Внеурочная деятельность
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 41.46 КБ |
Математика вокруг нас | 108.5 КБ |
проект организация внеурочной деятельности | 246.38 КБ |
презентация Параллелепипед | 914.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности по математике
(проектная деятельность)
5-6 класс
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории
Мунконова Ц.Д.
МБОУ «Верхне-ИчетуйскаяСОШ »
с.В-Ичетуй, 2015 г.
Пояснительная записка.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса. Две базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых организационных форм и классно- урочной системы:
- выполняя проект, учащиеся решают субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т. п.) ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива;
- выполняя проект, учащиеся достигают поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.
В этой ситуации целесообразно начиная с 5 класса организовать проектную деятельность учащихся как внеурочную.
Программа является модифицированной, составлена при помощи: Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Цель программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Задачи программы:
- Развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в школьной имуниципальных конференциях;
- воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, развитие творческого и математического мышления учеников.
Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате работы по программе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умению работать в группе.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию навыка работы с информацией. Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Программа адресована учащимся 5-6 классов и сформирована с учетом психолго-педогогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет, связанных:
— с переходом к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая консультация. Консультации проводятся 1 раза в неделю, всего 35 часов, в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке.
Проектная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 2 года (5-6 класс).
Планируемый результат освоения программы.
Ученик научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции и пр.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение подростков к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Основной процедурой итоговой оценки является защита проекта.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа, представленная в виде компьютерной анимации и др.;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Критерии оценки проектной работы.
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены логично, последовательно, аргументировано, свободно отвечает на вопросы. |
Учебно-тематический план.
Проект-это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Количество консультаций, необходимых ученику, зависит от субъективной сложности и новизны темы проекта для учащегося, масштабности проблемы, уровня сформированности ключевых компетенций. Оптимальное количество консультаций, которые проводит руководитель проекта,-13-20 на проект. Из них на поисковом этапе должно пройти 4-6 консультаций, на аналитическом – 4-6 консультаций, на практическом – 1-3консультации, на презентационном – 2-3 консультации, на контрольном – 1-2 консультации.
Этап работы над проектом | № п/п | Тема консультации | Кол-во часов |
Поисковый 4-6ч | 1 | Выбор темы проекта. | 1 |
2 | Выделение подтем в теме проекта. Формирование творческих групп. | 1 | |
3 | Определение и анализ проблемы. | 1 | |
4 | Анализ информации. Сбор и изучение информации. Определение потребности в информации. | 1 | |
5-6 | Резерв. | 2 | |
Аналитический 4-6ч | 7 | Постановка цели проекта. Определение задач проекта. | 1 |
8 | Определение способа разрешения проблемы. Анализ рисков. | 1 | |
9 | Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование проблемы. | 1 | |
10 | Анализ ресурсов. Планирование продукта. | 1 | |
11-12 | Резерв. | 2 | |
Практический 1-3ч | 13 | Выполнение плана работ. Текущий контроль. Предварительная оценка продукта. | 1 |
14-15 | Резерв | 2 | |
Презентационный 2-3ч | 16 | Подготовка презентации. | 1 |
17 | Презентация, представление полученного продукта. | 1 | |
18 | Резерв. | 2 | |
Контрольный 1-2ч | 19 | Анализ результатов. Оценка продукта, оценка продвижения. | 1 |
20 | Резерв. | 1 |
Содержание курса.
Этап работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Поисковый | Проблематизирует высказывание или действия учащегося. Использует проблемное изложение. Мотивирует учащихся к обсуждению. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Предлагает схемы анализа. Предлагает источники информации по запросу учащегося. Наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения. За действиями учащегося во время консультации. Предлагает (корректирует): Формулировку проблемы. | Принимает в составе группы или самостоятельно решение по поводу ситуации, которая будет изменена при реализации проекта, и аргументирует свой выбор. Определяет свои потребности, интересы, представления о должном и заявляет о них. Осуществляет поиск источников информации, сбор и обработку информации, позволяющей описать желаемую и реальную ситуации. Описывает и обосновывает желаемую и реальную ситуации. Ищет противоречия между желаемой и реальной ситуацией. Формулирует проблему. Проводит анализ проблемы. |
Аналитический | Проблематизирует высказывание или действия учащегося. Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Инициирует запуск процесса самоконтроля. Информирует: При необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов. Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. Предлагает схемы анализа. Наблюдает (оценивает): За процессом и содержанием группового обсуждения. За действиями учащегося во время Предлагает (корректирует): Формулировку цели и задач. Способы решения проблемы. Критерии и способы оценки продукта. Хронологию. Ресурсы. | Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществляет выбор способа решения проблемы. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Предлагает и обсуждает способ достижения цели. Ставит задачи. Описывает (характеризует) предполагаемый продукт своей (групповой) деятельности. Предлагает, (принимает) критерии оценки продукта. Осуществляет процесс планирования Анализирует ресурсы. Определяет свое место (роль) в групповом проекте. |
Практический | Обеспечивает процесс группового обсуждения. Мотивирует учащихся к самоконтролю. Наблюдает (оценивает): За процессом и содержанием группового обсуждения. За соблюдением техники безопасности. Организует: Доступ к оборудованию и другим ресурсам. Информирует: При необходимости – о нарушении временных рамок деятельности. | Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. При необходимости консультируется с учителем. |
Презентационный | Фасилитирует: Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Наблюдает (оценивает): За процессом и содержанием группового обсуждения. За презентацией. Задает вопросы с целью оценить коммуникативную компетентность. Организует: Место и время проведения презентации. Предлагает (корректирует): При необходимости – различные формы презентации. При необходимости – цель презентации и способы воздействия на аудиторию. | Выбирает (предлагает) форму презентации. Готовит и проводит презентацию. Задает вопросы (при презентации других групп/учащихся). |
Контрольный | Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Инициирует оценку продукта, оценку презентации, оценку продвижения, сопоставление оценок. | Проводит оценку продукта проекта. Проводит оценку результативности проекта. Обсуждает оценки, высказанные товарищами по группе, учителем, одноклассниками, в том числе и обратную связь в ходе презентации. Рефлексирует свою деятельность по проекту, производит оценку собственного продвижения. |
Примеры проектов.
