Внеурочная деятельность "Финансовая грамотность"
В нашей школе веду элективный курс «Финансовая грамотность». Сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности необходимо изучать в школе. Цель финансового просвещения школьников - доставка понятной качественной информации «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.
Скачать:

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Формы и методы организации учебной деятельности, учащихся по финансовой грамотности.
В ходе организации учебной деятельности учащихся использую следующие формы занятий:
• Лекция-беседа. В 9 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности используется с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах:
– просмотр документальных и художественных фильмов;
– просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
– рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
– встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими. Лекции как форма занятий занимают примерно 10– 15% всего учебного времени.
• Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 9 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы;
назначение:
– отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.
Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах:
– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
– поиск и анализ правовых документов по теме;
– разработка индивидуальных или групповых проектов;
– проведение мини-исследований;
– поиск информации для написания эссе;
– составление и решение финансовых кроссвордов.
• Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.
Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:
• «Управляем денежными средствами семьи»
• «Увеличим семейные доходы с использованием финансовых услуг»
• «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование»
• «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»
• «Внимание! Финансовые риски!»
• «Планируем свой бизнес»
• «Валюты и страны»
• «Налоги и семейный бюджет»
• «Пенсии родителей»
*Семинар. В 9 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.
Структура семинара для 9 классов будет выглядеть так:
1. Определение цели семинара
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)
3. Представление результатов обсуждения группами
4. Общее обсуждение
В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам:
1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?
2. Чем сегодня обеспечены деньги?
3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?
4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?
5. Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?
6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?
7. Какие способы само занятости сегодня существуют в России (в вашем городе, деревне, посёлке)?
8. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы?
9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?
10. Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения?
11. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?
12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?
13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем городе, селе, посёлке)?
14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций?
15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов?
16. Как выбрать наиболее надежный паевой инвестиционный фонд?
17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?
18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей?
19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребенка?
20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?
21. Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?
22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе?
23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?
24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье?
25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне?
26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от инфляции?
27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?
28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?
29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире?
30. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитной картой?
31. Чем полезны банковские карты в современной жизни?
32. О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара?
33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства?
34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов?
35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят налоги?
36. Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России?
37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?
38. Для чего нужны косвенные налоги?
39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица?
40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии?
41. Какая пенсия должна быть справедливой?
42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин? Семинары могут проводиться за пределами занятий и иметь форму дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8–9, так и 10–11 классов. Могут участвовать учителя и администрация, а также привлечённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие и др.).
* Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных: – письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);
– устный опрос;
– викторина;
– конкурс;
– творческий отчёт;
– защита проекта;
– защита исследовательской работы;
– написание эссе; – решение практических задач;
– выполнение тематических заданий.
Учителем могут быть использованы и другие формы обучения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите приоритет расходов Шерлока Холмса Представьте, что Вам необходимо помочь Шерлоку Холмсу в трудной ситуации. Шерлок составил план расходов на ближайший месяц. Однако, один из его клиентов, для которого сыщик проводил расследование, исчез и не заплатил. В итоге у Шерлока Холмса оказалось меньше денег, чем он рассчитывал, и от каких-то трат придется отказаться.
Отчего бы мог отказаться Шерлок без вреда для своего комфорта в ближайшем месяце? Новая шапка 4 Плата за аренду квартиры 1 Вода и электричество 2 Услуги миссис Хадсон 3 Посещение кафе 5
Легче всего отказаться от новой шапки, потому что, старая есть и с ней все в порядке ; от походов в кафе, потому что миссис Хадсон каждый день кормит Шерлока дома. Ответ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сценарий интеллектуальной игры
«Финансовые бои»
Финансовые бои – это интеллектуальное соревнование между командами, нацеленное на повышение уровня финансовой грамотности участников в процессе поиска ответов на интересные вопросы и выявление сильнейших в понимании своих прав как потребителей банковских услуг.
Мероприятие рассчитано на школьников в возрасте 14-17 лет. Соревнование является командным.
Финансовые бои состоят из нескольких раундов, каждый из которых проводится в уникальном формате. Всего разработано 4 раунда
Цель мероприятия – сформировать представление об элементах разумной и ответственной потребительской стратегии поведения на рынке розничных финансовых услуг.
