Профориентация и профессиональное самоопределение

Сборник тестов по профориентации и самоопределению

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА «ВЫБОР  КУРСОВ»

Цели: 1. Выбрать элективные курсы

           2. Проанализировать мотивы выбора.

Обработка результатов:

Все мотивы выбора элективных курсов распределены на четыре группы:

А. Познавательные ;

Б. Социальные;

В. Перспективные;

Г. Случайные (по необходимости)

Ключ:

А

Б

В

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Количественная обработка:

  1. Подсчитывается количество выборов каждого курса.
  2. Подсчитывается общее количество выборов по каждой группе мотивов.

Качественная обработка:

Делаются выводы:

– Каким курсам ребята отдают предпочтение для прохождения предпрофильной подготовки.

– Какие мотивы выбора курсов преобладают у данного ребенка.

Уважаемые девятиклассники!

С целью осуществления предпрофильной подготовки администрация школы проводит анкетирование учащихся.

Вам предлагается:

  • Выбрать для обучения 2-4 элективных курсов;
  • Обосновать свой выбор.

П р а в и л а   з а п о л н е н и я

1. Напишите  свою фамилию, имя, класс.

2. Напишите название курсов, которые вы выбрали в графах 1, 2, 3, 4.

3. Поставьте знак «+» напротив тех причин, которые соответствуют вашему выбору (не более «4») или напишите свой вариант ответа.


Причины

(Почему я выбираю этот курс?)

Номер выбранного курса

Сумма

1

2

3

4

А

Б

В

Г

1

Мне интересен данный предмет  

2

Нравится руководитель

3

Необходим для дальнейшего обучения

4

Нужно что-то выбрать

5

Заинтересовала тема курса

6

Посоветовали родители              

7

Пригодится в будущем

8

Выбираю что легче

9

Хочу узнать что-то новое

10

За компанию с друзьями

11

Он будет мне полезен

12

Не требует много усилий

13

Свой вариант ответа

П Р И М Е Р

Уважаемые  девятиклассники!

С целью осуществления предпрофильной подготовки администрация школы проводит анкетирование учащихся.

Вам предлагается:

1. Выбрать для обучения  2–4 элективных курсов;

2. Обосновать свой выбор.


П р а в и л а   з а п о л н е н и я

1. Напишите  свою фамилию, имя, класс.

2. Напишите название курсов, которые вы выбрали в графах 1, 2, 3, 4.

3. Поставьте знак «+» напротив тех причин, которые соответствуют вашему выбору (не более «4») или напишите свой вариант ответа.

Причины

(Почему я выбираю этот курс?)

Номер выбранного
курса

Сумма

1

№28

2

№1

3

№4

4

№8

А

Б

В

Г

1

Мне интересен данный предмет  

+

1

2

Нравится руководитель

+

+

2

3

Необходим для дальнейшего обучения

+

1

4

Нужно что-то выбрать

5

Заинтересовала тема курса

+

+

2

6

Посоветовали родители        

7

Пригодится в будущем

+

+

2

8

Выбираю что легче

9

Хочу узнать что-то новое

+

1

10

За компанию с друзьями

+

1

11

Он будет мне полезен

12

Не требует много усилий

+

1

13

Свой вариант ответа

4

4

3

1

                                Благодарим за искренние ответы!


ПРОТОКОЛ   АНКЕТИРОВАНИЯ    № 1 от _____________

Выбор курсов по классам

К

У

Р

С

Ы

9 «А» КЛАСС

9 «Б» КЛАСС

Итого

1

2

3

4

Сумма 1

1

2

3

4

Сумма 2

1

11

2

1

14

3

1

1

1

6

20

2

3

4

5

1

1

1

1

2

6

2

2

2

7

1

7

1

9

9

8

1

1

3

1

1

1

6

7

9

1

1

2

2

10

1

1

1

3

3

11

1

2

2

5

2

2

7

12

1

1

1

13

1

1

1

1

2

14

15

16

17

2

1

3

3

18

1

1

1

1

2

19

3

2

5

2

1

3

8

20

21

22

2

2

3

3

5

23

1

1

2

2

24

1

1

1

2

3

4

25

1

1

2

2

26

27

2

2

1

1

3

28

1

1

2

2

3

1

2

8

10

29

ПРОТОКОЛ АНКЕТИРОВАНИЯ № 2 от _______________________

Выбор курсов учащимися КЛАСС 9 «А»

Фамилия, имя

К У Р С Ы

Прим.

М О Т И В Ы

1

2

3

4

А

Б

В

Г

1

Агаев Олег

8

17

19

5

4

4

3

2

Больц Наталья

8

1

10

28

4

9

3

Варганов Алексей

6

22

19

1

4

6

4

Воронин Артем

17

18

2

2

5

Воронцов Павел

8

22

4

6

Иванова Катя

28

24

1

2

4

7

Лицевой Иван

11

13

28

2

1

4

8

Пирожкова Ира

1

8

5

28

1

5

9

Сандуляк Артур

11

12

2

2

1

10

Скоркина Валя

28

24

1

2

11

Смирнов Виталий

6

22

1

19

4

4

8

12

Степченко Анжела

1

28

27

8

3

6

13

Тихомиров  Дима

17

10

2

2

2

14

Трыкова Ольга

1

28

8

10

5

3

9

15

Ипатова Ксения

24

28

1

2

6

ИТОГ:

36

24

66

1

ПРОТОКОЛ    АНКЕТИРОВАНИЯ  № 3 от _____________________

Выбор курсов учащимися КЛАСС   « 9 Б»

Фамилия, имя

Элективные курсы

Прим.