5 класс.
- Четыре действия математики.
- Задачник "Эти забавные животные".
- Математика в моем дворе.
- Мое любимое занятие – шашки.
- Старинные русские меры в истории и речи народной.
- Старинные русские меры длины.
- Старинные русские меры длины в народных пословицах и поговорках.
- Танграм - не просто игра, а математическое развлечение.
6 класс.
- Математика в жизни человека.
- Координатная плоскость и знаки зодиака.
- Закодированные рисунки.( рисунки домашних животных с помощью координатных точек)
- Авторские задачи учащихся 6-го класса по теме: "Десятичные дроби. Проценты".
- Быстрый счет без калькулятора.
- Вычисление длины окружности.
- Вышивание на окружности.
- ГОСТ 28147-89 - отечественный стандарт шифрования.
- Гармония математики и архитектуры в симметрии.
- Его величество процент.
- Проценты в жизни моей семьи.
- Банки и банковские кредиты.
- Математика в пословицах и поговорках народов.
- Математика в природе.
- Старинная русская система мер.
- Старинные единицы длины в пословицах и поговорках.
- Фольклорные задачи.
- Формула сложных процентов и ее применение.
- Экология края в задачах.
Защита проекта осуществляется на школьной конференции. Ученику предоставляется возможность публично представить результаты работы над проектам и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение реализации программы.
Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении.
Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству).
Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Для успешной реализации программы необходимо:
-рассмотреть вопрос о рабочем времени библиотекаря, лаборанта компьютерного класса, обеспечить постоянный доступ учащихся к информационным ресурсам для самостоятельной работы;
-обеспечить кабинет математики ИКТ оборудованием, провести высокоскоростной Интернет;
- продумать стимулирующие выплаты педагогу – руководителю проекта.
Ожидаемые результаты.
Проектная деятельность - особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла учащиеся на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у учеников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Рекомендуемая литература.
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Примерная основная образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; п
Стр.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верхне-Ичетуйская средняя общеобразовательная школа имени Цаганова М.Д.»
671900, Бурятия, Джидинский район, с. В-Ичетуй, ул.Ленина – 22, тел. 8-301-34-42-5-37, факс 8-301-34-42-5-37
e-mail: wischool@mail.ru
Научно-практическая конференция
на тему:
«Математика вокруг нас»
Автор: Вампилов Эрдэни,ученик 6класса
Руководитель: Мунконова Цырен-Дулма Дашидоржиевна,
учитель математики и информатики
с.Верхний-Ичетуй,
2018
Оглавление
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Математика – удивительный мир геометрических фигур.
2.2 Математика в профессиях.
2.3 Математика в личном подсобном хозяйстве.
3. Заключение.
3.1 Социологический опрос.
3.2 Значимость математики.
4. Используемая литература.
5. Приложения
5.1 Опрос «Как ты относишься к математике?»
5.2 Примерное распределение площади огорода между культурами
1. Введение
Умение вычислять, логически мыслить, быть настойчивым и упорным, аккуратным и внимательным – эти качества необходимы каждому человеку. И, в то же время, они являются основой хорошего понимания математики. Математика – волшебная наука, которая помогает развивать эти способности и умения. Изучение математики можно сравнивать с нелёгким, но увлекательным путешествием по удивительной стране [1,3].
Я учусь в седьмом классе и самым любимым предметом, по-прежнему, остаётся математика. Я решил провести опрос обучающихся нашей школы и узнать их отношение к математике. [2,4]. (Приложение 1)
В опросе приняли участие 23 человека. Результат таков.
Вариант ответа | Количество ответов | % |
Люблю математику, нравится решать задачи, строить рассуждения | 13 | 56,52 |
Равнодушен, занимаюсь ею только тогда, когда нужно выполнить задание учителя | 5 | 21,74 |
Не люблю | 3 | 13 |
Боюсь математики, т. к. … (указать причину) | 2 | 8,74 |
Вывод: опрос показал, что большей части обучающихся нашей маленькой школы математика нравится.
Равнодушие к предмету и не любовь, скорее всего, объясняются тем, что ребята не видят от неё никакой пользы или всё-таки чего-то недопонимают. Неприятно заниматься делом без удовольствия. Я решил попробовать убедить их в обратном: в наши дни ни одному человеку не обойтись без хорошего знания математики. Она просто необходима в повседневной жизни, и неважно, какую профессию ребята выберут в будущем: программиста или фермера, кондитера или учителя, врача или механизатора, бухгалтера или строителя.
Повседневная жизнь человека и место математики в его жизни стали объектом исследования.
Цель работы: показать, что математические знания имеют широкое практическое применение в повседневной жизни.
Задачи:
1) установить значение математики в современной жизни человека;
2) доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности
Методы исследования:
а) наблюдения;
б) социологический опрос, анкетирование;
в) поиск и изучение информации в источниках, работа с ресурсами Internet;
г) сравнительный анализ данных.
Предмет исследования: конкретные жизненные ситуации.
Гипотеза: математика очень важна в повседневной деятельности человека.
2. Основная часть
2.1 Математика – удивительный мир геометрических фигур.
Математика – удивительная наука, это не только цифры, числа, формулы. Оказывается, человек живёт в «мире» геометрических фигур. С этими фигурами мы встречаемся ежедневно. Кто-то, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах математиков. Однако это не так. Стоит присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Их очень много, просто мы к ним уже привыкли и не обращаем на них внимание.
