05.Вокальный кружок
Существует мнение, что музыкальный слух – это уникальный Божий дар и человеку, имеющему его, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он в некотором смысле, избранный. Но музыкальный слух у человека развивается одновременно с речью. Чтобы научиться говорить, нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Именно это умение и называют музыкальным слухом.
Задача родителей, которые хотят открыть и развить музыкальные и певческие способности ребенка, должны начать занятия с педагогами уже с 3-х лет. В этом возрасте ребенок повторяет все, что показывает и делает педагог, не стесняясь: учиться правильно дышать; произносить замысловатые звуки, подражая кому-либо или чему-либо; даже корчить рожицы. Чем взрослее ребенок, тем больше скованности и комплекса. Страшно первый раз выходить на сцену, перебороть волнение так, чтобы не дрогнул голос, чтобы спеть в характере и не фальшивить. Ваш ребенок совсем один на большой сцене перед циничным слушателем. И если он привыкнет к аудитории, к самостоятельным выступлениям, то поверьте, ему не страшно будет стоять у доски в классе, ему не будет страшно высказывать свое мнение, ваш ребенок будет ЛИДЕРОМ всегда и везде.
Подробнее: https://edumart.kz/ru/article/vokal---opredelenie-i-vidy
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика обучения пению в детском саду | 42.5 КБ |
перспективный план вокального кружка | 32.46 КБ |
Программа вокального кружка | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения детей пению в детском саду.
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.
Диапазон (объём голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса. В некоторых песнях встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса детей данного возраста, но они являются проходящими и на них не делается упора.
Основные певческие навыки:
Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.
Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:
- правильному звукообразованию;
- правильному дыханию;
- хорошей дикции;
- чистоте интонации;
- ансамблю - стройному, согласованному пению.
Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.
Звукообразование. Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.
Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Очень хорошо петь русские народные песни и попевки, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.
Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике.
На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова.
Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.
Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).
От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.
Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость.
Музыкальному руководителю следует научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.
Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым.
Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Правильному произношению слов способствуют:
♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;
♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.
В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.
Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.
Для достижения чистоты интонации необходимо:
♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;
♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими деть ми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);
♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.
Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз.
Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.
Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.
Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Выразительное пение это еще и положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке и к певческой деятельности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, осознанности, искренности и непосредственности исполнения.
Список использованной литературы:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981;
- Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. – М.: Просвещение, 1986;
- М.Ю. Картушина Вокально-хоровая работа в детском саду - М.: Издательство «Скрипторий 2003» 2010.
Предварительный просмотр:
Филиал «Ветерок» Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Детский сад №59 г.Пенза
Перспективный план дополнительного образования
вокального кружка «Капельки»
Подготовила:
Музыкальный руководитель Арестова Л.И.
Пенза 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Задачи работы вокального кружка.
- Развивать вокальные способности детей.
- Развивать ритмический, звуковысотный, тембровый слух, посредством вокальных упражнений.
- Учить детей петь выразительно, эмоционально, передавая голосом характер и настроение музыки.
- Прививать любовь к песне.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.
Задачи развития музыкальности детей.
- Сообщить детям определённые знания о свойствах звука, о разнообразном характере музыкальных произведений, их строении.
- Развивать музыкально слуховые представления.
- Формировать певческие навыки, необходимые для выразительного пения.
- Упражнять в пении под фонограмму соло и в ансамбле, навыки владения микрофоном.
Структура проведения занятия.
Вводная часть
- Приветствие
- Коммуникативная игра или развивающая игра Основная часть
- Музыкальная грамотность (основные понятия)
- Распевание.
- Пение.
Заключительная часть
- Музыкальная игра.
Программа рассчитана на 1 год в подготовительной группе детского сада 10 детей.
Используемая литература:
- Н. Л. Кряжева «развитие эмоционального мира детей», Ярославль «Академия развития», 1997 год.
