Методическая работа
Педсовет Патриотическое воспитание молодых людей
https://drive.google.com/open?id=15RnFS5tnEuF2SmUm...
Заседание методической лаборатории общеобразовательного цикла
https://drive.google.com/open?id=1jHNvetI5hOBVrImY...
Роль кабинета в оптимизации, активизации учебного процесса
https://drive.google.com/open?id=1JMhQoIidZI0171u7...
Обобщение опыта
https://drive.google.com/open?id=1WKJ6oW93m9Chkppt...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педсовет Интерактивное обучение как форма повышения качества обученности студентов 23.01.19.
Интерактивный –взаимный и действовать
Интерактивность – это нахождение в режиме диалога или беседы с кем-то или с чем-то компьютер
Интерактивные приёмы и методы обучения подразумевает более широкое взаимодействие студентов – педагога – одноклассники.
Интерактивные методы – это те методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой и которые поспособствуют активной мыслительной деятельности, которые могут подтолкнуть искать решения, открывать новые знания, а не зазубривать теорию.
Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии, коммуникации. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех студентов, включая педагога. Такой тип деятельности студентов, где изучение учебного материала происходит в процессе интерактивного урока, где применяются интерактивные задания, упражнения, приёмы.
Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу в обучении.
Цели ИАО:
- развитие интеллектуальных способностей
- самостоятельность мышления
- достижения быстроты и прочности усвоения
- развитие творческого потенциала – способность к видению проблемы, поисковой деятельности, эффективного применения студентом полученные знания в реальной жизни т.е формированию УУД.
ИАподходы: - творческие задания, работу в малых группах, обучающие игры(рол,дел,обр), сетевое взаимодействие(экс,спец) соцпроекты(сорев,СМИ,фильмы,песни,спкектакль)
ИАформы: - иаэкскурсия, кейс-технология,видеоконференция,кругстол,мозгштурм,дебаты, фокус-группа,игры,дискуссии,тренинги
ИАстратегии компетентностно-ориентированного образования:
-развития критического мышления
- коллаборативного обучении
- контекстного обучения
- стратегического обучения
Стратегия ИАО основана на:
- субъект-субъектных отношения
- многосторонняя коммуникация
- конструирование знаний студентами
- использование самооценки и обратной связи
- активности студентов
Развитию УУД на уроке должно способствовать применение таких технологий, как:
Критического мышления
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Дискуссионная технология
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность
Достижение результативности на уроке и заметного качества процесса обучения при использовании интерактивных методов, получение намеченных результатов обучения, воспитания и развития обеспечит выполнения ряда ключевых процессов:
Интеракции – эффективное взаимодействие студентов – педагога – одноклассники
Коммуникации –упорядоченный обмен информацией студентов – педагога – одноклассники
Визуализации – обеспечение наглядности хода и результатов процесса обучения
Мотивации каждого участника процесса
Мониторинга образовательного процесса
Рефлексии студентов и педагога
Анализа деятельности участников или оценивание итогов и результатов
Составные части характерные для интерактивного взаимодействия многоголосие, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, создание ситуации успеха, свобода выбора, рефлексия.
Примеры интерактивности на ОБЖ
метод соревновательности
метод проблемного обучения
метод игра домино
Приёмы Интерактивного обучения:
1Организационный «Мозговой штурм»
2Проверка дом. задания сайт обращение продолжить ответ(цепочке, по кругу)
3Актуализация субъективного опыта постановка целей в виде проблемного вопроса, постановка целей через показ конечного результата(противогаз+ОВ)
4.Изучение нового материала в ИА.
- проблемное обучение-развивающие проблемы разного уровня овладевают знаниями и способами действий, формирование творческих способностей, продуктивного мышления, интеллектуальных эмоции
- адаптивное обучение способствует индивидуальному обучению
- проектное обучение педагог представляет исходные данные, планируемые результаты, а студенты намечают задачи, ищут пути решения, сравнивают, корректируют деятельность.
5.Первичная проверка знаний и способов деятельности:
-опорный конспект
- Использование заданий на узнавание изучаемых объектов
-«Карусель»
«Мозговой штурм»
6.Закрепление новых знаний и способов деятельности
- взаимообмен заданиями, вопросами
- использование вопросов, повышающих интеллектуальную активность
- обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные)
7.Применение знаний и умений
-дебаты за и против
- разноуровневая самостоятельная работа
- групповая работа
8.Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
- техника кооперации(работа в группах, парах с различными видами заданий
- составление «карты» мыслительности –плана или алгоритма
- мозговой штурм устный, письменный. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой деятельности
9.Контроль и самоконтроль
- тестовые задания
- задания с множественными ошибками
10.Коррекция
Найди ошибку, Вставь пропущенную букву, продолжи предложение
11.Информация о домашнем задании
-Разноуровневое задание
- постановка учебных проблем и заданий с поиском их решения
- творческие задания
12.Подведения итогов учебного занятия
- резюме
- 30сек славы
- незаконченное предложение
13.Рефлексия
- Письмо самому себе
- я хочу сказать спасибо
- цепочка пожеланий
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
ГПОУ «Первомайское многопрофильное училище»
Как индивидуализировать процесс обучения и воспитания?
методика внедрения личностно-ориентированного обучения в процессе на уроках и во внеурочной деятельности
подготовил:
преподаватель-организатор
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Зелепукин В.И.
п.Первомайский,2018г
«Кто начал мыслить, того уже не остановить»,
Ж.Ж. Руссо
С-27 Необходимость бережного отношения к личности каждого человека отсылает к весьма острой педагогической проблеме индивидуализации процесса обучения и воспитания подрастающего поколения.
Почему данная проблема остаётся актуальной?
Наверное, одной из причин является то, что современная педагогика построена на противопоставлении: хороший – плохой, внимательный – невнимательный, трудолюбивый – ленивый, т.е по принципу «белый –чёрный». Но спектр человеческих качеств вбирает в себя огромное множество оттенков и цветов. Как нельзя повернуть солнце вспять, так и невозможно однозначно оценить и действия растущей личности.
Взрослый, не учитывая особенностей ситуации, индивидуальности участников, события, может легко извратить мотив поведения, неправильно оценить и тогда трагедия.
В Конвенции ООН ст.13«О правах ребёнка»: «Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода не зависимо от границ в устной, письменной или печатной форме по выбору ребёнка». Под этой Конвенцией стоит подпись и представителя Российской Федерации.
Индивидуальность – особенность человеческого существа. Она проявлялась уже на самых ранних этапах становления человека его деятельности.
Главная задача современной образовательной системы – это раскрытие способностей каждого студента, воспитание личности, готовой к жизни в разнообразном, постоянно меняющемся мире. Её ставит перед системой образования Правительство РФ и Президент РФ.
Что такое личностно ориентированное обучение?
Сегодня много говорят о личностно ориентированном образовании, но часто эти разговоры не затрагивают практику и по прежнему большая часть образовательных учреждений остаётся в рамках авторитарного стиля руководства процессом обучения.
С-28 Парадигма деятельностного подхода
Переход от знаниевой парадигме к парадигме деятельностного развития – это одна из важнейших особенностей введения нового образовательного Стандарта.
Основной результат в реализации Стандарта – развитие личности ребёнка на основе образовательной деятельности. Вектор смещения акцентов нового Стандарта направлен на приоритеты:
От вопроса Чему учить? (обновление содержания учебного материала)
к смыслу образования Ради чего учить? (ценность и смысл образования) и
проблеме технологии обучения Как учить? (обновление средств обучения и выбор новых технологий).
С-29 Что означает деятельностный подход? Развитие личности учащегося на основе их активного и осознанного участия в учебной деятельности, направленной на овладение системой УУД и достижение предметных результатов – прежде всего на изучаемом учебном материале. Как известно, в новом ФГОС общего образования установлены три группы результатов обучения ( по соответствующим учебным действиям), а именно: личностные, метапредметные и предметные. С-30
Личностные действия предполагают ценносто-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях,
способности к самоопределению.
Метапредметные действия предполагают формирование у учащихся познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, как основу овладения ключевыми компетенциями.
Предметные действия предполагают формирование у учащихся конкретных знаний, умений объяснить и применять эти знания, использование УУД данного предмета изучения в будущей профессиональной деятельности.
Реализуя деятельностно – компетентностный подход при обучении учащихся на уроках Основы безопасности жизнедеятельности С-31 выполняем основную задачу педагогической деятельности – это создание условий для воспитания гармонично развитой личности, способной плодотворно трудиться в различных сферах человеческой деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно-технического прогресса.
С-32,33 Проведение уроков в рамках деятельностно - компетентностного подхода обязывает преподавателя по – другому выстраивать его структуру, в которой в отличие от традиционной репродуктивной деятельности необходимо внедрять продуктивную деятельность
1.Целепологание
Цель формируется совместно с учащимися.
