Финансовая грамотность
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр по финансовой грамотности | 292.16 КБ |
Картотека загадок по финансовой грамотности | 270.19 КБ |
Картотека сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности | 198 КБ |
Проект по финансовой грамотности | 213.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №119
г. Липецка
Картотека дидактических игр
по ФИНАнсовой грамотности от ФИНА
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель:
Негробова И.Н.
Липецк, 2019
Цель картотеки разъяснить следующие понятия:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
- Сначала зарабатываем – потом тратим.
- Стоимость товара зависит от качества, нужности сложности его производства.
- Деньги любят счет.
- Финансы нужно планировать.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
- Не все покупается.
- Финансы – это интересно и увлекательно!
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Кто кем работает?
2. Кто это делает?
3. Разложи товар
4. Нужные покупки
5. Овощи-фрукты
6. Не ошибись
7. Много-мало
8. Дорого-дёшево
9. Потребность – возможность
10. Запланированная покупка
11. Умелые ручки
12. Что важнее
13. Что откуда берётся?
14. Бюджет
15. Сдача
16. Надо и хочу
17. Осознанный выбор
18. Хлопайте в ладоши, если это надо
19. Школа банкиров
20. Товарный поезд
21. Какие бывают доходы
1. Игра « Кто кем работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Материал. Карточки с изображением людей той или иной профессии.
Ход игры:
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
2. Игра « Кто это делает?»
Цель: упражнять ребят в умении определять название профессии по названию действий.
Ход игры: Подстригает, укладывает, моет, причёсывает, сушит – (парикмахер);
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит – (прачка);
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает – (продавец);
Чистит, моет, жарит, стряпает, солит, пробует, кормит – (повар) и т.п.
3. Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры:
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь
собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
4. Игра «Нужные покупки»
Цель: закрепить представление детей о деньгах.
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
5. Игра «Овощи-фрукты»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги любой овощь. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа фрукт.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и овощ, и фрукт. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
6. Игра «Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры:
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2. Составить короткий рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
7. Игра: «Много - мало»
Цель: познакомить детей с понятием «спрос».
Материал: карточки с разнообразным товаром.
Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:
- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;
- семья, состоящая из мамы, папы и сына;
- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;
- семья, живущая на Крайнем Севере;
- семья, живущая на юге и т.п.
8. Игра: «Дорого – дешево»
Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле».
Материал: карточки с разнообразным товаром.
Ход игры:
- Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
- Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
- Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
9. Игра: «Потребность – возможность»
Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Материал: карточки с товаром, игрушечные деньги, ценники.
Ход игры:
1. Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги.
2. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
10. Игра: «Запланированная покупка»
Цель: сформировать у детей понятие «список покупок».
Материал: Список покупок, корзина, игрушки.
Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).
11. Игра «Умелые ручки»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры:
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
12. Игра «Что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры:
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
13. Игра: «Что откуда берется?»
Цель: дать детям представление о производстве товаров.
Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.
14. Игра: «Бюджет»
Цель: познакомить с понятием «бюджет».
Задачи:
- Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
- Сформировать представление о том, что такое «доход».
- Сформировать представление о том, что такое «расход».
- Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
- Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.
15. Игра: «Сдача»
Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты.
Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок
составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров
определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель
проверяет ее.
Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить
вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными
буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.
16. Игра «Надо» и «хочу»
Цель: формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей
(например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
17.Игра «Осознанный выбор»
Цель: формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.
Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?
Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.
Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.
«У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им
купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?».
18. Игра: «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Ход: Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
19. Игра «Школа банкиров»
Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.
Ход: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.
Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).
Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).
Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.
Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.
20. Игра «Товарный поезд»
Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание: дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель - мебельная
фабрика, посуда - фаянсовый завод, игрушки - фабрика игрушек и т. д.
21. Игра «Какие бывают доходы»
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание:
Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Предварительный просмотр:
«Картотека загадок по финансовой грамотности»
Составила: воспитатель Нургалиева З.Т
1.Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна.
(монета)
2. Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(деньги)
3. В наши дни не встретишь эту.
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся…
(грош)
4. Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор по миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют,
Как его все называют?
(доллар)
5. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет.
(деньги)
6. На товаре быть должна,
обязательна …
(цена)
7. Одно брюхо, четыре уха.
(кошелек)
8. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно.
(весы)
9. И врачу, и акробату
Выдают за труд …
(зарплату)
10. Половинку от зарплаты,
Называют как, ребята?
(аванс)
11. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
(банкомат)
12. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,
Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине…
(копилка)
13. Как ребёнка нет без мамы,
Продажи нету без…
(рекламы)
14. Эта резвая купчиха,
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает,
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее…
(реклама)
15. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке,
От одежды до булавки.
(супермаркет)
16. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает?
(покупатель)
17. Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли?