Рассмотрим, например, комнату. Комната представляет собой прямоугольный параллелепипед, её стены, пол, потолок, окна, двери – прямоугольники. Мебель в комнате – тоже комбинация геометрических тел: стол - плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах. Если внимательно посмотреть на окружающие нас предметы, то можно заметить: тарелка, разделочная доска, печенье в вазочке представляют собой круг, лампа с абажуром, ведро - усечённый конус, гранёный стакан - шестнадцатиграннную усечённую пирамиду. Нальём в стакан воды и наклоним его так, чтобы вода не вылилась, тогда край водной поверхности станет эллипсом. Посмотрим на паркетный пол: плитка паркета – прямоугольники, квадраты или правильные многоугольники.
Выйдем на улицу, но и здесь математика не покидает нас. Перед нами дома. Сам дом – призма, его стены – плоскости, колонны у дома – цилиндры. По улице движутся автомобили. Их колёса – круги. Вдоль дороги на столбах натянуты провода – это прямые линии, а столбы – перпендикуляры к земле. Провода от собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой они, наоборот, натягиваются, так как металл от холода сжимается. Вопросом определения необходимой длины такого провода для передачи электроэнергии на большие расстояния тоже занимается математика.
Очень часто мы встречаемся с шаровой поверхностью: глобус, плафон светильника, мяч, арбуз, резервуары для хранения газа (кстати, их делают такой формы, так как при этом расходуется меньше металла). Мы живём на земном шаре, хотя в действительности форма Земли не шар, а более сложное тело – «эллипсоид вращения», у полюсов оно сплюснутое, отношение малой оси к большой составляет 299/300. Это немного, но эту величину приходится учитывать при составлении географических карт.
2.2 Математика в профессиях.
Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определённый стиль мышления, вырабатываемый математикой. Людей, для которых знание математики является профессиональной потребностью, с каждым годом становится всё больше.
Профессия моей мамы тесно связана с математикой, она главный бухгалтер сельской администрации. Я считаю, что профессия бухгалтера не только интересная, но и достаточно сложная. Функции бухгалтера многообразны: производить начисление зарплаты, вести учет материальных ценностей, производить расчет налоговых отчислений, осуществлять расчеты с поставщиками .
Чтобы стать профессиональным бухгалтером, нужно обладать прочными теоретическими и практическими знаниями, математическими способностями и логическим мышлением, хорошей памятью, высокой концентрацией внимания. Мама обладает всеми этими качествами. Она считает, основой её карьеры стали школьные математические знания.
Папа работает водителем, но ему тоже каждый день приходится решать математические «задачи на движение»: рассчитывать время, скорость, стоимость заправленного бензина и др.
Вот ещё примеры, доказывающие необходимость математических знаний.
Экономисты на заводе каждый день решают массу задач с данными: работа, производительность труда, время, инженер или техник на производстве - задачи из раздела «Сопротивление материалов». Например: балка в технике – это металлический или деревянный брус. На них держится вес перекрытий и предметов, находящихся в здании. Если вес большой, то балки могут не выдержать и здание рухнет. Поэтому до постройки здания надо сделать экономические расчёты и правильно подобрать материал, размер балки, форму, чтобы она выдержала конструкцию.
Используя специальные формулы, инженер может рассчитать, каким канатом можно удержать на пристани корабль, а врач-криминалист установить с большой точностью время смерти человека.
Великий Леонардо да Винчи в XVI веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «Тайная вечеря», портрет Моны Лизы («Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника являлась математика.
Во многих случаях наблюдения над явлениями природы помогают человеку в решении его технических задач. Так, на заре развития авиации наши знаменитые учёные Николай Егорович Жуковский и Сергей Алексеевич Чаплыгин исследовали полёт птиц, чтобы сделать выводы относительно наивыгоднейшей формы крыла самолёта и условий его полёта.
Много трудных математических задач приходится решать в теории космических полётов. Одной из них является задача об определении количества топлива для придания ракете нужной скорости. Математики нашли способ уменьшения количества этого топлива, т.е. при меньшей затрате горючего ракета может улететь дальше.
В нашей школе приготовление пищи ведётся по технологическим картам, где расчет продуктов сделан на одного человека. Ежедневно повар в столовой делает перерасчёт продуктов для приготовления блюд, т. к. учащиеся по каким-то причинам отсутствуют в школе и число питающихся меняется.
Благодаря математике появились вычислительные счётные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.
Всем известно, что не всегда человек может обыграть машину. Ведь она очень быстро просчитывает все ходы, за 1 секунду она может производить до 10 000 различных действий, чего не удаётся сделать человеку.
Чтобы производить такие машины или пользоваться ими, нужно изучать высшую математику, а для её изучения нельзя обойтись без хороших знаний элементарной математики.
2.3 Математика в личном подсобном хозяйстве.
Благополучие семьи зависит от умения вести своё хозяйство правильно, разумно, бережно, без убытков.
Наша семья живёт в селе. Сельские жители имеют одно неоспоримое преимущество перед горожанами — земельный участок и подворье, так называемое личное подсобное хозяйство. Я не представляю свой двор пустым: без живности и постоянного труда. Кроме того, подсобное хозяйство — основа семейного бюджета. Сегодня, когда натуральные мясо и молоко - роскошь, наша семья в магазин ходит только за сладостями и хоз-промтоварами, всё остальное нам дают хозяйство и огород.
Но, чтобы хозяйство было крепким и не убыточным, родители всё просчитывают, а я с братом им во всём помогаем.
Пример № 1. У нас есть корова. Основой рациона является сено. Для нашей местности кормить сеном корову приходится с ноября до мая, т. е 6 месяцев. Особенно важно знать, сколько сена нужно заготовить корове на зиму. Корова съедает примерно 20 кг сена в день. Значит, можно подсчитать, сколько сена понадобится на весь период.
20 • 30 • 6 = 3600 (кг) сена понадобится.
Для хранения сена папа построил сеновал, но прежде он выполнил расчеты, т. е. рассчитал его объём, учитывая плотность сена (примерно 60кг/м3)
3600 : 60 = 60 (м3) минимальный объём сеновала, т. е. его размеры не должны быть меньше 4*5*3. Папа построил сеновал с «запасом» - 4*5*4.