2.Цели урока новые(обновлённые) не только на уроках ОБЖ, но и других предметах должны отражать:
- формирование активной жизненной позиции учащихся в учении, самостоятельность и умения опытным путём добывать знания через исследовательскую деятельность;
- развитие познавательного интереса, используя принцип связи обучения с жизненным опытом самого учащегося;
- воспитание творческой и инициативной личности, способной к созидательной деятельности;
- ориентирование и подготовка индивидуальной личности к будущей профессиональной деятельности
Цели и задачи формулируются диагностично совместно с обучающимися и с учётом их субъективного опыта. Отражают формирование компетенции.
3.Создание мотивационного поля
Преподаватель обеспечивает мотивацию учащихся на отдельных этапах урока через: мотив к проверке, поиску, исследованию, установлении истины
формулирование целей урока; способов их достижения вместе с учащимися; показ социальной и практической значимости изучаемого материала; актуализацию субъективного опыта учащихся.
4.Содержание урока
Содержание соответствует дидактическим требованиям, целям, включает ценностный и развивающий компоненты. Соответствует потребностям обучающихся и учитывает их уровень и опыт( образовательный, трудовой, жизненный); имеет практическую направленность и ориентирован на решение проблем. Прослеживается ориентация обучения на результат.
5.Форма организации деятельности учащихся
Формы соответствуют поставленным задачам, включают в себя индивидуальные и групповые методы работы. Имеет место проявления деловой и творческой активности. Применяются интерактивные методы обучения.
6.Использования методов, приёмов
Методы соответствуют задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность обучающихся, учтены их индивидуальные особенности. Обучение носит деятельностный характер, базируется на активных методах и обучения на опыте. Обучающиеся включаются в процесс принятия решения на всех этапах урока.
7.Организация контрольно- оценочной деятельности
Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания. Сравнение полученных результатов с поставленной целью
8.Рефлексивность
Инициирование и интенсификация рефлексии обучающихся по осмыслению свой деятельности, преподавателя, одногрупников. Самооценка результатов деятельности учащихся.
9.Результативность урока
Соответствует поставленным целям. Сформирована направленность на личностные, метапредметные и предметные компетенции. Результат достигнут каждым обучающимся в зависимости от способностей и индивидуального стиля обучения.
10.Подведение итогов занятия
Качественная оценка группы и каждого учащегося. Мобилизация учащихся на планирование своей дальнейшей деятельности
Что же должен понять современный педагог, который хочет выстроить процесс личностно ориентированного обучения?
1.Обучение для всех должно стать обучением для каждого
2.Создавать индивидуальные планы обучения для студентов начать с одарённых
3.Предоставлять студенту возможности играть другие роли в процессе обучения. Например «критик», «исследователь», «ассистент педагога», «консультант», «тренер».
Чтобы создавать такие ситуации на уроках, нужно предлагать студентам разные по характеру виды деятельности
С-34 Соответственно это благоприятно сказывается на показателях процесса обучения успеваемости и качестве знаний
Высокое качество знаний по ОБЖ у студентов в училище достигается мной на основании применения личностно-ориентированного метода обучения в сочетании с информационными технологиями, когда каждому студенту предоставляется право проявлять больше самостоятельности, творчески участвовать в учебном процессе. При освоении курса ОБЖ использую учебники для учащихся старших классов под редакцией А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, допущенные Минобрнауки РФ, а также два мульмимедийных электронных учебника для 10-11-го классов.
Регулярно выписываю журналы по специфике предмета:
1. «ОБЖ. Основы безопасности жизни» научно – информационный
2. «Основы безопасности жизнедеятельности» информационно-методический
С-35 Исходя из личностной направленности предмета ОБЖ, в соответствии с ФГОС личностно ориентированный подход реализую не только через уроки, но и через внеклассную работу, направленную воспитание своих учеников достойными гражданами своей страны. Увеличение количества студентов, принимающих участие мероприятиях по предмету ОБЖ различного уровня, представлено в виде диаграммы (рис 3).
О проведении мероприятия объявляется заранее и предлагаю студентам принять в нём участие. После того как студенты определились, провожу с ними индивидуальную подготовительную работу в виде консультации, тренировки, занятия во внеурочное время, снабжаю литературой, психологически настраиваю их на высокие результаты. Следовательно, заданный преподавателем характер учебного занятия или внеклассного мероприятия влияет на индивидуальную интеллектуальную деятельность студентов. Наиболее значимые внеклассные мероприятия, где отражён личностно ориентированный подход, такие как:
С-36, С-37,С-38 «День действий населения в условиях ЧС», где студенты проявляют индивидуальность.
С-39, С-40,С-41 Военно-спортивная декада, как инструмент личностно ориентированного воспитания для развития своих потребностей и интересов, а также прогнозирует индивидуальную траекторию развития личности.
