Внеурочная деятельность

Балган Саяна Маадыр-ооловна

Рабочая программа. КТП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Подготовка к ОГЭ по биологии»

9 класс

    В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ) возник вопрос: «Как определить уровень знаний, который должен быть при поступлении на профильное обучение в старшей школе у учащихся?» Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии» поможет решить эту проблему.     Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене, требуют систематизации.                                                                                                                         Программа курса рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Содержание курса распределено на 2 раздела и 6 тем. Программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.                                                                                  Актуальность курса состоит в том, что профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы.                                                                                                                       Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.

Задачи курса:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
  • формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
  • дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии.
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
  • подготовить к сдаче экзамена по биологии.

Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменной и надорганизменной, а также с учетом изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в систему биологических знаний.                                                                                                                      На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями.                                                                               Методика проведения элективных занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений (анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.                                                              Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышенной сложности. В конце элективного курса предусмотрено итоговое тестирование по материалу, пройденному

Учащимися в течение учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                                                                            Раздел 1. Многообразие организмов.                                                                                                     Тема I. Многообразие организмов. (2ч).                                                                                           Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.                                                                   Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.                                      Тема 2. Царство растений (15ч).                                                                                                          Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.                                           Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.                                                  Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.                                                          Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.                                                                                    Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.                                                                                                             Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.                                                                                                                Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.                                 Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.                                                                                                                            Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.  Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.                                                                Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.                                                                                                                                 Усложнение растений в процессе исторического развития.                                                                     Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч).                                                                      Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека                                                                                               Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.                                                                                                                                                Тема 4. Царство животных (9ч).                                                                                                Основные отличия растений и животных. Систематика животных.                                        Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.                      Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.                                                   Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.                                                                                                  Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.                                                                                                                                                Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.                                                                                                                                               Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.   Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.                                                          Раздел II. Надорганизменные системы (6ч).                                                                             Тема 1. Вид и популяции (2ч).                                                                                       Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.                                              Тема 2. Экосистемы. (5ч)                                                                                                             Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.                                                       Сукцессии. Саморазвитие экосистемы. Равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии.                                                                                      Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.                                                                           Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса ученик должен                                                                          знать/понимать                                                                                                                         признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;                                                                                                              сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;                                                                                             уметь                                                                                                                                             объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;                                                                                                                                         распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;                                                                                                                                   выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;                                                                         сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;                                                                                                                                      определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);                                                                                                    анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;                                                                       проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для учителя:

  1. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  2. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
  3. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
  4. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с.
  5. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
  6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Никишова Е.А., Резникова В.З. Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы – М.: Вентана- Граф, 2009. – 288с.
  7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе/под ред. Г.С. Ковалева, – М.: Просвещение, 2008.
  8. Кузнецова В.Н., Прилежаева М.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа – М.: Интеллект – Центр, 2006 г.
  9. Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В. Трофимов., С.В. ГИА – 2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ; Астрель, 2009 г.
  10. Солодова Е.А. Биология. Тестовые задания: 7 класс: дидактические материалы / Солодова Е.А. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 160с.
  11. Фросин, В.Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания / Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. – М.: Дрофа, 2010. – 187, [5]с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

Список литературы для учащихся: 

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. «Многообразие живых организмов». М.: Дрофа, 2006.
  2. Захарова В. Б., Мамонтов С. Г., Сонина Н. И. «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2006.
  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004г.
  4. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003г.
  5. Лернер Г.И., Рохлов В.С., Теремов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ.
  6. Лернер Г.И. ОГЭ -2016. Биология. 9 класс. Сборник заданий. Биология. 2016/ ФИПИ.
  7. Рохлов В.С., Теремов А.В., Лернер Г.И., Трофимов С.Б. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ– М.: Эксмо, 2010.
  8. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2006.

Информацию об организации, проведении и демоверсии ГИА можно найти на сайтах:

  1. http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки
  2. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
  3. http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
  4. http://www.probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен
  5. http://edu.ru/index.php - Федеральный портал «Российское образование»
  6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
  7. http://www.pedsovet.org - Всероссийский Интернет-Педсовет

                                     Календарно - тематический план

                              «Решение задач по органической химии»  

Дата

Тема урока

План

Факт

Тема I. Многообразие видов. (2ч)

1

Многообразие организмов.

2

Структурные элементы организмов.

Тема 2. Царство растений. (13ч)

3

Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов.

4

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма.

5

Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.

6

Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей.

7

Особенности строения и размножения мхов

8

Папоротникообразные, их свойства.

9

Отдел Голосеменные, их особенности.

10

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных.

11

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

12

Многообразие растений и их происхождение.

13

Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира.

14

 Возникновение фотосинтеза.

15

Выход растений на сушу.Усложнение растений в процессе исторического развития.

Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч).

16

Строение и жизнедеятельность прокариот

17

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.

Тема 4. Царство животных (10ч).

18

Особенности строения и жизнедеятельности растений и животных. Систематика животных.

19

Общая характеристика простейших.

20

Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных.

21

Трехслойные животные. Типы червей, их особенности.

22

Тип Членистоногие: особенности строения и развития.

23

Многообразие членистоногих, их систематика.

24

Тип Хордовые: особенности строения и развития.

25

Тип Хордовые. Эволюционное усложнение дыхательной и кровеносной систем.

26

Эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем.

27

Эволюция животного мира. Доказательства эволюции.

Тема 1. вид и популяции (2ч).

28

Микроэволюция. Видообразование.

29

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.

Тема 2. Экосистемы (5ч)

30

Экосистемы. Биогеоценоз, его структура.

31

Сукцессии.

32

Агроэкосистемы.

33

Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости.

34

Итоговое тестирование.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Образовательная программа «Удивительные животные» имеет эколого-биологическую направленность                                                                                                                                              Новизна программы состоит в том, что данная программа не только рассматривает мир животных в его разнообразии, но и большое влияние уделяется удивительным фактам, которые развивает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию эрудированности обучающихся, умение нестандартно мыслить.

Актуальность:                                                                                                                                   Программа формирует нравственные ценности, основываясь на единстве природы и человека с учетом всех природных закономерностей и законов, а также взаимосвязи животных с окружающей средой. Эти знания, умения и навыки актуальны и в настоящее время, во-первых: формируется правильное представление об окружающем мире и его обитателях – животных;                 Во - вторых помогут юным зоологам научиться изучать то, что нас окружает и увидеть то, что не видно на первый взгляд;                                                                                                                                   В-третьих: для тех, кто любит животных и хочет о них заботиться поможет правильно научиться их содержать в домашних условиях;                                                                                                     в- четвертых в дальнейшем выбрать правильное направление для дальнейшего изучения животных.

 Цель программы:                                                                                                                                   Формирование знаний, умений, навыков в области зоологий. Познакомить с разнообразным миром животных, научить элементарным навыкам по уходу за животными.

Задачи программы:

1.Образовательные:

  • Формировать представления о разнообразии животного мира;
  • Формировать определенные умения и навыки по уходу за животными;
  • Дать представление об экологических проблемах окружающей среды.

2.Развивающие:

  • Развитие внимания, мышления, памяти, воображения в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений и закономерностей в окружающей среде;
  • Развитие навыков самостоятельности при работе со справочной литературой и проведении наблюдений и опытов.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе и животным;
  • Воспитать экологическую культуру личности

Отличительные особенности данной программы:                                                                                            Главным отличием программы от других программ подобного профиля является расширение программного содержания, занимательной информации, которая отражается в блоке «Экологический вестник» , «Породы животных». Также в программу включена творческая мастерская, которая представлена различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.

 Возраст детей

Данная программа предназначена для обучающихся в возрасте от 10 до 14 лет.

Сроки реализации                                                                                                                                               Программа рассчитана на один учебный год в системе дополнительного образования. За  год обучения реализуется по 34 часа:

  • В  год обучения: теоретических – 34 часов, практических -13часов

Формы и режим занятий                                                                                                                      Программой предусматривается систематическое проведение занятий 1 раз в неделю – 34 занятия                                                                                                                                                  Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения:                                                                                               В основе методики преподавания курс программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Обучающиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы и опыты.                                                                                                                                                     Формы: лекции, просмотр фильма, викторины, практические занятия, беседы, экскурсии, конкурсы, путешествия и игры.

