Родителям будущих первоклассников !

Мурушкина Наталия Борисовна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Готовим пальчики малыша к письму»

Подготовил педагог- психолог : Мурушкина Наталия Борисовна

Труднее всего первоклашке, да и второклашке приходится на уроках русского языка, потому, что процесс письма для малыша очень сложен из-за неготовности руки к письму.  “Можно ли помочь ребенку?” — задают справедливый вопрос родители.

Согласно данным психологов и физиологов трудности при овладении техникой письма объясняются:

* слабо развитыми мышцами пальчиков и кистей рук,

   *недостаточностью развития мышц предплечья и плечевой части пишущей руки,

   *несовершенной координацией движений пальцев,

   *отставанием в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей (в частности, движение руки слева направо),

*слабой ориентацией в пространстве и на плоскости,

*незаконченностью окостенения запястий и фаланг пальцев: рука быстро утомляется, ребенок устает.

Как развить мелкую мускулатуру руки

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу: захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж пальчиков, рисование каракулей, резание ножницами, занятия на домашних снарядах (кольца, перекладина) и многое-многое другое. Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — это лепка из пластилина, теста, глины.

Для укрепления двигательного аппарата пишущей руки можно предлагать детям штриховку, раскрашивание рисунков. Выполнение штриховки, развивает у ребенка согласованность действий зрительного и двигательного анализаторов. Постепенное развитие и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки будет эффективным, если давать разного вида штриховки:

* короткими частыми штрихами,

* мелкими штрихами с возвратом,

* длинными параллельными отрезками,

*круговую штриховку от центра рисунка.

При штриховке рука ребенка проделывает те же манипуляции, что и при письме.  Поскольку усталости он не чувствует, то родители могут учить ребенка сосредотачиваться на соблюдении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования: на посадку ребенка, на положение рук, на положение кисти пишущей руки, на положение листа бумаги, на положение карандаша, на правила пользования карандашом (ручкой, кистью).  Соблюдение этих правил в дальнейшем поможет ребенку преодолеть трудности технической стороны письма.

На развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки можно предлагать такое упражнение. Например, начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите в этих квадратах поставить по всей площади как можно больше точек. При чем, точки стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их подсчитать.  Работает ребенок в максимальном темпе 30 секунд, через каждые 3 секунды   переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд.  Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы, а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости кисти руки. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки.

На развитие согласованности действий глаз и рук. Ребенку в процессе учебы придется одновременно смотреть на предмет (например, на доску, в учебник) и списывать или срисовывать задание.  Это очень сложный вид учебной деятельности.  Внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Отсюда проблемы при списывании или срисовывании. Им легче рисовать (писать) по памяти, чем с натуры. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.   Для развития у ребенка умения   ориентироваться в своей работе на образец, нарисуйте на листе бумаги, постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать.  Упражнения такого вида развивают не только тонкую моторику руки, но и произвольноевнимание, пространственное восприятие.

Для тренировки пальчиков можно выполнять, так называемые графические упражнения способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки.  Например, ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки, точно попадая в мишени. Можно пройти по узкому лабиринту и выйти из него, не задевая стен; провести свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель; найти выход из пещеры; проследить путь бабочки.   Старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.  Этой же цели служит пальчиковая гимнастика:

"Пальчики здороваются" — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

"Человечек" — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки «бегают" по столу.

    "Слоненок" (средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный — ноги) "идет" по столу.

Итак, развитие пальцев и кистей рук процесс длительный, да и не из легких, но помочь ручкам малыша можно. К трем годам движения руки ребенка уже значительно развиты, а карандашом и кистью, как правило, еще не владеет. Дальнейшее формирование двигательных навыков будет проходить интенсивнее, если ребенок будет иметь возможность подражать взрослому и слушать объяснения мамы и папы.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                   «Как помочь своему ребенку учиться»

Подготовил педагог- психолог: Мурушкина Наталия Борисовна

Вам скоро идти в школу? Пусть не в этот или следующий год, года через 2-3, но это все равно неизбежно, и Вам, как любящему родителю, наверняка хочется, чтобы ребенок учился с удовольствием и интересом, радостью и старанием. А что Вы сделали для этого? Или как Вы планируете помочь ребенку учиться? Развит ли Ваш ребенок физически? Как обстоят дела с психическими познавательными процессами (восприятие, память, внимание, воображение, мышление)? Достаточно ли развита речь Вашего предшкольника? Испытывает ли ребенок удовольствие от умственного труда и интеллектуальной деятельности? От всего этого зависит его успех в учебной деятельности и в системе дошкольного образования и успешность усвоения предметов школьной программы.

