных изделий;
- работы из круп, семечек, зернобобовых;
- работы в смешанной технике.
Основой работы является несложное силуэтное изображение предмета, явления на картоне или фанере, а также работа может быть и объемной. При этом несложное изображение приобретает рельефность, необычность фактуры и привлекает своей оригинальностью, благодаря использованию необычных материалов.
Темы работ соответствуют темам календарно – тематического планирования старше-подготовительной группы МДОУ детского сада «Василек», т.е. если дети проходят грибы, то тема поделки в изостудии – «Мухомор» или «Белые грибы». В ходе усвоения обучающимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Учитываются индивидуальные особенности детей: характер восприятия окружающего, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в выполнении работы, темп выполнения поделки, активность воображения, его интересы, уровень умений и навыков и пр.
Первый год обучения
- Вводное занятие. Теория. Создание у участников положительного настоя на работу. Организация рабочего места, техника безопасности на рабочем месте. Правила поведения на занятии.
- Практика. Аппликация по замыслу (диагностика).
- Практика. Знакомство с крупами и макаронами. Раскрашивание круп и макарон. Игры с конструктором «Макаронные чудеса».
- Практика. Знакомство с техниками: посыпание и вдавливание.
- Практика. Работы с использованием макаронных изделий.
Творческие работы: «Бабочка», Букет «Воспоминание о лете», «Веточка рябины», «Зонтики», «Кудрявая овечка», «Снежинки», «Новогодняя красавица», «Рождественский венок», «Искусство гжельских мастеров», «Комнатные цветы», «Техника будущего», «Весенний букет», «Инопланетяне».
- Практика. Работы из круп, семечек, зернобобовых.
Творческие работы: «Уточки на пруду», «Белые грибы», «Ёжик», «Жираф», «Снегири», «Золотая рыбка», «Петушок».
- Практика. Работы в смешанной технике (с использованием макаронных изделий и круп).
Творческие работы: «Матрёшка», «Картина в подарок папе», «Шкатулка для украшений в подарок маме», «Черепаха», «Панно из макарон и круп», «Пасхальное яйцо», «Открытка к Дню Победы».
- Теория. Экскурсия на Лавровскую фабрику художественной росписи. «Русские народные промыслы».
- Практика. Открытое занятие с привлечением родителей.
Творческая работа - «На цветочной поляне».
- Итоговое занятие. Выставка работ.
Второй год обучения
- Вводное занятие. Теория. Создание у участников положительного настоя на работу. Организация рабочего места, техника безопасности на рабочем месте. Правила поведения на занятии.
- Практика. Аппликация по замыслу (диагностика).
- Практика. Работы с использованием макаронных изделий.
Творческие работы: «Золотая Хохлома», «Астры в вазе», «Осенний лес», «Снеговик», «Ёлочка», «Ёлочные украшения», «Любимой мамочки портрет».
- Практика. Работы из круп, семечек, зернобобовых.
Творческие работы: «Мухомор», «Дерево из фисташек», «Совёнок», «Цапля», «Роза», «Валентинка», «Журавли».
- Практика. Работы в смешанной технике (с использованием макаронных изделий и круп).
Творческие работы: «Стрекоза», «Натюрморт», «Дымковская игрушка», «Рамка в подарок папе», «Цветы для мамы», «Морское дно», «Свободная тема», «Панно из крупы и макарон», «Пасхальное яйцо».
- Теория. Экскурсия в Нерехтский краеведческий музей – «Варварин дворик».
- Практика. Открытое занятие с привлечением родителей.
Творческая работа - «Букет из макарон».
- Итоговое занятие. Вернисаж.
- Формы аттестации
В процессе обучения отслеживаются следующие результаты освоения программы:
- текущие результаты (выявление неточностей и успехов), проводится в форме мини-выставка после каждого занятия. Выставка оформляется в старше-подготовительной группе. Во время просмотра, по желанию ребёнка приглашаются родители.
- промежуточные результаты (освоение программы за 1 и 2 год обучения), проводится в форме выставки по итогам года обучения. Выставка оформляется в учреждении. На просмотр приглашаются все желающие.
- итоговые результаты (результаты освоения программы в целом), проводится в форме вернисажа в помещении учреждения.