Ожидаемый результат

Дети должны знать

  • Знать среды обитания животных
  • Знать разнообразие животного мира
  • Знать взаимосвязь организмов с окружающей средой
  • Знать перелетных, зимующих птиц
  • Знать основные проблемы окружающей среды
  • Знать удивительные факты
  • Знать обитателей Африки
  • Знать обитателей океанов
  • Знать и различать насекомых
  • Знать содержание и уход за животными
  • Знать животных озера Чаа-Холь
  • Знать понятие о среде обитания животных, их виды
  • Знать экологические праздники
  • Знать особенности птиц
  • Знать физическое состояние воды
  • Знать многообразие подводного мира
  • Знать понятие о породах домашних животных
  • Знать многообразие подводного мира
  • Знать проблемы окружающей среды
  • Знать флору и фауну озера Чаа-Холь
  • Знать животных красной книги
  • Знать природу родного края

Дети должны уметь

  • Уметь проводить наблюдения за своими питомцами
  • Уметь ориентироваться в видах животных
  • Уметь оборудовать клетки для содержания животных
  • Уметь сравнивать различные среды обитания
  • Уметь различать породы животных
  • Уметь определять возраст животного по внешнему виду
  • Уметь определять породу животных
  • Уметь ухаживать за аквариумными жителями
  • Уметь отличать заповедники от заказников
  • Уметь оформлять буклеты
  • Уметь изготавливать животных в разных техниках
  • Уметь выполнять практические работы
  • Уметь составлять пищевую цепь

Формы подведения итогов

  • Викторины: «Все о животных», «Доктор Айболит», « Млекопитающие», «Удав», «Экзотики», Приглядись и угадай», «Эти забавные животные.
  • Дидактические игры: «Эти удивительные птицы», «Дорисуй рыбку».
  • Опыты, практические и лабораторные работы: «Изучение различных состояний воды», «Водичка», «Изучение пера».
  • Выставки рисунков: «Загрязнение воды», «Подводный мир», «Среда обитания животных».
  • Научно-исследовательские конференции
  • Тестирование

Содержание .

1.Вводное занятие 1ч.Теория: Путешествие по «животному миру», объяснение значения программы.

2.История одомашнивания животных 2ч.                                                                                            Теория: Изучение разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Легенды и факты о животных.                                                             Практика: Работа с литературой. Конкурс рисунков: «Среда обитания и животные в ней». Просмотр фильма «Наши животные». Викторина «Всё о животных».                                                           3.По родным краям 2ч.                                                                                                                           Теория: Изучение животных озера Чаа-Холь, изучение рыб озера Чаа-Холя                                                     Практика: Мозговой штурм « А знаете ли вы?».Конкурс рисунков, Викторина «Удивительные животные озера Чаа-Холя».                                                                                                                 4.Содержание и уход за животными 1ч.                                                                                             Теория: Основные требования к содержанию домашних животных, Содержание и уход за кошками, Содержание и уход за собаками, Содержание попугаев.                                           5.Творческая мастерская 2ч.                                                                                                            Теория: Изучение животного мира в пустыне, Обитатели океанов, Обитатели Африки. Практика: Пластилиновая аппликация животных на картоне, Изготовление макета океана, Создание коллекции животных в технике квиллинг, Сувениры своими руками                                          6.Болезни животных 1ч.                                                                                                                      Теория: Классификация болезней животных, Оказание первой помощи животным.

