Внеурочная деятельность
Рабочая программа. КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_9_klass_biologiya.docx | 32.95 КБ |
vud_biologiya_7_klass.docx | 32.75 КБ |
vud_reshenie_zadach_po_organicheskiy_himii.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Подготовка к ОГЭ по биологии»
9 класс
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ) возник вопрос: «Как определить уровень знаний, который должен быть при поступлении на профильное обучение в старшей школе у учащихся?» Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии» поможет решить эту проблему. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене, требуют систематизации. Программа курса рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Содержание курса распределено на 2 раздела и 6 тем. Программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Актуальность курса состоит в том, что профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
- формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии.
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- подготовить к сдаче экзамена по биологии.
Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменной и надорганизменной, а также с учетом изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в систему биологических знаний. На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями. Методика проведения элективных занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений (анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации. Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышенной сложности. В конце элективного курса предусмотрено итоговое тестирование по материалу, пройденному
Учащимися в течение учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Многообразие организмов. Тема I. Многообразие организмов. (2ч). Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений. Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных. Тема 2. Царство растений (15ч). Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах. Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме. Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение. Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями. Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений. Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания. Усложнение растений в процессе исторического развития. Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч). Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах. Тема 4. Царство животных (9ч). Основные отличия растений и животных. Систематика животных. Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах. Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму. Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие. Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем. Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Раздел II. Надорганизменные системы (6ч). Тема 1. Вид и популяции (2ч). Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Тема 2. Экосистемы. (5ч) Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Сукцессии. Саморазвитие экосистемы. Равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для учителя:
- Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
- Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
- Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
- Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с.
- Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Никишова Е.А., Резникова В.З. Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы – М.: Вентана- Граф, 2009. – 288с.
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе/под ред. Г.С. Ковалева, – М.: Просвещение, 2008.
- Кузнецова В.Н., Прилежаева М.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа – М.: Интеллект – Центр, 2006 г.
- Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В. Трофимов., С.В. ГИА – 2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ; Астрель, 2009 г.
- Солодова Е.А. Биология. Тестовые задания: 7 класс: дидактические материалы / Солодова Е.А. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 160с.
- Фросин, В.Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания / Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. – М.: Дрофа, 2010. – 187, [5]с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
Список литературы для учащихся:
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. «Многообразие живых организмов». М.: Дрофа, 2006.
- Захарова В. Б., Мамонтов С. Г., Сонина Н. И. «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2006.
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004г.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003г.
- Лернер Г.И., Рохлов В.С., Теремов А.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ.
- Лернер Г.И. ОГЭ -2016. Биология. 9 класс. Сборник заданий. Биология. 2016/ ФИПИ.
- Рохлов В.С., Теремов А.В., Лернер Г.И., Трофимов С.Б. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ– М.: Эксмо, 2010.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2006.
Информацию об организации, проведении и демоверсии ГИА можно найти на сайтах:
- http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки
- http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
- http://www.probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен
- http://edu.ru/index.php - Федеральный портал «Российское образование»
- http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