С-42,С-43 Первенство посёлка по стрельбе среди школ и «ПМУ» построение учебно-воспитательного процесса, где обоюдный интерес у субъектов образовательного процесса.
С-44,С-45 Вахта Памяти – совместный вид продуктивной деятельности студента и педагога при построении личностно - ориентированного обучения.
С-46,С-47, С-48 Спартакиада допризывной молодёжи района - побуждение студентов к постановки целей и их успешное достижение.
С-49 Краевая Спартакиада допризывной молодёжи индивидуализировать способности студента можно предлагая различные творческие задания, выполняя которые он в праве сделать что-то по – своему. Подтверждение тому успешное выступление наших студентов в составе сборной команды Шилкинского района на краевых соревнованиях.
Итак личностно ориентированной обучение – это построение учебно – воспитательного процесса, в котором одинаково заинтересованы и те, кто обучает, и те, кто обучается, такой вид образования, которое учитывает самоценность каждой подрастающей личности, прогнозирует индивидуальную траекторию развития
Без личностно ориентированного метода, который помогает реализовать парадигму деятельностного развития, в данном случае не обойтись.
С-50 Сделаем вывод. Любая ситуация на уроке или вне урока может стать личностно значимой для студента, необходимо только продумать цели и способы её создания
Список литературы
1.Коньев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации / А.Ф.Коньев // Вопросы психологии. – 1990. - №3
2.СериковВ.В. Личностный подход в образовании. Концепции и технологии / В.В.Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994.
5Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования / И.С.Якиманская – М.: Сентябрь, 2000.
Предварительный просмотр:
Педсовет 18.02.14.Тема: «Успех урока - основа качественной подготовки рабочих»
Выступление «Как перевести цель в результат?»
Преподаватель ОБЖ Зелепукин В. И.
Современный урок как форма организации учебной деятельности педагога и учащегося всегда волновала умы учёных, учителей, и всех тех кто, так или иначе, занимается обучением и воспитанием.
Урок ОБЖ связан с решением жизненных проблем, поэтому является необычным и привлекательным. Надо как можно быстрее уйти от стереотипа о том, что изучение предмета ОБЖ является делом легкомысленным. Каждый урок по ОБЖ по своей структуре является гибким, не повторим и самое главное не стандартным.
Главными компонентами урока являются: цель и действие, которые определяют содержание учебного материала, а также методы учения ученика и время выполнения учебных заданий.
Цель – это стремление с желанием делать быстро и качественно.
Стремление – это побуждение к действию, это возбуждение к реакции и отсюда задача педагога по предмету ОБЖ сформировать цель урока так, чтобы действия учащихся были мотивированными, побудительными, направленными, и обязательно регулируемыми педагогом. Это и есть одной из составляющей формулы успеха, т. е. психологический элемент, такой, как установка к действию или настрой детей к достижению результата (жизнестойкий, дееспособный, профессионал-рабочий).
Следующей составляющей успеха является содержание учебного материала. Оно по предмету ОБЖ представляет собой сочетание знаний разных сфер деятельности людей, это могут быть и не только научные факты, а просто материалы из повседневной жизни
( написание рефератов с опорой на информационный материал училища, посёлка, района, края, составление и оформление тематических папок, использование регионального компонента).
В первую очередь в содержании учебного материала необходимо рассматривать положительные стороны жизнедеятельности человека, а затем отмечать негативные явления и меры безопасности в данной ситуации. Например, изучение правил охраны труда и техники безопасности и применение этих знаний на практике « негатива больше чем позитива».
Успехи обучения зависят от умения учителя чувствовать (видеть) характер выражения психологических функций ребёнка. Т. е. «читать» внешнее проявление психики (желание или не желание) и соответственно выбирать нужный приём в обучении (индивидуальный, коллективный, самостоятельный, проблемный).
Теоретические знания учебного материала стараюсь тесно увязать и подкрепить учебными действиями, т. е. не только знать, но и уметь повторить или выполнить самому в реальных условиях.
Дело в том, что предмет ОБЖ выделяет свои типичные учебные действия и тем самым обеспечивает успех в процессе расширения познавательной деятельности учащихся. Например: учебные действия медицинские, психологические, пожарно-прикладные, военно-спортивные (практическое итоговое занятия, работа в СИЗ в реальной обстановке, день ГО, военно-полевые сборы, олимпиада по предмету и другие внеклассные мероприятия). Следовательно, методы обучения учащихся на уроке предмета ОБЖ по своей специфике являются нетрадиционными, нестандартными и требуют
определённых условий для их осуществления (соответственно приходится больше думать, изобретать и предпринимать по созданию учебной ситуации на уроке и во внеурочных мероприятиях, которая будет способствовать качественной подготовке рабочих кадров).
