История ложки


Предварительный просмотр:

Конспект музейно-педагогического занятия

«История ложки»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что  у детей слабо развит интерес к истории ложки, но однажды в группе появилась  ложка необычной формы (ребенок с родителями был на экскурсии в другом городе и привезли сувенирную ложку). Дети  заинтересовались и дальнейшие размышления  натолкнули  их на вопросы:

- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?

- Откуда появилась ложка?

Идея: Поддержать спонтанно возникший интерес к обычному предмету – ложке.

 Если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету-ложке  и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у дошкольников проявится познавательный интерес к истории,  возникнет желание изучать её и отражать полученные знания в своей творческой деятельности.

Цель: Формирование  интереса  детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

1.Помочь исследовать предмет-ложку.

2. Познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком.

3.Дать возможность  получить опыт превращения ложки в предмет-заместитель.

Адресная группа. Дети 5-6 лет,   проводится по подгруппам 8-10 человек.

Предварительная работа:

  • Создание презентации для детей «Путешествие в прошлое ложки» поможет  донести до детей элементарные представления об истории человечества через знакомство с изготовлением и использованием ложки.
  • Создание мультимедийной игры  «Найди ложке хозяина »,  поможет детям, опираясь на полученные знания, воображение, логику составить пары.
  • Собрать коллекцию ложек, чтобы помочь детям разобраться в разнообразии ложек (по форме, размеру,  материалу, применению)
  • Экспериментальная деятельность с детьми (опыты с разными материалами – деревом, пластмассой, металлом),  в дальнейшем детям будет легче определить материал из которого изготовлены ложки, т.к. «скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому – и это станет моим навсегда».
  • Чтение русские народные сказки «Жихарка»,  дети учились  выделять из общего текста описание разных ложек и любимую ложечку Жихарки, попытка раскрыть детям внешнюю  красоту ложки.
  • Рассказывание детьми  по иллюстрациям  сказки «Три медведя»,  дети,  рассказывая  сказку и опираясь на иллюстрации к сказке, отвечая на вопросы  исследуют  на рисунке  ложки медведей (рисунок, форма, цвет, величина).
  • Дидактическая игра «Для чего и почему?», с помощью игры дети закрепляют умение применять разные виды ложек (чайная, десертная, столовая и др.), их названия.

Оборудование и материалы:  

  • интерактивная доска;
  • «волшебный мешочек» с ложками;  
  • для игры – картошка, 2 деревянных  ложки, 2 корзинки;
  • ложка, запеленатая в лоскуток ткани;
  •  театр «Ложек»;
  • ложки, с изображенными на них эмоциями.
  • пластиковые ложки, гофрированная бумага, ткань, ленты, шерстяные нитки, пластилин, двухсторонний скотч.

Занятие проходит в 2 этапа:

1-й этап – поисково-исследовательский,  включает исследование предмета-ложки, знакомство с историей ложки (презентация), мультимедийная  игра «Найди ложке хозяина»

2-й этап – творческо-художественный:   необычные «профессии» ложки:

 -ложка-игрушка ( завернута в лоскуток, как малыш в пеленку, ложка в игре «Пронеси-не урони»; театр Ложек).

  -ложка- музыкальный инструмент;

- изготовление поделки «Куколки из пластиковых ложек»

Ход занятия

I   Мотивация

  Принести в группу «волшебный мешочек», в котором находятся ложки и просит детей подумать,  как узнать, что в нем лежит.

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что мешочек надо пощупать.  Один из детей  тщательного прощупывает и  делает  вывод, что в мешочке ложки.

Ребенку задаются вопросы:

-Почему ты  так решил?

-Что ты почувствовал?

II   Исследование ложки

Педагог предлагает  троим  детям  вынуть  по ложке из  из мешочка (у разных детей разные ложки – деревянная, пластмассовая, металлическая) и вместе с остальными рассмотреть их.

 Каждому ребенку нужно  рассказать о своей ложке.

- Какого она размера?

- Какого цвета?

- Из какого материала она сделана?

- Из каких частей состоит?

- Для чего она предназначена?

Вопросы ко всем детям:

- Чем похожи эти ложки?

- Чем отличаются?

-  Какая из них понравилась больше? Почему?

  Педагог предлагает детям пройти к столу, где размещена коллекция разных ложек,  рассмотреть их, потрогать,  попробовать согнуть ложечки,  опустить в воду и т.д. Взаимодействуя с ложками и опираясь на свой личный опыт, дети  выясняют какие ложки хрупкие, какие прочные, тяжелые или легкие, холодные или теплые, обосновывают свой ответ.

