Проектная деятельность
р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Арадайм ёhо заншалнууд" | 15.31 КБ |
Проект "Сохранение и развитие бурятского языка" | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Элинсэгүүдэйм нангин ёhо заншалнууд
«Хүнжэлэй бүреэдэhэ оёлго»
Хүтэлбэрилэгшэ: Амар сайн, хүндэтэ айлщад! Танай анхаралда Түнхэнэй аймагта басаганай найр дээрэ үнгэргэгдэдэг заншал харуулхамнай. М үнгэеэ пулаад доро хээд, хэдэн мүрнүүдые үреэлнүүдые хэлэжэ байгаад оедог. Ниитхэеэ таhалхагуй, бусайдуулхагуй. Энэ хадамда гаража байhан басаганай ажабайдал золтой жаргалтай байха гэhэн удхатай.
-Зай нүхэд, басагаяа хадамда үгэжэ, басаганай найр наада үнгэргэжэ байхадаа, хүнжэлэй бүреэдэhэ оёхо ёhолоо үнгэргэе… Наашаа бологты, захалая. Хүнжэлѳѳ, з үү ниитхэеэ бэлдэе.
- Захалая –ёо, захалая….
(Бултадаа айлшад сугларна. Стол дээрэ хүнжэл, пулаад, зүү, ниидхэ табигдана)
- Хэмнай түрүүшын мүрнүүдые оёхонь бэ?
- Битнай захалhуу. Үгэгты з үү ниидхэеэ. (Абана. Мүнгэеэ пулаад доро хээд, үреэлээ хэлэжэ байгаад, оёно)
-Хүбэн сагаан хүнжэл соомнай
Космосто ниидэхэ хүбүүд,
Хуралда hууха басагад
Түрэжэ байгоо-оо!
(Айлшад булта: «Болтогой!»)
-Битнай хэдэн мүрнүүдые оёhуу. Аса наашань зүүгээ.
(Абажа баhа тиигээд лэ оёно)
-Нооhоор оёhон хүнжэлсоомнай
Ноен болохо хүбүүд,
Налгай урин басагад түрэжэ байгоо-оо!
(Айлшад булта: «үреэл тоготохонь болтогой!»)
-Миниитнай оёогуйдэ болохогуйл байна даа гэжэ hананаб. Битнай оёhууб. Үгэгтыл даа наашань.
- Басагандаа оёhон хүнжэл соомнай
Бэлигтэй хүбүүд, басагад түрэжэ,
Буряад ороноо суурхуулхань болтогой!
(Айлшад булта: «Болтогой!»)
-Миниишье оёхо дуран хүрэнэл! Намдаа үгыт.
-Зѳѳлэн хүнгэн хүнжэл соомнай
Зоригтой хүбүүд, басагад түрэжэ,
Зондоо туhатай, хэрэгтэй,
Золтой жаргалтай hуугууд лэ даа!
(Айлшад булта: «үреэл тоготохонь болтогой!»)
Хүтэлбэрилэгшэ:
hүүлшын мүрнүүдыебитнай оёжо дүүргэhүү. Т үрүүн хэды мүнгэн сугларааб гэжэ тоолоё!!! (Пулаад дорохи мүнгэеэ тоолоно). ,,,,,, сулх ѳѳб суглараа. Хэдыень үлээгээд, хэдыень абахамнайб?
- Хахадыень үлѳѳгѳѳд, хахадынь абая- ёоо!!!
- Тиигэе, тиигэе!!! (Хахадынь үлѳѳгѳѳд, саашань үргэлжэлнэ).
- Хүбэн сагаан хүнжэл соомнай
Хүхюун сэнгүү хүбүүд түрэжэ,
Хүндэ хүндэтэй,
Хуби заяагаар баян hуухань болтогой!!!
-Болтогой!!! (хүнжэлѳѳ 4 буланhаань үргэжэ, hэжэрнэд, үреэлнүүдээ хэлэнэд. Хүнжэлѳѳ эбхээд, саашань табинад).
Хүтэлбэрилэгшэ:
-Зай, хүнжэлэй бүреэдэhэ нэй ёhололнай иигээд дүүрэбэ. Ёохороо хатаржа, энэ хэрэгээ баталан, сэнгэн хүхилдэе-ээ!!!
- Тиигэе-ээ!!!
(Ёохор хатаралдана)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Галбайская основная общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:
____________/Манзаракшеева Д.М./
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
Выполнила учитель бурятского языка и литературы
Шойжолова Надежда Альбертовна
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВВЕДЕНИЕ
Незнание родного языка ведет к так называемому «языковому нигилизму», следствием чего является полная или
частичная утрата родного языка.
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Действия по сохранению и возрождению языка могут иметь смысл только при поддержке самих говорящих на нем людей. Языку нелегко выжить в современных условиях: для этого он должен использоваться во многих значимых областях — например, в образовании, в прессе, в государственных учреждениях; также язык должен высоко цениться теми, кто говорит на нем. Бурятский язык является одним из языков монгольской группы алтайской языковой семьи. Распространён в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском крае, Монголии, Китае. Бурятский язык наряду с русским является государственным языком в Республике Бурятия. Родной язык и литература, будучи самостоятельными учебными дисциплинами, играют огромную роль в обучении и воспитании, формировании духовно богатой и гармонично развитой личности с высокой нравственностью, активного члена гражданского общества – носителя и творческого продолжателя культурно – духовных ценностей народ
Проблема вымирающих языков является одной из самых животрепещущих проблем современности. Ученые всего мира разделились на два лагеря: сторонников так называемой теории «глобализма» и их противников. Идея единого языка на одной планете в наше время очень популярна. Ее сторонники приводят разные аргументы в пользу этой теории.