- Л Абелян «Как Рыжик научился петь», Москва «Советский композитор», 1989 год.
- А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год.
- О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год.
- М. Ю Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва ООО «Издательство «Скрипторий 2003»», 2010 год.
ОКТЯБРЬ
Дата | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
Посещаемость | приветствие | развивающая игра | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
«Пропой своё имя» | ДИ «Слушаем | «Что такое звук? | «Ветер» | Песни по выбору | «В доме моём | |
тишину» | Звуки шумовые и | «Как кричит | тишина» - 3 | |||
музыкальные» | крокодил» А. | элемента | ||||
Усачев | ||||||
«Пропой своё имя | ДИ «Слушаем | «Что такое звук? | «Ветер» | Песни по выбору | «В доме моём | |
ласково» | тишину», | Звуки шумовые и | «Как кричит | тишина» - 4 | ||
искусственно | музыкальные» | крокодил» А. | элемента | |||
созданные звуки - 5 | Почему всё звучит? | Усачев | ||||
«Поздоровайся с | ДИ «Слушаем | Почему всё звучит? | «Ветер» | Песни по выбору | «В доме моём | |
соседом справа» | тишину» - | Откуда берётся | «Как кричит | тишина» - 5 | ||
искусственно | голос? | крокодил» А. | элемента | |||
созданные звуки - 8 | Усачев | |||||
«Поздоровайся с | ДИ «Слушаем | Откуда берётся | «Как кричит | Песни по выбору | «В доме моём | |
соседом слева» | тишину» - | голос? | крокодил» А. | тишина» - 6 | ||
искусственно | Усачев | элементов | ||||
созданные звуки - | «Без названия» | |||||
10 | ||||||
НОЯБРЬ - 2
Дата | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
Посещаемость | приветствие | развивающая игра | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
«Поздоровайся, с | «Я тебя знаю» - | «Сила звука и | «Без названия» | Песни по выбору | «Тишина» - | |
кем хочешь» | отмечать ударные и | динамический | «Эхо» | разучивание | ||
безударные слоги | слух» | |||||
имени с помощью | ||||||
динамики f-p | ||||||
«Здороваемся по | «Я тебя знаю» - | Основные | «Без названия» | Песни по выбору | «Тишина» - | |
знакам динамики» | отмечать ударные и | обозначения | «Эхо» | упражнение | ||
безударные слоги | динамики | «Лесенка» | ||||
имени с помощью | f, mf, sf, p, mp | |||||
динамики f-p | ||||||
«Здороваемся по | «Я – мои друзья» - | Основные | «Без названия» | Песни по выбору | «Тишина» - | |
знакам динамики» | ладошки, плечики | обозначения | «Эхо» | закрепление | ||
динамики | «Лесенка» | |||||
f, mf, sf, p, mp | ||||||
«Сказка про кота» | ||||||
«Здороваемся по | «Я – мои друзья» - | Основные | «Эхо» | Песни по выбору | «Тишина» - | |
знакам динамики» | ладошки, плечики, | обозначения | «Лесенка» | повторение | ||
спинки, животы, | динамики | «Мы – весёлые | ||||
коленки | f, mf, sf, p, mp | ребята» | ||||
МДИ | ||||||
ДЕКАБРЬ - 2
Дата | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
Посещаемость | приветствие | развивающая игра | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
«Пение с показом | «Канон для | «Высота звука и | «Мы – весёлые | Песни по выбору | «Ёлочки-пенёчки» | |
рукой высоты | малышей» - хлопки | звуковысотный | ребята» | |||
звучания» | (Полька-хлопушка) | слух» | «У деда Ермолая» | |||
«Пение с показом | «Канон для | «Высота звука и | «Мы – весёлые | Песни по выбору | «Ёлочки-пенёчки» | |
рукой высоты | малышей» - | звуковысотный | ребята» | |||
звучания» | приседание | слух» | «У деда Ермолая» | |||
«Сказка» | ||||||
«Пение с показом | «Канон для | «Высота звука и | «Мы – весёлые | Песни по выбору | «Ёлочки-пенёчки» | |
рукой высоты | малышей» - | звуковысотный | ребята» | |||
звучания» | чередование | слух» | «У деда Ермолая» | |||
МДИ | ||||||
ЯНВАРЬ - 2
Дата | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
Посещаемость | приветствие | развивающая игра | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
