Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями
В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят информационно-коммуникативные технологии.
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование в работе и компьютера, и телевизора, и DVD, и CD, и мультимедиа, и аудиовизуального оборудования, то есть, всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации.
Это открывает большие профессиональные возможности во всех сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми ОВЗ.
Одной из главных задач образовательного учреждения и работающих в нем педагогов, является выбор новых, инновационных форм и методов работы с детьми, которые будут оптимально положительно работать на развитие личности ребенка.
Обучать детей с ОВЗ так же необходимо с учетом дефектов их развития. На нынешнем этапе современного образования решение данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов в организации обучения. Одной из таких форм все чаще становится мультипликация.
Мультфильм, это волшебный мир, он помогает ребенку развиваться, фантазировать, учит сопереживать героям, учит дружбе и доброте. Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_statya.docx | 138.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями
В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят информационно-коммуникативные технологии.
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование в работе и компьютера, и телевизора, и DVD, и CD, и мультимедиа, и аудиовизуального оборудования, то есть, всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации.
Это открывает большие профессиональные возможности во всех сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми ОВЗ.
Одной из главных задач образовательного учреждения и работающих в нем педагогов, является выбор новых, инновационных форм и методов работы с детьми, которые будут оптимально положительно работать на развитие личности ребенка.
Обучать детей с ОВЗ так же необходимо с учетом дефектов их развития. На нынешнем этапе современного образования решение данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов в организации обучения. Одной из таких форм все чаще становится мультипликация.
Мультфильм, это волшебный мир, он помогает ребенку развиваться, фантазировать, учит сопереживать героям, учит дружбе и доброте. Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
Все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта? Одно из наиболее важных условий успешного развития – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы.
Замечено, что в процессе мульттерапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить.
Мульттерапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации.
В процессе мульттерапии у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества.
Всем известно, что просмотр любимых мультфильмов влияют на развитие детей, а именно: стимулируют к игре, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей, позволяет выделить их на фоне других факторов влияния окружающего мира.
При использовании методов сказкотераппи, арттерапии и мульттерапии, детям предоставляется возможность обращаться к своим чувствам через переживания за любимых героев; происходит развитие эмпатических способностей ребенка. В последующем обсуждении с детьми просмотренного мультфильма, детям легче оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния.
Современные дети перенасыщены разнообразной информацией. С ранних пор их привлекают телефоны, планшеты, компьютеры. Педагогам необходимо сделать образовательный процесс интересным и занимательным для детей. Особенно трудно решить это проблему работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с проблемами в развитии характерно: низкий уровень развития основных свойств внимания, памяти, восприятия, низкий познавательный интерес, низкий уровень речевого развития, быстрая утомляемость, низкая мотивация.
Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями, является поиск новых, наиболее эффективных способов передачи знаний. Коррекционное направление работы с особыми детьми может быть связано с широким использованием информационных технологий.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями позволяет:
- сделать образовательную деятельность более наглядной, яркой и интересной;
- повысить познавательный интерес;
- привлечь пассивных слушателей к активной деятельности;
- активизировать мыслительные процессы;
- сформировать информационную культуру у детей;
- реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;
- вызвать интерес к работе у самого педагога.
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ широко используются средства мультипликации. Мультяшные формы обучения доступны дошколятам, соответствуют их восприятию и пониманию. Они усиливают наглядность яркими зрительными и звуковыми образами, тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала, формируют стойкий познавательный интерес, позволяют длительное время удерживать внимание детей, вызывают интерес к совместной деятельности.
Если попытки педагога завладеть вниманием детей сводятся к минимуму, стоит обратится за помощью к мультипликации. Авторитет мультфильма у детей всегда высок: яркость, веселость, красочность мира мультипликации притягивают внимание детей.
Мультфильм является наиболее эффективным воспитателем от мира искусства и анимации, сочетает в себе картинку и слово, то есть заставляет одновременно работать два анализатора – зрительный и слуховой. А совместный анализ увиденного и услышанного на экране, делает мультфильм мощным педагогическим инструментом, одним из наиболее эффективных наглядных материалов, способных привлечь, заинтересовать и мотивировать ребенка. В ненавязчивой форме мультфильм привлекает ребенка к занятию и включает его в образовательную деятельность. Мультфильм позволяет организовать образовательную деятельность с детьми в виде развивающий проблемной ситуации, как увлекательную предметно-познавательную деятельность.
