Полезная информация для педагогов
В этом разделе представлены полезные технологии и игры для реализации оздоровительной работы в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.
Среди разнообразных форм и методов, используемых в педагогическом процессе для оздоровления детей, формирования социального поведения и культуры дошкольников, важнейшее значение, как известно, учитывая их возрастные особенности, придается игре, игровой деятельности. «В дошкольном возрасте,—отмечал Д. Б. Эльконин, — ведущая деятельность — игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста многосторонне, а главное состоит в том, что благодаря особым игровым приемам (принятие ребенком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, обобщенному изобразительному характеру воспроизведения предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми». По убеждению французского ученого-естествоиспытателя Ж. Фабру, «школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение...».
Игра — единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности —- потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.
Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения.
Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.
Известно, что выполнение специальных физических упражнений требует от ребенка сосредоточенности, усердия при выполнении достаточно трудных упражнений, а при многократном повторении это приводит к снижению эмоциональности занятий и снижает активность ребенка.
Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию и помогают ребенку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на занятиях лечебной гимнастикой или в других видах деятельности.
Оздоровительно-развивающие игры способствуют развитию рефлексии, помогают выражать детям свои чувства, разрешать внутренние конфликты, повышать самооценку. Проигрывание ролей в оздоровительно-развивающих играх дает детям возможность чувствовать физический контакт, удовлетворять свою потребность в состязательности реагировать на агрессию в социально приемлемой форме экспериментировать с различными моделями поведения и видеть к каким последствиям это приводит.
Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).
Мир детских игр многообразен. К их числу относятся подвижные, или сенсомоторные, игры (например, бег, прыжки, вращения и другие разновидности игр), игры-возня, языковые игры, имитационные игры, сюжетно-ролевые игры, особенность которых состоит в том, что дети разыгрывают различные роли и ситуации, и др. (Г. Крайг, 2001).
Для дошкольника игра является ведущей деятельностью. В игре ребенка увлекает удовольствие, получаемое от занятий такой деятельностью.
По мере взросления расширяется сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, а на основе этого шире и разнообразнее становятся игры, меняется их содержание. Если у младших дошкольников основным содержанием игры является воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами, то у дошкольников среднего возраста — воспроизведение отношений между людьми, а у старших дошкольников — подчинение тем правилам, которые связаны со взятой на себя в игре ролью.
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в формировании здорового образа жизни детей
Часто под понятием «здоровье» мы предполагаем отсутствие болезней или физических дефектов. Но мы забываем, что здоровье - это ещё и состояние полного физического, психического и социального благополучия и выпадение даже одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? С какого возраста это необходимо начинать? И как сделать этот процесс интересным, увлекательным, познавательным и плодотворным?
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, способна обеспечить формирование здоровья и навыков здорового образа жизни. Формирование потребности в здоровом образе жизни у ребёнка должно проводиться легко, незаметно и ненавязчиво, но всегда с удовольствием. Безусловно, в данном процессе важна заинтересованность, как со стороны взрослого, так и со стороны ребёнка.
Мир детства не может существовать без игры. Игра- основной вид деятельности ребёнка- дошкольника. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования. Игра ведёт ребёнка по жизни. Мир детских игр многообразен. В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством приобщения к спорту. Именно игры имеют большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Игры проводятся в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.
Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и навыкам здорового образа жизни. Поэтому с учетом анатомо – физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста рекомендуется использовать специальные игры и игровые упражнения. К их числу можно отнести игры и специальные игровые задания, используемые для формирования у детей представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности.
Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, не только оказывает определенное воздействие на ребенка, но и решает конкретные задачи программы. Игровой самомассаж, дыхательная гимнастика – основы закаливания и оздоровления. У детей во время выполнения данных видов деятельности, обычно улучшается настроение. Также эти упражнения способствуют формированию у детей сознательного стремления быть здоровыми. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание (стретчинг). Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию. Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности. Игровая деятельность является основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Таким образом, игра является одним из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих и, самое главное, на приобщение ребёнка к здоровому образу жизни, которое важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения педагогических задач и, конечно же, это важный шаг к повседневному непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития. Игры способствуют приобщению ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формированию у малыша навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровье сберегающая технология-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней.