Мотивы выбора

1

2

3

4

А

Б

В

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Бертов Олег

1

7

2

1

2

Блинов Сергей

1

7

2

6

3

Гаврильева Оля

24

1

25

9

5

7

7

4

Гладков Андрей

22

11

23

19

2

2

5

Зыкалов Сергей

19

27

7

2

5


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

Корнева Юлия

1

13

28

5

7

7

Кузнецов Андрей

1

7

3

1

6

8

Малыгин Александр

1

7

1

4

9

Марахонов Александр

7

1

11

4

5

10

Петрова Ольга

1

25

9

24

5

3

7

11

Петухов Александр

1

7

4

2

7

12

Розанова Ирина

18

23

11

1

2

5

13

Романов Артем

1

7

3

3

6

14

Сержантов Сергей

22

11

23

19

2

2

15

Смирнов Слава

19

27

1

2

1

5

16

Соколова  Юля

1

8

5

28

5

1

6

17

Степанов Вадим

1

7

1

5

18

Федотов Артем

11

1

2

2

3

19

Филатов Иван

19

27

1

2

ИТОГ:

51

28

85


Протокол  анкетирования № 4

Распределение учащихся по курсам

Элект.

курс

Класс

              9 «А»                                                                      9 «Б»

1

2

3

1

1. Бертов О.

2. Блинов С.

3. Гаврильева О.

4. Корнева Ю.

5. Кузнецов А.

6. Малыгин А.

7. Марахонов А.

8. Петрова О.

9. Петухов А.

10. Романов А.

11. Смирнов С.

12. Соколова Ю.

13. Степанов В.

14. Федотов

1. Больц Н.

2. Варганов А.

3. Пирожкова И.

4. Смирнов В.

5. Степченко А.

6. Трыкова О.

5

      1. Соколова Ю.

      1.  Пирожкова И.

6

1. Варганов А.

2. Смирнов В.

7

1. Бертов О.

2. Блинов С.

3. Зыкалов С.

4. Кузнецов А.

5. Малыгин А.

6. Марахонов А.

7. Петухов А.

8. Романов А.

9. Степанов В.

8

      1. Соколова Ю.

1. Агаев О.

2. Больц Н.

3. Воронцов П.

4. Пирожкова И.

5. Степченко А.

6. Трыкова О.

9

1. Гаврильева О.

2. Петрова О.

10

1. Больц Н.

2. Тихомиров Д.

3. Трыкова О.


Окончание табл.

1

2

3

11

Гладков А.

Марахонов А.

Розанова И.

Сержантов С.

Федотов А.

Лицевой И.

Сандуляк А.

12

      1. Сандуляк А.

13

      1. Корнева Ю.

      1.Лицевой И.

17

Агаев О.

Воронин А.

Тихомиров Д.

18

       1. Розанова И.

       1.Воронин А.

19

Зыкалов С.

Смирнов С.

Филатов И.

Агаев О.

Варганов А.

Смирнов В.

22

Гладков А.

Сержантов С.

Варганов А.

Воронцов П.

Смирнов В.

23

Сержантов С.

Розанова И.

24

      1. Гаврильева О.

Ипатова К.

Скоркина В.

Иванова Е.

25

Петрова О.

Гаврильева О.

27

Зыкалов С.

Смирнов С.

      1. Степченко А.

28

Соколова Ю.

Корнева  Ю.

Больц Н.

Иванова Е.

Лицевой И.

Пирожкова И.

Скоркина В.

Степченко А.

Трыкова О.

Ипатова К.


Протокол №5

Ранжирование мотивов выборов по классам

Класс

Ранжирование    № Ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

9 «А»

7

3

10

1

5, 6

9

2, 11

9 «Б»

10

37

2

1, 5

9

6

4



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

Прочитай внимательно вопросы, просмотри все предложенные варианты ответов и отметь наиболее подходящий для тебя.

1. Планы на будущее после 9 класса:

а) учиться: в СПТУ, в техникуме, в 10–11 классе, затем поступать в ВУЗ

_________________________________________________________

б) работать (кем?) __________________________________________

в) делать что-то еще? _______________________________________

г) советы родителей ________________________________________

д) пока не знаю ___________________________________________

2. Какие профессии тебе нравятся ____________________________

3. Какие характеристики будущей профессии тебя привлекают?

а) возможность активно взаимодействовать с людьми, оказывать им услуги, помощь?

б) работать с информацией (текстовой, цифровой, с использованием компьютера);

в) работать с техническими устройствами (ремонт, наладка, сборка автомобиля, телевизора, средств связи);

г) создавать художественные изделия, модели одежды;

д) взаимодействовать с миром живой природы (ухаживать за животными, выращивать растения);

е) что-то еще (напиши) ______________________________________

4. Что ты умеешь делать уже сейчас? _________________________

5. Какие оценки ты имеешь по основным школьным предметам? Напиши предметы, которые тебе нравятся. ____________________________

6. Что ты делаешь в свободное от школьных занятий время? Чем занимаешься?

а) спортом (каким?) ________________________________________

б) посещаешь художественную студию (рисование, танцы, хор, театр, музыка) ____________________________________________________

в) увлекаешься техникой (какой?) _____________________________

г) учишься готовить различные кулинарные блюда, шить, вязать

_________________________________________________________

д) что-то еще (напиши) ______________________________________



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

1. Задумывались ли Вы над выбором профессии?

2. Надо ли уже в 9 классе над этим задумываться и почему?

3. Знаете ли Вы, на какие группы делятся все профессии?

4. Знаете ли Вы жизненные ценности?

5. Вы умеете ставить цели и добиваться их?

6. Вам знакомы правила принятия решений?

7. Хорошо ли Вы себя знаете?

8. Легко ли вам общаться с посторонними людьми? Со сверстниками?



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

Уважаемые учащиеся!

С целью повышения эффективности и качества школьного образования просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся введения профильного обучения. Выберите и подчеркните нужный вариант ответа или напишите свой.

Ф. И. О.                                                  шк.                 кл. ______

1. Определились ли Вы в выборе будущей профессии?

– выбрал одну профессию;

– есть несколько вариантов;

– ещё не определился.

2. Где Вы собираетесь продолжить обучение после окончания школы?

– в высшем учебном заведении;

– в колледже;

– в профессиональном училище;

– другой вариант _________________________________________

3. Считаете ли Вы необходимым для себя выбор какого-либо профиля обучения?