Сегодня мы поговорим с Вами о таком важном аспекте подготовки к школьному обучению как развитие речи ребенка-дошкольника. Отставанием ребенка в речевом развитии на этапе дошкольного детства чаще всего и бывают обусловлены дальнейшие школьные проблемы. Это может быть выражено бедностью словарного запаса, неточностью понимания значения каких-либо слов, неумением грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление окончаний), дефектами звукопроизношения, выражающимися в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребенка или в заменах одних речевых звуков другими и т.п. Эти признаки речевого недоразвития ребенка чаще всего не привлекают внимания родителей, ведь при этом ребенок все равно может достаточно свободно пользоваться речью.

В период школьного обучения к речи ребенка предъявляются более высокие требования и Ваша задача, не допустить, чтобы ребенок оказался в затруднительном положении. К пяти годам речь ребенка должна быть практически полностью  сформирована. Под сформированной речью следует понимать умение правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, богатый и обширный словарный запас.

Родителям и воспитателям необходимо обеспечить своевременную профилактику нарушений письма у детей и уже в детском саду сделать все возможное, чтобы предупредить школьные трудности. Для этого необходима работа в следующих направлениях:

1. Развитие мелкой моторики у детей. Такие ученые как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия изучали и подтвердили научными исследованиями взаимосвязь общей и речевой моторики. В процессе овладения и совершенствования ребенком двигательных умений и навыков развивается координация движений. Но самым важным в рамках нашей темы является то, что становление речи особенно тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук . Однако умелыми детские пальчики становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически, и в детском саду, и дома. Благо дошкольная педагогика накопила огромный багаж таких игр, упражнений, гимнастик, разминок и т.п.                                                

2. Развитие у детей четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков. Надо любыми путями довести до сознания ребенка разницу в звучании не различаемых им на слух звуков. На первом этапе такой работу лучше отождествлять сложные для ребенка звуки со звуками окружающей природы (ж — жужжание жука, з — писк комара и пр.). В дальнейшем целесообразно произносить эти звуки в словах утрированно, намеренно выделять их голосом, чтобы ребенок имел возможность хорошо вслушаться в их звучание. Затем можно работать над слуховой дифференциацией звуков в парах слов (кот-кит, мышка-пышка). Дошкольники обычно с увлечением играют в такие словесные игры и они становятся замечательным средством, позволяющим занять ребенка в дороге, успокоить перед укладываем спать и т.д.

3. Устранение звуковых замен (Саша-Саса) в устной речи ребенка до начала его обучения грамоте. Это необходимо потому, что в процессе звукового анализа слова уточнению его звукового состава очень помогает четкое его проговаривание. Не случайно прием проговаривания так широко используется и в процессе записи слов. Но если, проговаривая слово, ребенок заменяет в нем какие-то звуки, то такое проговаривание может провоцировать ошибки при письме.

При этом надо понимать, что замена звуков может происходить из-за недостаточно четкой работы артикуляционного аппарата ребенка. В таком случае поможет артикуляционная гимнастика, которая подготовит артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата — основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.

4. Проведение в дошкольном возрасте специальной работы, подготавливающей ребенка непосредственно к звуковому анализу слова. Здесь имеются в виду некоторые упражнения, приучающие ребенка вслушиваться в звуковой состав слов и выделять на их фоне тот или иной отдельный звук. Например, старшего дошкольника можно спросить, есть ли звук [Л] в слове «лампа», «рука, шапка, тигр…». При этом звук [Л] на первых порах произносится утрированно, подчеркнуто, чтобы ребенок мог достаточно отчетливо его расслышать. Затем можно выяснить, в какой именно части слова слышит ребенок этот звук (убедившись сначала, что ребенок понимает значение слов «начало, середина, конец»). Ну а далее ребенок уже сможет и сам придумывать слова с тем или иным звуком.