- http://www.pedsovet.org - Всероссийский Интернет-Педсовет
Календарно - тематический план
«Решение задач по органической химии»
№ | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
Тема I. Многообразие видов. (2ч) | |||
1 | Многообразие организмов. | ||
2 | Структурные элементы организмов. | ||
Тема 2. Царство растений. (13ч) | |||
3 | Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. | ||
4 | Основные процессы жизнедеятельности растительного организма. | ||
5 | Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах. | ||
6 | Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей. | ||
7 | Особенности строения и размножения мхов | ||
8 | Папоротникообразные, их свойства. | ||
9 | Отдел Голосеменные, их особенности. | ||
10 | Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. | ||
11 | Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. | ||
12 | Многообразие растений и их происхождение. | ||
13 | Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. | ||
14 | Возникновение фотосинтеза. | ||
15 | Выход растений на сушу.Усложнение растений в процессе исторического развития. | ||
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2ч). | |||
16 | Строение и жизнедеятельность прокариот | ||
17 | Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. | ||
Тема 4. Царство животных (10ч). | |||
18 | Особенности строения и жизнедеятельности растений и животных. Систематика животных. | ||
19 | Общая характеристика простейших. | ||
20 | Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. | ||
21 | Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. | ||
22 | Тип Членистоногие: особенности строения и развития. | ||
23 | Многообразие членистоногих, их систематика. | ||
24 | Тип Хордовые: особенности строения и развития. | ||
25 | Тип Хордовые. Эволюционное усложнение дыхательной и кровеносной систем. | ||
26 | Эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем. | ||
27 | Эволюция животного мира. Доказательства эволюции. | ||
Тема 1. вид и популяции (2ч). | |||
28 | Микроэволюция. Видообразование. | ||
29 | Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. | ||
Тема 2. Экосистемы (5ч) | |||
30 | Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. | ||
31 | Сукцессии. | ||
32 | Агроэкосистемы. | ||
33 | Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. | ||
34 | Итоговое тестирование. |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Удивительные животные» имеет эколого-биологическую направленность Новизна программы состоит в том, что данная программа не только рассматривает мир животных в его разнообразии, но и большое влияние уделяется удивительным фактам, которые развивает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию эрудированности обучающихся, умение нестандартно мыслить.
Актуальность: Программа формирует нравственные ценности, основываясь на единстве природы и человека с учетом всех природных закономерностей и законов, а также взаимосвязи животных с окружающей средой. Эти знания, умения и навыки актуальны и в настоящее время, во-первых: формируется правильное представление об окружающем мире и его обитателях – животных; Во - вторых помогут юным зоологам научиться изучать то, что нас окружает и увидеть то, что не видно на первый взгляд; В-третьих: для тех, кто любит животных и хочет о них заботиться поможет правильно научиться их содержать в домашних условиях; в- четвертых в дальнейшем выбрать правильное направление для дальнейшего изучения животных.
Цель программы: Формирование знаний, умений, навыков в области зоологий. Познакомить с разнообразным миром животных, научить элементарным навыкам по уходу за животными.
Задачи программы:
1.Образовательные:
- Формировать представления о разнообразии животного мира;
- Формировать определенные умения и навыки по уходу за животными;
- Дать представление об экологических проблемах окружающей среды.
2.Развивающие:
- Развитие внимания, мышления, памяти, воображения в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений и закономерностей в окружающей среде;
- Развитие навыков самостоятельности при работе со справочной литературой и проведении наблюдений и опытов.
3.Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе и животным;
- Воспитать экологическую культуру личности
Отличительные особенности данной программы: Главным отличием программы от других программ подобного профиля является расширение программного содержания, занимательной информации, которая отражается в блоке «Экологический вестник» , «Породы животных». Также в программу включена творческая мастерская, которая представлена различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.
Возраст детей
Данная программа предназначена для обучающихся в возрасте от 10 до 14 лет.
Сроки реализации Программа рассчитана на один учебный год в системе дополнительного образования. За год обучения реализуется по 34 часа:
- В год обучения: теоретических – 34 часов, практических -13часов
Формы и режим занятий Программой предусматривается систематическое проведение занятий 1 раз в неделю – 34 занятия Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения: В основе методики преподавания курс программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Обучающиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы и опыты. Формы: лекции, просмотр фильма, викторины, практические занятия, беседы, экскурсии, конкурсы, путешествия и игры.