Просмотр мультфильмов осуществляется в утренние часы в процессе образовательной деятельности в основном фрагментарно, иногда целиком, или как предварительная работа во второй половине дня, сразу после дневного сна, с обязательным анализом просмотренного. Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10-20 минут
Р.Е.Левина подчеркивала, что от состояния психических процессов зависит формирование отдельных компонентов речи. А от степени сформированности умений и навыков связной речи, зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое, правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Использование мультипликации в работе с детьми с особенностями развития, позволяет построить коррекционный процесс на доступном и понятном ребенку языке, привлечь его внимание, раскрепостить, стимулировать желание высказаться. В процессе совместной деятельности предложите детям прокомментировать происходящее на экране, поступки героев, последовательность действий, заучивайте песни, фразовые штампы – все это способствует их речевому развитию. Предложите детям помочь героям, выполнить ряд заданий, связанных с содержанием мультфильма. Подавайте задания от имени героя, чтобы дети поверили и включились в образовательную деятельность. Хорошо знакомый мультфильм или мультфильм, снятый по мотивам любимой сказки, рассказа, можно предложить просмотреть без звука, и озвучить происходящее на экране самим детям.
Используйте полюбившихся героев в качестве привлечения внимания детей привыборе сюжета рисования, аппликации, объекта лепки.
Мультфильмы помогут плавно перейти от полюбившегося на экране сюжета к книгам. Предложите ребенку почитать книгу, чтобы узнать о продолжении приключений любимых героев.
Мультфильмы сами по себе обладают богатыми педагогическими возможностями:
- расширяют представления об окружающем мире;
- обогащают словарный запас;
- знакомят с явлениями, событиями, ситуациями;
- показывают примеры социализации, поскольку дети учатся подражая;
- формируют оценочное отношение к окружающему миру;
- развивают мыслительные процессы, понимание причинно-следственных связей;
- помогают реализовать эмоциональные потребности;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- способствуют формированию личностных качеств.
О пользе и вреде мультфильмов можно спорить долго. Рассмотрим наиболее очевидные положительные и отрицательные стороны воздействия мультфильма:
- Помогает привлечь внимание детей, но в отличие от книг не способствует фиксированию внимания.
- Способствует речевому развитию детей, но не стимулирует потребность в общении.
- Длительный просмотр (более 20 минут в день) тормозит познавательный интерес и потребность в общении с другими людьми.
К просмотру мультфильмов, необходимо подходить, осознано, анализируя педагогические возможности каждого мультфильма и результаты его воздействия на детей. Важно поставить мультипликацию на службу развитию ребенка
Как объяснить ребенку, почему некоторые дети не могут бегать или говорить? Как донести мысль о том, что важно для людей с особенными потребностями? Как дать понять, что они чувствуют и каким видят мир? Поднять тему инклюзии в процессе воспитания детей вам будет проще, если вместе с ними вы посмотрите следующие мультфильмы.
Маленькая кастрюлька Анатоля
Французские мультипликаторы создали короткометражку, которая при помощи метафоры — кастрюльки, — поможет даже самым маленьким детям понять, кто такие люди с особенными потребностями и почему быть особенным — нормально.
https://my.mail.ru/mail/kofanov1962/video/1328/2243.html
Вне зрения
Мультфильм, созданный в стиле анимэ, показывает, что чувствуют слепые люди. В короткометражке намеренно усилен звук с целью продемонстрировать тот факт, что слепые люди слышат намного четче, чем зрячие. А еще дети узнают о помощниках особенных людей — волшебной палочке и собаке-поводыре.