Такие игры приучают ребенка внимательно прислушиваться к словам, к составляющим их звукам, что подготавливает его к овладению навыком полного звукового анализа слов в период обучения грамоте и, следовательно, позволяет предупредить специфические нарушения письма.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей будущих первоклассников                   «Когда лучше отдавать ребенка в школу?»

Подготовил педагог- психолог: Мурушкина Наталия Борисовна

        Вопрос о том, кода лучше отдавать ребенка в школу, стоит перед многими родителями. Принимая решение, стоит помнить следующее.  

        Интеллектуальное развитие– умение читать, писать, сообразительность, - конечно, важный показатель готовности ребенка к школе. Но как обстоит дело с другими особенностями ребенка, на которые не всегда обращают внимание родители, да и воспитатели?

Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников.

К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, не готов еще достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. А тогда и интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

        При принятии решения о возрасте начала школьной жизни необходимо опираться на ряд критериев готовности к школе. А именно:

Умение регулировать свое поведение и эмоции

        Поведение будущего первоклассника должно быть произвольным, ребенок должен уметь управлять собой, усидеть на уроке 30-40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта.

Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми

        Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Умение ребенка занять достойное место в коллективе сверстников помогает ему найти друзей и значительно комфортнее чувствовать себя среди одноклассников. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали окружающие ребенка взрослые до его поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него, как на ученика, обязанностей.

Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей

        В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Поэтому, когда необходимо рассказать у доски стихотворение или решить задачку, важно, чтобы ребенок мог говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Так как школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата, важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается; а также о том, что пока ему дается трудно и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также от понимания своих слабых сторон и недостатков, и способности их учитывать.

Интеллектуальная готовность

        Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно же, важно, чтобы первоклассник знал буквы, умел считать до десяти и мог написать свое имя. Чтобы он имел ряд знаний и представлений о себе и об окружающем мире, мог выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность с психологической точки зрения – это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько умение думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда это требует учитель.

Желание ребенка идти в школу

        Это условие является одним из самых важных и значимых. Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие на себя роли ученика. Ведь когда у ребенка есть желание идти в школу и ему интересно учиться, это помогает ему справляться с возможными и трудностями, и неудачами. Школьная жизнь требует усилий, это непростой повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справиться с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

        Конечно же, принятие решения о том, что идти в школу в этом году или подождать еще год, - это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определяет успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход. Важно учитывать, как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, родных, няни, руководителей кружков, спортивных секций), так и взгляды специалистов (психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей). Только взвесив все «за» и «против», можно принять правильное для ребенка решение.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей бущих первокласников

«В школу — по лесенке знаний!»

Каждый ребенок приходит в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, да и учиться он будет только на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. Почему же так происходит? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Стремление ребенка стать более взрослым школьником, способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: это и выполнение не только интересных для него заданий, но и любимой учебной работы. Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Дети очень быстро растут. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность. Интеллектуальная зрелость предполагает, что ребенок умеет концентрировать внимание, способен провести аналогию и владеет элементарным логическим мышлением. Ребенок 6-7 лет должен уметь запомнить и

воспроизвести расположение предметов и найти их различия, а также уметь объединять предметы в группы. Социальная зрелость – это потребность ребенка в общении со сверстниками и, что еще боле важно, умение вести себя в детских группах. Эмоциональная зрелость – это, прежде всего, возможность длительное время (20-30 минут) выполнять предложенные ребенку задания.

Получается, что психологическая готовность к школе - это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы, успешен в школе.

Я предлагаю родителям будущих первоклассников ознакомиться и пройти ступеньки по готовности к школе. Данная лесенка составлена примерна, а то, на сколько она вам подойдет или какую из ступенек вы перепрыгнете, решайте сами.

Цель маршрута по лестнице:

- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;

- раскрыть понятие «Психологическая готовность к школе»;

- помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

Задачи:

- ознакомить родителей с критериями готовности ребёнка к школе;

- оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе;

- вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.

Структура маршрута:

Поступенчатое прохождение вопросов связанных с психологической готовностью к школе.

Ступенька №1. «Хочу делать по-своему! »

Умение слушать учителя, выполнять его инструкции или принимать правила урока – вот первое, что должен уметь и осознавать будущий ученик. Объясните своему ребенку, что это важный момент и он под силу только школьнику. Помогите его «хочу» направить в нужное русло, например: «хочу быть самым умным в классе!» или «хочу больше знать о…».