Урок-движение, урок-действие ещё одна составляющая развития и повышения мотивации на получение устойчивых и качественных знаний и навыков. Организованная сюжетно-ролевая деятельность учащихся на уроке является самым эффективным условием для приобретения знаний, а также закрепления их на практике.
Формула успеха качественной подготовки рабочих кадров состоит из суммы обоюдной мотивации на учебный процесс, состояния УМБ, педагогического мастерства педагога умноженное на толерантность в числителе, а в знаменателе будущий рабочий.
Учебная ситуация урока позволяет учащимся показать наглядно и в действии признаки развивающихся чрезвычайных ситуаций. Учащиеся впервые сталкиваются с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить, чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива. Таким образом, урок ОБЖ по своим содержательным характеристикам может и обязан способствовать качественной подготовке рабочих кадров.
Педсовет 17.06.15. Тема: «Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению организационно-педагогических условий повышения эффективности подготовки рабочих кадров».
Выступление. Раздел «Совершенствование воспитательной работы». Вопрос – наличие эффективной системы воспитательной работы.
Преподаватель предмета ОБЖ Зелепукин В.И.
«У вас будет всё, если вы воспитаете граждан».
Ж.Ж.Руссо, мыслитель французской революции.
Выросло поколение, в воспитании которого не было патриотического аспекта и которому «патриотизм» не преподносился как жизненная (позиция) ценность, призванная разбудить в школьнике стремление стать достойным гражданином своей страны. И, что мы увидели? Потерян смысл «Родина», ментальные черты целого поколения изменились до не узнаваемости.
Нельзя сбрасывать со счетов и издержки воспитания в школе, дома и на улице. Притчей во языцех стала уже «воспитательная» роль и направленность нашего телевидения с его передачами и кинофильмами, проповедующими насилие, эгоизм и бездуховность, рекламирующие пагубные товары, привычки и такой же образ жизни в целом. После такого «воспитания» происходящего по сути повседневного, трудно перенастраивать систему ценностей ребёнка даже в стенах нашего училища и интенсивной воспитательной терапией. Попробуй, убеди его, что он живёт не просто в самой большой стране, но и в самой богатой, что Родина с нетерпением ждёт, когда он вырастет и сделает её ещё лучше, что он нужен своей стране и что она делает для него максимум возможного.
Что делать? Извечный вопрос российский.
Ответ : наличие эффективной системы воспитательной работы.
Один из идеологов, разрушенной демократами страны, М.И.Калинин характеризовал процесс воспитания как «определённое, целеустремлённое и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю». Что под этим подразумевается?
Определённость – точный учёт конкретны условий воспитания, применение наиболее результативных средств и методов воспитания (убеждение и принуждение, наказание и поощрение)
Целеустремлённость – ясная цель, чёткая перспектива, согласованность всех воспитателей (единые требования)
Систематичность – в непрерывности воспитания, постоянном характере (частые упрощения, чреваты осложнениями)
Воспитательный процесс может быть как созидательным, так и разрушительным. Особенно сильное воздействие на учащихся оказывает личный пример администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала, так как любой сотрудник училища является воспитателем. Учащиеся – активный объект воспитательного влияния. Воспринимая внешние воздействия, они трансформируют их, опираясь на свои убеждения, жизненный опыт.
Это восприятие может быть положительным, отрицательным или нейтральным (безразличным). Все усилия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы у учащегося формировались только положительное отношение к оказываемым воздействиям (наказание с улыбкой).
В ходе воспитания на основе полученных знаний осуществляется формирование у учащихся глубоких и прочных убеждений.
Убеждения – знания, слившиеся с чувствами и волей учащегося, во многом определяющие его действия и поступки. Если поступки его соответствуют нормам поведения и человеческой морали можно считать о сформированности убеждений (умение отвечать за поступки и слова).
Однако в подходе к решению воспитательных задач недопустима односторонность. Если, например, чрезмерное внимание уделять насыщению учащихся знаниями, то это приведёт к недооценке формированию поведения и сознания. Всё должно быть в балансе.
Итак, воспитание учащихся – это процесс взаимосвязанной деятельности воспитателей все уровней и воспитуемых (учащихся).
Эффективность системы воспитания определяется, прежде всего, тем как учащийся претворяет в жизнь, на практике приобретённый опыт уставного поведения, становятся ли предъявляемые к нему внешние требования его внутренними требованиями к себе. В результате воспитание органически дополняется самовоспитанием и это способствует формированию личности. Что в нашей системе крайне затруднительно, но стремится к этому необходимо и жизненно важно.
