Для Вас,Педагоги!
Культура Речи педагога
Цель: Повышение культуры речи педагогов
Задачи:
- Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
- Совершенствование качества языкового оформления речи с использованием основных языковых норм.
- Формирование профессиональной коммуникативной компетентности педагогов
Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Что такое культура речи? Прежде всего степень овладения языковыми нормами ( в области произношения, ударения, грамматики и словоупотребления)
А также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с поставленной целью.
Культура речи
может и должна:
- Помочь детям овладеть нормами литературного языка
- Помочь освободиться от «сорных» слов
- Привить любовь к родному языку
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, общаясь с ними, является для детей основным образцом , культурной речи, поэтому она должна учитывать речевые традиции воспитателя ДОУ(правильное отчетливое произношение всех звуков, выдержана в определенном темпе, громкости, интонационно выразительна, грамматически правильная , связная, доступная для понимания).
- Негромкая речь
- Правильный приветливый тон обращения к детям
- Отсутствие жаргонных и бранных слов
- Подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу
- Определенный темп
- Литературные нормы произношения
Речь воспитателя оценивается с трех сторон:
- содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям),
- безупречная правильность формы (как говорит),
- возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым- родителям, коллегам).
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
Это требования к речи педагога
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
Одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – является формирование устной речи и навыков речевого общения,
Основной механизм овладения речью – это подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога сегодня предъявляются высокие требования! От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Есть такой анекдот: «Всем, кто говорит: «Зачем писать правильно, мы же не на уроке русского языка», желаю встретить хирурга, который будет их оперировать со словами: «А зачем аккуратно резать и зашивать? Мы же не на курсах кройки и шитья» :).
Поэтому вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач!
Давайте проверим себя – не похожи ли мы на хирурга из анекдота? Правильно ли мы говорим с детьми?
Я Выделила несколько правил, которых должны придерживаться воспитатели
Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной.
Нам часто кажется, что дети не обращают внимания на наши слова. Но это не так. Расскажу еще историю из жизни. В одной группе детского сада работала воспитательница, которая часто бормотала себе под нос слова: «так — сказал бедняк», думая, что дети не обращают на эту ее привычку никакого внимания. И дети, действительно, никак не реагировали на эту фразу. Однажды воспитательница заболела, и в группу утром зашла заведующая детским садом. «Так», – не успела сказать она, как дети дружно посмотрели на нее и хором громко и радостно произнесли знакомые им слова «сказал бедняк!». Заведующая не поняла сначала, с чем связана такая странная реакция детей. Но при следующем повторении ей слова «так» через несколько минут, все дети группы, узнав так хорошо им знакомые слова, снова радостно и дружно закричали: «Сказал бедняк!». Комментарии излишни :).
Правило 2. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, Чем отличается кепка от ушанки? Кепка может быть разного цвета, с разными козырьками, разного размера. Но это всё равно кепка. Чем же похожи друг на друга все кепки? Здесь надо отделить важные признаки всех кепок (чем кепки отличаются от панам или ушанок) от несущественных (форма, размер, декор могут быть разными у всех кепок, но всё же это кепки, а не береты!). Ребенок, который привык к точной речи взрослых, даже начнет Вас потом исправлять: «Мама!!!! Это не штаны: это рейтузы, а это брюки!» И это отлично!
Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка , вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться»
Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.
Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой.
ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт (неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).
Что еще нужно запомнить: как правильно говорить
- Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,
- Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)
- Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)
- Клади (неправильно – «ложь»)
- Ляг (неправильно – «ляжь»)
Правило 6. Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы! Оказывается вопрос «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» это классика ошибки воспитателя.
Вы когда-нибудь сами так говорили в жизни: «сегодня у нас на обед первое блюдо борщ в столовой посуде, а третье блюдо компот в чайной посуде» Нет? детям так не нужно говорить!
Если нужно, чтобы малыши стали делиться с Вами впечатлениями, так и спросить их надо по-человечески: «Какие признаки осени Вы увидели по дороге в детский сад» (или «Какие признаки осени вы видите за окном»)? Кто больше найдет признаков осени, кто у нас самый внимательный?» И Вы услышите столько развернутых живых ответов детей, сколько Вы никогда не получите «мёртвыми вопросами», которые убивают интерес к беседе у детей!
Правило 7. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!
Правило 8. Избегайте многословия. Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?» спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»
Правило 9. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:
- сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
- затем вопросы, требующие размышления анализа
- в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.
Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.
Мы с вами поиграли, проверили свою грамотность, проанализировали, грамотно ли мы говорим с детьми? Увидели несовершенства своей речи.
Пришли к мнению, что каждый из нас допускает ошибки!
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Чтобы знать о несовершенстве собственной речи, необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем, чтобы можно было обратить внимание на свою речь, Очень важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико- грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель может отмечать в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к.
Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким!
Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
Речевые ошибки детей нельзя оставлять без внимания, их нужно исправлять. Желая исправить ошибку, взрослый использует различные тактики, учитывая которые можно разделить исправления на прямые исправления и косвенные.
Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка, Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы все ошибки исправлялись корректно.
Для того чтобы речь малышей развивалась успешно, нужно не только следить грамотная речь педагога, контроль за речью детей но и развивающая речевая среда. Что это такое?
Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде.
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д.
Групповое пространство
Принципы построения развивающей среды
Речевая среда способствует
Зона речевого развития
Практика показывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.