«Здороваемся с | «Слушай хлопки» | «Длительность | «У деда Ермолая» | Песни по выбору | «Поём гласные» | |
хлопками» | звука и чувство | «Вышел зайчик | ||||
ритма» | погулять» | |||||
«Здороваемся с | «Слушай хлопки» | «Длительность | «Вышел зайчик | Песни по выбору | «Поём гласные» | |
хлопками» | звука и чувство | погулять» | ||||
ритма» | «Пою себе» | |||||
Сказка «Дружная | ||||||
семья» | ||||||
«Здороваемся с | «Слушай хлопки» - | «Длительность | «Вышел зайчик | Песни по выбору | «Поём гласные» | |
хлопками» | в быстром темпе | звука и чувство | погулять» | |||
ритма» | «Пою себе» | |||||
МДИ | ||||||
ФЕВРАЛЬ - 2
Дата | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
Посещаемость | приветствие | развивающая игра | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
«Здороваемся с | Коммуникативная | Нотный стан, | «Пою себе» | Песни по выбору | «Гули-гули» | |
игрой на ф-но, что | игра со | скрипичный ключ | «Села кошка на | |||
играю, то пою» | стаканчиками | Нота «ДО» | такси» | |||
(«Финский танец») | ||||||
– сидя, передавать | ||||||
по кругу – 1 1, 11 | ||||||
«Здороваемся с | Коммуникативная | Нота «ДО» | «Села кошка на | Песни по выбору | «Гули-гули» | |
игрой на ф-но, что | игра со | Ребусы | такси» | |||
играю, то пою» | стаканчиками | Нота «РЕ» | Сольфеджио | |||
(«Финский танец») | ||||||
– сидя, передавать | ||||||
по кругу – раз, два, | ||||||
баночка моя | ||||||
«Здороваемся с | Коммуникативная | Нота «РЕ» | «Села кошка на | Песни по выбору | «Гули-гули» | |
игрой на ф-но, что | игра со | Ребусы | такси» | |||
играю, то пою» | стаканчиками | Нота «МИ» | Сольфеджио | |||
(«Финский танец») | ||||||
– сидя, передавать | ||||||
по кругу – раз, два, | ||||||
баночка моя, + на | ||||||
голове | ||||||
«Здороваемся с | Коммуникативная | Нота «МИ» | «Села кошка на | Песни по выбору | «Гули-гули» | |
игрой на ф-но, что | игра со | Ребусы | такси» | |||
играю, то пою» | стаканчиками | Нота «ФА» | Сольфеджио | |||
(«Финский танец») | ||||||
– сидя, передавать | ||||||
по кругу – раз, два, | ||||||
баночка моя, + на | ||||||
голове | ||||||
МАРТ - 2
Дата | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
Посещаемость | приветствие | развивающая игра | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
«Здороваемся с | «Скульптор» - | Нота «ФА» | «Ноты изучаем» | Песни по выбору | «Повторяй за | |
игрой на ф-но, что | коммуникативная | Ребусы | Сольфеджио | мной» - | ||
играю, то пою» | игра | Нота «СОЛЬ» | разучивание | |||
«Здороваемся с | «Скульптор» - | Нота «СОЛЬ» | «Ноты изучаем» | Песни по выбору | «Повторяй за | |
игрой на ф-но, что | коммуникативная | Ребусы | Сольфеджио | мной» - | ||
играю, то пою» | игра | Нота «ЛЯ» | упражнение | |||
«Здороваемся с | «Скульптор» - | Нота «ЛЯ» | «Ноты изучаем» | Песни по выбору | «Повторяй за | |
игрой на ф-но, что | коммуникативная | Ребусы | Сольфеджио | мной» - повторение | ||
играю, то пою» | игра | Нота «СИ» | ||||
«Здороваемся с | «Скульптор» - | Нота «СИ» | «Ноты изучаем» | Песни по выбору | «Повторяй за | |
игрой на ф-но, что | коммуникативная | Ребусы | Сольфеджио | мной» - | ||
играю, то пою» | игра | Закрепление | закрепление | |||
АПРЕЛЬ - 2
Дата | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
Посещаемость | приветствие | развивающая игра | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
«Угадай, кто с | «Весёлый оркестр» | «Тембровая | «Подражаем | Песни по выбору | «Сидел козёл на | |
тобой | окраска и | скрипочке» | лавочке» | |||
поздоровался» | тембровый слух» | «Бубен» | ||||
«Угадай, кто с | «Весёлый оркестр» | «Тембровая | «Подражаем | Песни по выбору | «Сидел козёл на | |
тобой | окраска и | скрипочке» | лавочке» | |||
поздоровался» | тембровый слух» | «Бубен» | ||||
«Весёлый оркестр» | «Барабан» | |||||