Ступенька №2. «Это кто, мама? »

Очень интересной «ступенькой» можно сделать подборку ваших школьных фотографий. Расскажите будущему первокласснику о своей школе, классе. Вспомните смешные и забавные истории из вашей школьной жизни. И как замечательно будет показать ребенку фото своих товарищей десять лет спустя, рассказав о крепкой школьной дружбе.

Ступенька №3. «Угадай, придумай, сделай»

Для формирования памяти, мышления, восприятия, логики можно поиграть с ребенком в развивающие игры. Подберите серию интересных и обучающих игр, которые вы можете проводить по пути в детский сад, домой, магазин: например, «сколько нам встретилось по пути машин» или «слова – города». А дома на кухни, во время приготовления обеда, игры: «съедобное – не съедобное», «угадай на вкус», «чего не стало».

Ступень №4. «А не пригласить ли нам гостей? »

Следующей ступенькой может быть приглашение друзей «первоклашек» в гости. Организуйте для детей забавные коллективные игры. А как интересно было бы создать домашний театр с маленькими актерами: вместе вспомнить любимые сказки, разыграть роли. Здесь вам и развитие речи, и формирование коммуникативности. Закончить такой вечер можно чаепитием с обсуждением предстоящего события – «Поступления в школу! »

Ступенька №5. «Давай оставим на память»

Предложите вашему ребенку сделать подарок, самому себе: слепить сувенир из соленого теста, нарисовать картину, сделать аппликацию или собрать красивый браслет, вот вам и развитие мелкой моторики. Затем, работу спрятать в шкатулку и открыть уже через год. «Как же будет интересно, посмотреть, каким ты был дошкольником».

Ступенька №6. «Важные покупки! »

И, конечно же, важным моментом будет выбор школьных принадлежностей. Для вашего первоклассника это будет очень ответственный и приятный момент, ведь он сам будет выбирать себе тетради и пенал. Альбом для рисования, карандаши и краски только разыграют воображение вашего ребенка. Делая покупки вместе с вами, ребенок будет ответственнее относиться к своим вещам.

Ступенька №7. «Кино про школьников»

В детстве мы все очень любили смотреть фильмы про сверстников, вот и вашему будущему первоклашке можно будет подобрать серию фильмов о школьной жизни, дружбе мальчишек и девчонок.

Уважаемые родители, пройти по той или иной ступеньке вы решите сами. А может быть вы «построите» свою лесенку и она окажется вам более полезной.

Удачи вам и вашему будущему первокласснику!



Предварительный просмотр:

Подготовка к школе. Советы психолога родителям будущих первоклассников.

Подготовил  педагог- психолог : Мурушкина Наталия Борисовна

C:\Users\1\Desktop\Новая папка\4d972ede38e61ad94919cf7adeb14c9b.jpg

Чаще всего родители задаются вопросом: «Как подготовить ребенка к школе?», когда до первого школьного звонка остается совсем мало времени, этот подход является ошибочным и зачастую наиболее неэффективным. Как лучше поступить родителям будущих первоклассников? Какие ошибки чаще всего совершаются при подготовке детей к школе? Как действовать наверняка, развивая нужные для учёбы качества? Как не перестараться и психологически верно подготовить ребенка? И, наконец, каким минимумом знаний должен обладать ребенок, перешагивая порог первого класса.

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе, как собственно, любому массовому учреждению заключается в перебарывании детским организмом основных видов стрессов:

  • иммунологического
  • социально-психологического
  • учебного

Как правило, первые два вида стрессов более-менее успешно решаются всеми детьми во время посещения детского сада.

Как подготовить ребенка к школе, чтобы ему было проще справиться с социально-психологическим стрессом? Рекомендуем обучение ребенка следующим навыками:

  • Знание основ этикета.
  • Умение общаться со сверстниками, договариваться с ними, играть общими игрушками, обмениваться личными вещами, адекватно реагировать на их желания, отличные от собственных.
  • Выстраивание отношений с «чужим» взрослым, выполнение его требований.
  • Умение адекватно проявлять свои эмоции.
  • Мотивация к учебе, как способу познания нового, интересного.
  • Верная самооценка. Один из сложнейших пунктов социокультурного восприятия ребенком самого себя. Важно ознакомить ребенка с понятиями «успехи», «достижения», «неудачи». Объяснить ему, что все это лишь нормальные составляющие учебного процесса, как, собственно, самой жизни. Вам, родителям, нужно адекватно оценивать поступки ребенка – хвалить, когда есть за что, расстраиваться из-за глупой шалости, но вместе с ребенком искать выход, исправлять ситуацию. Важно оценивать именно поступки, а не самого ребенка! Плохо, что ребенок разбил вазу, потому что заигрался, потерял бдительность, но нельзя говорить, что ребенок плохой или «вечно все портит».