– выбор профиля считаю необходимым;

– хотел бы продолжить обучение в обычном, непрофильном классе;

– ещё не определился.

4. Какие учебные предметы Вы хотели бы (или Вам необходимы для дальнейшего образования) изучать глубже в старших классах (перечислите)? ________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

5. Углубленное изучение каких предметов, на Ваш взгляд, Вам не пригодится в будущем? ______________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

6. Какая помощь Вам необходима для принятия решения о выборе профиля обучения?

– сделаю выбор самостоятельно;

– достаточно помощи родителей;

– необходима помощь и консультации педагогов;

– необходима консультация психолога.                

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

жизненного и профессионального самоопределения учащихся

девятых классов средней школы

Уважаемый девятиклассник!

В конце этого учебного года вам предстоит сделать важный выбор траектории своего дальнейшего образования: либо продолжить его в учебном заведении профессионального образования, либо в старшей школе. Во всех случаях этот выбор связан с выбором своей будущей профессии, с вашим жизненным и профессиональным самоопределением – другими словами, есть необходимость задуматься над довольно большим рядом непростых вопросов.

Просим вас ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы отметьте выбранный вами ответ или запишите его в отведенном для этого месте,

1. Ваши будущие профессиональные образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся.

п/п

Области знаний

Очень

Нравится

Нравится

Не
нравится

1

Математика

2

Русский язык

3

Литература

4

История

5

Обществознание

6

География

7

Биология

8

Физика

9

Химия

10

Технология

11

Иностранные языки

12

Информатика, программирование

2. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

1 – продолжить обучение в вузе;

2 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;

3 – работать;

4 – пока не знаю.

3. Как вы собираетесь продолжить свое образование после окончания IX класса?

1 – продолжить обучение в школе;

2 – продолжить обучение в профильных X–XI классах;

3 – учиться экстерном;

4 – учиться в вечерней школе;

5 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;

6 – работать, на работе овладеть профессией;

7 – пока не знаю.

4. С какой сферой деятельности вы связываете свою будущую профессию?

п/п

Сферы деятельности

Да

Нет

1

Техника, производство, материальные технологии

2

Информационные техника и технологии

3

Медицина

4

Строительство

5

Транспорт

6

Торговля

7

Сервис, обслуживание населения, услуги

8

Педагогика

9

Экономика, организация и управление

10

Армия, милиция

11

Право, юриспруденция

12

Психология

13

Искусство

14

Фундаментальная наука

15

Литература, история

16

Другое

17

Пока не знаю

5. Какое образование имеют ваши родители?

№ п/п

Образование

Мать

Отец

1

Неполное среднее

2

Среднее

3

Начальное профессиональное (например, профессионально-техническое училище)

4

Среднее профессиональное (например, техникум, колледж)

5

Высшее

6

Не знаю

6. Какие профессии имеют ваши родители?

№ п/п

Профессии

Мать

Отец

1

Рабочие массовых профессий

2

Рабочие высокой квалификации

3

Служащие

4

Медицинские работники

5

Педагоги, учителя, преподаватели

6

Научные работники

7

Торговые работники

8

Военнослужащие, милицейские работники

9

Экономисты, бухгалтеры

10

Работники сферы услуг, сервиса, обслуживания

11

Работники искусств

12

Управляющие, менеджеры

13

Юристы

14

Другое

15

Не знаю

7. Если бы вам представился выбор профильных X–XI классов, то какой профиль вы бы выбрали?

(В таблице перечисляются профили, по которым ведется обучение в школе или сети школ, а также другие, рекомендованные к организации в общеобразовательных учреждениях.)

№ п/п

Профили обучения

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

7

8. Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности и профильных X–XI класса?

№ п/п

Факторы выбора

Да

Нет

1

Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя

2

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

3

Профессии родителей

4

Школьные предметы, которыми бы вы хотели углубленно заниматься

5

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

6

Собственный практический опыт профессиональной работы

7

Примеры и опыт друзей, знакомых

8

Советы родителей или других родственников

9

Рекомендации учителей

10

Дополнительное (внеклассное) образование

11

Пока ничего не повлияло, выбор не сделан

9. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии (а также специальности, должности, места работы)?

п/п

Факторы выбора

Да

Нет

1

Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.)

2

Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, напряженность рабочего графика и др.)

3

Возможность постоянного повышения квалификации

4

Сообразность развитию задатков вашей личности

5

Возможность профессионального роста, успешной карьеры

6

Востребованность на рынке труда

7

Достаточная престижность профессии

8

Достойный уровень оплаты труда

9

Ничего, просто нравится такая профессия

10. Какие предложения вы считаете необходимо осуществить в X – XI классах для вашего успешного профессионального самоопределения?

п/п

Предложения

Да

Нет

1

Увеличить объем информации о мире труда и профессий, соответствующих им путей продолжения образования

2

Ввести в школах преподавание профориентационных курсов

3

Увеличить возможности диагностирования и самодиагностирования профессионально важных качеств

4

Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях

5

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия

6

Организовать технологические и предпрофессиональные практики

7

В профильных классах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии

8

Предоставить возможность выполнения проб выбора профиля обучения

9

Приблизить содержание образования к практической деятельности людей

10

Учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов

11

Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения

12

Ничего менять не надо

11. Что может помешать осуществить ваши профессиональные планы?

п/п

Препятствия

Да

Нет

1

Неправильный выбор места продолжения образования, профессии, специальности, профильного X–XI класса

2

Трудности получения профессионального образования и освоения профессии

3

Неполнота знаний об особенностях выбранной профессии

4

Недостаточная подготовленность к профессиональному образованию

5

Невысокая вероятность найти работу по специальности, резкие изменения рынка труда

6

Проблемы со здоровьем

7

Семейные обстоятельства

8

Материальное положение семьи

9

Недостаточное знание своих качеств и способностей

10

Другое

11

Ничто не может помешать

12. Если бы вам был предоставлен свободный доступ в Интернет, какие сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов?