Для этого в рамках финансовых боев будут решены следующие задачи:
- познакомить школьников с основными понятиями сферы банковских услуг;
- углубить их знания о существующих финансовых организациях;
- побудить школьников задуматься о достоинствах и недостатках таких финансовых услуг, как: вклады, кредиты, банковские карты;
- сформировать у школьников представление о мерах безопасности при пользовании банковскими картами;
- развить у школьников навыки работы в команде.
Перед началом соревнований ведущий напоминает о принципах командного успеха:
- Уважай своих партнеров.
- Умей выслушать другого.
- Не согласен – предлагай.
Раунд №1 «Викторина»
Краткое описание:
Формат викторины подразумевает ответ на открытые вопросы ведущего о финансовых услугах и позволяет в динамичной и интересной форме ознакомиться с различными аспектами мира финансов.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. В этом раунде можно заработать максимум 3 балла.
Порядок проведения:
В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть, затем выдает командам по 1 бланку ответов. На бланке нужно написать номер команды и верные, по мнению команды, ответы на 3 вопроса.
Ведущий последовательно задает участникам вопросы:
1) С какого возраста разрешается брать кредиты? (Ответ: с 18 лет)
2) Что можно назвать «вкладом наоборот»? (Ответ: кредит)
3) Помимо возврата долга, что еще должен заплатить банку человек, взявший кредит? (Ответ: процент)
После оглашения каждого вопроса командам дается 30 секунд на обсуждение. Помощник ведущего звуковым сигналом оповещает участников о начале и окончании обсуждения, во время обсуждения включает веселую музыку. По окончании обсуждения последнего вопроса каждый капитан должен сдать ведущему заполненный бланк с ответами на все три вопроса.
В конце раунда члены жюри объявляют результаты.
Раунд №2 «100 к 1»
Краткое описание:
Раунд «100 к 1» проводится по мотивам одноименного телешоу. Задача команд – после небольшого обсуждения угадать наиболее популярные ответы своих ровесников на 3 вопроса, связанные с пользованием финансовыми услугами. Для данного раунда был проведен опрос 100 человек в возрасте 14-17 лет. Варианты ответов были ранжированы по частоте, шесть наиболее популярных ответов на каждый вопрос включены в игру.
Команды получают баллы, если предложенные ими варианты встречаются среди шести наиболее популярных ответов их сверстников. Чем популярнее ответ, тем больше баллов получает команда. Максимально за раунд можно получить 6 баллов.
Ведущий последовательно задает командам вопросы. После каждого вопроса он засекает 1 минуту, в течение которой игроки совещаются и записывают свои ответы. Через 1 минуту ведущий собирает бланки и зачитывает версии команд. Если озвучиваемый ведущим ответ есть на табло, ведущий открывает соответствующую строчку (щелкает на желтый прямоугольник строки). Если ответа нет, то он нажимает на крестик и звучит сигнал неверного ответа.
Если команда отгадала самую верхнюю строчку, то она получает 6 баллов; каждая последующая строчка оценивается на балл ниже. Если оба ответа команды есть на табло, то команде начисляются баллы за каждый вариант.
1. Почему люди берут кредиты?
А) Не хватает денег
Б) Деньги нужны срочно
В) Хотят то, чего не могут себе позволить
Г) Крупная покупка
Д) Мало зарабатывают
Е) На нужды бизнеса
2. Чем следует руководствоваться при выборе вклада?
А) Процентной ставкой
Б) Надежностью банка
В) Головой / здравым смыслом
Г) Целью вклада
Д) Курсом валюты
Е) Репутацией банка
3. В каких ситуациях банковская карта удобнее, чем наличные деньги?
А) Крупная сумма
Б) Защита от кражи
В) Поездка за границу
Г) Всегда
Д) Покупки в интернете
Е) Маленький кошелек
Раунд №3 «Правда или ложь»
Краткое описание:
В раунде «Правда или ложь» командам предстоит оценить верность предложенных суждений о финансовых услугах.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимум за раунд можно получить 2 балла.
Ведущий предлагает командам определить правдивость следующих суждений:
1) Подросток шестнадцати лет может открыть вклад в банке и положить туда свои сбережения. (ПРАВДА, вклады доступны потребителям с 14 лет, в то время как кредиты только с 18).
