Игровые технологии на занятиях хореографией
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_foto.docx | 283.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тема «Игровые технологии на занятиях хореографией»
Ребенок в играх (по Эльконину) отражает действительность и моделирует окружающий его мир. Педагог, пользуясь игрой как средством обучения и воспитания, моделирует различные условные ситуации, которые дети должны сами решить в процессе игры.
Применение на занятиях хореографией игр, позволяет снять психологические зажимы, обогащает эмоциональный опыт ребенка. Игра помогает многим ребятам преодолеть излишнюю скромность,
стеснительность и закрепощенность, а чувство сотрудничества и гармоничное взаимодействие с группой сверстников придает им уверенность в себе.
Виды и формы такого обучения ограничиваются только фантазией хореографа.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Примеры:
Упражнения на полу для развития выворотности танцевального шага, стоп - «птички», «Рисуем кружочки острыми наточенными карандашиками», «отверточка», «вкручиваем болтик», берем стопой апельсин, яблоко, «бабочка» и т.д.
Для развития силы спины, пресса - «Ежик» (сидя на коленях «ежик пугается», чувствуя опасность, он собирается в клубок), «Кошка добрая и злая», «Улитка», «Корзиночка», «Лягушка», «Березка», «Мостики», «Паучок охраняет сундучок» и т.д.
Для развития прыжков - «Зайчики» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции на месте и по кругу), «Мячики» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции вперед и назад), «Скакалки» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции в стороны) и т. д.
Танцевальные этюды на развитие координации и выразительности исполнения «Клоун веселый, грустный и т.д.», «Бравые солдаты», «Петрушка», «Аист и лягушка», «Веселый гном» и т.д.
На ориентирование в пространстве – «Надуваем быстро шарик, он становится большой. Вот какой!» - это мы учим держать круг, движение по кругу «Карусели» (еле-еле, еле-еле завертелись карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите) и т.д.
«Сад».
Каждому ребенку предлагается свое собственное задание – станцевать какое-то животное, растение, или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) дети могут объединяться по несколько человек. Образы: пчела, ромашка, розовый куст, кролик, солнце, котенок, воробей, тучка и т.д. После этого предлагается станцевать всем вместе один общий сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого.
Мячик – невидимка
Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он может быть маленьким или большим, легким или тяжелым и т.д.. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика. Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы – кувшин, поднос, ткань, цветы… Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.
Распутать веревочку
Это довольно веселая игра, так что приготовьтесь к шуму и смеху! Лучше всего ее играть небольшим количеством человек или несколькими командами. Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно нераспутываемый клубок детей.
Включаем музыку и задаем участникам скорость или темп для распутывания: -“Теперь Вы должны распутаться со скоростью морской волны” или “Как тропический кактус”. Задача детей – танцуя и избегая “негармоничных”, выпадающих из заданной ритмики движений, распутать свою веревочку.
Танец-ситуация
Ведущий игры дает задание с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Детки разбиваются на команды по два-пять человек и получают свое задание. Командам дается время на подготовку. Задача детей – распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.
Зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать, что именно по их мнению разыгрывалось.
Примеры: девушка собирает цветы в лесу, путешественник взбирается на гору и т.д.
Танец-сценка
Все играющие делятся на пары, после чего каждой паре выдается карточка с образами для каждого из них. Дети распределяют роли и придумывают маленькую сценку-танец, где их персонажи встречаются и разыгрывают какой-то сюжет. После этого подготовленные танцы показываются перед всеми.
Карточки: Человек и Дракон, Тараканы, Радостный слон и бабочка, Птичка и кот, Два зайца играются, Спрут и рыбка, Пингвин и чайка, Паучок и хищный цветок, Пень и молодой расточек, Щенок и опытный пес, Лебеди, Петух и курица, Муха и корова и т.д.
Для младшего возраста можно предложить станцевать Сказочных героев, даже из разных сказок
Карточки для примера: красная шапочка, серый волк, охотник, золушка, лиса, Белоснежка, гном, Кощей Бессмертный, мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Ромашка, Елена Прекрасная, Чиполлино, Муха Цокотуха, Старичок-паучок, Маугли, пантера Багира, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.
Для детей постарше предложенные персонажи должны быть интереснее и менее известны.
Танец Огня
Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача – станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может “задавать” один человек, а лучше всего – каждый из танцующих по очереди. Это – предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить.
Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами), и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их.
“Быстрые превращения“.
Под быструю музыку дети свободно двигаются. Когда музыка остановится, дети превращаются в того, в кого скажет ведущий. Баба-Яга, роботы, грустный клоун, весёлый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, вежливый манекен.
Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
“Гусеница”.
Группа становится в линию. Каждый из группы передаёт свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться вперёд, потом назад, пока все не лягут на пол.
“Мой хороший попугай “(мишка, зайка).
По кругу передают любую игрушку. Получив игрушку, ребёнок прижимает её, гладит, говорит что-то приятное, бережно передаёт другому.
“Липучка”.
Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая: “Я - липучка - приставучка , я хочу тебя поймать“. Каждый пойманный присоединяется.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать танцевальные умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную и физическую деятельность обучающихся, развивает внимание и интерес к предмету;
3) игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.
4) Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием
Заключение: Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.