Что для меня моя профессия «Музыкальный руководитель?»
Предварительный просмотр:
«Что для меня моя профессия «Музыкальный
руководитель?»
«Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека»
В. Сухомлинский»
Первые впечатления от музыки, захватывающей (души) мелодии живут долго, долго, порой всю жизни. Я рос в многодетной семье, где все любят музыку, пению. Особенно моя мать любит петь, слушать музыку. Она постоянно участвует в художественной самодеятельности села и кожууна, пела сольные песни и не раз завоевала призовые места. Именно она привила любовь к музыке, пела нам колыбельные и народные песни. Я хочу по-настоящему привить своим дошколятам любовь к музыке, прекрасному как моя мать.
Музыкальный руководитель, как я понимаю, это не должность, это огромная ответственность. Я счастлив тем, что моя профессия и мое хобби –совпали как единое целое. Я люблю свою профессию и своих детей, и прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.
Мир, окружающий нас - это мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Моя главная задача в том, чтобы донести эту красоту до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю красоту природы. Воспитание красотой облагораживает души, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда, только тогда мы увидим результат своей работы.
Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки, его речь, интонацию… Вскоре понятия: тембр, ритм, форма, жанр… для них становятся близкими и простыми, а это значит, что каждый ребёнок постепенно становится образованным, интеллектуально развитым и культурным человеком. Огромное место в своей работе я отвожу знакомству с классическими произведениями в различных видах деятельности. На моих занятиях дети не только слушают произведения Римского- Корсакова, Чайковского, Шумана, Свиридова и т.д., но и воспроизводят в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах, «проживая» музыку через образ. Самостоятельный творческий поиск даёт возможность раскрыться будущему таланту. Когда-то великий педагог В. Сухомлинский сказал: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
И я верю, помогая ему раскрыться.
Да, несомненно, музыка пробуждает чувства. Самое сильное и необходимое из них, пожалуй, любовь к родной земле. Моя главная задача как педагога- формировать уважение к традициям, культуре своего народа, развивать национальное самосознание, учить понимать роль семьи, своё место в ней. Создания кружков хореографии и вокала помогает решить эту важную проблему. Благодаря таким занятиям дети узнают про жизнь, быт, деятельность своего народа, знакомятся со старинными предметами обихода, забытыми словами и понятиями. Совместно с воспитателем Чычын А.А. мы планомерно ведём эту работу. На основе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханевой М.Д. мы разработали свою адаптированную к условиям нашего учреждения программу. Кружковая работа рассчитана на два года для детей старшего и подготовительного возраста и ведётся по двум основным направлениям: «Народоведение»- знакомство детей с обрядами, обычаями, а также «Музыкальный фольклор»- разучивание сказок, песен (потешек, закличек, колыбельных), игр (с сопровождением музыки), тувинских народных танцев. Совместно с родителями мы создали мини-музей «Юрта», куда могут прийти все желающие, и где можно не только увидеть и прикоснуться к прошлому, но и послушать рассказы юных экскурсоводов. Здесь также можно пополнить музей «новыми» экспонатами. Наши кружки (вокал, хореография)- это ещё и замечательные необыкновенно красочные праздники! «Шагаа», «Наадым», «»- радость для всех. Дети приходят в настоящий восторг, когда им всё удаётся. Часто реквизит, музыкальные инструменты (трещётки, звучащие коробочки), элементы костюмов мы изготовляем с детьми сами, родители поддерживают наше благородное начинание и всячески стараются помочь. Завершаются обычно такие праздники чаепитием и обязательно с тувинским чаем (боорзак). Искренние слова благодарности от родителей, воспитателей, самих детей - настоящее счастье для меня и оценка моего труда. Я стараюсь воспитать каждого вверенного мне ребёнка полноценной, всесторонне развитой личностью.
Воспитание достойных граждан, настоящих патриотов своей страны- это ещё одна из тех важных задач, которые я определил для себя. Я очень надеюсь, что праздники, концерты, тематические вечера, посвящённые «Дню защитника отечества», «Дню победы» помогают мне в этом. На каждое такое мероприятие мы обязательно приглашаем военных и ветеранов Великой Отечественной войны. Дети с неподдельным интересом слушают их рассказы, ощущая связь времён и поколений. Это поистине незабываемые минуты, потому, что ветераны- это живая легенда, живая история нашего героического народа.
Современная музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В своей работе я часто использую произведения такого плана. Эта музыка обычно близка и понятна детям, но её приходится тщательно отбирать. Так навязчивый ритм, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Главное условие для меня, что бы музыка была эстетичной, высокохудожественной и не шла вразрез с моральными общепринятыми нормами. Я делаю всё возможное для того, чтобы дети узнали другую- настоящую- музыку.
Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах, творчество и т.д, дети получают различные знания, умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности.
Кроме этого здесь решаются ещё и жизненно важные задачи. Трудно переоценить тот огромный вклад, ту сверх пользу, которую приносят музыкальные занятия. Мой опыт работы показал, что ребёнок совершенствуется не только духовно, но и физически, музыкальные виды деятельности влияют положительно на его здоровье. Корректируется речь, улучшается работа нервной, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, координируются движения… Поэтому в какой-то степени я ещё и «музыкальный доктор».
Музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, доктор и конечно педагог - вот как бы я определил свою уникальную профессию. Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания «моим» детям. А ещё я учусь… у ребят душевной чистоте.
«Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве»
Е. Винокуров