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Выделяют три группы технологий
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья. - Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная , гимнастика бодрящая, гимнастика коррегирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения ЗОЖ.- Физкультурные занятия, проблемно – игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии (Здоровье), самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь(БОС).
3.Коррекционные технологии. - Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Применение этих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
- Стретчинг—это система упражнений, развивающих гибкость. Они помогают улучшить осанку, координацию движений.
- Ритмопластика—музыка и движение. Ориентирована на личность. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях применяется программа музыкально-ритмического психотренинга Бурениной АИ, развивающая внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом. Потребность в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физкультурных минутах, динамических паузах. Динамические паузы проводятся в течение всего дня. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, массажными мячиками), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии ( ходьба по ребристым дорожкам и т. д.), подражание движениям животных, птиц, физкультурные упражнения.
Здоровьесбеоегающие технологии выполняют следующие функции:
1.Развлекательная — создает благоприятную атмосферу
2. Релаксационная - снимает напряжение.
3. Коммуникативная - объединяет детей в группы.
4. Воспитательная - формирует моральные и нравственные качества.
5. Обучающая - давать новые знания, умения ,навыки.
6. Развивающая - развивает речь, внимание, память ,мышление.
7. Коррекционная - исправлять, эмоциональные, поведенческие и др. проблемы ребенка.
8. Профилактическая - предупреждает появление психологических заболеваний.
9. Лечебная - способность выздоровления
Например, психологический тренинг ,,Доброе утро,дети!,, Дети в кругу, протянуть ладошки рядом стоящему, который протягивает свои ладошки и говорит ,,Доброе утро,Саша,, и т. д. Тренинг ,,Человек к человеку,,: в парах—ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке.
Динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике. Релаксация - расслабление. Это метод психотерапии. Навык саморегуляции, умение восстанавливать физические и психологические ресурсы.
Арттерапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, создание историй и многое другое. ,,Арт-исскуство,, ,,Терапия-лечение» - гибко мыслить и развивать творческие возможности человека.
Сказкотерапия - главная идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет. Исследование сказочного образа, секрет сказкосложения. Лечение сказками – это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Предварительный просмотр:
Особенности организации и проведения круговой тренировки с дошкольниками
Основу круговой тренировки составляет выполнение нескольких видов физических упражнений по кругу. В комплексы включают несложные и предварительно разученные упражнения. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий. Весь круг проходят от 1 до 3 раз, дозируя общее время прохождения. Круговая тренировка сочетает возможности избирательно – направленного и общего воздействия, может быть строго упорядочена или вариативна. Это создаёт условия для проявления высокой работоспособности.
Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов:
- непрерывно – поточный - без перерыва и пауз для отдыха, выполняемые упражнения, направленные на развитие выносливости. Упражнения подбираются по принципу последовательного воздействия на группы мышц.
- вариант интервального выполнения упражнений с напряжёнными интервалами для отдыха, направлен на развитие силовой и скоростно – силовой выносливости. Основная особенность – серийное выполнение с напряжённым интервалом, при этом отдых настолько непродолжителен, что очередная пауза накладывается на остаточную функциональную активность систем организма, задействованных в предыдущем упражнении. Подбираются сравнительно кратковременные упражнения, часть которых выполняется с отягощением
- вариант интервального упражнения с ординарными интервалами для отдыха, направлен на развитие ловкости, скоростно – силовых способностей в сочетании с воздействием на общую физическую работоспособность. Это вариант строится в режиме интервальной работы сверхмаксимальной интенсивности. Подбираются сравнительно кратковременные упражнения, часть которых выполняется с отягощением, сохранением значительного темпа движений.
Круговая тренировка зарекомендовала себя как эффективная форма физической подготовки, благодаря следующим возможностям:
- высокая моторная плотность НОД;
- индивидуализация педагогического воздействия;
- относительно – точное дозирование физической нагрузки;
- согласование содержания упражнений на «станциях» с программным материалом;
- возможность использования в подготовительной, основной и заключительной частях занятия в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;
- одновременное и самостоятельное выполнение упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества инвентаря.