2) Доступ к информации бюро кредитных историй есть только у банков. (ЛОЖЬ, заемщик также может по запросу получить свою кредитную историю. Один раз в год эту услугу ему предоставят бесплатно).
После 30-секундного совещания с командой капитаны по сигналу ведущего должны поднять зеленую (правда) или красную (ложь) карточку. Ведущий отмечает команды, ответившие верно. После каждого вопроса ведущий поясняет правильный ответ.
Раунд №4 «Подозрительная история»
Краткое описание:
«Подозрительная история» – это история персонажа по имени Иван Иванович Иванов, который попадает в затруднительные ситуации при пользовании банковской картой. Повествование прерывается закрытыми вопросами ведущего. Задача команд при ответе на вопрос – помочь Ивану Ивановичу найти оптимальное решение проблемы, которое гарантирует безопасность его банковских операций.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимум за раунд можно получить 3 балла.
Порядок проведения:
Ведущий выдаёт командам комплект карточек для голосования: в каждом комплекте 3 карточки с номерами 1, 2 и 3 для голосования за соответствующий вариант ответа. Ведущий поясняет, что по ходу действия он будет задавать вопросы, а команды должны будут выбрать правильный, по их мнению, ответ из трех вариантов, представленных на экране.
На обсуждение каждого вопроса командам дается 30 секунд. После каждого вопроса по сигналу ведущего капитаны команд одновременно поднимают карточки с номером выбранного варианта ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Однажды утром Иван Иванович Иванов проснулся, умылся, сделал зарядку, оделся, позавтракал и отправился выбирать подарок своей маме на день рождения, который как раз был в тот день.
Накануне вечером Иван Ивановичу пришло SMS, что на его карту поступила зарплата. Он не очень любит пользоваться банковской картой и предпочитает наличные. Поэтому он пошел к ближайшему банкомату, чтобы снять деньги с карты, как он это делает каждый раз, когда собирается за значительными покупками.
Наш герой подошел к банкомату, вмонтированному в стену при входе в банк «Ромашка», в котором он всегда обслуживался. Иван Иванович хорошо знал и это место, и этот банкомат, поэтому очень удивился, обнаружив на банкомате новую накладку в месте выдачи денег. Он хотел поскорее снять деньги и пойти за подарком, но переживал о том, будет ли это безопасно.
Вопрос №1. Как вы считаете, стоит ли Ивану Ивановичу Иванову снимать деньги в этом банкомате?
- Да, все, что находится в здании банка безопасно;
- Да, если вокруг нет посторонних людей;
- Нет, возможно, эта накладка поставлена мошенниками, которые прячутся где-то поблизости.
Ответ: Ведущий сообщает участникам, что банкомат, находящийся в здании банка (или вмонтированный в его наружную стену вблизи входа) безопаснее: вход в банк, как правило, оборудован видеокамерой, в поле видимости которой попадает и банкомат. Камера фиксирует, кто производит операции по карте, а в рабочие часы поблизости находятся охрана и другие сотрудники банка, которые придут на помощь в случае возникновения проблем. Однако даже это не гарантирует стопроцентной безопасности.
Последнее время мошенники действительно используют накладки, которые задерживают деньги в банкомате: вы вставляете карту, вводите PIN-код, банкомат отсчитывает деньги, но не выдает их вам. Пока вы ходите и просите помощи у сотрудников банка или звоните в банк, отдалившись от банкомата, мошенники подходят и забирают накладку вместе с вашими деньгами. Важно быть осторожными и внимательными: если заметили подозрительную накладку, не пользуйтесь этим банкоматом и сообщите о своем подозрении в банк. Также стоит скрывать свой PIN-код от посторонних: не надо никому о нем говорить или показывать его при вводе.
Иван Ивановичу пришло сообщение на телефон открыл его и прочитал следующее.
Вопрос №2. Вам пришло сообщение: «Уважаемый клиент! В компьютерной системе банка произошел технический сбой. Для восстановления денег на счете, пожалуйста,
подтвердите ваши данные путем ввода PIN-кода по ссылке romashka-bank.online.ru. С
уважением, банк «Ромашка»». Что нужно делать в этом случае?
