Рабочая программа по геометрии 8 кл
Рабочая программа по геометрии 8 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа.
Предмет Геометрия
Класс 8
Учитель Петрова Ольга Георгиевна
Учебный год 2018-2019
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по геометрии для 8-го класса составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Предметная область: математика и информатика.
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» основного общего образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение», 2011;
- Примерной программой основного общего образования. Математика. М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год»;
- Авторской программой: «Геометрия 8кл». Авторы С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015
- Основной образовательной программой основного общего образования филиала МБОУ «Оерская СОШ» - «Тохойская ООШ»;
- Учебного плана филиала МБОУ «Оерская СОШ» - «Тохойская ООШ» на 2018-2019 учебный год;
- Положения о рабочей программе.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который является важным составляющим содержания современного школьного образования. Обучение геометрии с использованием регионального компонента способствует его гуманитаризации, т.к. реализует в то же время межпредметные связи, прикладную и практическую направленность, уровневую и профильную дифференциацию обучения, направленность на выполнение социального заказа общества, формирует элементы экологической и валеологической культуры. На реализацию национально-регионального компонента отводится 20% учебного времени, что составляет 14 учебных часов. НРК реализуется через решение практических задач при изучении различных тем.
Цели и задачи курса геометрии
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для дальнейшего обучения в средней школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Содержание материала | Кол-во часов |
Повторение курса геометрии 7 класса | 2 | |
Глава V. Четырехугольники (14ч) | ||
1 | Многоугольники | 2 |
2 | Параллелограмм и трапеция | 6 |
3 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 4 |
4 | Решение задач | 1 |
Контрольная работа №1 | 1 | |
Глава VI. Площадь (14 ч) | ||
1 | Площадь многоугольника | 2 |
2 | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 |
3 | Теорема Пифагора | 3 |
4 | Решение задач | 2 |
Контрольная работа №2 | 1 | |
Глава VII. Подобные треугольники (19 ч) | ||
1 | Определение подобных треугольников | 2 |
2 | Признаки подобия треугольников | 5 |
Контрольная работа №3 | 1 | |
3 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 |
4 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 |
Контрольная работа №4 | 1 | |
Глава VIII. Окружность (17 ч) | ||
1 | Касательная к окружности | 3 |
2 | Центральные и вписанные углы | 4 |
3 | Четыре замечательные точки треугольника | 3 |
4 | Вписанная и описанная окружности | 4 |
Решение задач | 2 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | |
Повторение. Решение задач | 4 | |
ИТОГО | 70 |
Четырехугольники. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.
Площадь. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
4.Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Коррекция | |
Уроки вводного повторения. 1ч. | ||||||
Повторение курса геометрии 7 класса | 1 | 05.09 | ||||
Четырёхугольники. 15ч. | ||||||
Ломаная, длина ломаной. Многоугольники, периметр многоугольника. Выпуклые многоугольники. Четырёхугольник. НРК. | 1 | 05.09 | ||||
Четырёхугольник. Свойства выпуклого четырёхугольника. Сумма углов выпуклого четырехугольника | 1 | 12.09 | ||||
Параллелограмм, его свойства. | 1 | 12.09 | ||||
Параллелограмм, его свойства. | 1 | 19.09 | ||||
Признаки параллелограмма. | 1 | 19.09 | ||||
Признаки параллелограмма. Решение задач по теме «Параллелограмм». НРК. | 1 | 26.09 | ||||
Трапеция. Средняя линия трапеции. Виды трапеций. | 1 | 26.09 | ||||
Трапеция. Равнобедренная трапеция. НРК. | 1 | 03.10 | ||||
Теорема Фалеса. Деление отрезка на п равных отрезков. | 1 | 03.10 | ||||
Прямоугольник, его свойства и признаки. НРК. | 1 | 10.10 | ||||
