История ложки
Использование ложки в быту и не только.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект музейно-педагогического занятия
«История ложки»
Актуальность выбранной темы заключается в том, что у детей слабо развит интерес к истории ложки, но однажды в группе появилась ложка необычной формы (ребенок с родителями был на экскурсии в другом городе и привезли сувенирную ложку). Дети заинтересовались и дальнейшие размышления натолкнули их на вопросы:
- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?
- Откуда появилась ложка?
Идея: Поддержать спонтанно возникший интерес к обычному предмету – ложке.
Если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету-ложке и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у дошкольников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отражать полученные знания в своей творческой деятельности.
Цель: Формирование интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
1.Помочь исследовать предмет-ложку.
2. Познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком.
3.Дать возможность получить опыт превращения ложки в предмет-заместитель.
Адресная группа. Дети 5-6 лет, проводится по подгруппам 8-10 человек.
Предварительная работа:
- Создание презентации для детей «Путешествие в прошлое ложки» поможет донести до детей элементарные представления об истории человечества через знакомство с изготовлением и использованием ложки.
- Создание мультимедийной игры «Найди ложке хозяина », поможет детям, опираясь на полученные знания, воображение, логику составить пары.
- Собрать коллекцию ложек, чтобы помочь детям разобраться в разнообразии ложек (по форме, размеру, материалу, применению)
- Экспериментальная деятельность с детьми (опыты с разными материалами – деревом, пластмассой, металлом), в дальнейшем детям будет легче определить материал из которого изготовлены ложки, т.к. «скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому – и это станет моим навсегда».
- Чтение русские народные сказки «Жихарка», дети учились выделять из общего текста описание разных ложек и любимую ложечку Жихарки, попытка раскрыть детям внешнюю красоту ложки.
- Рассказывание детьми по иллюстрациям сказки «Три медведя», дети, рассказывая сказку и опираясь на иллюстрации к сказке, отвечая на вопросы исследуют на рисунке ложки медведей (рисунок, форма, цвет, величина).
- Дидактическая игра «Для чего и почему?», с помощью игры дети закрепляют умение применять разные виды ложек (чайная, десертная, столовая и др.), их названия.
Оборудование и материалы:
- интерактивная доска;
- «волшебный мешочек» с ложками;
- для игры – картошка, 2 деревянных ложки, 2 корзинки;
- ложка, запеленатая в лоскуток ткани;
- театр «Ложек»;
- ложки, с изображенными на них эмоциями.
- пластиковые ложки, гофрированная бумага, ткань, ленты, шерстяные нитки, пластилин, двухсторонний скотч.
Занятие проходит в 2 этапа:
1-й этап – поисково-исследовательский, включает исследование предмета-ложки, знакомство с историей ложки (презентация), мультимедийная игра «Найди ложке хозяина»
2-й этап – творческо-художественный: необычные «профессии» ложки:
-ложка-игрушка ( завернута в лоскуток, как малыш в пеленку, ложка в игре «Пронеси-не урони»; театр Ложек).
-ложка- музыкальный инструмент;
- изготовление поделки «Куколки из пластиковых ложек»
Ход занятия
I Мотивация
Принести в группу «волшебный мешочек», в котором находятся ложки и просит детей подумать, как узнать, что в нем лежит.
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что мешочек надо пощупать. Один из детей тщательного прощупывает и делает вывод, что в мешочке ложки.
Ребенку задаются вопросы:
-Почему ты так решил?
-Что ты почувствовал?
II Исследование ложки
Педагог предлагает троим детям вынуть по ложке из из мешочка (у разных детей разные ложки – деревянная, пластмассовая, металлическая) и вместе с остальными рассмотреть их.
Каждому ребенку нужно рассказать о своей ложке.
- Какого она размера?
- Какого цвета?
- Из какого материала она сделана?
- Из каких частей состоит?
- Для чего она предназначена?
Вопросы ко всем детям:
- Чем похожи эти ложки?
- Чем отличаются?
- Какая из них понравилась больше? Почему?
Педагог предлагает детям пройти к столу, где размещена коллекция разных ложек, рассмотреть их, потрогать, попробовать согнуть ложечки, опустить в воду и т.д. Взаимодействуя с ложками и опираясь на свой личный опыт, дети выясняют какие ложки хрупкие, какие прочные, тяжелые или легкие, холодные или теплые, обосновывают свой ответ.