Недостатки круговой тренировки:
- в одном тренировочном занятии не всегда учитываются физиологические закономерности формирования двигательных качеств, обеспечивается лишь комплексное их развитие без строго дифференцирования;
- непрерывно – поточный метод предполагает одинаковое время отдыха для детей с различными функциональными возможностями;
- требуется большое количество нестандартного оборудования и инвентаря.
Характерные черты круговой тренировки как самостоятельной организационно – методической формы построения НОД:
- Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.
- Использование хорошо усвоенных упражнений.
- Периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях»;
- Последовательное включение в работу различных групп мышц;
- Регламентация работы и отдыха на каждой «станции»;
- Индивидуализация тренировочной нагрузки;
- Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.
Особенности применения круговой тренировки для дошкольников:
- учёт возрастных особенностей позволяет осуществить выбор средств и методов физического воспитания, адекватных возможностям организма в тот или иной возрастной период;
- степень индивидуализации и дифференциации программ тренировки зависит от состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей;
- необходимость комплексной оценки и мониторинга физического состояния детей (группа здоровья, выявление хронических заболеваний и функциональных отклонений, врачебные рекомендации по организации двигательного режима);
- определяются особенности детей (осанка, развитие мышечного корсета, гибкость).
Таким образом, при определении содержания круговой тренировки необходимо руководствоваться задачами физического воспитания детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игр, значит, и круговая тренировка должна восприниматься как часть игры (сюжет, имитация, подражание, образные названия упражнений с предметом, различная атрибутика).
Для реализации дифференцированного подхода следует распределить детей по подгруппам на основании анализа данных ос состоянии здоровья, физического развития и об уровне физической подготовленности.
Дифференцировать нагрузку можно следующим образом:
- изменить темп выполнения упражнений;
- интервалы для отдыха;
- вводить дополнительные «станции» с облегченной или наоборот, более высокой нагрузкой;
- варьировать способы и условия выполнения упражнений.
Круговая тренировка – один из способов и приёмов разнообразить ход НОД, возможность всем детям одновременно участвовать в деятельности. При систематическом использовании данного приёма формируется привычка работать коллективно, развиваются коммуникативные качества дошкольников.
Деловая игра с педагогами.
Проводится с педагогами, одетыми в спортивную форму, в спортивном зале.
Цель деловой игры - повышение уровня мастерства педагогов при использовании в НОД по физической культуре метод «круговой тренировки».
Предварительный просмотр:
«Подвижные игры
как средство повышения двигательной активности детей на прогулке»
- Значение двигательной активности для роста и развития ребенка.
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Педагоги также отмечают, что движение – это важное средство воспитания, поскольку, двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. Движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.
В детском саду используются разные формы работы, направленные на повышение двигательной активности детей - утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.). Средствами физической культуры можно повысить двигательную активность и на прогулке, используя игровые упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, игры с элементами спорта.
- Прогулка как средство реализации двигательной потребности детей.
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны для растущего детского организма. Кроме того, в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками. Стоит отметить, что ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.
Однако, на прогулке необходимо грамотное педагогическое руководство, с целью полноценной реализации двигательных возможностей детьми. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.
Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.
Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.
Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.
Большие возможности для развития движений детей имеются на прогулке, особенно в весеннее - летний период.
- Проведения подвижных игр на прогулке.
Характер и содержание деятельности детей во время прогулке определяется их возрастными и индивидуальными особенностями.
На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 мин., если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 мин. в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 мин. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать подвижные игры, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре.
Содержание игр и физических упражнений на прогулке необходимо предварительно продумать. Они должны соответствовать следующим требованиям:
1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3. Применение разных способов организации дошкольников;
4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6. Активизацию детской самостоятельности;
7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.
- Методика проведения подвижных игр.