Прямоугольник, его свойства и признаки. | 1 | 10.10 | ||||
Квадрат и ромб. Их свойства и признаки. НРК. | 1 | 17.10 | ||||
Квадрат и ромб. Их свойства и признаки. Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». НРК. | 1 | 17.10 | ||||
Симметрия фигур. Осевая и центральная симметрия. НРК. | 1 | 24.10 | ||||
Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники». | 1 | 24.10 | ||||
Площади фигур. 12ч. | ||||||
Анализ контрольной работы. Понятие о площади плоских фигур. Площадь многоугольника. | 1 | 31.10 | ||||
Площадь прямоугольника. | 1 | 31.10 | ||||
Площадь параллелограмма. | 1 | 14.11 | ||||
Площадь треугольника. Формула Герона. | 1 | 14.11 | ||||
Площадь трапеции. | 1 | 21.11 | ||||
Площадь трапеции. Виды трапеций. | 1 | 21.11 | ||||
Решение задач на вычисление площадей фигур. НРК. | 1 | 28.11 | ||||
Теорема Пифагора. | 1 | 28.11 | ||||
Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | 05.12 | ||||
Площадь четырехугольника. Формула Герона. Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | 1 | 05.12 | ||||
Решение задач по теме «Площади многоугольников». НРК. | 1 | 12.12 | ||||
Контрольная работа № 2 по теме «Площади многоугольников». | 1 | 12.12 | ||||
Подобные треугольники. 21ч. | ||||||
Анализ контрольной работы. Пропорциональные отрезки. Подобие фигур. Подобие треугольников. Коэффициент подобия | 1 | 19.12 | ||||
Связь между площадями подобных фигур. Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | 19.12 | ||||
Первый признак подобия треугольников. Решение задач. | 1 | 26.12 | ||||
Второй и третий признаки подобия треугольников. | 1 | 26.12 | ||||
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. НРК. | 1 | 16.01 | ||||
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 1 | 16.01 | ||||
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. НРК. | 1 | 23.01 | ||||
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников». | 1 | 23.01 | ||||
Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника. | 1 | 30.01 | ||||
Свойство медиан треугольника. | 1 | 30.01 | ||||
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | 06.02 | ||||
Решение прямоугольных треугольников. | 1 | 06.02 | ||||
Измерительные работы на местности. НРК. | 1 | 13.02 | ||||
Измерительные работы на местности. НРК. | 1 | 13.02 | ||||
Задачи на построение методом подобия. | 1 | 20.02 | ||||
Решение задач на построение методом подобных треугольников. | 1 | 20.02 | ||||
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | 27.02 | ||||
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600. | 1 | 27.02 | ||||
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 1 | 06.03 | ||||
Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Применение теории подобия треугольников при решении задач». | 1 | 06.03 | ||||
Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | 1 | 13.03 | ||||
Окружность. 16ч. | ||||||
Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | 13.03 | ||||
Касательная к окружности. | 1 | 20.03 | ||||
Касательная к окружности. | 1 | 20.03 | ||||
Градусная мера дуги окружности. | 1 | 03.04 | ||||
Теорема о вписанном угле. | 1 | 03.04 | ||||
Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 | 10.04 | ||||
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». | 1 | 10.04 | ||||
Свойства биссектрисы угла. | 1 | 17.04 | ||||
Свойство серединного перпендикуляра. | 1 | 17.04 | ||||
Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | 24.04 | ||||
Вписанная окружность. | 1 | 24.04 | ||||
Свойства описанного четырёхугольника. | 1 | 01.05 | ||||
Описанная окружность. | 1 | 01.05 | ||||
Свойство вписанного четырёхугольника. | 1 | 08.05 | ||||
Обобщающий урок по теме «Окружность». | 1 | 08.05 | ||||
Итоговая контрольная работа № 5 по теме «Окружность». | 1 | 15.05 | ||||
Итоговое повторение. 3ч | ||||||
Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Четырёхугольники. Площадь» | 1 | 15.05 | ||||
Повторение по теме «Подобие треугольников. Окружность». НРК. | 1 | 22.05 | ||||
Повторение по теме «Окружность». | 1 | 22.05 |