Проектная деятельность

Шойжолова Надежда Альбертовна

Предварительный просмотр:

Элинсэгүүдэйм нангин ёhо заншалнууд

«Хүнжэлэй бүреэдэhэ оёлго»

Хүтэлбэрилэгшэ: Амар сайн, хүндэтэ айлщад! Танай анхаралда Түнхэнэй аймагта басаганай найр дээрэ үнгэргэгдэдэг заншал харуулхамнай. М үнгэеэ пулаад доро хээд, хэдэн мүрнүүдые үреэлнүүдые хэлэжэ байгаад оедог. Ниитхэеэ таhалхагуй, бусайдуулхагуй. Энэ хадамда гаража байhан басаганай ажабайдал золтой жаргалтай байха гэhэн удхатай.  

-Зай нүхэд, басагаяа хадамда үгэжэ, басаганай найр наада үнгэргэжэ байхадаа,   хүнжэлэй бүреэдэhэ оёхо ёhолоо үнгэргэе…  Наашаа бологты, захалая. Хүнжэлѳѳ, з үү ниитхэеэ бэлдэе.

- Захалая –ёо, захалая….

(Бултадаа айлшад сугларна. Стол дээрэ хүнжэл, пулаад, зүү, ниидхэ табигдана)

- Хэмнай түрүүшын мүрнүүдые оёхонь бэ?

- Битнай захалhуу. Үгэгты з үү ниидхэеэ. (Абана. Мүнгэеэ пулаад доро хээд, үреэлээ хэлэжэ байгаад, оёно)

-Хүбэн сагаан хүнжэл соомнай

Космосто ниидэхэ хүбүүд,

Хуралда hууха басагад

Түрэжэ байгоо-оо!

(Айлшад булта: «Болтогой!»)

-Битнай хэдэн мүрнүүдые оёhуу. Аса наашань зүүгээ.

(Абажа баhа тиигээд лэ оёно)

-Нооhоор оёhон хүнжэлсоомнай

Ноен болохо хүбүүд,

Налгай урин басагад түрэжэ байгоо-оо!

(Айлшад булта: «үреэл тоготохонь болтогой!»)

-Миниитнай оёогуйдэ болохогуйл байна даа гэжэ hананаб. Битнай оёhууб. Үгэгтыл даа наашань.

- Басагандаа оёhон хүнжэл соомнай

Бэлигтэй хүбүүд, басагад түрэжэ,

Буряад ороноо суурхуулхань болтогой!

(Айлшад булта: «Болтогой!»)

-Миниишье оёхо дуран хүрэнэл! Намдаа үгыт.

-Зѳѳлэн хүнгэн хүнжэл соомнай

Зоригтой хүбүүд, басагад түрэжэ,

Зондоо туhатай, хэрэгтэй,

Золтой жаргалтай hуугууд лэ даа!

 (Айлшад булта: «үреэл тоготохонь болтогой!»)

Хүтэлбэрилэгшэ:

hүүлшын мүрнүүдыебитнай оёжо дүүргэhүү. Т үрүүн хэды мүнгэн сугларааб гэжэ тоолоё!!! (Пулаад дорохи мүнгэеэ тоолоно). ,,,,,, сулх ѳѳб суглараа. Хэдыень үлээгээд, хэдыень абахамнайб?

- Хахадыень үлѳѳгѳѳд, хахадынь абая- ёоо!!!

- Тиигэе, тиигэе!!! (Хахадынь үлѳѳгѳѳд, саашань үргэлжэлнэ).

- Хүбэн сагаан хүнжэл соомнай

Хүхюун сэнгүү хүбүүд түрэжэ,

Хүндэ хүндэтэй,

Хуби заяагаар баян hуухань болтогой!!!

-Болтогой!!! (хүнжэлѳѳ 4 буланhаань үргэжэ, hэжэрнэд, үреэлнүүдээ хэлэнэд. Хүнжэлѳѳ эбхээд, саашань табинад).