Практика: Составление таблицы заразных и не заразных болезней, Игра «Помоги животному», Составление списка необходимых медикаментов для домашней аптечки, Викторина «Доктор Айболит».                                                                                                                                  7.Млекопитающие 1ч.                                                                                                                             Теория: Многообразие млекопитающих. Общая характеристика млекопитающих. Млекопитающие в зооуголке. Кролики их породы. Морские свинки - история, география возникновения. Хомяки.                                                                                                                          Практика: Работа с литературой. Путешествие в зооуголок. Аппликация из цветной бумаги, Викторина «Млекопитающие».                                                                                             8.Домашние друзья 2ч.                                                                                                                      Теория: Кошки, общая характеристика, Породы кошек. Общая характеристика собак. Породы собак.                                                                                                                                                     Практика: Аппликация кошек из круп. Развлекательно – познавательная игра «Кис - мяу», Зарисовка в дневниках наблюдений, Работа с карточками                                                           9.Экзотические животные 2ч.                                                                                                              Теория: Сухопутные и водные черепахи, Змеи, Ежики, Попугаи.                                                    Практика: Наблюдение за черепахами. Зарисовки в дневнике наблюдений. Спортивная игра «Черепашьи бега». Викторина «Удав». Аппликация из ниток. Конкурс рисунков «Попугай».   10.Класс насекомых 2 ч.                                                                                                                 Теория: Пчелы, Бабочки, Муравьи, Структура семьи, Экзотические насекомые                           Практика: Зарисовки строения пчелы в дневник наблюдений, Проектирование макета улья, Аппликация бабочек из салфеток, Просмотр фильма о бабочках, Зарисовки строения муравья в дневник наблюдения, Викторина «Приглядись и угадай».                                                   11.Орнитология 2ч.                                                                                                                       Теория: Происхождение птиц, Птицы леса, Водоплавающие птицы, Роль птиц в жизни человека, Хищные птицы, Лесные доктора.                                                                                  Практика: Работа с литературой, Кроссворд «Эти удивительные птицы», Зарисовка птиц, Работа с дневниками наблюдений, Игра «Своя игра», Работа с литературой, Игра «Пернатые друзья».                                                                                                                                  12.Экологическая страничка 2ч.                                                                                                  Теория: Проблемы окружающей среды, Изучение флоры и фауны озера Чаа-Холь, Красная книга,Человек и вода, Насекомые вредители и врачи лесов.                                                      Практика: Конкурс рисунков, Работа с дневниками наблюдений, Составление альбома по исчезнувшим видам животных, Изучение фото – материала, Викторина «Вода в природе», Работа с литературой. Изготовление панно «о. Чаа-Холь», Экскурсия в природу «Раннецветущие травянистые растения», Декоративное панно из природного материала                               13.Самые, самые 1ч.                                                                                                                      Теория: Самые быстрые животные в мире, Самые маленькие животные в мире, Самые громкие животные в мир, Самые ядовитые змей в мире,                                                                        Практика: Аппликация животных из салфеток, Викторина «Кто я?», Конкурс рисунков, Составление кроссворда, Экскурсия в школу верховой езды «Гордый», Тестирование.             14.Связь животных со средой обитания 1ч.                                                                              Теория: Понятие о среде обитания животных, ее виды. Приспособление животных к разным средам обитания.                                                                                                                           Практика: Работа с дневниками наблюдений, Просмотр фильма, Наблюдение за обитателями живого уголка                                                                                                                             15.Разнообразие в мире животных 2ч.                                                                                      Теория: Экзотические животные. Редкие и исчезнувшие животные. Домашние животные. Дикие животные.                                                                                                                          Практика: Конкурс рисунков «Самое не обычное животное», Изготовление листовок «Берегите меньших братье!». Составление фотоальбома «Домашние любимцы», Аппликация из цветной бумаги, Викторина «Эти забавные животные».