Педагог обобщает ответы детей и помогает им сделать следующий вывод:
- Ложки бывают самых разных размеров (большие и маленькие) и разных форм (глубокие и плоские, овальные и круглые, тупые и остроносые), расписные и резные. Они изготовлены из разного материала, красиво оформлены. Всякая ложка имеет свое название и назначение. Ложка – очень важный предмет в нашей жизни, и без нее невозможно обойтись. За завтраком, за обедом вы берете в руку ложку и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была раньше? А вы, хотите это узнать?
Проходите, рассаживайтесь, слушайте и смотрите. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекое прошлое.
III Знакомство с историей ложки
Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране презентацию «Путешествие в прошлое ложки».
По мере просмотра рассказывает об интересных фактах из истории ложки.
Затем проводится обсуждение по следующим вопросам:
- Что человек использовал, когда научился жарить мясо?
- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?
- Из какого материала сделали первую ложку
- Какие ложки использовались на Руси?
- Какую ложку легко сломать?
- Какую ложку называют одноразовой? Почему?
- Чем хороша металлическая ложка?
- Деревянная ложка удобная? Чем?
- Чем хороша пластмассовая ложка?
- Что в ней плохого?
- Кто придумал и сделал ложки?
IV Рефлексия.
Для закрепления материала педагог организует мультимедийную игру «Найди ложке хозяина», в процессе которой каждый из детей составляет пару герой-ложка и обосновывает свой выбор.
Второй этап
I Мотивация
Педагог демонстрирует ложку, которая завернута в лоскуток, как малыш в пеленку:
- Вы меня узнаете? Совсем недавно мы с вами встречались. Кто я?
- Какие ложки вы знаете?
- Из какого материала могут быть изготовлены ложки?
- Для чего ложки нужны людям?
- А зачем нужна такая ложка? Как вы думаете?
II Необычные «профессии» ложки.
Педагог принимает все ответы детей, обобщает и помогает детям сделать вывод, что люди использовали ложки не только для еды, так дети в старину использовали ложки для игры: заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребеночком, ее качали и пели колыбельные. Игральная ложка делалась на скорую руку и в любой момент могла вернуться на стол.
Дети постарше тоже играли с ложками. Хотите, и мы с вами поиграем!
Проводится игра «Пронеси – не урони», суть которой заключается в том, что две команды детей на скорость переносят картошку ложкой из одной корзины в другую, если уронят картофелину подбирают не руками, а ложкой).
Педагог предлагает детям вспомнить и найти, где в группе живут ложки с необычными «профессиями».
В ходе поиска дети оказываются в музыкальном уголке и находят деревянные ложки, которые используются как музыкальный инструмент.
Педагог подтверждает, что ложки действительно можно использовать как превосходный музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно красивый, чистый звук. А музыкантов, играющих на ложках, называют «ложечники», «ложкари», предлагает превратиться в веселых ложечников! Разбирайте ложки – поиграем и повеселимся.
Звучит народная музыка, дети играют на ложках.
Дети продолжают поиск и на полках с разными видами театра, находят ложки.
Педагог интересуется для чего здесь нужны ложки, дети предполагают, что ложки – театральные куклы.
Педагог предлагает смастерить еще куколок в театр ложек.
III Продуктивная деятельность
Дети по желанию выбирают материалы. Педагог знакомит детей с технологией изготовления куклы, используя в работе пластиковые ложки. Организуется процесс изготовления куколок. С готовыми куклами дети разыгрывают сценки из сказок.
IV Рефлексия.
Педагог демонстрирует еще одни необычные ложки. Проводится игра «Ложка эмоций», суть которой заключается в том что ложки, с изображенными на них эмоциями раскладываются по группе, педагог просит детей подумать какая эмоция была у каждого из них во время нашей работы сегодня и встать возле нее.
Задаются вопросы:
- Есть ли у вас любимая ложечка, из чего она сделана?
- Для чего человеку может пригодиться ложка?
- О чем вы расскажете сегодня родителям?
Выводы:
В результате моей работы дети могут сделать вывод, что ложка существовала всегда.
Мы в обычной ложке увидели необычное - её многоликость. Ложка может менять своё лицо из-за своего назначения, то есть смотря как мы её будем использовать. Задумались над вопросом: Можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Пришли к выводу, что вряд ли... Она хороша и на столе, и в играх, и в музыкальном звучании. И, в общем, нам надо научиться замечать в обиходе прекрасное.
Приложение 1
Презентация для детей «Путешествие в прошлое ложки».
Приложение 2
Игра «Найди ложке хозяина»
Игра 1 https://learningapps.org/display?v=pajs01mbt20
Игра 2 https://learningapps.org/display?v=p1fdpb3bt20