Рабочая программа по геометрии 8 кл

Петрова Ольга Георгиевна

Рабочая программа по геометрии 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа.

Предмет             Геометрия

Класс                   8

Учитель              Петрова Ольга Георгиевна

 Учебный год    2018-2019

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по геометрии для 8-го класса составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Предметная область: математика и информатика.

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» основного общего образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение», 2011;

- Примерной программой основного общего образования. Математика. М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения);

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год»;

- Авторской программой: «Геометрия 8кл». Авторы С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015

- Основной образовательной программой основного общего образования филиала МБОУ «Оерская СОШ» - «Тохойская ООШ»;

- Учебного плана филиала МБОУ «Оерская СОШ» - «Тохойская ООШ» на 2018-2019 учебный год;

- Положения о рабочей программе.

    В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который является важным составляющим содержания современного школьного образования. Обучение геометрии с использованием регионального компонента способствует его гуманитаризации, т.к. реализует в то же время межпредметные связи, прикладную и практическую направленность, уровневую и профильную дифференциацию обучения, направленность на выполнение социального заказа общества, формирует элементы экологической и валеологической культуры. На реализацию национально-регионального компонента отводится 20% учебного времени, что составляет 14 учебных часов. НРК реализуется через решение практических задач при изучении различных тем.

Цели и задачи курса геометрии

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для дальнейшего обучения в средней школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

•        формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

•        критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

•        креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

•        умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

•        способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

•        умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•        умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

•        понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

•        умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

•        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

•        осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

•        формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

•        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

•        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

•        умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

•        умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

•        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

•        умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•        слушать партнера;

•        формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные:

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

•  пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

•  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

•  изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

•  распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

•  в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

•  проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

•  вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

•  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

   между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

•  проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

•   решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   описания реальных ситуаций на языке геометрии;

•   расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

•   решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

•   решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

•   построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,

    транспортир).

В результате изучения геометрии   обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание материала

Кол-во часов

Повторение курса геометрии 7 класса

2

Глава V. Четырехугольники (14ч)

1

Многоугольники

2

2

Параллелограмм и трапеция

6

3

Прямоугольник. Ромб. Квадрат

4

4

Решение задач

1

Контрольная работа №1

1

Глава VI. Площадь (14 ч)

1

Площадь многоугольника

2

2

Площади параллелограмма, треугольника и трапеции

6

3

Теорема Пифагора

3

4

Решение задач

2

Контрольная работа №2

1

Глава VII. Подобные треугольники (19 ч)

1

Определение подобных треугольников

2

2

Признаки подобия треугольников

5

Контрольная работа №3

1

3

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7

4

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3

Контрольная работа №4

1

Глава VIII. Окружность (17 ч)

1

Касательная к окружности

3

2

Центральные и вписанные углы

4

3

Четыре замечательные точки треугольника

3

4

Вписанная и описанная окружности

4

Решение задач

2

Контрольная работа № 5

1

Повторение. Решение задач

4

ИТОГО

70

Четырехугольники. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.

Площадь. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

4.Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

  Уроки вводного повторения. 1ч.

Повторение курса геометрии 7 класса

1

05.09

Четырёхугольники. 15ч.

Ломаная, длина ломаной. Многоугольники, периметр многоугольника. Выпуклые многоугольники. Четырёхугольник. НРК.

1

05.09

Четырёхугольник. Свойства выпуклого четырёхугольника. Сумма углов выпуклого четырехугольника

1

12.09

Параллелограмм, его свойства.

1

12.09

Параллелограмм, его свойства.

1

19.09

Признаки параллелограмма.

1

19.09

Признаки параллелограмма. Решение задач по теме «Параллелограмм». НРК.

1

26.09

Трапеция. Средняя линия трапеции. Виды трапеций.

1

26.09

Трапеция. Равнобедренная трапеция. НРК.

1

03.10

Теорема Фалеса. Деление отрезка на п равных отрезков.

1

03.10

Прямоугольник, его свойства  и признаки. НРК.

1

10.10

Прямоугольник, его свойства  и признаки.

1

10.10

Квадрат и ромб. Их свойства и признаки.  НРК.

1

17.10

Квадрат и ромб. Их свойства и признаки. Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». НРК.

1

17.10

 Симметрия фигур. Осевая и центральная симметрия. НРК.

1

24.10

Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники».

1

24.10

Площади фигур. 12ч.

Анализ контрольной работы. Понятие о площади плоских фигур. Площадь многоугольника.

1

31.10

Площадь прямоугольника.

1

31.10

Площадь параллелограмма.

1

14.11

Площадь треугольника. Формула Герона.

1

14.11

Площадь трапеции.

1

21.11

Площадь трапеции. Виды трапеций.

1

21.11

Решение задач на вычисление площадей фигур. НРК.

1

28.11

Теорема Пифагора.

1

28.11

Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

05.12

Площадь четырехугольника. Формула Герона. Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

1

05.12

Решение задач по теме «Площади многоугольников». НРК.

1

12.12

Контрольная работа № 2 по теме «Площади многоугольников».

1

12.12

Подобные треугольники. 21ч.

Анализ контрольной работы. Пропорциональные отрезки. Подобие фигур. Подобие треугольников. Коэффициент подобия

1

19.12

Связь между площадями подобных фигур. Отношение площадей подобных треугольников.

1

19.12

Первый признак подобия треугольников. Решение задач.

1

26.12

Второй и третий признаки подобия треугольников.

1

26.12

Решение задач на применение признаков подобия треугольников. НРК.

1

16.01

Решение задач на применение признаков  подобия треугольников.

1

16.01

Решение задач на применение признаков  подобия треугольников. НРК.

1

23.01

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников».

1

23.01

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника.

1

30.01

Свойство медиан треугольника.

1

30.01

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

06.02

Решение прямоугольных треугольников.

1

06.02

Измерительные работы на местности. НРК.

1

13.02

Измерительные работы на местности. НРК.

1

13.02

Задачи на построение методом подобия.

1

20.02

Решение задач на построение методом подобных треугольников.

1

20.02

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

27.02

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600.

1

27.02

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1

06.03

Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Применение теории подобия треугольников при решении задач».

1

06.03

Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

1

13.03

Окружность. 16ч.

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности.

1

13.03

Касательная к окружности.

1

20.03

Касательная к окружности.

1

20.03

Градусная мера дуги окружности.

1

03.04

Теорема о вписанном угле.

1

03.04

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

10.04

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».

1

10.04

Свойства биссектрисы угла.

1

17.04

Свойство серединного перпендикуляра.

1

17.04

Теорема о точке пересечения высот треугольника.

1

24.04

Вписанная окружность.

1

24.04

Свойства описанного четырёхугольника.

1

01.05

Описанная окружность.

1

01.05

Свойство вписанного четырёхугольника.

1

08.05

Обобщающий урок по теме «Окружность».

1

08.05

Итоговая контрольная работа № 5 по теме «Окружность».

1

15.05

Итоговое повторение. 3ч

Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Четырёхугольники. Площадь»

1

15.05

Повторение по теме «Подобие треугольников. Окружность». НРК.

1

22.05

Повторение по теме «Окружность».

1

22.05