Внеурочная деятельность
Мною разработаны и реализуются программы внеурочной деятельности для учащихся начальных классов разной направленности: интеллектуальной - «Умники и умницы», «Шахматы в школе», духовно-нравственной - «Социокультурные истоки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2кл_РП _ Умники и умницы | 49.2 КБ |
2кл_РП_Шахматы в школе | 35.77 КБ |
2кл_Социокультурные истоки | 53.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса
по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности
«Умники и умницы»
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Место курса «Умники и умницы» в учебном плане
В учебном плане на внеурочную деятельность по программе курса «Умники и умницы» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю: во 2, 3 и 4 классах по 34 ч.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Ценностные ориентиры содержания курса «Умники и умницы»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Общая характеристика курса «Умники и умницы»
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом курсе создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-11 лет.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
- Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметные (универсальные) результаты
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд занятий).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу «Юные умники и умницы» являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Тематическое планирование занятий во 2 классе (2018-19 учебный год)
№ занятия | Развиваемые способности | Форма деятельн. | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Активное занятие | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Активное занятие | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Активное занятие | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Активное занятие | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Активное занятие | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | Активное занятие | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | Активное занятие | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | Активное занятие | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей | Активное занятие | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.Задания по перекладыванию спичек | Активное занятие | ||
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | Активное занятие | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей | Активное занятие | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | Активное занятие | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей | Активное занятие | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | Активное занятие | ||
34 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей | Активное занятие |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса
по внеурочной деятельности социальной направленности
«Шахматы в школе»
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Шахматы-школе» И.Г.Сухина, основной образовательной программы начального общего образования МАОУ "Средняя школа №5".
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана по 1 занятию в неделю, в 1 классе – 33 учебных недели, во 2- 4 классах – 34 недели.
Рабочая программа осуществляется без сопровождения рабочих тетрадей.
Содержание программы Шахматы во 2 классе:
I. Краткая история шахмат.
1.1. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу.
1.2. Шахматы проникают в Европу.
1.3.Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени.
1.4. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
2.1.Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
2.2. Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии
III. Ценность шахматных фигур.
3.1. Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
3.2. Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
3.3. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
4.1. Мат различными фигурами.
4.2. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля.
4.3. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
5.1. Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры).
5.2.Защита от мата.
Тематическое планирование
2 класс (34ч)
№ ур. | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности уч-ся |
I | Краткая история шахмат. | 5ч. | Практика 20-25минут на каждом занятии |
II | Шахматная нотация. | 7ч. | |
III | Ценность шахматных фигур. | 7ч. | |
IV | Техника матования одинокого короля. | 5ч. | |
V | Достижение мата без жертвы материала. | 5ч. | |
VI | Обобщение. | 5ч. |
Содержание практического раздела программы
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
Планируемые результаты освоения программы
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения (2 класс)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Краткое содержание занятия | |||||
план | факт | I. Кракая история шахмат. 5 ч. | ||||||
1. | Повторение пройденного материала. | Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). | ||||||
2. | Повторение пройденного материала. | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. | ||||||
3. | Краткая история шахмат. | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Игровая практика. | ||||||
4. | Выдающиеся шахматисты нашего времени. | Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий. | ||||||
5. | Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. | Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской. | ||||||
II. Шахматная нотация. 7 ч. | ||||||||
1.(6.) | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8». | ||||||
2.(7.) | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | ||||||
3.(8.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (фрагмента шахматной партии). | ||||||
4.(9.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | ||||||
5.(10.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | ||||||
6.(11.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии). | ||||||
7.(12.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии). | ||||||
III. Ценность шахматных фигур. 7 ч. | ||||||||
1.(13.) | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. | ||||||
2.(14.) | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня). Игровая практика. | ||||||
3.(15.) | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона). Игровая практика. | ||||||
4.(16.) | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи). Игровая практика. | ||||||
5 (17.) | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика. | ||||||
6.(18.) | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | Защита. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака). Игровая практика. | ||||||
7.(19.) | Способы защиты. Игровая практика. | Решение заданий. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака). Практическая игра. | ||||||
IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч. | ||||||||
1.(20.) | Техника матования одинокого короля. | Две ладьи против короля, «линейный» мат. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||||||
2.(21.) | Техника матования одинокого короля. | Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||||||
3.(22.) | Техника матования одинокого короля. | Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||||||
4.(23.) | Техника матования одинокого короля. | Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||||||
5.(24.) | Техника матования одинокого короля. | Решение заданий. | ||||||
V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч. | ||||||||
1.(25.) | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||||||
2.(26.) | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||||||
3.(27.) | Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||||||
4.(28.) | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||||||
5.(29.) | Достижение мата без жертвы материала. | Решение заданий на мат в два хода. Защита от мата Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | ||||||
VI. Обобщение. 5 ч. | ||||||||
1.(30.) | Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. | ||||||
2 – 3. (31–32) | Повторение материала. | Игра в турнире. Турнирные партии. | ||||||
4.(33.) | Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. | ||||||
5.(34.) | Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. |
Методические пособия
- Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
- Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
- Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
- Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
- Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
- Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
- Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
- Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
- Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
- Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
- Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
- Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
- Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
- Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
- Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
- Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
- Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
- Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
- Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
- Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
- Экспозиционный экран
- Персональный компьютер
- Диапроектор
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса
по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности
«Социокультурные истоки»
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Социокультурные истоки» разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников на основе примерной типовой программы «Истоки» для общеобразоватльных учреждений 1-4 класс под ред. И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкина, доктора исторических наук в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа находится в научно-методическом издании «Истоковедение», издательского дома «Истоки», г. Москва, том 5, 2009 год.
Актуальность программы обусловлена тем, что в наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Таким образом возникла необходимость создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета в начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Новизна программы состоит в том, что учебный курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия - имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д. «Истоки» открывают детям в обычном - необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном, раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В итоге «имя», «книга», «слово» и другие ценности приобретают особую притягательность и поучительность.
Отличительной особенностью данной программы является реализация социокультурного системного подхода, который объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентаций, единых технологий эффективного обучения и воспитания и позволяет:
развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Программа призвана суммировать и обобщить всё известное ученику в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре внимания - традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику минуя человека. Состояние, а качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений. Моральных норм и духовных ценностей Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры, развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Задачи:
приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка; формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному духовному пространству;
подведение ребенка к размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
создание возможностей для самореализации.
Особенностью данного курса так же является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана по 1 занятию в неделю, в 1 классе – 33 часа, во 2- 4 классах – 34 часа.
Рабочая программа осуществляется без сопровождения рабочих тетрадей.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственной направленности, на этапе начального общего образования в общем объеме составляет 135 часов.
1 класс - | 2 класс - | 3 класс | 4 класс | всего - |
33ч. | 34ч. | 34ч. | 34ч. | 135 ч. |
Примерный годовой учебный план внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Год обучения | Наименование учебных курсов | Кол-во часов |
1класс | Мир. Слово. Образ. Книга. | 33 |
2 класс | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | 34 |
3 класс | Вера. Надежда. Любовь. София. | 34 |
4 класс | Русские традиции Образа, Слова, Души. | 34 |
Итого | 135 |
Планируемые результаты освоения курса
В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.
Личностные УУД
В области личностной культуры:
- выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В области общественных отношений:
- осознавать себя гражданином России;
- развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа РФ;
- осознавать ценность семьи;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережно относиться к жизни человека;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- осознание себя гражданином России
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- почтительно относиться к родителям, осознанно заботиться о старших и младших.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
- корректировать выполнение задания в дальнейшем;
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно -популярных книг, понимать прочитанное;
• выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты освоения программы по курсу «Социокультурные истоки» к концу 2-го года обучении:
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально -правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Основные оценочные параметры
- Уровень профессиональной компетентности детей.
- Степень развития интеллектуальных, духовно-нравственного развития и личностных качеств ребенка.
- Уровень развития общей культуры ребенка.
Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
-анкетирование;
-творческие работы;
-самооценка – рефлексия своей деятельности в конце учебного года.
Рекомендации по проведению занятий
- Смена различных видов деятельности является необходимым условием работы с младшими школьниками.
- Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.
- Использование игр, упражнений, задействующих слуховые, зрительные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию детьми информации.
- Применение данных методических рекомендаций, позволяет наиболее оптимально активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы.
- При работе с учащимися младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.
- Более глубокому, сознательному и активному отношению к практическим занятиям помогает наглядный материал.
Содержание курса
2-й класс
Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
Учебный курс «Истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.
