Презентация-отчет по кружковой работе ПИД, через кружок "Потомучка"

Творкунас Галина Владимировна

Срок реализации данного проекта сентябрь 2019 по май 2021гг (2года)

Участники проекта: Дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Воспитатели

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружковая работа по ПИД2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников посредством кружка « Потомучка »

Слайд 2

Целевая аудитория Дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет МБДОУ д/с № 17 Срок реализации: 2 года 1 раз в неделю по 25 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут с детьми 6-7 лет.

Слайд 3

Цель: развитие первичных навыков самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Слайд 4

Задачи : Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира – знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, растворимость, плавучесть и т.д.). Учить понимать алгоритм действий эксперимента по карте – схеме, самостоятельно проводить знакомый эксперимент по карте – схеме, самостоятельно проводить незнакомые опыт по карте – схеме, составлять свой собственный эксперимент. Развивать умение у детей слушать, слышать и выполнять инструкцию взрослого; принимать, сохранять поставленную задачу; действовать по образцу; вместе с педагогом оценивать результат своей деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом; контролировать свою деятельность. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); проводить сравнение и классификацию изучаемых объектов по заданным основаниям; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей. Воспитывать культуру безопасного поведения при проведении физических экспериментов. Воспитывать познавательный интерес, любознательность, поддерживать инициативу и самостоятельность детей в процессе организации детского экспериментирования. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, умение работать в группе, договариваться, принимать позицию и мнение другого.

Слайд 5

Ключевая идея заключается в использовании карт – схем, работая по которым воспитанники смогут самостоятельно (после освоения алгоритма действий вместе с педагогом) проводить определенные простейшие опыты и как следствие, у старших дошкольников будут развиваться первичные навыки самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности.

Слайд 6

Авторские технологии: 1 . Е.А.Дмитриева , О.Ю.Зайцева , С.А.Калиниченко . Детское экспериментирование. карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 2. Г.П.Тугушева , А.Е.Чистякова . Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Слайд 7

Материально – техническое оснащение • Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты, лупы, воронки, пипетки; • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма; • Природный материал: камешки, глина, песок, листья деревьев, почва, ткань; • Разные виды бумаги: обычная, картон; • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители; • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, крахмал, сито, свечи, шприцы, деревянные бруски, поролон, пакеты целлофановые, и т.д. 26 карт – схем по изучению свойств воды, 17 карт – схем по изучению свойств воздуха, 12 карт по изучению свойств песка, глины и почвы, 7 карт по изучению свойств огня Альбомы для фиксации опытов

Слайд 9

Особенности организации деятельности в рамка кружка « Потомучка » Во время занятия кружка проводятся один – два эксперимента с детьми (в зависимости от сложности). Алгоритм проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми Проверка гипотезы с использованием карт - схем Подведение итогов, вывод Фиксация результатов Вопросы детей.

Слайд 10

Особенности работы с картами – схемами : Ознакомление с правилами безопасности при проведении опытов (при необходимости) Формирование понятия «карта – схема» начинается в момент проведения опыта, в ходе которого дети: - осознают, что порядок проведения опыта отражен на карте схематично; - начинают понимать смысл схематичных изображений; Осознают, что действуя в обозначенном на карте – схеме порядке, можно провести опыт самостоятельно. Формирование понятия «алгоритм действий». Проведение первых опытов педагогов в присутствии детей или вместе с детьми с подробным объяснением действий и показом их обозначения на технологической карте. Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми (в присутствии педагога) при обязательном объяснении ребенком своих действий по карте – схеме и выяснении смысла всех схематичных изображений на карте. Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми по карте – схеме без предварительного объяснения ребенком своих действий (в присутствии педагога) Самостоятельное проведение незнакомых опытов детьми по карте – схеме (в присутствии педагога).

Слайд 11

Формы работы: Основными формами реализации данной практики является: Совместная деятельность педагогов с детьми в рамках кружка « Потомучка » по инициативе ребенка самостоятельная или совместная с ребенком или взрослым деятельность (проведение экспериментов) в уголке экспериментирования в свободной деятельности, предусмотренной режимом дня .

Слайд 12

Поддержка детской самостоятельности и инициативы детей В перспективном плане кружка « Потомучка », предусмотрены занятия «Любимые опыты», которые предполагают, проведение детьми опытов по своему выбору используя карты – схемы и по собственному желанию. В режиме дня предусмотрено время для самостоятельной деятельности детей. В группе есть постоянный доступ детей к материалом уголка экспериментирования для самостоятельного или совместного с ребенком или взрослым проведения экспериментов (по выбору ребенка). В экспериментальном уголке расположены правила деятельности, карты – схемы, знакомые детям, заготовки для самостоятельного создания карт - схем

Слайд 13

Ожидаемые результаты Дети имеют представления о физических свойствах окружающего мира – знакомы с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, растворимость, плавучесть и т.д.). Понимают алгоритм действий эксперимента по карте – схеме, самостоятельно проводят знакомый эксперимент по карте – схеме, самостоятельно проводят незнакомые опыт по карте – схеме, могут составлять свой собственный эксперимент. Демонстрируют умение у детей слушать, слышать и выполнять инструкцию взрослого; принимать, сохранять поставленную задачу; действовать по образцу; вместе с педагогом оценивать результат своей деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом; контролировать свою деятельность. Умеют устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); проводить сравнение и классификацию изучаемых объектов по заданным основаниям; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей. Демонстрируют интерес к исследованию, проявляют любознательность, самостоятельность в процессе экспериментирования. Осознанно выполняют правила техники безопасности при проведении физических экспериментов. Активно и доброжелательно взаимодействуют со сверстниками, умеют работать в группе, договариваются, принимают позицию и мнение другого.

Слайд 14

Инструменты измерения результатов Для диагностики уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью используется методика Л.Н . Прохоровой . Основной формой проведения диагностики овладения детьми экспериментальной деятельностью является наблюдение за деятельностью детей и беседа (по необходимости) Показатели сформированности исследовательской деятельности Критерии сформированности исследовательской деятельности Умение видеть проблему; Умение формулировать и задавать вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования. Самостоятельность. Полнота и логичность ответа. Правильность выводов и формулировок. Диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью ( методика Л.Н. Прохоровой.)

Слайд 15

низкий уровень – 1 балл Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем. При помощи взрослого может объяснить связь фактов. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку. Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости. Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого. Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого. средний уровень – 2 балла; Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем. При помощи взрослого может объяснить связь фактов. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку. С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости. Может сделать простейший опыт по образцу или по карте - схеме. Может зарисовать свои наблюдения. высокий уровень – 3 балла Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем. Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…). Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы. Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…). Делает простейшие опыты по карте - схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта. Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения. Самостоятельно создает карты – схемы и проводит опыт. Уровни сформированности исследовательской деятельности :

Слайд 16

Спасибо за внимание!