Ожидаемый результат
Дети должны знать
- Знать среды обитания животных
- Знать разнообразие животного мира
- Знать взаимосвязь организмов с окружающей средой
- Знать перелетных, зимующих птиц
- Знать основные проблемы окружающей среды
- Знать удивительные факты
- Знать обитателей Африки
- Знать обитателей океанов
- Знать и различать насекомых
- Знать содержание и уход за животными
- Знать животных озера Чаа-Холь
- Знать понятие о среде обитания животных, их виды
- Знать экологические праздники
- Знать особенности птиц
- Знать физическое состояние воды
- Знать многообразие подводного мира
- Знать понятие о породах домашних животных
- Знать многообразие подводного мира
- Знать проблемы окружающей среды
- Знать флору и фауну озера Чаа-Холь
- Знать животных красной книги
- Знать природу родного края
Дети должны уметь
- Уметь проводить наблюдения за своими питомцами
- Уметь ориентироваться в видах животных
- Уметь оборудовать клетки для содержания животных
- Уметь сравнивать различные среды обитания
- Уметь различать породы животных
- Уметь определять возраст животного по внешнему виду
- Уметь определять породу животных
- Уметь ухаживать за аквариумными жителями
- Уметь отличать заповедники от заказников
- Уметь оформлять буклеты
- Уметь изготавливать животных в разных техниках
- Уметь выполнять практические работы
- Уметь составлять пищевую цепь
Формы подведения итогов
- Викторины: «Все о животных», «Доктор Айболит», « Млекопитающие», «Удав», «Экзотики», Приглядись и угадай», «Эти забавные животные.
- Дидактические игры: «Эти удивительные птицы», «Дорисуй рыбку».
- Опыты, практические и лабораторные работы: «Изучение различных состояний воды», «Водичка», «Изучение пера».
- Выставки рисунков: «Загрязнение воды», «Подводный мир», «Среда обитания животных».
- Научно-исследовательские конференции
- Тестирование
Содержание .
1.Вводное занятие 1ч.Теория: Путешествие по «животному миру», объяснение значения программы.
2.История одомашнивания животных 2ч. Теория: Изучение разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Легенды и факты о животных. Практика: Работа с литературой. Конкурс рисунков: «Среда обитания и животные в ней». Просмотр фильма «Наши животные». Викторина «Всё о животных». 3.По родным краям 2ч. Теория: Изучение животных озера Чаа-Холь, изучение рыб озера Чаа-Холя Практика: Мозговой штурм « А знаете ли вы?».Конкурс рисунков, Викторина «Удивительные животные озера Чаа-Холя». 4.Содержание и уход за животными 1ч. Теория: Основные требования к содержанию домашних животных, Содержание и уход за кошками, Содержание и уход за собаками, Содержание попугаев. 5.Творческая мастерская 2ч. Теория: Изучение животного мира в пустыне, Обитатели океанов, Обитатели Африки. Практика: Пластилиновая аппликация животных на картоне, Изготовление макета океана, Создание коллекции животных в технике квиллинг, Сувениры своими руками 6.Болезни животных 1ч. Теория: Классификация болезней животных, Оказание первой помощи животным.
Практика: Составление таблицы заразных и не заразных болезней, Игра «Помоги животному», Составление списка необходимых медикаментов для домашней аптечки, Викторина «Доктор Айболит». 7.Млекопитающие 1ч. Теория: Многообразие млекопитающих. Общая характеристика млекопитающих. Млекопитающие в зооуголке. Кролики их породы. Морские свинки - история, география возникновения. Хомяки. Практика: Работа с литературой. Путешествие в зооуголок. Аппликация из цветной бумаги, Викторина «Млекопитающие». 8.Домашние друзья 2ч. Теория: Кошки, общая характеристика, Породы кошек. Общая характеристика собак. Породы собак. Практика: Аппликация кошек из круп. Развлекательно – познавательная игра «Кис - мяу», Зарисовка в дневниках наблюдений, Работа с карточками 9.Экзотические животные 2ч. Теория: Сухопутные и водные черепахи, Змеи, Ежики, Попугаи. Практика: Наблюдение за черепахами. Зарисовки в дневнике наблюдений. Спортивная игра «Черепашьи бега». Викторина «Удав». Аппликация из ниток. Конкурс рисунков «Попугай». 10.