«Угадай, кто с | «Весёлый оркестр» | «Тембровая | «Подражаем | Песни по выбору | «Сидел козёл на | |
тобой | окраска и | скрипочке» | лавочке» | |||
поздоровался» | тембровый слух» | «Бубен» | ||||
«Весёлый оркестр» | «Барабан» | |||||
«Угадай, кто с | «Весёлый оркестр» | «Тембровая | «Подражаем | Песни по выбору | «Сидел козёл на | |
тобой | окраска и | скрипочке» | лавочке» | |||
поздоровался» | тембровый слух» | «Бубен» | ||||
МДИ | «Барабан» | |||||
Предварительный просмотр:
Программа вокального кружка
Рабочая программа вокального кружка
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4. Развитие умений различать звуки по высоте;
5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,
8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Основопологающие принципы программы:
• Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
• Принцип деятельностного подхода;
• Принцип культуросообразности;
• Принцип последовательности;
• Принцип системности;
• Принцип интеграции;
• Принцип развивающего обучения;
• Принцип гуманизации;
• Принцип сотрудничества;
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
Организация и проведение занятий
Программа вокального кружка предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май, два раза в неделю в первой половине дня.
Продолжительность занятия 20 – 30 мин
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т. д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса, нужно соблюдение следующих условий:
• игровой характер занятий и упражнений,
• активная концертная деятельность детей,
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и кон-цертах, но и дома, на улице, в гостях
• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
• звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
• развитие музыкального слуха и голоса;
• песенное творчество;
• певческая установка;
• певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Вводная часть
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
• пение песни с полузакрытым ртом;
• пение песни на определенный слог;
• проговаривание согласных в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
• анализ направления мелодии;
• использование элементов дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• оценка качества исполнение песни
Перспективный план работы
Октябрь
Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки. Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание, темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса, интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).
Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;
Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;
Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.
Учить детей исполнять песни а капелла.
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательно-сти.
1. «Говорил попугай попугаю».
2. «Тигры».
3. «Вёз корабль карамель».
4. «Кит-рыба».
1. «Котенок и бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и Медведь»
А. Евтодьевой
«Гномики» муз. и сл. К. Костина,
р. н. п. «Ходила младешенька»
Количество занятий – 8
Ноябрь
Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки. Чисто-говорки.
5 Упражнения для распевания.
6. Пение.
Психологическая настройка на занятие.
Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание, темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса, интонацией (обыгрывать об-раз и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).
Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.
1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фраза-ми и перед началом пения;
2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.
Упражнения: 1. «В гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.
Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый язычок».
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательно-сти.