Педагог обобщает ответы детей и помогает им сделать следующий вывод:

- Ложки бывают самых разных размеров (большие и маленькие) и разных форм (глубокие и плоские, овальные и круглые, тупые и остроносые), расписные и резные. Они изготовлены из разного материала, красиво оформлены. Всякая ложка имеет свое название и назначение. Ложка – очень важный предмет в нашей жизни, и без нее невозможно обойтись. За завтраком, за обедом вы берете в руку ложку и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была раньше? А вы, хотите  это узнать?

Проходите, рассаживайтесь, слушайте и смотрите.  Я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекое  прошлое.

III   Знакомство  с историей ложки

Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране презентацию «Путешествие в прошлое ложки».

По мере просмотра  рассказывает об интересных фактах из истории ложки.

Затем проводится обсуждение по следующим вопросам:

- Что человек использовал, когда научился жарить мясо?

- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? 

- Из какого материала сделали первую ложку

- Какие ложки использовались на Руси?

- Какую ложку легко сломать?

- Какую ложку называют одноразовой? Почему?

- Чем хороша металлическая  ложка?

 - Деревянная ложка удобная? Чем?

- Чем хороша пластмассовая  ложка?

- Что в ней плохого?

- Кто придумал и сделал ложки? 

IV   Рефлексия.

Для закрепления материала педагог организует мультимедийную   игру «Найди  ложке хозяина», в процессе которой каждый из детей составляет пару герой-ложка и обосновывает свой выбор.

Второй этап

I     Мотивация

Педагог демонстрирует ложку, которая завернута в лоскуток, как малыш в пеленку:

 - Вы меня узнаете? Совсем недавно мы с вами встречались. Кто я?

- Какие ложки вы знаете?

- Из какого материала могут быть изготовлены ложки?

- Для чего ложки нужны людям?

- А зачем  нужна такая ложка? Как вы думаете?

II  Необычные «профессии» ложки.

Педагог принимает все ответы детей, обобщает и помогает детям сделать вывод, что люди использовали ложки не только для еды, так дети в старину использовали ложки для игры: заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребеночком, ее качали и пели колыбельные. Игральная ложка делалась на скорую руку  и в любой момент могла вернуться на стол.

Дети постарше тоже играли с ложками. Хотите, и мы с вами поиграем!

Проводится игра  «Пронеси – не урони», суть которой заключается в том, что две команды детей на скорость переносят картошку ложкой из одной корзины в другую, если уронят картофелину подбирают не руками, а ложкой).

   Педагог предлагает детям вспомнить и найти, где  в группе живут ложки  с необычными «профессиями».

В ходе поиска дети оказываются в музыкальном уголке и  находят деревянные ложки, которые используются как  музыкальный инструмент.

Педагог подтверждает, что ложки действительно можно использовать как превосходный музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно  красивый, чистый звук. А музыкантов, играющих на ложках, называют «ложечники», «ложкари»,  предлагает превратиться в  веселых ложечников! Разбирайте ложки – поиграем и повеселимся.

Звучит народная музыка, дети играют на ложках.

Дети продолжают поиск и на полках с разными видами театра, находят ложки.

Педагог интересуется для чего здесь  нужны ложки, дети предполагают, что ложки – театральные куклы.  

Педагог предлагает смастерить еще куколок в театр ложек.

 

III    Продуктивная деятельность

Дети по желанию выбирают материалы. Педагог знакомит детей с технологией изготовления куклы, используя в работе пластиковые ложки. Организуется процесс изготовления куколок.  С готовыми куклами дети разыгрывают сценки из сказок.  

IV    Рефлексия.

Педагог демонстрирует еще одни необычные ложки. Проводится игра «Ложка эмоций», суть которой заключается в том что ложки, с изображенными на них эмоциями раскладываются по группе, педагог просит  детей подумать какая эмоция была у каждого из них  во время нашей работы сегодня и встать возле нее.

Задаются вопросы:

- Есть ли у вас любимая ложечка, из чего она сделана?
- Для чего человеку может пригодиться ложка?
- О чем вы расскажете сегодня родителям?

Выводы:

В результате моей работы дети могут сделать вывод, что ложка существовала всегда.

Мы в обычной  ложке увидели необычное - её многоликость.  Ложка может менять своё лицо из-за своего назначения, то есть смотря как мы её будем использовать. Задумались  над вопросом:  Можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Пришли к выводу, что вряд ли... Она хороша и на столе, и в играх, и в музыкальном звучании. И, в общем, нам надо научиться замечать в обиходе прекрасное.

Приложение 1

Презентация для детей «Путешествие в прошлое ложки».

Приложение 2

Игра «Найди ложке хозяина»

Игра 1 https://learningapps.org/display?v=pajs01mbt20

Игра 2 https://learningapps.org/display?v=p1fdpb3bt20