Личностное развитие обучающихся определяется с использованием метода наблюдения. В качестве форм подведения итогов используется и участие обучающихся в городских выставках и конкурсах различного уровня.
В течение учебного года проводятся три вида аттестации обучающихся:
- входная – сентябрь;
- промежуточная - декабрь;
- итоговая – май.
В ходе аттестации определяется уровень освоения обучающимися образовательной программы.
Критерии и показатели оценки работ обучающихся для определения уровня освоения, который демонстрируется обучающимися в контексте их ручной умелости и творчества.
Критерий | Показатели |
Ручная умелость | качество исполнения работы |
самостоятельность изготовления | |
эстетичность работы | |
Творчество | самостоятельность в выборе творческого элемента работы |
оригинальность замысла |
Уровень освоения программы согласно критериям и показателям определяется в соответствии с определенными уровнями:
1 уровень - низкий уровень освоения обучающимся содержания программы соответствует показателю менее 49,9% проявления показателей. Обучающийся испытывает затруднения в принятии задачи; создает неоригинальные, схематичные изображения; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; практические действия не комментируются; не заинтересован в выполнении работы, отвлекается; обращается к незнакомым материалам, но не знает, как их применить; затрудняется во включении в деятельность при выполнении работ в смешанной технике; не проявляет выразительных эмоций при выполнении поделки.
2 уровень − средний уровень освоения обучающимся содержания программы соответствует показателю от 50% до 69,9% проявления показателей. Обучающийся принимает задачу и включается в выполнение заданий; активно создает изображения, использует некоторые детали для украшения; проявляет относительную самостоятельность; точно отвечает на вопросы, комментирует свою работу; проявляет интерес к деятельности; часто обращается к незнакомым материалам, пытается их применить для создания образа; с интересом включается в работу по изготовлению поделки с использованием макарон и круп; проявляет выразительные эмоции при выполнении заданий.
3 уровень − высокий уровень освоения обучающимся содержания программы соответствует показателю от 70% до 100% проявления показателей. Обучающийся принимает замысел, активно включается в выполнение заданий; создает свои оригинальные изображения (интересные образы), использует разнообразные средства выразительности; проявляет активность и самостоятельность в деятельности; активно поясняет свои действия и изображения; у него хорошо сформированы технические умения и навыки (владеет основными техниками: посыпание, вдавливание); сочетает несколько техник в одной работе; проявляет яркие эмоции при выполнении задания.
1 уровень – репродуктивный уровень освоения программы;
2 уровень – продуктивный уровень освоения программы;
3 уровень – творческий уровень освоения программы.
В ходе аттестации на каждого обучающегося заполняется оценочный лист, согласно которому затем определяется уровень освоения образовательной программы. Максимальный балл 10 (100%), минимальный балл – 1.
Оценочный лист освоения программы
(оценка учебных работ, выполненных учащимися по программе)
№ | ФИ обучающегося | Критерии и показатели | ||||
Ручная умелость | Творчество | |||||
качество исполнения работы (владение техниками вдавливание и посыпание) | самостояте льность изготовления поделки | эстетичность работы | самостояте льность в выборе творческого элемента работы | оригинальность замысла | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
- Обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение.
Чтобы успешно работать по данной программе, нужно создать необходимые условия. В центре детского творчества и центре природы, которые находится в старшей-подготовительной группе МДОУ детского сада «Василек», представлены следующие материалы и инструменты для проведения занятий:
1. разнообразные макаронные изделия (лапша, вермишель, колесики, палочки, звездочки, бантики, перья, ракушки, специальные наборы: «Животные», «Транспорт», «Космос» и т.д.),
2. разнообразные крупы (греча, манка, рис, горох (жёлтый и зелёный), чечевица, пшено разного цвета, фасоль (белая, чёрная, красная), фисташки, семечки арбуза, тыквы, хурмы, подсолнечника, фиников и т.д.,
3. клеевой термопистолет,
4. клей ПВА, универсальный клей,
5. подкладные клеенки,
6. пищевые красители,
7. проволока,
8. шаблоны и трафареты,
9. бумажные салфетки,
10. ракушки, камушки,
11. различный бросовый материал,
12. фанерки разного размера, рамочки,
13. ёмкости для воды,
14. гуашь,
15. акварель,
16. акриловые краски,
17. кисти клеевые и для рисования,
18. разноцветный картон,
19. цветная и тонированная бумага,
20. пластилин,
21. доски для пластилина, стеки,
22. ножницы, карандаши,
23. различные шаблоны, трафареты,
24. акриловый, бесцветный лак,
25. скотч прозрачный и двухсторонний и др.
