Занятия для обучающихся спортивнй секции СФП-2
14.04.2020
II республиканские соревнования по спортивному туризму «Весенний призыв» (дистанция пешеходная-связка 2 класс)
Автор: Дмитрий Васильев (http://vk.com/sequoia)
Ссылка для просмотра соревновний:
https://ok.ru/video/4481287479
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие 6.04.2020 СФП-2 «Туризм как средство расширения кругозора, углубление знаний, воспитание чувства любви к природе»
Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.
Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.
Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей. Туристский поход - радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.
Школьный туризм: его сущность и особенности
Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.
Предлагаем просотреть: Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море (нажмите на активную ссылку)
Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма: «Туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта». 1. Официальный сайт туризма. Манильская декларация. Режим доступа http://cis.minsk.by/page.php?id=7668
Школьный туризм относится к социальному туризму . осуществляется полностью или частично за счет средств российской Федерации. Субьектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.1. Официальный сайт. Федеральный закон о туризме.
Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей и тогда возникает семейный туризм - наилучший активный отдых.
Предлагаем просотреть: Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море (нажмите на активную ссылку)
Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.
Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.
Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пятница 10.04.2020 СФП-2 Дополнительная общеразвивающая программа «Юный турист» 2 часа «Общая физическая подготовка туриста»
Туризм - одно из важных средств активного отдыха. Путешествуя, люди знакомятся с природными богатствами историческими и культурными памятниками.
Правильно организованное и хорошо проведенное путешествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплинированность, способствует повышению трудовой активности.
Туристские путешествия проводятся в форме походов выходного дня, многодневных путешествий, (во время очередных отпусков и каникул), учебно-тренировочных сборов и туристских экспедиций.
По территориальному признаку путешествия делятся на местные и дальние, по характеру организации - на плановые ( по путевкам ) и самодеятельные.
Путешествия по путевкам проводятся по определенным, заранее разведанным, описанным маршрутам.
Туристы обеспечиваются в пути ночлегом, питанием, местным транспортом, услугами экскурсоводов. Сейчас это наиболее популярный вид туризма, он не требует никакой специальной подготовки, Вам нужно выбрать лишь время ,место путешествия и фирму, которая будет обеспечивать ваш приятный отдых.
Громадное количество туристических фирм предлагают свои услуги на нашем рынке - оформление загранпаспорта, визы, еще несколько формальностей займут не более 4-х дней.
Самодеятельные путешествия - туристы сами выбирают маршрут и сами обеспечивают себя в пути. Обходятся они гораздо дешевле плановых и занимают столько времени, сколько имеется в распоряжении группы. В зависимости от способа путешествия, путешествия делятся на пешеходные, горные, водные, (на гребных или моторных судах), лыжные, велосипедные, комбинированными, а также автомобильные и мотоциклетные. Как было уже сказано выше, в случае путешествия по путевке не требуется специальная физическая подготовка, чего не скажешь о остальных видах туризма. Итак, перейдем непосредственно к физической подготовке туриста в самостоятельном походе.
Физическая подготовка туриста.
Физическая подготовка туриста должна обеспечивать:
Общую физическую подготовленность;
Специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения;
Закаливание организма - его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода и т.п.
Общая физическая подготовка служит основой специальной подготовки. Без поддержания ее постоянно на высоком уровне невозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма. В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества: силу, выносливость, быстроту. Если одно из них отстает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воздействующее на это отстающее качество.
Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфическими навыками, техникой какого-либо определенного вида туризма. Одновременно в процессе ее должны развиваться и те физические качества, которые особенно важны для данного вида туризма. Так, для туриста-пешехода и велосипедиста особенно важны сила и выносливость ног, для лыжника, кроме того, нужна и сила рук. Каждому туристу, предпочитающему двигаться активно, необходимо хорошее, т.е. глубокое и равномерное дыхание. Значит, нужно «поставить» дыхание, причем для различных видов туризма эта задача решается по-разному. Закаливание организма достигается путем длительного, постепенного и систематического приспособления его к необычным условиям. Процесс закаливания должен быть постоянным, без перерывов. Чтобы приучить себя к ночлегам на снегу, в мешках, нужно заранее за время тренировок привыкнуть переносить холод и известные неудобства сна в палатке, в снежной пещере и т.п. по мере роста закаленности турист перестает чувствовать необычные раздражения и спит в таких условиях лучше, чем дома.
Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглогодичной.
Неотъемлемая часть подготовки туриста - соблюдение режима, без чего немыслим успех.