Пример № 2. Чтобы удовлетворить физиологические потребности организма в овощах, нужно предварительно подсчитать и правильно распределить площадь огорода между культурами. [64, 3]. Свои расчёты я изложил в таблице. (Приложение № 2)
Вывод: Годовая норма овощей на одного человека равна 126 кг, а площадь, занятая овощными культурами на одного человека – 39 м2, значит, для удовлетворения физиологических потребностей организма нашей семьи нужно выделить участок, площадью 156 м2.
3. Заключение
3.1 Социологический опрос
Прежде чем сделать окончательный вывод, я предлагаю ознакомиться с результатами социологического опроса, цель которого - изучение общественного мнения по данной теме.
Опрос проводился среди следующих категорий:
1. Учащиеся школы (25 человек)
2. Учителя и работники школы (10 человек)
3.Родители школьников (15 человек)
В опросе приняли участие _50_человек.
Опрос вёлся по следующим вопросам:
1. Нужно ли изучать математику?
2. Где вы встречаетесь с математикой?
На вопрос «Нужно ли изучать математику?» ответы приведены в таблице.
Ответ | Количество ответов | % |
Нужно | 47 | 94 |
Не нужна вообще | 2 | 4 |
Пока не знаю | 1 | 2 |
Вывод: На основании этой таблицы можно сделать вывод, что 94% опрошенных (47 из 50) считают, что математику изучать нужно.
На второй вопрос «Где вы встречаетесь с математикой?» голоса разделились. Ответы приведены в таблице.
Ответ | Количество ответов | % |
На работе | 4 | 8 |
При различных расчётах | 6 | 12 |
Однозначно не могу ответить, она вокруг нас | 21 | 42 |
В школе | 11 | 22 |
В повседневной жизни | 7 | 14 |
Нигде | 1 | 2 |
Вывод: Данный опрос (отвечали не только взрослые, но и дети) подтверждает ещё раз: математические знания человек использует ежедневно, даже можно сказать, ежеминутно, в быту, на улице, в профессии и т. д., потому что математика вокруг нас. Вот почему тема исследовательской работы звучит именно так «Математика вокруг нас».
3.2 Значимость математики.
Имеется множество причин, чтобы изучать математику. Математика - один из предметов, на котором можно научиться думать, строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление. В любом деле все эти качества всегда пригодятся. Опыт показывает, что тот, кто знает математику, добивается желаемого значительно легче и быстрее, чем тот, кто не владеет этими знаниями. Думающего человека сложнее обмануть, он предвидит последствия своих действий и склонен отвечать за результат. Развитая логика способна помочь человеку в жизни.
Своё выступление мне хочется закончить словами Г. Штейнгауза «Ни одна наука так не укрепляет веру в силу человеческого разума, как математика».
К познанью! В путь! Вперёд!
4. Список литературы
- Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина. 2014.
- Ткачева М. В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993.-191с.
- Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Авантаж, 1998. - 688 с.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.
Приложение 1
Опрос
«Как ты относишься к математике?»
1. Люблю математику, нравится решать задачи, строить рассуждения.
2. Равнодушен к математике, занимаюсь ею только тогда, когда нужно выполнить домашнее задание.
3. Не люблю.
4. Боюсь математики, т. к. …. (указать причину).
Приложение № 2
Примерное распределение площади огорода между культурами
Культура | Годовая норма овощей на одного человека | Урожай с 1 м2, кг | Площадь под культурами, м2 | |
На 1 человека | На семью из 4 человек | |||
Капуста | 33 | 5 | 7 | 27 |
Помидоры | 32 | 4 | 8 | 32 |
Огурцы | 10 | 3 | 3 | 13 |
Морковь | 8 | 4 | 2 | 8 |
Свёкла | 6 | 3 | 2 | 8 |
Лук | 8 | 3 | 3 | 11 |
Сладкий перец | 3 | 1,5 | 2 | 8 |
Кабачки, баклажаны | 7 | 3 | 2 | 9 |
Прочие овощи | 5 | 1,5 | 3 | 13 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верхне-Ичетуйская средняя общеобразовательная школа имени Цаганова М.Д.»
671900, Бурятия, Джидинский район, с. В-Ичетуй, ул.Ленина – 22, тел. 8-301-34-42-5-37, факс 8-301-34-42-5-37
e-mail: wischool@mail.ru
Проект
«Организация внеурочной деятельности
по математике
в соответствии с требованиями ФГОС»
2018-2019г.г.
Содержание
1. Постановка проблемы………………………………………… стр3
2. Цель проекта……………………………………………………стр3
3.Задачи проекта………………………………………………… стр3
4. Реализация плана работы……………………………………. стр3
5. Создание проектного продукта……………………………… стр4
6. Целевая группа проекта ……………………………………... стр4
7. Срок реализации……………………………………………….. стр4
8. Место реализации ……………………………………………стр4
9. Этапы реализации проекта …………………………………….стр4
10. План мероприятий по реализации проекта………………….стр5
11. Проектное решение……………………………………………стр6
12. Ресурсы ………………………………………………………. стр8
13. Ожидаемый результат ………………………………………..стр10
14. Список литературы………………………………………… стр11
15. Приложения………………………………………………… стр12
- Постановка проблемы
Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Внеурочная работа по математике –органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. Именно это привело к необходимости пересмотреть внеурочную деятельность по математике в средней общеобразовательной школе.
- Цель проекта
Разработать рекомендации учителям математики по организации внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов в условиях внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Задачи проекта
1. Изучить требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности.
2. Выявить и проанализировать проблемы, касающиеся внеурочной деятельности по математике в школе.
3. Рассмотреть виды внеурочной деятельности по математике в 5-6 классах.
4. Разработать рекомендации учителям математики по внеурочной деятельности для 5-6 классов.
- Реализация плана работы
1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей
обучающихся 5-6 классов.