- Не предоставлять PIN-код, банк не может его запрашивать, это мошенники;
- Проверить адрес ссылки: если ссылка совпадает с адресом вашего банка, то ввести PIN-код;
- Позвонить по номеру, с которого отправлено сообщение, и уточнить информацию.
Ответ: верным является первый вариант ответа. Вариант «Позвонить по этому номеру» не является оптимальным: мошенники обычно являются хорошими психологами и могут легко вас обмануть. Поэтому если и звонить, то только в свой банк – чтобы проверить подлинность полученного сообщения и проинформировать банк о мошенничестве, если окажется, что оно ложное.
Иван Иванович Иванов обшарил все свои карман и понял, что карты у него нет.
Вопрос №3. Вы обнаружили пропажу своей карты. Какой из предложенных вариантов кажется вам достаточным, чтобы гарантировать сохранность денег?
- У меня подключено SMS-оповещение, я могу не переживать и поискать ее дома вечером;
- Я звоню в банк и блокирую карту;
- Моя карта с чипом и требует ввода PIN-кода каждый раз, я могу не переживать и поискать ее дома вечером.
Ответ: самый надежный способ – заблокировать карту, пока с нее не снял деньги посторонний человек.
Подведение итогов
В конце мероприятия ведущий объявляет победителей благодарит школьников за участие и вручает подарки, узнаёт у участников, какие раунды им понравились больше (меньше), что показалось сложным, что заинтересовало.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
В налоговой инспекции
Заработная плата Ивана Сидорова составляла с января по июнь прошлого года 30 000 рублей в месяц. Потом его повысили в должности, и с июля по декабрь он получал заработную плату 40 000 рублей в месяц.
40 000
30 000
Определите сумму его подоходного налога за год.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-7 классов ГБОУ «С(К)ОШИ № 62 III-IV вида разработана в соответствии с:
- Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Единой рамки компетенций по финансовой грамотности;
- Проектом Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
- Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 г.
- АООП ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
- Положением о рабочей программе «СКОШИ № 62 III-IV вида».
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Коррекционные задачи:
- Развитие зрительного, осязательно-зрительного и слухового восприятия.
- Развитие и коррекция произвольного внимания.
- Развитие и коррекция памяти.
- Развитие и коррекция логического мышления.
- Развитие навыков зрительного, осязательно-зрительного и слухового анализа.
- Формирование умений анализировать, классифицировать факты, оценивать их, находить причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, делать выводы.
- Формирование навыков, необходимых для самостоятельной работы с источниками информации, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- Развитие и совершенствование коммуникативных способностей, включая навыки вербальной и невербальной коммуникации.
- Формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности.
- Формирование способностей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Воспитание дискуссионной культуры, формирование умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения и принимать точку зрения собеседника, выбирать корректные способы дискуссионного взаимодействия.
Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»
Программа по предметной области «Финансовая грамотность» для 5-7 классов образовательных организаций составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2023 года», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для основного общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- Деньги, их история, виды, функции;
- Семейный бюджет;
- Экономические отношения семьи и государства;
- Семья и финансовый бизнес;
- Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
План внеурочной деятельности школы отводит 102 часа для обязательного изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII классах по 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
УМК:
Настоящая адаптированная рабочая программа разработана на основе учебной программы «Финансовая грамотность», 5-7 классы общеобразовательных орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: Вако, 2018
Рабочая программа рассчитана на использование учебника:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., Вако, 2018.
Содержание курса
5 класс, 34 часа
Тема 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа).
Основные понятия: Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Темы занятий:
- Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
- От чего зависит благосостояние семьи.
- Учимся оценивать финансовое поведение людей.
- Учимся оценивать свое финансовое поведение.
Тема 2. Доходы и расходы семьи (15 часов).
Основные понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Темы занятий:
- Деньги: что это такое.
- Учебные мини-проекты «Деньги».
- Из чего складываются доходы семьи.
- Учимся считать семейные доходы.
- Исследуем доходы семьи.
- Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
- Как появляются расходы семьи.
- Учимся считать семейные расходы.
- Исследуем расходы семьи.
- Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
- Как сформировать семейный бюджет.
- Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
- Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
- Обобщение результатов изучения модуля 1.
- Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи.»