Хүтэлбэрилэгшэ:

-Зай, хүнжэлэй бүреэдэhэ  нэй ёhололнай иигээд дүүрэбэ. Ёохороо хатаржа, энэ хэрэгээ баталан, сэнгэн хүхилдэе-ээ!!!

- Тиигэе-ээ!!!

(Ёохор хатаралдана)

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Галбайская основная общеобразовательная школа»

                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:

____________/Манзаракшеева Д.М./

  ШКОЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ  БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА

 

Выполнила учитель бурятского языка и литературы

Шойжолова Надежда Альбертовна

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.  ВВЕДЕНИЕ

       

        Незнание родного языка ведет к так называемому «языковому нигилизму», следствием чего является полная или

частичная утрата родного языка.

       Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Действия по сохранению и возрождению языка могут иметь смысл только при поддержке самих говорящих на нем людей. Языку нелегко выжить в современных условиях: для этого он должен использоваться во многих значимых областях — например, в образовании, в прессе, в государственных учреждениях; также язык должен высоко цениться теми, кто говорит на нем.   Бурятский язык является одним из языков монгольской группы алтайской языковой семьи.  Распространён  в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском крае, Монголии, Китае.  Бурятский язык наряду с русским  является государственным языком в Республике Бурятия.         Родной язык и литература, будучи самостоятельными учебными дисциплинами, играют огромную роль в обучении и воспитании, формировании духовно богатой и гармонично развитой личности с высокой нравственностью, активного члена гражданского общества – носителя и творческого продолжателя культурно – духовных ценностей народ              

     Проблема вымирающих языков является одной из самых животрепещущих проблем современности. Ученые всего мира разделились на два лагеря: сторонников так называемой теории «глобализма» и их противников. Идея единого языка на одной планете в наше время очень популярна. Ее сторонники приводят разные аргументы в пользу этой теории.

Программа является важным документом, вызванным необходимостью создания оптимальных условий для нормального изучения бурятского языка, повышения качества знаний учащихся, научно – методического уровня преподавания и обеспечения преподавателей учебно – методической и материально – технической базой по родным языкам и родной литературе.

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА

Наименование программы

Муниципальная программа по сохранению, изучению бурятского языка

Основание для разработки программы

  1. Конституция Российской Федерации (ст.68).
  2. Федеральный закон от 25.10.1991года  №1807-1 «О языках народов Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 01.06.2005года №53-ФЗ  «О государственном языке Российской Федерации».
  4. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 года №240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
  5.  Закон Республики Бурятия от 07.03.2014 года №383-V «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия».
  6. Постановление от 02.08.2010 №000 об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия».

Цели и задачи  программы

Создание условий для сохраненияи развития бурятского языка в МБОУ “Галбайская ООШ”

Сроки реализации

2019–2021 годы

Основные    направления Программы

Система образования, национально-языковая среда семьи, институт общественного мнения

Исполнитель программы

МБОУ  «Галбайская ООШ»

Ожидаемые результаты

- создание  условий для  сохранения,  развития и популяризации бурятского языка в МБОУ «Галбайская ООШ»

- развитие и поддержка бурятского языка как национального языка бурятского народа и государственного языка Республики Бурятия;

- развитие целостной системы изучения бурятского языка и обучения на бурятском языке в Тункинском районе;

- сформирование позитивного отношения населения, особенно молодого поколения, к изучению бурятского языка;

- увеличение количества потребителей печатных средств массовой информации на бурятском языке;
- создание условий для изучения бурятского языка широким кругом населения посредством сети Интернет;

- положительная динамика ценностных ориентаций населения.

- увеличение доли использования электронных учебников бурятского языка нового поколения;

- создание  муниципальных  летних лагерей различных профилей;

- проведение конкурсов и олимпиад различной направленности (творческих, технических, информационных, предметных, межпредметных и пр.) по бурятскому языку;.