Перечень мероприятий индивидуальной работы с учащимися по ликвидации отставания в учёбе и получения аттестации по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2013-2014уч. год
№ п/п | Содержание индивидуальной работы | Вид контроля |
1. | Индивидуальное(ые) задания на уроке с поэтапным подведением итогов выполнения задания. | Самоконтроль, преподаватель. |
2. | Закрепление неуспевающих и отстающих на занятии индивидуально к группе или к успевающему с последующим контроля работы первого и второго. | Рабочая группа, успевающий ученик Преподаватель. |
3. | Решение учебных задач неуспевающими через участие во внеклассной работе по предмету ОБЖ. | Самоконтроль, кл. руководитель. |
4. | Самостоятельная работа по составлению конспектов, решение тематических задач, изучение учебного материала с помощью информационно-коммуникационных технологий. | Самоконтроль, преподаватель, успевающий ученик |
5. | Задание на дом (регулярно) с последующим просмотром и оцениванием. | Самоконтроль, преподаватель. |
6. | Использование учебного потенциала неуспевающего по созданию и укреплению УМБ по изучаемому предмету. | Совместное творчество педагога и ученика. |
7. | Стимулирование отстающего со стороны преподавателя словом, делом, личным участием в решении его насущных проблем. | Преподаватель, кл. руководитель, мастер п/о. |
8. | Приглашение на консультации учащихся и создание общедоступных, адаптированных, личностно-ориентированных форм обучения. | преподаватель |
9.
| Регистрация выдачи учебных заданий по ликвидации задолжностей и получения аттестации по предмету в тетради контроля под роспись. | Преподаватель, ученик |
Составил преподаватель-организатор курса «Основы безопасности жизнедеятельности Зелепукин В.И.
Педагогические чтения 03.03.14. . Я, педагог – инноватор.
Тема: Создание системы стимулирования познавательной деятельности учащихся, как средство повышения качества учебно – воспитательного процесса.
Преподаватель-организатор курса ОБЖ В.И.Зелепукин
Л.Н.Толстой говорил: «…хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку, и знай её, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния»
Для эффективной реализации профессиональных целей и задач при организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности, преподавателем ОБЖ или другого предмета необходимо выстроить систему учебно-воспитательной работы, которая бы стимулировала познавательную деятельность у учащихся.
Существует аксиома, оспаривать которую вряд ли кто-нибудь возьмётся: эффективно управлять можно только теми процессами, ход и развитие которых ты хорошо знаешь, содержание которых ты достаточно глубоко освоил.
Учащийся, занятие, урок, воспитательное мероприятие, итоги учебного года, уровень воспитанности учащихся, уровень качества их ЗУН, и т.д. – всё это сложнейшие системные объекты, глубоко разобраться в сущности которых без системного подхода невозможно.
Урочная, внеурочная и внеклассная деятельность, в том числе и по ОБЖ может быть высоко эффективной лишь при условии её осуществления на основе системного подхода. Овладение системным подходом лежит в основе формирования их профессионального управленческого мышления. Каждый педагог – это, прежде всего создатель и конструктор системы, которая влияет на повышение качества учебно – воспитательного процесса.
А для этого надо мыслить системно: современно и исторично, широко и избирательно, точно и, образно, одновременно видеть необычное в обычном, соединять несоединимое, уметь видеть единство в раздельности, искать неожиданные решения, за повседневностью видеть перспективу. Системный подход превратит фрагментарное использование различных форм стимулирования в единую систему по повышению качества учебно-воспитательного процесса во всех видах деятельности педагога.
Система (от греч.system – целое, составленное из частей; соединение)
В Толковом словаре русского языка (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова,1997) находим также, что система – это «определённый порядок в расположении и связи действий; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей».
Система стимулирования познавательной деятельности учащихся охватывает:
Направления учебно-воспитательного процесса |
Урочная деятельность | Внеурочная учебная деятельность | Внеурочная воспитательная деятельность |
Основополагающим компонентом системы любой педагогической деятельности, в том числе и преподавателя ОБЖ является цель, поскольку именно она определяет выбор направлений, методов и форм работы, результат (как отражение цели). На уроке ОБЖ в отличие от традиционного урока ставится одна цель, связанная со стремлением, с желанием делать быстро и качественно.
В педагогике есть такие понятия, которые выражены в форме приказа: «внимание», «быстрее», «делай немедленно», «стоп» и т.д.