Основные требования к режиму - умелое сочетание работы с отдыхом, выполнение правил гигиены, ежедневная утренняя гимнастика и строгое соблюдение расписаний тренировок. Распорядок дня надо составить по возможности так, чтобы утренняя гимнастика, прием пищи работа и отдых ежедневно проводились в одно и то же время. Это ставит организм в привычные условия и тем самым повышает его работоспособность.
Нормальный сон укрепляет нервную систему туриста, делает его бодрым и энергичным, а хорошо организованное питание, правильный подбор и чередование продуктов обеспечивает быстрое восстановление сил после работы.
Обязательное условие для каждого занимающегося - прохождение не менее 3-4 раз в году медицинского осмотра, а также систематический самоконтроль.
Физическая подготовка складывается из утренней гимнастики, специальных занятий и походов выходного дня.
Утреннюю гимнастику следует проводить ежедневно, в любую погоду, желательно на открытом воздухе.
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Бег на месте или ходьба с переходом на медленный бег 3-5 минут.
И.п. - основная стойка. Руки в стороны, ноги попере-менно отставлять назад на носок - вдох. Руки вперед, кисти вместе, взмах ногой вперед до касания ладоней - выдох. Повторить 10-12 раз.
И.п. - ноги шире плеч, руки на поясе, наклонить туло-вище вправо, прямая рука над головой, левую ногу согнуть - выдох; выпрямится - вдох. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.
И.п. - сидя на полу. Лечь на спину - вдох, сесть и наклониться вперед - выдох. Возвратиться в и.п. По-вторить 10-12 раз.
И.п. - ноги шире плеч, руки опущены вниз вдоль тела. Медленно поднять руки в стороны-вверх и макси-мально отвести назад - вдох. Наклонить туловище вперед, руки к носку левой ноги, правую согнуть - выдох. Выпрямится. Повторить 6-8 раз.
И.п. - ноги шире плеч. Наклонить туловище вперед, поставить одну руку вперед на пол на полшага. Пере-ступая руками вперед, лечь в упор на согнутые руки. Переступая руками назад, возвратиться в и.п. Повторить 4-6 раз
И.п. - ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Подняться на носки, руки отвести назад - вдох. Медленно присесть, руки вытянуть вперед - выдох. Возвра-титься в и.п. Повторить 10-12 раз.
Из основной стойки - положение выпада. Одна рука вперед-вверх, другая назад-вниз. Прыжком сменить положение рук и ног. Повторить 10-12 раз.
Различные прыжки со скакалкой 2-3 минуты. После прыжков ходьба на месте.
Упражнения на расслабление.
Дышать при выполнении упражнений ритмично, глубоко, без задержек, лучше через нос.
Этот комплекс упражнений необходимо постепенно усложнять упражнениями на развитие отдельных ка-честв. Интенсивность и продолжительность утренней гимнастики каждый турист регулирует в зависимости от самочувствия. Спортсмены, готовящиеся к походам с ночевкой, длительным путешествиям, соревнованиям по спортивному ориентированию, продолжительность утренней гимнастики должны увеличить до 30-40 минут, включив в нее 4-5 упражнений, отражающих специфику предстоящего похода или соревнования. Лучше, если утренние занятия будут групповыми: они эмоциональнее.
Занятия на воздухе позволяют включать бег на короткие и длинные (до нескольких километров) дистанции. Медленный бег с ускорениями по несколько десятков метров, равномерный длительный бег рекомендуется сочетать с быстрой спокойной ходьбой.
Очень важно приучиться дышать глубоко, без задержки, с полным выдохом. Зарядку в помещении надо делать у открытого окна. После нее необходимо обмы-ваться до пояса прохладной водой. Тренировочные занятия в течение недели и по выходным дням проводятся в залах, на площадках, на стадионах и на местности. Они обычно состоят из гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и велосипедного спорта, спортивных игр. Сдача норм комплекса ГТО обеспечивает необходимый уровень общей физической подготовки. Специально подобранные гимнастические упражнения и соответствующие виды спорта помогает развить те или иные физические качества, в первую очередь нужные туристу выносливость и силу.
Сила развивается при занятиях туризмом сравнительно медленно. Поэтому ее следует развивать спе-циальной тренировкой. Однако не надо увлекаться подниманием больших тяжестей. Целесообразнее применять средние отягощения, но с большим количеством повторений. В этом случае будет развиваться и вынос-ливость мышц, что так необходимо в походе. В одну тренировку нужно включать упражнения со снарядами различного веса. Упражнения с легкими предметами следует выполнять до утомления, затем, отдохнув 2-3 минуты, повторять снова.
Упражнения с преодолением собственного веса ( подтягивание, приседания, отжимания ) выполняются до отказа.
Упражнения силового характера проделываются в течение всего периода подготовки.