(в аптеке)
18. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…
(ссуду)
19. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются …
(товар)
20. Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто - напросто…
(товар)
21. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…
(товар)
22. Та бумага не простая,
И владелец её знает,
Что она ему раз в год
Дивиденды принесёт.
(акция)
23. Стал владельцем, братцы, я
Вот завода…
(акция)
24. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
(банк)
25. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в…
(банке)
26. Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт…(банкир)
27. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт…
(бизнесмен)
28. Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт!
(бухгалтер)
29. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень,
Все налоги целый день.
(бухгалтер)
30. Фирмой крупной управляет,
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт,
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им.
(менеджер)
31. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам.
(продавцы)
32. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт.
(кассир)
33. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…
(вклад)
34. Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…
(залог)
35. В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает ...»
(инфляция)
36. Приносить доходы стал,
В банке папин…
(капитал)
37. Чуть оплошаешь — так в тот же момент
Рынок захватит весь твой…
(конкурент)
38. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…
(доход).
39. Очень вкусная витрина
Овощного…
(магазина)
40. Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них…
(договоры).
41. Дядя Коля — нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется…
(монета).
42. На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…
(проценты)
Предварительный просмотр:
Картотека сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности
Цель:
- Учить детей объединяться для игры.
- Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты.
- Воспитывать умение общаться как «покупатель» и «продавец», вести диалог о продуктах, их свойствах, употребляя в речи прилагательные.
Сюжетно-ролевая игра «Такси».
Цель:
- Формировать знания о профессии водителя.
- Развивать навык социального поведения, правильного поведения в транспорте, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре, договариваться о выбранных ролях, подбирать атрибуты;
- Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя и кондуктора;
- Формировать представления о профессиях, импровизировать, пользоваться атрибутами игры.
Сюжетно-ролевая игра «В банке»
Цель:
- Формировать знания о работниках банка: кассир, специалист отдела.
- Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в банке.
- Развивать интерес к профессиям.
- Показать значимость данного труда для людей.
Сюжетно-ролевая игра «На почте» Цель:
- Формировать знания о работниках почты: почтальон, специалист, курьер. Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения на почте.
- Развивать интерес к профессиям.
- Показать значимость данного труда для людей.
Сюжетно-ролевая игра «В магазине». Цель:
- Формировать знания о работниках магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель.
- Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в магазине.
- Развивать интерес к профессиям.
- Показать значимость данного труда для людей.
Сюжетно-ролевая игра «Молочный магазин». Цель:
- Формировать знания о работниках молочного магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель.
- Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.
- Развивать умение правильно называть товар, давать ему характеристики.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в магазине.
- Развивать интерес к профессиям.
- Показать значимость данного труда для людей.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
Цель:
- Учить детей объединяться для игры.
- Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты.
- Воспитывать умение общаться как «покупатель» и «продавец», вести диалог о продуктах, их свойствах, употребляя в речи прилагательные.
- Развивать интерес к профессиям.
- Показать значимость данного труда для людей.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». Цель:
- Учить детей объединяться для игры.
- Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты.
- Воспитывать умение общаться как «клиент» и «парикмахер», вести диалог об услуге (стрижка, окраска, маникюр).
- Развивать интерес к профессиям.
- Показать значимость данного труда для людей.
Сюжетно-ролевая игра «На телевидении» Цель:
- Формировать знания о профессиях, связанных с телевидением: диктор, ведущий передачи.
- Учить брать роль ведущего передачи, вести передачу на определенную тематику.
- Развивать интерес к профессиям. Показать значимость данного труда для людей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленушка»
в старшей группе
«Юный финансист»
Воспитатели: Исентаева А.К
Нургалиева З.Т
2022г.
Введение
Проект по формированию финансовой грамотности
«Юный финансист» включает следующую информацию:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- принципы реализации проекта;
- цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- управление и обеспечение проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Нажить много денег – храбрость,
Сохранить их – мудрость,
А умело расходовать – искусство.