Центр детского творчества постоянно пополняется новыми различными материалами.
Технические средства обучения: ростовая мебель (столы и стулья регулируемые), шкафы для хранения материалов для творчества, 2 мольберта, настенная магнитная доска, софиты, музыкальная колонка, ноутбук, проектор, экран.
Методическое обеспечение программы:
В качестве наглядного дидактического материала в образовательном процессе для реализации программы используются:
1. Наглядные пособия (муляжи фруктов, овощей);
2.Тематические альбомы с изделиями народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Русская матрешка);
3. Фотографии и изображения растений, животных, птиц и т.п.;
4. Репродукции картин известных художников (натюрморты, пейзажи, портреты);
5. Образцы работ;
6. Методическая литература для педагога.
Методическая деятельность педагога направлена на обеспечение качества образовательного процесса и реализуется через следующие виды деятельности:
1. Повышение квалификации (самообразование, прохождение курсов повышения квалификации);
2. Участие в работе методических объединений, семинаров, педсоветов;
3. Подготовка наглядных дидактических материалов;
4. Посещение открытых занятий, выставок;
5. Методическая помощь родителям и другим педагогам;
6. Обмен педагогическим опытом;
7. Разработка методических материалов.
Педагогические методы приемы и средства.
Программа построена с использованием зрелищно-игровых педагогических приёмов, способствующих поддержанию мотивации к творчеству у детей этого возраста (сказочные ситуации, воображаемые путешествия по миру, космосу, где ребёнок чувствует себя волшебником, творцом прекрасного). Одна из важных видов деятельности этого возраста – игра. Через игру обучающиеся включаются в творческую деятельность. У них появляется потребность к самовыражению через рисунок.
Структура занятия.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Четвертый лишний» слушание песенок, и т.д.
Как известно, положительных результатов от занятия нельзя добиться, если у детей нет заинтересованности. Поэтому для того, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, сформировать положительную мотивацию к художественно-творческой деятельности на занятиях используются нетрадиционные техники в сочетании с художественным словом, музыкой, наглядностью, игровыми приёмами.
Так предварительной работой для создания рисунка, аппликации, предметной фигуры является знакомство с художественными произведениями лучших детских писателей: А. Барто, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Успенского и др. Для повышения интереса к занятиям речевой материал подобран с использованием загадок, небылиц, чистоговорок, стихотворений, сказок. С детьми обсуждается содержание произведения, выясняется, чем оно понравилось детям, при желании дети учат его наизусть.
В занятиях содержатся задания и на развитие слухового внимания и связной речи, а также различные грамматические задания, игры на развитие мышления (Например: «Один -много», «Назови ласково», «Кто лишний» и др.). Выполняя их, дети учатся относить предметы к определенной группе, сравнивать различные предметы или явления природы, анализировать и обобщать, мыслить, доказывать свою точку зрения. Таким образом, тренируя пальцы, непроизвольно развиваются и органы артикуляции. Речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения, развивается мыслительная деятельность.
Широко используется на занятиях не только художественное и поэтическое слово, но и музыка: пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года», произведения М. Мусоргского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и др., русские народные песни, детские песенки, музыкальные сказки, музыка со звуками природы.
Включаются в занятия и игровые приемы. Это игры-путешествия, приход какого-то необычного гостя (например, Незнайки, доктора Пилюлькина и т.д.), а также различные виды театров (кукольный, плоскостной, пальчиковый), сюрпризные моменты.
Огромное значение на занятиях приобретает наглядность - иллюстрации, алгоритмы выполнения работы, готовые образцы, муляжи, рассматривание натуральных объектов, а также репродукций картин (пейзажа, портрета, натюрморта) знаменитых русских художников: А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева и др; просмотр небольших презентаций, видеороликов.
ЧАСТЬ 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят объяснение материала, показ, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Перед изготовлением поделки проводится массаж кистей (потирание, придавливание, растирание пальцев). Также хорошей тренировкой служит перекладывание на каждый ударный слог макаронины, горошины, фасолины и т.д. из руки в руку разными пальцами (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем).