Контроль за    исполнением программы

Контроль за исполнением программы осуществляется  администрацией школы.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основные цели программы:

- сохранение и развитие бурятского языка;

- формирование бережного отношения к традициям, воспитание сознательного отношения к языку

      - создать условия для  изучения бурятского языка в школе; (содействие в укреплении материальной базы предмета, создании кабинетов и обеспечении учебной и методической литературой);

            - улучшить качество преподавания языка.

                   

                                         

МЕРОПРИЯТИЯ ПО  РЕАЛИЗАЦИИ

ШКОЛЬНОЙ   ПРОГРАММЫ “ СОХРАНЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА”

Наименование мероприятий

сумма

2019

2020

2021

1.

Конкурс бурятской поэзии

2.

«Эхэ хэлэн-манай баялиг» конкурс по бурятскому языку

3.

Конкурс «Баатар-Дангина»

4.

Проведение  Белого месяца «Сагаалган»

  5.

Конкурс-выставка «Уран гартан»

.

6.

. Конкурс  «Юный Будамшуу»,

7.

Подготовка к олимпиаде

8.

Месячник бурятского языка

9

Живая классика на бурятском языке

Проведение данных мероприятий позволяет повысить интерес обучающихся  к бурятскому языку, культуре, истории родного края,

В 1992 году Народный Хурал Республики Бурятия принял важный для нашей республики Закон «О языках народов Республики Бурятия», согласно которому бурятский язык наряду с русским стал государственным языком. Благодаря этому закону получили поддержку и развитие национальные школы, где дети наряду с русским изучают бурятский язык. Государственный статус бурятского языка записан в Конституции нашей республики. Сегодня Указы Президента, постановления Правительства Республики Бурятия и Народного Хурала выходят на двух языках, чтобы даже в самых отдаленных уголках Бурятии жители могли ознакомиться с определяющими нашу жизнь документами. На правительственном уровне принята программа сохранения языка до 2014 года, в рамках которой множество мероприятий, конкурсов, олимпиад и конференций. Большая работа по возрождению языка и культуры проводится  министерством  образования, учителями  республики. Стали традиционными мероприятия "День бурятского языка", "Баатар-Дангина", "Моя родословная",  «Буряад хэлэн баян даа!», «Эхэ хэлэн манай баялиг» конкурсы юных знатоков родного фольклора и другие. Возрождаются наши национальные бурятские традиции, праздники, обряды. Увеличивается число дошкольных учреждений и учебных заведений, в которых изучается бурятский язык

     Пути решения проблемы сохранения бурятского языка

     Таким образом,   получается замкнутый круг. Чтобы разорвать его, надо начинать что-то делать. В рамках поселка и школы для решения проблемы сохранения родного бурятского языка предлагаем следующее:

  • издавать газету или рубрику в газете на бурятском языке;
  • провести конкурс на лучшие переводы и озвучивание любимых детских мультфильмов;
  • проводить  конкурсы на лучшее исполнение бурятских песен, танцев, художественного чтения;
  • школьникам изучать культуру, традиции, обычаи бурятского народа

Заключение

    Существует мнение, что хорошо, если все люди будут одной национальности – как в Америке все – американцы. Но мы считаем, что так будет неинтересно жить, если у людей не будет своих особенностей. В стихотворении Баира Дугарова говорится почти про это: «Я не знаю, откуда просыпается в сердце тоска по земному дыханью уюта и огню своего очага». У каждого человека должен быть свой очаг – тогда он будет стараться беречь его и сохранять, станет мудрее и добрее. Исчезнет язык, исчезнет сам этнос с его богатой культурой, традициями и обычаями.

      Изучение бурятского языка содействует лучшему пониманию людей разных национальностей, проживающих в нашей многонациональной республике, укрепляется дружба и согласие между народами. Но вопрос сохранения бурятского языка остается актуальным. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить наш родной язык, вместе с ним и наше национальное самосознание.