Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного
искусства и во внеурочной деятельности
Изобразительное искусство как один из учебных предметов
общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся
и решает конкретные задачи: содействовать идейному воспитанию учащихся;
дать знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать
навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомить с
особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус,
творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного;
воспитывать интерес и любовь к искусству.
Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую
активность, эстетическое отношение к действительности; формируется
самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность,
трудолюбие. Учащиеся осваивают графические и живописные умения и
навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего
мира. Изобразительное искусство помогает развить и сформировать
зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства и
другие психические процессы.
Знания, умения, навыки находят применение на других уроках и
трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные
объекты необходимо во многих профессиях. С помощью линий, красок,
композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность
рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости,
наслаждения, встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты,
сопереживания, сочувствия окружающим. "Детский рисунок, процесс
рисования - это частица духовной жизни ребенка", - писал В. А.
Сухомлинский.
Глобальные
социально-экономические
преобразования
выявили
потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих,
способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе
критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая
важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и
экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому
задача и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В работе с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства я
ставлю своей целью создание необходимых условий для развития
интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и
подростков в условиях общеобразовательной школы.
Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными
детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных
образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой
природной деятельности в области художественного развития. Урочная и
внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся
мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это
важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно
служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы
деятельности.
В связи с этим я использую вариативные возможности в обучении
школьников: провожу беседы «В мире прекрасного» (изобразительная
деятельность), знакомлю с различными художественными техниками,
побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах рисунков,
применяю технологии проектного обучения.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение
школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то
есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве
которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, рисунок,
творческая работа и т.д.
Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно
ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном
опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся,
дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда,
осознать ситуацию успеха в обучении.
Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно
реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от
стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на
оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки,
быть недирективным. В то же время учитель стремится к интеллектуальному
самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний,
готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- спецкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах.
По отношению к изобразительному искусству наиболее приемлема
работа в творческой мастерской (оформление традиционных праздников,
экспозиций и демонстрационных стендов и др.) и участие в конкурсах.
Активное участие в конкурсах принимают ученики 6-8 классов:
Кириллова И., Каменова И., Макаров А., Зайцева Н., Оськина Ю., Хохлова Ю.,
Акивкина Д., Филатова М., Сомова О. и занимают призовые места.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего
образования сегодня открываются новые возможности для развития
личности учащегося, и одаренной личности в частности. Работа с
одаренными
учащимися
предусматривает
целенаправленную деятельность, начиная с начальной школы и до
осознанного выбора жизненного пути.
Список литературы.
1
Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина "Изобразительное искусство"
2
Г.Г.Виноградова "Уроки рисования с натуры"
3
Б.Г.Ананьев "Очерки психологии"
4
Энциклопедия русской живописи
5
В.А.Яблонский "Преподавание предметов: "Рисунок" и "Основы композиции"
6
Т.Я.Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования"