Формирование функциональной грамотности
Цель инновационного проекта (программы): создание условий для повышения компетентности педагогов при формировании математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_obrazets_uchebnyh_zadaniy_1.pdf | 882.61 КБ |
tykvennye_keksy_i_sistemi_si.pdf | 325.11 КБ |
rabota_v_gruppah.pptx | 363.6 КБ |
zadanie_1.docx | 24.66 КБ |
https://resh.edu.ru/office/user/students/ ссылка РЭШ(российская электронная школа) | 23.06 КБ |
programma_fg_v_sosh_no11.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание1. Сравнить требования ФГОС и требования к заданиям по функциональной грамотности. Цель: в чем принципиальное отличие заданий по ФГ от заданий ФГОС? ФГОС Функциональная грамотность В основе Стандарта ООО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию (формирование учебной мотивации); проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования (проблемное обучение); активную учебно-познавательную деятельность обучающихся (практико-ориентированные и учебно-познавательные задачи, проектная и исследовательская деятельность); построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. формирование личностных, предметных и метапредметных результатов; включение школьников в решение задач на применение или перенос знаний и умений в нетипичные ситуации. Особенности заданий для оценкц функциональной грамотности: задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний; в каждом из заданий описывает жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащимся; контекст заданий близок к проблемной ситуации, вытекающий в повседневной жизни; ситуации требуют осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым, ясным языком, требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (физики, математики и др.); используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.; ситуации акцентируют вопрос: как поступить?
Задание 2. М осковский Планетарий Выполните задания к тексту «Московский планетарий». Определите коды читательских умений для учебных заданий. Для этого выполните следующие действия: откройте задание, направленное на формирование читательской грамотности ( «Московский планетарий»); просмотрите кодификатор читательских умений (только 6.1 – 6.5); проанализируйте представленные образцы заданий (только 1-7, С1, С2). Установите соответствие конкретных кодов читательских умений, на выявление которых направлено каждое из перечисленных заданий.
Уровни читательской грамотности 1а Читатель способен найти в тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде, распознать главную тему текста или цель автора, отделить важную информацию от второстепенной, понять буквальный смысл небольшого сообщения. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Читатель способен установить связь между сообщением текста и общеизвестными, житейскими знаниями. Искомая информация лежит на поверхности текста и специально выделена; текст практически не содержит противоречивой информации. И текст, и вопрос к нему содержат подсказки, помогающие читателю найти информацию, необходимую для ответа на вопрос
Уровни читательской грамотности 1б Читатель может прочитать текст за ограниченное время, имея ясную и простую цель, понять его буквальный смысл. Он способен найти в тексте одну единицу информации, изложенной в явном виде. Текст должен быть коротким, синтаксически простым. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Как правило, такой текст содержит подсказки для читателя, например, иллюстрации или повторения. Текст не содержит противоречивой или избыточной информации. Для интерпретации такого текста требуется связать соседние сообщения текста. Читатель способен верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из небольшого списка, опираясь на явные подсказки.
Уровни читательской грамотности 2 Читатель способен верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из перечня, опираясь на явные, иногда сложные подсказки, найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы, которыми они подкреплены. Может формулировать несложные выводы, даже когда тексты содержат некоторую « зашумляющую » информацию, размышлять о цели небольшого текста или конкретного фрагмента, если эта цель явно выражена, понимать назначение простых приемов графического выделения информации. Для осмысления текста читатель должен установить ряд связей между текстом и внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственные отношения к описанным реалиям.
Уровни читательской грамотности 3 Читатель способен выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям. Сравнение, противопоставление и категоризация отдельных сообщений текста проводится одновременно по нескольким основаниям. Для выделения главной мысли текста связывает и интерпретирует отдельные части текста; сопоставляет несколько авторских точек зрения с опорой на явную информацию. Может формулировать достаточно сложные выводы, истолковывать значение слова или фразы. Объем текста не должен превышать одной страницы. Искомая информация часто не сообщается в явном виде, текст содержит немало противоречивой информации и других трудностей: некоторые идеи текста не отвечают читательским ожиданиям или сформулированы через отрицание. Для осмысления текста читатель должен разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать им оценку. Некоторые задания этого уровня требуют детального понимания связи между сообщениями текста и общеизвестными, повседневными знаниями, некоторые задания предполагают работу с содержанием, которое нельзя отнести к общеизвестному.
Уровни читательской грамотности 4 Читатель способен находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей задачи. Некоторые задания этого уровня требуют понимания языковых нюансов в их связи с целостным сообщением текста. Другие задания предполагают понимание текста на тему, незнакомую читателю. Читатель должен обнаружить детальное и точное понимание длинных и сложных текстов с незнакомым содержанием и формой. Основанием для читательской оценки и гипотез, развивающих мысль автора, служат специальные знания, сообщенные в тексте. Читатель может сравнивать несколько точек зрения и делать выводы, основанные на информации из нескольких источников. Он может оценить взаимосвязь между конкретным высказыванием и мнением человека или выводами по обсуждаемой проблеме. Опираясь на характерные особенности текстов (например, заголовки и иллюстрации), он может размышлять о способах, которые использует автор, чтобы выразить свою точку зрения; может сопоставлять утверждения из разных текстов, если они сформулированы в явном виде, и оценивать значимость информации и достоверность источника, опираясь на ясные критерии.