Обычно социально-психологические умения начинают зарождаться у детей на стадии детсадовской подготовки, а завершаются (на уровне поступления в школу, конечно) чаще всего около 5-6 лет. Если ребенок не посещает детский сад, то родителям следует уделить этому пункту особое внимание, правильно социокультурно подготовить ребенка, насытив общением с другими детьми на детских площадках, в развивающих центрах, специализированных курсах или спортивных секциях. Обязательным является минимум участия родителей при разгорающемся детском конфликте. Можно потом обсудить с ребенком все подробности произошедшего, однако, во время детских споров нужно предоставить ребенку возможность разобраться с ситуацией самостоятельно.

Если родители успешно решат поставленные задачи, смогут правильно подготовить ребенка со стороны физического и психологического здоровья во время первого года обучения ему останется решить только собственно учебный стресс. Для любого ребенка непросто усидеть на месте 45 минут, делать все по команде, успевать смотреть, слушать, записывать, выполнять задания учителя.

Подготовительные курсы в школе.

С психологической точки зрения посещение ребенком подготовительных курсов будет ему полезно для знакомства с:

  • учителем, который станет важным взрослым на период начальной школы;
  • зданием школы, научит ориентироваться в нем;
  • школьными правилами – тянуть руку, не выкрикивать с места, отвечать, когда попросит учитель, спокойно отдыхать во время перемен, выполнять домашние задания.
  • Ребенку проще проникнуться школьной атмосферой, когда он не резко сменил детсадовскую группу на новых детей в классе или вовсе не оказался впервые в столь огромном детском коллективе – пусть адаптация происходит постепенно, еженедельно 2-3 раза по 1-1,5 часа.

Детям, которые не посещали детский сад, подготовительные курсы в школу помогут преодолеть иммунологический и социально-психологический стрессы при минимуме образовательных потерь.

Как подготовить ребенка к школе – необходимые умения первоклассника

Большинство детей успешно осваивают необходимый набор мыслительно-речевых умений при совмещении подготовительных курсов и домашней помощи родителей. При поступлении детей в школу приветствуются следующие навыки:

  • знание своего полного имени, а также ФИО членов семьи;
  • знание своего адреса проживания;
  • умение пользоваться часами со стрелками и электронным циферблатом;
  • свободное владение названиями дней недели, месяцев, времен года;
  • умение ребенком составить грамотный рассказ о самом себе, а так же по серии сюжетных картинок, например, как прошел его сегодняшний день: встал, когда зазвенел будильник, его стрелки показывали столько-то, на завтрак ел кашу, пил чай, затем гулял с мамой и т.д.;
  • способность ребенка запомнить не менее 5 слов из 10, не спеша, произнесенных взрослым друг за другом;
  • употребление в речи предлогов;
  • умение различать цвета и оттенки;
  • правильное название геометрических фигур;
  • умение прочитать несколько предложений;
  • счёт до 10 и обратно;
  • умение сконцентрироваться на однотипной деятельности около получаса;
  • способность перерисовывать простые рисунки;
  • проведение логических операций (исключение лишнего, обобщение по общему признаку).

Программа подготовки ребенка к школе – как родителям помочь?

Роль родителей велика на любом этапе жизни их ребенка. Как подготовить ребенка к школе тем родителям, которые понимают важность их помощи, но не имеют специального образования? Сегодня существует множество программ, направляющих усердия родителей по правильному пути так, чтобы подготовить ребенка увлекательно, эффективно, обучить необходимым навыкам, создать предпосылки учебной мотивации.

Какое бы конкретное пособие вы ни выбрали, родительская программа подготовки ребенка к школе должна включать следующие мыслительно-речевые направления:

  • развитие грамотной речи;
  • тренировка внимания;
  • развитие воображения;
  • подготовка для чтения, письма, счёта;
  • тренировка памяти;
  • развитие школьной мотивации.