№ п/п

Интернет-сведения

Да

Нет

1

Сведения о различных учебных заведениях профессионального образования, правилах приема в них

2

Рассказы о разных профессиях и путях их получения

3

Тесты для диагностирования своих профессионально важных качеств

4

Требования на вступительных экзаменах в различных учебных заведениях профессионального образования

5

Перспективы изменения регионального рынка труда на ближайшие 10 лет

6

Возможности и условия получения профессионального образования за рубежом

7

Списки учебных пособий (книги, видеофильмы, СО, ОУО и др.) по профориентации и профессиональному самоопределению; условия их приобретения

8

Общение со сверстниками о выборе будущей профессии

9

Другое

10

Ничего не нужно

Спасибо, что вы ответили на наши вопросы! И, наверное, с пользой для себя.

Итоговую оценку и самооценку готовности учащегося к ситуации выбора профиля и направления продолжения образования можно провести с использованием трех основных критериев, с которыми учащийся также знакомится в заключительном разделе учебного пособия.

Мотивационно-потребностный критерий: наличие мотивов выбора; положительное отношение к ситуации выбора профессии; активная позиция учащегося в осуществлении процесса самостоятельного принятия решения о выборе профиля; наличие запасных вариантов выбора.

Когнитивный критерий: информированность учащегося обо всем спектре факторов, влияющих на его выбор; наличие интересов к конкретной учебной деятельности, знание своих способностей, качеств и склонностей; умение работать с источниками информации; информированность о требованиях, предъявляемых местом продолжения образования.

Деятельностно-практический критерий: умение ставить цель и составлять программу действий ее достижений; анализировать имеющиеся варианты с учетом тех ограничений, которые встретятся на пути к успеху; «взвешивать» аргументы «за» и «против» конкретных вариантов выбора; конструировать собственные версии продолжения образования.



Предварительный просмотр:

ИЗУЧИ СВОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ,
ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ «КАРТЫ ИНТЕРЕСОВ»

Если предложенный вариант ответа вам очень нравится, поставьте два плюса, просто нравится –один плюс, если вы не знаете, сомневаетесь – ноль, если не нравится – минус, если очень не нравится – два минуса. Отвечайте на каждый пункт, не пропуская  ни одного. Время для ответов не ограничивается.

В о п р о с: Любите ли Вы, хотели бы Вы, нравится ли Вам?

1. Уроки по физике.

2. Уроки по математике.

3. Уроки по химии.

4. Читать книги или статьи по астрономии.

5. Читать об опытах и животных.

6. Читать о жизни и работе врачей.

7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

8. Читать о лесе.

9. Читать произведения классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

11. Уроки истории.

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

13. Читать литературу о геологических экспедициях.

14. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.

15. Организовывать товарищей на выполнение социальных проектов и руководить ими.

16. Читать о работе милиции.

17. Читать о моряках, лётчиках.

18. Читать о работе воспитателя.

19. Знакомиться с устройством и работой станков.

20. Готовить обеды.

21. Читать о строителях.

22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живёте, работаете.

23. Читать о достижениях  конструирования современной техники.

24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радио приборов.

25. Читать науно-популярную литературу об открытиях в физике.

26. Читать научно-популярную литературу о математике.

27. Узнавать о новых достижениях в области химии.

28. Смотреть телепередачи о космосе и космонавтах.

29. Изучать биологию.

30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

31. Изучать ботанику.

32. Проводить время в лесу.

33. Читать литературно-критические статьи.

34. Активно участвовать в общественной жизни.

35. Читать книги об исторических событиях.

36. Слушать симфоническую музыку.

37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.

38. Узнавать о географических открытиях.

39. Обсуждать текущие дела и события.

40. Устанавливать дисциплину среди сверстников.

41. Путешествовать по стране.

42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

43. Знакомиться с различными инструментами.

44. Уроки домоводства.

45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.

46. Посещать фабрики.

47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

48. Читать статьи о достижениях в области радиотехники.

49. Разбираться в теории физических явлений.

50. Решать сложные математические задачи.

51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

52. Наблюдать за небесными светилами.

53. Вести наблюдения за растениями.

54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.

55. Выращивать животных и ухаживать за ними.

56. Собирать гербарий.

57. Писать рассказы и стихи.

58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.

59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

62. Изучать природу родного края.

63. Организовывать общественные мероприятия в школе.

64. Обращать особое внимание на поведение людей.

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

66. Проводить время с маленькими детьми(читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

67. Изготавливать различные детали и предметы.

68. Организовывать питание во время походов.

69. Бывать на стройках.

70. Шить одежду.

71. Собирать и ремонтировать механизмы часов, велосипедов.

72. Ремонтировать бытовые электро- и радио приборы.

73. Заниматься в физическом кружке.

74. Заниматься в математическом кружке.

75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

76. Посещать планетарий.

77. Посещать кружок биологии.

78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

80. Сажать деревья и ухаживать за ними.

81. Работать со словарём и литературными источниками, библиографическими справочниками.

82. Быстро переключаться с одной работы на другую.

83. Выступать с докладами на исторические темы.

84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

85. Составлять описания минералов.

86. Участвовать в географических  экспедициях.

87. Выступать  с сообщениями о международном положении.

88. Помогать работникам милиции.

89. Посещать кружок юных моряков.

90. Выполнять работу воспитателя.

91. Уроки труда.

92. Давать советы знакомым  при покупке одежды.

93. Наблюдать за работой строителя.

94. Знакомиться со швейным производством.

95. Делать модели самолётов, планеров, кораблей.

96. Собирать радио приёмники и электроприборы.

97. Участвовать в олимпиадах по физике.

98. Участвовать в математических олимпиадах.

99. Решать задачи по химии

100. Участвовать в работе астрономического кружка.

101. Проводить опыты на животных.

102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

104. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

105. Быть членом общества охраны природы.

106. Анализировать явления и события жизни.

107. Интересоваться прошлым нашей страны.