Тема 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (15 часов)
Основные понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Темы занятий:
- Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
- Что такое страхование и для чего оно необходимо.
- Что и как можно страховать.
- Ролевая игра «Страхование».
- Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
- Как определить надежность страховых компаний.
- Как работает страховая компания.
- Учебные мини-проекты «Страхование».
- Обобщение результатов изучения модуля 2.
- Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
30-34. Резервные часы 30-34.
6 класс, 34 часа
Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов).
Основные понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Темы занятий:
- Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
- Что такое налоги и почему их надо платить.
- Какие бывают налоги.
- Учимся считать налоги.
- Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
- Сравниваем налоги граждан разных стран.
- Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
- Как работает налоговая служба.
- Учебные мини-проекты «Налоги».
- Что такое социальные пособия и какие они бывают.
- Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
- Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
- Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
- Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
- Обобщение результатов изучения модуля 3.
- Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Тема 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (18 часов).
Основные понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес- план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Темы занятий
- Для чего нужны банки.
- Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
- Какие бывают вклады.
- Что такое кредиты и надо ли их брать.
- Изучаем сайт Центрального банка РФ.
- Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
- Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
- Как работает банк.
- Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
- Что мы знаем о бизнесе.
- Как открыть фирму.
- Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
- Ролевая игра «Открываем фирму».
- Что такое валюта и для чего она нужна.
- Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
- Обобщение результатов изучения модуля 4.
- Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
- Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
7 класс, 34 часа
Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Темы занятий
- Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
- Что такое налоги и почему их надо платить.
- Какие бывают налоги.
- Учимся считать налоги.
- Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
- Сравниваем налоги граждан разных стран.
- Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
- Как работает налоговая служба.
- Учебные мини-проекты «Налоги».
- Что такое социальные пособия и какие они бывают.
- Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
- Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
- Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
- Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
- Обобщение результатов изучения модуля 3.
- Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Тема 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес- план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Темы занятий
- Для чего нужны банки.
- Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
- Какие бывают вклады.
- Что такое кредиты и надо ли их брать.
- Изучаем сайт Центрального банка РФ.
- Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
- Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
- Как работает банк.
- Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
- Что мы знаем о бизнесе.
- Как открыть фирму.
- Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
- Ролевая игра «Открываем фирму».
- Что такое валюта и для чего она нужна.
- Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
- Обобщение результатов изучения модуля 4.
- Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
- Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей,
учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и
умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ | Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение в курс «Финансовая грамотность» | |||
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | Описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности | Формировать представление о том, что финансово грамотный человек: - управляет движением денег с помощью бюджета; |
- планирует свои расходы таким образом, чтобы они не превышали доходы; | |||
- делает сбережения на будущее; | |||
- создаёт финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных ситуаций; | |||
- бережливо и экономно относится к деньгам. | |||
2 | От чего зависит благосостояние | Объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние | Учащиеся должны сделать следующие выводы: |
семьи | человека. Понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков | 1. Благосостояние семьи – наличие у семьи необходимых для жизни благ (материальных и духовных), в том числе денежных средств, а также стабильного дохода. | |
2. Для повышения благосостояния человеку необходимо развивать свои умения и компетенции в течении всей жизни |
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | Обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях | Формировать представление о том, что грамотное финансовое поведение людей укрепляет их благосостояние и финансовую независимость, обеспечивает их уверенность в будущем. |
4 | Учимся оценивать своё финансовое поведение | Обосновывать оценку своего финансового поведения в различных конкретных ситуациях | Формировать представление о том, что нужно планировать свои расходы так, чтобы денег хватало и на накопления, и на обязательные траты (проезд, питание и т. п.);