Задача учителя ОБЖ сформировать цель урока так, чтобы действия учащихся были побудительными, мотивированными, направленными и обязательно регулируемыми учителем.
Мотивы, заложены в самой учебной деятельности:
- мотивы, связанные с содержанием учения (ученика побуждает учиться стремление, узнать новые факты, так как содержание учебного на уроке ОБЖ представляет собой сочетание знаний различных сфер деятельности людей, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и даже быть их соучастником);
-мотивы, связанные с самим процессом учения ( ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, высказывать собственное мнение на происходящие процессы, преодолевать в процессе урочной деятельности препятствия, т.е. ребят увлекает не только результат, но сам процесс преодоления.
Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
- широкие социальные мотивы (мотив долга и ответственности перед обществом, учителем, родителями, самим собой к этому подводит всё содержание учебного материала предмета ОБЖ;
- узколичностные мотивы (стремление получить одобрение, хорошие отметки, желание быть первым, занять достойное место среди товарищей);
- отрицательные мотивы (избежать не успеваемости и неприятностей со стороны учителя и родителей).
Это и есть одной из составляющей формулы успеха, т. е. психологический элемент, такой, как установка к действию или настрой детей к достижению результата, повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Следующей составляющей успеха является содержание учебного материала. Оно по предмету ОБЖ представляет собой сочетание знаний разных сфер деятельности людей, это могут быть и не только научные факты, а просто материалы из повседневной жизни
( написание рефератов с опорой на информационный материал училища, посёлка, района, края, составление и оформление тематических папок, использование регионального компонента).
В первую очередь в содержании учебного материала необходимо рассматривать положительные стороны жизнедеятельности человека, а затем отмечать негативные явления и меры безопасности в данной ситуации. Например, изучение правил охраны труда и техники безопасности и применение этих знаний на практике « негатива больше чем позитива».
Успехи обучения зависят от умения учителя чувствовать (видеть) характер выражения психологических функций ребёнка. т. е. «читать» внешнее проявление психики (желание или не желание) и соответственно выбирать нужный приём в обучении (индивидуальный, коллективный, самостоятельный, проблемный).
Теоретические знания учебного материала стараюсь тесно увязать и подкрепить учебными действиями, т. е. не только знать, но и уметь повторить или выполнить самому в реальных условиях.
Дело в том, что предмет ОБЖ выделяет свои типичные учебные действия и тем самым обеспечивает успех в процессе расширения познавательной деятельности учащихся. Например, учебные действия: медицинские, психологические, пожарно-прикладные, военно-спортивные (практическое итоговое занятия, работа в средствах индивидуальной защиты в реальной обстановке, день Гражданской обороны, военно-полевые сборы, олимпиада по предмету и другие внеклассные мероприятия). Следовательно, методы обучения учащихся на уроке предмета ОБЖ по своей специфике являются нетрадиционными, нестандартными и требуют
определённых условий для их осуществления. Соответственно приходится больше думать, изобретать и предпринимать по созданию учебной ситуации на уроке и во внеурочных мероприятиях, которая будет способствовать стимулированию познавательной деятельности учащихся.
Урок-движение, урок-действие ещё одна составляющая развития и повышения мотивации на получение устойчивых и качественных знаний и навыков. Организованная сюжетно-ролевая деятельность учащихся на уроке является самым эффективным условием для приобретения знаний, а также закрепления их на практике.
В деле эффективной подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности особую значимость, наряду с обучением по курсу ОБЖ, приобретает внеурочная учебная работа. Связано это с тем, что количество часов на освоение училищного курса ОБЖ в соответствии с Государственным стандартом крайне ограничено 96-100часов на 2курса. Однако их зачастую недостаточно для качественной отработки с учащимися специальных умений и навыков по предмету, организации познавательной, исследовательской, проектной, профессиональной деятельности детей.
В связи с этим именно внеурочная учебная работа по предмету является механизмом достижения высоких образовательных результатов.
Формы внеурочной учебной работы |
-дополнительные занятия; -занятие-консультация; -занятие-совместная деятельность; -занятие-обучающий контроль; -занятие-репититорство; -занятие-поиск. |
-экскурсии, -факультативы; -кружки; -организация учебных сборов. |
Форма и время дополнительных занятий не регламентируется, на них может быть отведено и 20минут, и один час. Всё зависит от уровня обученности учащегося, сложности темы и индивидуальных особенностей. В этих целях во время образовательного процесса по предмету необходимо вести педагогическую диагностику через контрольные и самостоятельные работы, устный опрос, тестирование. Важным является педагогическое наблюдение за работой на уроках, беседы с классными руководителями.
При организации индивидуальной работы с учащимися можно использовать занятие – консультации (когда приходится возвращаться к ранее пройденному и не усвоенному материалу, повторять учебный материал вторично или в освоении заданий высокого уровня сложности). Повторение – мать учения, как говорили древние.
Занятие - совместная деятельность (ученик под руководством учителя, рассуждает в слух, выполняет задания), занятие – обучающий контроль (ученик самостоятельно выполняет задание, а потом обсуждаются результаты с выявлением ошибок и причин, по которым они допущены).
С учениками продвинутого уровня обученности можно использовать: занятие – поиск (ученику предлагается задания повышенной сложности, требующие нестандартного подхода к решению, затем совместно с учителем происходит обсуждение результатов); занятие – репетиторство, когда ребёнку необходимо систематизировать учебный материал с участием в научно–практической конференции по предмету или дальнейшей специализацией; занятие – творческий поиск (помощь ученику, участвующему в написании исследовательской работы по предмету).
Таким образом, используя индивидуальные формы работы с детьми, представляется возможность учесть индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося, повысить интерес к предмету, успешно проводить коррекционную работу и поддерживать одарённых учеников, что, несомненно, способствует более успешному развитию детей и повышению качества обучения в целом.
Групповая внеурочная учебная работа по ОБЖ это продолжение индивидуальной работы с максимальным охватом учащихся в группе. Экскурсии выполняет целый ряд дидактических функций:
- принцип наглядности обучения;
- повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой,
- расширяет технологический кругозор,
Факультативные занятия в процессе их решаются следующие задачи:
- удовлетворение потребностей обучающихся в углублённом изучении предмета;
- стимулирование учебно-познавательных интересов, повышение познавательной активности обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих способностей и индивидуальных особенностей обучающихся.
Кружковая деятельность. Основные цели кружка по ОБЖ – формирование ученического коллектива, расширение и углубление знаний учащихся в области обеспечения безопасности, развитие познавательных интересов и способностей, развитие творческого потенциала. Работа учащихся в предметных кружках по ОБЖ и других предметов активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения по предмету.
Учебные сборы отработка практических вопросов раздела Основы военной службы являются наивысшим стимулом по закреплении знаний по предмету и качественной подготовки для успешного прохождения воинской службы.
Следует подчеркнуть, что наличие программ на проведение факультатива, учебных сборов, работу кружка является обязательным требованием для осуществления внеурочной учебной деятельности, поскольку дополнительная образовательная программа является нормативным документом, на основании которой учитель осуществляет свою внеурочную деятельность по выделенным формам.
Разработанная программа обязательно утверждается директором или на заседании методической комиссии образовательного учреждения.
Неоценима роль внеурочной (внеклассной) воспитательной работы на стимулирование познавательной деятельности учащихся.
Внеклассная воспитательная работа преподавателя ОБЖ обладает высокими возможностями воздействия на ребёнка, поскольку при её организации приоритетными являются функции воспитания и развития. Их ценностный потенциал заключается в развитии психических процессов учащегося, его индивидуальных особенностей через включение в соответствующую деятельность.
А именно, познавательную, досуговую, оздоровительно-спортивную, трудовую, творческую. Во внеклассной работе совершенствуется учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел (викторина «По местам боевой славы», поисковая работа «Пути отцов-дороги сыновей»); коммуникативные умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные, сюжетно-ролевые игры, походы); умения соблюдать нормы безопасности (мероприятия: «Терроризм-угроза государству, обществу, личности», «Наркомания-путешествие в страну безумия»).
Через индивидуальную форму внеурочной воспитательной деятельности учитель оказывает педагогическую поддержку ребёнку при оказании превентивной и оперативной помощи.
К массовым формам внеурочной воспитательной работы по ОБЖ можно отнести: работу музея боевой и трудовой славы, Дни здоровья, призывника, защитника Отечества, гражданской обороны, неделя безопасности, военно-спортивная декада, массовые мероприятия День защиты детей, День воинской славы, Вахта памяти, военно-спортивные игры, спортивный оздоровительный лагерь для молодёжи.
Показателями эффективности работы системы стимулирования могут служить позитивные изменения учащихся, педагогов, родителей в контексте освоения ценностей культуры безопасности жизнедеятельности, выражающиеся в:
- значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей;
- распространение стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и ЧС;
- степени практической защищённости от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности;
- улучшения качества обученности учащихся,
- оздоровление нравственной атмосферы в коллективе;
- в создании необходимых условий для социализации личности ребёнка.