Упражнения для развития силы рук.
Лежа в упоре на руках сгибание и разгибание рук
Стоя на руках ( с поддержкой партнера ) сгибание и разгибание рук.
«Тачка» - партнер держит ноги, а упражняющийся идет на руках.
Подтягивание на перекладине.
Лазание по канату, шесту, наклонной лестнице.
Упражнения со штангой в жиме, рывке и толчке.
Упражнения с гантелями, гирями.
Толкание и метание ядра одной и двумя руками.
Упражнения с набивным мячом.
Упражнения на брусьях, перекладине, кольцах.
Упражнения для развития силы ног.
Ноги на ширине плеч, глубокие приседания на всей ступне, поднимая руки вперед.
Приседание на одной ноге - «пистолетик»
Прыжки на месте со скакалкой и гантелями.
Приседание со штангой или партнером на спине.
Прыжки в высоту и длину с места и с разбега.
Прыжки тройные и пятерные.
Развитие ног имеет огромное значение при пеших походах на дальние расстояния, особенно если это труднопроходимая местность (горная, джунгли, тайга и т.п.)
Значение выносливости в туристических походах.
Прежде всего следует развивать выносливость, т.к. необходимо выдерживать долгие пешие переходы с походным снаряжением за спиной. Расстояние покрываемое туристами за день , как и весовая нагрузка, трудно поддается точному предварительному формированию. Оно определяется прежде всего трудностями маршрута, весом рюкзака и опыт-ностью и физической подготовкой туриста.
Здоровые люди с рюкзаками среднего веса проходят за день по равнине 20-25 километров, по пересеченной местности 12 километров. С облегченными рюкзаками в горах и тайге втянувшиеся в походную жизнь туристы идут по 18-20 км, а подготовленные опытные туристы - до 30 километров.
Выносливость вырабатывается не только длительной ненапряженной работой (спокойный длительный бег, ходьба), но и многократными повторениями более коротких, но более напряженных нагрузок. Можно, на-пример, применить пробежку 6-8 раз по 800 метров со средней скоростью. В промежутках между бегом - спокойная ходьба (7-9 минут) до восстановления нормального дыхания и пульса. Подобные нагрузки допустимы только для людей достаточно подготовленных. Хорошо развивают выносливость плавание, Гребля, езда на велосипеде, бег на лыжах, охота, походы выходного дня зимой и летом. Особенно благоприятны для физической подготовки туриста условия, близкие к условиям длительного путешествия. Тем не менее одной выносливости мало - чтобы меньше уставать, и, соответственно, пройти больше с меньшими физическими затратами, важно научиться правильно и экономно ходить. Ведь техника ходьбы - это один из важнейших факторов при пешем туризме. Итак, перейдем непосредственно к технике ходьбы.
Техника ходьбы.
Чтобы экономно расходовать силы, турист должен приучить себя к свободному, ровному шагу.
По пересеченной местности следует идти со слегка согнутыми коленями, стараясь не до конца выпрямлять их в момент толчка. При этом нога в тяжелой обуви невольно косолапит, что облегчает ходьбу. В момент, когда ступня отрывается от земли, и нога делает шаг вперед, ее мышцы надо максимально расслаблять. Когда нога опускается на землю, мышцы вновь напряга-ются, причем ступню надо ставить точно на подошву, а не на ребра, чтобы не потянуть связки голеностопного сустава.
Люди, неопытные в ходьбе на большие расстояния ходят иначе: мышцы ног у них постоянно напряжены и быстро устают.
При правильной технике ходьбы турист невольно начинает двигаться ритмично, т.е. делает шаги одинаковой длины, ступая с примерно одинаковой частотой. Скорость передвижения его по ровному месту становится постоянной. Ритмичность движения помогает правильной работе сердца, дыхательных и других органов организма.
У каждого человека в зависимости от его роста, веса, силы, от веса обуви и рюкзака, а также от рельефа местности длина и частота шага будут свои, особые: следовательно, строго индивидуален и ритм движения.
Выработать свой рациональный ритм движения - такова цель тренировок во время прогулок и походов.
Упражнения для развития гибкости и силы мышц туловища.
Из положения лежа на полу наклон вперед и поворо-ты туловища.
Из положения лежа на полу носками ног коснуться пола за головой.
Из положения сидя на полу лечь, затем сесть ( ноги закреплены или удерживаются партнером.)
Штанга на плечах - наклоны вперед, в стороны и по-вороты.
упражнения на гимнастической стенке в упоре стоя на полу и в висе.
Растягивание и расслабление.