карманные деньги на определённые цели. |
Модуль 1. Доходы и расходы семьи | |||
5 | Деньги: что это такое | Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны | Формировать представление об основных источниках доходов семьи;
требующие денежных расчётов;
выводы о его сбалансированности. |
6 | Учебные мини- проекты «Деньги» | Проект помогает научиться работать в команде, правильно ставить задачи и самостоятельно достигать нужных результатов. Успех работы над проектом зависит от усилий всей | При выполнении учебных проектов в области финансов надо применить полученные знания для создания такого проектного продукта, который имел бы практическую пользу |
команды и личного вклада каждого участника проектной работы | (например, советы или правила для учащихся начальной школы). | ||
7 | Из чего складываются доходы семьи | Доход семьи – все деньги, которые поступают в семью. Источники доходов – источники и способы получения денег семьёй. К основным источникам доходов семьи относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, различные пособия, доход от собственности, доход от предпринимательской деятельности и т. п. | Формировать представление об основных и дополнительных источниках доходов семьи; какими бывают по регулярности доходы; понимать зависимость доходов и благосостояние семьи. |
К дополнительным источникам доходов семьи относятся: выручка от продажи продуктов из личного подсобного хозяйства, премия, деньги, подаренные на день рождения, и т. п. | |||
Источники доходов бывают регулярными и нерегулярными, а также могут быть разовыми. | |||
Чем больше у семьи разных источников доходов и чем сами доходы выше, тем выше благосостояние семьи, тем комфортнее такая семья может жить. | |||
8 | Учимся считать семейные доходы | Практическое занятие | Формировать представление о том, что суммарный доход семьи за определённый период подсчитывается путём сложения всех денежных поступлений в семью за |
этот период. |
Чтобы подсчитать средний доход на одного члена семьи, надо суммарный доход разделить на количество членов семьи. | |||
9 | Исследуем доходы семьи | Мини-исследование | Прийти к выводу, что исследование доходов семьи включает следующие этапы: определение проблемного вопроса о доходах семьи, на который надо найти ответ, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и обобщение выводов по результатам работы |
10 | Учебные мини- проекты «Доходы семьи» | Защита проектов | Сделать выводы: 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? |
11 | Как появляются расходы семьи | Расходы семьи, обязательные расходы. Постоянные и переменные расходы, общие и личные, запланированные и непредвиденные | Формировать представление о том, что расходы семьи – это то, что семья тратит. К обязательным расходам относятся те, без которых нельзя обойтись. Это расходы на товары и услуги первой необходимости, обязательные платежи. Расходы семьи могут быть постоянными (регулярными) и переменными, общими и личными, запланированными и непредвиденными |
12 | Учимся считать семейные расходы | От чего зависят расходы семьи, общая сумма расходов семьи за определенный период | Формировать представление о том, что расходы каждой семьи зависят от уровня дохода, её потребностей и |
времени. Как рассчитать обязательные расходы. как можно сократить основные расходы. | финансовых возможностей. Общая сумма расходов семьи в определённый период времени подсчитывается путём сложения всех денежных трат за этот период. | ||
13 | Исследуем расходы семьи | Мини-исследование | Чему вы научились в ходе проведения исследования о расходах семьи? Что в мини-исследовании о расходах семьи оказалось для вас самым трудным? А что – самым интересным? |
14 | Учебные мини- проекты «Расходы семьи» | Защита проектов | Как вы поняли, что такое расходы семьи? Какие бывают расходы у семьи? От чего зависит размер расходов семьи? |
15 | Как сформировать семейный бюджет | Семейный бюджет. правила ведения семейного бюджета. Статьи семейного бюджета. Дефицитный и профицитный бюджеты семьи. | Формировать представление о том, что семейный бюджет помогает управлять доходами и расходами: планировать их на определённый период времени; вести учёт. |
16 | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | Занятие-игра | Учащиеся должны прийти к пониманию того, что, планируя бюджет, каждая семья решает, на какие цели и как распределить свой доход |
17 | Учебные мини- проекты «Семейный бюджет» | Защита проектов |
каждому лично? Как это помогло группе? |
18 | Обобщение результатов изучения модуля 1 | Контроль знаний | |
19 | Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» | Выставка портфолио | Кто готов поделиться личными достижениями и результатами, достигнутыми в ходе изучения модуля в целом? На все ли вопросы вы получили ответы? Что делать, если возникли новые вопросы? |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | |||
20 | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | Особые жизненные ситуации. Непредвиденные ситуации. Последствия для семьи. На чём можно сэкономить, чтобы откладывать деньги на случай непредвиденной жизненной ситуации | Формировать представление о том, зачем необходимо закладывать в семейный бюджет траты на непредвиденные жизненные ситуации |
21 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | Страхование. Страховая организация. | Понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях |
22 | Что и как можно страховать | Страхование может быть обязательным и добровольным. Правила и тарифы по видам обязательного страхования. При добровольном страховании все условия определяются договором страхования, который заключается между страхователем и страховщиком. Страхование бывает личным, имущественным и страхованием ответственности. | Формировать представление о том, что страхование – один из способов финансовой защиты семьи от рисков и потерь в случае возникновения сложных и непредвиденных жизненных ситуаций. |
