Эссе "Моя Педагогическая философия"
ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
«Воспитание – это нелёгкое дело: им решается вся жизнь человека» первым высказал самую важную и самую трудную педагогическую истину В.Г. Белинский. И я абсолютно с ним согласна – ребёнок не учится будущей жизни, он просто живёт. У него свои заботы, радости, свои задачи. Воспитывая и обучая, я исхожу не из своих, взрослых, представлений, как бы значительны и правильны они не были, а из потребностей и возможностей самого ребёнка. Я не имею право верить в своё могущество и всесилие по отношению к нему, потому что определяющим элементом воспитания является восприятие ребёнка, как целостной личности, которая заложена в самой природе этого маленького человека. Каждому малышу я могу сказать: «Я буду всегда рядом, буду всё делать вместе с собой, покажу безграничность познания, подам руку, раздвину горизонты и поведу дальше. Я не буду строгим судьёй, я буду добрым ценителем того, что будет меняться в тебе с моей помощью».
Передо мной стал выбор – кем быть? И он определился сам собой. Конечно же, воспитателем! Что это значит для меня? По-моему, главное – неотделимость профессионального труда от собственных жизненных интересов, знания своего дела и любовь к нему.
Я делаю всё возможное, чтобы дети приобретали практические знания и умения, учились быть самостоятельными, имели собственное мнение, разбирались в своих поступках и поступках других. Как передать знания? Как пробудить мысль? Как научить верить в себя? Как помочь проявить талант? Как развить творческие начала? На эти многочисленные вопросы не даёт ответа ни одна методика, ни одна наука. Наибольшие шансы найти ответы, конечно, у воспитателя, убеждённого, верящего в свою науку, в её методы! Эта сила помогает мне отыскать в душе ребёнка те струны, которые раскроют его талант. На практике мне приходится общаться с разными детьми: люблю и шалуна, и тугодума, и спокойного ребёнка, и отчаянного непоседу. В каждом есть «изюминка»!
Работая в детском саду я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Я - счастливый человек, отдающий свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, что есть во мне, я просто дарю своим дошколятам. А от них получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.
Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.
Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.
Работая с детским коллективом нельзя не работать творчески. Мир меняется, и нам надо идти в ногу со временем, постоянно учиться чему-то новому, повышать свой профессиональный уровень, заимствовать и внедрять новые технологии, методы, программы.
Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.
По моему мнению, воспитатель, это в первую очередь волшебник, способный совершить чудо – воспитать человека! Хочу поделиться рецептом волшебного зелья, которое помогает творить волшебство:
4 унции доброты;
2 грамма терпения;
фунт активности;
2 грамма юмора;
10 карат эрудиции;
несколько капель организованности;
смесь из сострадания, понимания и милосердия;
такт длиною в 2 мили;
чистой воды импровизация;
полёт творчества.
Замешанные в таких пропорциях «ингредиенты» помогут воспитать жизнерадостных и активных детей.
В своей профессии я считаю себя счастливым человеком. Вот уже много лет я работаю в составе творческой команды, ищущей и находящей новые пути реализации своих идей. Меня окружают профессиональные, мыслящие педагоги – мои коллеги, которые давно стали моими друзьями. С опытом пришло убеждение, что становление меня как педагога проходило в атмосфере взаимопонимания, творческого поиска всего коллектива нашего детского сада. Только благодаря помощи моих коллег я смогла достигнуть больших результатов.
В заключении мне хочется сказать: если вы спросите, какой я вижу итог своей работы, то я отвечу, что у моей деятельности есть начало, но нет конца. Я люблю свою профессию за то, что детство проживаю многократно.