Элективные курсы

Страница в разработке.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs-ya-issledovatel.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Уляхинская основная общеобразовательная школа                                   Гусь-Хрустальный район                         Владимирская область

 

«Я – исследователь»

Элективный курс

(методическая разработка)

Автор – учитель истории

I категории

МКОУ Уляхинская оош

Гусь-Хрустальный  район Владимирская область

Афанасьева Жанна Андреевна

Уляхино, 2011 

Пояснительная записка

    Одним из основных принципов педагогики был и остается принцип активности ребенка в образовательном процессе. Его суть заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

        Важной и неотъемлемой характеристикой личности, компетентности и профессионализма можно считать развитые поисково – исследовательские компетенции. Поисковая и исследовательская работа воспитывает у учащихся уважение и доверие к историческим фактам,  стремление к самостоятельному поиску, а также критическому отношению к собранным материалам.    

    Краеведение - огромная лаборатория, в которой не только можно, но и нужно организовать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, обучить их элементам исторического исследования, а также на практике осуществлять технологию проблемного обучения и личностно ориентированный подход, помогая учащимся понять закономерности исторического развития через краеведческий материал. Поисковая и исследовательская деятельность по краеведению выводит учащихся за рамки урока и  школы, погружая в мир окружающей действительности, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Они учатся самостоятельно мыслить осуществлять поиск и исследование проблемы, а также творчески подходить к работе.  

   К тому же, через формирование поисковых и исследовательских компетенций проявляется личностно  ориентированный подход в обучении краеведению, как одно из актуальных направлений современной педагогики.  

        Элективный курс «Я – исследователь» способствует развитию у учащихся поисковых и исследовательских компетенций средствами исторического краеведения, так как он наиболее близок и понятен.  

    Программа курса рассчитана на учащихся 8-9 классов.

     

Цель курса:

  • Формирование у воспитанников поисковых и исследовательских компетенций, системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной историко – краеведческой деятельности и опыта приобщения к научному исследованию путем изучения основ поисковой и  исследовательской деятельности и создания собственных исследовательских историко – краеведческих работ.

 Задачи курса:

  • Активизация исследовательской историко – краеведческой  деятельности учащихся;
  • формирование  общеучебных умений и навыков – исследовательских, рефлексивных и самооценочных;
  • формирование представлений об историческом исследовании;
  • обучение умениям и навыкам поиска и исторического исследования на основе краеведческого материала;
  • формирование исследовательских компетенций и опыта исследовательской деятельности;
  • формирование навыков научного познания;
  • формирование умений самостоятельно добывать и использовать информацию;
  • совершенствование методик проектно -  исследовательских компетентностей;
  • формирование личности, готовой к самостоятельному решению мировоззренческих и исследовательских задач;
  • обеспечение условий успешного формирования мотивов творческой деятельности;
  • способствование формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний;
  • усвоение способов самостоятельной деятельности (способов умственных действий);
  • развитие умственных, познавательных и творческих способностей;
  • формирование устойчивого интереса к историческому краеведению, поисковой и исследовательской деятельности.
  • рождение, воспитание и  становление юного исследователя - краеведа.

    Программа занятий элективного курса «Я – исследователь» предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выбранные мною педагогические технологии призваны обеспечить выполнение цели и каждой из поставленных в данной программе задач, и способствуют успешному ее решению.

    Планирование курса составлено из расчета 2 учебных часа в неделю, всего – 68 часа за учебный год. В планировании предусматривается теоретические и практические занятия, индивидуальные консультации. На теорию отведено – 26,5, на практику – 37,5 учебных часов.

    Применяемые мною виды деятельности и формы работы с учащимися  должны стимулировать их  интерес к поисковой и исследовательской деятельности и созданию собственных исследовательских историко – краеведческих работ, а также являются необходимым условием формирования личности каждого ребенка.

    Планирование занятий данного элективного курса предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие, осмысление, усвоение, применение усвоенного в практической деятельности (создание собственных исследовательских историко – краеведческих работ) и  рефлексию.

        Основным педагогическим приемом данного элективного курса является организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся, основанная на создании собственных исследовательских историко – краеведческих работ.

    Критериями эффективности и принципы успешности реализации программы курса выступают:

  • познавательный компонент – потребность в новых знаниях, умениях и навыках;
  • деятельностный компонент – активная позиция в овладении знаниями поиска и исторического исследования, развитие потребности в самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности;
  • волевой компонент – наличие волевых усилий при ознакомлении с содержанием новой деятельности;
  • принцип добровольности;
  • принцип максимальной самостоятельности;
  • принцип компетентности и заинтересованности педагога;
  • материально – техническая поддержка руководителя и исполнителя.

   

    Содержание программы элективного курса «Я – исследователь» направлено на реализацию приоритетных направлений исторического образования – формирование ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. А также реализует цель исторического образования – образование, развитие и воспитание гражданина и патриота, ценностно – ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.  

    Содержание программы основывается на следующих современных педагогических подходах:

  • Содержательно – деятельностный – деятельность учащихся предстает системой учебных действий и включением их в активную учебную, поисковую и исследовательскую деятельность;
  • Системно – комплексный – освоение методов, средств и способов поисковой деятельности и исторического исследования и их практического применения учащимися;
  • Личностно ориентированный – поисковая и исследовательская деятельность является средством формирования и развития личности ребенка.

    Программа элективного курса «Я – исследователь» построена с учетом интересов учащихся, их    мотивации к успешной деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую поисковую и исследовательскую активность личности. Это и создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.