Сбор детей на игру | Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | ||
- сюрпризный момент; - атрибуты к игре; - художественное слово; - переход от совместной ролевой игры. | - отгадывание загадок - сбор по условному сигналу; - напоминание игры; - сбор по предварительной договоренности. | - беседа; - поручить сбор кому-то из детей. | |||
Объяснение правил | - в ходе игры; - при помощи образного рассказа; - слова заучивают в ходе игры; - прием подговаривания. | Новая игра | Знакомая игра | Новая игра | Знакомая игра |
- объяснение правил до начала игры; - вопросы на закрепление правил; - слова заучивают заранее | - напомнить правила игры, задавая вопросы | - объяснение правил до начала игры; - зрительная ориентация; - пробный ход, схемы. | - дети рассказывают правила; - самостоятельно придумывают новый ход игры. | ||
Выбор водящего | - по желанию детей; - по выбору воспитателя в новой игре; - главную роль берет воспитатель | - по желанию детей; - по выбору воспитателя; - по считалке. | - по желанию детей; - по выбору воспитателя; - по жребию; - в качестве поощрения. | ||
На роль ведущего выбирают проигравшего | |||||
Руководство ходом игры | - сигнал к началу игры; - подсказывание правил в ходе игры; - показ движений | - совет, напоминание; - сигнал к началу игры; - при нарушении правил остановить игру и напомнить правила игры | - совет, напоминание; - сигнал к началу игры; - подсказать как выиграть; - помощь в решении конфликта. | ||
Итог игры | - положительная оценка после каждого тура игры | - положительная оценка в конце игры и похвала по ходу; - выделить кто играл лучше всего. | - анализ игры по вопросам воспитателя; - объяснить как можно изменить правила в следующий раз. |
При проведении игр следует использовать разные способы организации детей. При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил. При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.
- Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.
Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. Важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений не подавляя инициативы.
Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены 2 основных этапа. Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.
На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Мало подвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.
В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т.д. Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.), а мало подвижных - на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимн, стенке, бег со скакалкой и т.д.). Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.
Предварительный просмотр:
«Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности»
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчивости, что является составляющим интегрального свойства личности – самостоятельности.
Предпосылки проявления самостоятельности закладываются еще в раннем детстве, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и в какой-то мере может самостоятельно удовлетворять некоторые свои потребности.
Вначале он добивается этого внутри семьи, а затем и в других социальных группах, тем самым приобщаясь к социальным отношениям. К старшему дошкольному возрасту коэффициент самостоятельности ребенка значительно повышается: возрастает его потребность в самостоятельных поступках и действиях.
Отличительной особенностью самостоятельности дошкольников является ее организованность. В этом возрасте дети могут направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и скорее делать что-то порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями взрослых.
Процесс становления самостоятельности дошкольника в деятельности проходит ряд стадий:
стадия целеполагания – на этой стадии ребенку доступна лишь самостоятельная постановка цели, но исполнение поставленной цели еще во многом зависит от взрослого;
стадия поиска средств реализации цели, настойчивого стремления к получению общезначимого результата культурно-фиксированными, социально-одобряемыми способами.
В развитии самостоятельности принципиально важным является то, что взрослый не подсказывает ребенку то, что он может выполнить самостоятельно, хотя бы и с некоторым усилием. Овладев разными способами двигательных действий, дошкольники видят возможность их применения в жизненных ситуациях.
Организация самостоятельной двигательной деятельности детей требует создания спортивного уголка «Физкультурник», который оснащен разнообразным по содержанию физкультурно-спортивным материалом (физкультурный инвентарь, переносное физкультурное оборудование, иллюстрации и альбомы спортивной тематики, спортивная символика, развивающие игры, обогащающие двигательный опыт детей «В мире движений», «Физкультурная мозаика»).
Педагогическими условиями, стимулирующими развитие самостоятельности детей во время игр и занятий в уголке «Физкультурник» является:
- гибкая тактика взаимодействия педагога и ребенка;
- целенаправленное формирование позиции ребенка как субъекта деятельности;
- расширение знаний и умений, которые можно реализовывать в самостоятельной деятельности;
- создание ситуаций, побуждающих к поиску самостоятельного решения.
На занятиях физическими упражнениями нужно придерживаться следующих требований: использовать игры и упражнения, требующие, усложнений в их выполнении; включать выполнение упражнений в парах, тройках; создавать ситуации планирования ребенком своей деятельности.
Результат: продолжительность и грамотность выполнения физических упражнений; независимость и уверенность в процессе отбора двигательных действий; интерес к движениям, умение творчески их преобразовывать; самооценка двигательных действий.
Формирование самостоятельности ребенка в двигательной деятельности зависит от понимания им роли и необходимости выполнения физических упражнений.
Чем большим запасом знаний и двигательным опытом обладает ребенок, тем чаще он проявляет инициативу, тем более он самостоятелен и активен.