Бертольд Авербах
Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Юный финансист» |
Тип | Познавательный, информационно-практико-ориентированный |
Вид | Краткосрочный |
Срок реализации | 7-11 февраля |
Организаторы проекта | Воспитатели: Исентаева А.К (высшая квалификационная категория) Нургалиева З.Т (первая квалификационная категория) |
Участники проекта | Дети старшей группы, воспитатели, родители |
Основания для разработки. Проблема. | Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. |
Цель проекта | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. |
Задачи |
|
Стратегии и механизмы реализации | Занятия, беседы, экскурсии, наблюдения, презентации, дидактические, сюжетно-ролевые игры - путешествия, развлечения. Для родителей: консультации |
Ожидаемые результаты |
|
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап– Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап– Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика» и проведение конкурса «Лучшая копилка»
План мероприятий по финансовой грамоте детей
Дата проведения | Планируемое мероприятие | Участники |
Тема: «Что такое деньги» | ||
Понедельник |
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев. Игра «Купи другу подарок» [см. приложение № 2] 5.Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность.» [см. приложение № 1] 6.К. Чуовского «Муха-Цокотуха». | воспитатели дети родители |
Вторник | Тема: «Домик для денег» (кошелек, банк) | воспитатели дети |
[см. приложение № 2] 6.Сюжетно-ролевая игра «Банк» | ||
Среда | Тема: «Труд и продукты труда (товар)» | воспитатели дети родители |
| ||
Четверг | Тема: «Семейный бюджет и дети» | воспитатели дети родители |
4.Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет». 5. Д\и «Угадай, где продаются» [см. приложение № 2] 6.Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | ||
Пятница | Тема: «Реклама вокруг нас». | воспитатели дети |
на тему «О рекламе товара» [см. приложение № 2]
| ||
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика» и проведение конкурса «Лучшая копилка» |
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
приложение № 1
Консультации и рекомендации для родителей
Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?[1]
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так
как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
- Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
- Возьмите ребенка в банк.
- Поговорите с детьми о вложении денег.
- Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
- Научите детей зарабатывать деньги.
- Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
- Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
- Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
- Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
- Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
приложение № 2
Игры с экономическим содержанием
Игра «Хочу - надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
Материал: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
«Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
«Магазин игрушек»
Цель:Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
«Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
приложение № 3
Конспект НОД «Путешествие в страну Экономика»
Задачи:
- Научить выделять главное направление использования денег людьми.
- Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
- Расширять знания о производителях товаров и услуг
- Упражнять детей в решении экономических задач.
- Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.
Предварительная работа:
- Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.
- Беседа на тему «Не все покупается и продается»
- Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»…
- Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.
- Заучивание пословиц по теме
- Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку.
Материал:
ковер-самолет, корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.
Ход
В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?
Дети: Да.
В-ль: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
Дети: перечисляют виды транспорта.
В-ль: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик-Хоттабыч?
Дети: на ковре-самолете.
В-ль: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре – самолёте»
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.
Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.
«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом»
В-ль: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)
В-ль: Первая остановка называется «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?
Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.
Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.
В-ль: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.
«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это….что?
Дети: Крокодил Гена получал зарплату.
В-ль: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?
Дети: папа, мама, бабушка…
В-ль: За что они получают зарплату?
Дети: за выполненную работу(дети читают стихи)
1.Вот и месяц пролетел
Чему я очень рада
Ведь родителям моим
Положена зарплата.
2. День зарплаты наступил
Папа в магазин сходил.
Мамин пополнился гардероб,
А я получил самолет.
В-ль: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?
Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (дети читают стихи)
1.Сегодня первое число,
Чему я очень рад:
Ведь получает в этот день
Стипендию мой брат…
2. Я объяснил своим друзьям,
Пусть знают все ребята,
Что, в сущности, стипендия –
Студенческая зарплата.
3. Студентам за учебный труд
Стипендия положена.
Брат купит много книг себе,
А мне мороженое!
В-ль: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?
Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)
1.Дед и бабушка мои
Потрудились от души.
Много лет они старались,
Вот и пенсии дождались.
С пенсии конечно дед
Купит вкусненьких конфет.
В гости к ним всегда хожу,
Помогаю, как могу.
В-ль: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?
Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги
В-ль: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?
Дети: доход будет больше.
В-ль: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.
(Дети считают до 10)(Весь рассказ сопровождается показом картинок
и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)
В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль:Лопаем шар под цифрой 2. Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?
Дети: люди получают деньги за свой труд.
В-ль: Для чего нужны деньги?
Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад,сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте
В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:
Угадай, как это зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто–напросто ….(товар)
В-ль: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?
Дети: Нет.
Игра «Что продается, что не продается»[см. приложение № 2]
В-ль: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.
(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).
В-ль: Третья остановка называется «Трудовая»
Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.
В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали?
(за правильные ответы дети получают монетки)
Дети:
- Каков работник, такова ему и плата.
- Дело мастера боится.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
- Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
- Труд кормит, а лень портит.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кто не работает, тот не ест.
- Кто сидит на печи, тот не ест калачи.
В-ль: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».
(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)[3]
- Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы статьКто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?
- Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?
- Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?
- Кто шьет из ткани сарафан для Тани?
- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
- Кто границы охраняет и наш сон оберегает?
- Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?
- Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?
В-ль: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?»
[см. приложение № 2] (Дети подбирают к картинке профессии - его результат труда)Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.
(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)
В-ль: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. И пора нам возвращаться в детский сад.
Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его
«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».
(Поощрение детей.Дети под музыку улетают на ковре-самолете)
Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги
и потратить их в «Магазине»
(Игра «Магазин)
Дети соотносят количество монет с ценой товара и
покупают один предмет или несколько.