   

Планируемые результаты обучения:

    Результатом обучения элективного курса «Я – исследователь» должно стать  развитие у учащихся следующих компетентностей: социально – адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно – технологической и коммуникативной.

Личностные  результаты:

  • Умение выделять проблему;
  • Способность к рефлексивному мышлению;
  • Уровень познавательной мотивации;
  • Способность к авторской позиции.

Метапредметные результаты:

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • Владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;
  • Способность  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия.

Учащиеся должны знать:

  • Основные методы, способы и приемы поисковой и исследовательской деятельности;
  • основные этапы и структуру исторического исследования и его особенности;
  • правила написания, оформления и представления своей исследовательской историко – краеведческой работы;
  • понятие «исторического источника» и типы исторических источников;
  • алгоритм создания электронных презентаций.

Учащиеся должны уметь:

  • Различать, характеризовать, сопоставлять, анализировать исторические источники и давать им объективную оценку;
  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
  • Сравнивать данные разных исторических источников, выявлять их сходство и различия;
  • Определять методики поиска и исследования;
  • Соотносить исторические факты;
  • Применять необходимые методы для поиска и исследования;
  • Работать над исследованием индивидуально, самостоятельно;
  • Выбирать тему исследования и формулировать цели и задачи;
  • Оформлять исследовательскую историко – краеведческую работу;
  • Составлять электронные презентации;
  • Владеть навыками публичного выступления;
  • Представлять свою работу;
  • Защитить результаты своей работы на школьных и районных конференциях.

Ребята должны использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Самостоятельной поисковой и исследовательской историко – краеведческой деятельности.

Формы представления – текстовые работы – учебная исследовательская историко – краеведческая работа, исследовательский проект и компьютерная презентация.

Тематическое планирование курса

«Я – исследователь»

п/п

Разделы и темы

Количество часов

На изучение раздела

На изучение  темы

На

теорию

На

практику

I. Введение.

7

7

1.

Введение. Что такое элективный курс «Я – исследователь»

1

1

2.

Что такое краеведение.

2

2

3.

Развитие краеведения во Владимирском крае.

2

2

4.

Владимирские краеведы.

2

2

II. Научное исследование.

10

10

5.

Что такое историческое исследование.

4

4

6.

Краеведческие исследования.

6

6

III. Исторический источник. Исторический факт.

23

7,5

15,5

7.

Источники краеведческой информации.

10

5

5

8.

Исторический факт.

1

0,5

0,5

9.

Приемы и методы работы с историческими источниками.

4

4

10.

Краеведческая

экспедиция.

8

2

6

IV. Работа над краеведческим исследованием.

20

20

11.

Написание, оформление и презентация собственных исследовательских историко – краеведческих работ.

20

20

V. Краеведческая научно – практическая конференция.

4

4

2

2

Итого

64

64

26,5

37,5

Планирование курса

 «Я – исследователь»

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

1.

Введение.

Структура курса. Его основное содержание. Необходимые принадлежности.

1

2.

Что такое краеведение.

Понятие «краеведение».  Краеведение как область исторического исследования. Историческое, литературное, географическое, этнографическое, топонимическое краеведение.

Истоки исторического краеведения.

2

3.

Развитие краеведения во Владимирском крае.

Развитие краеведческой науки во Владимирской области.

Владимирские краеведы.

4

5.

Что такое историческое исследование.

Понятие исследования,  исторического исследования. Этапы научного исследования. Актуальность научной проблемы. Научная гипотеза. Используемые методики. Особенности исторического исследования.

4

6.

Краеведческие исследования.

Понятие «краеведческое исследование».

Тематика краеведческих исследований.

Алгоритм краеведческого исследования.

Оформление краеведческого исследования и его  представление.

Формы представления исследования.

Презентация. Виды презентации. Электронная презентация. Алгоритм создания презентации.

6

7.

Источники краеведческой информации.

Виды исторических источников. Письменные источники. Произведения печати: официальная, учебная, научная, научно-популярная, мемуарная литература, периодика, справочники.

Работа с литературой.

Архивные фонды: государственные, областные, городские, районные, личные, различных учреждений.

Работа с архивными материалами.

Вещественные. Археологические материалы. Городище на р.Гусь эпохи железа. Камень в Городищах. Памятники архитектуры. Деревянная церковь Георгия Победоносца и Петра Великодворского в д.Уляхино. Этнографические и исторические экспедиции.

Устные источники. Язык. УНТ. Фольклор. Легенды, предания, сказки. Пословицы. Говор. Воспоминания. Изобразительные источники. Фото- и видеоматериалы.

Анализ исторического источника. Выводы.

10

8.

Исторический факт.

Понятие исторического факта.

1

9.

Приемы и методы работы с историческими источниками.

Методы исследования: эмпирическое и теоретическое исследование. Историческое исследование, описание, сравнение, наблюдение. Обработка данных. Выводы.

4

10.

Краеведческая экспедиция.

Приемы работы с местными жителями. Опрос. Анкетирование, интервьюирование. Сбор полевого этнографического материала.

Обработка данных. Выводы.

8

11.

Написание, оформление и презентация  собственных исследовательских историко – краеведческих работ

Работа над собственными исследовательскими историко – краеведческими работами. Тезисы. Презентация.

20

12.

Краеведческая научно – практическая конференция.

Как подготовиться к публичному выступлению. Выступление на школьных конкурсах и конференциях, на районных конкурсах.

4