Программа является важным документом, вызванным необходимостью создания оптимальных условий для нормального изучения бурятского языка, повышения качества знаний учащихся, научно – методического уровня преподавания и обеспечения преподавателей учебно – методической и материально – технической базой по родным языкам и родной литературе.
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
Наименование программы | Муниципальная программа по сохранению, изучению бурятского языка |
Основание для разработки программы |
|
Цели и задачи программы | Создание условий для сохраненияи развития бурятского языка в МБОУ “Галбайская ООШ” |
Сроки реализации | 2019–2021 годы |
Основные направления Программы | Система образования, национально-языковая среда семьи, институт общественного мнения |
Исполнитель программы | МБОУ «Галбайская ООШ» |
Ожидаемые результаты | - создание условий для сохранения, развития и популяризации бурятского языка в МБОУ «Галбайская ООШ» - развитие и поддержка бурятского языка как национального языка бурятского народа и государственного языка Республики Бурятия; - развитие целостной системы изучения бурятского языка и обучения на бурятском языке в Тункинском районе; - сформирование позитивного отношения населения, особенно молодого поколения, к изучению бурятского языка; - увеличение количества потребителей печатных средств массовой информации на бурятском языке; - положительная динамика ценностных ориентаций населения. - увеличение доли использования электронных учебников бурятского языка нового поколения; - создание муниципальных летних лагерей различных профилей; - проведение конкурсов и олимпиад различной направленности (творческих, технических, информационных, предметных, межпредметных и пр.) по бурятскому языку;. |
Контроль за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы. |
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы:
- сохранение и развитие бурятского языка;
- формирование бережного отношения к традициям, воспитание сознательного отношения к языку
- создать условия для изучения бурятского языка в школе; (содействие в укреплении материальной базы предмета, создании кабинетов и обеспечении учебной и методической литературой);
- улучшить качество преподавания языка.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ “ СОХРАНЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА”
№ | Наименование мероприятий | сумма | 2019 | 2020 | 2021 | ||
1. | Конкурс бурятской поэзии | ||||||
2. | «Эхэ хэлэн-манай баялиг» конкурс по бурятскому языку | ||||||
3. | Конкурс «Баатар-Дангина» | ||||||
4. | Проведение Белого месяца «Сагаалган» | ||||||
5. | Конкурс-выставка «Уран гартан» | . | |||||
6. | . Конкурс «Юный Будамшуу», | ||||||
7. | Подготовка к олимпиаде | ||||||
8. | Месячник бурятского языка | ||||||
9 | Живая классика на бурятском языке | ||||||
Проведение данных мероприятий позволяет повысить интерес обучающихся к бурятскому языку, культуре, истории родного края,
В 1992 году Народный Хурал Республики Бурятия принял важный для нашей республики Закон «О языках народов Республики Бурятия», согласно которому бурятский язык наряду с русским стал государственным языком. Благодаря этому закону получили поддержку и развитие национальные школы, где дети наряду с русским изучают бурятский язык. Государственный статус бурятского языка записан в Конституции нашей республики. Сегодня Указы Президента, постановления Правительства Республики Бурятия и Народного Хурала выходят на двух языках, чтобы даже в самых отдаленных уголках Бурятии жители могли ознакомиться с определяющими нашу жизнь документами. На правительственном уровне принята программа сохранения языка до 2014 года, в рамках которой множество мероприятий, конкурсов, олимпиад и конференций. Большая работа по возрождению языка и культуры проводится министерством образования, учителями республики. Стали традиционными мероприятия "День бурятского языка", "Баатар-Дангина", "Моя родословная", «Буряад хэлэн баян даа!», «Эхэ хэлэн манай баялиг» конкурсы юных знатоков родного фольклора и другие. Возрождаются наши национальные бурятские традиции, праздники, обряды. Увеличивается число дошкольных учреждений и учебных заведений, в которых изучается бурятский язык
Пути решения проблемы сохранения бурятского языка
Таким образом, получается замкнутый круг. Чтобы разорвать его, надо начинать что-то делать. В рамках поселка и школы для решения проблемы сохранения родного бурятского языка предлагаем следующее:
- издавать газету или рубрику в газете на бурятском языке;
- провести конкурс на лучшие переводы и озвучивание любимых детских мультфильмов;
- проводить конкурсы на лучшее исполнение бурятских песен, танцев, художественного чтения;
- школьникам изучать культуру, традиции, обычаи бурятского народа
Заключение
Существует мнение, что хорошо, если все люди будут одной национальности – как в Америке все – американцы. Но мы считаем, что так будет неинтересно жить, если у людей не будет своих особенностей. В стихотворении Баира Дугарова говорится почти про это: «Я не знаю, откуда просыпается в сердце тоска по земному дыханью уюта и огню своего очага». У каждого человека должен быть свой очаг – тогда он будет стараться беречь его и сохранять, станет мудрее и добрее. Исчезнет язык, исчезнет сам этнос с его богатой культурой, традициями и обычаями.
Изучение бурятского языка содействует лучшему пониманию людей разных национальностей, проживающих в нашей многонациональной республике, укрепляется дружба и согласие между народами. Но вопрос сохранения бурятского языка остается актуальным. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить наш родной язык, вместе с ним и наше национальное самосознание.