Мои уроки....
Главная моя задача – развитие и воспитание, а также, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению. В конце урока была проведена рефлексия, была возможность спокойно подвести итог урока и объяснить домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по окружающему миру в 3 классе | 552.5 КБ |
Тема урока: Имя существительное как части речи | 26.36 КБ |
В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА». | 49.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по окружающему миру в 3 классе
Тема учебного занятия: Экологическая безопасность
Тип: открытие нового знания
Цель: познакомить детей с понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»; расширить знания учащихся о защите организма от поступления загрязняющих веществ. Формирование представления у обучающихся знаний об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека.
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний, организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
в конце занятия обучающиеся знают:
- что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;
- как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды;
- некоторые способы защиты от вредных веществ;
- термины: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;
Метапредметные:
- знать: пути защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде;
- Уметь: наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать, логически обосновывать и аргументировать суждения;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Личностные:
- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;
- нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.
Технологическая карта:
Этап занятия | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД Л – личностные П – познавательные Р – регулятивные К - коммуникативные |
1.Организационный момент. 2.Мотивация учебной деятельности. 3. Постановка проблемы, сообщение темы и цели урока. | Подготовить учащихся к деятельности на личностном уровне. | – Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня на уроке мне очень понадобятся ваше внимание и поддержка. -Я предлагаю вам вначале посмотреть видеосюжет. Когда Вы будете его смотреть, сформулируйте для себя вопросы, на которые вы бы хотели получить ответ. Просмотр видеоролика (сюжет о загрязнении планеты – отходы, свалки мусора, сточная вода фабрик и т.д.) - На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы на этом занятии? - А как вы думаете, какая наука занимается проблемами, которые звучат в ваших вопросах? - Чтобы получить ответы на интересующие вас вопросы, мы рассмотрим важный раздел этой науки - экологическая безопасность. - Тема нашего урока. «Экологическая безопасность». | Приветствуют учителя; Включаются в учебную деятельность Участвуют в диалоге; - Просмотр видеосюжета Формулировка вопросов.
Это защита от опасности. - Наша безопасность. - Будем узнавать что-то новое. Формулируют тему | К - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении ; Л - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Р – волевая саморегуляция; |
4.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Работа в группах | -Для начала повторим, что вы уже знаете по разделу «Наша безопасность». Расскажите, в каких случаях человеку грозит опасность? ( на слайде – схема) - Молодцы, всё верно рассказали. У нас получилась такая схема. Думаю, вы все отлично знаете, как обезопасить себя в таких случаях. А как называется наука о нашем общем для всех людей доме – планете «Земля»? - Ребята, как вы понимаете значение словосочетания «экологическая безопасность»? - Проверьте свои предположения, прочитав статью в учебнике на стр.30- 1и 2 абзацы. - Так что же такое «экологическая безопасность»? Проверьте, правильно ли вы дали определение. –Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды. - А кого нужно защищать и зачем, мы узнаем в ходе дальнейшей работы. Введение понятия «цепь загрязнения» - Для получения ответов на интересующие вас вопросы, я предлагаю продолжить работу в группах. -Каким воздухом мы дышим? -Какую воду мы пьём? -А хотим ли мы так жить, медленно уничтожая самих себя? 2.- Ребята, возьмите синие конверты, в них задания. В течение пяти минут вам нужно оформить свою работу в виде схемы, используя картинки, и объяснить, что обозначает эта схема, Можно воспользоваться опорными словами. каждая группа получает синие конверты с картинками и со словами, клей, маркеры, шаблон – схема: 1 группа: Картинки - автострада, грибы, маринованные грибы в банке, человек. Слова - источник загрязнения, грибы, продукты питания, человек 2 группа: Картинки - фабрика, сточные воды - в реку; рыба, жареная рыба в сковороде, человек. Слова - источник загрязнения, животные, продукты питания, человек 3 группа: Картинки - мусорная свалка, ягоды, ягоды на тарелке, человек. Слова - источник загрязнения, растения, продукты питания, человек. 4 группа: Составление правил экологической безопасности. Давайте проверим, что у вас получилось. - Слово предоставляется первой группе. Если у вас, ребята, возникнет желание дополнить, уточнить ответ одноклассников, поднимите руку. - Давайте полученные схемы оформим в виде единой блок - схемы. - Что является первым звеном в вашей схеме? – Что относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Слайды: промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.) (Слайд – источники загрязнения.) - Ребята, посмотрите, на схемах у вас от первого элемента идут стрелки ко второму элементу. А каким образом вредные вещества попадают в грибы, рыбу, ягоды?( Верно, через воздух, воду и почву. ) -Назовите второй элемент вашей схемы. (Растения, грибы, животные.) - В виде чего попадают к человеку на стол растения, животные, грибы? (В виде продуктов питания.) - А последний элемент – человек.
- Итак, на схеме видно, как происходит воздействие загрязнённой окружающей среды на человека. | - При пожаре, аварии на дороге, взрыве газа, при ударе молнии. Могут укусить дикие животные. Человек может отравиться ядовитыми растениями и грибами. Работа по учебнику. - Экология. Ответы на вопросы проверка - Экологическая безопасность. Читают определение в учебнике Высказывают мнения - В учебнике. Работают в группах, пытаясь заполнить схему. 4 группы Ответы учащихся в группе. Оформление единой схемы. Ответы обучающихся | П - умение извлекать информацию из схемы К - учебное сотрудничество; участвовать в работе пары, группы, распределять роли, договариваться друг с другом. П – подведение под понятие К - учебное сотрудничество; участвовать в работе пары, группы, распределять роли, договариваться друг с другом Р – выполнение пробного учебного действия; |
5.Физминутка 6. Построение проекта выхода из затруднения. | Динамическая минутка Выявление и фиксация места и причины затруднения.
| Анимационная физминутка. -Ребята, что у вас получилось? Откуда из окружающей среды попадают к нам в организм вредные вещества? ( проверяет фронтально) - Поднимите руки те, кто уверен в правильности выполнения задания. - А кто не уверен?
- Почему не уверены? | Учащиеся повторяют движения Самостоятельная работа (СМ! приложение) Высказывают мнения | П - постановка и формулирование проблемы; Р – фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целепологание. |
7.Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания | Организует деятельность детей. - Давайте будем разбираться вместе. 1.- О чем вам говорят эти иллюстрации? (Почему на верхней фотографии дети закрыли ладонями нос и рот?) - Чем ещё человек загрязняет воздух? Обобщает ответы детей - Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же, очень много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей. - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье? Правильно, ребята. У вас на партах есть памятки ( карточка розового цвета) Прочитаем эти правила и запомним. 2. Посмотрите внимательно на экран. (Ролик о загрязнении водоёмов) - О чём этот ролик? Обобщает ответы детей. - Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. В крупных городах уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. Но стоит такая вода дорого. Не каждый может её покупать каждый день. И тогда воду из крана очищают. 3. Практическая работа - Кто из вас умеет очищать воду? (вызывает 1 ученика) - У меня на столе есть различные предметы. Выбери из них самые необходимые для очищения воды и проведи эксперимент. - Молодец, ты почти правильно очистил воду. Можно ещё так: 4. Проводит опыт 1) Возьмём воронку, чистую банку. В воронку положим марлю в 4 слоя. Можно между марлей положить вату. Сверху можно положить несколько таблеток активированного угля. 2) Смешаем небольшое количество воды, например, с почвой и выльем в воронку. 3) Мы видим, что в наш сосуд бежит чистая вода. 5. Жизненный опыт - Ребята, а как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода? 6. Знакомство с устройством бытового фильтра. - Есть ещё такое устройство, называется бытовой фильтр. Его можно купить в магазине и очищать с его помощью воду. Состоит из резервуара, крышки, картриджа. - Я сегодня вам его принесла Запомните, из чего он состоит. Пользоваться им очень просто (показ) 7. Знакомство с определением «Цепь загрязнения» - Мы с вами много говорили о том, как очищать воду. Сейчас понаблюдаем, к чему может привести загрязнение воды. На слайде появляется схема цепи загрязнения. - К чему привело загрязнение воды? -Ребята, у нас получилась цепь. Вы знаете цепь питания. А это что – за цепь? - Вернёмся к схеме, над которой работали в начале урока. Откуда из окружающей среды попадают к нам в организм вредные вещества? - Проверим правильность своих выводов в учебнике на стр. 30. - что можете сказать? Посмотрите на экран. - Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания. | - О загрязнении воздуха - Вредно вдыхать такой воздух - Сажать деревья, не курить и не стоять рядом с курящими людьми, не стоять возле машин с включенным двигателем. Читают памятки (вслух - 1 ученик) Просмотр ролика. Высказывают мнения. Ученик проводит опыт Высказывают свои мнения - Можно профильтровать воду через ткань, например платок, а потом прокипятить. Высказывают мнения - К болезни человека - Цепь загрязнения. Высказывают мнения - Из воздуха, воды, продуктов питания. - Мы также думали. | П - анализ, синтез, обобщение, аналогия; К - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; Р – познавательная инициатива; Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; П - извлечение из текста учебника необходимой информации |
8.Первичное закрепление во внешней речи | Применение нового знания в типовых заданиях. | Организует закрепление материала. -Теперь нам надо потренироваться его применять. Я приготовила для каждого ряда задания. ( На доске) 1. Продолжи цепь загрязнения: Автомобиль - ………..- ………- человек. 2. Устройство бытового фильтра. Вам надо убрать лишние слова. ( рычаг, крышка, термометр, резервуар, картридж) | Цепь загрязнения: Автомобиль- выхлопные газы – воздух – человек. Оставить: Резервуар, крышка, картридж. | К - учебное сотрудничество; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
9..Рефлексия деятельности | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | - Вспомним цель урока. Достигли мы цели? - Я рада, что вы хорошо поработали и достигли цели урока, сумели преодолеть трудности. Инструктаж по домашнему заданию. - Мы с вами исследовали и сделали вывод о том ,как в организм попадают вредные вещества из воздуха, воды . Я вам раздала памятки, запомните их. Дома проведёте небольшую исследовательскую работу – узнаете из учебника, дополнительной литературы, от взрослых о том, как попадают к нам в организм вредные вещества из продуктов питания и составите свою памятку. | Формулируют конечный результат своей работы, высказывают свои впечатления о занятии | П - обобщение К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р – самооценка Л - умение высказывать своё отношение к работе класса, товарищей; выражать свои эмоции; Л - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; |
10.Домашнее задание. | По выбору | Любителям математики – составить любую экологическую задачу, используя числовые данные. Знатокам природы – придумать и нарисовать знаки экологической безопасности. Любителям литературы, поэзии – найти пословицы об охране природы или сочинить стихи, отражающие тему сегодняшнего урока. | П - анализ, синтез, обобщение, аналогия; К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р – самооценка Л - умение высказывать свое мнение |
Самостоятельная работа.
Каждому ученику выдается карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончания, и ты получишь правила бережного отношения к природе.
1. Экономно относясь к продуктам, | …бережешь чистую воду. |
2. Выключая свет, | …узнаешь, как ее беречь. |
3. Сортируя мусор, | …сохраняешь леса. |
4. Починив протекающий кран, | …бережешь чистый воздух. |
5. Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки, | …бережешь плодородие земли и труд людей. |
6. Изучая природу, | …даешь возможность снова сделать полезные вещи. |
7. Охраняя растения, | …экономишь и сберегаешь электричество. |
Карточка
Как защититься от загрязненного воздуха.
- Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
- Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
- Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
- Попроси взрослых не курить в квартире.
- Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
- Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.
- Как защититься от загрязненной воды.
- Нельзя купаться возле промышленных стоков.
- Пей только кипяченую воду.
- Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя существительное как части речи.
Тема урока: Имя существительное как части речи
ФИО учителя: Кайтова Е.С.
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тип урока: освоение нового материала
Цель урока: распознавать имена существительные среди других частей речи, правильно задавать вопросы к именам существительным (кто? что? ).
Цель урока направлена на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать слова – названия предметов; использовать специальную терминологию при определении части речи; распределять имена существительные в тематические группы предметов.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради на печатной основе; презентация, карточки для индивидуальной работы.
Методы: поисковый,проблемный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока.
Оргмомент.
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся!
Всё у нас получится!
Актуализация опорных знаний.
Цель: проверить знания учащихся о частях речи, выявить затруднения.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? Какой? Какая? Что делает? Что делают?
-У кого были трудности при выполнении домашнего задания?
Минутка чистописания.
- Какую букву мы будем писать на минутке чистописания, догадайтесь сами. Прочитайте слова( на слайде), эта буква встречается в каждом из этих слов и обозначает непарный звонкий согласный звук.
рисунок морозный тетрадь
(рр ри ро ра)
Работа в группах по технологии «Живая радуга».Задание на слайде( Исправить ошибки).
В классе 4 группы ( в каждой группе ребенок с НОДА), у каждой группы свой цвет маркера и карточка с заданием: « Вставить пропущенные буквы». По сигналу учителя группы начинают работать. Через короткое время карточка переходит другой группе. По цвету маркера видно, как поработали группы. Активно включаются дети с ОВЗ.
За короткое время успели повторить несколько правил (правописание безударных гласных в корне слова, правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, буквосочетание жи- ши, ча- ща, чу - щу)
Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограммы
- Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
( Морковь)
- Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
(Капуста)
- Неказиста, шишковата,
А придет на стол она.
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картофель)
-Как эти слова можно назвать одним словом? (овощи) ( приложение 1)
- Поставьте ударение, обозначьте орфограмму.
- Это тоже словарное слово, запомним как оно пишется.
- Подберите однокоренные слова к слову овощи, обозначьте орфограмму (Овощной, овощник).
Что обозначают эти слова?( предметы)
На какие вопросы отвечают?( кто?что?)
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока( Имя существительное)
- Термин « существительное» - в переводе с латинского означает сущность, т.е. существующее в действительности, настоящее.
Тема нашего урока: Имя существительное.
5. Постановка целей урока.
- Какие цели поставим на урок?
(узнать, что обозначают имена существительные, научиться находить имена существительные в речи).
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Прочитайте правило от тетушки Совы на с …………. и ответьте на вопросы.
- Приведите свои примеры имен существительных.
2. Работа по учебнику с. 43,упр. 71. Взаимопроверка.
VII. Физкультминутка. (электронное приложение)
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
VI. Работа по теме урока ( продолжение)
3. – Кто мне может сказать на какие группы можно разделить имена существительные по их лексическому значению? (мультимедийная анимация электронного учебника приложение 2)
VIII. Закрепление изученного материала
Цель: умение применять полученные знания на практике.
- Выполнение задания на электронном приложении к учебнику. (Приложение 3)
- Работа в тетради на печатной основе с.24, у. 51 ( самостоятельная работа)
(приложение 4)
Работа в парах.
Прочитайте слова. Выпишите те слова, которые относятся к группе «Животные». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Собака, берёза, лошадь, лисица, платок, капуста, енот, пенал.
Прочитайте слова. Выпишите те слова, которые относятся к группе «Растения». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Пёс, роза, корова, дуб, кошка, огурец, кукла, осина, лопата.
Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями, возьмите маркеры и проверьте работу своего соседа.
- Какие слова вы выписали?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Вспомните, пожалуйста, как называются предметы, которые отвечают на вопрос Кто? И на вопрос Что? (одушевленные и неодушевленные). Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
- Почему растения отвечают на вопрос что?
(Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, плавает, летает, а растения стоят на одном месте, не передвигаются. Поэтому все слова – названия растений оказались в языке неодушевленном).
Закрепление изученного материала
Цель: умение применять полученные знания на практике.
- Выполнение задания на электронном приложении к учебнику. (Приложение 3)
- Работа в тетради на печатной основе с.24, у. 51 ( самостоятельная работа)
(приложение 4)
Итог урока. Домашнее задание.
Цель: закрепить знания об имени существительном.
- Какую часть речи вы научились распознавать?
- Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?
Д/З - Тетрадь на печатной основе с. 24, у.51.
Рефлексия.
- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
- Оцените свою работу на уроке. Хлопните в ладоши, если думаете о себе так:
1. Я активно работал на уроке.
2. Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное.
3. Я знаю, что обозначает имя существительное.
4. Я отлично справлялся со всеми заданиями.
5. Я внимательно слушал.
6. Я не умею внимательно слушать.
7. У меня не все получалось, но я очень старался.
8. Мне понравился урок, было интересно.
- Урок окончен, спасибо за работу.
Литература
1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык 2 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2017г.
2.Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого 2 класс. Москва «2018г.
3.В.П. Канакина Русский язык. Рабочая тетрадь. Москва «Просвещение» 2018г.
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Кайтова Е.С. Класс: 3 Предмет: Литературное чтение Тема урока: В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА». Тип урока: освоение нового материала | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения | Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции | Личностные: применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения |
Образов ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Астафьева; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений, презентация |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. - Ребята, покажите, где душа у человека? -Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «от всей души», то прикладываем ладонь к груди. -Что означает выражение «от всей души» (фразеол)- искренне, сердечно - Какие фразеологизмы-синонимы можно подобрать?( «от всего сердца»,«от чистого сердца»). - У меня к вам просьба: положите ладонь на грудь, улыбнитесь друг другу обязательно от души. Когда вы улыбаетесь, у вас очень добрые лица. - Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса. Мне интересно, с каким настроением вы пришли на урок. Поднимите смайлик. (учитель оценивает эмоциональное состояние детей) | Сообщают о готовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - Что было задано на дом? 1 группа- прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами. 2 группа- расскажите о своих домашних питомцах. 3 группа-разгадать кроссворд по рассказу Б.С.Житкова «ПРО ОБЕЗЬЯНКУ» ( работа в паре.) (см. ресурсный материал)(слайд 1) – Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами. – Расскажите о своих домашних питомцах. - Какое сейчас время года? - Что меняется в природе с приходом весны? - Какие птицы считаются вестниками весны) Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте шепотом. – Прочитайте громко. – Прочитайте вопросительно. – Прочитайте с утвердительной интонацией.(слайд 2) Грачиха говорит грачу: | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.задания |
1 | 2 | 3 | 4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Знакомство с биографией автора Актуализация знаний Физминутка | - С каким разделом учебника мы работаем на уроках литературного чтения? («Люби живое»)(слайд 3) -Рассмотрите слайд. Соотнесите автора и его произведение. Михаил ПришвинЗайчонок, бобры, хатка, родное гнездо Иван Соколов-МикитовКривоногая мамаша, деревня, верность Виктор АстафьевМама, чай с молоком, находки, Родина Василий Белов - Назовите оставшуюся фамилию. Это фамилия автора, с произведением которого мы будем знакомиться. ( В.П. Астафьев) - Откройте учебник и прочитайте название рассказа («Капалуха») - Сформулируйте тему нашего урока полностью. - Итак, тема нашего урока (показ слайда) Виктор Петрович Астафьев «Капалуха». - Зная тему, сформулируйте цель урока.(слайд 4) Цель урока: Познакомиться с творчеством В.П. Астафьева, его произведением. Будем учиться анализировать новое произведение. Научимся формулировать тему и основную мысль, понимать поступки героев. Знакомство с творчеством В.П. Астафьева(слайд 5) Можно ли по названию рассказа определить, о ком или о чем пойдет речь в рассказе? –Чтобы узнать мы отправляемся в особый лес, тайгу. Посмотрите на картину. Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес, где преобладают хвойные деревья.) (слайд 6) Давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуми в лесу, не разоряй птичьих гнезд, не разводи костров, не оставляй мусор, не нарушай тишины, не мешай лесным жителям. - Кто такаякапалуха? Оказывается, капалуха – это птица, так сибирские охотники называют самочку глухаря. (слайд 7) -Посмотрите видеофрагмент и полюбуйтесь этими птицами. Просмотр видеофрагмента (Звуки природы.Голоса птиц.) На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают И по-прежнему цветут. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения О творчестве писателя рассказывает заранее подготовленный ученик, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения Дети вывешивают на доску иллюстрации Заранее подготовленный ученик рассказывает о глухаре (см. ресурсный материал) Просматривают видеофрагмент Дети выполняют упражнения. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работанад содержанием текста. 1. Словарная работа 2. Упражнения на развитие навыка антиципации | - В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные. (Альпийские луга Северной Осетии) см. ресурсный материал(слайд 8-12) Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев. Пастьба – место, где пасут скот. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Черничник – заросли черники. Пихта – хвойное дерево. Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Напружены – напряжены. Озираться – оглядываться. Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев. Ощупывать глазами – осматривать внимательно. За-рож-да-ю-щий-ся – начинающий жить, существовать. (слайд 13) По-ко-роб-лен-ныелеса – искривленные. Ред-ко-ла-пыеели – редкие ветви. За-кос-те-не-лые крылья – неподвижные. Дрём-ная плёнка – закрывались глаза от удовольствия. | Работают с толковым словарем. Заранее подготовленные дети Готовят иллюстрации и объясняют лексическое значение некоторых слов. Дети читают сначала по слогам потом целым словами. | Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. |
3. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Определите жанр этого произведения. Тип текста – Определите тему произведения. – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовыва-ют усилия по решению учебной задачи. |
VI. Повторное чтение и анализ произведения Чтение произведения с остановками Физминутка (дыхательная гимнастика) Чтение произведения с остановками ( продолжение) | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. - Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). - Как можно озаглавить эту часть? ( В тайге)( слайд 14) – Где происходило действие? – Что делали дети в тайге? - Что описывает автор в этой части рассказа? (чернику) Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?») - Что главное в этой части? - Как озаглавим эту часть (Гнездо!Находка!) Учитель организует работу по группам( 4 человека). Каждая группа готовит свой вопрос по тексту и задаёт его другой группе. – Какую птицу охотники называют капалухой? (в переводе с карельского языка «копала» означает «глухо» – Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? – Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? – Как выглядело гнездо? – Почему сердце автора забилось от испуга - Как могли поступить ребята? «Ушки» Это упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. При вдохе необходимо наклонить голову вправо или влево, как бы дотягиваясь ухом плеча. Выдыхать нужно, возвращаясь к начальной позиции. Задействовать нужно только шею. Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...) - Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи) - Как озаглавим? (Тревога капалухи!) – Что вас поразило, удивило в этой части? – Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. (Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь.) – Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? (Чтобы показать состояние птицы.) – Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие) - Какую иллюстрацию можно нарисовать к 3 части? Чтение 4 части (до конца) Что главное в этой части? Как озаглавим? (Снова в гнезде!) -Какой матерью была капалуха? – Кого она вам напоминает? Почему? – Что испытала птица? – Как об этом сказал автор? – Что испытывали ребята? – А глухарка? – Какие чувства испытали вы? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Дети выполняют упражнение Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. |
Творческая работа | – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен? – Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? –Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. – Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? - К чему призывает писатель) (Загрязнение окружающей среды, уничтожение редких видов животных и растений приводит к их исчезновению. Надо бережно относиться к природе!)( слайд 15) Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа. 1 абзац расположен после слов «сказал подошедший учитель.»(слайд 16-17) Послушайте его: «…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..» 2 абзац - последний. «…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою». - Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор? - О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. – Какова главная мысль произведения?(материнская любовь самая крепкая и искренняя на свете) (слайд 18) – Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. – Какой вывод вы сделали для себя? – Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней, и тогда земля, природа будет добра к нам. Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее Написать на открытках пожелание маме. | Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения Делают выводы,подводят итоги. Дети пишут, а потом зачитывают. | Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологичес-кие высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Аргументиру-ют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VII. Домашнее задание Дифференцированный, творческий подход для развитияиндивидуальных способностей учащихся). | Объясняетдомашнее задание.(слайд 19)
| Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия «Фразеологиз-мы» (слайд20) | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Что нового вы узнали о поведении животных? Подберите выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке («хлопал ушами», «шевелил мозгами», «слышал краем уха», «не покладая рук», «Засучив рукава», «спустя рукава», «тяп-ляп», « в поте лица», «считал ворон». - Определите своё эмоциональное состояние к концу урока. | Отвечают на вопросы. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ О ГЛУХАРЕ
Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле. Это большая черная птица, краснобровая и бородатая. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза. Часто гибнут под ледяной коркой.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Откладывают от 4 до 15 яиц на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают потомство, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Самка меньше самца. Глухаркасветло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
РАССКАЗ О В. П. АСТАФЬЕВЕ
Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Родители были раскулачены, и Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001. Здесь же похоронен. Произведения автора – это, по сути, его жизнь. Сегодня мы прочитаем рассказ «Капалуха».
Альпийские луга Северной Осетии
Наша Осетия мала, но для нас, она безгранична. Высочайшие горы, чистейшие родники, зеленеющие леса, пестреющие цветы, щебечущие птицы... Такое ощущение, что наша республика вобрала в себя красоту всей Вселенной.
Кроссворд на тему "Житков Б.С. "Про обезьянку"
По вертикали
1. Как звали обезьянку?
По горизонтали2. Куда Яшка загнал кота?
3. Что сделали с Яшкой на ночь ?4. Какой предмет отобрал Яшка у дамы?
6. Что сшили Яшке когда настали холода?5. Как звали рыжего пса?
8. Любимое лакомство Якова?7. Полное имя обезьянки?