Класс насекомых 2 ч. Теория: Пчелы, Бабочки, Муравьи, Структура семьи, Экзотические насекомые Практика: Зарисовки строения пчелы в дневник наблюдений, Проектирование макета улья, Аппликация бабочек из салфеток, Просмотр фильма о бабочках, Зарисовки строения муравья в дневник наблюдения, Викторина «Приглядись и угадай». 11.Орнитология 2ч. Теория: Происхождение птиц, Птицы леса, Водоплавающие птицы, Роль птиц в жизни человека, Хищные птицы, Лесные доктора. Практика: Работа с литературой, Кроссворд «Эти удивительные птицы», Зарисовка птиц, Работа с дневниками наблюдений, Игра «Своя игра», Работа с литературой, Игра «Пернатые друзья». 12.Экологическая страничка 2ч. Теория: Проблемы окружающей среды, Изучение флоры и фауны озера Чаа-Холь, Красная книга,Человек и вода, Насекомые вредители и врачи лесов. Практика: Конкурс рисунков, Работа с дневниками наблюдений, Составление альбома по исчезнувшим видам животных, Изучение фото – материала, Викторина «Вода в природе», Работа с литературой. Изготовление панно «о. Чаа-Холь», Экскурсия в природу «Раннецветущие травянистые растения», Декоративное панно из природного материала 13.Самые, самые 1ч. Теория: Самые быстрые животные в мире, Самые маленькие животные в мире, Самые громкие животные в мир, Самые ядовитые змей в мире, Практика: Аппликация животных из салфеток, Викторина «Кто я?», Конкурс рисунков, Составление кроссворда, Экскурсия в школу верховой езды «Гордый», Тестирование. 14.Связь животных со средой обитания 1ч. Теория: Понятие о среде обитания животных, ее виды. Приспособление животных к разным средам обитания. Практика: Работа с дневниками наблюдений, Просмотр фильма, Наблюдение за обитателями живого уголка 15.Разнообразие в мире животных 2ч. Теория: Экзотические животные. Редкие и исчезнувшие животные. Домашние животные. Дикие животные. Практика: Конкурс рисунков «Самое не обычное животное», Изготовление листовок «Берегите меньших братье!». Составление фотоальбома «Домашние любимцы», Аппликация из цветной бумаги, Викторина «Эти забавные животные».
16.Экологический вестник 2ч. Теория: Синичкин день, День моржа, Всемирный день защиты животных Практика: Акция «Каждой синичке дом», Составление «фото - газеты», Работа с литературой, Составление кроссворда, Тестирование. 17.Породы животных 2ч. Теория: Понятие о породе. Породы птиц, Экзотические виды пород Практика: Просмотр фильма, Оформление буклета по породам. Игра «Составь пару». Викторина «Породы». 18.Творческая мастерская 2ч. Теория: Макет Земного шара, Обитатели водоема, Обитатели Северного полюса, Создание коллекции домашних животных, Проект аквариума Практика: Создание объемного макета в технике торцевание, Составление мозаики из цветной бумаги, Создание животных в технике торцевание на плоскости, Изготовление животных по технике оригами, Подбор материала, Выставка работ обучающихся 19.Вода - источник жизни 2ч. Теория: Вода в составе живых организмов. Физическое состояние воды. Практика: Рисунки в дневниках наблюдений, Опыт « Водичка», Практическая работа: «Изучение различных состояний воды», Работа по карточкам « Вода на земле». 20.Животные водной среды 2ч. Теория: Многообразие подводного мира. История возникновения аквариумного рыболовства. Аквариум, Аквариумные растения. Аквариумные рыбы. Практика: Конкурс рисунков «Подводный мир». Изготовление рыб из природного материала, Зарисовки аквариума в дневниках наблюдениях, Аппликации из цветной бумаги, Создание калажей «Аквариум», Дидактическая игра «Дорисуй рыбку», Викторина «Обитатели морских глубин» 21.Экологическая страничка 1ч. Теория: Проблемы окружающей среды, Заповедники, заказники, национальные парки нашей страны. Красная книга. Практика: Конкурс рисунков: «Загрязнение природы», Поход по экологической тропе. Составление альбома по исчезнувшим видам животных. 22.Мир леса 1ч. Теория: Природа родного края, Свойства и методы обработки природного материала, Пищевая цепь Практика: Экскурсия в рощу (сбор природного материала), Аппликации животных из природного материала, Лесные миниатюры, Декоративное панно, Экскурсия в лесопарковую зону, Поход. Подведение итогов года.