Во время практической деятельности перед обучающимися не ставится задача сделать такую же поделку, как в образце. Наоборот, детей нужно ориентировать на их собственное видение, на их желание, на внесение своих деталей, своих элементов.
В начале работы необходимо следить за качеством выполнения заданий: приступая к изготовлению поделки, обучающийся (или группа детей) под руководством педагога проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец или алгоритм, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что потом), подбирает материал, вместе с педагогом по словесной инструкции, показу или алгоритму реализует задуманное, сверяет результат с образцом или вносит собственные изменения и дополнения. По мере овладения обучающимися знаний, умений и навыков им предоставляется все больше самостоятельности, и педагог лишь направляет их художественно-творческую активность. Со временем дети сами начинают помогать тем, у кого пока что-то не получается.
Главное познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник и научить их выбирать ту технику, которая поможет наиболее ярко передать образ, для этого используется большой ассортимент практического материала: различные макароны, крупы, природный и бросовый материал, пластилин, природный материал и т.д.
Организация учебного процесса направлена на предотвращение перегрузок, перенапряжения, сохранение здоровья. Поэтому для отдыха и снятия напряжения проводятся физкультминутки, музыкальные паузы, пальчиковые гимнастики.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия является закрепление полученных знаний, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники уже могут сами оценить итог работы, организуется мини-выставка творческих работ. Дети самостоятельно убирают рабочее место.
Поделки используются для оформления интерьера детского сада, для подарков родителям и малышам. Лучшие поделки принимают участие в конкурсах различного уровня. У детей возникает чувство гордости за то, что они «сотворили своими руками».
В конце года проводятся открытые занятия с родителями детей и итоговая выставка.
- Литература
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под. ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
- Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004.
7. Е.И. Городова «Изделия из макарон» 2012г.
- Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Взаимодействие с семьями обучающихся.
Особое внимание в программе уделяется взаимодействию с родителями.
Формы работы:
- открытые показы образовательной деятельности, совместная деятельность детей и родителей;
- конкурсы, где родители совместно с детьми проявляют свою фантазию и творчество, победители награждаются почетными грамотами и призами;
- экскурсии.
Эти формы работы способствуют сближению детей и родителей, их совместному творчеству и общению.
Также проводятся:
- Выступления на родительских собраниях;
- консультации для родителей;
- индивидуальные беседы;
- наглядные виды работы - информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки дидактических игр, фотовыставки, выставки детских работ, литературы.
Все вышеизложенные формы работы с родителями основываются на педагогическом сотрудничестве и помогают успешно решать цели и задачи программы. Объединение педагога, обучающихся и их родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.
План взаимодействия с семьями обучающихся
Месяц | Название мероприятия | |
1 год обучения | 2 год обучения | |
Сентябрь | Консультация «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста» | Выступление на родительском собрании на тему «Макаронные чудеса» |
Октябрь | Мастер-класс для родителей «Аппликация из семечек, круп и макарон» | Конкурс «Макаронные задумки» |
Ноябрь | Выставка литературы «Книги, развивающие творчество» | Консультация «Игры и занятия с крупой и зернобобовыми» |
Декабрь | Конкурс «Снежинка вместе с мамой» (поделка из круп и макарон) | Папка – передвижка «Мастерим вместе» |
Январь | Стенд «Изостудия «Волшебные ладошки»» | Буклет «Аппликация из крупы – это интересно» |
Февраль | Экскурсия на Лавровскую фабрику художественной росписи | Экскурсия в Нерехтский краеведческий музей – «Варварин дворик» |
Март | Мастер-класс «Аппликация из манной крупы» | Мастер – класс «Ажурные цветы из скорлупы фисташек» |
Апрель | Папка – передвижка «Игры с крупами и макаронами для развития мелкой моторику рук детей дошкольного возраста» | Консультация «Готовим руку к письму с помощью нетрадиционных техник изо деятельности» |
Май | Совместное занятие «На цветочной полянке» | Совместное занятие «Красивый букет» |
Выставка работ изостудии «Волшебные ладошки» | Выставка работ изостудии «Волшебные ладошки» |