2. Рассмотрение различных форм внеурочной деятельности
3. Подготовить и реализовать программу кружка по математике в школе в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Создание проектного продукта
Неделя математики
Программа кружка по математике для 5-6 классов
- Целевая группа проекта
Учащиеся 5-6 классов.
- Срок реализации проекта
2017-2019 год
- Место реализации
МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
- Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает в себя
- Анализ внеурочной работы в школе по математике за прошлый учебный год.
- Обучение учителей математики на курсах повышения квалификации, семинарах по математике, дистанционное обучение.
- Изучение литературы и интернет источников по подготовке к реализации программы
Для реализации данного проекта и составления данной рабочей программы изучено Положение о внеурочной деятельности в МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
10.План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Проектные работы | МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» | 2017-19 уч. год | Учителя математики |
2 | Участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня | В течении года | Учителя математики | |
3 | Неделя математики в школе | МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» | 2017-19 уч. год | Учителя математики |
4 | Кружок «Юный математик» | МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» | 2017-19 уч. Год | Учителя математики |
11. Проектное решение
Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важным становиться не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребенка – главную цель и ценность образования. Главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и в неурочное время. Решение головоломок, ребусов, занимательных задач во время проведения внеурочных занятий по математике по силам детям с разным уровнем знаний.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа учитывая личные запросы школьников стремиться к их удовлетворению, требует дифференциального и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирование материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Внеурочная форма работы предусматривает разные формы: кружки, викторины, предметные недели, проектную деятельность, олимпиады. Основной целью занятий математического кружка для учащихся является предоставление дополнительных возможностей для индивидуального развития общих качеств личности обучающихся, улучшения их предметных и метапредметных результатов в обучении. Предметная неделя по математике способствует личностных качеств учащихся, сближает учителя и ученика. Проектная деятельность школьников направлена на развитие личности и развитие творческого потенциала учащихся.
Целью внеклассной работы является
Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Задачи
Повышения качества обучения
Развитие устойчивого интереса к математике
Развитие творческих коммуникативных способностей школьников
Внеурочная работа по математике является основной частью учебного процесса, естественным продолжение работы на уроке. Она создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу учителю приходиться постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями в математической науки.
От нас, как от учителей математики, требуется не только дать детям определенный набор знаний, умений, навыков. Главное необходимо всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников.
12 Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые:
| + | + | В течении года | |
Материально-технические:
| + | + | ОУ | В течении учебного года |
Кадровые:
| + | + | ОУ | В течении года |
Научно-методические:
| + | + | ОУ | В течении года |
Информационные:
| + | + | ОУ | В течении года |
Мотивационные:
| + | + | ОУ | |
Организационные:
| + | + | ОУ | Июль 2018 |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Развивать способности учащихся разного уровня знаний. Ориентировать организацию внеурочной деятельности учащихся на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности. Закрепить полученные знания на уроках через увлекательные занятия. Делать предмет наиболее доступным для понимания. Научить применять полученные знания в повседневной жизни. Добиться улучшения качества знаний путем развития интеллектуальных и личностных качеств учащихся в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Литература
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- «Внеурочная деятельность» программа развития позновательных способностей, Н. А. Криволапова; Москва «Просвещение» 2012г
- «Внеурочная деятельность» сборник заданий, Н. А. Криволапова;
Москва «Просвещение» 2012г
- «Математическая шкатулка» 5-е издание Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин; Москва «Просвещение» 1988г
- «История математики в школе 4-6 классы» Г. И. Глейзер; Москва «Просвещение» 1981г
- "Предметная неделя математики в школе», 4-е издание Т. Г. Власова Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г
- «500 задач по математике на сообразительность (с решениями) И. К. Федотов; Казань издательство «Магариф» 1999г
- «Игры-шутки, Игры-минутки» С. А. Шмаков; Москва «Новая школа» 2003г
- «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся»
А. Е. Падалко; (4-5 классы) Москва «Просвещение» 2004г
- «Числа, Фигуры, Задачи во внеклассной работе» А. А. Свечников, П. И. Сорокин ; Москва « Просвещение» 2002г
Приложение1
Проекты
В математике есть своя красота,
как в живописи и поэзии.
(Н.Е. Жуковский)
При работе над проектом учащийся получит возможность выполнять творческий проект по плану, пользоваться справочными материалами, дополнительной литературой; самостоятельно приобретать и применять полученные знания в различных ситуациях для решения различной сложности задач; интерпретировать информацию, в том числе с использованием ИКТ; иметь первый опыт публичного выступления; аргументировать свою позицию.
Темы проектов для учащихся 5- 6 классов
Тема «Натуральные числа»
Магия чисел
История возникновения чисел
Тема «Измерение величин»
Меры длины, веса, площади.
Старинные русские меры.
Тема «Делимость натуральных чисел»
Признаки делимости
Тема «Обыкновенные дроби»
История возникновения обыкновенных дробей
Занимательные задачи с обыкновенными дробями
Тема «Целые числа»
История возникновения положительных и отрицательных чисел
Положительные и отрицательные числа в нашей жизни
Тема «Координатная плоскость»
Найти клад
Координаты в различных профессиях
Тема «Десятичные дроби»
Волшебные десятичные дроби
Тема «Геометрические фигуры»
Геометрические фигуры в нашей жизни
Симметрия
Старинные геометрические задачи
Приложение 2
Неделя математики
Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни одной
возможности сделать
его более занимательным
. (Б. Паскаль)
Предметная неделя проводиться ежегодно в ноябре. Предметная неделя способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, гибкости мышления и других качеств личности.
Деловая игра «Биржа знаний»
Цель данной игры: В ходе игры участник должен обменять указанную сумму «талантов» на как можно большее количество «рублей». Плата за участие в игре принимается только в «талантах». При удачном выступлении банк расплачивается «рублями». «Рубль» является свободно конвертируемой валютой, во время игры он обменивается на «таланты», а по окончании-на оценки по математике. Курс обмена ежедневно объявляется банком. Корректируя курс, учитель имеет возможность стимулировать обмен «валют», что повышает деловую активность учащихся.