Литература для учащихся:
1.Журнал о природе для детей и взрослых - «В мире животных», М.,1998г 2.Табарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение», М.,2003г 3. «Атлас родной природы- животные леса», М.,2000г 4. «Красная книга России - животные», М.,1978г 5. Хомяки и хомячки с Ольгой Ягодовник , М.,1987г
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Ашаткин А.Ф. «Справочник самостоятельной вет. помощи», 1997г.
- Баланин И.В. «Зоологический контроль микроклимата в животноводческих и птицеводческих помещениях», Л. 1988 г.
- Богданова О.М «300 лучших игр», 2008г.
- Волкова В.Н. «Кролиководство», 2006г.
- Игольницына Л.М., Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой практикумы под руководством 1997г.
- Гладкова. Н.А. «Охрана природы», 1997г.
- Гальцова И.Ю. «Удивительные животные», 2008г.
- Зорин. В.Л. «Краткие ветеринарные консультации», 1999г.
- Иголицин Л.М. «Сборник экологических задач».
- Костинская И.В. « Программы дополнительного образования»,1987г.
- Повловский Е.Н. «Уголок природы в школе», М. 1987г.
- Повловский Е.Н. «Физиология животных», 1990г.
- Осташов С.А. «Справочник ветеринарного врача», 2001г.
- Экология и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы, 2008 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВУД по биологии
«Удивительный мир животных»
7 КЛАСС, 34 ЧАСА.
№ | Дата | Тема урока | |
1 | Введение | ||
2 | История одомашнивания животных | ||
3 | Практ работа №1 | ||
4 | По родным краям | ||
5 | Практ работа №2 | ||
6 | Содержание и уход за животными | ||
7 | Творческая мастерская | ||
8 | Практ работа №3 | ||
9 | Болезни животных | ||
10 | Практ работа 4 | ||
11 | Млекопитающие | ||
12 | Практ работа №5 | ||
13 | Домашние друзья | ||
14 | Экзотические животные | ||
15 | Класс насекомых | ||
16 | Практ работа №6 | ||
17 | Орнитология | ||
18 | Практ работа №7 | ||
19 | Экологическая страничка | ||
20 | Практ работа №8 | ||
21 | Самые, самые | ||
22 | Связь животных со средой обитания | ||
23 | Практ работа №9 | ||
24 | Разнообразие в мире животных | ||
25 | Практ работа №10 | ||
26 | Экологический вестник | ||
27 | Практ работа №11 | ||
28 | Породы животных | ||
29 | Практ работа №12 | ||
30 | Творческая мастерская | ||
31 | Практ работа №13 | ||
32 | Вода - источник жизни | ||
33 | Животные водной среды | ||
34 | Экологическая страничка |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинского (2008 год), предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 34 часа.
Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, формированию умений выполнять различные задания: решать задачи, цепочки превращений органических и неорганических веществ, составлять окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс с участием органических веществ.
В программе реализуются межпредметные связи с биологией, математикой, физикой, географией и экологией, что позволяет учащимся осуществить интегративный синтез знаний в целостную картину мира.
Теоретические знания и практические умения, полученные обучающимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат повышение интереса к научной, исследовательской работе по химии, подготовку к сдачи ЕГЭ по химии.
1.1.Цель и задачи курса
Цель курса: формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии, развитие познавательной и творческой активности, синтетического и аналитического мышления.
Задачи курса:
- развить умения и навыки системного осмысления знаний по органической химии и их применению при решении качественных и количественных задач;
- обеспечить освоение обучающимися алгоритмов решения типовых качественных и количественных задач;
- сформировать умения самостоятельно подбирать способы решения комбинированных задач в соответствии с имеющимися данными;
- научить использовать математические умения и навыки при решении химических задач;
- научить использовать химические знания для решения математических задач на растворы, смеси;
- развить у обучающихся умения проводить синтез, анализ, формулировать выводы, заключения;
- создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ по химии.
