Инновационная/экспериментальная деятельность

Мункуева Лилия Владимировна

Инновационная/экспериментальная деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priyomy_formiruyushchego_otsenivaniya_.docx63.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                         «Формирующее оценивание

как основа современного урока»

ФГОС предъявляет к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут разрабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Оценивание не просто должно подводить итоги достигнутых результатов, оно должно стать отправной точкой, за которой будет следовать новый виток развития, новый уровень качества образования. И речь идет скорее не об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), а об изменении целей оценивания и философии оценки. Как организовать процедуру оценивания, которая бы соответствовала этим требованиям? Прежде необходимо вспомнить несколько понятий.

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь).

Оценивание – это любой процесс, формализированный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания;
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических приёмов;
  • обеспечить обратную связь;
  • оценить степень достижения намеченных целей;
  • оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических приёмов.

Функции оценивания:

  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя (контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу);
  • формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования (адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя; если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяя в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего может явиться снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе);
  • мощная мотивация учебной деятельности обучающихся;
  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Всем вышеназванным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Этот термин «…относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения».

Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевые характеристики формирующего оценивания:

  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
  • оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
  • предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
  • оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
  • ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимися элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Описать образно суть формирующего (внутреннего) оценивания можно так: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами учитель может вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, нужно следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им выяснить, какие шаги необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка, способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования;
  • в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
  • является ключевым профессиональным навыком педагога;
  • обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
  • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты;
  • развивает способность к самооценке и взаимооценке;
  • отражает все образовательные достижения;
  • должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

В то время как ученику:

  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у него получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

II. Пять главных принципов формирующего оценивания

1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии и замечания по поводу их деятельности.

2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3. Учитель меняет приёмы и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.

4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.

5. Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык;
  • сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Этапы технологии формирующего оценивания.

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг  2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

  1. Приемы формирующего оценивания

Под формирующим оцениванием понимается оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения.

Характеристика

Процесс изучения нового материала

Понимание изученного материала

Процесс размышления

Результаты суммативного тестирования

Что оценивается?

процесс понимания обучающимися нового материала в процессе его преподавания учителем

понимание изученного материала

процесс размышления, который привел обучающегося к определенному результату

результат выполнения тестов, контрольных заданий и других работ, проводимых с целью суммативного тестирования

С какой целью проводится оценивание?

определить трудности, которые возникли у обучающихся в ходе объяснения учителем нового материала. По итогам оценивания учитель может принять решение об изменении скорости урока, повторном объяснении нового материала, дополнительной его отработке и т.д.

определить трудности, которые возникли у обучающихся в освоении темы (блока, раздела, параграфа и т.д.). По итогам оценивания учитель может принять решение о дополнительном повторении, отработке, тренировочных упражнениях, работе учащихся в парах и т.д.

избежать случайных правильных ответов (полученных угадыванием, списыванием) с целью поиска ошибок в рассуждениях учащихся, которые привели к неправильным ответам, и их исправления

проанализировать задания суммативного тестирования с целью определения их сложности дляобучающихся, проанализировать ошибки и определить пути их исправления

Когда проводится оценивание?

в течение всего урока, по мере объяснения нового материала

по итогам прохождения темы, как правило, перед проведением суммативного оценивания

в любое время, когда необходимо оценить процесс достижения результата

после получения результатов суммативного оценивания

Примеры использования на уроке приемов формирующего оценивания

Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:

  • Добился ли я улучшения результатов в изучении темы?
  • Почему это произошло? (не произошло?)
  • Что мне осталось непонятным?
  • Предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?

Или:

  • Что ты главное узнал сегодня на уроке?
  • Какой материал остался для тебя непонятным?

Это может быть одноминутное эссе или отчет, выполненный в конце урока или изучения темы.

Интервью

Или интервью, которое он может дать учителю после проведения урока. В рамках реализации деятельности КОУЧа такие интервью целесообразно брать у 3 типов учащихся – разного уровня способностей.

Рубрики

Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения.

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях.

Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Цели оценивания в данном случае:

  • Повысить достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций.
  • Представить цели и ожидаемые достижения в четком однозначном виде.
  • Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.
  • Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ.

Рубрики применимы к различным формам оценивания: короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий. Шкала может быть пяти-, трех-, однобалльной, когда средний адекватный уровень оценивается в 3 балла, или пяти, четырех-, трехбалльной.

Главное, чтобы критерии для оценки были ясными и понятными.

Роль учеников:

  • Полезно включить учеников в диалог по поводу критериев, используемых в рубрике.
  • Ученикам можно предложить выработать критерии для определенного оценивания.
  1. Синквейн

Синквейн является одним из приёмов технологии критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Это методический прием, который представляет собой написание стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом составление каждой из них подчинено определенным правилам.  При работе происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн может научить ученика найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

Модель

  • Первая строчка стихотворения — тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, при помощи глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка —  одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это может быть синоним к теме.

В качестве примера приведу стихотворение, составленное детьми про сам приём обучения:

  • Синквейн
    Образный, точный
    Обобщает, развивает, обучает
    «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
    Творчество.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала. На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников. Можно также использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

  1. сервис Пликерс как приём формирующего оценивания

Сервис Plickers  позволяет организовать быструю обратную связь  от класса, н-р, во время фронтальных опросов или небольших тестов на уроке. Работа с данным мобильным приложением занимает не более нескольких минут. Получение результатов  опроса происходит на занятии без длительной проверки. Наличие смартфонов и компьютеров обучающимся не требуется. Они нужны только учителю! Для начала нужно  пройти регистрацию, причем только на компьютере,  пройдя по ссылке, указанной на слайде. Сервис бесплатный.

Как работает данный сервис? - Мобильное приложение Plickers, установленное на телефон или планшет учителя, считывает QRкоды с бумажных карточек детей. Учитель задаёт вопрос. Компьютер или ноутбук с открытым сайтом Plickers в режиме LIVEVIEW и проектор позволяют ребятам видеть вопросы педагога. В конце опроса его результат можно вывести на экран.  Т.о.,  Plickers используется учителем в связке с компьютером.

3.Прием «Верные - неверные утверждения»

Прием "Верно — Не верно" давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписались в технологию развития критического мышления, что методисты теперь рекомендуют его проводить именно в рамках уроков по ТРКМ, удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.

В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.

Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом "Верно — Не верно".

Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"

  • Объявляется тема урока.
  • Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
  • Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
  • На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Нюансы использования приема "Верно — Не верно"

  • Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране, активизируя и слуховое, и зрительное восприятие.
  • Прием "Верно- Не верно" подходит и при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Так достигается одна из целей урока по ФГОС — развитие творческого восприятия.
  • Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.

При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения. Особенно часто такой прием предлагается на уроках английского языка, русского языка или литературы, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.

В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.

  • Прием "Верно — Не верно" можно использовать и в качестве домашнего задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.

Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП — это не просто новые технологии, призванные разнообразить урок или "украсить" его. Это целая система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от случая к случаю. 

Таблица «Верные - неверные утверждения» - универсальный прием технологии развития критического мышления, позволяющий работать с любыми видами текста.

Предлагаю фрагмент урока литературы в 4 классе по произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Верные-неверные утверждения

  1. Вещий Олег собирался отомстить печенегам.
  2. Вдохновенный кудесник вышел из леса.
  3. «Ты примешь смерть от злого врага».
  4. Олег приказал отвести коня на луг.
  5. Кости коня лежат на берегу Волги.
  6. Князь Олег погиб от укуса змеи.

Составь и заполни в тетради таблицу

Вопрос

Утверждение верно/ДА

Утверждение неверно/НЕТ

1

2

3

4

5

6

Лист самооценки «Верные-неверные утверждения» ____________________ Класс______

Ответ

Понимаю суть каждого вопроса

Знаю произведение

Могу рассказать/ привести пример из текста для аргументации

Могу самостоятельно составить верные-неверные утверждения   к тексту

Оценка

8б=5

5-7б=4

3-4б=3

ДА          

по 2б

НЕТ

по 0б

Затрудняюсь

по 1б

4.Прием  «Тонкие и толстые вопросы»

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг.

      Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

    «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков.

Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

Таблица вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • Кто…
  • Что…
  • Когда…
  • Может ли …
  • Будет ли…
  • Мог ли …
  • Как звали...                                      
  • Было ли...
  • Согласны ли вы...
  • Верно...

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чём разница…

Предположите, что будет, если…

Что, если…

Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу.

После составления таблицы ученики работают в парах, микрогруппах, задавая вопросы друг другу, выбирают самые интересные, которые можно задать всему классу.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

  • на стадии вызова – это вопросы до изучения темы (вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы);
  •  на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
  • при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
  • 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
    2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
    3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.( Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.)

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

  • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
  • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
  • В начале обучения этому приему рекомендуется использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон.
  • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
  • Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
  • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

                             Лист самооценки  «Тонкие-толстые вопросы»  

 _________________     класс ______

Умею составлять тонкие вопросы

Умею составлять толстые вопросы

Могу сформулировать тонкие и толстые вопросы к данному тексту

Могу помочь в составлении тонких и толстых вопросов

Почерк аккуратный, разборчивый

Оценка

10б=5

7-9б=4

5-6б=3

Да

по 2б

Нет

по 0б

Затрудняюсь

по 1 б

5.Приём «Мудрые совы»

Назначение учителя –

помочь родиться мысли ученика

(Сократ)

Цель:

обучение анализу информации в тексте с позиций логики и личностно – ориентированного подхода.

Данный приём позволяет учителю выстроить работу с учётом индивидуальных способностей ученика.

Ученику помогает выстроить порядок детального анализа любого текста, выразить свою точку зрения и аргументировать её.

     Данную стратегию удобно применять для развития у обучающихся следующих умений: делать комплексный анализ текста совместно с товарищами; проводить детальное исследование текста в групповой работе, формулировать суждения и делиться ими; выбирать путь в изучении какого-либо предмета с учётом мнений всех представителей группы.

Алгоритм приёма «Мудрые совы»

  1. Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке.
  2. Чего не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной или противоречит вашим ожиданиям.
  3. Ты уже знаешь последние новости? Запишите то, что для вас в тексте является новым.
  4. Главная жизненная мудрость. Задание: постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Вариант: выберите в тексте ключевую фразу.
  5. Известное и неизвестное. Разделить информацию на две части: известное и неизвестное.
  6. Иллюстративное изображение. Рисуем схемы, кластеры (гроздья). Вариант: проиллюстрировать основную мысль текста рисунком, схемой, кластером.
  7. Поучительный вывод. Задание: можно ли сделать из текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности.

Оценочный лист обучающегося

Критерий

Умею

Умею, но делаю  неуверенно

Не умею

1.Нахожу ключевые слова, фразы в тексте.

2.Умею выделять главное в тексте.

3.Определяю тему текста.

4.Выделяю известное и неизвестное.

5.Делаю выводы по тексту.

Технология формирующего оценивания позволяет соотнести оценочную деятельность педагога и ученика. Учитель и ученик в таком случае выступают как равнозначные субъекты оценочной деятельности, что делает оценивание формирующим.

Что это значит? Формирующее оценивание в первую очередь формирует рефлексивную составляющую личности, как ученика, так и учителя. Рефлексивность – качество личности ученика, позволяющее понимать границы своего незнания и определять средства для его восполнения, понимать себя как инициатора учения. Рефлексивность педагога позволяет ему осознавать собственные личностные и профессиональные ресурсы сопровождения и организации учебной деятельности детей и подростков.

Формирующее оценивание – это эффективная инновационная технология, которая позволяет, применив широкий ассортимент простых приёмов, получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся. И этот процесс должен быть обязательно положительным, потому что наша цель – воспитать успешную личность!