1. Няня мылом мыла Милу…»
2. «Сорок сорок ели сырок…»
3. Знакомый материал.
1. «Фокус-покус».
2. «Чудо-лесенка».
3. «Храбрый портняжка» А. Евтодьевой
«Сонная песенка» русский текст О. Петерсон, муз. Р. Паулса,
«Пестрый колпачок» Г. Струве.
Количество занятий - 8
Декабрь
Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки, стихи.
5 Упражнения для распевания.
6. Пение.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;
Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и. т. д.
Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь под фонограмму.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). 1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий вы-дох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности
«По волнам», «Качели», «По кочкам».
Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Храбрый портняжка»,
«Золушка и сестры» А. Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый репертуар.
«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова
«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина
Количество занятий – 8
Январь
Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонопедические упражне-ния.
4. Скороговорки.
Стихи.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.
Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо
Продолжать работу над развитием голоса детей.
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала
1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;
2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;
4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.
6. Совершенствовать исполнительское мастерство.
7. Учить детей работать с микрофоном.
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й – а.)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).
Чтение текста песен.
Знакомый репертуар.
1. «Волк и красная шапочка»
2. «По щучьему веленью» А. Евтодьевой
Повторение знакомых песен
Количество занятий – 6
Февраль
Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонопедические упражнения.
4. Скороговорки. Чисто-говорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.
Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание, темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса, интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).
Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;
2. Чисто интонировать в заданном диапазоне.
3. Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.
4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной вы-разительности.
5. Учить детей работать с микрофоном.
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)
«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.
«Мороз» (по методу Емельянова)
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»
1. «Три медведя» А. Евтодьевой
Знакомые распевки.
1. «Песенка о капитане» Дунаевский
2. «Любимый папа» сл. Ю. Энтина
муз. Д. Тухманова
Количество занятий – 8
Март
Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонопедические упражнения.
4. Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение.
Психологическая настройка на занятие.
Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, ох-ране и укреплению здоровья детей.
Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание, темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса, интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.
Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Упражнение: «В гости».
«Здравствуйте».
Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»
«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
1. «Теремок» Л. Олифировой
2. «Вот такая чепуха» И. Рыбкиной
«Мамочка моя»
«Мамина песенка» М. Пляцковский
Количество занятий -8
Апрель
Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки, стихи.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и. т. д.
Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с микрофоном. 1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).
Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Я хороший»,
«Да и нет» В. Н. Петрушина.
1. «Стрекоза и рыбка»
2. «Кот и петух» А. Евтодьевой
1. укр. н. п «Веснянка»
2. «Что такое семья?» Е. Гомоновой
Количество занятий -8
Май
Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки, стихи.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;
Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.
Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и. т. д.
Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
1. Петь естественным звуком без напряжения;
2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;
4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
5. Самостоятельно попадать в тонику;
6. Самостоятельно использовать навыки иполнительского мастерства, сценической культуры.
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.
«Прогулка» М. Лазарев.
Проговаривание текста песен, попевок.
Знакомый репертуар.
«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый репертуар.
«Любимый детский сад» К. Костина
«В самый первый раз» Н. Разуваевой.
Количество занятий – 8
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п
Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка/б
0
н
с
в
1.
Качественное исполнение знакомых песен.
2.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
3.
Умение импровизировать
4.
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
5.
Навыки выразительной дикции
0 - не справляется с заданием
н - (низкий) - справляется с помощью педагога
с - (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в - (высокий) - справляется самостоятельно
Перечень программно-методического обеспечения
1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Программы, сценарии концертов.
6. Сборники песен, попевок.
7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
8. Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
Список литературы
1. Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
5. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
6. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
7. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Про-свещение, 2004г.
8. Метлов Н. А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
9. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
10. Орлова Т. М. Бекина С. И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
11. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
12. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. Просвещение, 1984г.
13. Разуваева Н. А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
14. Шереметьев В. А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
15. Шейн В. А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.