23 | Ролевая игра «Страхование» | Занятие-игра | Формировать представление о том, что распределение |
расходов в семейном бюджете на страхование должно обеспечить защиту интересов всех членов семьи. Выбирая виды добровольного страхования, надо учитывать разные факторы риска, которым подвержена семья. | |||
24 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | Мини-исследование | Учебные исследования в области финансов – один из способов получения новых знаний. |
25 | Как определить надёжность страховых компаний | Рейтинг страховых компаний. Надежность страховой компании. Договор страхования. | Формировать представление о том, что выбор страховых услуг начинается с определения надёжности страховой компании. |
26 | Как работает страховая компания | Учебная экскурсия | |
27 | Учебные мини- проекты «Страхование» | Защита проектов |
каждому лично? Как это помогло группе? |
28 | Обобщение результатов изучения модуля 2 | Контроль знаний | |
29 | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | Выставка портфолио | «Кто готов поделиться своими личными достижениями по итогам изучения модуля о страховании? На все ли вопросы вы получили ответы? Что делать, если появились новые вопросы?» |
30-34 | Резервные часы |
- класс (34 часа)
№ | Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Человек и государство: как они взаимодействуют | |||
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | Что такое финансовая независимость. Роль государства в предоставлении финансовой независимости. | Формировать представление о понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить. | Налоги, их виды. Правила сбора и уплаты налогов. Налоговый кодекс. | Формировать представление о том, что в семейном бюджете уплата налогов должна быть отнесена к обязательным расходам. |
3 | Какие бывают налоги. | Виды налогов, налоговые ставки. Налоговые льготы. Освобождение от уплаты налогов. | Уметь различать прямые и косвенные налоги |
4 | Учимся считать налоги. | Направленность на решение практических задач о налогах | Учащиеся должны научиться выполнять подсчёт суммы налогов на доходы и имущество физических лиц. |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи». | Занятие-игра |
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран. | Подоходный налог. Ставка подоходного налога. | Учащиеся должны прийти к пониманию следующих фактов.
налога зависит от страны проживания и дохода, который имеет человек. |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | Мини-исследование | На данном занятии учащиеся отрабатывают умение обобщать результаты мини- исследования, формулировать выводы, указывать источники в соответствии с правилами цитирования |
8 | Как работает налоговая служба. | Что такое налоговая служба и какие задачи она решает | |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги». | Учебный мини-проект | Формирование и развитие правовых знаний |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают. | Что такое социальные пособия. Какие семьи получают пособия. Как это влияет на семейный бюджет. | Формировать представление о том, помогают ли социальные пособия защититься от непредвиденных ситуаций? |
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. | Анализ и оценка социально значимой информации на интернет-сайте. | |
12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». | Занятие-игра | Формировать представление о том, что социальные пособия – это ещё один источник доходов семьи; они формируются за счёт государственных средств и выплачиваются людям, находящимся в особых жизненных ситуациях. |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди. | Мини-исследование | Особенность работы над проведением заключается в большей степени самостоятельности школьников, ин- формационной насыщенности исследования и разнообразии форм преставления результатов, выбирать которые рекомендуется на основе предложений самих учащихся. |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия». | Учебный мини-проект | Развитие навыков проектной деятельности. |
15 | Обобщение результатов изучения модуля 3. | Урок проверки знаний | Самоконтроль и самооценка знаний и умений учащихся, приобретённых в ходе изучения модуля 3. |
16 | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». | Мастерская портфолио | |
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | |||
17 | Для чего нужны банки. | Кредитные организации и их роль в жизни семьи. | Понимание значения банковских услуг для увеличения (со- хранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций |
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. | Виды банковских услуг. | Объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи |
19 | Какие бывают вклады. | Вклады. Виды вкладов. Процент по вкладу. Какую роль они могут сыграть для семейного бюджета. | Перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции) |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать. | Главные признаки кредита. Процент по кредиту. | Считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ. | Основное задание связано с выходом в Интернет и анализом сайта. | |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. | Мини-исследование | Более подробное знакомство с основными этапами мини-исследования, содержанием каждого этапа и промежуточными результатами. |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | Что такое финансовая потеря. как ее избежать. | Что сегодня вы добавили к своей финансовой грамотности? Какие новые знания открыли? |
24 | Как работает банк. | Экскурсия |
предлагает банк и каковы процентные ставки по ним? |
25 | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». | Учебный мини-проект | |
26 | Что мы знаем о бизнесе. |
открывает собственное дело?
