Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Выявление и развитие способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика и развитие одаренного ребенка на уроках русского языка | 30.7 КБ |
Как выявить одаренного ребенка | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика и развитие одаренного ребенка на уроках русского языка
Надмитова Б.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Боргойская СОШ»
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема диагностики и развития одаренности у детей, а также условия их воспитания на уровне школы и семьи стоит очень серьезно и насущно, это одна из приоритетных задач современного образования.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями.
Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах. Сегодня образование предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию их способностей, - задача педагогов, семьи. Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.
Цель: диагностика и развитие одаренного ребенка
Задачи:
1.выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
2. разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
3.определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
4.проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
5.совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Диагностика одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).
Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию. Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. Более того, проблема диагностики одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление). Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Специфика работы с одаренными детьми
Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Познавательная потребность.
а) активность - ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать
б) потребность в самом процессе умственной деятельности
в) удовольствие от умственного напряжения.
Интеллект. Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.
а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.
б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.
в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций
Креативность(творческость)
а) особый склад ума
б) установка на творческое выполнение задания
в) развитость творческого мышления и воображения
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
психомоторной, интеллектуальной, творческой, в сфере общения.
Дифференциация и индивидуализация обучения в общеобразовательных школах может осуществляться и с помощью индивидуальных программ по отдельным учебным предметам. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагает использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Роль учителя в развитии одаренности детей
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Какими качествами должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми?
Учитель должен:
- быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста(в том числе и со своими собственными детьми);
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора(но без склонности к сарказму);
10. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
11. иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
12. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
13. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний
Психодиагностические обследования среди учащихся
(работа школьного психолога)
В качестве диагностического материала планируется использовать:
- анкетирование родителей и учителей;
- специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
- диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
- диагностику видеомоторной коррекции;
- вербальный тест Айзенка;
- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
- шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
- методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
- методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
- тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
- тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
- тесты для интеллектуалов.
1.5. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет), в адаптации Е.Е. Туник ,состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработанные специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчеты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений педагога, психолога, родителей за социальными взаимодействиями ребенка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности. Для оценки специальных способностей дошкольников педагогам целесообразно предлагать экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей: музыкальных, математических, художественных.
Развитие одаренного ребенка на уроках русского языка
На уроках русского языка я использую традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Стараюсь разнообразить уроки нестандартными и своеобразными формами работы, такими как:
- дискуссии и диалоги;
- творческие задания;
- семинары, практикумы;
- игровые задания, ребусы, викторины.
На таких уроках ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Очень важно для развития ребят и участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления.
К нестандартным заданиям этого типа относятся:
«Лингвистические угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода», они должны либо восстановить «первоисточник» по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, развивается и совершенствуется чувство языка
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
- угадывание слов по толкованию или по общему признаку;
- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
- разгадывание загадок.
«Лингвистические вопросы»
«Творческие задания»
Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием. Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.
К заданиям этой группы относятся:
- составление собственного текста;
- редактирование чужого текста;
- комплексный анализ текста;
- составление дополнительного задания к тексту
Эти и другие задания способствуют углублению знаний по русскому языку обогащению словарного запаса учащихся, развивают смекалку, сообразительность, воспитывают «языковое чутьё». Использование нестандартных заданий обеспечивает развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности; нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения и развития.
Я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся.
Внимательно изучив различные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что перспективными для развития ребенка являются комплексные использования различных форм работы, методов диагностики одаренности и развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
Однако проблема диагностики и развития высоко - одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. От того, какими мы воспитаем детей сейчас, зависит наше будущее, а потому от педагога требуется максимальное содействие развитию потенциальных возможностей личности ученика, способности к творческой мысли.
На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Ведь главной задачей современной школы и является подготовка самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан, создание условий для развития интеллектуальной, активной, разносторонней, творческой личности учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анцупов, А. Я. Конфликтология: [учебник] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
- Гаврилова, И. Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно-воспитательной работе с творчески одаренными подростками. – М.: ООО «Соверо-принт», 2011.
- Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. Спб.: «Питер», 2008.
- Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.
- Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / А. Б. Белинская. - М.: Дашков и К, 2010.
- Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. Матюшкина А. М., Матюшкиной А. А. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
- Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
- Шейнов, В. П. Управление конфликтами: теория и практика /В. П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010.
- http://nachalka.info/methods/— Сайт «одаренные дети».
- http: //.en.eaicy—dar.ru/nordoc/doc20.html — Рабочая концепция одаренности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боргойская средняя общеобразовательная школа»
Как выявить одаренного ребенка?
(из опыта работы)
Надмитова Баярма Владимировна
Учитель русского языка и литературы
у. Боргой
2020 г.
Что подразумевает под собой понятие «талант»?
Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен.
Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Хочу отметить, что интерес ребенка к получаемой информации – это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижение и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Итак, как же выявить одаренность детей на уроках русского языка и литературы?
Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.
Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей.
Задача учителя русского языка и литературы состоит в следующем: объединить разрозненные элементы одаренности обучающихся обучению, развитию и их поддержке. Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности.
Когда набираю детей в 5 классе, ставлю перед собой цель: своевременно выявлять и развивать одарённых детей;
Задачи для реализации данной цели - это:
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- создание условий для развития природных задатков и самореализации личности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
На первом (аналитическом) этапе выявления одарённых детей в пятом классе анализируются успехи каждого ученика в начальной школе, опираясь на его достижения, характеристику классного руководителя и переводные контрольные работы, результаты ВПР. Большую роль играют и свои личные наблюдения за учениками. Одаренные, талантливые дети видны сразу. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями, грамотным письмом, также видны личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.
Второй этап – диагностический. Проводится входной мониторинг оценки познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, опираясь на диагностику уровня обученности, учебную и внеклассную деятельность.
На третьем этапе происходит формирование, углубление и развитие способностей учащихся через различные формы работы:
групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися,
факультативы и курсы,
интеллектуальные марафоны,
участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях исследовательских работ.
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах – уроки путешествия, уроки – игры, уроки–конференции, литературные гостиные. В старших классах – семинары, диспуты.
Важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках стараюсь привлекать материал других предметов. Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой показалась вам русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и, таким образом, развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость от своей удачи. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
При отборе теоретического и практического материала учитываются дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся. На уроках даю задания: помоги товарищу проверить написанную работу, найди ошибки; использую разноуровневые творческие, шуточные задания, вопросы из ОГЭ и ЕГЭ. Конечно, подобные упражнения даются не на каждом уроке, а когда позволяет тема занятия. Нестандартные задания, задачи повышенной трудности помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли актёра, и в роли учителя. Например, для развития внимания, мышления, воображения, памяти даю такие творческие упражнения:
составить словесный портрет литературного героя по воображению,
сделать книжки – малышки с загадками,
сочинить загадки, литературные произведения различных жанров,
составить рассказ по пословице или с включением в рассказ пословиц,
нарисовать иллюстрации к изучаемому произведению,
отгадать готовый кроссворд или составить самим (к изучаемому произведению),
инсценировать сказки, басни,
придумать вопросы для викторины к внеклассному чтению,
продолжить «неоконченное» произведение,
подготовить словарный диктант,
составить конспект, опорную таблицу, и т.п.
Творческие работы вызывают интерес у ребят, получаются интересными и оригинальными.
Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через занятия курсов, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе; во время проведения внеклассных мероприятий, на классных часах для учащихся, где являюсь классным руководителем.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.
Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий составляю новые. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, различными сборниками и методическими пособиями, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях разбираем ошибки, анализируем.
Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий высокий результат не заставит себя долго ждать.
Кроме того, в последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.
Научно- исследовательская работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.
С одаренными детьми в начале сентября мы составляем индивидуальный образовательный маршрут, где отражаем новые образовательные вершины, сроки выполнения, результат проделанной работы.
Результатом моей работы с одарёнными детьми является ежегодное участие и победы школьников в Международном конкурсе «Русский медвежонок», в конференции исследовательских работ, районных предметных олимпиадах, конкурсах сочинений и др.
Безусловно, работа с одаренными детьми дает хорошие результаты не только во внеурочной деятельности, она положительно влияет и на результаты сдачи ГИА.
Успехи моих учеников – это мои успехи. Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Э. Хаббард сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». И мы, учителя, должны придерживаться этой цели.