Рабочая программа по геометрии 9 кл

Петрова Ольга Георгиевна

Рабочая программа по геометрии 9 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа.

Предмет             Геометрия

Класс                   9

Учитель              Петрова Ольга Георгиевна

 Учебный год    2018-2019

1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по геометрии для 9-го класса составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Предметная область: математика и информатика.

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» основного общего образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

- - Государственным стандартом общего  образования (приказ Минобразования России               №1089 от 5 марта 2004г.) и ФБУП (приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г.)

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год»;

- Авторской программой: «Геометрия 9кл» авт. Авторы С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2018

- Основной образовательной программой основного общего образования филиала МБОУ «Оерская СОШ» - «Тохойская ООШ»;

- Учебного плана филиала МБОУ «Оерская СОШ» - «Тохойская ООШ» на 2018-2019 учебный год;

- Положения о рабочей программе.

    В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который является важным составляющим содержания современного школьного образования. Обучение алгебре с использованием регионального компонента способствует его гуманитаризации, т.к. реализует в то же время межпредметные связи, прикладную и практическую направленность, уровневую и профильную дифференциацию обучения, направленность на выполнение социального заказа общества, формирует элементы экологической и валеологической культуры. На реализацию национально-регионального компонента отводится 20% учебного времени, что составляет 14 учебных часов. НРК реализуется через решение практических задач при изучении различных тем.

Цели и задачи курса геометрии

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для дальнейшего обучения в средней школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей

2.Требования к уровню подготовки обучающихся.

Должны знать: Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами. Определение синуса косинуса, тангенса, котангенса. Теорему синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Определение многоугольника. Формулы длины окружности и площади круга. Свойства вписанной и описанной окружности около правильного многоугольника. Понятие движения на плоскости: симметрия, параллельный перенос, поворот.
Должны уметь: Применять вектора к решению простейших задач. Складывать, вычитать вектора, умножать вектор на число. Решать задачи, применяя теорему синуса и косинуса. Применять алгоритм решения произвольных треугольников при решении задач. Решать задачи на применение формул - вычисление площадей и сторон правильных многоугольников. Применять свойства окружностей при решении задач. Строить правильные многоугольники с  помощью циркуля и линейки. Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира. Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур. Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их.

Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной. Способны решать жизненно-практические задачи: Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

3) Предметные результаты освоения основной образовательной программы

Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;
  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
  • определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
  • Выпускник получит возможность научиться (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
  • проводить простые вычисления на объемных телах;
  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

  • Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
  • строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
  • применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
  • выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
  • применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

3. Содержания учебного предмета

1. Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

4. Движение

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

  1. Начальные сведения из стереометрии. Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

6. Повторение. Решение планиметрических задач.

Тематическое планирование учебного материала

Тема

К-во ч.

Глава IX. Векторы

8

1

Понятие вектора

2

2

Сложение и вычитание векторов

3

3

Умножение вектора на число. Применение векторов в решении задач.

3

Глава Х. Метод координат

10

1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

3

2

Простейшие задачи в координатах

1

3

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности и прямой

3

4

Решение задач

2

5

Контрольная работа № 1

1

Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

1

Синус, косинус и тангенс угла

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Скалярное произведение векторов

4

Решение задач

Контрольная работа № 3

Глава ХII. Длина окружности и площадь круга

12

1

Правильные многоугольники

2

Длина окружности и площадь круга

Решение задач

Контрольная работа № 4

Глава ХIII. Движения

8

1

Понятие движения

3

2

Параллельный перенос и поворот

2

Решение задач

2

Контрольная работа № 5

1

Начальные сведения из стереометрии

8

1

Многогранники

4

2

Фигуры вращения

4

Об аксиомах планиметрии

2

Итоговое повторение

9

1

Повторение. Решение задач

8

2

Итоговая контрольная работа

1

4. Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

час.

Дата провед. по плану

Дата провед. фактически

Коррекция

 Векторы 8ч.

Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

1

05.09

Сумма двух векторов. Законы сложение векторов. Правило треугольника. НРК.

1

05.09

Сумма двух векторов. Законы сложение векторов. Правило  параллелограмма. Сумма нескольких векторов.

Вычитание векторов. НРК.

1

12.09

Умножение вектора на число.

1

12.09

Применение векторов к решению задач. Умножение вектора на число. Средняя линия трапеции. НРК.

1

19.09

Умножение вектора на число. Средняя линия трапеции.

1

19.09

Решение задач по теме «Векторы». Тест в формате ОГЭ.

1

26.09

Метод координат 12ч.

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

26.09

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

03.10

Координаты вектора. НРК.

1

03.10

Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

1

10.10

Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка.

1

10.10

Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка. НРК.

1

17.10

Простейшие задачи в координатах. Формула расстояния между двумя точками плоскости.

1

17.10

Уравнение линии на плоскости.

1

24.10

Уравнение окружности.

1

24.10

Уравнение прямой. НРК.

1

31.10

Использование уравнения окружности и прямой при решении задач. Тест в формате ОГЭ

1

31.10

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат».

1

14.11

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 13ч.

Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0о до 180о.

1

14.11

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

1

21.11

Формулы для вычисления координат точки.

1

21.11

Теорема о площади треугольника.

1

28.11

Теорема синусов.

1

28.11

Теорема косинусов.

1

05.12

Решение треугольников. Измерительные работы на местности. НРК.

1

05.12

Решение треугольников. Измерительные работы на местности. НРК.

1

12.12

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

12.12

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

19.12

Скалярное произведение в координатах.

1

19.12

Свойства скалярного произведения векторов. Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»

1

26.12

Контрольная работа № 2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

1

26.12

Длина окружности и площадь круга. 13ч.

Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник. Тренинг заданий в формате ОГЭ.

1

16.01

Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1

16.01

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

23.01

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

23.01

Построение правильных многоугольников. НРК.

1

30.01

Решение задач по теме «Правильные многоугольники». Тренинг заданий ОГЭ.

1

30.01

Длина окружности. Длина дуги окружности. Тренинг заданий ОГЭ.

1

06.02

Площадь круга.

1

06.02

Площадь кругового сектора и кругового сегмента.

1

13.02

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». НРК.

1

13.02

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». Тест в формате ОГЭ.

1

20.02

Решение задач по теме «Многоугольники». НРК.

1

20.02

Контрольная работа № 3 по теме «Многоугольники. Длина окружности и площадь круга».

1

27.02

Движения 9ч.

Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя.

1

27.02

Понятие движения. Наложения и движения.

1

06.03

Параллельный перенос.

1

06.03

Параллельный перенос. НРК.

1

13.03

Поворот.

1

13.03

Решение задач по теме «Параллельный перенос и поворот».

1

20.03

Решение задач по теме «Движения».

1

20.03

Решение задач по теме «Движения».

1

03.04

Контрольная работа № 4 по теме «Движения».

1

03.04

Начальные сведения из стереометрии. 8ч.

Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Об аксиомах стереометрии.

1

10.04

Геометрические тела. Многогранник. Призма.

1

10.04

Параллелепипед. Объём тела.

1

17.04

Свойства прямоугольного параллелепипеда. НРК.

1

17.04

Пирамида. Цилиндр.

1

24.04

Цилиндр.

1

24.04

Конус.

1

01.05

Сфера и шар. НРК.

1

01.05

Об аксиомах планиметрии 2ч.

Об аксиомах планиметрии.

1

08.05

Некоторые сведения из развития геометрии.

1

08.05

Повторение курса геометрии основной школы. 4ч.

Повторение основных тем планиметрии основной школы.

1

15.05

Повторение основных тем планиметрии основной школы.

1

15.05

Итоговая контрольная работа № 5 за курс геометрии основной школы.

1

22.05

Анализ контрольной работы. Повторение

1

22.05