16.Экологический вестник 2ч.                                                                                                          Теория: Синичкин день, День моржа, Всемирный день защиты животных                                     Практика: Акция «Каждой синичке дом», Составление «фото - газеты», Работа с литературой, Составление кроссворда, Тестирование.                                                                                      17.Породы животных 2ч.                                                                                                                      Теория: Понятие о породе. Породы птиц, Экзотические виды пород                                       Практика: Просмотр фильма, Оформление буклета по породам. Игра «Составь пару». Викторина «Породы».                                                                                                                   18.Творческая мастерская 2ч.                                                                                                               Теория: Макет Земного шара, Обитатели водоема, Обитатели Северного полюса, Создание коллекции домашних животных, Проект аквариума                                                                           Практика: Создание объемного макета в технике торцевание, Составление мозаики из цветной бумаги, Создание животных в технике торцевание на плоскости, Изготовление животных по технике оригами, Подбор материала, Выставка работ обучающихся                                                      19.Вода - источник жизни 2ч.                                                                                                               Теория: Вода в составе живых организмов. Физическое состояние воды.                                     Практика: Рисунки в дневниках наблюдений, Опыт « Водичка», Практическая работа: «Изучение различных состояний воды», Работа по карточкам « Вода на земле».                  20.Животные водной среды 2ч.                                                                                                  Теория: Многообразие подводного мира. История возникновения аквариумного рыболовства. Аквариум, Аквариумные растения. Аквариумные рыбы.                                                                   Практика: Конкурс рисунков «Подводный мир». Изготовление рыб из природного материала, Зарисовки аквариума в дневниках наблюдениях, Аппликации из цветной бумаги, Создание калажей «Аквариум», Дидактическая игра «Дорисуй рыбку», Викторина «Обитатели морских глубин»                                                                                                                                        21.Экологическая страничка 1ч.                                                                                                 Теория: Проблемы окружающей среды, Заповедники, заказники, национальные парки нашей страны.  Красная книга.                                                                                                                        Практика: Конкурс рисунков: «Загрязнение природы», Поход по экологической тропе.  Составление альбома по исчезнувшим видам животных.                                                                  22.Мир леса 1ч. Теория: Природа родного края, Свойства и методы обработки природного материала, Пищевая цепь                                                                                                                                     Практика: Экскурсия в рощу (сбор природного материала), Аппликации животных из природного материала, Лесные миниатюры, Декоративное панно, Экскурсия в лесопарковую зону, Поход. Подведение итогов года.

Литература для учащихся:

1.Журнал о природе для детей и взрослых - «В мире животных», М.,1998г                                    2.Табарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение», М.,2003г                                                                      3. «Атлас родной природы- животные леса», М.,2000г                                                                                     4. «Красная книга России - животные», М.,1978г                                                                                                 5. Хомяки и хомячки с Ольгой Ягодовник , М.,1987г

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Ашаткин А.Ф. «Справочник самостоятельной вет. помощи», 1997г.
  2. Баланин И.В. «Зоологический контроль микроклимата в животноводческих и птицеводческих помещениях», Л. 1988 г.
  3. Богданова О.М «300 лучших игр», 2008г.
  4. Волкова В.Н. «Кролиководство», 2006г.
  5. Игольницына Л.М., Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой практикумы под руководством 1997г.
  6. Гладкова. Н.А. «Охрана природы», 1997г.
  7. Гальцова И.Ю. «Удивительные животные», 2008г.
  8. Зорин. В.Л. «Краткие ветеринарные консультации», 1999г.
  9. Иголицин Л.М. «Сборник экологических задач».
  10. Костинская И.В. « Программы дополнительного образования»,1987г.
  11. Повловский Е.Н. «Уголок природы в школе», М. 1987г.
  12. Повловский Е.Н. «Физиология животных», 1990г.
  13. Осташов С.А. «Справочник ветеринарного врача», 2001г.
  14. Экология и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы, 2008 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ВУД по биологии

«Удивительный мир животных»

7 КЛАСС, 34 ЧАСА.

 

Дата

Тема урока

1

Введение

2

История одомашнивания животных

3

Практ работа №1

4

По родным краям

5

Практ работа №2

6

Содержание и уход за животными

7

Творческая мастерская

8

Практ работа №3

9

Болезни животных

10

Практ работа 4

11

Млекопитающие

12

Практ работа №5

13

Домашние друзья

14

Экзотические животные

15

Класс насекомых

16

Практ работа №6

17

Орнитология

18

Практ работа №7

19

Экологическая страничка

20

Практ работа №8

21

Самые, самые

22

Связь животных со средой обитания

23

Практ работа №9

24

Разнообразие в мире животных

25

Практ работа №10

26

Экологический вестник

27

Практ работа №11

28

Породы животных

29

Практ работа №12

30

Творческая мастерская

31

Практ работа №13

32

Вода - источник жизни

33

Животные водной среды

34

Экологическая страничка



Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

Элективный курс «Решение задач по органической химии»  составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинского (2008 год), предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 34 часа.

Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, формированию умений выполнять различные  задания: решать задачи, цепочки превращений органических и неорганических веществ, составлять окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс с участием органических веществ.