108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряжённо работать по заданной программе.

110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.

111. Изучать политический строй различных стран.

112. Работа юриста.

113. Посещать кружок юных космонавтов.

114. Работа учителя.

115. Бывать на заводах.

116. Оказывать людям различные услуги.

117. Принимать участие в строительных рабатах.

118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

119. Разбираться в технических чертежах и схемах.

120. Пользовать точными измерительными приборами и производить расчёты по полученным данным.

121. Проводить опыты по физике.

122. Выполнять работы, требующие математических знаний и формул.

123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.

124. Собирать сведения о других планетах.

125. Читать о деятельности известных биологов.

126. Быть активным членом санитарных дружин.

127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.

128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

130. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.

131. Изучать историческое прошлое других стран.

132. Неоднократно смотреть в театре одну и тужу пьесу.

133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.

134. Изучать географию нашей планеты.

135. Изучать биографию выдающихся  политических деятелей.

136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя.

137. Читать книги о средствах передвижения.

138. Обучать и воспитывать детей.

139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

140. Постоянно общаться со многими людьми.

141. Проектировать строительные объекты.

142. Посещать выставки лёгкой промышленности.

143. Выполнять чертежи, проектировать машины.

144. Разбираться в радиосхемах.

+

1

25

49

73

97

121

2

26

50

74

98

122

3

27

51

75

99

123

4

28

52

76

100

124

5

29

53

77

101

125

6

30

54

78

102

126

7

31

55

79

103

127

8

32

56

80

104

128

9

33

57

81

105

129

10

34

58

82

106

130

11

35

59

83

107

131

12

36

60

84

108

132

13

37

61

85

109

133

14

38

62

86

110

134

15

39

63

87

111

135

16

40

64

88

112

136

17

41

65

89

113

137

18

42

66

90

114

138

19

43

67

91

115

139

20

44

68

92

116

140

21

45

69

93

117

141

22

46

70

94

118

142

23

47

71

95

119

143

24

48

72

96

120

144

Мои  интересы  к  различным  областям  профессиональной  деятельности:

Ранг

Название профессиональной области

Балл

Предполагаемые профессии

1

Физика

2

Математика

3

Химия

4

Астрономия

5

Биология

6

Медицина

7

Сельское хозяйство

8

Лесное хозяйство

9

Филология

10

Журналистика

11

История

12

Искусство

13

Геология

14

География

15

Социальная работа

16

Право

17

Транспорт

18

Педагогика

19

Рабочие специальности

20

Сфера обслуживания

21

Строительство

22

Лёгкая промышленность

23

Техника

24

Электротехника



Предварительный просмотр:

КАКОЙ ТИП ПРОФЕССИИ ТЫ ПРЕДПОЧИТАЕШЬ

Инструкция для учащегося

Внимательно читая каждое высказывание в задании, нужно выразить свое отношение: справляешься ли ты с занятием, нравится ли оно Тебе и хотел бы ты заниматься этим делом профессионально.

Рядом с утверждением впиши свой балл (2, 1 или 0):

2 балла – если Ты хорошо делаешь то, что написано в утверждении, Тебе интересно и легко это дается, и Ты хотел бы включить это в свою будущую работу;

1 балл – если Ты делаешь то, что написано в утверждении, средне и безразличен к этому занятию;

0 баллов – если Ты плохо справляешься с указанным занятием (или вообще не умеешь этого делать), оно Тебе не нравится и дается с трудом, или если ты никогда не делал того, что написано в высказывании.

Если из перечисленных в утверждении нескольких действий Ты умеешь делать что-то одно, то именно его и оценивай.

Обработка результатов.

Подсчитывается количество баллов по каждому столбцу и сверяется с ключом.

К л ю ч

№ столбца

Тип профессии

I

Человек – Техника

II

Человек – Природа

III

Человек – Художественный образ

IY

Человек – Человек

Y

Человек – Знак

У  т  в  е  р  ж  д  е  н  и  е

1.

Выполнять практические занятия на лабораторных работах по физике.

2.

Длительное время (больше года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающее развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

3.

Сочинять стихи, рассказы, писать сочинения, признанные многими как интересные и достойные внимания.


Продолжение табл.

4.

Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

5.

Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

6.

Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

7.

Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

8.

Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, металла, ткани, засушенных растений.

9.

Терпеливо, без раздражения объяснять что-то кому-либо, даже если приходится повторять по несколько раз.

10.

В письменных работах по русскому языку и литературе легко находить ошибки.

11.

Отлаживать механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электроприборы (пылесос, утюг, светильник).

12.

Регулярно, без напоминаний взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, лечить, обучать, чистить клетку.

13.

Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

14.

Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

15.

При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами, отвечать на вопросы и задавать их.

16.

Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемники, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

17.

Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

18.

Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

19.

Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

20.

Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

21.

Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

22.

Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

23.

Всегда четко понимать, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

24.

Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.


Окончание табл.

25.

Выполнять задания, требующие хорошего знания математических формул и законов, умения их правильно применять.

26.

Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить сборку изделий из мелких деталей.

27.

Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, проводить самостоятельные исследования.

28.

Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни или танцевальные номера.

29.

Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры.

30.

Составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

31.

Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

32.

При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

33.

Создавать новые интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

34.

Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

35.

Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную работу»: писать, выписывать, проверять, вычислять.

О п р о с н ы й    л и с т

К методике «Какой тип профессии Ты предпочитаешь?».

Ф. И. ______________________________________________________

Класс _______________                                  Дата ________________

I

II

III

IY

Y

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Сумма:

____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

КАРТА ИНТЕРЕСОВ

(В кн.: Резапкина Г. В. «Я и моя профессия». – М., 2004.)

Если тебе нравится то, о чем говорится в том или ином высказывании, поставь в бланке ответов рядом с соответствующим номером знак «+», если не нравится  –  «–»; если сомневаешься,  – «0».

Нравится ли тебе, хочешь ли ты?

1. Читать книги по занимательной физике, занимательной математике.

2. Читать об открытиях в химии.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать технические журналы.