Развитие речи:

Разговаривать с ребенком, обязательно задавать ему вопросы, терпеливо ждать ответ.

Просить ребенка составлять рассказ по наборам сюжетных картинок, о событиях сегодняшнего дня, например, рассказать папе/маме как прошла прогулка с бабушкой/другим взрослым. Уточняйте подробности, просите больше описаний, наблюдений.

Важно постоянно пополнять лексический запас ребёнка, даже сложными словами. Обязательно тренируйтесь на скороговорках.

Внутри семьи старайтесь говорить медленно, грамотно, четко проговаривая слова.

Развитию памяти и внимания способствуют:

Пересказ знакомого рассказа или сказки.

Заучивание стихотворений.

Восприятие информации через слух путем прослушивания аудиокниг, песен, иностранной речи (особенно, если ребенок билингвальный).

Повторение некоторой последовательности действий, показанной взрослым (а, может, другим ребенком), например, медленная последовательность движений какого-то танца.

Поиск отличий в похожих картинках.

Чтобы подготовить воображение ребенка для школьного обучения предлагаем следующее:

Любые виды творческой деятельности – рисование, лепка, аппликации.

Придумывание историй, разыгрывание спектаклей с участием кукол, мягких игрушек или специально сделанных взрослым персонажей, изготовленных из подручных средств.

Решение задач, где требуется дорисовать недостающую часть рисунка.

Для развития логики, мышления, проведения логических операций можно предложить:

Решать головоломки. Можно подобрать специальные игры типа «Пятнашек» или «Кубик-рубика» или детские альманахи, включающие загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды.

Использовать простейшие логические игры на анализ и/или сравнение предметов при помощи специальных пособий или воссозданных взрослым игровых ситуаций.

Подвижные игры: «Съедобное-несъедобное», «Казаки-разбойники», различные квесты.

Чтобы подготовить ребенка для чтения, письма и счета нужно:

Практиковать совместное взросло-детское чтение.

Считать бытовые предметы, деньги при посещении магазинов, аптек, банков.

Разучивать буквы алфавита, учиться обводить их по трафарету, а затем писать самостоятельно.

Побуждать ребенка сосчитать или прочитать что-то.

Для мотивации ребенка к учебе важно, чтобы получение новых знаний было для него обычным, интересным, увлекательным делом. Поэтому:

Обязательно отвечайте на вопросы ребенка, нельзя «отмахиваться» от него. Честно скажите, если не знаете ответ на его вопрос. Предложите вместе попозже заглянуть в энциклопедию или интернет.

Полюбите подвижные, логические или просто забавные совместные игры.

При выезде за город, зарисовывайте пейзажи, деревья или животных.

Изучайте географию: мировые столицы, традиции, обычаи, кухню. Если вы много путешествуете – ребенку будет вдвойне интересно.

Привлекайте ребенка к будничным делам: приготовлению еды, составлению списка необходимых покупок (можно только его личных), посещению супермаркетов.

Родители должны помочь ребенку правильно подготовить домашнее задание, которое задал учитель подготовительных курсов. Важно:

  • выбрать одно тоже время для выполнения заданий;
  • посвятить это время всецело ребенку без смешения занятий с другими делами;
  • набраться терпения, чтобы снова и снова объяснять, рассказывать, придумывать.

Все эти моменты способны подготовить ребенка для созревания главного школьного качества – необходимости сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Поскольку предлагаемые ребенку ситуации изначально больше воспринимаются им как игра, вызывают живой интерес, то возникновение этой важной для обучения черты происходит безболезненно. Результативность дошкольной подготовки зависит также от индивидуальных особенностей ребенка, систематичности игр-занятий, включенности родителей в процесс. Важно заранее выработать определенную внутрисемейную стратегию по тому, как подготовить ребенка к школе и подстраиваться под его интересы, а остальное – дело времени и терпения. Не забывайте о том, что ни смотря на то, что Вы стремитесь подготовить ребенка к школе, максимально раскрыть его потенциальные возможности, прежде всего он - ребенок! Не следует чрезмерно перегружать его заданиями, выполнение основной части заданий должна осуществлять в игровой форме, чтобы максимально стимулировать деятельность ребенка при освоение новых для него знаний.Удачи, Вам, уважаемые родители!