В программе реализуются межпредметные связи с биологией, математикой, физикой, географией и экологией, что позволяет учащимся осуществить интегративный синтез знаний в целостную картину мира.

Теоретические знания и практические умения, полученные обучающимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат повышение интереса к научной, исследовательской работе по химии, подготовку к сдачи ЕГЭ по химии.

1.1.Цель и задачи курса

Цель курса:  формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии, развитие познавательной и творческой активности, синтетического и аналитического мышления.

Задачи курса:

  • развить умения и навыки системного осмысления знаний по органической химии и их применению при решении качественных и количественных задач;
  • обеспечить освоение обучающимися алгоритмов решения типовых качественных и количественных задач;
  • сформировать умения самостоятельно подбирать способы решения комбинированных задач в соответствии с имеющимися данными;
  • научить использовать математические умения и навыки при решении химических задач;
  • научить использовать химические знания для решения математических задач на растворы, смеси;
  • развить у обучающихся умения проводить синтез, анализ, формулировать выводы, заключения;
  • создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ по химии.

Отличительные особенности программы

Теоретической базой элективного курса служит курс органической и неорганической химии основной школы. Углубляя и совершенствуя знания, полученные обучающимися на уроках, происходит развитие умений и навыки по решению качественных и количественных задач, упражнений (разного уровня сложности). Основной формой организации образовательного процесса в рамках элективного курса является семинар, в рамках которого учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, решают задачи, выполняют упражнения различного уровня сложности.

Для повышения мотивации учащихся к углубленному, детальному рассмотрению теоретического материала, предусмотрены лабораторные и практические работы по составлению и практическому осуществлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению качественных и количественных задач, с указанием способов их решения.

В программе элективного курса особое внимание обращается на вопросы, которые недостаточно полно рассматриваются в рамках курсе химии основной и средней школы, но входят в тесты ЕГЭ и в программы вступительных экзаменов в вузы естественного профиля. Большинство задач и упражнений берется из КИМов ЕГЭ по химии предыдущих лет, что позволяет осуществлять подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по химии. Для оценивания уровня достижений учащихся предусмотрено проведение контрольных работ, зачетов.

Формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуальные.

Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения элективного курса ученик должен

Знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, атомная, молекулярная масса, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро.
  • Классификацию и номенклатуру органических веществ (систематическая, тривеальная).

Уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» и систематической номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

 Формы и методы, технологии обучения.

  • методы групповой и индивидуальной работы;
  • проблемно-диалогическое обучение;
  • технологии проблемного обучения, модерации, витагенные, коучинговые технологии, развития критического мышления.

 Способы и формы оценки знаний учащихся.

Для оценивания уровня достижений учащихся предусмотрено проведение контрольных работ, зачетов.

Содержание учебного материала

Содержание рабочей программы включает девять тем:

Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (3 часа)

Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, межклассовая, положения функциональной группы) и пространственная (стереоизомерия). Номенклатура: тривиальная, систематическая. Написание структурных формул изомеров и гомологов.

Демонстрации

Атомно-стрежневые модели.

Таблица с номенклатурами органических веществ.

Лабораторные опыты

Изготовление моделей органических соединений.

Тема 2. Качественные реакции в органической химии (3 ч)

Качественные реакции на углеводороды и их функциональные производные. Свойства органических веществ, определяемые кратными связями и функциональными группами.

Тема 1.  Изомерия и номенклатура органических веществ (6ч.)

1.

Номенклатура органических веществ. Правила номенклатуры.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос

2.

Виды изомерии: структурная и пространственная.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос

3.

Составление структурных формул изомеров органических веществ, номенклатура.

1 ч.

Самостоятельная работа

4.

Качественные реакции на углеводороды.

1 ч.

Индивидуальный и фронтальный опрос

5.

Качественные реакции на функциональные производные углеводородов.

1 ч.

Индивидуальный и фронтальный опрос

6.

Решение задач на определение веществ по качественным реакциям

1 ч.

Решение задач

Тема 2.  Задачи на вывод химических формул (5 ч.)

7.

Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических веществ

1 ч.

Решение задач

8.

Решение задач на вывод химических формул органических веществ

1 ч.

Решение задач

9.

Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания.

1 ч.