5. Узнавать о жизни людей в разных странах.

6. Знакомиться с жизнью растений и животных.

7. Читать произведения мировой литературы.

8. Обсуждать политические события в стране и за рубежом.

9. Читать книги о жизни школы.

10. Знакомиться с работой врача.

11. Создавать уют в доме, классе, школе.

12. Посещать театры, музеи, выставки.

13. Читать книги о войнах и сражениях.

14. Читать об открытиях в физике и математике.

15. Выполнять домашние задания по химии.

16. Исправлять бытовые электроприборы.

17. Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.

18. Ходить в походы, изучать родной край.

19. Изучать зоологию, ботанику, биологию.

20. Читать критические статьи по литературе.

21. С удовольствием участвовать в школьных делах.

22. Объяснять товарищам домашнее задание.

23. Читать о том, как люди борются с болезнями.

24. Шить, вышивать, готовить.

25. Читать об искусстве.

26. Принимать активное участие в жизни школы.

27. Проводить опыты по физике.

28. Проводить опыты по химии.

29. Читать статьи о радиотехнике.

30. Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед).

31. Собирать коллекцию минералов.

32. Работать в саду, на огороде.

33. Письменно излагать свои мысли.

34. Читать книги по истории.

35. Рассказывать детям сказки, играть с ними.

36. Ухаживать за больными.

37. Помогать дома по хозяйству.

38. Принимать активное участие в концертах, выставках.

39. Участвовать в военно-спортивных играх.

40. Посещать дополнительные занятия по физике и математике.

41. Готовить химические растворы, проводить опыты.

42. Ремонтировать компьютеры.

43. Изготавливать модели кораблей, самолетов.

44. Участвовать в географических и геологических экспедициях.

45. Наблюдать за живой природой.

46. Изучать иностранный язык.

47. Выступать с докладами на исторические темы.

48. Организовывать общешкольные мероприятия.

49. Ухаживать за детьми.

50. Делать разные покупки.

51. Беседовать с другими людьми об искусстве.

52. Заниматься в спортивных секциях.

53. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

54. Решать задачи по химии.

55. Выполнять работы с измерительными приборами.

56. Выполнять работы по механике.

57. Разбираться в географических, геологических картах.

58. Проводить опыты по биологии.

59. Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы, спектакли.

60. Изучать политику и экономику других стран.

61. Обсуждать вопросы воспитания и обучения.

62. Знакомиться со строением человеческого организма.

63. Убеждать людей в чем-либо.

64. Знакомиться с историей искусств.

65. Быть организатором в походах и играх.

66. Производить математические действия.

67.         Отмечать химические явления в природе.

68. Разбираться в радиосхемах.

69. Выполнять чертежи.

70. Производить топографическую съемку местности.

71. Ухаживать за животными.

72. Выступать с докладами по вопросам литературы.

73. Знакомиться с историей культуры.

74. Давать объяснения младшим школьникам.

75. Изучать причины возникновения различных болезней.

76. Знакомиться, общаться с разными людьми.

77. Участвовать в спектаклях, концертах.

78. Соблюдать режим дня.

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

26

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42,

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

+ 

Тринадцать колонок в бланке – это тринадцать направлений профессиональной деятельности (1 – физика и математика; 2 – химия; 3 – радиотехника и электроника; 4 – механика и конструирование; 5 – география; геология; 6 – биология; 7 – филология; 8 – история и политика; 9 – педагогика и воспитание; 10 – медицина; 11 – домоводство; 12 – искусство; 13 – спорт и военное дело). По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли у тебя желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области.

Запиши те направления профессиональной деятельности, по которым набралось большее количество баллов:

1.  _______________________________________________________

2.  _______________________________________________________

3.  _______________________________________________________

4.  ______________________________________________________



Предварительный просмотр:

«МОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ»

(может заполняться совместно с психологом)

РАЗДЕЛ «МОГУ»

Определить темперамент (врожденные особенности человека – степень уравновешенности, эмоциональной подвижности) можно с помощью теста Айзенка.

Ответь на несколько вопросов об особенностях твоего поведения в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работай быстро и не трать время на обдумывание ответа – важна первая реакция. На вопрос можно  ответить «да» (+) или «нет» (–) у номера вопроса.

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чём-нибудь спросят?

4. Бывает ли так, что тебя, что-нибудь раздражает?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно,что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем- нибудь?

10. Ты, когда – нибудь чувствуешь себя несчастным (ой) без всякой причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты весёлый, оживленный человек?

12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто бываешь, раздражён(а) чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе  всё  делать в быстром темпе?

15. Ты переживаешь  из-за страшных событий, которые могли бы произойти?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?

18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться кем-ни­будь?

20. Ты, когда – нибудь говоришь неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь усталость?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а потом всё остальное?

25. Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)

26. Обидчив(а) ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе, что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты  иногда похвастаться?

33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и поселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе нравятся подвижные игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чём-то просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?

49. Считают ли тебя ребята весёлым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься,  когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем, веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей.

53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?

54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?

55. Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает, что ты чувствуешь себя весёлым(ой) или печальным(ой) без причины?

59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от весёлой компании?

60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не по­думав?

Подсчитай количество плюсов и минусов, совпадающих  с указанными номерами вопросов, отмечая палочкой на строчке каждое совпадение. Запиши полученное число.

Л        

–4, +8, –12, +16, –20, +24, +28, –32, +36,  –40, +44, –48.

Чем меньше количество баллов, полученное по этой шкале, тем выше степень твоей искренности.

И        

+1, +3, -6, +9, +11, +14, +17 ,+19 ,+22, +25, +27, +30, -33, +35 , +38 ,+41, +43, +46, +49, -51, +53 ,-55 ,+57 ,-59.

Чем больше количество баллов по этой шкале, тем выше потребность в общении.

 СТ        

+2, +5, +7, +10, +13, +15, +18, +21, +23, +26, +29, +31, +34, +37, +39, +42, +45, +47, +50, +52, +54, +56, +58, +60.