Ход игры: игра «Биржа знаний» проводиться в течении недели. В период недели учитель и два ассистента учреждают «Коммерческий математический банк» (КМБ). «Банк» пускает в обращение два вида ассигнаций «таланты» и «рубли». Перед началом игры всем участникам выдается по десять «талантов». Можно выбрать тот или иной вид соревнований, т.е. вкладывать «таланты», или не участвовать, т.е. зарыть «таланты» в землю.
Понедельник. Открытие «Биржи»
Вторник. Спринт-олимпиада
Среда. Игра «Ипподром»
Четверг. Аукцион.
Пятница. Завершение лотереи.
Суббота. Подведение итогов
Открытие биржи. В этот день учитель разъясняет учащимся правила и ход игры, предлагает оптимальную стратегию и раздает «таланты», а ассистенты начинают продажу лотерейных билетов.
Лотерея. Для игры необходимо заготовить 60 лотерейных билетов. Каждый билет имеет номер и содержание математического задания. Уровень сложности задания меняется от простого до достаточно высокого. Цена билета один «талант». Для удобства проверки ответов рекомендуется использовать специальную таблицу с ответами. По таблице учитель или ассистенты практически мгновенно оценивают правильность ответов.
Если участник правильно ответил на вопрос он зарабатывает валюту по курсу в данный день. Если участник не справился с заданием, то билет у него изымается. Билет можно снова выкупить за один «талант». Для удобства участников выкладывается дополнительная литература по математике, где можно найти ответ на вопрос.
Спринт-олимпиада. Участники, желающие принять участие в спринте приобретают у ассистентов игровой номер за один «талант». Заранее заготовляют таблицу с номерами, куда ассистенты будут вносить промежуточные результаты участников.
Ведущий задает вопросы (30), интересные по форме и содержанию. Участники поднимают номер и дают ответ. Если ответ правильный ассистент вносит участнику «+» в таблицу в соответствии с игровым номером. Если ответ неверный – «-». Дав неправильный ответ, игрок может повторно попытаться ответить на данный вопрос, заплатив один «талант». Каждый пятый вопрос призовой, сложность его выше, за его ответ участник получает три «+». Подводятся итоги: «+» и «-» гасят друг друга, оставшиеся «+» - чистый выигрыш. Победитель получает возможность участвовать в «первом заезде» «Ипподрома» бесплатно.
«Ипподром». Эта оригинальная игра состоит из пяти «заездов», в каждом из которых участвует пять человек. Работает «тотализатор». Перед «заездом» ведущий предлагает делать «ставки». «Ставки» принимаются в «талантах» и помечаются на кого и кем сделаны и на какую «сумму» , для удобства раздаются номера. Призовой фонд каждого «заезда» четыре «рубля», три из них получает победитель, один – призер.
1 «заезд». «Скачка с препятствиями». Всем участникам предлагается ответить на пять вопросов. Все ответы записываются на листочки.
2 «заезд». Выбирается одна из букв русского алфавита. Всем участникам предлагается записать как можно больше математических слов на эту букву.
3 «заезд». «Скачка с выбыванием». Участникам раздаются двухцветные сигнальные карточки. Ведущий называет слова, участники поднимают карточки соответствующего цвета с помощью которых показывают является слово математическим или нет. Сделавший две ошибки выбывает.
4 «заезд». Участникам предлагается математическое слово, из букв которого надо составить новые слова, математический термин считается за три.
5 «заезд». На бумаге записывается трехзначное число и демонстрируется зрителям, так чтобы игроки не видели. Они должны отгадать число поочередно его называя. Ведущий направляет их подсказками6 больше, меньше.
Расчёты со зрителями проводятся по окончании игры. Если игрок на которого сделана ставка занял первое место, то поставивший на него получает сумму ставки в «рублях», если второе- в «талантах».
«Аукцион». Вход платный (два «таланта»). На торги выставляется восемь «лотов». Каждый «лот» от одного до трех «рублей». Участники отвечают на вопросы, которые предполагают несколько ответов. Победителем считается тот, кто ответил последним. Для удобства выдают номера.
Закрытие «Биржи». Подводятся итоги называются победители.
Вопросы для спринт-олимпиады
- Какое наибольшее число можно записать четырьмя единицами? 1111
- Назовите автора школьного учебника по математике 5,6кл? Виленкин.
- Водной семье два отца и два сына. Сколько это человек? 3
- Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варятся пять яиц? 4
- Блокнот с оберткой стоя 11 копеек. Сам блокнот на 10 копеек дороже обложки. Сколько стоят блокнот, и обертка в отдельности? 10,5 и 0,5
- Где получила развитие наука геометрия? Древняя Греция
- Какое число надо разделить на 2, чтобы получить 4? 0,5
- Когда делимое и частное равны? Когда делитель 1
- Существует ли простое четное число? 2
- Половина от половины числа равна половине. Какое это число? 2
- В семье пять сыновей. У каждого есть сестра. Сколько детей в семье? 6
- Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? 8
- Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в обеих стопках станет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей чем в другой? На 20
- Назовите ряд натуральных чисел. 1,2,3,4…
- Сколько будет трижды сорок и пять? 125
- Какое число следует вычесть из числа 2, чтобы получить число, противоположное уменьшаемому? 4
- Для устройства прямолинейной изгороди вкопали 100 столбов с расстоянием между ними 3 метра. Какой длины будет изгородь? 297 м
- По столбу высотой 10 м взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. За сколько дней улитка достигнет вершины столба?