Решение задач

10.

Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе

1 ч.

Решение задач

11.

Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе

1 ч.

Решение задач

Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (2 ч)

12.

Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач.

1 ч

Индивидуальный и фронтальный опрос

13.

Решение задач на смеси органических веществ.

1 ч.

Решение задач

Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч)

14.

Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями.

1 ч

Решение задач

15

Задачи на «избыток – недостаток» с участием  углеводородов

1 ч

Решение задач

16.

Задачи на избыток – недостаток с использованием кислородосодержащих органических соединений.

1 ч

Решение задач

17.

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием предельных  углеводородов.

1 ч

Решение задач

18.

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием непредельных углеводородов.

1 ч

Решение задач

19.

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием кислородосодержащих соединений.

1 ч

Решение задач

20.

Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1 ч

Решение задач

21.

Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1 ч

Решение задач

22.

Урок-практикум по решению качественных задач

1 ч

Решение и составление задач

23.

Урок-зачёт

1 ч

Урок-зачёт

Тема 5. Определение количественных отношений газов (2 ч)

24.

Газовые законы. Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов.

1 ч

Решение задач

25.

Расчёты с использованием газовых законов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.

1 ч

Решение задач

Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ  (5 ч.)

26.

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ.

1 ч

Решение задач

27.

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических  веществ.

1 ч

Решение задач

28

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических  веществ.

1 ч

Решение задач

29.

Получение органического соединения путём одной или нескольких химических реакций.        

1 ч.

Решение задач

30.

Составление и решение цепочек превращений органических  веществ.

1 ч.

Решение задач

Тема 7. Химия и жизнь (решение задач из повседневной жизни) (4 ч)

31.

Задачи на составление растворов с различными концентрациями

1 ч

Решение задач

32.

Расчёт количества необходимых удобрений для внесения в почву.

1 ч

Решение задач

33.

Зачет

1 ч

Урок-зачёт

34-35.

Обобщающее повторение

1 ч

Литература

  1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 кл. / О.С. Габриелян,  И.Г. Остроумов. М: Блик и К, -  2001.
  2. Гаврилова Л.И. Органическая химия 10 кл./ Л.И. Гаврилова. Саратов: Лицей, - 1999.
  3. Новошинский Н.Н. Типы химических задач и способы их решения / Н.Н. Новошинский. М: Оникс 21 век, -  2005.

Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.

Календарно - тематический план

                                                 «Решение задач по органической химии» (7 класс)  

Дата

Тема урока

План

Факт

Тема 1.  Изомерия и номенклатура органических веществ (6 ч.)

1

Номенклатура органических веществ. Правила номенклатуры.

2

Виды изомерии: структурная и пространственная.

3

Составление структурных формул изомеров органических веществ, номенклатура.

4

 Качественные реакции на углеводороды.

5

Качественные реакции на функциональные производные углеводородов.

6

Решение задач на определение веществ по качественным реакциям

Тема 2.  Задачи на вывод химических формул (5 ч.)

7

Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических веществ

8

Решение задач на вывод химических формул органических веществ

9

Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания.

10

Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе

11

Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе

Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (2 ч)

12

Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач.

13

Решение задач на смеси органических веществ.

Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч)

14

 Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями.

15

Задачи на «избыток – недостаток» с участием  углеводородов

16

Задачи на избыток – недостаток с использованием кислородосодержащих органических соединений.

17

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием предельных  углеводородов.

18

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием непредельных углеводородов.

19

Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием кислородосодержащих соединений.

20

Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

21

Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

22

Урок-практикум по решению качественных задач

23

Урок-зачёт

Тема 5. Определение количественных отношений газов (2 ч)

24

Газовые законы. Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов.

25

Расчёты с использованием газовых законов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.

Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ  (5 ч.)

26

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ

27

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических  веществ.

28

Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических  веществ.

29

Получение органического соединения путём одной или нескольких химических реакций.        

30

Составление и решение цепочек превращений органических  веществ.

Тема 7. Химия и жизнь (решение задач из повседневной жизни) (4 ч)

31

Задачи на составление растворов с различными концентрациями

32

Расчёт количества необходимых удобрений для внесения в почву.

33

Зачет

34

 Обобщающее повторение