Чем больше количество баллов по этой шкале, тем выше чувствительность нервной системы.

Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Он проявляется в поведении человека, его отношении к себе и другим. Доброта и жесткость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера. Умным или лупым, честным или лживым, таланливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.

Круг Айзенка. Отложив полученную сумму баллов по шкале И (интроверсия) на горизонтальной линии и сумму по шкале СТ (стабильность) по вертикальной, определи свое место:

 

Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, предметы и явления; проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении. Рекомендуется группа профессий «Человек – Человек», «Человек – Художественный образ».

Интроверсия – это направленность на внутренний мир, абстрактные понятия, идеи, мысли, символы; проявляется в необщительном, спокойном, вдумчивом, рассудительном поведении. Рекомендуется группа профессий «Человек – Знаковая система».

Амбовертность (шкала интроверсии 11-14) – средние показатели, оптимальна для работы с техникой.

Высокий нейротизм (нестабильность) – эмоциональная неуравновешенность, которая проявляется в сверхчувствительных реакциях, напряженности, повышенной чувствительности, тревожности, неустойчивости настроения, но при этом чуткости к оттенкам взаимоотношений, в развитой интуиции, способности принимать нестандартные решения. В идеале рекомендуются группы профессий типа «Человек – Природа» и «Человек – Знаковая система».

Низкий нейротизм (стабильность) – спокойствие, беззаботность, надежность, ровное настроение. Допустим очень широкий профессиональный выбор.

Таким образом, мне рекомендуется работать в следующих профессиональных областях: _____________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ГОТОВНОСТЬ»

Внимательно последовательно прочитайте тест. На каждый тезис необходимо дать 3 ответа и оценить в баллах – 0, 1, 2.

Первый вопрос. Насколько хорошо вы умеете делать, то о чём написано в тезисе (каждый пронумерован)?

Поставь оценку: если делаете хорошо – 2; если делаете средне – 1; если делаете плохо (совсем не умеете) – 0.

Второй вопрос. Какие ощущения возникли у вас, когда вы это делали?

Поставь оценку: если положительные (приятно, интересно, легко) – 2; если нейтральные (всё равно) – 1; если отрицательные (неприятно) – 0.

Третий вопрос. Хотели бы вы, чтобы описанное в тезисе действие было включено в вашу будущую работу?

Поставь оценку: да – 2; всё равно – 1; нет – 0.

Свои оценки в баллах занесите в таблицу ответов. В каждой вертикальной колонке вы оцениваете: 1 – своё умение; 2 – своё  отношение; 3 – своё желание. Если вы никогда не делали того, о чём написано в тезисе, то поставьте прочерк в колонках 1 и 2, но попробуйте дать оценку на третий вопрос.

Работайте внимательно. Не спешите, время на ответы не ограничивается.

1. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткие конспекты, планы, новый текст.

2. Выполнять практические  задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).

3. Длительное время (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

6. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

7. Налаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

8. Преимущественно своё свободное время тратить на уход, наблюдение за каким-нибудь животным.

9. Мастерить, красивые изделия своими руками: из дерева, материи, металла, засушенных растений, ниток.

10. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

11. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы, задавать вопросы другим, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.

12. Настраивать и чинить электронную аппаратуру (компьютер, приёмник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

13. Регулярно, без напоминаний взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы кормить, чистить (животное и клетки), лечить, дрессировать.

14. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать известных  персонажей.

15. Увлекать делом, рассказом детей младшего возраста.

16. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

17. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

18. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых, знать их характерные внешние признаки и повадки.

19. Всегда чётко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссёром, актёром талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно и письменно.

20. Организовать  незнакомых людей на какие-либо дела, мероприятия.

21. Выполнять количественные расчеты, подсчёты данных (по формулам и без них), вводить на основе этого различные закономерности, следствия.

22. Выполнять действия, требующие хорошей  координации  движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

23. Сразу замечать  мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

24. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

25. Выполнять работу, требующую обязательных контактов с множеством разных людей.

26. Работать со знаковой информацией: составлять, рисовать, схемы, карты, чертежи.

27. Из типовых деталей, предназначенных для сборки моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

28. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии – читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

29. Создавать на бумаге и в оригинале, новые интересные модели одежды, причёсок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

30. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

31. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать.

32. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представлять расположение предметов или фигур в пространстве.

33. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

34. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

35. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы,  оказывать необходимую помощь.

Т а б л и ц а   о т в е т о в

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

А=

Б=

С=

Д=

E=

Подсчитай сумму баллов в каждой колонке по группам профессий:

группа «А»=_____ группа «Б»=_____ группа «С»=_____

группа «Д»=_____ группа «Е»=_____


Заполни таблицу
«Моя готовность к профессиональной деятельности»

Ранг

Название типа

Соответствие умений
и отношения к предмету
труда с желанием выполнять профессиональный труд
в баллах

Предполагаемые
профессиональные

пробы

1

Группа «а» –
«человек –знаковая система»

2

Группа «б» –

«человек –
техника»

3

Группа «с»

«человек –
природа»

4

Группа «д» –

«человек –художественный образ»

5

Группа «е» –

«человек –
человек»

Результаты  теста при необходимости обсуди с психологом.

Таким образом, по результатам самодиагностики мои профессиональные интересы лежат в первую очередь в области ___________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Во вторую очередь – в области ______________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Своё решение проверь, осуществляя проект профессиональной пробы.