Базовое содержание курса «Истоки-2» объединено в четыре тематических блока -«Родной очаг, родные просторы, труд земной и труд души». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
2 класс
Содержание программы 2 года обучения (34 часа)
Родной очаг (8 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД - люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ - территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (7 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (9 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (10 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия - Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Тематическое планирование курса
Родной очаг-8ч | Родные просторы-7ч | Труд земной.-9ч | Труд души -10ч |
Имя | Нива и поле | Сев и жатва | Слово |
Семья | Лес | Братья меньшие | Сказка |
Род | Река | Ткачихи-рукодельницы | Песня |
Дом | Море-океан | Мастера-плотники | Праздник |
Деревня | Путь-дорога | Кузнецы- умельцы | Книга |
Город | Ярмарка | Икона | |
Храм |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п\п | Дата по плану | Дата проведения | Тема | Вид деят. | Кол-во ч. | Содержание |
Родной очаг-8ч | ||||||
Истоки. Имя. | Активное занятие | 1ч | Знакомство с учебником. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? | |||
Семья. | Активное занятие | 1ч | Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. | |||
Семья. | Активное занятие | 1ч | Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? | |||
Род. | Активное занятие | 1ч | Люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. | |||
Дом. | Активное занятие | 1ч | Территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. | |||
Дом. | Активное занятие | 1ч | Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. | |||
Деревня. | Активное занятие | 1ч | Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? | |||
Город. | Активное занятие | 1ч | В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие. | |||
Родные просторы-7ч | ||||||
Нива и поле. | Активное занятие | 1ч | Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. | |||
Лес. | Активное занятие | 1ч | Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. | |||
Река. | Активное занятие | 1ч | О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? | |||
Река. | Активное занятие | 1ч | В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. | |||
Море-океан. | Активное занятие | 1ч | Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. | |||
Путь-дорога. | Активное занятие | 1ч | Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. | |||
Путь-дорога. | Активное занятие | 1ч | Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство. | |||
Труд земной.-9ч | ||||||
Сев и жатва. | Активное занятие | 1ч | Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. | |||
Братья наши меньшие. | Активное занятие | 1ч | Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? | |||
Братья наши меньшие. | Активное занятие | 1ч | Какие праздники связаны с животными? Какие животные издавна живут с человеком? | |||
Ткачихи-рукодельницы. | Активное занятие | 1ч | Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? | |||
Ткачихи-рукодельницы. | Активное занятие | 1ч | Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? | |||
Мастера-плотники. | Активное занятие | 1ч | Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? | |||
Мастера-плотники. | Активное занятие | 1ч | Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. | |||
Кузнецы-умельцы. | Активное занятие | 1ч | Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает? | |||
Ярмарка. | Активное занятие | 1ч | Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей. | |||
Труд души -10ч | ||||||
Слово. | Активное занятие | 1ч | Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. | |||
Сказка. | Активное занятие | 1ч | Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. | |||
Песня. | Активное занятие | 1ч | Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. | |||
Песня. | Активное занятие | 1ч | Частушка. Гимн. Песня задушевная. | |||
Праздник. | Активное занятие | 1ч | Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души? Главные праздники года. | |||
Книга. | Активное занятие | 1ч | Библия - Книга книг. | |||
Книга. | Активное занятие | 1ч | Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? | |||
Икона. | Активное занятие | 1ч | Образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? | |||
Храм. | Активное занятие | 1ч | Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. | |||
Обобщающий урок | Активное занятие | 1ч | Выставка творческих проектов. |
Ссылки на Интернет-ресурсы:
1. Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
2.Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
3. Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
4.Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
Учебно-методические средства обучения
1.Давыдова Е. Ю., Кузьмин И. А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. 1 кл.- М., 2004. Гриф «Рекомендовано департаментом образования»
- Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
- Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2010 г.
- Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2011 г.
- Н.В.Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А.,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
6. Н.В.Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А.,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
7. Н.В.Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А.,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
Методическая литература по предмету «Истоки»
- Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. - Т.1. - М.: TBS, 2001
- Давыдова Е. Ю.Азбука Истоков. Прописи. Тетрадь по чтению. Методическое пособие. -М.: Изд. дом «Истоки», 2005
- Дудкина М. Ю. Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном уровне. 1 -4 кл.». - М.: Изд. дом «Истоки», 2005
- Паина Т. Д. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. - Т. 2, 3. - М.: TBS, 2001
Дополнительная литература
1. Мой род. Книга 1 для развития учащихся 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина-М.: //»Истоки». 2009. -32 с.
- Покаяние учит любви. Книга 4 для развития учащихся 3 классов общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. -М.: // «Истоки», 2010. - 44 с.
- Добрая надежда. Книга для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. -М.:// «Истоки», 2009.-32 с.
- Традиции Образа. Книга для развития учащихся 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. -М.:// «Истоки», 2011. -36 с.
- Береги честь смолоду. Книга 1 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. -М.:// «Истоки», 2009. -32 с. Э
Лектронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:
Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/). Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/). Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/). Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/). Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/). Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/). Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/). Русская культура (http://www.russianculture.ru/).