19. Единица измерения скорости на море? Узел
20. Единица массы драгоценных камней? Карат
21. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными числами. Сколько лет дедушке? 102
22. Турист проходит 6 км за 1 час. Сколько метров он проходит за 1
минуту? 100
23. Квадрат со стороной 1м разрезали на квадраты со стороной 1 см и выстроили их в один ряд в виде полосы шириной 1 см. Какой длины получилась полоса? 100
24. Пуговица весит 1,5 г. Сколько весит миллион таких пуговиц? 1,5 т 25.Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? 20
26. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых автомобиля и грузовик. Сколько машин шло в поселок? 0
27. Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий? 6
28. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? 4
29.Кто положил начало науке геометрия? Евклид
30. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета? Грибоедов.
Вопросы для игры «Ипподром»
- «заезд». «Скачка с препятствиями».
1.вычислите 2+2*2-4:2 3
2. восстановите 5*683<506*1 50683<50693
3. В семье шесть дочерей, у каждой есть брат, сколько детей в семье? 7
4. Бревно пилят на семь частей. Сколько нужно сделать распилов? 9
5. Сколько концов у 2, 5 полок? 6
2 «заезд». буква «К»
3 «заезд». Треугольник, ишак, уравнение, дециметр, катет, диферамб, периметр, аксиома, перманент, градус, синус, формуляр, биссектриса, угол, резус, апофема, интрига, гомотетия, хорда, уголь, луч, трапеция, транспортир, транспорт, стереометрия, ромб, умма, циклоида.
4 «заезд». слово «периметр».
5 «заезд». 371
Вопросы для «Аукциона»
1 лот.Меры веса?
2 лот. Какие бывают дроби?
3 лот. Меры площади?
4 лот. Какие вы знаете геометрические фигуры?
5 лот. Меры длины?
6 лот. Название художественных произведений, в которых упоминаются числа?
7 лот. Формулы площадей?
8 лот. Какие множества чисел вы знаете?
Вопросы лотереи
- Запишите, пользуюсь тремя пятерками 1. (5:5)5
- Запишите, пользуюсь тремя пятерками 0. (5-5)5
- Запишите, пользуюсь четырьмя двойками 111. 222:2
- Запишите, пользуюсь тремя пятерками 2. (5+5):5
- Запишите, пользуюсь тремя пятерками 5. (5*5):5
- Запишите, пользуюсь пятью двойками 28. (22+2+2+2
- Запишите число 100 четырьмя девятками и знаками «+» и «:». 99+(9:9)
- Запишите число 100 шестью девятками и знаками «+» и «:». 99+(99:99)
- Запишите число 31 пятью тройками 33-3+(3:3)
- Запишите число 31 шестью тройками 3*3*3+3+(3:3)
- Запишите число 31 пятью пятерками 5*5+5+(5:5)
- Запишите число 100 пятью единицами 111-11
- Запишите число 100 пятью тройками 33*3+(3:3)
- Запишите число 100 пятью пятерками (5+5+5+5)*5
- Какие знаки надо поставить между восемью двойками, записанными одна за другой, чтобы получить число 8? 2+2+2+2+2+2-2-2
- Сумма каких натуральных чисел ровна их произведению 2+2=2*2
- Найти число одна треть и одна четверть которого в сумме дают 21 36
- Какое наибольшее число можно записать из трех единиц? 111
- Какое наибольшее число можно записать из четырех единиц? 1111
- Тремя тройками записать большее число 333
- Тремя четверками записать большее число 444
- Записать используя тремя цифрами наибольшее возможное число 999
- Годы жизни Архимеда 287-212 до н. э
- Годы жизни Фалеса 624-548 до н. э
- Годы жизни Пифагора 287-212 до н. э
- Годы жизни Евклида 365-300 до н. э
- Чему равна миля в км? 7,469
- Чему равна верста в км? 1,0668
- Чему равна сажень в м? 2,1336
- Чему равен аршин в м? 0,7112
- Чему равен фут в см? 30,48
- Чему равен дюйм в см? 2,54
- Чему равна линия в мм? 2,54
- Какие числа называют близнецами? Два простых числа разность которых равна 2
- Чему равна одна бочка в литрах? 491,96
- Чему равна одно ведро в литрах? 12,299
- Чему равен один штоф в м? 1,2299
- Чему равна одна бутыль в л? 0,615
- Чему равен один ласт в тоннах? 1,179
- Чему равен один берковец в ц? 1,638
- Чему равен один пуд в кг? 16,38
- Чему равен один фунт в г? 409,512
- Чему равен один лот в г? 12,797
- Чему равен один золотник в г? 4,266
- Чему равна одна английская миля в км? 1,609
- Чему равен один ярд в м? 0,9144
- Чему равен один фут в см? 30,479
- Какой ученый начал применять дробную черту? Фибоначчи
- Дочери сейчас 8 лет, матери 38, через сколько лет мать будет втрое старше дочери? 7
- Записать в виде дроби полтину 1/2
- Записать в виде дроби четь 1/4
- Записать в виде дроби полчеть 1/8
- Записать в виде дроби полтреть 1/6
- Записать в виде дроби полполтреть 1/12
- Записать в виде дроби полполчеть 1/12
- Записать в виде дроби полполполчеть 1/16
- Записать в виде дроби седьмину 1/7
- Записать в виде дроби пятину 1/5
- Записать в виде дроби десятину 1/ 10
- Записать в виде дроби треть 1/3
Приложение 3
Программа кружка
Рано или поздно всякая правильная
математическая идея находит
применение в том или ином деле.
(А.Н. Крылов)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку для 5-6 классов составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Нормативных документов Министерства образования РФ «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г.);
- Положения о рабочей программе педагога дополнительного образования МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» НМР РТ;
- Программы дополнительного образования МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» НМР РТ;
- Учебного плана дополнительного образования МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» НМР РТ на 2018-2019 учебный год.