Для развития эластичности мышц и подвижности суставов применяются упражнения на растягивание. Ими, однако,не следует злоупотреблять. Нельзя делать их и при болевых ощущениях.
Надо уметь хорошо расслаблять мышцы. Только чередование напряжения и расслабления мышц позволяет успешно переносить нагрузку длительное время.
И.п. - основная стойка, руки перед грудью. Рывки назад руками, согнутыми и прямыми.
И.п. - основная стойка. Пружинистые наклоны туловища вперед, ладонями коснуться пола.
Движение шагом, руки впереди на уровне плеч. С каждым шагом мах ногой вперед, касаясь носком ладоней рук.
Сидя на земле, ноги в стороны, руки подняты вперед. Наклон туловища вперед, касание руками носков ног.
Свободно опустить расслабленные руки, а затем голову, туловище, опустившись в присед.
Лежа на спине, поднять ноги вверх. Расслабленные движения ногами, как при езде на велосипеде.
И.п. – основная стойка. Свободные поочередные махи ногами вперед и назад со свободным движением руками.
Большое значение для расслабления и отдыха мышц имеют так называемые отвлекающие упражнения, в которых работают мышечные группы, большей частью участвовавшие в предыдущей работе, и не требующие сложной координации.
В тренировке необходимо уделять внимание упражнениям в равновесии, которые способствуют совершенствованию вестибулярного аппарата и мышц, удерживающих тело в состоянии равновесия.
Упражнения в равновесии.
Ходьба по узкой опоре (ребро гимнастической скамейки, рельс, бревно и т.п.) в сочетании с различными движениями руками, наклонами, приседаниями.
Упражнение «ласточка», равновесие боком.
Турист любой «специальности», собираясь в сложное путешествие, должен быть подготовлен особенно разносторонне.
Каждому туристу необходимо уметь преодолевать препятствия самого различного характера, хорошо прыгать в длину, лазать по канату, по деревьям, свободно подтягиваться, приучиться переносить рюкзак с большим грузом на длинные расстояния. Причем в этом не всегда помогает значительная сила, нужны специальные навыки, развивающиеся упражнениями. Начинать лучше с походов с небольшим грузом по 6-10 кг, выполняя все правила укладки рюкзака и подгонки снаряжения, иногда ходить в тяжелой обуви. Турист должен уметь переносить на небольшие расстояния значительные грузы, а также пострадавшего человека, используя подручные средства. В столкновениями с силами природы он должен быть подвижным, ловким, отлично владеть равновесием. Все это дается разно-сторонней подготовкой. Она должна проводиться ин-тересно, увлекательно, разнообразно. Преодоление трудностей в путешествии требует твердой воли, которая закаляется также в преодолении трудностей во время физической подготовки.
Большое значение имеет приспособление организма к походным условиям, которое вырабатывается во время тренировок. В первую очередь речь идет о закаливании организма, которое должно быть результатом всей системы подготовки. К средствам закаливания относятся: занятия утренней гимнастикой на свежем воздухе в облегченном костюме, обтирания прохладной водой, мытье ног на ночь холодной водой, облегченная одежда в бытовых условиях и во время тренировок и походов, практика ночевок на открытом воздухе в тренировочных походах, систематическое купание, тренировочные занятия в непогоду. В тренировочных походах надо выработать привычку ограничения в питье (особенно сразу, после остановки), привычку к длительной переноске груза (рюкзака), к специфической равномерной физической нагрузке похода.
Учитывая предстоящую в пути нагрузку, желательно с ростом подготовленности увеличивать и тренировочную нагрузку, чтобы она была в иной день выше, чем среднедневная нагрузка будущего путешествия. Турист, который не готовит себя физически, рискует оказаться самым слабым в группе и стать обузой для товарищей.
В тренировке должны применяться
УПРАЖНЕНИЯ НА БЫСТРОТУ И ЛОВКОСТЬ:
бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, бег с ускорениями;
прыжки в высоту через планку, в длину с места, с разбега;
метание легкоатлетических снарядов.
Кроме того, совершенствование быстроты и ловкости происходит в процессе занятий с отдельными видами спорта, в частности элементами акробатики и спортивными играми.
Женщины-туристки должны тренироваться по той же методике, что и мужчины, но с учетом физиологических особенностей женского организма. Занятия могут проводиться совместно для мужчин и женщин, но нагрузка для женщин должна составлять не более 2/3 нагрузки мужчин. В упражнениях с отягощением вес должен быть в 2-3 раза меньше, чем у мужчин.
Из тренировок женщин нужно совершенно изъять прыжки в глубину свыше 1,5 метра. Место приземления при прыжках в длину и высоту необходимо хорошо разрыхлить.