https://опиши-мне.рф/post-4841
Скарлетт
В центре сюжета девочка по имени Скарлетт, у которой диагностировали саркому Юинга (рак костей). Чтобы спасти ей жизнь, врачам пришлось ампутировать голень, и теперь Скарлетт вынуждена носить протез. Из-за этого она чувствует себя ненужной и одинокой, а еще она не может танцевать. Но однажды мама, которая верит в свою дочь, снова надевает на Скарлетт бальное платье и малышка преображается. Она становится той самой веселой девчонкой, с которой интересно дружить и играть.
http://wowfacts.buzz/articles/121452
Про Диму
Сценарий мультфильма был написан на основе одноименной книги Натальи Ремиш, автора проекта «Детям о важном». Анимационная лента рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика Димы. Он плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы. Девочке предстоит понять, что играм и симпатии диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается.
https://letidor.ru/novosti/v-seti-poyavilsya-multfilm-pro-20-10-2016.htm
Тамара
Это трогательная история о глухонемой девочке по имени Тамара. Она обожает танцевать и мечтает стать балериной. Несмотря на глухоту, у нее прекрасная пластика и чувство ритма. Возможно, однажды мечта Тамары осуществится, ведь ее очень поддерживает мама. Просмотрев короткометражку, вам будет проще объяснить детям, насколько особенным людям важна ваша поддержка.
https://www.vospitaj.com/blog/3-multfilma-s-glubokojj-ideejj-kotorye-nauchat-rebenka-tolerantnosti/
Преодолевшая
Данную короткометражную ленту создала мультипликатор Ханна Спенглер. Ее фильм за год набрал в YouTube более 3 млн просмотров, а все потому, что Ханна затронула очень важную для подростков тему — внутреннего одиночества и депрессии. Как преодолеть столь тяжелое состояние и вновь поверить в себя? Ответы даст лента Ханны.
https://vogazeta.ru/articles/2019/10/14/upbringing/9877-10_multfilmov_ob_osobennyh_lyudyah
Вальсовый дуэт
В этой ленте замечательно все — и идея, и сценарий, и 3D-анимация, и музыка. Короткометражка рассказывает о сестрах-сиамских близнецах — Эмили и Элизабет. Они сторонятся людей, не выходят на улицу и ни с кем не общаются. Единственная радость — это игра на пианино. Но однажды молодой скрипач, проходивший мимо их дома, слышит потрясающую мелодию. Сестры, боясь осуждения, пытаются прогнать его, но юноша не уходит. Наоборот, начинает подыгрывать на скрипке. Мультик демонстрирует, как важно уделять внимание особенным людям, общаться с ними и дружить.
https://www.youtube.com/watch?v=GcPHern5i9c
Струны
Этот 11-минутный фильм испанского мультипликатора Педро Солиса в 2016 году удостоился премии Гойя. Солис посвятил его своим детям — дочери Алехандре и сыну Николасу. Вы увидите, насколько сильно и к лучшему изменилась жизнь девочки Марии, когда она познакомилась с особенным мальчиком, у которого диагностировали ДЦП.
Секрет Маэла
Людей, страдающих синдромом Ангельмана, часто принимают за чудаков, которые улыбаются по поводу и без. На самом деле эти люди просто не могут контролировать свою мимику и движения рук, — непроизвольные и хаотичные. Мультфильм поможет детям понять, как следует реагировать, если вдруг вы познакомитесь с человеком с синдромом Ангельмана.https://yandex.ru/video/preview?text=секрет%20маэла%20мультфильм%20перевод%20на%20русском&path=wizard&parent-reqid=1603139027475376 (русские субтитры)
Мой братик с Луны
Автором этого мультфильма является француз Фредерик Филибер. Его сын — аутист, и именно он вдохновил Фредерика на создание короткометражной ленты, в которой рассказчиком выступает сестра особенного мальчика. Она рассказывает о его жизни и о том, каким он видит окружающий мир: «Он словно не видит и не слышит меня, он смотрит в небо Если бы я была волшебницей, я бы заколдовала его, чтобы ему больше нравилось быть с нами, чем на Луне». Сестра придумала особенный язык, чтобы общаться с братом-аутистом и уверяет всех, что с ним все в порядке, просто он «с Луны».
Мульттерапия - новое направление в коррекционной работе, интересная форма работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Логопед-дефектолог Самохина Н.Г.