«Я – учитель». Тема эссе «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнест Легуве).
Размышляя над темой эссе, вспомнила услышанную когда-то притчу.
«Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже.
Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как они тронулись в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда Учитель отправил их искать родник. Но ученики не нашли его. Учитель подробно объяснил им путь к воде. Найдя родник, ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к воде, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».
Какова мораль этой притчи? Мне кажется, она и заключается в словах французского писателя XIX века Эрнеста Легуве: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». А ещё эта «премудрость» - о взаимной любви: ученики принесли воды и Учителю, Учитель прихватил с собой воду и для учеников. Так в гармонии и достигается цель, поставленная Учителем.
Учителем может быть не каждый. Это дар природы, талант. Расхожей стала фраза: «Учитель - это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям». Но это так. Путь в учительство человек выбирает осознанно.
Свой путь я выбрала 23 года назад. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, учителя начальных классов, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками и единомышленниками.
Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: дети нас тоже учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Так учитель включает рефлексию в свою профессиональную жизнь. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих уроках будет настоящее общение и «взаимное» обучение. Да, я каждый день учусь, учусь специально и учусь «нечаянно»: книги, жизненные ситуации или вопросы детей дают мне возможность почувствовать: кто я, какова моя цель.
Обращусь ещё раз к словам Эрнеста Легуве: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». Насколько актуально они звучат сегодня, в XIX веке, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям? По-моему, очень актуально. Мы должны «научить наших детей обходиться без нас». Как? Ответ на этот вопрос прост (позволю себе немного тавтологии). Я учусь. И я учусь учить. Я каждый день учусь учить детей умению учиться. Как в той притче.
Научить детей учиться - этот тезис проходит лейтмотивом через современные образовательные стандарты и передовые педагогические технологии. Это продиктовано самой жизнью, которая ставит перед нами очень серьезные задачи, и для того, чтобы их решить и добиться успеха, нужно многое уметь делать. И прежде всего, уметь получать знания, пользоваться информацией, которую современный мир предоставляет нам в избытке.
Учитель XXI века, каким он должен быть? Он должен идти в ногу со временем, используя в работе различные методики и инновации, должен в совершенстве владеть своим предметом. Интересы, потребности детей побуждают меня находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию потенциала личности, главными из которых я считаю проблемно-поисковый и проектный. С их помощью я стремлюсь научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строя свою работу в форме диалога и направляя деятельность детей в нужное русло. Порой необходима целая система заданий разного уровня сложности, позволяющая проявить многообразие решений. Ведь это учит детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты, что способствует проявлению интереса к обучению в школе. И, тем не менее, какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. В моем представлении современный учитель – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современной школе.
Задача современного учителя – моя задача - учить детей умению адаптироваться в новых условиях жизни, дать понять ребенку, что жизнь, с ее скоростным развитием, – это постоянное обучение новому. Для меня очень важно привить своим ученикам умение самостоятельно увеличивать багаж своих знаний, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее и применять. Я учу «наших детей обходиться без нас», добавлю – учителей. Воспитываю самостоятельность и ответственность.
Завтра новый день. Каким он будет? Какими войдут в класс мои ученики? Не пропадет ли у них желание удивляться? Все это в моих руках!
Разве это не счастье – быть учителем?!