Предварительный просмотр:

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ
К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

(профиля обучения)

К л ю ч

1

Вы уже твердо выбрали будущую профессию

да

нет

2

Основной выбор профессии – материальные ценности

да

нет

3

В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда

да

нет

4

Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья

да

нет

5

Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома

да

нет

6

Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты

да

нет

7

Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией

да

нет

8

Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии

да

нет

9

Вам неважно, кем работать, важно, как работать

да

нет

10

Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат

да

нет

11

Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает

да

нет

12

Вы занимаетесь развитием профессионально-значимых качеств

да

нет

13

Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии

да

нет

14

Учителя рекомендуют избрать интересующую Вас профессию (профиль обучения)

да

нет

15

Вы знаете о не приятных сторонах будущей профессии

да

нет

16

Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии

да

нет

17

Вы консультировались о выборе профессии у врача

да

нет

18

Для Вас главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение

да

нет

19

Вы знаете об условиях поступления в избранное учебное заведение

да

нет

20

Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии

да

нет

21

Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу)

да

нет

22

Вы знаете о возможностях заработка избираемой профессии

да

нет

23

Если не удастся поступить в избранное заведение, то Вы будете пытаться еще раз

да

нет

24

Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы («хочу»)

да

нет

  С У М М А :

Обработка результатов.

  • Сверьте ответы с ключом.
  • Подсчитайте количество ответов «ДА».
  • Подсчитайте количество ответов «НЕТ».
  • Сложите полученные результаты.

Интерпретация результатов

Степень готовности

Баллы

Высокая

19-24

Средняя

13-18

Низкая

7-12

Неготовность

6 и ниже



Предварительный просмотр:

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Ниже попарно представлены различные профессии (виды занятий). В каждой паре выберите одну профессию наиболее предпочтительную и обведите букву в скобках.

1. спортивный тренер (с) – технический редактор (к)

2. консультант справочной службы (с) – бухгалтер (к)

3. инженер-механик (р) – инженер-исследователь (и)

4. следователь (с) – директор магазина (п)

5. картограф (к) – снабженец (п)

6. повар-кондитер (р) – резчик по камню (а)

7. строитель (р) – воспитатель (с)

8. специалист по маркетингу(п) – модельер одежды (а)

9. историк (и) – педиатр (с)

10. коммерсант ( п) – реставратор живописи (а)

11. геолог (р) – врач(с)

12. генетик (и) – налоговый инспектор (к)

13. учитель (с) – драматург (а)

14. машинист электровоза (р) – проводник (с)

15. врач-рентгенолог (и) – заведующий аптекой( п)

16. оператор банка (к) – фотожурналист (а)

17. пилот (р) – менеджер (п)

18. стюардесса (стюард) (с) –  секретарь (к)

19. инженер – электрик (р) – философ (и)

20. математик (и) – иллюстратор книг (а)

21. инспектор по делам несовершеннолетних (с) – ювелир (а)

22. телемастер (р) – оператор ЭВМ (к)

23. управляющий гостиницией (п) – кинооператор (к)

24. фотограф (р) – художник (а)

25. химик (и) – музыкант-исполнитель (а)

26. корректор (к) – брокер (п)

27. социолог (с) – репортёр (п)

28. эксперт качества товаров (р) – метеоролог (и)

29. инженер-конструктор (и) –прокурор (с)

30. чертёжник (к) – страховой агент (п)

31. техник медицинской аппаратуры (р) – медицинский регистратор (к)

32. психолог (с) – администратор (п)

33. переводчик художественной литературы (а) – стенографист (к)

34. археолог (и) – экскурсовод (с)

35. хранитель музея (и) – продюссер (п)

36. хирург-косметолог (с) – дизайнер (а)

37. телеграфист (к) чеканщик – художественных изделий (а)

38. наладчик (р) – кассир (к)

39. физик ( и) – аудитор (к)

40. искусстовед (и) – программист (к)

41. радист (р) – завхоз (п)

42. редактор научного журнала (и) – частный предприниматель (п)

43. электромонтёр (р) – гравёр (а)

44. биолог (и) – архитектор (а)

45. водитель (р) – художник-оформитель (а)

Закончив работу, подсчитай количество выборов и определи свой профессиональный тип.

Мой профессиональный тип личности

Количество

выборов

Профессиональный тип

Предполагаемые профессии

А =

И=

Р=

П=

К=

С=



Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8–9 КЛАССОВ

( В кн.: «Психологическое сопровождение школьников»,

Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренков. – М., 2002)

Фамилия, имя_____________________________________________

Дата рождения ____________________________________________

Школа __________________________ класс ____________________

Имя, отчество мамы, кем работает _____________________________

_________________________________________________________

Имя, отчество отца, кем работает _____________________________

_________________________________________________________

 

Прочитай внимательно вопросы, просмотри все предложенные варианты ответов и отметь наиболее подходящий для тебя.

1. Планы на будущее после 9 класса:

а) учиться: в СПТУ, в техникуме, в 10–11 классе, затем поступать в ВУЗ ____________________________________________________________

б) работать (кем?) _________________________________________

в) делать что-то еще? _______________________________________

г) советы родителей ________________________________________

д) пока не знаю ____________________________________________

2. Какие профессии тебе нравятся_______________________________

__________________________________________________________

3. Какие характеристики будущей профессии тебя привлекают?

а) возможность активно взаимодействовать с людьми, оказывать им услуги, помощь?

б) работать с информацией (текстовой, цифровой, с использованием компьютера);

в) работать с техническими устройствами (ремонт, наладка, сборка автомобиля, телевизора, средств связи);

г) создавать художественные изделия, модели одежды;

д) взаимодействовать с миром живой природы (ухаживать за животными, выращивать растения);

е) что-то еще (напиши) ______________________________________

 

4. Что ты умеешь делать уже сейчас?____________________________

5. Какие оценки ты имеешь по основным школьным предметам? Подчеркни предметы, которые тебе нравятся.

Алгебра

Литература

Геометрия

История

Химия

Иностранный язык

Физика

Русский язык

Черчение

Биология

Труд

Физкультура

6. Что ты делаешь в свободное от школьных занятий время? Чем занимаешься?

а) спортом (каким?) ________________________________________

б) посещаешь художественную студию (рисование, танцы, хор, театр, музыка) ____________________________________________________

в) увлекаешься техникой (какой?) _____________________________

г) учишься готовить различные кулинарные блюда, шить, вязать

_________________________________________________________

д) что-то еще (напиши) ______________________________________