Уровни читательской грамотности 6 Читатель способен детально и точно интерпретировать текст в целом, все его части, каждую единицу информации, сообщенной в самых глубинных слоях текста, и каждую, даже самую неприметную деталь формы, которая лишь косвенно связана с вопросом. Читатель демонстрирует полное и подробное понимание нескольких текстов и связей между ними. От читателя требуется понимание незнакомых ему идей, выраженных в тексте или текстах, содержащих противоречивую информацию. Для интерпретации этих идей читателю необходимо самостоятельно строить абстрактные понятия, привлекать фоновые, в том числе академические знания. Читатель способен давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему. Сравнивая информацию из разных текстов, анализируя явные и скрытые цели авторов, оценивая качество и достоверность источников, он может выявлять расхождения и противоречия между текстами, делать выводы и выдвигать гипотезы на основании прочитанного, опираясь одновременно на несколько критериев, соединяя разрозненную информацию и учитывая несколько точек зрения.
Задание 4. Перед Вами характеристики читательских умений обучающихся. Определите, какому уровню читательской грамотности соответствует каждое из описаний.
Задание 5 Установите правильную последовательность алгоритма составления заданий, направленных на формирование функциональной грамотности. Подумайте, в чём может заключаться личностная значимость тех новых знаний и умений, которые приобретут ученики на предстоящем уроке. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно (не ограничивайтесь только вашим предметом!) и что будет новым. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать личностно значимую для них проблему. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Сформулируйте 2-3 вопроса к придуманной ситуации, требующих анализа ситуации или осуществления действий. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи. Оцените качество полученного задания по уровню сложности и формированию читательских умений
Предварительный просмотр:
Задание 1. Сравнить требования ФГОС и требования к заданиям по функциональной грамотности.
Цель: в чем принципиальное отличие заданий по ФГ от заданий ФГОС?
ФГОС | Функциональная грамотность |
В основе Стандарта ООО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
| Особенности заданий для оценкц функциональной грамотности:
|
Предварительный просмотр:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Содержательная область оценки | Образовательный | Практический | Личный | Образовательный, Личный | Образовательный, Личный | Личный |
Компетентностная область оценки | Находить и извлекать информацию | Сформировать общее понимание текста | Осмыслить и оценить форму текста | Интегрировать и интерпретировать информацию | Осмыслить и оценить содержание и текста | Находить и извлекать информацию |
Контекст | Образовательный | Практический | Личный | Образовательный, Личный | Образовательный, Личный | Личный |
Тип текста | множественный (составной) | |||||
Уровень сложности | низкий | средний | низкий | средний | средний | средний |
Формат ответа | задание с выбором одного верного ответа | Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов | Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов | Формат ответа: задание с развёрнутым ответом | Формат ответа: задание с развёрнутым ответом | Формат ответа: задание с кратким ответом |
Объект оценки | устанавливать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами | устанавливать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами | умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | устанавливать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами | понимать значение слова или выражения на основе контекста |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. Иркутск
АДМИНИСТРАЦИЯ
Комитет по социальной политике и культуре
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов
_____________________________________________________________________
Программа (план) реализации
Тема: Развитие профессиональной компетентности педагогов
по формированию математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся.
Цель инновационного проекта (программы): создание условий для повышения компетентности педагогов при формировании математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся
Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы): отобрать и внедрить в образовательную практику наиболее эффективные педагогические технологии, способы и приѐмы работы, позволяющие формировать функциональную грамотность у обучающихся.
Обоснование значимости для развития региональной системы образования:
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.:
Цель программы –
1. качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
2. повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
В ходе реализации программы планируется осуществлять работу по методическому сопровождению деятельности педагогов по формированию математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся, которые являются видами функциональной грамотности.
Результаты диагностики педагогического коллектива покали, что педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности, кроме того, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию функциональной грамотности, анализ заданий диагностических работ, разработанных Институтом стратегии развития образования для мониторинга формирования функциональной грамотности, составлены по аналогии с заданиями международного исследования PISA, непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в действующих учебниках. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, вопрос методического сопровождения деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся приобретает особую актуальность и требует решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, информационных, дидактических.
Основа проекта - идеи и инструментарий международного исследования PISA
Критерии эффективности:
1. положительная динамика уровня сформированности компетенций и умений МГ, ЕНГ, ЧГ;
2. положительная динамики развития профессиональной компетентности педагогов (трансляция опыта, участие в конкурсах и т.д.);
3. наличие объективной информации о качестве общего образования в МБОУ г. Иркутска СОШ № 11;
4. создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века.
5. улучшение образовательной среды в школе (повысился уровень познавательной самостоятельности учащихся, повысился интерес учащихся к изучению математики и естественнонаучных предметов, формируются метапредметные результаты , эффективная работа с одаренными и успешными учащимися (участие обучающихся в конференциях и конкурсах);
Программа реализации:
Состав рабочей группы по реализации инновационного проекта (программ):
Балсунаева Э.В.-учитель физики, заместитель директора по УВР;
Клычникова О.А.- учитель математики, заместитель директора по УВР;
Сорокина О.А.-учитель русского языка и литературы, руководитель МО;
Ильина Т.Ю.-учитель географии, руководитель МО;
Спирина Ю.В.-учитель математики, руководитель МО;
Черняк Е.А.-учитель начальных классов, руководитель МО;