Отличительные особенности программы
Теоретической базой элективного курса служит курс органической и неорганической химии основной школы. Углубляя и совершенствуя знания, полученные обучающимися на уроках, происходит развитие умений и навыки по решению качественных и количественных задач, упражнений (разного уровня сложности). Основной формой организации образовательного процесса в рамках элективного курса является семинар, в рамках которого учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, решают задачи, выполняют упражнения различного уровня сложности.
Для повышения мотивации учащихся к углубленному, детальному рассмотрению теоретического материала, предусмотрены лабораторные и практические работы по составлению и практическому осуществлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению качественных и количественных задач, с указанием способов их решения.
В программе элективного курса особое внимание обращается на вопросы, которые недостаточно полно рассматриваются в рамках курсе химии основной и средней школы, но входят в тесты ЕГЭ и в программы вступительных экзаменов в вузы естественного профиля. Большинство задач и упражнений берется из КИМов ЕГЭ по химии предыдущих лет, что позволяет осуществлять подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по химии. Для оценивания уровня достижений учащихся предусмотрено проведение контрольных работ, зачетов.
Формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуальные.
Требования к знаниям и умениям.
В результате изучения элективного курса ученик должен
Знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, атомная, молекулярная масса, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро.
- Классификацию и номенклатуру органических веществ (систематическая, тривеальная).
Уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» и систематической номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Формы и методы, технологии обучения.
- методы групповой и индивидуальной работы;
- проблемно-диалогическое обучение;
- технологии проблемного обучения, модерации, витагенные, коучинговые технологии, развития критического мышления.
Способы и формы оценки знаний учащихся.
Для оценивания уровня достижений учащихся предусмотрено проведение контрольных работ, зачетов.
Содержание учебного материала
Содержание рабочей программы включает девять тем:
Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (3 часа)
Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, межклассовая, положения функциональной группы) и пространственная (стереоизомерия). Номенклатура: тривиальная, систематическая. Написание структурных формул изомеров и гомологов.
Демонстрации
Атомно-стрежневые модели.
Таблица с номенклатурами органических веществ.
Лабораторные опыты
Изготовление моделей органических соединений.
Тема 2. Качественные реакции в органической химии (3 ч)
Качественные реакции на углеводороды и их функциональные производные. Свойства органических веществ, определяемые кратными связями и функциональными группами.
Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (6ч.) | ||||
1. | Номенклатура органических веществ. Правила номенклатуры. | 1 ч | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
2. | Виды изомерии: структурная и пространственная. | 1 ч | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
3. | Составление структурных формул изомеров органических веществ, номенклатура. | 1 ч. | Самостоятельная работа | |
4. | Качественные реакции на углеводороды. | 1 ч. | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
5. | Качественные реакции на функциональные производные углеводородов. | 1 ч. | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
6. | Решение задач на определение веществ по качественным реакциям | 1 ч. | Решение задач | |
Тема 2. Задачи на вывод химических формул (5 ч.) | ||||
7. | Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических веществ | 1 ч. | Решение задач | |
8. | Решение задач на вывод химических формул органических веществ | 1 ч. | Решение задач | |
9. | Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания. | 1 ч. | Решение задач | |
10. | Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе | 1 ч. | Решение задач | |
11. | Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе | 1 ч. | Решение задач | |
Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (2 ч) | ||||
12. | Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач. | 1 ч | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
13. | Решение задач на смеси органических веществ. | 1 ч. | Решение задач | |
Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч) | ||||
14. | Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями. | 1 ч | Решение задач | |
15 | Задачи на «избыток – недостаток» с участием углеводородов | 1 ч | Решение задач | |
16. | Задачи на избыток – недостаток с использованием кислородосодержащих органических соединений. | 1 ч | Решение задач | |
17. | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием предельных углеводородов. | 1 ч | Решение задач | |
18. | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием непредельных углеводородов. | 1 ч | Решение задач | |
19. | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием кислородосодержащих соединений. | 1 ч | Решение задач | |
20. | Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 1 ч | Решение задач | |
21. | Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 1 ч | Решение задач | |
22. | Урок-практикум по решению качественных задач | 1 ч | Решение и составление задач | |
23. | Урок-зачёт | 1 ч | Урок-зачёт | |
Тема 5. Определение количественных отношений газов (2 ч) | ||||
24. | Газовые законы. Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов. | 1 ч | Решение задач | |
25. | Расчёты с использованием газовых законов, объёмной и мольной доли веществ в смеси. | 1 ч | Решение задач | |
Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ (5 ч.) | ||||
26. | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. | 1 ч | Решение задач | |
27. | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. | 1 ч | Решение задач | |
28 | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. | 1 ч | Решение задач | |
29. | Получение органического соединения путём одной или нескольких химических реакций. | 1 ч. | Решение задач | |
30. | Составление и решение цепочек превращений органических веществ. | 1 ч. | Решение задач | |
Тема 7. Химия и жизнь (решение задач из повседневной жизни) (4 ч) | ||||
31. | Задачи на составление растворов с различными концентрациями | 1 ч | Решение задач | |
32. | Расчёт количества необходимых удобрений для внесения в почву. | 1 ч | Решение задач | |
33. | Зачет | 1 ч | Урок-зачёт | |
34-35. | Обобщающее повторение | 1 ч |
Литература
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 кл. / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. М: Блик и К, - 2001.
- Гаврилова Л.И. Органическая химия 10 кл./ Л.И. Гаврилова. Саратов: Лицей, - 1999.
- Новошинский Н.Н. Типы химических задач и способы их решения / Н.Н. Новошинский. М: Оникс 21 век, - 2005.
Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.
Календарно - тематический план
«Решение задач по органической химии» (7 класс)
№ | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (6 ч.) | |||
1 | Номенклатура органических веществ. Правила номенклатуры. | ||
2 | Виды изомерии: структурная и пространственная. | ||
3 | Составление структурных формул изомеров органических веществ, номенклатура. | ||
4 | Качественные реакции на углеводороды. | ||
5 | Качественные реакции на функциональные производные углеводородов. | ||
6 | Решение задач на определение веществ по качественным реакциям | ||
Тема 2. Задачи на вывод химических формул (5 ч.) | |||
7 | Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических веществ | ||
8 | Решение задач на вывод химических формул органических веществ | ||
9 | Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания. | ||
10 | Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе | ||
11 | Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе | ||
Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (2 ч) | |||
12 | Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач. | ||
13 | Решение задач на смеси органических веществ. | ||
Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч) | |||
14 | Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями. | ||
15 | Задачи на «избыток – недостаток» с участием углеводородов | ||
16 | Задачи на избыток – недостаток с использованием кислородосодержащих органических соединений. | ||
17 | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием предельных углеводородов. | ||
18 | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием непредельных углеводородов. | ||
19 | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием кислородосодержащих соединений. | ||
20 | Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | ||
21 | Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | ||
22 | Урок-практикум по решению качественных задач | ||
23 | Урок-зачёт | ||
Тема 5. Определение количественных отношений газов (2 ч) | |||
24 | Газовые законы. Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов. | ||
25 | Расчёты с использованием газовых законов, объёмной и мольной доли веществ в смеси. | ||
Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ (5 ч.) | |||
26 | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ | ||
27 | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. | ||
28 | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. | ||
29 | Получение органического соединения путём одной или нескольких химических реакций. | ||
30 | Составление и решение цепочек превращений органических веществ. | ||
Тема 7. Химия и жизнь (решение задач из повседневной жизни) (4 ч) | |||
31 | Задачи на составление растворов с различными концентрациями | ||
32 | Расчёт количества необходимых удобрений для внесения в почву. | ||
33 | Зачет | ||
34 | Обобщающее повторение |