Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

Ганеева Елена Сергеевна

Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного

искусства и во внеурочной деятельности

 

 

Изобразительное искусство как один из учебных предметов

общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся

и решает конкретные задачи: содействовать идейному воспитанию учащихся;

дать знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать

навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомить с

особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;

развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус,

творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного;

воспитывать интерес и любовь к искусству.

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую

активность, эстетическое отношение к действительности; формируется

самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность,

трудолюбие. Учащиеся осваивают графические и живописные умения и

навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего

мира. Изобразительное искусство помогает развить и сформировать

зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства и

другие психические процессы.

Знания, умения, навыки находят применение на других уроках и

трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные

объекты необходимо во многих профессиях. С помощью линий, красок,

композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность

рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости,

наслаждения, встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты,

сопереживания, сочувствия окружающим. "Детский рисунок, процесс

рисования - это частица духовной жизни ребенка", - писал В. А.

Сухомлинский.

Глобальные

социально-экономические

преобразования

выявили

потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих,

способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе

критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая

важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и

экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому

задача и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни

качество психики, которое определяет возможность достижения

человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах

деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В работе с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства я

ставлю своей целью создание необходимых условий для развития

интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и

подростков в условиях общеобразовательной школы.

Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными

детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных

возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при

минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных

образовательных услуг, помощи, наставничества.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных

образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой

природной деятельности в области художественного развития. Урочная и

внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся

мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это

важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно

служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы

деятельности.

В связи с этим я использую вариативные возможности в обучении

школьников: провожу беседы «В мире прекрасного» (изобразительная

деятельность), знакомлю с различными художественными техниками,

побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах рисунков,

применяю технологии проектного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение

школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то

есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве

которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, рисунок,

творческая работа и т.д.

Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно

ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном

опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся,

дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда,

осознать ситуацию успеха в обучении.

Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно

реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от

стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на

оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки,

быть недирективным. В то же время учитель стремится к интеллектуальному

самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний,

готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Формы работы с одаренными учащимися:

- творческие мастерские;

- факультативы;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- спецкурсы;

- работа по индивидуальным планам;

- занятия в профильных классах.

По отношению к изобразительному искусству наиболее приемлема

работа в творческой мастерской (оформление традиционных праздников,

экспозиций и демонстрационных стендов и др.) и участие в конкурсах.

Активное участие в конкурсах принимают ученики 6-8 классов:

Кириллова И., Каменова И., Макаров А., Зайцева Н., Оськина Ю., Хохлова Ю.,

Акивкина Д., Филатова М., Сомова О. и занимают призовые места.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего

образования сегодня открываются новые возможности для развития

личности учащегося, и одаренной личности в частности. Работа с

одаренными

учащимися

предусматривает

целенаправленную деятельность, начиная с начальной школы и до

осознанного выбора жизненного пути.

Список литературы.

1

Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина "Изобразительное искусство"

2

Г.Г.Виноградова "Уроки рисования с натуры"

3

Б.Г.Ананьев "Очерки психологии"

4

Энциклопедия русской живописи

5

В.А.Яблонский "Преподавание предметов: "Рисунок" и "Основы композиции"

6

Т.Я.Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования"