Главные вкладки
Кильдеева Людмила Андреевна
Организация коррекционной работы с детьми группы риска
на примере речевого развития.
Включает несколько тесно взаимосвязанных аспектов:
∙ Создание условий для полноценного развития коррекционной работы всех воспитанников ГКУ ЦССВ “Хуры тын”.
∙ Отбор детей для коррекционо-развивающих занятий с учителем - дефектологом через ПМПК и диагностика нарушений развития.
∙ Систему коррекционной работы.
∙ Систему взаимодействия всех специалистов.
∙Систему планирования (психолого-педагогическое сопровождение воспитанников).
∙ Систему работы с социумом.
∙ Обобщение опыта работы.
Для реализации предназначения и поставленных задач коллектив ГКУ ЦССВ “Хуры тын” ведет углубленную работу по всем вышеперечисленным направлениям.
Созданы условия:
- кабинеты для специалистов;
- уголки в группах, с подборкой необходимых игр, альбомов, иллюстраций и т.п.;
- наличие необходимой методической литературы и картотек по всем направлениям работы с детьми;
- подборка пособий по всем направлениям развития:
∙ звуковой культуре речи
∙ обучению грамоте
∙ грамматическому строю речи
∙ развитию словаря
∙ развитию связной речи
∙ развитию мелкой моторики.
Коррекционная работа с детьми проводится:
∙Специалистами(учителем-логопедом,учителем-дефектологом педагогом-психологом).
∙ Воспитателями.
Между всеми службами ГКУ ЦССВ “Хуры тын” налажен тесный контакт, разработана и отлажена система взаимодействия, составлены планы работы, разработаны рекомендации по работе с каждым ребенком. На каждого ребенка ведется: медицинская карта, речевая карта, портфолио и другая документация сопровождения.
При организации работы с детьми учитывается следующее:
∙ Уровень развития детей, патология детей группы риска.
∙ Возрастные и индивидуальные особенности.
Способы проведения занятий:
∙ фронтальный
∙ подгрупповой
∙ парный
∙ индивидуальный
Фронтальные занятия проводятся в определенной системе, по единому плану. В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения, развитию фонематического слуха, овладению навыками элементарного анализа и синтеза, развитию словаря, связной речи, грамматического строя речи.
Обязательным условием является включение заданий по развитию познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми с наиболее тяжелыми дефектами речи (дизартрия,ОНР, заикание). Главная их цель – устранение дефектов произношения.
Подгрупповые и парные занятия проводятся с детьми, имеющими одинаковые речевые проблемы. Каждое занятие начинается с проведения активной и пассивной артикуляционной гимнастики. Во все занятия включаются элементы тренинга, самомассажа, релаксации, психогимнастики и т.п.; используется дифференцированный подход при выборе заданий и материала.
Кроме обычных методов и приемов: словесных, наглядных, практических и дидактических, мы регулярно используем в работы методы и приемы коррекционных воздействий:
∙ Индивидуальную игровую терапию: подвижные игры, познавательно- развивающие игры, игры с водой и песком, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, словесные игры.
∙ Сказкотерапию (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком).
∙ Психогимнастику.
∙ Музыкотерапию.
∙ Цветотерапию.
∙ Арттерапию (работа с глиной, тестом, краской…).
∙ Куклотерапию (проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка).
∙ Релаксацию (дыхательная гимнастика по разным методикам, нервно- мышечное расслабление, использование визуальных образов…).
∙ Коррекционные упражнения (зрительная, артикуляционная, пальчиковая, ритмическая гимнастики, логоритмика, массаж (общий, артикуляционный, самомассаж рук), фонетическая ритмика, выразительные движения, физминутки и подвижные паузы, упражнения по коррекции осанки и плоскостопия…).
∙ Упражнения по развитию моторики (общей, мелкой, психомоторики, плавание). Комплексная работа по познавательно-речевому развитию и коррекции речи позволяет нам добиваться хороших результатов в работе.