Логопедические игры, способствующие автоматизации и дифференциации звуков.
Логопедические игры, способствующие автоматизации и дифференциации звуков
«Построй домик»
Цель игры: закреплять правильное звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие. Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) — 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша). Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” — построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
«Собери цветочек»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память. Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка. Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках
. «Солнышко»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова. Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце). Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
«Собери яблочки»
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику. Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями. Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры
“Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
«Украсим елочку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики. Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки. Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
«Напои куклу чаем»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия. Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла. Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
«Кукла наряжается»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия. Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья. Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
«Украсим комнату флажками»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти. Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки. Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
«Собери бусы»
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми — один ребенок собирает бусы с одного конца, другой — с другого. Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики. Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия. Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком
. «Сложи пирамидку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления. Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины. Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
«Веселые матрешки»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления. Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины. Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
«Сложи снежинку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления. Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки. Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук. Автоматизации и дифференциации звуков с помощью игровых приемов
. «Кнопочки»
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.
«Метроном»
Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.
«Песочные часы»
Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).
«Шарик»
Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
«Волшебная веревочка»
Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
«Лабиринт»
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
«Узоры»
Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
«Су-джок»
Ребенок прокатывает ребристое колечко су-джок по пальчику, отрабатывая речевой материал.
«Пирамидка»
Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
«Кубик с цифрами»
Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
«Часики»
Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.
«Бусы»
Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
«Счеты»
Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.
«Считалочка»
С «салящими» движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребенок проговаривает слоговые ряды, предложения, чистоговорки, стихи. «Улиточка»
Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали — домику улиточки. «Тихо — громко» Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой — тихо.
«Песенка»
Ребенок поет знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком. «Дорожка» Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.