| Осознание того, что ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; умение сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; описание основных отличий |
труда наёмного работника от труда бизнесмена; умение брать на себя ответственность; оценивание возможностей и финансовых преимуществ создания и/или ведения семейного бизнеса; | |||
27 | Как открыть фирму. |
переформулировать определение новых понятий?
| Умение планировать свою самостоятельную деятельность (4–5 шагов); описание необходимых условий для открытия своей фирмы. |
28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы. |
так называется?
начинающих предпринимателей? | |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму». | Занятие-игра | |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна. | Валюта. Виды валют. Валютный курс. | Учащиеся должны сделать следующие выводы.1. Валюта – это денежная единица страны. 2. Изменение курса валют (доллара, евро) зависит от многих факторов. |
3. На разнице в цене валют можно выиграть, а можно и потерять. | |||
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. | Учащиеся должны сделать следующие выводы.
или иностранной валюте разные, в первом случае они выше.
случае, если её курс по отношению к рублю вырастет. | |
32 | Обобщение результатов изучения модуля 4. | Урок проверки знаний | |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». | Мастерская портфолио | Самооценка своих образовательных достижений. |
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. | Урок проверки знаний | Обобщение знаний и умений, полученных в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». |
- класс
№ | Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют | |||
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к финансовой зависимости от государства, формулировать свою точку зрения. | Практическая работа |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить | Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги | Устный опрос |
3 | Какие бывают налоги | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков | Устный опрос |
4 | Учимся считать налоги | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков | Практическая работа |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и | Практическая работа |
последствиями для неплательщиков | |||
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран | анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат | Устный опрос |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков | Устный опрос |
8 | Как работает налоговая служба | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ | Устный опрос |
9 | Учебные мини- проекты «Налоги» | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков | Практическая работа |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение | Устный опрос |
к явлениям современной жизни | |||
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Устный опрос |
12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни | Устный опрос |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни | Практическая работа |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. | Практическая работа |
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | |||
15 | Обобщение результатов изучения модуля | формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Тестирование |
Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» | Устный опрос | ||
Тема 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | |||
16 | Для чего нужны банки | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки | Устный опрос |
17 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки | Устный опрос |
18 | Какие бывают вклады | осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Письменный контроль |
19 | Что такое кредиты и надо ли их брать | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку знания. | Устный опрос |
20 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Формирование ответственного отношения к саморазвитию | Практическая работа |
21 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Устный опрос |
22 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес | Устный опрос |
23 | Как работает банк | Формирование ответственного отношения к саморазвитию и | Самооценка с Использованием «Оценочного листа» |
самообразованию на основе мотивации к познанию | |||
24 | Учебные мини- проекты «Банковские услуги для семьи» | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса | Практическая работа |
25 | Что мы знаем о бизнесе | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения | Самооценка с Использованием «Оценочного листа» |
26 | Как открыть фирму | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес | Практическая работа |
27 | Для чего нужны бизнес- инкубаторы | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки | Устный опрос |
28 | Ролевая игра «Открываем фирму» | осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Практическая работа |
29 | Что такое валюта и для чего она нужна | осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Устный опрос |
30 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. | Устный опрос |
31 | Обобщение результатов изучения | , формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий | Практическая работа |
32 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос |
33- 34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» |
Система оценки результатов обучения
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает обучающимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует обучающего к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на без отметочной основы согласно критериям, выработанным совместно с учителем и обучающимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу
«Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания будет сделан один из трёх выводов:
- результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
- результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
- результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Формы промежуточной аттестации: Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.).