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основной профессиональной деятельностью. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Цель программы:
- научить использовать математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений;
- учить владеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, развивать необходимые вычислительные навыки;
- учить применять математические знания и представления для решений учебных задач. Развивать опыт применять математические знания в повседневной жизни;
- развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям;
- развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка;
- развивать логическое мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Задачи программы:
общеучебные:
-умение анализировать и решать задачи повышенной трудности;
-умение решать нестандартные логические задачи;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;
развивающие:
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие любознательности, способности к самообразованию;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
воспитательные:
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться взаимодействовать в коллективе работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Место кружка в учебном плане МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»:
Учебный план дополнительного образования МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» отводит на кружок 2 часа в неделю, итого 68 часов в год.
Срок реализации рабочей программы – один учебный год.
Содержание
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Планируемые результаты
- в процессе обучения происходит интеллектуальное и нравственное развитие детей;
- усвоение основных базовых знаний по математике; ее ключевых понятий;
- учащиеся овладевают способами исследовательской деятельности;
- формируется творческое мышление.
Метапредметные результаты
Межпредметные понятия
- работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
- обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
- приобретут опыт проектной деятельности
Регулятивные УУД
-Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-Смысловое чтение. Обучающийся сможет:находить в тексте требуемую информацию ,ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные УУД
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью
Личностные УУД:
-обучающиеся должны уметь адекватно оценивать себя, других, осознают необходимость получения знаний.
Предметные результаты
Предметные результаты приводятся в блоке ««Выпускник получит возможность научиться», имеют полное отношение к внеклассной работе, в том числе к работе математического кружка, в работе которого прослеживается наиболее глубокое изучение предмета математики.
Элементы теории множеств и математической логики
- Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
Числа
- Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
- использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
- выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
- находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;.
- оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
Статистика и теория вероятностей
- Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
Текстовые задачи
- Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
- знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
- исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
- решать разнообразные задачи «на части»,
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
- Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач, ребусов;
- решение нестандартных задач и задач на развитие логического мышления, творческого воображения;
- участие в математических олимпиадах различных уровней и видов, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, творческие работы;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Календарно-тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Планируемые результаты | Датаплан | Дата факт |
1 | Возникновение письменной нумерации | 1 | Знать историю возникновения чисел., вавилонскую нумерацию, нумерацию и дроби Дреней Греции, на Руси. Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел. Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена | ||
2 | Абак и пальцевый счет | 1 | |||
3 | Числа-великаны и числа-малютки | 1 | |||
4 | Открытие нуля. | 1 | |||
5 | Римская нумерация | 1 | |||
6 | Недесятичные системы счисления | 1 | |||
7 | Упражнения на быстрый счет | 1 | |||
8 | Нумерология | 1 | |||
9 | Магия чисел рождения и имени | 1 | Уметь использовать математические знания в повседневной жизни | ||
10 | Математические чудеса и тайны | 1 | |||
11-12 | Числовые фокусы | 2 | |||
13-14 | Математические сказки | 2 | |||
15 | Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | Знать алгоритм решения несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц. | ||
16 | Решение логических задач с помощью графов | 1 | |||
17 | Решение задач на взвешивание | 1 | |||
18 | Решение задач на переливание | 1 | |||
19-20 | Решение задач с конца | 2 | |||
21-22 | Задачи на разрезание | 2 | |||
23-24 | Занимательные задачи на проценты | 2 | |||
25-26 | Некоторые старинные задачи | 2 | |||
27-28 | Решение олимпиадных задач | 4 | |||
29-30 | Задачи-головоломки разных стран мира | 2 | |||
31-34 | Упражнения со спичками | 2 | Уметь решать головоломки со спичкками. Составлять объемные геометрические фигуры из спичек | ||
35-36 | Игра «Поле чудес» | 2 | Повышать интерес к предмету математики | ||
37 | История появления ребусов | 1 | Уметь решать ребусы. Научить составлять ребусы | ||
38 | Правила составления и решения ребусов | 1 | |||
39-40 | Веселые ребусы | 2 | |||
40-41 | Кроссворды | 2 | |||
39-40 | Числовые ребусы | 2 | |||
41-42 | Столбчатые и круговые диаграммы | 2 | |||
43 | Числовые головоломки | 2 | |||
44 | Башня из колец | 1 | Повышать интерес к предмету математики | ||
45-46 | Игра в 15 | 2 | |||
47-48 | Игра «Морской бой» | 2 | |||
49-51 | Множества. Простейшие комбинаторные задачи. | 4 | Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножествопринадлежность. | ||
52-53 | Геометрические фигуры | 2 | Знать: Фигуры в окружающем мире. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности Равновеликие фигуры. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. Уметь решать практические задачи с применением простейших свойств фигур | ||
54-55 | Измерение величин | 2 | |||
56-57 | Площади фигур | 2 | |||
58-59 | Измерение на местности | 2 | |||
60-61 | Симметрия | ||||
62-65 | Решение задач из конкурса «Кенгуру» | 4 | Подготовится к конкурсу «Кенгуру» | ||
66 | Модуль числа | Знать модуль числа, геометрическую интерпретацию модуля числа. | |||
67 | Знакомство с великими математиками и их работами | 2 | Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей. | ||
68 | Викторина «Занимательная арифметика» | 1 | Повышать интерес к предмету математики |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Параллелепипед – шестигранник, противоположные грани которого попарно параллельны. Параллелепипед имеет: 8 вершин 12 рёбер 6 граней Определение Вершина Ребро Грань
Параллелепипеды бывают двух видов : Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке , которая делит их пополам Виды и свойства параллелепипедов наклонные прямые основанием служит прямоугольник основанием служит параллелограмм
Объем и площадь боковой поверхности параллелепипеда S= ( a * b + a * c + c * b) *2 a b c Объем параллелепипеда равен произведению трех его измерений Площадь боковой поверхности равна сумме всех его граней Демонстрация
Параллелепипед в нашей жизни
Построение параллелепипеда
Сколько у параллелепипеда вершин? Чему равен объем параллелепипеда, если длины его сторон: а = 6, b = 4, с = 3? Чему равна площадь поверхности параллелепипеда, если а=5, b =4, с=3? Сколько ребер у параллелепипеда? Сколько граней у параллелепипеда? Тест